Закон сам по себе не силен ни оправдать, ни осудить человека пред Богом, а лишь раскрывает, согласны или не согласны дела наши с законом». Об этом говорит и ап. Иаков. «Человек, – говорит он, – оправдывается делами, а не верою только». Что ж, апостолы Павел и Иаков противоречат друг другу? Ап. Павел говорит: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона», а ап. Иаков: «Человек оправдывается делами, а не верою только». Никак нет; нет в их словах противоречия. Обратим внимание у ап. Иакова на слово «только» – «не верою только». Ап. Иаков говорит о недостаточности в деле спасения рассудочной веры. Невозможно спастись, – говорит ап. Иаков, – только одним убеждением о Божестве Иисуса Христа, нужны еще и дела, вытекающие из этого убеждения, исходящие от веры: дела любви, милосердия, сострадания. «Не делами ли оправдался Авраам, отец, – говорит ап. Иаков, – возложив на жертвенник сына своего Исаака? Видишь, как вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства». Апостолы – и Павел, и Иаков – говорят о живой вере, о вере деятельной как начале и утверждении всей нашей жизни во Христе. Когда у человека есть вера в то, что Бог есть Любовь, что Иисус Христос есть Сын Божий – Спаситель мира и его личный Спаситель, тогда и дела следуют сами собой. Живая вера является источником добрых дел человека, исходящих из его сердца и совершаемых во имя и во славу Божию. А где нет добрых дел, во имя Божие верой совершаемых, там нет живой, деятельной, оправдывающей человека веры. Обладаем ли мы с вами этой живой верой? Она приобретается сердцем, желающим праведности и стремящимся к добру, источником которого является Бог, во Христе Иисусе явивший Себя и Свою Любовь к человеку. Аминь. Неделя 5-я по Пятидесятнице Мы только что выслушали евангельское повествование об исцелении Господом гадаринского бесноватого. Недавний «человек-зверь», которого даже цепи держать не могли, сидит у ног Спасителя – совершенно здоровый, разумный, радуясь тому, что снова стал человеком. Но вот подходит к Спасителю толпа жителей города Гадарина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Некоторые ученые западные видят в учении Апостола Иакова о значении в деле спасения веры и дел некоторое несогласие с учением о сем Апостола Павла; так как, говорят они, Апостол Иаков учит о спасении через дела, а Павел Апостол – через веру. Но это несогласие видится потому, что неверно представляется учение обоих Апостолов. Как в стихах 14 и 17, так равно в 19–20 и далее в стихе 24 и 26 Апостол Иаков говорит о вере, как бессердечном, рассудочном только признании истины Откровения, без живого проникновения ими; о той вере, какую имеют и бесы, и которую обличает Апостол в своих читателях, получивших ее как бы в наследство от своих отцов Иудеев, тщетно ожидавших спасения через холодную веру. Веру же истинную, живую Апостол Иаков одобряет, считает ее содействующею добрым делам и способствующею к оправданию пред Богом и приближению к Нему. Таким образом, Апостол Иаков говорит о спасении не через одни дела, а в связи с живою верою (24 ст.). То же видим и у Апостола Павла, который говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема ( Гал.5:6 ). Из указанных Апостолом Павлом дел видно, что он не придавал значения в деле спасения не делам вообще, а только делам обрядовым (обрезанию и т. п.), потерявшим свое значение с установлением Нового Завета. Должно заметить еще, что Апостол Павел в примере верующего указывает на того же Авраама, на которого указывает и Апостол Иаков. Перед Апостолом Иаковом были люди, принявшие веру Христову, но продолжавшие жить по-язычески; перед Апостолом Павлом были лжеучители, утверждавшие, что без соблюдения закона Моисеева и всех его установлений нельзя спастись, чем ниспровергалось самое существо учения об оправдании через веру во Христа. Поэтому святой Апостол Иаков в своем послании говорит о недостаточности холодной веры без дел; требует, чтобы вера была не мертвая, а живая; Апостол же Павел говорит о недостаточности дел закона без сердечной веры ( Рим.3:31; 9:31:32 ). Таким образом они вполне сходятся в требовании от христиан веры и дел благочестия. Одинаково также они говорят и о содействии веры делам и дел вере, сравн. ( Иак.2:22 ) и ( Евр.11:33–37 ). Апостол Иаков указывает даже такое место Писания, которое, по-видимому, более подходит к несправедливо предполагаемому исключительному учению Павла, а именно: на вменение Аврааму в праведность его сердечной веры, не перешедшей еще в дело (в жертвоприношении Исаака).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

