и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии ( Ос. 12:3–4 ), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира – Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного – Ангела Иеговы, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь ( Быт. 48:16 ), Сына Божия. «Из всего рассказа Быт. 32:24–34 познаем, – говорит блаженный Феодорит, – здесь явился Иакову единородный Божий Сын и Бог» (отв. на вопр. 93). Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом-Богом, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова ( Ос. 12:3 ), (beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом-Богом «и превозмог», но «плакал и умолял Его» ( Ос. 12:4 ). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея – в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он согласился, но только с тем, чтобы провести ночь с одной из служанок Рахили, с которой какое-то время жил сам Иаков. Рахиль согласилась, и получается, что Рувим осквернил ложе отца. Это было страшное преступление. По Закону, который будет дан народу через Моисея, за такое преступление можно было побить камнями. Иаков ничего не сказал своему сыну, – но потом лишил его всякого благословения, более того, практически предал проклятию. Почему? Иаков понимал, что сын, не почитающий отца, не имеющий страха, благоговения перед отцом, не может бояться и Бога (по слову апостола Иоанна, не любя человека, которого видим, как мы можем любить Бога, Которого не видим – если мы не боимся земного отца, родившего нас, нашего хозяина, как мы можем бояться Бога?) В Рувиме Иаков не увидел того страха, который святые отцы называют благоговением перед святыней, перед таинствами, перед сокровенными вещами. Рувим поступает как Хам, и патриарх Иаков это видит: Хам посмеялся над наготой отца (по мысли Библии, прикасаться к женщине, с которой отец в супружеском общении, значит открывать его наготу) – Рувим глумится точно так же, как Хам. Хам был лишен благословения Божия, и Иаков сделал вывод, что Рувим не может, не способен принять благословение, это тупиковая ветвь, которая засохнет, она не сможет принести плода. Поэтому Иаков ее отсекает. Следующие за Рувимом сыновья Иакова – Симеон и Левий. Когда Иаков возвращается на то место, где когда-то жил его отец, он поселяется недалеко от могил своих предков. Неподалеку находится небольшой город (были тогда такие города-государства) – в этом городе есть царь, а у царя сын Сихем, который воспылал необыкновенной страстью к сестре Симеона и Левия, дочери Иакова по имени Дина. Она ему настолько понравилась, что он совершил над ней насилие, увидев ее одну в поле. Не потому, что хотел ее опозорить или над ней посмеяться – он просто не смог совладать со своими чувствами, ему очень захотелось быть с этой девушкой. И вот царский сын уговаривает Дину: «Не подумай, что я хочу тебя обидеть, я сейчас же пойду к своему отцу и уговорю его разрешить мне взять тебя в жены, чтобы мы могли сыграть свадьбу.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/9

Первая половина Похвалы Ольге могла принадлежать Иакову или быть написана в подражание ему, но она появилась после «Памяти и похвалы Владимиру». В основном тексте Иакова Ольга упоминается трижды, но в отличие от вставной Похвалы ни разу не названа «блаженной». О том, что это самостоятельный памятник, свидетельствует еще один факт. Иаков пишет о свв. Константине и Елене, что они принесли крест из Иерусалима. В Проложном житии св. княгини Ольги обеих редакций (южнославянской и русской) рассказано о реликвии – привезенном ей из Константинополя кресте, который донын стоить в свят и Софии в олтар на десной стран ». Если оы Похвала была, как иногда полагают, органичной частью произведения Иакова, 204 то в ней должно было бы быть упоминание о привезенном ей, подобно св. Елене, кресте. Со слов «Блаженый же князь Володимеръ, внукъ Олжинъ, крестив ся самъ...» начинаются отдельные списки третьей части «Памяти и похвалы», так называемое Древнее житие. Здесь Иаков полемизирует с теми, кто сомневается в постулируемой им святости князя из-за отсутствия чудес: «Не дивимъ ся възлюблен и, аще чюдесъ не торить по смерти, мнози бо святии праведн и не стовриша чюдесъ, но святи суть». Сначала вслед за Иларионом Иаков развивает тему милосердия блаженного Владимира. Описав выше уничтожение языческих обычаев, он теперь пишет о щедрости князя в Господские праздники. Владимир ставил три трапезы: одну – священническому чину, вторую – своим мужам и боярам, а третью нищим. В этом смысле Иаков сравнивает Владимира со святыми ветхозаветными царями Давидом, Иезекией и Осией и