Записки Арсения о его путешествии заключают в себе три части: в первой: статейный список – описание путешествия, когда где был; вторая: о граде Иерусалиме – описание святых мест; третья: тактикон, «како греки церковный чин и пение содержат». В списки Арсениева Проскинитария внесены раскольниками дополнения и перемены ко вкусу вражды их против православия. Арсений и сам не был в состоянии отличить, что в современных обыкновениях востока зависело от тяжких обстоятельств церкви, страждущей под гнетом и мечем магометанства; и нерассудительно осуждал Иерусалимскую церковь за маловажные особенности или за беспорядки частных. лиц. Патриарх Паисий присылал в Москву жалобу на него к царю за дерзкие и грубые отзывы которые позволял он себе делать в Иерусалиме. Верную оценку Проскинитарию его делал Саровский иеромонах Мелетий, поверявший их на месте (Путешествие в Иерусалим, М., 1798 г.). Часть Проскинитария издана Сахаровым (т. II Сказаний Русск. народа. СПб. 1842 г.). Обозрение Проскинитария у Муравьева (в предисловии к 4-му изд. Путешествия его, стр. 38–73). Сеятели раскола сочинили прение соборного старца Арсения с Греки в 158 году, несходное впрочем по спискам. Это прение писано не Сухановым. В предисловии его сочинитель говорит: «Дивную оную повесть предлагаю оного соборного великого старца Арсения. Повелением царевым посылан дывный оный муж старец Арсений в Иерусалим». После того понятно, что в прении говорят от лица Арсения, что только хотелось говорить суеверу сочинителю, и чего никак нельзя согласить с Проскинитарием Арсения и с историею. С такою же невежественною дерзостью раскольники испортили разными вставками и Проскинитарий Арсения. Более благотворно было для св. церкви второе путешествие Арсения на восток. 1654 г. царь и Никон отправили Арсения на Афон для приобретения греческих книг. Арсений привез с собою более 500 рукописей (предисловие к служебнику, М., 1655 г.). Из одного Иверского монастыря получено Арсением до 150 книг (Черткова Библ. II, 434–435). В описи 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как уже говорено выше, у нас в XVII веке приобрел громкую известность, благодаря своему участию в событиях жизни русской церкви за это время, один грек по имени Арсений, которого современники так и звали «Арсением греком» и за которым это имя осталось и во всех письменных памятниках. Современники, поступая так, быть может, желали отличить его от других деятелей Арсениев, бывших в то время в Москве, – киевлянина Арсения Сатановского и Арсения Суханова . Этот Арсений грек, приехав в Москву в числе свиты иерусалимского патриарха Паисия, был оставлен в Москве именно для «риторского учения» и занимался этим делом еще до своей ссылки в Соловки. «Как де был на Москве, – говорил в 1650 году Степан Олябьев, один из числа Московской учащейся молодежи, – Арсений грек, которого сослали на Соловки, и он Степан хотел было учитца по латыни»; как сослали его, он перестал учитца и азбуку изодрал 40 . Этот Арсений грек занимался педагогическою деятельностью в Москве и по возвращении из Соловок. Протопоп Московского Казанского собора Иван Неронов в 1655 году говорил патриарху Никону : «ты его (Арсения грека) взял из Соловецкого монастыря на смуту и устроил того яко учителя, пачеже к тиснению печатному правителя» 41 . В 1657 году брат Арсения грека на обычном допросе в Путивле показал, что едет в Москву с своими старцами «по письму родного брата своего старца Арсения, который учителем на печатном дворе у патриарха Никона » 42 . Кроме того и другие современные свидетельства не оставляют сомнения в том, что известный деятель Никонова времени Арсений грек в бытность свою в Москве по возвращении из Соловок занимался и педагогической деятельностью. По моему мнению, этого именно Арсения грека и разумеет Олеарий; т. е. Арсений грек, учитель греко-латинской школы, о котором говорит Олеарий, есть известный деятель времени патриарха Никона Арсений грек. Теперь – когда же открыта греко-латинская школа этого Арсения грека? Арсений грек приехал в Москву 26 января 1649 г. и все время пребывания в Москве патриарха иерусалимского Паисия числился в числе свиты патриаршей и даже вместе с прочими членами ее получил как «уставщик» патриарший на прощальной аудиенции, данной царем патриарху, «царское жалованье».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Он пришел к затворнику, чтобы взять благословение на предстоявший путь. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», — таков был ответ святого. Царь, думая, что затворник решил идти с ним в Псков, весьма обрадовался. Однако этими словами преподобный Арсений предсказал собственную кончину. На следующее утро преподобный приобщился Святых Христовых Таин и мирно отошел ко Господу. Блаженная кончина святого последовала 12 июля 1570 года. Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранились записи 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен». Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 (1785) года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителя Афанасия († 373) и Кирилла († 444) Александрийских (память 18/31 января). Там же был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве. В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. Русская Православная Церковь 12/25 июля отмечает день преставления преподобного Арсения, а 8/21 мая установлено празднование в память обретения его мощей и дня тезоименитства угодника Божия. Арсений трудолюбивый, преподобный Преподобный Арсений Трудолюбивый жил в XIV веке. Этот подвижник назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресвятой Богородицы, он не знал отдыха, никто никогда не видел его в праздности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Не вдруг-то император нашел человека, который бы вполне отвечал его желаниям. Наконец выбор императора остановился на малоизвестном монахе Арсении, не имевшем никакой церковной степени И человеке малоученом. Феодор Ватац приказал как можно скорее посвятить его в патриархи, что и было исполнено. 464 В течение недели Арсения последовательно посвятили в диакона, в пресвитера и епископа. 465 Можно было бы думать, что неученый и не по достоинству возвышенный Арсений станет послушным орудием греческих императоров. Но этого не случилось. Расчеты на простоту Арсения сделаны были слишком поспешно. Правление Арсения ознаменовано необычными столкновениями патриарха с императором и сделалось причиной образования сначала партии, а потом и раскола «арсенитов». В нашу задачу не входит раскрывать подробно историю патриаршества Арсения, 466 этого «греческого Никона», как иногда называют его. Несомненно, Арсений проявил истинно высокую архипастырскую ревность, отлучив императора Михаила Палеолога от Церкви по той причине, что он занял престол путем тяжкого преступления – он сначала отстранил, а потом лишил зрения законного наследника престола, малолетнего сына Феодорова Иоанна Ватаца. За свою пастырскую ревность Арсений поплатился тем, что дважды был низведен с кафедры патриаршей по воле разгневанного Михаила. Ревность Арсения, разумеется, заслуживает всякой похвалы: он ратовал за правду и требования христианского закона. Но с другой стороны весьма печально, что Арсений не сумел пожертвовать своей личностью для блага Церкви. Свое низвержение с кафедры и соединенное с этим поставление новых патриархов на ту же Константинопольскую кафедру он рассматривал как такие события, которые вели будто бы к погибели Церкви. Такие взгляды самого Арсения волновали общество; нашлись люди, как из духовенства, так и из мирян, которые примкнули к этим взглядам Арсения. 467 Возникли смуты, беспорядки. «Греческий Никон» начал борьбой за правду, а кончил образованием раскола «арсенитов», который целые десятки лет нарушал благоденствие Греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Глава 11. Чудо святого о слепце Жил некий человек в селе Коровие Вяжищского монастыря, и случилось ему тяжко заболеть глазами, и ослеп он. Начал он тогда жить бобылем и просить милостыню Христа ради; водили его по миру, и тем он кормился. Так он и жил. Однажды ночью явился ему почтенный старец и сказал: «Если хочешь исцелиться, то иди к Пречистой на Коневец». Слепой же ответил ему: «Как мне дойти – не вижу ничего, а вести некому, ребенок мой мал еще». И сказал ему старец: «Иди, Бог поможет тебе». Слепой вопросил его: «Откуда ты, отче, что я тебя не знаю, не из нашего ты монастыря». И сказал ему тот почтенный старец: «Я иду в Новгород». Тогда он спросил его об имени. И сказал старец: «Имя мое Арсений». Я же пробудился от сна и пошел в Вяжищи, в монастырь, и поведал о видении старцам. Они же повелели ему идти на Коневец. Спросил он их: «Кто знает старца Арсения?» Они сказали: «Не основатель ли Коневский? Думаем, что это он посетил тебя. Иди, может быть, получишь обещанное тебе старцем». Слепой же, ничуть не промедлив, пошел, ведомый своей семилетней дочкой, и пришел на Коневец к Пречистой Богородице и к преподобному старцу Арсению, и