Не забывал святитель Арсений и Киево-Печерской Лавры, где было положено начало его иноческим подвигам. В память о киевских святынях епископ Арсений основал в 1394 году на берегу реки Тьмаки, в четырех верстах от Твери, мужской Желтиков монастырь. Через десять лет он заложил в Желтиковой обители каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, как напоминание о главном храме Киево-Печерской Лавры. В 1406 году по благословению святителя Арсения в стенах Желтикова монастыря положено начало созданию древнейшей из известных редакций Киево-Печерского Патерика, получившей название Арсеньевской. Составитель редакции использовал основную редакцию Патерика, дополнив ее новыми статьями – Житием преподобного Феодосия, Похвалой святому Феодосию и Сказанием о начале Печерского монастыря. По всей видимости, в той же обители был создан летописный свод, задуманный и составленный самим святителем Арсением в последний год его жизни – в 1409 году. Продолжали сохраняться и близкие отношения святителя Арсения с митрополитом Киприаном. Московский митрополит присылал в Тверь «Лествицу», написанную им самим еще в Константинополе. В 1402 году по желанию епископа Арсения с нее был сделан список. Расцвет духовной культуры Твери в этот период был прямым следствием ревностного архипастырского служения святителя Арсения – одного из образованнейших людей своего времени. Помня о приближающейся кончине, святой Арсений обтесал себе гроб из большого белого камня, из другого камня он сделал крышку. Гроб этот святитель поставил в своей келлии, чтобы постоянно иметь его пред глазами и видеть предел своей жизни. Вот что повествует Никоновский летописец о кончине святителя Арсения: в четверг Соборной недели Великого поста, 28 февраля 1409 года, святой Арсений «поболе главою, и в полунощи словесный арган, умолкну и затворися, и слово, и глас». 1 марта святитель пригласил к себе князя Тверского Иоанна Михайловича с семьей, игумена Желтикова монастыря, духовенство и некоторых бояр; святитель Арсений исповедался, приобщился Святых Таин и после совершения над ним таинства Елеосвящения благословил всех к нему пришедших. В субботу, 2 марта, в четвертом часу утра святой архипастырь «дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног»; погребли его «со псалмы и песньми надгробными» в Желтиковой обители, в притворе правого придела Нерукотворного Образа церкви Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно на полученном письме или телеграмме). Начата переписка в 1898 году, последнее из найденных писем датировано 2 января 1917 года. Переписка интересна тем, что Владыка Иосиф был духовным сыном митрополита Арсения. При пострижении Ивана Петровых в монашество в 1901 году епископ Арсений преподал ему наставление, которое его воспитанник сохранил на всю жизнь: “Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще” 1 . Письма свидетельствуют, с каким отеческим вниманием относился епископ Арсений, ректор Московской Духовной академии, к своему воспитаннику, а затем ставленнику, и с каким благоговением и любовью отвечал на эту заботу будущий митрополит Иосиф. Епископ Арсений разглядел высокое устроение души молодого монаха, несмотря на ряд проступков (о чем неоднократно упоминал в своих письмах о. Иосиф), совершенных по сердечной горячности, а не по испорченности. 6 июля 1905 года епископ Арсений писал в своем дневнике: “По душам беседовали мы с о. Иосифом, прекрасным монахом, но скрытым по характеру человеком. Нужно уметь проникнуть в сокровенная души его, иначе она останется неразгаданною. Кажется, я сумел сделать это” 2 . Письма Владыки Иосифа и ответы митрополита Арсения представляют историю формирования духовной личности митрополита Иосифа, сыгравшего столь большую роль в истории Русской Православной Церкви и запечатлевшего свой путь мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И поиде епископ Акакии со кресты и з честными иконами и со всем освященным собором во обитель святаго Пречистые Богородицы, честнаго Ея Успения, и преподобных отец Антония и Феодосия Печерских , иде же мощи лежат великаго чюдотворца Арсения, духовно шествующа со псалмы и пеньми и песньми духовными, молебная поюще, моляшеся Богу и Пречистеи Богородицы. И пришед в монастырь святаго и повеле привести пред собя того бывшаго человека мертва, именем Тереньтия, и нача его вопрашати передо всем священным собором, пред христоименитымъ народом. Он же вся о себе исповеда истинна быти, яко же в семъ чюдеси напреди писанна. И епископ же Акакии о сем преславном величии Божии прослави