" - твой Бог, я его не знаю/. Дважды обманутый Исав возненавидел Иакова и собирается его убить сразу по смерти отца. Ревекка узнает об этом и решает отправить любимого сына к своему брату Лавану в Междуречье. Как это часто бывает в жизни, бездуховно живущий Иаков терпит поражение от более сильного, едва не погибает, и обманом взятое благословение превращает его жизнь в многолетнее изгнание, а жизнь Ревекки - в страдание (здесь нельзя не усмотреть аналогии с перволюдьми: " думали - боги, а узнали, что наги " ). Но Иаков - внук Авраама, и Бог замечает в нем удивительные упорство и изворотливость для достижения поставленной цели, и Он решает использовать эти качества Иакова в Своем плане, чтобы Иаков на самом деле понял, что это за благословение и от Кого оно исходит. Тернистый путь Иакова промыслительным образом становится путем святости, на котором хитрый молодой человек превратится в известнейшего праведника ВЗ. Во время бегства к Лавану, в местечке Вефиль, Иаков во сне увидел необычную картину: " лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и... ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я... Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде... и возвращу тебя в сию землю... " Иаков пробудился... и сказал:... как страшно сие место... это Дом Божий, это врата небесные "/28, 12-17/. Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей снуют ангелы - это прекрасный гимн заботе Творца, это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Но в христианской перспективе лестница Иакова стала двузначным прообразом: Христа, Который станет путем, ведущим во " врата небесные " , но более - Пресвятой Девы, ставшей " лествицей " , по которой в мир пришел с неба Спаситель, дабы нас на небо возвести. Это первое явление Бога Иакову, и он потрясен откровением. Дядя Иакова Лаван оказывается куда большим обманщиком, чем Иаков. Желая в своем доме быть старшим, Иаков попадает в семилетнюю кабалу, влюбившись в дочь Лавана красавицу Рахиль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

И боролся Некто с ним, до появления зари. Прекрасно подобранное русскими переводчиками слово Некто на ев­рейском языке обозначено (иш), то есть «муж». Так и переводят немец­кие переводчики: «ein Mann» (Лютер, Elberfelder-nepeboд, Иерусалимская Библия). Кто это? Кто боролся с Иаковом? Кто напал на него в его ночном одиночестве? Лучшее и надежнейшее, даже богооткровенное толкование дает пророк Осия, согласно которому Иаков боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог 1087 . И Сам Боровшийся сказал Иакову: Ибо ты боролся с Богом 1088 . Страшно и непостижимо сие – человек, и человек далеко не совершенный, боролся с Богом! Разве это возможно? Возможно или невозможно, но это было! И это не греховное противоборство Богу денницы, демонов и людей-грешников, в силу свободной воли возмож­ное. Нет, это совсем другое! Кто же тогда Ангел, на которого указывает пророк Осия? Это или Малъах Ягве ( ) – в русской Библии «Ангел Господень», яв­ляющийся, согласно св. Иустину Философу и многим, следующим его пони­манию святым отцам, явленным Богом, Логосом, Сыном Божиим 1089 . Или это, согласно Мидрашам, ангел Едома, то есть Исава, – его ангел хранитель 1090 . Д. В. Щедровицкий отмечает, что в иудейском предании (ишим), буквально «мужи» – это один из ангельских чинов, подобно серафи­мам, херувимам, офанимам. Библейский текст, как книги Бытия, так и пророка Осии, явно заставляет склониться к первому мнению. Иаков боролся с Богом. По содержанию же своему эта борьба вполне позволяет думать об ангеле-хранителе Исава. Кстати, разве борющиеся с верующими не с Богом борются? Раз­ве гонители христиан не богоборцы? Не нечто ли подобное было и с Иаковом, боровшимся с некиим Мужем, Ангелом, Богом. Не дерзая дальше вступать в рассмотрение «механизма» этой борьбы, понимаем – Иаков с Богом боролся. Лютая, страшная борьба. Один на один. Ночью. Вырвавший благословение у старшего брата борется теперь еще и за его благоволение. Иначе Иаков не хочет. На меньше Иаков не согласен. А за что борется Бог? За что борется Ангел Лица Его? За что борется ан­гел Исава? – Не дать Иакову то, что он хочет? Не много ли Иаков восхотел? Или убить его?