С намерением продолжили мы выписку из Евсевия, потому что в ней можно видеть и свидетельство Климента Александрийского (III века), которым тоже думают подтвердить, что апостол Иаков Праведный, брат Господень, епископ Иерусалимский, и апостол Иаков Алфеев (будто бы сын Алфея или Клеопы) – одно и то же лицо, – ссылаясь и на то, что сам Евсевий тут же говорит о двух Иаковах. 411 Это-то и замечательно, что в той же самой главе своей церковной истории (кн. 2. гл. 1), в которой назвал Иакова, брата Господня, сыном Иосифа Обручника, Евсевий напоминает, что Иаковов было два. Такое напоминание, по нашему убеждению, имело в виду единственно то, чтобы Иакова Праведного не смешивали с другим апостолом Иаковом, о котором перед тем лишь было сказано. Рядом с верховными апостолами Петром и Иоанном сперва поставлен Иаков Зеведеев, брат Иоанна, как участвовавший вместе с ними в избрании Иакова Праведного епископом Иерусалимским. Потом, рядом с теми же апостолами Петром и Иоанном, как получивший вместе с ними от Господа особенный дар ведения, поставляется уже Иаков Праведный, которого Евсевий выше назвал сыном Иосифа. Это и послужило для Евсевия поводом присовокупить, что было два Иакова, – особенно известные в первенствующей Церкви по самой своей мученической кончине, которая последовала в одном и том же городе Иерусалиме, но весьма различным образом. Во всяком случае, никак нельзя предполагать, чтобы церковный историк Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, мог утверждать, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Праведного, названного им сыном Иосифа, не было еще Иакова Алфеева, который значится во всех евангельских списках 12-ти Апостолов. Такое странное предположение, если бы оно действительно могло быть у кого-нибудь, совершенно устраняется тем, что в другом месте Евсевий приводит свидетельство Егезиппа, где говорится, что Иаков брат Господень всеми называется Праведным, «так как имя Иакова носили многие“. Вот это место: «смерть его (Иакова) с особенной подробностью описывает Егезипп, один из ближайших преемников Апостольских. В шестой книге своих записок он повествует так: «управление Церковью вместе с Апостолами принял брат Господень, Иаков, от времен Господа и доселе всеми называемый Праведным, так как имя Иакова носили многие“. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ст. 18–22. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей наверх его. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль, а прежде имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Ст. 18–22. Иаков в благодарность Богу за чудесное, успокоительное сновидение принес в жертву то, что у него только было, именно – масло, чтобы восстановлять его силы. Но этим его благодарное сердце не могло успокоиться. Он хотел увековечить память об этом величайшем событии в своей жизни, а потому поставил здесь из камней небольшой памятник, и определил навсегда называться этому месту «Домом Божиим», или по-еврейски Вефилем, и дал обет в случае приобретения имущества при помощи Божией, принести Богу в жертву десятую часть всего своего имущества. Он готов был пожертвовать Богу всем и теперь, но он уже раньше оставил для Бога все, так что теперь он ничем не мог пожертвовать. Такой человек, как Иаков мог также, как Авраам быть отцом верующих, и Евреи одинаково любили называться детьми как Авраама, так и Иакова, иначе Израиля – Израильтянами. От Иакова истинная вера перешла к его 12 сыновьям, из которых носителем Божиих обетований сделался, вследствие благословения Иакова, четвертый его сын – Иуда. Глава 49. (Пророчественное благословение Иаковом сыновей своих. Завещание Иакова о погребении его, и смерть его) Ст. 1 и 2. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте Израиля, отца вашего». Ст. 1–2. В чудной боговдохновенной предсмертной речи умиравший Иаков, проникая пророческим взором в будущее, предсказал каждому из сыновей своих судьбу его рода. Жизнь в Египте, где произносил эту речь Иаков, как бы не существовала для него. Он провидел жизнь своего потомства в земле обетованной, и потому говорил только о том положении, которое займет каждое из колен в общей народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Г) Из некоторых выражений Климента видно, наконец, что он не признавал даже первенства существенной и необходимой принадлежностью апостола Петра, – что в своих сочинениях, видимо, возвышает он особенно апостола Павла, как более других потрудившегося и написавшего; а первым по порядку, установленному по вознесении Господнем в апостольской Церкви, считает Иакова, брата Господня. Так имя апостола Павла Климент везде почти употребляет с приложением или божественный апостол ( θεος), или славный ( γενναος), или благой ( καλς) 147 ; а в отношении имени Петра не делает этого нигде. Так в сонме апостолов, вслед за апостолом Павлом, который писал к Галатам: Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения ( Гал. 2, 9 ), Климент ставит Петра в том же порядке, выражаясь в одном месте своих сочинений 148 так: «каков был Иаков, Петр, Иоанн, Павел и прочие апостолы», а в другом 149 так: «по воскресении своем Господь сообщил дар ведения Иакову праведному, Иоанну и Петру». Пусть эти выражения Климента не решительно говорят в подтверждение той мысли, что по порядку, принятому в Церкви апостольской, первое место между апостолами занимал Иаков, а не Петр: вот еще слова Климента, которыми решительно подтверждают это. «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от самого Господа предпочтены были, однако по вознесении не стали состязаться о славе, но иерусалимским епископом избрали Иакова праведного», пишет Климент: из этих слов видно, что св. апостолы, Петр, Иаков и Иоанн, предпочтение, которое получили от самого Господа, по духу апостольского смирения уступили Иакову праведному, – что Петр, – если только он первенство в лике апостольском считал своей неотъемлемой принадлежностью также, как хотят того римские богословы, – охотно отдал предпочтение перед собой Иакову, так что Иаков, после этого председательствовал и первенствовал в апостольской Церкви. 2) Отсюда же можно вывести заключение, что Климент не признавал и римского главенства. По взгляду св. Климента, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, избрав Иакова праведного епископом церкви иерусалимской, не хотели состязаться между собою о славе у ступили Иакову предпочтение, которое получили от самого Господа, – апостол Петр так же, как Иаков и Иоанн: такое высокое понятие имели они о чести быть предстоятелем матери всех церквей – церкви Иерусалимской! Раз отдав предпочтение перед собой Иакову, когда был в Иерусалиме, Петр – без сомнения – не мог взять назад уступленное однажды, когда прибыл в Рим: не мог сообщить своим лицом первенство церкви римской, которое отдал Иакову и церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

тор – Иаков Заведеев, Иаков Алфеев, Иаков брат Господень или другой Иаков. Иаков видел воскресшего Господа, рано стал руководителем иерусалимских христиан, он же принял бывшего гонителя христовой веры Савла, получившего имя Павла. На Апостольском Соборе 49 года Иаков занимал почетное место. Иакова уважали иудеи. Он строго соблюдал обеты и постоянно жил при храме. За свое благочестие его прозвали Праведник и Оплот народа. Брат Господень был убит иудеями в 62 году. Апостол Иаков написал свое послание, скорее всего, на рубеже 50-х и 60-х годов первого века. Оно написано правильным греческим языком, поэтому некоторые ученые богословы считают, что Иаков пользовался услугами секретаря, хорошо знавшего этот язык. В то время такая практика была широко распространена. Послание апостола Иакова не похоже на обычное письмо. Это скорее сборник коротких изречений и поучений. Автор часто цитирует слова из Нагорной проповеди Христа, употребляет выражения, близкие к