к чудотворному его гробу приложился. Было же тогда святое богослужение, и пелась святая Литургия. И когда начали мы петь «Достойно есть», тотчас слепой прозрел и начал кричать громко и славить Бога и Пречистую Богородицу, и преподобного старца Арсения. И рассказал он всем нам о своем видении, как видел святого, мы же восславили Бога. Он же, выздоровев, пошел к себе домой, и никто его не вел, а он радовался и хвалил Бога. Глава 12. Чудо святого Арсения о иноке Леонтии Был в Коневской обители некий инок по имени Леонтий, человек богобоязненный и добродетельный, и случилось ему очень тяжело заболеть: разбил его паралич, и лицо перекосило, и языком говорить он не мог. Болел он так долгое время, и ничто не могло ему помочь. Очнувшись, начал он молить Господа Бога и Пречистую его Богородицу, и преподобного старца Арсения, угодника их, об избавлении от тяготившей его болезни. Пришел он ко гробу преподобного старца Арсения наставника и повелел петь панихиду, а также святую Литургию, ибо имел он крепкую веру в наставника преподобного Арсения. И так он благодаря молитвам святого получил исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Душа матушкина томилась этой суетой и стремилась к уединению, к затвору. Давно и много архипастырей Донских просила она отпустить ее на покой и постричь в схиму, но всякий раз получала отказ, так как архипастыри находили ее управление образцовым и желали, чтобы она управляла своею обителью до конца жизни. За свое с лишком сорокалетнее управление Усть-Медведицким монастырем игумения Арсения неоднократно получала благословения Донских архипастырей, благословения Святейшего Синода с грамотами, имела наперсный крест и крест с драгоценными украшениями, выдаваемый из Кабинета Его Величества Государя Императора, знак Красного Креста за войну 1877–1878 гг., медаль в память царствования Государя Императора Александра III и уже в 1905 году награждена Библией из Святейшего Синода за монастырское училище. Библия эта получена в монастыре по кончине игумении. Кроме того, она имела наперсный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители, с разрешения высшего начальства, в день тридцатипятилетнего юбилея управления монастырем. Будучи во всей своей жизни подвижницей, игумения Арсения приобретала только духовные сокровища, нимало не заботясь о каких-либо приобретениях земных, и после смерти ее не осталось никаких средств, никаких дорогих вещей, никакой дорогой одежды, кроме образов и книг, так что и хоронили игумению Арсению частью на монастырский счет, а частью на доброхотные пожертвования как проживающей при монастыре Анны Павловны Коньковой, так и духовных ее детей. Игумения Арсения стремилась всей душой поклониться мощам преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и даже дала обещание непременно побывать в Сарове, как только позволят ей здоровье и силы, так как зимой она была очень больна, куда и поехала 24 июня 1905 года. Поехала игумения Арсения, по обыкновению, с одной только келейной монахиней Агнией. Провожавших ее монахинь она благословляла и была со всеми ласково-приветлива, как родная мать со своими детьми. Возвратиться в монастырь она должна была через месяц, в Старосельский Мариинский скит, к 19 июля, ко дню полугодовой кончины родной своей сестры монахини Марии Мержановой, и там пробыть храмовый праздник святой равноапостольной Марии Магдалины 22 июля. Но Господь судил иначе. У преп. Серафима она и почила. С дороги игумения Арсения писала матушке казначее и монахине Митрофании, писала, что она в Москве заболела дизентерией, но при помощи доктора болезнь скоро прошла, а так как игумения Арсения была подвержена этой болезни при перемене воды, то никто особенно не беспокоился, выздоровев совершенно, она поехала в Саров, куда прибыла 12 июля. Письма ее из Арзамаса и первое из Сарова дышат энергией, бодрым духом и здоровьем, насколько возможно в ее годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда люди долго живут рядом – бок-о-бок, к плечу плечо, то зачастую многое очень-очень важное стирается, очень что-то искреннее и то, что необходимо иногда сказать, прочувствовать, выразить, вдруг отходит на потом, на второй план. И не всегда люди понимают, насколько они, по сути, родные друг другу. А вот когда сегодня привезли тело отца Арсения, и когда мы по установленному обычаю молились о нем и говорили: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, брата нашего иеромонаха Арсения», вот тогда с особой силой и ясностью понимаешь, что вот перед тобой во гробе лежит не кто-нибудь, а брат твой.   