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тогда набрали камней и сделали холм, в качестве памятника взаимного союза. Этому холму Иаков дал имя Галаад, то есть, холм свидетельства. Это же место прозвано было Мицфа, или Массисфа, то есть, место надзирания, потому что Лаван сказал: «да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга. Вот этот холм свидетель, что ни я к тебе, ни ты ко мне не перейдем за него со злобою в душе». Со своей стороны и Иаков подтвердил это клятвою, потом он заколол жертву на горе и сделал для всех родственников пир. Утром на следующий день Лаван поцеловал внуков и дочерей своих и, благословивши их, отправился назад в Харран. Быт. 32 Иаков продолжал путь свой. Расставшись благополучно с Лаваном, он стал теперь опасаться своего брата. Бог ободрил его Своим откровением. Иаков увидел ангелов, ополчающихся вокруг него; и нарек имя месту тому Маханаим, то есть, ополчения. Потом Иаков послал перед собою вестников к Исаву в нагорную страну Сеир, прозванную теперь Эдомом или Идумеею. Страна эта простирается от Мертвого моря на юг до Эланитского залива моря Чермного. Иаков дал приказание вестникам сказать от него Исаву: «вот что говорит раб твой Иаков: я проживал доселе у Лавана; и есть у меня довольно и скота, и рабов; но я посылаю известить о себе господина моего, чтобы приобрести пред тобою благоволение». Вестники, когда возвратились, сказали Иакову: «мы ходили к брату твоему, Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек». Это известие навело страх на Иакова: и он был в большом затруднении. Прежде всего он разделил людей, бывших с ним, и скот, мелкий и крупный, на два ополчения, в том предположении, что если Исав нападет на одно ополчение и побьет его, то другое может спастись. Затем он обратился с молитвою к Богу. «Боже!»– говорил он:– «Ты, Который сказал мне: возвратись на родину свою, и Я буду благотворить тебе! – не стою я всех милостей, которые Ты сотворил со мною. Этот Иордан я перешел только с посохом; а теперь у меня два ополчения. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава: потому что я боюсь, дабы он, пришедши, не избил всех и самых детей перед лицом матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Текут времена и лета во мгновении ока, Солнце скоро шествует к западу с востока. Приидите людии в вере просвещении, Грядите во святый храм кротцы и смирении. Молитву прилежно к Богу воссылайте, На сие писание умильно взирайте. (Из эпитафии Стефана Яворского на гробнице св. Димитрия). Ростовский ставропигиальный первоклассный Спасо–Яковлевский Дмитриев монастырь находится в западном конце Ростова, на берегу озера Неро или Каово. Этот монастырь прежде носил название Зачатьевского по первоначальному деревянному храму, устроенному во имя зачатия св. Анны. Основание же монастырю положил св. Иаков, епископ Ростовский, в конце XIV века. Согласно указаниям летописей, св. Иаков был рукоположен во епископа Ростовского митрополитом Пименом около 1385 года, после епископа Матфея; между тем, местное рукописное сказание говорит, что он был епископом Ростовским после епископа Арсения, в миру Ростовского князя Семена Луговского-Гривы. До этого времени св. Иаков был игуменом маленького монастыря, находящегося в Ростовском уезде, где теперь погост Копыри 1 . Если верить этому сказанию, то спустя 2 ½ месяца после Мамаева побоища, а именно 20-го ноября 1380 г., близ села Деболь и Скнятинова, в древнем городке, обмываемом рекой Сарой 2 , при монастыре св. Марии, происходил съезд Ростовских князей, на котором обсуждались следствия Куликовской битвы, касавшиеся уделов, а вместе с тем происходил и выбор преемника оставившему епархию, Ростовскому епископу Арсению. По предложению Ростовского князя Федора Андреевича Щепина (или князя Андрея Федоровича) Ростовским епископом был избран настоятель обители Копырей св. Иаков. Во время управления своей паствой, св. Иаков много боролся с разными ересями; особенно же восставал он против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, вскоре был изгнан из Ростова. Рукописные жития передают следующее обстоятельство из жизни св. Иаков, послужившее причиной основания Яковлевского монастыря. Одна из ростовских фрин успела почему-то своим поведением вооружить против себя Ростовского князя Александра Константиновича. Застигнутая однажды на месте преступления и осужденная на смерть, она припала к ногам святителя, умоляя спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто считал себя безгрешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Один черноризец, по имени Иаков, человек беспокойный и гордый, уговорившись с единонравными себе иноками, оставил обитель преподобного Саввы и, желая быть ему равным, начал в другом месте строить свой