Личность преп. Дионисия 1 невольно вызывает в памяти некое небезизвестное лицо, вышедшее из Тверской епархии и вместе с ним потрудившееся. Мы имеем в виду инока Арсения Глухого, – усердного сотрудника Дионисия в деле исправления богослужебных книг. Замечательно, что два главнейшие деятеля, произведшие первый опыт исправления старопечатных книг, сделавшие по тому времени очень смелый шаг вперед, – были тверяки. К сожалению, биографические сведения об Арсении Глухом весьма скудны, поэтому мы сообщим здесь только то, что в силах были узнать. О происхождении и первоначальной жизни инока Арсения мы знаем очень мало и именно только почти то, что он сам сказал о себе в послании к протопопу Ивану Лукьяновичу. В этом послании Арсений называет себя Селижаровцем или потому, что он родился в Селижаровке – слободе, находящейся около Троицкого Селижарова монастыря (Осташков), или потому, что был монахом этого монастыря. Впрочем, так как известно, что прежде поступления в Троицкий Сергиев монастырь Арсений был во многих других монастырях, то вполне вероятно, что происходя из Селижаровки, он был прежде всего монахом соседнего со слободой монастыря Троицкого Селижарова. Г. Аристов в краткой биографии Арсения, помещенной в Энциклопедическом Словаре, составленном русскими учеными и литераторами (стр. 455), говорит, что сначала Арсений жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровской по озеру Селигеру. Может быть, это и так, но нам кажется вероятнее, что Селижаровец – от Селижаровки. Известно далее, что отца Арсения в иноках звали Саватием, а мать Маврою, и что они умерли не позднее 1636 года. Год рождения Арсения неизвестен, но в 1595 году он уже был „старцем“, т. е. монахом монастыря. (Опис. лавр. рукописей No 182). Свое первоначальное обучение грамоте и образование Арсений, по собственному признанию его, получил в „месте ненарочите и сельском и учителей, ведущих словесную мудрость, во училищи не бывал“ 2 . Но это первоначальное обучение не могло удовлетворить Арсения, а потому постригшись въ монахи и переходя потом из одного монастыря в другой, он стал обогащать себя сведениями путем чтения священных книг и святоотеческих творений, складом которых были тогда обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Иосифа. Никандра. Савина. Маркела. Генадия. Иосафа. Варсонофия. Илию. игумена Серапиона 1097 . (300) Арсения. Феогнаста. Пафнотия. Иону. Андрея. Досифея. Селивестра. Ионна. Кондрата. Неофита. Герасима. Мартиниана. Феогнаста. Евфимия. Галасия. Антония. Иоакима. Феодора 1098 . Симона. Исака. Гавриила. Ефрема. Максима. Софония. Феодосия 1099 . Илариона. Серапиона. Дионисия. Маркела. Иова. Арсения. Игнатия. Селивана. Александра. Павла. Игнатия. Исаия. Логгина. Дамиана. Илариона. Инокентия. Инокентия. Игнатия. Михаила. Давида 1100 . Ефрема. Сергия. Венедикта. Нестора. Михаила. Исака. Александра. Евфимия. Пахомия. Иосифа. Касьяна. Венедикта. Арсения Одинец 1101 . Вавилу. Игнатия. Сергия. Симеона 1102 . Дионисия. Иосафа. Феодосия. Тихона. Иосифа. Арсения. Иону. Герасима. Сергия. Зосиму. Василия. Варлама. Мартиниана. владыка Саватия. Леонтия. Симеона. Феосия. Симона Салавцой . Савастьяна. Васьяна. Конона. Мисаила. Варлаама Путятин 1103 . Христофора. Игнатия. Лаврентия. Герасима. Никона. Арсения Шашаблацов . Игнатия. Никона. Иова. Васьяна. Киприана. Павла. Власна. Силуана. (400). Анисима. Игнатия. Иова. Феогнаста. Игнатия. Ксенофонта. владыка Филофея 1104 . Парфения. Варсонофия. Саву. Нила. Инокентия. Досифея. Венедикта. Тимофея. Никиту. Пахомия. Филарета. Лаврентия. Иулиана. Алексея. Панкратия. Арсения. Парфения. Конона. Гурия. Герасима. Акакия. Касьяна. Пахомия. Герасима. Никандра. Марка. Иону. Иосифа. Варсонофия. Ефрема. Иону. Герасима. Герасима. Иринарха. Макария. Паламона. Паисея 1105 . Игнатия. Никона. Трофима. Герасима. Галасия 1106 . Нафанаила. Андреана. Ельферия. Дионисия часовик 1107 . Ефрема. Илию. Ефрема. Ефросина. Трифона. Исака. Германа белской . Герасима. Иакинфа. Галасия. Геронтия Галарев . Иону. Аврамия. Кирила 1108 . Андрея. Матфея. [Василия]. Исихии. Герасима. Вениамина. Антипа. Исаию. Димитрия. Паисея. Маркела. Никона владыка 1109 . Андреяна. Феогноста. Стефана. Макария. Симона. Иону. Серапиона. Иосифа. Андроника. Зосимы. Феодорита. Логгина. Иону. Геронтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  Предлагаемый вниманию читателя первый том «Дневника» митрополита Арсения (Стадницкого) выходит в свет в год 70-летия кончины этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, возглавлявшего последовательно Псковскую, Новгородскую и Ташкентскую епархии. Жизнь митрополита Арсения прошла во второй половине XIX и в начале XX века. Ко времени Октябрьской революции Владыке исполнилось 55 лет. Он был почитаемым архиепископом, избранным вторым кандидатом на патриарший престола на Поместном Соборе 1917 г. Позади было ректорство в Московской Духовной Академии, председательство в Учебном комитете при Святейшем Синоде, возглавление отдела в предсоборном присутствии, работа в Государственном Совете и многое другое. Он был доктором церковной истории, председательствовал на большей части заседаний Поместного Собора 1917–1918 гг. был избран в члены Священного Синода, возглавляемого святителем Патриархом Тихоном. В течение 36 лет, с 1880 по 1916 гг. митрополит Арсений вел дневник, постоянно записывал свои впечатления, мысли и чувства. Несколько лет назад он был найден среди рукописей, хранящихся в Государственном Архиве Российской Федерации и подготовлен к изданию. Перед нами открывается драгоценная летопись жизни видного архипастыря и многих событий, участником и свидетелем которых довелось ему быть. Несомненно, издание дневников митрополита Арсения не только обогатит церковно- историческую науку, но позволит многим читателям по-новому увидеть предреволюционные десятилетия и их деятелей. Посвящается 70-летию со дня кончины, 145-летию со дня рождения Высокопреосвященного митрополита Арсения (Стадницкого) и 90-летия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. В интересах самонаблюдения, самопознания, весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воз зрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию... Авксентий Стадницкий Предисловие В основу настоящего издания положен «Дневник» митрополита Арсения (Стадницкого) (далее – Дневник), который хранится в Государственном архиве Российской Федерации в личном фонде митрополита Арсения (Стадницкого) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, наконец, 30 декабря 1850 года, Михаил Васильевич привёз её в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь 33 , где игумения Вирсавия с радостью приняла Анну в святую обитель. В монастыре Анне пришлось последовательно выполнять почти все послушания: она носила воду, рубила дрова, топила печи, чистила кухонную посуду, полы, в трапезной подавала еду сёстрам, помогала печь просфоры, по ночам будила монашествующих на полночную молитву. В Усть-Медведицком монастыре жила тогда дальняя родственница Михаила Васильевича, монахиня Леонида (Ладыгина), в келье которой первое время стала жить Анна, с послушницей Дашей, бывшей крепостной Михаила Васильевича. (Позже игумения пригласила Анну жить в свою келью.) Спала она всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время она проводила в молитве и чтении духовных книг, учила наизусть Псалтирь, заниматься иконописью. Её трудами были написаны плащаница и шесть больших икон: преподобных Арсения Великого , Антония и Феодосия Печерских , Пахомия Великого , Иоанна Лествичника , Моисея Угрина и Сергия Радонежского (Все эти иконы помещены в настоящее время в монастырской трапезной.) Михаил Васильевич Себряков, щедрый благотворитель обители, на свои средства выстроил большой настоятельный дом, недалеко от него келью для своей дочери. В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем Арсении, в честь Арсения Великого , а 11 января 1859 года – в мантию. Ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (схимонахиня Ардалиона (Игнатова) (1816–1864 гг.)). Схимонахиня Ардалиона учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу. Матушка Арсения стала ходить в келию схимницы почти ежедневно, позже, по благословению игумении пригласила её жить в свою келью, взяла на попечение её осиротевших племянниц. Схимонахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении избранницу Божию, старалась отучить матушку Арсению от земных привязанностей, схимница однажды порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. Однажды матушка Арсения, без благословения схимницы, подала нищенке полтинник. Схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями, она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в её душе высокоумие или тщеславие,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, почтен был день иснолннвшагося 25-летия служения Преосвященного Арсения в разных степенях священного сана. Владыка вступил в новое 25-летие своего служения. От искреннего сердца пожелаем ему, чтобы Господь Бог продлил дни его жизни на новое 25-летие и более во благо святой церкви и отечества. 