тексту Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА. Симон Петр, сын Ионы, автор этого Послания, был родом из города Вифсаиды, стоявшего на берегу Галилейского моря. Вместе с братом Андреем он переселился в Капернаум, там женился и жил в доме тещи. Симон занимался ловлей рыбы. В Капернауме он дружил с семьей рыбака Заведея и особенно с его сыновьями Иаковым и Иоанном. Все четверо ходили на Иордан, чтобы послушать проповедь Иоанна Крестителя. Там они в первый раз увидели Иисуса. От Него Симон получил новое имя Кифа, что значит камень или скала. По-гречески это имя звучит как Петр. Симон стал учеником Христовым. В списках двенадцати апостолов Петр везде назван первым. Он следовал за Господом повсюду, был свидетелем Его чудес, дел и проповеди. Петр единственный пытался защитить Учителя, когда за Ним пришла стража, пошел за ними в дом первосвященника. Когда его узнали слуги, Петр в страхе отрекся от Господа, о чем потом каялся и плакал всю жизнь. Петру первому явился воскресший Христос, дал в его лице апостолам повеление пасти Его овец, то есть заботиться о членах Церкви Христовой. Петр говорил проповеди иерусалимскому народу после сошествия Святого Духа, исцелял больных именем Господним, был гоним за веру. Он крестил первого язычника, присоединив его к Церкви, которую до этого составляли только крещеные иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец Исав не, удостоился получить и родительского благословения на первенство: по устроению Божию и по совету матери Иаков восхитил хитростью благословение отца своего на первенство. Посему Исав возненавидел брата своего и обещался убить его (гл. XXV. 19–XXVII). Чтобы избавить Иакова от проявлении злобы брата его и чтобы Иаков приискал себе невесту из семейства Вафуила, отца Ревекки, родители отпустили Иакова в Харран к брату Ревекки Лавану. Беглец из дома отца и странник в далекую землю провел первую ночь своего пути близ Ханаанского города Луза и уснул под открытым небом, имея в возглавии камень. Господь явился ему во сне, стоя в небесах верху лестницы, утвержденной от земли до неба, по которой Ангелы Божии восходили и нисходили: Господь обещал Иакову Свое покровительство и дал ему обетования, какие дал Аврааму. Проснувшись, Иаков дал месту тому имя Вефиль, что значит «дом Божий» и дал обет Богу устроить на этом месте жертвенник для богослужения и посвятить Богу десятую часть имения, какое даст ему Бог в чужой земле. Прибывши в Харран, Иаков жил у дяди своего Лавана. Исполняя волю родителей, Иаков хотел жениться на младшей дочери Лавана Рахили, которую полюбил и за которую служил и работал Лавану семь лет. Но скупой и хитрый Лаван обманул Иакова. заменивши Рахиль ее старшею сестрою Лиею, а за Рахиль потребовал от Иакова еще семилетней работы. Так. обр. Иаков женился на двух сестрах и работал на тестя своего Лавана еще семь лет. В это время Лия родила Иакову шестерых сыновей: Рувима. Симеона, Левия, Иуду. Иссахара и Завулона и дочь Дину. Кроме того, от двух наложниц: служанки Рахилиной Валлы и служанки Лииной Зелфы, которых Иаков взял в наложницы по настоянию жен своих, он имел четырех сыновей: Дана и Неффалима, Гада и Асира. Наконец и Рахиль, долгое время бывшая неплодною, родила сына Иосифа (гл.28–30:24). После рождения Иосифа Иаков задумал возвратиться в дом отца своего и просил у Лавана себе награды са четырнадцатилетне труды свои, которые обогатили Лавана. Условились так, что весь приплод, который родится от белых овец и коз черным и с крапинами, будет в награду Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Берег Галилейского озера 411 Капернаум Мф. 4, 13–17 : Поселение в Капернауме и проповедь Спасителя о покаянии. Близ Капернаума Лк. 5, 1–11 : Призвание Галилейских рыбаков – братьев Петра и Андрея, Иакова и Иоанна Заведеевых. Краткая историческая справка – святой Апостол Иаков Заведеев: Иаков Заведеев был сыном Заведея и Саломии и брат евангелиста Иоанна. В первые годы он занимался вместе с