снова с Константином. Затем Иаков переходит к вопросу, который новым христианам на Руси XI в. казался чрезвычайно важным: почитать ли святым того, чьи мощи не творят чудес? Иларион утверждал, что чудом был сам акт крещения Руси, Иаков строит аргументацию иначе. Во-первых, ом говорит, что многие святые не совершали чудес после смерти, и ссылается на авторитет св. Иоанна Златоуста : чудеса могут происходить и от диавольского наваждения. Во-вторых, он пишет, что бывали и лжеапостолы, и лжепророки, и приводит цитату из послания Павла: «Самъ сатана преображаеться въ ангелъ св тьлъ» ( 2Кор. 11:14 ). Иаков соединяет ее с другими словами апостола: «Плодъ духовный есть любы, радость, тьрп ние, благов рие, благость, кротость и въздьржание, на таковыхъ н сть закона» ( Гал. 5:22 ). Апостол Памел имел в виду, что человек, исполняющий дела веры, может и не следовать предписаниям ветхозаветного Закона. Иаков имеет в виду то, что от князя, сотворившего столько дел веры при жизни, можно и не требовать посмертных чудес, необходимых для начала почитания человека как святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Hыhe прославляемый в церковных песнопениях и чтениях, св. апостол Иаков был сын Иосифа обручника от первой его супруги и потому называется братом Господним. По преданию, Иаков сопутствовал Пресвятой Богородице, когда Она с Иосифом, по повелению Божию, бежала в Египет, чтобы спасти Божественного Младенца от злобы Иродовой. От юности своей св. Иаков возлюбил строгое, благочестивое житие. Отвергая всякое плотское услаждение и упокоение, он не вкушал ни вина, ни мяса, не стриг волос, не ходил в баню, не намащал тела своего елеем, не носил мягких одежд, но острую власяницу. В молитве он подвизался столь усердно, что от частых коленопреклонений кожа на коленах его огрубела, как верблюжья. За такую добродетельную жизнь Иаков пользовался столь великим уважением между иудеями и их начальниками, что ему одному от первосвященника было дано позволение входить во святая святых – внутреннее отделение храма, куда св. Иаков уединялся для молитвы. Всему народу он был известен под именем праведного. Еще большим почтением св. Иаков пользовался в первоначальном обществе христианском. Он был первостоятелем, т. е. епископом, Церкви Иерусалимской, и вокруг него всегда собиралось множество народа не только затем, чтобы послушать слова его, но и чтобы коснуться края риз его. Успех его проповеди о Христе возбудил внимание и зависть иудейских начальников, которые умыслили погубить его. С этой целью воспользовавшись отсутствием римского правителя в Иерусалиме, враги веры Христовой окружили св. Иакова в церкви и просили его, чтобы он, в присутствии всего народа, во множестве собравшегося в Иерусалим на праздник Пасхи, торжественно пред всеми исповедал, что христиане заблуждаются, веруя в Иисуса Христа, Сына Божия. Они насильно взвели святого праведника на кровлю храма, чтобы все могли услышать его правдивое слово. Но сильно ошиблись в своем расчете враги Христовы: из уст святого исповедника веры Христовой они услышали небоязненное пред всем сонмом иудеев слово о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия. «Для чего, – вслух всех возгласил св. Иаков, – спрашиваете меня о Сыне человеческом? Он пострадал, умер и воскрес, и ныне сидит на небесах одесную Бога и опять придет на землю судить живых и мертвых». Слыша такие слова, многие уверовали во Христа и с радостью воскликнули: «осанна Сыну Давидову». А книжники и фарисеи с яростью набросились на праведника и низвергнули его с крыши. Разбившись от падения с высоты, св. Иаков не вдруг умер, но имел еще силы приподняться на колена и произнести молитву за врагов своих. Несмотря на то, ожесточенные иудеи бросали на него камни и один из них ударом по голове прекратил жизнь святого исповедника и мученика Христова. Это было в 62 году по Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Глава 33 Встреча Иакова с Исавом и прибытие первого в Ханаан Быт.33:1–2 . Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. Несмотря на благодатное ободрение свыше, Иаков опять, как в Быт. 32:3–8, 13–21 не пренебрегает человеческими мерами предосторожности: членов семьи своей он располагает, ввиду приближения Исава, в порядок по степени близости их к сердцу Иакова, – рабыни с их сыновьями, Лия с ее детьми, Рахиль с Иосифом. Не без цели, может быть, ставит он детей подле их матери, желая как бы разжалобить сердце Исава; во всяком случае, ставя любимцев своих позади, Иаков хочет дать им возможность спастись на тот случай, если бы гнев Исава обрушился на передние ряды семьи Иакова. Быт.33:3 . А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. Земные поклоны – обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов – господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения. Быт.33:4 . И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]. При воинственности и некоторой дикости духа, Исав имел доброе сердце и способен был к возвышенным проявлениям братской любви и самоотвержения, на что Иаков ответил полною взаимностью: оба, растроганные, плакали. Быт.33:5–8 . И взглянул [Исав] и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда Бог повелел Иакову идти в Вефиль и устроить жертвенник, исполняя данное Господу обещание. Тогда он повелел всем очиститься от всех идолов и очиститься от всех нечистот. У Сихема Иаков закопал всех истуканов под дубом, чтобы не навести гнева Божия на свою семью. Когда Иаков пришел в Вефиль, он исполнил свой обет, и Господь навел страх на всех хананеев, так что они не преследовали его. Бог явился снова ему в Вефиле и подтвердил те обещания, которые Он дал Аврааму и Исааку: – Я Бог Всемогущий. Отныне не будешь называться Иаковом, но Израилем. Плодись и умножайся; народ и множество народов произойдут от тебя, и цари выйдут из чресл твоих. Землю эту Я отдам тебе, как и обещал твоим отцам. Бог взошел от него, и на месте Богоявления Иаков поставил столп как памятник Творцу. Так же христиане ставят храмы в воспоминание о великих делах Бога. Оттуда Иаков пошел к башне Гадерской. По дороге, около Вифлеема, любимая его Рахиль умерла, рожая сына Венимамина. До сих пор около Вифлеема находится гробница Рахили, где рыдал безутешный Иаков. Вскоре старший сын Иакова Рувим лишился первородства, сблудив с Валлой, служанкой Рахили. И, наконец, Иаков вернулся к своему отцу Исааку, жившему в Хевроне, и он умер на руках у него и Исава. Его тело почивает вместе с Авраамом и Ревекой. Глава четырнадцатая. Иосиф Пекрасный Любимым сыном Иакова был Иосиф. Ему было семнадцать лет, и он пас овец вместе с братьями своими, доводя до отца плохие слухи о них. Иаков отличил Иосифа, подарив ему разноцветную одежду. Тогда братья позавидовали ему и не могли говорить с ним спокойно. Особенно ненависть их усилилась после того, как Иосиф увидел пророческие сны. Первый сон был такой: Иосиф с братьями жал поле, вдруг его сноп стал прямо, а снопы братьев поклонились ему. Во втором сне Иосиф увидел, как Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Тогда братья возмутились и сказали: неужели ты будешь господствовать над нами? И досада их еще усилилась. Братья пошли пасти овец к Сихему, а Иосиф остался у отца. Тогда Иаков послал его проведать своих детей, здоровы ли они. Когда он шел, встретился с ним Ангел-хранитель и указал путь к братьям в Дофан. Те, увидев его, сказали друг другу:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец по плоти был и отцом духовным. В Келлиях было две церкви, одна для православных, к которой он и принадлежал, а другая для апосхистов. Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что и был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты и не увлекли в общение с собою». И апосхисты также ему говорили: «Знай, авва Иаков, что ты с дифизитами погубляешь душу свою, ибо они несториане и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец, овладело им беспокойство, и он, заключившись в келье и надев на себя погребальные одежды, как бы перед смертью, наложил на себя подвиг сугубого поста и молитвы, дабы Господь Сам открыл и разрешил это недоумение. Рассказывал он потом, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней старец видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит: «Авва Иаков! Что ты здесь делаешь?» Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав силу в себе от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне – не оставляй Церкви Православной, другие же – дифизиты тебя прельщают. Находясь в затруднении, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты», – и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя перед дверьми святой церкви православных последователей Халкидонского Собора (97, 276–277). Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя и был православный, но по своей простоте мало обращал внимания на различие вер, часто выходил из кельи и отправлялся в церкви или египтян, или армян, или других еретиков и там до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Однажды ему явился Ангел и спросил: «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то как хочешь, чтобы над тобою был совершен обряд погребения: по-египетски ли, или по-армянски, или по другой какой еретической секте, или по-православному?» Старец отвечал: «Не знаю».