Тропарь, глас 6: Грешником и мытарем/за множество милости Твоея/явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася,/ибо утверди вселенную, яже не подвижится./Готов престол Твой оттоле,/от века Ты еси. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Стих 2: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя./Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Стих 3: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь./Свидения Твоя уверишася зело./Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Слава, и ныне: Грешником и мытарем/за множество милости Твоея/явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Пророчества Исаиина чтение (глава 1): Тако глаголет Господь:/измыйтеся и чисти будете,/отымите лукавствия от душ ваших, пред очима Моима/престаните от лукавствий ваших./Научитеся доброе творити,/изыщите суда, избавите обидима,/судите сиру, и оправдите вдовицу./И приидите, истяжимся, – глаголет Господь, -/и аще будут греси ваши, яко багряное,/яко снег, убелю;/аще же будут, яко червленое,/яко волну, убелю./И аще хощете и послушаете Мене,/благая земли снесте./Аще ли же не хощете, ниже послушаете Мене,/меч вас пояст./Уста бо Господня глаголаша сия. Бытия чтение (глава 32): Воззрев Иаков и виде полк Божий ополчившийся,/и сретоша его Ангели Божии./Рече же Иаков, егда виде их:/полк Божий сей./И нарече имя месту тому Полки./Посла же Иаков вестники пред собою ко Исаву, брату своему,/в землю Сиир, во страну Едомскую./И заповеда им, глаголя:/сице рцыте господину моему Исаву:/тако глаголет отрок твой Иаков:/с Лаваном пожих и укоснех до ныне,/и быша ми овцы, и волове, и ослята, и рабы, и рабыни./И послах возвестити господеви моему Исавови,/да обрящет благодать отрок твой пред тобою./И возвратишася вестницы ко Иакову, глаголюще:/идохом ко Исаву, брату твоему,/и се сам грядет в сретение твое/и четыре ста мужей с ним./Убояся же Иаков зело, и недоумевашеся,/и раздели люди, иже с ним, и волы, и овцы на два полка./И рече Иаков:/аще приидет Исав на полк един и посечет и,/будет полк вторый во спасение./И рече Иаков:/Бог отца моего Авраама/и Бог отца моего Исаака, Господи, рекий ми:/отбежи в землю бытия твоего, и добро ти сотворю./Довольно ми да будет от всякия правды и от всякия истины,/юже сотворил еси отроку Твоему, с жезлом бо моим сим преидох Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В центре нашего внимания сегодня персонаж по имени Нафанаил. С ним происходит нечто, непонятное нам с первого взгляда. Для нас до сих пор остается загадкой, что произошло между ним и Христом, почему он воскликнул: “Ты — Сын Божий, ты — Царь Израилев!”. Нафанаил прежде всего человек, которого не проведешь на мякине, это искренний человек, прямой и праведный. В тексте евангелиста Иоанна есть намеки, потому что слушатель Иоанна знает какие-то вещи и слышит то, что поверхностный взгляд не видит, и мы с вами тоже не замечаем. Во-первых, Нафанаил здесь — новый Иаков. И не нужно думать, что это просто аллегория, которую я привлекаю для того, чтобы напустить каких-то благочестивых размышлений. Здесь об этом не сказано прямо. Но здесь есть абсолютно точные знаки, по которым мы можем это узнать. Во-первых, говорится «истинный израильтянин» . Израиль — это имя Иакова. Более того, когда мы читаем в Книге Бытия историю Иакова, то там сказано «он был человек праведный, и жил в шатрах» , и поэтому слова описания Нафанаила как «истинного израильтянина, в котором нет никакого лукавства» точно резонируют с описанием Иакова. Перед нами действительно кто-то, в чьей судьбе исполнится некое пророчество, о котором мечтали ветхозаветные пророки и праведники. Итак, это новый Иаков. Иаков был человеком праведным, чистым, совершенным, потому что еврейское слово «там» означает чистоту и совершенство. Вы, конечно, можете спросить: как же так, мы прекрасно знаем, что Иаков не был человеком, о котором можно сказать «в нем не было никакого лукавства» . Разве он не обманом похитил первородство у своего брата? Но это вопросы, которые возникают у современного человека, имеющего совершенно другие представления о добре и зле. Дело в том, что Иаков в этой истории противопоставляется своему брату Исаву. И для его матери Реввеки, и для автора священного текста совершенно очевидно, что Иаков очень человечный, очень добрый, он прекрасен. Во-первых, он не охотник, не проливает ничью кровь, он «живет в шатрах» , в отличие от его брата Исава, который «дикий», живет где-то в лесах, все время охотится. Иаков — человек праведный.

http://blog.predanie.ru/article/shest-vo...