Скачать (MP3 файл. Продолжительность 14:16 мин. Размер 13.7 Mb )    скрыть способы оплаты Комментарии Малх из Тбилиси 16 мая 2013, 21:47 -Христос Воскрес! -Воистину воскрес! Буди воля твоя! Господи Помилуй и дай бесконечное блаженство в твоих блаженных селениях, душе иеромонаха Арсения, исполнившему свой монашеский обет с любовью, ради надежды отложенной Тебе. Аминь " блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его " Ирина 27 февраля 2013, 23:09 Дорогой батюшка, о. Арсений, чувсвую себя сиротой без вас. Вечная память Юлия 23 февраля 2013, 17:43 Запомнилась ситуация, которая повторялась на моих глазах неоднократно: воскресная Литургия, о.Арсений исповедует. Очередной исповедник, ожидая разрешения грехов, повергается ниц пред аналоем... и тихий голос батюшки: " Зачем же Вы на колени? Сегодня же - воскресный день " . Вечная память о.Арсению! Давид-Сослан 23 февраля 2013, 01:38 Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего иеромонаха Арсения! Благослови, Боже, братию Сретенского монастыря! Слава Тебе Господи! Людмила 21 февраля 2013, 12:54 Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего иеромонаха Арсения во Царствии Твоем! Сердечная и душевная боль.Вечная память О.Арсению. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Шио 20 февраля 2013, 22:56 Упокой, Господи, о. Арсения! Наталия 20 февраля 2013, 22:12 Упокой Господи душу усопшего раба Твоего новопреставленного иеромонаха Арсения и даруй ему Царствие Небесное и вечный покой!

http://pravoslavie.ru/59571.html

Рига, 1890; Обозрение церквей, школ и приходов в 1891 г. Рига, 1892; О святой православной вере. Рига, 1894; Слова и речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894; О миссионерстве вообще и о Рижской епархии - особенно. Рига, 1897; Путешествие на богомолье в Киев. Каз., 1898; Мое участие в юбилейном торжестве Рижской епархии. Каз., 1900; Путевые заметки. Каз., 1902; Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Х., 1903; Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской. Каз., 1906; Послание к харьковской пастве. Х., 1911; Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. 1873-1908. Х., 1908. Т. 1-3; Х., 1909. Т. 4. Кн. 1-2; Т. 5: 1909-1912. Х., 1912; [письмо к С. И. Опатовичу по поводу издания очередного тома Историко-статистического епархиального комитета от 17.10.1882 г.]//РНБ (Помяловский). 3239; письмо гр. И. И. Толстому от 21.09.1893 г.//РНБ. Ф. 781 (Толстой И. И.). 692. Лит.: Пребывание преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского, в Эстляндской губ. Ревель, 1887; 25-летие служения в священном сане преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского. Рига, 1893; Иоаким (Левицкий), еп. Брестский, Плис В. Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский и Митавский, и 10-летие управления его Рижской епархией: Ист.-стат. исслед. Рига, 1897; Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1897; Чествование высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Казанского и Свияжского, паствой 4 февраля 1898 г. Каз., 1898; И. С-ч. Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосв. Арсения. Каз., 1901; Попов К. Каталог книг Б-ки МДА: Книги, пожертвованные в Б-ку МДА высокопреосв. Арсением (Брянцевым), архиеп. Казанским и Свияжским. [Серг. П.], 1902; Багрецов Л. М. Очерк архипастырской деятельности архиеп. Арсения во время его 5-летнего управления Казанской епархией. Х., 1905; Истомин К. Е. К 25-летию архиерейского служения Арсения, архиеп. Харьковского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/76220.html

Житие Арсения Коневского Подготовка текста Н. А. Охотиной-Линд, перевод А. Г. Боброва, комментарии Н. А. Охотиной-Линд и А. Г. Боброва Житие Арсения Коневского – самобытный и недостаточно изученный памятник древнерусской литературы, несомненно новгородского происхождения. Композиция Жития напоминает икону с клеймами, а его стиль – лаконичные иконы «северных писем». Древнерусское Житие Арсения дошло до наших дней по крайней мере в 15 списках. Помимо рукописей Житие преподобного Арсения можно прочитать в целом ряде изданий прошлого века (в частности, 1850 и 1879 гг.), однако опубликованный в них текст заметно отличается от древнерусского и был написан, очевидно, в первой половине XIX в. в связи с включением определением Синода 1819 г. памяти Арсения Коневского в церковные месяцесловы. Местное почитание преподобного началось значительно