Бога и Пречистую Богородицу и великаго чюдотворца Арсения, и нача у чюдотворных мощеи великаго чюдотворца Арсения молебны пети, и воду святив, и литургисав божественую литоргию, и поучив духовными словесы священныи собор и весь христоименитыи народ, и учредив братию и милостыню дав доволну, и отъиде во свою епископью, благодаряше Бога и Пречистую Богородицу и прославляюще великаго чюдотворца Арсения. И Божиим изволением епископ Акакии оттоле почти святую обитель, Пречистую Богородицу, и на воспоминание чюдеси, по повелению и по совету духовному благочестиваго царя государя и великаго князя Иванна Васильевича всея Русии самодержца и по благословению преосвященнаго митрополита Афонасия, учини архимаритию и постави архимарита именем Саватея, свята мужа духовна и благых дел исполнена. И паче священноепископ Акакии велию веру держати ко Пречистеи Богородицы и к великому чюдотворцу Арсению, и почиташе архимарита и братию обители тоя, и часто прихожаше во обитель Пречистые Богородицы и к чюдотворным мощем великаго чюдотворца Арсения, и пев молебная, избра место себе в вечныи покои телу своему во обители святаго, вне церкви, подле великаго чюдотворца Арьсения, об одну церковную стену. И по преставлении своем заповеда и повеле тело свое ту положити, яко же и бысть. Егда преставися священноепископ Акакии, по заповеди его и по повелению положиша тело его во обители святаго в том месте, иде же и доныне лежат мощи его, благодатию Господнею хранимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что можно рассказать о святом Арсении? Об этом великом святом нашего времени, на которого мы не похожи, ибо у нас нет той великой благодати, что была у святого Арсения. Размышляя о нем, я вспомнил прекрасные слова старца Паисия из его книги, описывающей жизнь святого Арсения. Поэтому я решил не пересказывать вам житие святого, то есть не рассказывать, что он родился в Фарасах, был рукоположен в диаконы митрополитом Паисием, а потом отправился в Фарасы, где служил как священник и учитель, и что он совершил много чудес, – все это вы и сами знаете и читали об этом. Житие святого Арсения Каппадокийского , думаю, уже известно всем. Но я хотел бы отметить то, что говорит о нем приснопамятный старец Паисий, во всем ученик и подражатель святого Арсения. Завершая его жизнеописание, прежде чем приступить к описанию чудес, он говорит, что святой Арсений был «одиноким, незаметным, имел единственного защитника – Бога и был велик, ибо отдал всего себя Богу и образу Его. Он был одинок в конце своей жизни, имея рядом с собой только Бога». Конечно, приснопамятный старец Паисий не мог лучше описать жизнь святого Арсения. Потому что этот святой пережил одно, скажем так, мучение. Он пошел в монастырь, его сердце горело любовью к Богу, и, естественно, когда он был уже внутренне готов и полон решимости посвятить себя Богу, он полностью предал себя Ему. Для него было очень тяжело оставить этот путь, который он сам избрал, и пойти другим путем, совершенно иным. 6 Когда человеку такой духовной величины, силы молитвы и любви к Богу пришлось покинуть лучшее для него место – монастырь и из послушания воли Божией последовать по другому пути, он оказался в одиночестве. Он был одинок – это не просто слова, а понятие, имеющее глубокий смысл. Ведь если мы обратимся к Писанию, то увидим, что Сам Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному [на земле]» ( Быт.2:18 ). И это одиночество -великое страдание. Человек Божий не одинок. Но старец Паисий говорит здесь, что он был одинок. И я вспоминаю слова, которые Христос сказал ученикам незадолго до начала Своих страстей: «Вот наступает час... что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного» ( Ин.16:32 ). И кажется, что эти слова сказаны как упрек, как пророчество о том, что Он боролся с диаволом и с общечеловеческим злом один. И в пасхальных песнопениях есть такие слова: «Христос, сошедши один на борьбу с адом, вышел, взяв обильную добычу победы». Бог совершил великое таинство спасения человека один, без человеческой поддержки, пусть хотя бы человеческой поддержки Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