Да и родив, обнаружила свое благочестие. Сказано: «рече Рахиль: отъя Бог укоризну мою. И нарече имя ему – Иосиф, глаголющи: да придаст ми Бог сына другаго» ( Быт.30.23.24 ). Посему, имея такую приверженность к Богу, могла ли служить она тем, которые не суть боги? Думаю же, представлено в этом и другое; потому что Иаков носил на себе образ Бога всяческих. И Бог имел два народа, – старшего, у которого было покрывало на сердце, и младшего, украшенного красотою веры. И Иаков имел две жены, Лию имевшую «очи болезненны», и Рахиль, «добрую видом, и красную взором зело» ( Быт.29.17 ); и старшая была многочадна, а младшая бесплодна. Ибо и Церковь из язычников древле была бесплодна, а после того стала многочадна. Сказано: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис.54.1 ). Итак, поскольку Церковь , уверовав в Спасителя Бога, с корнем исторгнула заблуждения предков, то Рахиль, будучи образом Церкви, украла отцовских идолов, чтобы и этим показать в себе тень истины. Вопрос 92. Что значит сказанное: «кляся Иаков страхом отца своего Исаака» (Быт.31.53)? Бог Авраамль и Бог Нахоров да судит между нама. И кляся Иаков страхом отца своего Исаака ( Быт.31.53 ).   Страхом Исааковым назвал благочестие, то есть страх Божий; потому что Божий страх носил Исаак в [своей] душе. Вопрос 93. Для чего Ангел борется со Иаковом (Быт.32.25)? Виде же, яко не может противу ему: и прикоснуся широте стегна его: и отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним. ( Быт.32.25 ).   Влагает смелость в Иакова, который боялся брата. Посему-то и победу уступает ему, едва не говоря: «Меня одолел, и боишься человека?» Но чтобы Иаков не стал о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, прикосновением к стегну Ангел показал, что добровольно уступает победу; потому что прикосновением произвел онемение. Иаков, познав силу Явившегося, просит благословения. А Он и просимое дает, и изменяет имя. Ибо говорит: «не прозовется ктому имя твое Иаков, но Израиль будет имя твое: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши» ( Быт.32.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Четвертый день. Поуч. 3-е. Преп. Иаков Постник. (Польза поста телеснаго). Преподобный Иаков, подвижник VI века, пятнадцать лет жил в одной пещере в Финикии. За свою богоугодную жизнь он получил от Бога дар чудотворения, так что не только верующие, но и язычники обращались к нему за исцелением от болезней, чем много язычников той области было обращено к христианству. Одно из чудес преподобного особенно замечательно. Однажды по всей Финикии настала сильная засуха, и голод стал угрожать жителям. Последние вместе с своим епископом усердно молили Бога о даровании дождя. И вот епископу в видении повелено было идти в ту пещеру, где подвизался преподобный Иаков и просить его помолиться о дожде. Епископ, собрав клир, в сопровождении народа, с молебным пением отправился к Иакову, прося его ходатайства пред Богом. Сначала Иаков, считая себя недостойным милости Божией, отказал им, но после усиленных просьб начал молиться; и во время молитвы ниспал дождь. Преподобный Иаков был погребен в той пещере, где подвизался. Через несколько времени мощи его были открыты нетленными и перенесены в созданную близ пещеры церковь во имя святого Иакова. II. Преподобный Иаков постник, за строгость жизни удостоенный дара чудотворений, поучает нас, братие, тому, как угодны Богу и полезны для души пост и воздержание. Когда представляются возражения против поста, то защитники устава церковного спешат оговориться, что истинный пост состоит не в лишении пищи, или худом качестве ея, а в обуздании страстей и делах богоугодных. В такой защите есть односторонность. Правда, церковь приглашает: «постяся, братия, телесно, постимся и духовно». (Сред. 1-й седм. Веч. стих.). Но от этого напоминания не теряет значения тот строгий пост, под которым должно разуметь или совершенное и довольно долгое неядение, или весьма воздержное вкушение сухих и малопитательных снедей. Такой, буквально принимаемый пост важен и как прямая жертва Богу, и как пособие к тому, чтобы другими святыми делами угождать Ему. а) Верный воин несет изнурительные труды, готов на всякие лишения, иногда по целым дням не пьет, не ест, особенно если видит, что и начальник его разделяет с ним тяжесть военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Св. апостол Иаков . Сын Зеведея и брат Иоанна, один из двенадцати Апостолов. По зову Господа Иисуса оставил рыболовные сети и своего отца – и вместе с Иоанном немедленно пошел за Господом. Принадлежал к тем трем Апостолам, которым Господь открывал величайшие тайны, перед которыми преобразился Он на Фаворе и перед которыми скорбел в Гефсиманском саду накануне Своих страданий. По принятии Духа Святого святой Иаков проповедовал Евангелие в разных странах, доходил даже до Испании. Когда он вернулся из Испании, иудеи начали с ним препираться о Священном Писании. Не сумев его никак одолеть [в слове], они наняли [себе в помощь] некоего волхва Гермогена. Однако и Гермоген, и его ученик Филит были побеждены силой истины, проповедуемой Иаковом, и оба крестились. Тогда иудеи обвинили Иакова