4 4 См. об этом в ст. свящ. И. Левитского: „Несколько слов о религиозно-просветительной деятельности в рижской епархии (Риж. Еп. Вед. 1892 г. 20). 6 6 Отчета о состоянии народных училииц Приб. края (Риж. Еп. Вед. 1889 г. 4, стр. 110. и за другие годы. 7 7 Домашняя бесда о нуждах епархии Преосвящен. Арсения, Еп. Рижскаго и Мит. с благочинными XXI Епарх. съезда (Еп. Вед. 1888 г. 22, стр. 702). 11 Оделены были следующие издания: а) По взаимообщению Архипастыря с подведомым духовенством: „Домашняя беседа о нуждах епархии Преосвященейшаго Арсения, Епископа Рижскаго и Митайского с благочинными депутатами XXI епархиального съезда» и „Благожеланиях Преосвященного Арсения духовенству рижской епархии по случаю исполнившегося пятилетия управления его оной»; б) проповеднические сборники: „Слова и речи Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского». „Слова, поучения и речи Кафедрального протоиерея В. Князева», „Несколько проповедей свящ. А. Агрономова». в) по изучению протестантства и обличению его: сочинения бывшего настоятеля посольской церкви в Берлине, магистра богословия, протоиерея Т. Е. Серединского, „О протестантстве в сравнении с православием », „Общественное богослужение у протестантов» и „Сводная таблица христианских вероисповеданий и сект», г) по расколу: сочинения преподавателя духовной семинарии В. Плисса „Миссионерские чтения об антихристе», „Ложная тетрадка рижских безпоповцев апокалипсис седмитолковый пред Судом Слова Божия и старопечатных книг, уважаемых старообрядцами», „Миссионерские беседы в Риге, веденные миссионером Арсением» и „Синодальный миссионер протоиерей Кс. Крючков и его беседы», д) по изучению местных сект сочинение прот И. Линденберга „ Протестантские секты в Прибалтийском крае», е) по изучению местной святыни: ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Описанное в 4-й главе Жития первоначальное недостаточно последовательное соблюдение в монастыре общежительных правил, очевидно, было характерно для той эпохи. Это известие находит прямую аналогию в смешении общежительного и келлиотского уставов в те же годы монахами Псковского Снетогорского монастыря (1380–1410) (см.: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. М., 1987. Т. 3. С. 486–495). Справедливо также и утверждение автора Жития, что посетивший Коневец архиепископ Новгородский Евфимий II и Арсений являлись выходцами из одного и того же Лисицкого монастыря (правда, он ошибочно думает, будто они жили в этой обители одновременно – на самом деле Евфимий был постриженником Вяжищского монастыря, а Лисицким игуменом стал уже после отъезда Арсения на Коневец). Дата смерти преподобного (12 июня 1447 г. согласно Житию) подтверждается тем, что владыка Евфимий II посетил монастырь еще при жизни Арсения, а поездка архиепископа в северные земли республики засвидетельствована современной описываемым событиям Новгородской четвертой летописью под 7 августа 1446 г. Подтверждением достоверности и, следовательно, ранней датировки Жития является и упоминание в 4-й главе Михея Кобылкина из Новгорода: дело в том, что новгородские бояре Кобылкины были переселены в конце XV в. в Нижегородский уезд (Веселовский С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 145). Завершающие Житие три посмертных чуда преподобного (гл. 10–12: об избавлении монастырских рыбаков из ледового плена, о слепце, приведенном семилетней дочерью от Вяжищ под Новгородом до Коневца, и об исцелении недужного инока Леонтия) не имеют хронологических примет, но их бесхитростная простота по стилю близка основному повествованию о жизни Арсения. Вероятно, весь текст принадлежит перу одного автора, создавшего его вскоре после кончины преподобного, когда подробности его жизни были еще свежи в памяти. Гипотеза о написании Жития Арсения во второй половине XVI в. противоречит и еще одному обстоятельству. Хотя наиболее ранний полный список Жития датируется 30–40-ми годами XVII в. (РГАДА, собр. Оболенского, 52), однако существует отрывок Жития (в рукописи РГБ, собр. Троице-Сергиевой Лавры, 806, л. 244–246), на который обратил внимание еще В. О. Ключевский , датировавший рукопись XVII в. и признавший