отцом и братом рыболовством на озере Геннисаретском. Святой апостол Иаков Заведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны. Иаков вместе с Петром и Иоанном был свидетелем Преображения Иисуса Христа на Фаворе, присутствовал при воскресении дочери Иаира и находился в Гефсиманском саду во время предсмертных страданий Господа. Святой Иаков, по сошествии Святого Духа проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым. Апостол Иаков очевидно имел характер деятельный и энергичный, был непоколебим, решителен и за свою ревность по Боге был предан смерти Иродом (42–44 году по Р.Х.) – ему была отсечена голова (Деян, 12, 2). Таким образом исполнилось предсказание Спасителя – “и некоторых из вас умертвлят” ( Лк. 21, 16 ). Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжать свидетельствовать о Христе. Так Иаков стал первым мучеником между апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Бог сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль (Боговидец, или Богоборец), ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» ( Быт. 32, 28 ). Иаков захотел узнать имя Сражавшегося с ним, но тот сказал: «На что ты спрашиваешь о имени Моем?» ( Быт. 32. 29 ). Так Бог показал, что Сущность Его непостижима для человека, и нет ни одного имени, которое бы точно описывало Его. Взошло солнце, и Борец оставил Иакова, и тот в память об этом сражении стал хромать на правое бедро. Так Господь дает особое задание и праведному Иакову, и его потомству, с тех пор носящему имя Израиль (евреи). Перед этим народом лежат две дороги: или быть народом боговидцев, или племенем богоборцев. Духовным Израилем является и Православная Церковь , чада которой учатся видеть Бога. И вот Иаков видит, что навстречу ему идет Исав с отрядом. Опережая свои караваны, он побежал и семь раз поклонился брату своему. Тот обнял его и заплакал, показывая, что примирился с ним. Так и мы должны научиться примиряться с противниками, отказываясь от высокомерия и даря им подарки, – тогда Бог поможет нам, исцелив и наши, и их сердца. Затем Исав пригласил Иакова к себе на гору Сеир, но Иаков отказался. Исав ушел восвояси и вскоре стал царем Едома и родоначальником нового народа – идумеев. Бог отдал Исаву во владенье гору Сеир, и он прогнал живших там великанов. Между тем Иаков, вернувшись из Междуречья, поселился в Сихеме, где купил кусок поля и поставил на нем жертвенник Богу. В этом месте его ждало испытание. Сын царя Сихемского изнасиловал Дину, дочь Иакова, и потом просил ее руки. Братья Дины, Симеон и Левий, решили отомстить за нее. Они потребовали, чтобы все жители Сихема были обрезаны, а когда те сделали это, то братья напали на город и вырезали его мужчин. Иаков осудил братьев за кощунственное использование священного обряда и за то, что они восставили против него всех хананеев. Тогда Бог повелел Иакову идти в Вефиль и устроить там жертвенник, исполняя данное Ему обещание. Тогда Иаков повелевает всем очиститься от идолов и от всех нечистот; у Сихема Иаков закопал всех истуканов под дубом, чтобы не навести гнева Божия на свою семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

10. Когда Иосиф, согласно желанию отца своего Иакова, поклялся ему в том, что не похоронит его в Египте, а непременно вынесет кости его в землю обетованную и там похоронит во гробе отцов его – Авраама и Исаака, – тогда Иаков, как сказано в Библии , «поклонися на верх жезла его» ( Быт.47:31 ). По учению Святой Церкви, – Иаков преклоняется на верх жезла Иосифа, бывшего в то время правителем земли Египетской, в прознаменование царственного жезла или скипетра Креста Христова, составляющего победную славу для благочестивых царей. «Израиль, созерцающий будущее, преклоняется на верх жезла Иосифа, прознаменуя, как преславный Крест возымеет царственную силу, ибо он есть победная слава для царей» (Кан. на Возд. Креста Гос., пес. 7, троп. 3). 