перед царем Иродом и подговорили некоего Иосию возвести на Апостола клевету. Сей Иосия, увидев стойкость и мужество Иакова и услышав его ясную проповедь об Истине, покаялся и уверовал во Христа. И когда Иаков был осужден на смерть, тогда вместе с ним был приговорен к смерти и этот Иосия. Идя на место казни, Иосия просил Иакова простить ему грех клеветы. Иаков обнял его, поцеловал и сказал ему: «Мир тебе и прощение!» И оба они склонили головы под меч и были усечены ради Господа, Которого любили и Которому служили. Святой Иаков пострадал в Иерусалиме в 45 году. Его тело было перенесено в Испанию, где и доселе у его гробницы совершаются чудесные исцеления. Иаков Зеведеев одним из трех был, Кто зрел Христовы тайны и в себе носил: Созерцал он Спаса преображенного, Огнелика, в белые ризы облаченного. Видел скорбь Господню в Гефсиманском саду, Узника пречудного муки и беду, Изумлялся искренне Христа уничижению, Пока не был просвещен светом Воскресения. Уверовал Иаков, когда Господь восстал, Как грезы сновидений, сомненья разогнал! А как Дух Святой сошел пламенным светом, Непобедимым воином стал Апостол этот. Днем и ночью ратовать начал неустанно, Чудеса преславные творить непрестанно, – И всё – с Божьей помощью, во славу Христову,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но Иаков — внук Авраама, и Бог замечает в нем удивительные упорство и изворотливость для достижения поставленной цели, и Он решает использовать эти качества Иакова в Своем плане, чтобы Иаков на самом деле понял, что это за благословение и от Кого оно исходит. Тернистый путь Иакова промыслительным образом становится путем святости, на котором хитрый молодой человек превратится в известнейшего праведника ВЗ. Во время бегства к Лавану, в местечке Вефиль, Иаков во сне увидел необычную картину: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и … ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я … Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему … И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде … и возвращу тебя в сию землю…» Иаков пробудился … и сказал: …как страшно сие место … это Дом Божий, это врата небесные» (28, 12-17). Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей снуют ангелы — это прекрасный гимн заботе Творца, это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Но в христианской перспективе лестница Иакова стала двузначным прообразом: Христа, Который станет путем, ведущим во «врата небесные», но более — Пресвятой Девы, ставшей «лествицей», по которой в мир пришел с неба Спаситель, дабы нас на небо возвести. Это первое явление Бога Иакову, и он потрясен откровением. Дядя Иакова Лаван оказывается куда большим обманщиком, чем Иаков. Желая в своем доме быть старшим, Иаков попадает в семилетнюю кабалу, влюбившись в дочь Лавана красавицу Рахиль. Но в ночь свадьбы в темноте Лаван подсовывает Иакову ее некрасивую сестру Лию, и наутро Иаков узнает об обмане (Иаков не раз на себе будет испытывать рецепты собственного прошлого). «Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, — говорит Лаван и добавляет, — за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет». (29, 27). Т. о., Лаван решил «убить двух зайцев»: во– первых, пристроил в браке Лию (в этом — трогательная забота отца, чтобы ни одна дочь не осталась без сожития и потомства), а во-вторых, закрепил за своим хозяйством ценного и выносливого работника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

27 Приходы и церкви Подольской епархии/Под ред. Ев.И. Сецинского//Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Каменец-Подольский, 1901. Вып. 9. 29 Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814−1914 г. М., 1914. С. 207, 526, 556, 616; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721−1895 гг.). СПб., 1896. II. С. 32, 250; Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988−1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 15, 56, 67. 30 Кирилл (Константин Лукьянович Богословский-Платонов)//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897. С. 657−658. 34 Зосима (Давыдов), еп. Иаков (Домский Иероним Петрович)//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 20. М., 2009. С. 508. 38 Раздорский А.И. Программа по составлению историко-статистического описания церквей и монастырей Курской епархии в 1830-е 2009. 2010. С. 114–119. 39 Раздорский А.И. Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848−1916): Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007. 59 История Пермской духовной семинарии. URL: http://permseminaria.ru/mod.php?– typ=about&theme=1. 61 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871. С. 2−4. 62 См.: Христианское чтение. 1872. Август; Воскресное чтение. 1872. Январь; Странник. 1871. Октябрь; Церковная летопись. 1871. Ноябрь. 63 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Исторический очерк русского проповедничества. Т. 1. СПб., 1878. С. 2. 64 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Исторический очерк русского проповедничества. Т. 1. СПб., 1878. С. 1−2. 66 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб., 1880. С. 135−139. 67 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб., 1880. С. 137 73 Иаков (Домский), еп. Путешествие по Лене//Якутские епархиальные ведомости. 1887−1889. 12−17; Там же. 1888. 1−22; Там же. 1889. 1−5, 7−12.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

