Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью — строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На место Евфимия митрополит назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи — протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Но тот «боялся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся». По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. «едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери». Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля/9 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Бысть некии человек во Твери, именем Михаило, болшые соборные церкви всемилостиваго Спаса боголепнаго Преображения архиепископлевъ клирик певчеи [по реклу Лаптяв] 478 . И Божиими судбами всемогущаго Бога, им же Сам весть, Своим человеколюбиемъ обращати согрешающая человеки на путь спасеныи, приводити в покаяние. Въпаде человек тои в недуг лют, в раслабление, и отъя Бог у него руку и ногу, и язык не могыи проглаголати, и пребысть в том недузе не мало время. И вложы ему Бог в сердце помысл благ ехати в дом Пречистые Богородицы к чюдотворным мощем великаго чюдотворца Арсения помолитися. И бысть у него образ в дому его чюдотворца Арсения, и лежа на одре, моляся во уме своем, прося милости и исцеления, зря на образ чюдотворца Арсения и помавая рукою своею здравою супружнице своеи и ужиком своим, указуя здравою рукою на образ чюдотворца Арсения, дабы его вели в дом Пречистые Богородицы и великаго чюдотворца Арсения. [Ужики же его едва уразумевше помование его, яко хощет в дому быти Пречистыя Богородицы и к великому отцу помолитися. И взяша южики разслабленнаго со одра еле жива суща и приведше его в дом Пречистыя Его Богоматере и к преподобному святителю Арсению, и поставиша у чюдотворныя его раки] 479 . Священницы же и дияконы у гроба святаго начаша молебны пети Пречистеи Богородицы и великому чюдотворцу Арсению о болящем. [Разслабленныи же] 480 человек тои нача плакати и рыдати, со слезами припадая ко гробу святаго, подкрепляем бе и держим з болные страны ужики своими. И спроси у клирика канон чюдотворца Арсения, нача умом своим трепарь святаго и канон зрети, языком не могии отнюд проглаголати. И начаша на 481 молебне еуангелие чести Пречистои Богородицы и потом святаго, и приложися ко еуангелию, и припаде ко гробу святаго с великим рыданием и со слезами, и абие приложися к образу святаго, и бысть весь здрав в том часе и проглагола языком ясно. Ужики же его видевше преславное сие чюдо, бывшее от святаго чюдотворца Арсения, в радости велице со многыми слезами начаша благодарити Бога, прославъляющаго святыя Своя угодники Своими щедротами, и хвалу воздая Пречистеи Богородицы и великому чюдотворцу Арсению. Взем с собою человека того всего здрава и отъидоша в домы своя с радостию великою и со благодарением, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не все русские люди – Авели, есть и породистые Каины. Идиллия кончилась. Нашелся у архим. Антония враг, авантюрист и пьяница, иеродиакон Иоасаф Лебедев. В пьяном виде он кричал: «ножом разрежу я архимандриту брюхо и сердце выну и суди меня в том Всемилостивейшая Государыня». Пошли доносы в Губернскую Канцелярию, и приехали чины с допросами. Арсений прямо и довольно точно излагал простой смысл его простых речей. Но архим. Антоний струсил и начал «показывать» на Арсения. Напр., что он бранил св. Синод. Арсений отвечал: «нет, св. Синод я не бранил, а говорил, что я, будучи архиереем, писал в Синод так, как на страшный суд мне встать. И как Синод писанное мной растолковал, за то будет со мною судиться на страшном суде». Тоже в свое время писал и патриарх Никон о своем состязании с царем Алексеем. Возмущаясь неблагородством этих доносов, честный Арсений написал в своем ответе властям, что весь этот донос на него сделан монахами, чтобы «выжить его из монастыря, а им свободнее пить», ибо «архим. Антоний и вся братия пьяницы». Особенно бездушно и придирчиво допрашивал Арсения прокурор В. В. Нарышкин. И Арсений в раздражении, как записывает протокол, «вместо ответов давал Нарышкину нравоучения. Наконец, подарил медный пятак, положа на стол, за что крайне взбесился Нарышкин». Но Арсений сказал, что пятак ему пригодится, что и сбылось… Впоследствии Нарышкин был в Нерчинске заводским начальником, попал под следствие, был под судом. За растрату казенных денег имение его было конфисковано. Он посажен в крепость, где и умер, получая 5 коп. в день на содержание. Екатерина передала дело ген.