Память о священномученике Арсении благоговейно хранилась церковным народом, ходило множество списков с его писем и изображений, и наиболее частое – митрополит Арсений, стоящий в темнице, одетый в мужицкий кафтан, треух и валенки, у узкого окна с решеткой, на подоконнике лежит кляп. Тут же на стене обыкновенно изображался его портрет в одеянии святителя с. 261]. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов вынес Определение о признании недействительным лишение сана митрополита Арсения (Мацеевича) с. 46]. Архиерейский Собор 2000 года прославил владыку Арсения в лике святых Русской Православной Церкви с. 70]. Память священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) совершается в день его блаженной кончины 28 февраля/12 марта. Источники и литература: 1. Барсов Н.И., профессор. Арсений Мацеевич митрополит Ростовский (по поводу XXV тома «Истории России» г. Соловьева).//Русская Старина. Москва. 1876. Т. 15. С. 721-756. 2. Выписка из последовавших в нынешнем году случившихся новостей.//Русская старина. Москва. 1862. Кн. 2. 4-6. Смесь. С. 15-20. 3. Дело об Арсении Мацеевиче.//Русская старина. 1862. Кн. 2. 7. (Заимствовано из дела Архива Святейшего Синода). 4. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации//ЖМП. 2000. 9. С. 69-71. 5. Долгорукий И.М., Путешествие в Киев в 1817 году.//Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских. 1870. Кн. 3. 6. Доношение Святейшему Правительствующему Синоду от Ростовского митрополита Арсения марта 1763 г.].//Русская старина. Москва. 1862. Кн. 2. 4-6. Смесь. С. 25-39. 7. Доношение Святейшему Правительствующему Синоду от Синодального Члена, Преосвященного Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского марта 1763 г.]//Попов. М.С., священник. Арсений Мацеевич митрополит Ростовский и Ярославский. СПб. 1905. Приложение. 8. Карташов А.В., Очерки по истории Русской Церкви. Москва. 1997. Том II . С. 456-480. 9. Морошкин И., священник. Арсений Мацеевич Митрополит Ростовский в ссылке. Исторический очерк по вновь открытым материалам.//Русская старина. Москва. 1885. Т. 45. С. 311-338. Март. С. 611-628. Т. 46. Апрель. С. 53-86.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Митрополит хотел приложиться к мощам и иконам в соборе, но ему не позволили. В Москве он был, как государственный преступник, заключен под крепкую стражу в Симоновом монастыре. Екатерина писала генерал-прокурору Глебову, по случаю приезда Арсения в Москву: « Александр Иванович ! нынешней ночью привезли враля, которого исповедовать должны: приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Эта исповедь происходила в присутствии Императрицы, гр. Орлова, Глебова и Шешковского. Арсений был до того откровенен, что Императрица зажала себе уши, а ему закляпали рот. 14 апреля состоялось заседание Синода, на котором допрашивали Арсения. Вероятно, и тут он не стеснялся в выражениях. Его присудили к лишению архиерейского сана и преданию суду светскому, которому надлежало за оскорбление Величества осудить Арсения на смертную казнь. Императрица приказала освободить его от светского суда и оставив ему монашеский чин, сослать в дальний монастырь. В Москве распространился слух, что будут снимать сан с Ростовского митрополита в Крестовых патриарших палатах. Туда допущены были лишь монахи и белое духовенство. Толпы же народа запрудили пространство вокруг Синодального двора, так что и солдаты не могли их разогнать. Конечно, не одно любопытство, но и сострадание руководило этим народом. Впечатление, произведенное этим событием, было ещё усилено вскоре затем случившимся происшествием, 4 июня внезапно упала смежная с той Крестовой палатой, где осудили Арсения, церковь Трех Святителей Московских. Едва ли понятный современникам, митрополит, обладал огромной силой личного обаяния, часто простые люди сохраняли на всю жизнь чувство глубокой преданности к Арсению. Им мы обязаны возникновением нескольких легенд о пострадавшем митрополите, легенд не всегда исторически верных, но отражающих образ большой личности. Так посошник Арсения – Александр Златоустов, свидетель суда и лишения Арсения знаков митрополичьего достоинства, рассказывал Артынову: «Арсений предстал на суде, как бы на священослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре и белом клобуке, с панагией на персях и архиерейским посохом, последуемый посошником Александром Златоустовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Сергия Радонежского, а потому относился к нему с глубоким уважением и почтительностью. Со смертью же уважение к нему ещё больше возросло, а народная молва окружила его ореолом святости (А. А. Димитриевский, Труды Киевской Академии, 1898 г.). – Благочестивая жизнь архиепископа Арсения была причиной особого благоговения и к самому месту его