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня! – так, теряя последние силы, говорит Иаков. – Ты хочешь силой затворить мои уста, а они взывают к Тебе и на послед­нем издыхании: – Благослови! Благослови... Исав, ты хочешь убить меня, а ты благо­слови... Тогда Бог (и ангел Исава) говорит этому страннику-пастуху, этому неуем­ному Богоборцу, постоянно вторгающемуся в дела Божии и людские тоже: – Слушай, а ты кто такой? Откуда ты такой взялся? Как имя твое? Бог знает имена людей, и Ему ли о них спрашивать? Но имя выражает су­щество именуемого. Как имя твое? – то есть, что ты за человек? Что движет тобою? Пораженный в бедро, уязвленный всей неправдой и несправедливостью этой жизни, отвечает: Иаков. Иаков я, «Запинатель». Все делал я, Господи, чтобы получить благословение Твое. И за пяту брата своего ухватился при рождении, ведь я, а не он, жаждут Твоих благословений. Я выкупил свое первородство у того, кто не ценил его. Я хитростью своей матери получил благословение отца, и неужели для того только, чтобы в этот наступающий день быть убитым своим братом, которому до Тебя, Господи, дела нет?! Где правда Твоя, Господи?... И сказал Боровшийся с Иаковом: Отныне имя тебе будет не Иаков, а Из­раиль; ибо ты боролся с Богом и с людьми – и выходил победителем 1097 . Этой ночью, здесь, на берегу Иавока ты боролся с Богом. Ранее, Иаков, ты боролся с людьми – с Исавом и Лаваном (так поясняется в Мидраше). И выходил ты победителем! Ни Исава, ни Лавана, ни Бога ты не отпустил, пока не полу­чил своего благословения! И вот потому отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль! (Исраэль) в контексте явно прочитывается, как «Богобо­рец». Лингвисты предлагают и несколько иные прочтения этого слова, но основным так и остается «Богоборец». О, дерзновенное имя! И не человеком оно было измышлено и дано. Это имя дал Сам Бог, Бог через Ангела Своего. – Иаков, ты хотел благословения? – Ты его получил. Возможно, ты хотел иного благословения. Но ты получил такое, какое по­лучил. В святой борьбе с Богом ты получаешь Божьи благословения. В свя­той борьбе с людьми ты получаешь благословение и благоволение их. Тебе иного не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель. На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни. Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев – Андрей – впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в Московскую Духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым) ; 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Иаков Укрываясь от Исава и идя в Харран, Иаков, застигнутый ночью, остановился на одном месте и ночевал под открытым небом, имея под головой своей камень. Во время этого сна он сподобился увидеть «Лествицу», с высоты которой Господь уверил патриарха в его полной безопасности со стороны врагов его 373 . «Бог предрекает ему всё, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: даёт обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведника и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью» 374 . «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» 375 . Поступая так, патриарх «хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным для потомков» 376 . – Лествица, соединившая расстоящиеся два естества – Божеское и человеческое, – камень, служивший возглавием Иакову, и камень, политый елеем, прознаменовали собою, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, Христа Спасителя 377 . Продолжая свой путь, Иаков дошёл, наконец, до Харрана. Перед городом, у колодца, встретил он Рахиль и помог ей напоить её стада, отваливши от колодца тяжёлый камень 378 . «Это событие, думаю я, говорит Св. Григорий Нисский , есть загадочное изображение и тень будущего... Долгое время лежал на кладезе разумный Камень – Христос, скрывая во глубине и тайне баню пакибытия, имея ещё нужду в цродолжительном времени, как бы в долгой верёвке, чтобы быть открытым. И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий Бога. Далее, он же и воду почерпает и напояет овец Рахили, т.е., открыв сокровенное таинство, подаёт живую воду стаду Церкви. Присовокупи к сему и то, что (сказано в Писании) о трёх жезлах Иакова. С того времени, как три жезла были положены при источнике, богатый Лаван стал бедным, а Иаков богатым и имеющим много овец ( Быт. ХХХ, 31–43 ). Иносказательно же Лаван знаменует диавола, а Иаков Христа. Ибо после крещения Христос взял всё стадо от сатаны и стал Сам богат» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010