8 .Х.1767 г. от князя Вяземского получен был Арханг. Губ. Канцелярией приказ о дополнительном расследовании, с допросом некоторых новых лиц. Опять все запирались и предавали Арсения, но он сохранял наибольшую искренность и снова просил следователей записать в дело и представить государыне его просьбу: «Прошу, чтоб Государыня сотворила милость, соизволила бы подлинное мое доношение св. Синоду, за которое осудили меня, сама прочитать, она увидит мою правоту». Если бы Государыня прочитала полностью его записку, – повторял Арсений, – она весь вопрос решила бы иначе. Так было при Елизавете Петровне. Не мог вместить наивный Арсений, что Тетрога титаптит. Если я осужден, повторял Арсений, то только потому, что Синод сделал искаженный экстракт из моего «Донесения». И все заключал словами: «Я и теперь утверждаю, что деревень от церкви отбирать не надлежало». «Что и требовалось доказать», – заключали п?о себя его обвинители. Теперь суд уже не задевал Синода. Он был чисто политический. Просто Екатерина сама вместе с Вяземским написала мотивированный приговор в форме «указа». 1) «Еще в доношениях своих 1762 г. он оказал Ее Величеству крайнюю ненависть и злобу, которая не миновалась, но по заматерелому я старостью лет також и ложною святостью укрепляемому суеверству и природной гордости такие слова он вероятно (!) говорил». Екатерина собственноручно приписала: «тем более, что следующие за сим пункты о наследстве и толковании пророчества обличают, его, Арсения, в имении подобных мыслей». 2) Лжепророчеством о двух юношах «старался поколебать должную верность к своей самодержице». Слова Арсения о болезни наследника – «которого все и в Петербурге и в Москве видят в здравии, – не из других побуждений сказаны, как по единой ненависти и адской злобе, заключающейся всегда в его, Арсения, злодейском сердце, каковыми разглашениями старался возбудить в суеверных сердцах желание к новому правлению…» «Оный же Арсений имея на сердце собственное и ненасытное от монастырских имений обогащение, а не терпя о том никакого благоучреждения о взятии оных в смотрение коллегией экономии, рассеивал, что якобы церковь разграбили, выговаривая при том, что де у турок духовному чину лучше, нежели в России, почитая то сделанное о церковных имениях полезное, как для церкви, так и для великого числа (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

На место Арсения был поставлен митрополит Герман, старый знакомый царя, обходительный, щедрый, покровитель ученых; он добился прощения опальному Оловолу и поставил его во главе школы, первой после латинского разорения. Но не такие качества могли создать ему авторитет в народе после крупной фигуры Арсения. От нового патриарха ждали протеста, защиты Церкви и ее прав против царя. На благодушного Германа обратилась народная ненависть. Его подвергли бойкоту, его доброту истолковывали в дурную сторону, его прозвали выскочкой, лжецом и варваром Мармуцей (он был из лазов), перешедшим противозаконно с престола дочери на престол матери (он был ранее епархиальным архиереем). Месяца не прошло, как был раскрыт заговор придворного Франгопула на жизнь царя; замешан был французский наемник Карл, убийца регента Музалона, он и выдал товарищей. Пошло жестокое дознание; царь допытывался, не принимал ли участия ненавистный Арсений. Под пытками его оговорили; царь, грозя ужасами, добился у синода всего, чего хотел. Послали следователей допросить Арсения. Решено было в случае сознания его казнить, если же будет запираться, объявить ему отлучение и вновь допрашивать и, если он будет изобличен хотя в недонесении, казнить; если же и вторичный допрос не уличит Арсения ни в чем, тогда снять с него отлучение. Среди следователей был и историк Пахимер, служивший церковным судьею (протекдик). Комиссия прибыла на пустынный остров, где в келье на скале томился Арсений. «Что сделал я царю? – отвечал старец в рубище. – Благодаря ему сижу на этих скалах, как бесчестный ссыльный, питаясь милостыней. Пусть его фратриарх (т. е. еретический патриарх) вместе с Евлогией (царской сестрой) благословляет все, что царь совершает». Обвинительного акта он не стал и слушать, заткнув себе уши. Произошла тяжелая сцена. Следователи ничего не добились. На возвратном пути их постигли всяческие бедствия, и они сами объяснили это тем, что не благословились у старца. Расспросив их, Палеолог хотел исправить впечатление и приказал послать Арсению много денег, припасов и трех друзей для утешения. Допрос Арсения и небесная кара разожгли ревность арсенитов. Патриарха Германа осыпали насмешками. Сам царский духовник Иосиф перешел в оппозицию, рассчитывая взойти на патриарший престол. Он стал внушать царю, что Герман не может разрешить его от клятвы, наложенной Арсением, и царь подослал Иосифа к Герману, чтобы уговорить его уйти добровольно. Когда Герман убедился, что совет исходит от царя, он удалился в Манганский монастырь возле Большого дворца и в благодарность получил