монастырь. Святой старец, возвратившись из пустыни, где по обычаю проводил в безмолвии великопостное время, пошёл к нему и отечески советовал оставить предприятие и возвратиться в обитель. Но так как Иаков не хотел его слушать, то святой Савва с горестью сказал ему: «Начинания, порождённые дерзостью и высокомерием, всегда были пагубны: блюдись и ты, да не будешь наказан». Святой Савва ушёл в свою лавру, а с Иаковом и его братией случилось подобное тому, что некогда постигло строителей Вавилонской башни. Язык их остался тот же, но смешались мысли: один хотел того, другой иного; сам Иаков беспрестанно переменял свои намерения, и строение монастыря совершенно остановилось. Что же касается общежительного устава, в таком неустройстве его и ожидать было невозможно. Но этого мало: Иаков при каждом начинании начал робеть и ужасаться, сам не зная чего. А за этим постигла его столь лютая болезнь, что он более полугода ничего почти не говорил, и, уже отчаявшись в жизни своей, велел нести себя к преподобному Савве, чтобы при кончине своей испросить у него прощение. Святой старец сделал ему отеческое наставление и именем Господним исцелил от болезни. Иаков, познав всю важность преступления, уже не возвратился на своё новое место, но остался в гостинице служить странникам. Однако, будучи нерадив, готовил пищи иногда много, иногда мало, и когда однажды осталось от трапезы несколько варёных стручьев, то Иаков бросил их за окно в поток. Преподобный Савва, давно замечая его небрежение, как скоро узнал о том, собрал стручья, перемыл их и, высушив в келье своей на солнце, через некоторое время сварил их. И, позвав к себе на обед Иакова, извинился, что, не умея готовить снеди, не может так угостить его, как бы хотел. Когда же Иаков похвалил пищу и признался, что давно не едал с таким вкусом, тогда Савва сказал: «Поверь же мне, чадо, что это те стручья, которые ты, незадолго пред этим, высыпал в поток; и знай, что тот, кто не умеет устроить в меру горшка какой-нибудь травы, не может устроить монастыря, а кольми паче не может управлять братией! Кто не умеет своего дому правити, – говорит апостол ( 1Тим.3:5 ), – како о Церкви Божией прилежати возможет?» Этим простым замечанием мудрый старец заставил Иакова устыдиться и в небрежении к своей должности, и в прежнем своём любоначалии. Когда нужно служить Богу втайне и когда – открыто

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Когда Иаков пришел в Вефиль, он исполнил свой обет, и Господь навел страх на всех хананеев, так что они не преследовали его. Бог снова явился ему в Вефиле и подтвердил те обещания, которые Он дал Аврааму и Исааку: «Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» ( Быт. 35, 11–12 ). Бог восшел от него, и на месте Богоявления Иаков поставил столп – как памятник Творцу. Так же и христиане ставят храмы в воспоминание о великих делах Бога. Оттуда Иаков пошел к башне Гадерской. По дороге, около Вифлеема, любимая его Рахиль умерла, рожая сына Вениамина. До сих пор около Вифлеема находится гробница Рахили, где рыдал безутешный Иаков. Вскоре старший сын Иакова Рувим лишился первородства, соблудив с Валлой, служанкой Рахили. Наконец, Иаков вернулся к своему отцу Исааку, жившему в Хевроне, который и умер на руках у него и у брата его Исава. Иосиф Прекрасный (Быт. 37–41) Любимым сыном Иакова был Иосиф. Ему было семнадцать лет, и он пас овец вместе с братьями своими, доводя до отца плохие слухи о них. Иаков очень любил Иосифа и отличил его, подарив ему разноцветную одежду. Его братья завидовали ему, а после того, как Иосиф увидел пророческие сны, ненависть их усилилась особенно. Первый сон был такой: Иосиф с братьями жал поле. Вдруг его сноп стал прямо, а снопы братьев поклонились ему. Во втором сне Иосиф увидел, как солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Тогда братья возмутились и сказали: «Неужели ты будешь господствовать над нами?» Братья пошли пасти овец к Сихему, а Иосиф остался у отца. Тогда Иаков послал его проведать своих детей, здоровы ли они. Когда он шел, встретился с ним Ангел Хранитель и указал путь к братьям в Дофан. Те, увидев его, сказали друг другу: – Вот идет владыка снов. Убьем его и посмотрим, как сбудутся его сны, а сами скажем, что зверь сожрал Иосифа. Но Рувим сказал, тайно желая спасти Иосифа:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И так первый я говорю Петр " 779 ..., где Петр представляется и даже называется первым в числе дванадесяти; а Павел и Иаков представляются вне дванадесяти апостолов, и