11. В благословении Иаковом внуков его, сыновей Иосифовых – Манассии и Ефрема, предызображалось как видимое очертание Креста Христова, так и духовное его значение: а) Иосиф, подводя сыновей своих под благословение к отцу своему Иакову, Манассию, как старшаего, берет в левую руку и поставляет против правой Иакова, а Ефрема, как младшего, берет в правую руку и поставляет против левой Иакова; но Иаков, вопреки желанию Иосифа, простирает правую руку свою и полагает на голову Ефрема, хотя сей был меньший, а левую – на голову Манассии, и таким расположением рук очертывает издалека древо Креста Христова ( Быт.48:8–16 ). «На юныя главы полож длани иногда Иаков, Крест прописоваше, на немже Слове распростерл еси длани и от руки льстиваго борца избавил еси, Христе, человечество» (Окт. гл. 2, в среду утра, кан. Кресту, пес. 6. троп. 1). «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори» (авг. 1 дня, стихира). «Святый Иаков, – говорит св. Нил Синайский (письмо 88), – променяв руце: благословил Ефрема и Манассию. И смотри, что всего чуднее: сею переменою рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам Божественныя благословения». б) Иаков сначала возложил крестообразно руки на внуков своих и потом уж изрек им благословение ( Быт.48:14–16 ): чрез сие знаменовал он в пророческом духе то благословение, которое снизойдет от Креста Христова на подвергшееся проклятию за грех человечество. «Древле Иаков, благословляя отроки, сыны сынов своих, руце пременяя простираше, знаменая Твой Крест Христе Спасе, имже вси от клятвы овободихомся» (Окт. гл. 8, в среду утра блаженны). – «Священно во пременении руками приснославный, благословляя внуки иногда, образ являя священнаго древа, имже благословение всем даровася, проклятым злою древаснедию и поползшимся во глубину зол» (Окт. гл. 8, в пят. утра, кан. Кресту пес. 8, троп. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Фараон обещал Иосифу поселить их в лучшей части земли Египетской, и велел Иосифу дать им на дорогу колесницы и богатый запас хлеба. Иосиф все сделал, как повелел ему Фараон: он щедро наделил братьев на дорогу, дал им колесницы, чтобы перевезти их жен и детей; кроме того, каждому подарил по одной одежде, а самому младшему Вениамину – 5 перемен одожд и 300 серебряных монет. Отцу своему Иакову Иосиф послал 10 ослов, навьюченных лучшими произведениями Египта, и 10 ослиц, навьюченных хлебом и другими припасами. Когда братья Иосифа приехали в землю Ханаанскую, к отцу своему Иакову и рассказали ему, что Иосиф жив и владычествует над всей землей Египетской, то Иаков, после всех тех огорчений, которые он пережил, не сразу поверил этому радостному известию. Только, когда сыновья его пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда Иаков увидел колесницы, присланные Иосифом, чтобы перевезти его самого и родных его в Египет, тогда он сразу ожил духом и радостно воскликнул: «Довольно! Еще жив сын мой, Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». – Это значит: «Довольно, окончены дни моих испытаний, потому что жив мой сын Иосиф; я пойду и увижу его». Что случилось после того, как Фараон узнал о приезде братьев Иосифа в Египет? Что сказал Фараон Иосифу? Как исполнил Иосиф повеление Фараона? Поверил ли Иаков сразу всему тому, что рассказали ему сыновья, возвратившись в землю Ханаанскую? Что сказал Иаков, узнав, что Иосиф жив? Иаков с большим нетерпением ожидал той радостной минуты, когда он увидит, наконец, после долгой разлуки, своего любимого сына; но он никогда ничего не предпринимал без воли Божией, и теперь также, отправляясь в Египет, он, по дороге туда, остановился в Вирсавии; здесь Иаков принес жертву и горячо молился о том, чтобы Господь указал ему Свою волю. И Господь явился Иакову в полном видении и сказал: «Иаков, Иаков! Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий. – Я пойду с тобою в Египет. Я и выведу тебя обратно; Иосиф своею рукою закроет глаза твои».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010