звание «царского родителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Во многих списках «Проскинитария» (между прочим и в том, с которого мы делаем издание) прилагается еще 4-я часть или книга, под заглавием: «Прение соборного старца Арсения со греки о вере». Но сочинение это подложное и к «Проскинитарию» не относится. Греки, будто бы спорившие с Арсением, представлены в означенном сочинении крайне простыми, совершенно безответными и ничего не знающими; так напр. они не могут сказать того, от кого они приняли веру; они не знают даже пределов греческой территории и думают, что греки населяют Палестину и Иерусалим, и так было даже во времена Христа (подобная мысль чисто русского происхождения, русские всех восточных христиан называли греками); а между тем в числе оппонентов Арсения в «прении» упоминаются Патриарх, по мнению одних, Иерусалимский Паисий, по мнению других, между прочим Поморских ответов, Константинопольский, с которым он, как видно из «Проскинитария», совсем и не виделся; митрополит Мелетий Браславский, несколько архимандритов, один священник, дидаскал и др. Сам же Арсений представляется в «прении» знающим такие подробности относительно Греции, Египта, Палестины, каких он никак не мог знать прежде своего туда путешествия; а между тем «прение» его с греками было, по одним, в молдавской земле, по другим в Константинополе, – знак, что оно составлено под влиянием сведений, находящихся уже в «Проскинитарии». А главное, – означенного «прения» нет в древнейших списках Московской синодальной библиотеки; как это засвидетельствовал нам, хорошо знакомый с нею, ученый археолог, К.И. Невоструев . Наконец, и другие ученые, имевшие дело с «Проскинитарием», признают «прение старца Арсения со греками о вере» сочинением подложным. Сахаров называет это «прение» небывалым; автор статьи «об Арсении Суханове », помещенной в «Православном обозрении» за 1867 год, довольно подробно останавливается на том, чтобы доказать эту подложность (сентябр. кн.). Сами старообрядцы Поповщинского согласия сознаются в подложности означенного сочинения. Известный устроитель бело-криницкой иерархии Павел Васильев в своем сочинении: «краткая история о восстановлении в древлеправославной церкви христопреданного в трех чинах священства», по поводу вопроса об обливательном крещении, употребляемом греками, о чем между прочим говорится в «прении», делает вот какой отзыв о самом сочинении: «свидетельство относительно употребления греками обливательного крещения мы находим в особой тетради, составленной в виде дополнения к книге Арсениева путешествия. Но легко заметить можно умышленный подлог беспоповцев, под именем Арсения скрывающийся, дабы поддержать свою, основанную на песке, секту. В подлинной книге Арсениева путешествия, которую мы от первого и до последнего листа с великим тщанием исследовали, ничего к надлежащему вопросу сыскать не могли» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела. скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 23 февраля 2022, 18:53 Матушка Арсения, моли Бога о нас! Василий 12 ноября 2021, 14:57 Матушка игумения Арсения, моли Бога о нас Владимир 13 декабря 2017, 12:25 Помолитесь за меня пожалуйста. Не могу большой кредит отдать. Зинаида 14 ноября 2016, 12:15 Радуемся вместе со всеми. Матушка Арсения моли Бога о нас. Екатерина А. 6 ноября 2016, 23:15 Слава Богу! Матушку Арсению канонизировали! Нина 10 января 2016, 02:01 Здравствуйте. К замечаниям об отсутствии фото самого храма, хотелось бы добавить наличие ошибки в названии района в котором располагается храм - Серафимовичский, без " е " после " ч " . С уважением, местная жительница. Анатолий 17 ноября 2015, 16:37 жаль не включили в повествование изображения главного - трехуровнего собора. Жемчужина Дона - так Его называют местные жители и многочисленные гости этого края. Было бы очень здоров сделать фоторепортаж об этой священной обители. Рассказать о сегодняшних насельницах обители. О том как шло возрождение. О бывших и настоящих благодетелях этого святого места. связь времен не должна прерываться. с уважением, почитатель матушки Арсении раб божий Анатолий. Матушка Аресения, моли Бога о нас. Елена Киев 17 ноября 2015, 11:30 Большая радостная новость! Матушка Арсения, моли Бога о нас! Ирина 16 ноября 2015, 10:31 " когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского " Торжества по случаю прославления Серафима Саровского проходили в 1903 году. Tatiana 15 ноября 2015, 23:14 A my vsjo zhaluemsja,chto nam tjazhelo.Matushka Arsenija,moli Boga o nas!