Иаков даже не назван апостолом. Еще яснее обозначает составитель первенство Петрово в описании апостольского Иерусалимского собора: «когда эта ересь показалась очень сильной и Церковь целая подвергалась опасности: мы дванадесять, сошедшись в Иерусалим (ибо вместо изменника Матфей с нами поставлен быть апостолом, получив жребий Иуды, как сказано: епископство его да приимет ин), рассуждали вместе с Иаковом, Господним братом, чему быть... Когда разные (из многих других лиц, бывших на соборе) разное говорили, я Петр встав сказал к ним»: (речь Петрова)... «Когда я сказал это, умолчало все множество. Отвечал же Иаков, Господень брат, говоря» (речь Иакова)... «Тогда угодно было нам апостолам и епископу Иакову и старцам со всей Церковью, избрав мужей из нас самих, послать с Варнавой и с Павлом, апостолом языков, Тарсянином, и Иудою называемыми Варсаввою и Силою, мужами начальствующими в братиях, отправив через руки их такое послание:... И мы ныне, быв вместе, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, сыны 3еведея, Филипп и Варфоломей, Фома и Матвей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддей, и Симон Кананит и Матфей, сопричисленный к нам вместо Иуды, также Иаков Господень брат и иерусалимский епископ, и Павел учитель языков, сосуд избранный, вместе все и в соединении быв, мы написали вам кафолическое это учение» 780 : здесь опять Петр – первый в лике дванадесяти, первый после многих рассуждений произносит на соборе решение, а Иаков и Павел представляются вне дванадесяти апостолов. И в других местах составитель представляет Павла и Иакова вне дванадесяти, называя Павла соапостолом 781 , содейственником апостолов 782 и меньшим из апостолов 783 , Иакова ставя на ряду с епископами, которых поставили апостолы 784 , говоря о них, как Иакове, так и Павле, в третьем лице, когда дванадесять апостолов представляются говорящими в первом лице 785 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Когда Иаков шел своим путем, встретил его Исав, имевший своих мужей, ибо и он уже умножился . Когда они увидели друг друга, Иаков седмижды поклонился Исаву до земли, пока приближался к нему, а Исав, быстро приблизясь, обнял и целовал его, и припал к вые его. Оба они плакали. Исав, увидев жен и детей Иакова, целовал их с любовью, и была между ними любовь и радость велия. Исав, не желая принять даров, которые прислал ему Иаков, говорил: «Имам, брате, довольная моя, ты же твоя имей». И сказал Иаков: «Аще обретох благодать пред тобою, прийми дар от руку моею; сице бо узрех лице твое, якоже видит кто лице Божие; покажи ми любовь и прийми благословение мое, еже принесох ти от тех, яже ми даде Бог» ( Быт. 33, 9–11 ). Исав, побуждаемый молением брата, взял дарованное ему, и после братолюбной беседы и ликования они разлучились. Исав пошел в Сиир, а Иаков, войдя в землю Ханаанскую, пришел в Сохот, в Салим, и обитал близ города Сихема, купив там часть села; и воздвигнул он там жертвенник Богу и помолился Ему, принеся жертвы. «Виде полки Божия» ( Быт. 32,1 ). Два полка святых ангелов видел Иаков. Один полк был полком того ангела, который был хранителем страны Месопотамской и с подчиненными ему ангелами провожал Иакова из Месопотамии до пределов ханаанских; другой был полком того ангела, который был хранителем земли Ханаанской и с подчиненными ему ангелами встречал входящего в землю Ханаанскую Иакова, чтобы сохранить его целым от Исава и иных бед и чтобы привести его здравым к его отцу. Мы же отсюда можем видеть, сколь любезен был Богу и Его ангелам праведный Иаков и сколь велико Божие попечение о рабах Своих, что даже ангелами Своими Он ограждает их. «Боряшеся с ним муж до утрия» ( Быт. 32, 34 ). Муж, который боролся с Иаковом, был ангел Божий, вместо Самого Бога, что явно из пророчества Осии, говорящего об Иакове: «Укрепи со ангелом, и возможе» ( Ос. 12, 4 ). И святой Дионисий Ареопагит о том же повествует, говоря что Бог в ветхозаветное время никогда Сам Собою не являлся людям, но чрез ангелов; ибо и то известное явление Божие, которое было Моисею на Синае, происходило чрез ангелов, как это изъясняет святой апостол Павел в послании к Галатам, говоря следующее: «Закон преступления ради приложися, дóндеже приидет семя, ему же обетовася, вчинен ангелы» ( Гал. 3,19 ). Закон, говорит, вчинен чрез ангелов. Хотя Бог чрез ангелов Своих, а не Сам Собою являлся, однако это явление называется в Святом Писании Божиим. Итак, Бог чрез ангела Своего боролся с Иаковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010