его отражением «простой первоначальной редакции без книжных украшений» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 357). На самом же деле, как установила Н. Охотина-Линд, бумага этой части сборника относится к концу 30-х гг. XVI в. Текст, озаглавленный в этом списке просто как «Сказание о авве Арсении», достаточно точно соответствует четвертой и пятой главам Жития Арсения в других полных списках (Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фотиния 20 февраля 2013, 17:46 Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего иеромонаха Арсения в месте светле, в месте злачне, идеже несть печаль ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Петр 20 февраля 2013, 03:57 Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего иеромонаха Арсения, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче! Вечная память! Александр 19 февраля 2013, 23:10 Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего иеромонаха Арсения во Царствии Твоем! Батюшка был очень добрым. Он первым благословил меня в поездку в Печоры и помолился. Эту поездку я никогда не забуду. Отцы Псково-Печерские по молитве отца Арсения приняли меня с любовью и влюбили меня в свою обитель. А позже , когда подходил к отцу Арсению за благословением, он с еле уловимой улыбкой, по-доброму, говорил: На добрые дела! Муразов 19 февраля 2013, 14:12 О. Тихон точно выразил, что почуствовали люди, знавшие о. Арсения - перед тобой во гробе лежит не кто-нибудь, а брат твой. И как бывает с братьями, с близкими лидьми, после их кончины понимаешь, сколь велик твой долг перед ними. Постараемся отдать его молитвой. tania volkova 19 февраля 2013, 13:51 Vechnaia pamiat Вероника 19 февраля 2013, 13:46 И жизнью своей батюшка наставлял , и во гробе напомнил о главном... Светлая память и Царствия Небесного,дорогой отец Арсений! Слава Богу за все!!! Мария 19 февраля 2013, 13:40 Очень грустно когда уходят монахи. Они же такие чистые, скромные, настоящие. К ним можно обратиться со своими душевными проблемами, а это намного тяжелее, чем физические, и от них получаешь утешение. Пусть даже побудешь в их обществе в монастыре на Богослужении и такая благодать, хочется быть хоть чем-то (да-да, скромностью) похожей на них. Вечная память отцу Арсению. На отпевании не возможно было удержать слез - ведь такой Человек, молитвенник ушел от нас. Любовь 19 февраля 2013, 12:32 Упокой, Господи, нашего дорогого батюшку о. Арсения! Всели его во дворы Твоя, даруй ему Царствие Твое Небесное, вечную жизнь в свете и вечной радости Твоей! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

http://pravoslavie.ru/59571.html

Потом без всякой епитимии и без всяких рассуждений бунтовщики завлекали подписываться под сим актом всех, кто только изъявлял к сему хоть малейшее желание. Сколько человек подписалось под сим еретическим актом – достоверно неизвестно. Наказание свыше от игумена Арсения Вскоре после сего иг. Арсений был разбит параличем 28 и лишился употребления речи. В этом ясно обнаружилась карающая десница Божия, но имябожцы понимали это по-своему и подыскали в Библии у св. Пр. Иезекииля в 3-й главе, ст. 20–27, следующий стих: «И язык твой я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им. Так говорит Господь Бог, кто хочет слушать – слушай, а кто не хочет слушать – не слушай, ибо они мятежный дом. Несмотря на найденный текст, который бунтовщики хотели применить к оставшимся верными православной церкви, они ошиблись в своих расчетах, так как уста иг. Арсения не отверзались более для хуления церкви Божией и для совращения православных в имябожескую ересь. Смерть игумена Арсения Дабы закончить с о. Арсением, с момента паралича переставшим играть в описываемой истории смуты какую-либо активную роль, прервем хронологическое выяснение событий. За несколько дней до смерти о. Арсения к нему приходил арх. Иероним и спрашивал его, принимает ли он послание Св. Синода и Вселенского Патриарха, причем и показал ему акты. На это о. Арсений, не имея возможности говорить, движением руки дал знать, что не принимает. Вследствие сего, по распоряжению Афонского Протата, после его смерти, над телом его не было совершено обычного отпевания, но только тело о. Арсения закопали при пении «Святый Боже», как принято погребать всех отщепенцев православной церкви. Такой печальный конец о. Арсения должен послужить вразумлением всем тем, которые, слушая его учение, сбились с правого Пути и, как известно из газет, и доселе остаются в своем заблуждении. Грамота вселенского Патриарха Германа V Киноту