http://pravoslavie.ru/87737.html

Михаила. Исака. Александра. Евфимия. Пахомия. Иосифа. Касьяна. Венедикта. Арсения Одинец 1163 . Вавилу. Игнатия. Сергия. Симеона 1164 . Дионисия. Иосафа. Феодосия. Тихона. Иосифа. Арсения. Иону. Герасима. Сергия. Зосиму. Василия. Варлама. Мартиниана. владыка Саватия. Леонтия. Симеона. Феосия. Симона Салавцой . Савастьяна. Васьяна. Конона. Мисаила. Варлаама Путятин 1165 . Христофора. Игнатия. Лаврентия. Герасима. Никона. Арсения Шашаблацов . Игнатия. Никона. Иова. Васьяна. Киприана. Павла. Власна. Силуана. (400). Анисима. Игнатия. Иова. Феогнаста. Игнатия. Ксенофонта. владыка Филофея 1166 . Парфения. Варсонофия. Саву. Нила. Инокентия. Досифея. Венедикта. Тимофея. Никиту. Пахомия. Филарета. Лаврентия. Иулиана. Алексея. Панкратия. Арсения. Парфения. Конона. Гурия. Герасима. Акакия. Касьяна. Пахомия. Герасима. Никандра. Марка. Иону. Иосифа. Варсонофия. Ефрема. Иону. Герасима. Герасима. Иринарха. Макария. Паламона. Паисея 1167 . Игнатия. Никона. Трофима. Герасима. Галасия 1168 . Нафанаила. Андреана. Ельферия. Дионисия часовик 1169 . Ефрема. Илию. Ефрема. Ефросина. Трифона. Исака. Германа белской . Герасима. Иакинфа. Галасия. Геронтия Галарев . Иону. Аврамия. Кирила 1170 . Андрея. Матфея. [Василия]. Исихии. Герасима. Вениамина. Антипа. Исаию. Димитрия. Паисея. Маркела. Никона владыка 1171 . Андреяна. Феогноста. Стефана. Макария. Симона. Иону. Серапиона. Иосифа. Андроника. Зосимы. Феодорита. Логгина. Иону. Геронтия. Иосифа. Фотия. Афанасия. Серапиона. Трифона. Никона. Касьяна. Иону (500). Серапиона. Мисаила. Никона. Генадия. Мартирия. Козмы. Стахия. Венедикта. Макария. Арсения. Корнилия. Паисея. Варсонофия. Феогнаста. Иова. Евстратия. Сомиона. Иоанна. Филофея. Митрофана. Данила. Иону. Иоакима. Феодосия. Геронтия. Давида. Селивестра. Пафнотия. Иова. Мартиниана. Лаврентия. Васяна. Феодора. Иону. Селивестра. Мисаила. Христофора. Вараама. Павла. Митрофана. Афанасия. Дорофея. Ефрема. Андреана. Иону. Иоакима. Амфилохия. Протасия. Игнатия. Матфея. Анфима. Петра. Симеона. Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

До чего смирен и осторожен был в слове о. Арсений, показывает нижеследующее: в 1878 году послал он, в виде сюрприза, к прежнему своему сотоварищу по Енисейской службе, Гжатскому мещанину Михаилу Васильеву Кононову 11 несколько духовно назидательных книг Афонского издания, но при сей посылке книг какого-либо дружеского, сотоварищеского письма счел не нужным послать о. Арсений 12 . Михаил Васильев, получив книги, недоумевал: от кого и откуда они присланы к нему. Из надписи на пакете узнал он только, что они присланы к нему из Москвы. Из выставленных же под некоторыми статьями авторских начальных букв: «И. А.» он понял, что книги присланы к нему от Афонского иеромонаха, настоятеля Афонской в Москве часовни, о. Арсения (имя о. Арсения было тесно связано с путешествовавшею по России Афонскою святынею). Но кто это о. Арсений? Сотоварищ ли его по мирской службе, Александр Иванович Минин, или какой другой? Сего не знал еще Михаил Васильевич. Надобно заметить, что он оставил службу в Енисейске ранее о. Арсения и только в 1862 году, по возвращении из Екатеринбурга, узнал, что его прежний сотоварищ пострижен на Афоне в монашество с именем Арсения. Чтобы рассеять недоумения, М. В. написал о. Арсению письмо, где, после изъявления своей благодарности за присланный духовный презент, между прочим вот что пишет: «Я, живши в Енисейске, имел одного знакомого человека, образованного, который оставил мирскую жизнь и пожелал посвятить себя на труженическую жизнь и, как слышно было, отправился на Афонскую гору в монастырь. Имя его было в мирских Александр Иванович Минин. Осмеливаюсь вас спросить, честнейший о. Арсений, не вы ли и есть мой бывший знакомый или не известно ли вам: действительно ли есть в Афонских монастырях из монашествующих, по фамилии Минин? Не оставьте меня уведомить» (по такому то адресу). Письмо это, впрочем, не дошло до о. Арсения, так как писано было 1880 года 23 января, уже по его кончине. Из письма М. В-ча, пребывавшего в разных городах, видно, что посылка к нему книг была адресована в прежнее место его жительства, потому и не скоро дошла до него, вследствие чего и письмо это запоздало.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010