погребения. В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан доносил патриарху Иоасафу 2-му, что «8 марта на гробе архиепископа Арсения обвалился свод; и люди гроб его видят»... В ответ на это патриарх писал, что «по совещанию с царём и вселенскими патриархами (Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским) указали об архиепископе Арсении освидетельствовать тебе, да к тебе же для того же свидетельства Чудова монастыря архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх) послан»... «По осмотре те мощи, как доносил архиепископ Стефан патриарху, в новый гроб положили и поставили на прежнем месте (Временник Империи Московского общества истории, 1855, книга XXII). По распоряжению того же архиепископа (Стефана) в 1668 г. была устроена над местом погребения святителя Арсения «деревянная гробница» и написан «его образ»... Составитель описания града Суздаля Ананий Феодоров причисляет архиепископа Арсения «к лику местно чтимых чудотворцев». По его словам, находятся изображения святителя Арсения на иконе «всех Суздальских святых» в Воскресенской церкви с. Знаменского, в Никольской церкви с. Красного и др. (о последней иконе замечено «древнего письма»). В книжке «о святых» между Суздальскими святыми упоминается Арсений, архиепископ Суздальский, «преставися в лето 7133, апреля в 29 день». (Рукопись Савваитова, л. 18, на обороте). «Не канонизован» (архиепископ Сергий, Агиология III, пр. 3, стр. 50; – архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 178). В Суздале часто служат у его гробницы панихиды и просят у святителя Арсения помощи и ходатайства пред Богом за болящих детей, а также за «чернонемощных» и страждущих тяжкими недугами (прот. Херасков).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Прилагаемый рисунок снят с портрета (как кажется, современного), принадлежащего одному почтенному духовному лицу и очень сходного с гравюрой, помещенной в издании Бекетова: «Жизнеописания знаменитых Россиян», тетрадь 3-я. Д. Чл. Граф М. Толстой Арсений Мацеевич В каталоге Ростовских Архиереев, находящемся в моих рукописях, сказано, что Арсений Мацеевич , Митрополит Ростовский (Прибавл. к Словарю писателей духовного чина I, 56), написал «Изобличение на Лютеранский пасквиль, составленный под названием: Молоток на камень веры, Митрополита Стефана Яворского ». Это изобличение находится и в библиотеке Павла Демидова (Чтен. в Имп. Общ. Истории и Древн. Росс., 1846, 2, IV, 26). В библиотеке Соловецкого монастыря (см. Описание этой библиотеки в Правосл. Собеседнике Казанск. Духовн. Академии, 1859 г., февраль, стр. 216), находится Арсения Мацеевича «Увещание Игумену Иоасафу». Указом Святейшего Синода 1757 года, апреля 22 дня, Арсению велено сочинить «Жизнь и Службу святителю Димитрию, Митрополиту Ростовскому». Жизнь и Служба напечатаны в Москве в 1758 и в Киеве в 1759 года (оба издания в 4 долю листа). «Доношение Ростовского Митрополита Арсения поданное в Святейший Синод 1763 года, марта 6, касательно отобрания монастырских вотчин», послужившее к его обвинению и лишению Архиерейства, рукописным находится в частных библиотеках; по моей рукописи в четверть на 62 страницах. Скажем здесь о жестоком и упорном характере Арсения Мацеевича . Один из новейших исследователей отечественных древностей, в письме своем от 9 числа февраля 1857 года (письмо у меня в подлиннике), говорит: «Недавно я узнал акты, относящиеся к жизни Арсения Мацеевича : дело об Ярославском Игумене Трифоне, которого Арсений, бывший в Москве Инквизитором, запытал до смерти, а Игумен был 85 лет. По жалобе Ярославского Архиерея на Арсения, Синод решил, чтобы впредь пытать бережно. Другое: это распоряжение пастырское Арсения о том, чтобы священников провинившихся наказывать веревками, обмоченными в горячую смолу и на конце их навязывать проволоку, наподобие кошачьих когтей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

   Владыке Арсению же была уготована иная нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов.    Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме.    В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен.    У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости, рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась.    С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ), и начинается жизнь скитальческая.    В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества.    Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский), будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители.    Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери».    