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил установление дня празднования памяти обретения мощей преподобного Арсения Коневского марта 2016 17 марта совершилось историческое событие для Выборгской епархии и всей Русской Православной Церкви. По благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла установлен день празднования обретения мощей преподобного Арсения Коневского 28 мая. Святой особо почитается как покровитель Выборгской епархии. Благословляется установить празднование обретения мощей преподобного Арсения Коневского 28 мая по новому стилю и внести эту дату в официальный календарь Русской Православной Церкви. В 1990 г. монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 28 мая 1991 г. на остров прибыл архимандрит Назарий (Лавриненко) (ныне епископ Кронштадтский) , назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), наместником монастыря. В 1991 г. под полом нижнего храма обретены мощи преп. Арсения - ныне главная святыня монастыря. Впоследствии для них была устроена резная рака. Сегодня священноархимандритом обители является епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , наместником - игумен Александр (Арва) . Продолжается комплекс работ по возрождению Коневского мужского монастыря. В главном монастырском храме, построенном во имя Рождества Пресвятой Богородицы, возрождается иконостас. Своим пожертвованием на иконописание и благоукрашение икон в храмовом иконостасе может принять участие каждый. Узнать больше и пожертвовать онлайн можно на сайте Коневского мужского монастыря . На фото - Икона преподобного Арсения Коневского с житием из собора Рождества Богородицы Коневского монастыря . О преподобном Арсении Коневском из агиографической литературы и преданий известно немного. Житие преподобного говорит, что он был уроженцем Великого Новгорода, искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он ушел в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

крещении Апостол (или Апостолий) родился в половине 16 века в деревне Калорьян, близ г. Трикки в Фессалии, родители его священник Феодор и Хрисанфия (в иночестве Христодула) имели пятерых сыновей, которые все поступили в монашество (Иоасаф, епископ Стагонский, Марк, епископ Димитриадский, Арсений, епископ Эласонский, Афанасий, архимандрит, и Пахомий, иеромонах). Из сего видно, в каком благочестии воспитывалось семейство иерея Феодора. Арсений в детстве лишился отца и взят был на воспитание старшим братом Иоасафом. Образование получил у искусного монаха Марка и, благодаря своим отличным способностям, превосходил всех своих сверстников в успехах и благонравии, чем обратил на себя внимание Арсения, митрополита Патрского, который приблизил его к себе и постриг в монашество. – По смерти митрополита Арсения; он в сане иеродиакона возвратился к брату, епископу Иоасафу, у которого и жил до его смерти (1575 г.). В этом году Арсений удалился в монастырь Христа Спасителя, основанный родителями его матери; здесь Арсений был рукоположен в иеромонаха Фанарским епископом Митрофаном. Константинопольский патриарх Иеремия (Транос) вызвал к себе Арсения; за усердие в служении и примерную жизнь он был избран и рукоположен в сан епископа Эласонского. – Преемник Иеремии патриарх Феолипп 2-й вызвал к себе Арсения в Константинополь, где в то время был посол Московского царя Феодора Иоанновича Борис Благово, привёзший богатую милостыню на поминовение царя Иоанна Грозного († 18 марта 1584 г.). Вселенский патриарх в благодарность за щедрую жертву отправил в Москву посольство к царю Феодору Иоанновичу, в лице епископов Арсения Эласонского и Паисия Диррахийского со свитой. Они с Борисом Благово прибыли в Москву в 1586 г. На обратном пути из Москвы жители г. Львова упросили Арсения остаться учителем в их братской школе, где он и пробыл два года. Плодом педагогической деятельности Арсения во Львове было его сочинение: «Αδελφτης=Грамматика доброглаголивого Эллино-словенского языка». Вторично вступивший на Константинопольскую кафедру (в 1586 г.) патриарх Иеремия решился для покрытия долгов патриархии отправиться к Московскому царю за милостынной дачей и о своём путешествии в Россию уведомил Арсения, который немедленно выбыл из Львова навстречу своему патриарху и в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010