раньше, бесспорным свидетельством чего являются дошедшие до нас древнерусские рукописи с Житием преподобного. Согласно указаниям заглавий списков оно было «списано» (что в Древней Руси означало не только переписывание, но и сочинение произведений) игуменом Коневской обители Варлаамом. Многие исследователи отождествляли игумена Варлаама с известным псковским автором многочисленных служб и житий Василием, в иноках Варлаамом, жившим и писавшим свои сочинения в 40–60-х гг. XVI в., но никаких конкретных доказательств этой догадки не приводилось. Известен и Коневский игумен по имени Варлаам: он назван в послании Ивана Грозного в Коневский монастырь 1578 г. (Материалы по истории Карелии: XII–XVI вв./Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941. С. 254), причем X. Киркинен и М. Виднее предполагали, что ранее именно он был псковским писателем Василием-Варлаамом, а около 1578 г. уже на Коневце составил интересующее нас произведение (Kirkinen H., Widnas M. Pyhittaja Arseni Konevitsalaisen Elama//Ortodoksia. Karkkila, 1963. N 14. S. 17). Варлаам, однако, – имя достаточно распространенное, и в истории Коневского монастыря в разные годы мог быть не один игумен с таким именем. Проблема авторства древнерусского Жития Арсения, таким образом, тесно связана с проблемой его датировки. Для ее разрешения обратимся к самому тексту Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний – фигура особого рода. Арсений Грек много навредил репутации Никона своей авантюрной фигурой. Среди греков таких было не мало. А для пуританской Москвы это была мерзость. Арсений из турецких греков, из богатой семьи, учился в греческой гимназии в Венеции, а затем в Риме, в униатской коллегии св. Афанасия. После 5-ти лет римской коллегии, конечно, купленных ценой измены вере, Арсений проходил Падуанский университет по философии и медицине. Вернувшись на родину, он опять стал православным и стал подвигаться к епископству. Но турецкие власти придрались к нему, как к венецианскому шпиону. Арсения посадили в тюрьму. Тут под пытками, ради спасения головы, он вынужден был принять ислам и обрезаться. Выйдя из тюрьмы, он бежал в Валахию, затем в Польшу и в Киев, ища там профессуры в Могилянской коллегии. В 1649 г. через Киев проезжал в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. К нему напросился Арсений. И тот взял его в Москву, как блестящего дидаскала. В Москве сразу взяли Арсения на роли учителя греческого языка. В этот момент Паисий не знал еще ясно биографии Арсения. Секрет этот открылся Паисию только уже на обратном пути из Москвы, в пограничном городе Путивле. Немедленно добросовестный патр. Паисий написал в Москву. И Москва Арсения грека взяла под суд. Сначала Арсений пробовал запираться, а потом сознался. Его осудили на исправительную ссылку в Соловецкий монастырь (27.VII.1649 г.). В Соловках монахи придирались ко всему: и рубашки у Арсения тонкого полотна и шейный крест дорогой. Напрасно «европеец» доказывал им, что не везде люди живут одинаково. Пришлось всему покориться: – научиться есть постную пищу и креститься двуперстно. Арсения выручил из беды приезд летом 1652 г. митр. Новгородского Никона за мощами святителя Филиппа. Никон взял Арсения опять в Москву и сразу поместил его на патриаршем дворе для учительства в эллино-латинской школе, открывшейся в Чудовом монастыре. А через год Арсений стал и справщиком книг вместе с другими справщиками Никонова времени. Таковы: иером. Иосиф (бывший прот. Ив. Наседка), иером. Савватий, Чудовский иером. Евфимий, знавший греческий, латинский, еврейский и польский языки, Иван Озеров, ученик Киевской Академии и Ртищевской школы. В 1652 г. Никон взял весь Печатный Двор из ведения Дворцового Приказа в свое ведомство, сам назначил справщиков и принялся энергично продвигать дело правки печатаемых книг. В плане собирания старых рукописных и печатных книг из всех монастырей Никон поручил иеродиакону Евфимию обследовать библиотеки многих монастырей. Евфимий ради этого обходил и объездил тридцать девять монастырей. В них он осмотрел 2 672 книги и составил им опись. Все эти книги Никон приказал выслать в Москву. Арсению греку поручено было съездить за книгами в Новгород и в Киев. Арсений Суханов приобрел на Афоне 498 книг. До 200 книг прислали восточные патриархи. Но с этим обогащением новыми текстами московского центра работа справщиков и печатание книг не считались. Печатание шло полным ходом и своим чередом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010