В Древней Руси центром особого почитания апостола Иакова Алфеева был Великий Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой. Образ апостола Иакова Алфеева присутствует в новгородских рукописях «Хроники» Космы Индикоплова в составе композиции со святыми, в медальонах по сторонам Креста Господня. Иаков Алфеев изображен в медальоне по пояс (с подписью: «о агиос Иаковъ Алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со святителем Сильвестром, папой Римским. Здесь апостол Иаков Алфеев зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его – омофор, на покровенной левой руке – книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией апостола Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Великом Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине улице в 1615 году, согласно росписи новгородских монастырей и церквей, существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона. Апостол Иаков Заведеев До призвания Как известно из Евангелия, апостол Иаков Заведеев был старшим братом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Их отца звали Заведей – он происходил из колена Завулонова, а мать – Саломией; согласно Преданию, она была дочерью святого Иосифа Обручника. Семья Заведея и Саломии была зажиточной – как известно, у Заведея были работники, помогавшие ему в рыбной ловле. Своих сыновей, Иакова и Иоанна, Заведей также приобщал к семейному промыслу. Можно предположить, что Иаков, как старший сын, был первым помощником и опорой отца. В целом все семейство Заведея отличалось набожностью и благочестием. Как известно, братья Иаков и Иоанн со всем пылом молодых душ откликнулись на проповедь Предтечи. Но неизвестно был ли Иаков Заведеев, подобно своему брату Иоанну, учеником Иоанна Крестителя, или же он вместе с другими будущими апостолами лишь изредка совершал паломничество в пустыню – послушать проповедь. В любом случае, до призвания его Христом будущий апостол жил обычной жизнью – по будням помогал отцу в рыбной ловле, а по праздникам посещал Иерусалим. Призвание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Соборное Послание апостола Иакова Сведения о писателе. Писатель первого Соборного Послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70-ти апостолов, которого нужно отличать от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12-ти апостолов (Послание апостольское 2:55; 6:14). Предание Древней Церкви, сохранённое нам Оригеном , Евсевием, Епифанием, Златоустым, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, Протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сыном Иосифа обручника от первой его жены, почему как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ). В этом же смысле и Мария, Пресвятая Дева, как жена Иосифа, могла называться матерью Иакова ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого или младшего ( Мк.15:40 ), если только оно относится к этому Иакову, могло придаваться ему для отличия от других лиц, носивших это имя, и для указания его семейного положения, возраста, роста и подобного (Сравните Лк.19:3 ). Будучи сыном Иосифа, мужа Пресвятой Девы, называемого в Евангелии праведным ( Мф.1:19 ), Иаков был воспитан в благочестии и строгом исполнении Закона и отеческих преданий. Так, живя в доме родителей, в Назарете, и помогая с Иисусом и братьями своему отцу Иосифу в его трудах древоделания, Иаков каждую Субботу посещал синагогу и слушал чтение Закона и проповедников, объясняющих его народу ( Деян.15:21 ), и разделял вместе с другими евреями их верования и чаяния. Вместе же с отцом своим Иосифом и братьями и с Пресвятой Девой и Иисусом, Иаков каждый год ходил в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). Таким образом, Иаков возрастал и укреплялся в преданности Закону Божию и отеческим преданиям в том самом семействе, в котором и Богочеловек Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). После смерти отца он продолжал вести такую же благочестивую жизнь, подвизаясь в молитве, воздержании и целомудрии, тем более, что, как свидетельствует Егизипп, писатель II века (у Евсевия, Церк. Ист. 2:23), он был Назорей от рождения, и ему, как Назорею, а, может быть, ещё и как потомку Давидову, находившемуся в родстве с священническим племенем, дозволялось даже входить в святилище, то есть в ту часть храма, куда допускались только священники. Но сама преданность Иакова отеческим верованиям, по всей вероятности, была причиной того, что, когда Иисус Христос, воспитавшийся вместе с ним, выступил на общественное служение со Своей проповедью и стал в разлад с привычными воззрениями и симпатиями синагоги и учителей народа: тогда Иаков не пошел за своим Божественным Братом, не признал Его Мессией ( Ин.7:5 ) и не сделался Его учеником, а напротив, несколько раз пытался воротить Его Самого на знакомый Ему путь законности ( Мф.12:46 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010