В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Великим молитвенником и заступником тверитян был святитель Арсений во время своей земной жизни. Еще больше возросла слава Тверского епископа после его кончины – у гроба со святыми мощами епископа Арсения стали происходить многие чудеса. В 1483 году при епископе Тверском Вассиане мощи святителя Арсения были обретены нетленными, святителю было установлено местное празднование, тогда же инок Феодосий написал житие святого Арсения и составил ему службу. В 1547 году по инициативе епископа Тверского Акакия на Московском Соборе было подтверждено почитание святителя. В 1655 году Святейший Патриарх Никон по просьбе архиепископа Тверского Лаврентия прислал в Тверь деревянную гробницу святителя Московского Филиппа, в которую из каменного гроба были переложены мощи святителя Арсения. Литература: 1 . Платон, архимандрит. Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, с присовокутшением Жития святого основателя оного, святителя Арсения, епископа Тверского. Тверь, 1852. 2 . Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. 3 . Виноградов И. Святитель Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909. 4 . Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского. – Тверские епархиальные ведомости, 1909, 3–4. 5 . Святитель и чудотворец Арсений, епископ Тверской. 4-е изд. М., 1900. 6 . Тверской патерик. Казань, 1907. Святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимскаго Тропарь, глас 4: Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/в Церкви Его с Ним сочетавшияся,/святителю отче Ювеналие,/предстоя ныне во Царствии Отца светов,/о почитающих тя любовию молися,/да мир и милость Спасова будет с нами. Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский , занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий (†473; память 20 января), Симеон Столпник (†459; память 1 сентября), Герасим Иорданский (†475; память 4 марта) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свою беседу о. Арсений окончил увещанием православных слушателей не забывать о благодатных плодах православной церкви, которых нет у именуемых старообрядцев, ни у протестантов, ни у других сектантов. Беседа была выслушана с большим вниманием и произвела сильное впечатление на народ. По окончании беседы слушатели искренно выражали благодарность достопочтенному о. Арсению. Речь Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского, сказанная в Благовещенской церкви пред началом третьей беседы о. Миссионера Иеромонаха Арсения С величайшим трудом проходя среди вас, православные слушатели, к амвону, я весь объять был тою радостью, какая свойственна Духовному Отцу, веселящемуся о чадах своих, при виде добрых проявлений в их жизни; поэтому первое слово мое к вам – слово благодарности. От всей души благодарю вас, братия, за ваше религиозное одушевление, приведшее вас сюда для слушания беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения. И я прибыл к вам, братия, не только за тем, чтобы благословить вас на слушание, а о. Арсения на проповедание слова Божия, но и для того, чтобы разделить с вами духовную трапезу, которую предложит проповедник в своей беседе. Предметы, предназначенные для беседы так важны, что знать их каждому человеку крайне необходимо. Это, во-первых, учение об истинной церкви Божией на земле; во-вторых – указание тех признаков, по которым должно познавать еретиков, дабы удаляться их учения и, наконец, учение о том, что церковная иерархия необходима для спасения человека. Из беседы о. Арсения вы узнаете, что святая, соборная и апостольская церковь есть общество истинно-верующих людей, основанное Господом нашим Иисусом Христом, соединенное между собою единством веры, священноначалием, семью таинствами и управляемое единою главою–Господом нашим Иисусом Христом, – что только в этой церкви есть верное спасение, – что люди, не принадлежащие к ней, находятся на ложном и опасном пути ко спасению и суть заблуждающиеся, а проповедующие иное учение о церкви и отвергающие или таинства, или иерархию, суть ложные учители – еретики.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

Узнав о подвижнической жизни святого Амвросия, благочестивый строитель храмов и монастырей Феодор Димитриевич Сырков предложил ему средства для постройки храма и обители. Святой Амвросий принял монашеский постриг с именем Арсений и в 1562 году основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом в честь святых жен-мироносиц. Преподобный Арсений вел жизнь строгую, довольствовался малым. На теле он носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождавшейся благодатным даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Из его очей постоянно текли слезы покаяния. Святой Арсений плакал также о своей земной Отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония. В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя в смерти многих невинных. Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословение на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь свой». Приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений мирно отошел ко Господу 12 июля 1570 года. Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранилась запись 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен»... Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия (†373) и Кирилла (†444) Александрийских (память 18 января). Там же был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, т. е. после храмового праздника монастыря. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это самая высокая точка о. Коневец, высота горы составляет в самой высокой точке 34 метра. Как повествует нам житие преп. Арсения, Арсений по прибытии на о. Коневец в 1393 году вначале поселился именно здесь, прожив на вершине Св. горы около 3-х лет в уединении и лишь затем, в 1396 году, перешёл жить на берег Ладоги, на место, где сейчас находится Коневский скит, а до этого стоял первый основанный Арсением монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, на Св. горе состоялось явление Богородицы старцу Иоакиму, ученику Арсения. А было это так. В один из годов Арсений решил совершить второе путешествие на Св. гору Афон, с тем чтобы ещё раз посетить тамошние святыни и проведать братию, вместе с которой он прожил некоторое время, прежде чем придти на о. Коневец. Так получилось, что во время отсутствия Арсения на Коневце случился страшный неурожай. Братия стала терпеть большую нужду, так что некоторые из монахов стали роптать и вознамерились покинуть обитель. Один из преданных учеников Арсения, старец Иоаким, видя великое смущение среди братии, удалился на время из монастыря и уединился на горе в глубине острова, той самой, на которой жил и молился преподобный Арсений по прибытии на остров. Проведя некоторое время в посте и молитве, старец уснул. Во время сна ему явилась сама Богородица и сказала такие слова: «Не скорби, старче, но скажи братии, чтобы не расходилась с сего места, ибо вскоре будет к вам слуга мой Арсений с обилием всего нужного для обители». Старец поспешил вернуться назад к братии и рассказал о чудесном явлении ему Богородицы и передал сказанные Ею слова. На следующий же день приплыл и сам Арсений на двух больших судах из Новгорода, привезя с собой множество припасов. Видя такое чудесное явление братия возблагодарила Небесную Владычицу за явленное Ею чудо и по благословлению Арсения поставила в память об этом событии на месте явления Богородицы старцу Иоакиму крест и икону. Гора получила название Святой, позже на месте креста была поставлена небольшая часовня, а затем, в конце XVIII века, на вершине самой горы устроен скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Другим источником для труда Феодосия служило Житие Сергия Радонежского. Так, в описании сцены пострижения Арсения (от слов «моля его со слезами» и до слов «и долу влекущаго мудрования» (Унд., 286, л. 11 об. – 12) угадывается эпизод встречи юного Варфоломея со святым старцем (близкие чтения содержатся в Пространной редакции Жития Сергия и Третьей Пахомиевской редакции) 437 ; фраза же «егда же остриже главы власы своея, тогда совлечеся и долу влекущаго мудрования» (Унд., 286, л. 12) ближе к тексту Проложной редакции Жития Сергия (Троиц., 116, л. 412 об.). В рассказе о первом чуде Арсения фрагмент от слов «приидоша родители его в монастырь» до слов «неже во твоеи обители» (Унд., 286, л. 23) написан по образцу рассказа о чуде Сергия из Первой Пахомиевской редакции 438 , а фрагмент «убояхся суда Божия и осужение лениваго раба . и призывая на помощъ великаго чюдотворца Арсения» (Унд., 286, л. 25 об.) и фраза «слышащым и прочитающим на пользу душевъную хотящыхъ» (Унд., 286, л. 26) заимствованы из Пространной редакции Жития Сергия Радонежского 439 . Ниже мы публикуем Пространное житие Арсения Тверского по списку Унд., 286. Исправления и восполнения пропусков производим по Востряковскому, Тверскому и Тихонравовскому спискам извода Жития Арсения, образованного в 50-х годах XVII века. Месяца марта 2 день. Преставление иже во святыхъ отца нашего Арсения епископа Тверскаго, новаго чюдотворца, иже от части житие его боголюбезное и от чюдес сказание. Аще преставися от нас, пастырю добрыи, но общему Пастырю, владыце Христу, предстоиши и за ны молящеся, яко чадолюбивыи сыи Дух 440 . Благослови, отче. Да есте ведуще, братие, яко ныне намъ приспе торжество преподобнаго отца, яко же рече божественыи пророк: «Память праведнаго с похвалами бываетъ». И паки: «Похваляему праведнику возвеселятся 441 людие». Яко убо егда человеческое естество похваляет что, то иному добреишему прилагая хвалит, сладчаишему убо сладкое и красному краснеишее, бисер убо к самфиру 442 прилагая, славное 443 славнеишему, яко же и цветом иже в пролитии бываемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010