-прокурору кн. Вяземскому и сама опять со страстностью стала следить за всеми мелочами. Она решила удалить Арсения из русской среды, чтобы лишить его личность всякого пропагандного влияния. Велела справиться: «нет ли в Выборге, Нарве или Ревеле особого в крепости и ничем незанятого, крепкого, житию способного каземата». И кн. Вяземский поддерживал в мнительной Екатерине, опасавшейся заговоров, эти страхи. Близость Карельского монастыря от Холмогор, где сидели принцы Брауншвейгские, могла казаться опасной. Один иностранный наблюдатель России писал: «при помощи нескольких гренадер, нескольких бочек вина и нескольких мешков золота в России можно было сделать все, что угодно». Одно подметное письмо 1764 г. гласило: «Государыню Екатерину II надлежит выслать в свою землю и на царском престоле утвердить непорочного царя и неповинного Иоанна Антоновича». Полицейская разведка установила народную репутацию Арсения, как мученика. 4-го июня 1763 г., через 2 месяца после осуждения Арсения, без видимой причины внезапно рухнула церковь Трех Святителей в Кремле, рядом с Крестовой палатой, где расстригали Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Неудивительно, если Никон, основываясь на свидетельстве соловецких иноков о правоверии Арсения после трехлетнего его испытания, лишь только сделался патриархом, решился, с соизволения государя вызвать Арсения к себе» (163–164). Неужели после столь ясных свидетельств и опровержений кто либо осмелится вновь клеветать на Арсения, будто он неправославный. Патриарха Никона еще в то время за Арсения обвинял Неронов, который, «может быть не зная об этим свидетельстве о правоверии Арсения или по одному лишь озлоблению против Никона, уже в 1654 году ставил ему в укор, зачем он взял к себе в справщики книг грека Арсения, которого п. Паисий назвал будто бы еретиком» (стр. 164). Но мы знаем теперь цену подобных обвинений. «Если враги книжных исправлений Никона считали Арсения человеком крайне ненадежным во всех отношениях, даже прямо еретиком, внесшим свои ереси в русские богослужебные книги, и видели в нем главного виновника всех церковных новшеств, введенных при Никоне, то все православные писатели до последнего времени твердо настаивали, что Арсений был не только человек ученый, но и строгий ревнитель православия». (Характер отношений России к правосл. востоку в 16 и 17 стол.» проф. Каптерева, стр. 207, м. 1885 г.). 2) В книге Левит ( Лев.24:16 ) по старому переводу напечатано: «проклинаяй имя Господне, смертию да умрет», а по новому: «нарицаяй имя Господне, смертию да умрет». Разбор: В русской Библии этот стих переведем так: «и хулитель имени Господня должен умереть». На такое же точно понимание этого стиха наводит то, если взять его в связи с предыдущими стихами, а так же посмотреть так наз. параллельное место: «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Другое параллельное место указано в евангелии Матфея (МФ.26:65). Слово «нарицаяй» в смысле хуления, а не именования, объясняет и блаж. Феодорит, на кн. Левит, ч. 1, стр. 186–187, а по изд. 1905 г. стр. 160: «Вопрос 33: Как должно разуметь сказанное: иже аще кленет Бога своего, грех приимет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Быть может Арсений грек уже и в это время занимался учительством 43 ; положительные же данные свидетельствуют только о занятиях его со времени отъезда патриарха Паисия из Москвы. Ссылка в Соловки прекратила эти занятия, которые возбудили оживленные, горячие толки в Москве. (См. дело, указанное в прим. 32). Но мне думается, не об этой школе или, точнее говоря, не об этом периоде школьной деятельности Арсения грека говорит Олеарий. Если бы Олеарий разумел это время, т. е. 1649 год, то он к своему известию о школе Арсения грека присоединил бы рассказ и о печальной участи, постигшей школу, и о ссылке ее учителя Арсения грека в Соловки. Сделать это для Олеария было совершенно естественно и даже необходимо. Эти дополнительные сведения послужили бы так сказать иллюстрацией к тому явлению, которое немало удивляло самого Олеария; а относительно возможной известности их Олеарию не может быть и речи. Между тем Олеарий ничего ни слова не говорит об этом; никакой другой причины нельзя подыскать этому обстоятельству, кроме той, что он говорит о педагогической деятельности Арсения не до ссылки в Соловки, а в последующее время. Весьма сомнительно также, чтобы в какие-нибудь полтора месяца могла быть «учреждена» (т. е. выстроена, устроена?) особая школа, как выражается Олеарий. По моему мнению, Олеарий разумеет ту греко-латинскую школу, которая была открыта Арсением греком уже по возвращении из Соловок. Совершенно точно время этого возвращения Арсения грека из Соловецкого монастыря неизвестно. Арсений грек из Москвы был послан под начал в Соловки 27 июля; 28 августа его отпустили с Двины в монастырь, так что к началу нового 7158 года Арсений был уже в Соловках 44 . По сказанию Соловецких старцев, Арсений грек пробыл в Соловках «два года в добром послушании у инока Никодима», т. е. 158 и 159 года, а в великий пост третьего года 160-го был причащен св. Таин, т. е. в феврале-апреле 1652 года. А когда Никон митрополит Новгородский, говорят раскольнические писатели 45 , возвращался из Соловецкого монастыря с мощами святителя Филиппа в Москву, то взял с собою из Соловок Арсения грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Горского, неизвестно когда открыта, но только в 1647 году уже была. Новое оригинальное мнение в вопросе о школе Арсения грека высказал Филарет архиепископ Черниговский в своей «Истории русской церкви» 10 . Он признает, что при патриархе Филарете основана была патриаршая греко-латинская школа в Чудове монастыре и ссылается также на «Reisebeschreibung (Олеария), изданное в Шлезвиге 1647 р. 280», но учителем в ней, по его мнению, был не известный деятель Никонова времени Арсений грек, а Арсений Глухой, – тот самый грамматик, говорит архиепископ Филарет, который страдал пред тем за ревность свою к просвещенно, так как де Арсений грек, как видно из труда 11 преосвященного Игнатия архиепископа Воронежского, приехал в Москву только в 1649 году и следовательно не мог быть учителем греко-латинской школы при патриархе Филарете. Что же касается названия Арсения Глухого греком, то, по мнению архиепископа Филарета, Олеарий, если не ошибся, назвал Арсения Глухого так потому, что он (Арсений) был учителем греческого языка, т. е. Арсений Глухой – грек не по происхождению своему, а по роду своих занятий греческим языком 12 . Но мнение Филарета Черниговского не всеми было принято. Автор «Истории Московской славяно-греко-латинской академии» (М. 1855 г.) С.К. Смирнов в первой главе своего образцового труда, говоря о школах в XVII веке в Москве, возвращается опять к мнению митрополита Евгения. Он согласно с ним признает существование в Москве греко-латинской школы при патриархе Филарете (цитата тоже Reisebeschreibung, изд. в Шлезвиге 1647 с. 280) и учителем в ней считает не Арсения глухого, а Арсения грека, посланного в 1649 году в Соловки под начало и возвращенного патриархом Никоном. Этого же мнения держится и священник Михайловский в своем труде «Жизнь святителя Никона патриарха Всероссийского» 13 К повторениям сказанного А.В. Горским и митрополитом Евгением священник Михайловский присоединяет от себя: «принимать Арсения, на которого указывает Олеарий, за одно лицо с Арсением Глухим, нельзя без отступления от прямого смысла слов Олеария, который говорит ясно, что школа вверена надзору и управлению грека, по имени Арсений. Арсений Глухой, хотя знал хорошо греческий язык, но все же был русский, и Олеарию не было причины называть его греком».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Недолго был столп благочестия и чистоты преподавателем в семинарии. 14 июня 1914 года он был возведен в архимандриты Чудовой обители и ушел добровольно под тихий кров ее в священный Кремль Московский, стал помощником владыки Арсения. [...] Давно уже подвизавшийся под сенью обители святителя Алексия, посещая своего друга о. Арсения, о Серафим говорил по праздникам свои дивные проповеди ; все привыкли к нему как к проповеднику чудовскому. Духовные же власти усмотрели, что о. Арсений достиг уже избрания в высшую степень священства, причем назначение его во епископа не лишит обитель настоятеля, так как о. Серафим был уже готов к этой должности. Господь избрал о. Арсения во епископы богоспасаемого града Серпухова, а о. Серафима, давно нареченного через старца Герасима 47 , – в настоятели. Так совершились избрания Божии. 8 июня 1914 г. о Арсений был посвящен в Чудове во епископы, а на другой день сам новопосвященный владыка Арсений возвел в Богоявленском монастыре на Никольской улице 48 в настоятели на место свое своего друга о. Серафима. Трудно было ученому иноку стать на путь монастырского брата. Деятельность почти вся в стенах монастыря, в кругу братии под начальством владыки Арсения. Духовная жизнь владыки Арсения была любезна сердцу о. Серафима, кроткому и смиренному духом подвижнику, витии и светильнику Церкви. Владыка Арсений не имел столь дивного дара устного проповедания слова Божия, он поучал своих духовных чад через свои статьи, печатавшиеся в духовных журналах, а о. Серафим каждое воскресение после вечерни, а также во все праздники неопустительно проповедовал, согревая сердца людей силою своего слова, приводил их к любви Божией и ко всему святому. «Чудовские» богомольцы любили своего архипастыря владыку Арсения, но и глубоко ценили своего проповедника и учителя пламенного о. архимандрита Серафима. Толпясь за благословением у Владыки, они в то же время никогда не упускали возможности получить благословение от скрытно от них удалявшегося о. архимандрита. Владыка Арсений никуда не выезжал без своего друга, а о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских . 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта. Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие». Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословению Тверского епископа Вассиана. На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу, третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами, четвертое – исцеление девицы Устинии Головленковой, пятое – спасение одного человека от удавления; шестое – с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми), седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея март. - 2002./Ч. 1. – 424; Ч. 2. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи! Пожалуйста! Возьми его в рай!!! татьяна 17 февраля 2013, 22:47 Упокой, Господи,душу новопреставленного раба Твоего иероманаха Арсения. Димитрий 17 февраля 2013, 22:18 Памяти о.Арсения: Это было прошлом году, в Великую Пятницу. Подходила к концу служба Великой вечерни, - шло поклонение Плащанице, отец Арсений стоял справа, у образа Преображение Господня. Неожиданно он задел лампаду и масло излилось на главу его - только на клобук, ничего не разбилось, никакого неустройства, ни беспорядка, будто невидимая рука помазала о. Арсения – масло стекло по клобуку на наметку, так что помазанник сразу и внимания не обратил. И когда братия указали на произошедшее, он несколько смутившись, снял свой убор и передал братии, не нарушая стройности благоговейной службы, и лишь взгляд его пронзительно-вопрошающе задержался на какое-то мгновение на образе Спасителя… Все это произошло очень скоротечно, – не более минуты–двух, но как-то на сердце запечатлелось - Господь помазал… «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род»! Упокой Господу душу раба твоего новопреставленного иеромонаха Арсения и даруй ему царствие небесное! Елена.Украина 17 февраля 2013, 21:59 Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего иеромонаха Арсения. Забери его к Себе в рай,Господи,молитвами Богородицы и всех святых Твоих. Елена 17 февраля 2013, 21:49 Царствие Небесное о.Арсению! Навсегда отанутся в памяти его вдохновенные благословения... Вот и еще одно ИМЯ в синодике... Со Святыми упокой,Господи, иеромонаха Арсения. Елена Татьяна 17 февраля 2013, 21:20 Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеромонаха Арсения и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное. Яков Матросов 17 февраля 2013, 20:53 Еще в период жизни в семинарии очень часто приходилось встречать его гуляющим по территории монастыря, обычно это было часов в десять или одинадцать вечера. О.Арсений не просто гулял. Он всегда был погружен в себя так глубоко, что отвлечь его просьбой благословения было просто преступлением. Я это понял не сразу. Это мгновение возвращения батюшки из безмолвия и созерцания в реали внешнего мира и приветствие семинариста " Божиим благословением " было едва заметно, но со временем стало понятно, что лучше уж пройти мимо и не поздороваться, изменить траекторию движения, чем своим появлением потревожить монаха, вышедшего подышать воздухом, подумать о жизни и, наверное, помолиться. Иногда о.Арсений был в наушниках; что он слушал я не знаю...

http://pravoslavie.ru/59532.html

Перипетии ее легче понять через трагическую судьбу митрополита Ростовского Арсения. «Мятежный» митрополит выступал еще против последствий церковной реформы Nempa I. При Елизавете Петровне он уже в открытую боролся с Коллегией Экономии. Выступил и против планов Екатерины II. Опасность умаления и исчезновения монашества вызывала у Арсения крайнее опасение разрушения всей иерархии вообще: «Сохрани Бог таково случая… от древней нашей Апостольской Церкви отступство». В сопротивлении митрополита Арсения, его попытках объясниться с государыней, разубедить ее, Екатерина пожелала увидеть лишь «оскорбление ее Величества императорского». Начались гонения на опального. Екатерина «не стеснялась обнаружить свою “охотничью” страсть при захвате добычи» (А. Карташев). «Брали» Арсения, не откладывая, в Вербную субботу, да столь спешно, что не дали войти в собор приложиться к святыням. «Дело» митрополита было зачислено в разряд секретнейших. Суд, ссылка, еще ссылка — подальше, построже. До самой кончины Арсения Екатерина следила за четким выполнением приговора. С 1771 года Арсений был фактически заживо погребен. Его безвыходно затворили, заложив кирпичами дверь и оставив лишь оконце для еды. Несмотря на строжайшую секретность (при последнем причастии священнику даже запретили спросить у Арсения его имя), молва о митрополите-мученике росла. В Николо-Карельском монастыре (первая ссылка) после увоза митрополита богомольцы стали посещать подвальную его келью и молиться там как на святом месте. Говорят, после смерти митрополита на стене его камеры в Ревеле прочли: «Благословен Смиривый мя». Слова эти особенно важны нам, пытающимся разобраться в очерченном круге проблем. Не будь арсениевской надписи — мы сами должны были бы произнести подобное. Здесь — суть случившегося в истории противостояния. Да, повторимся, Екатерина была великой демократкой. Она оставалась ею и преследуя митрополита Арсения. Ибо в действиях ее принцип демократии определялся априорной правотой большинства «екатерининцев» против одинокого строптивца.

http://moral.ru/за-сто-лет-до-революции/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010