«У нас не Англия – едиными деньгами жить и пробиваться. А наипаче монастырям и домам архиепископским, на которых работать мужику сходнее и способнее, нежели деньги давать». «Придется тогда мужика просить и молить, чтобы за какие угодно деньги – двойную, тройную плату, послужил. При таких порядках быть архиереям от крестьян в зависимости; храмы, богослужение, утварь и все в церкви придет в оскудение, о благолепии церковном не может быть и речи. И так может благочестие «истребиться не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних». Тут в заключение митр. Арсений просит уволить его на покой. Несчастный опоздал с этой просьбой. Немилостивый суд уже свершился. Это 2-ое его «Доношение» еще не успело дойти по назначению, как, в порядке исполнения приговора Синода, в вербную субботу, после вечерни, во двор Ростовского архиерея въехало несколько саней с приказом Арсению: немедленно (не дали даже войти в собор и приложиться к святыням) садиться для увоза в Москву. Забрали заодно и секретаря консистории Ив. Волкова и его канцеляриста Жукова. 17 марта привезли всех в Москву и «сдали» в Симонов монастырь «под крепкий караул». Шла страстная седмица. Казалось, всю судебную волокиту можно было бы отложить. Но Екатерина не стеснялась обнаружить свою «охотничью» страсть при захвате такой добычи. На другой же день 18.III, Екатерина писала записку генерал-прокурору Глебову: «нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедывать должно. Приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Пристрастное отношение Екатерины уже в этот момент к Арсению, как к личному врагу, не может быть объяснено из текста Арсеньевых «доношений». Тон их в отношении к лицу императрицы почтительный и как бы верующий в царское правосудие. Но она, конечно, задала секретное поручение – собрать сведения об искренней болтовне Арсения при разных случаях. И получился острый материал по статье неблагонадежности. Четыре года спустя Екатерина сама писала о собранных речах Арсения, что «де Величество наше неприродная и в законе нетверда, и не надлежало бы ей престола принимать, но следовало бы Ивану Антоновичу… У нас де в России – непостоянное, и не берегут настоящих наследников. Когда же Петр II скончался, такой души не было, кто бы не плакал, что после него не осталось наследника. Государыня Анна вступила на престол не по порядку. Государыня Елизавета Петровна настоящая наследница была, а бывший император Петр III не настоящий наследник, так как иностранного закону, что и по делам оказалось " … Так суммировала разговоры Арсения Екатерина уже позднее. А сей час она допрашивала его в присутствии трех лиц: Орлова, Глебова и Шешковского. По слухам, Арсений был прям и резок в ответах и даже будто бы «не пощадил уст своих», сказал, что-то столь «крепкое», что Екатерина «зажала уши» и крикнула: «закляпить ему рот!» Но на суде показания Арсения все были спокойными. Надо думать, что и тут если в его стиле и были слова бьющие, но не скверные.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

— Исполните ли вы то, что я скажу вам? Они обещали исполнить все, что бы он ни сказал. Тогда преподобный сказал: — Не приходите никогда туда, где будет Арсений. Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келию тебе, тогда мне придется открывать ее для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошел к преподобному, так как боялся, как бы он не ушел из того места. Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в нее. Арсений, думая, что это пришел его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю, лицом вниз, для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдешь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда. В другой раз пришел еще один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию указать ему дорогу к келии Арсения. При этом он сказал братии: — Я хочу побеседовать с отцом Арсением. Но братия отвечали ему: — Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придет в церковь. Инок же тот сказал братии: — Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного. Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келии старца Арсения (следует заметить, что келия Арсения отстояла от скита на тридцать стадий) [ 10 ]. Подойдя к келии, брат постучал в нее. Старец открыл дверь и впустил в келию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но в продолжении пяти лет служения в Петербурге он постоянно совершал богослужения в разных Петербургских храмах; рядовые служения его были в Исаакиевском, Казанском и Петропавловском соборах, в Лавре и дух. Акад. Но кроме того, по разнято рода случаям, он совершал богослужения во многих городских и кладбищных церквах. Случаи эти были: храмовые праздники, погребение усопших и дни поминовения их. Эти частные случаи были так часты, что не проходила неделя, чтобы Преосвященного не приглашали куда-либо служить литургию. Ясное, истовое и благоговейное служение Преосвященного Арсения нравилось в столице, и он лично, вне очереди, получал частые приглашения для совершения богослужений. Ио проповедей при богослужениях он не говорил; потому что таковые произносились архиереем только по назначению и указанию епархиального архиерея – Митрополита Исидора. Пять раз Преосвященный Арсений участвовал с Митрополитом Исидором в сослужении литургии в соборе Зимнего Дворца – в праздник Богоявления и – в крестном ходе, совершавшемся из Зимнего Дворца на Неву в присутствии Государя Императора, Высочайших Особ и высших чинов. Особое служение в звании I-ro викария Петербургской епархии у Преосвященного Арсения было по должности ректора С.-Петербургской духовной академии. К обозрению сего служения мы и перейдем. 4. Служение Преосвященного Арсения в должности ректора С.-Петербургской духовной академии 1. Для Преосвященного Арсения назначение его ректором Академии было совершенно неожиданно. В сентябре 1883 года, после обычного доклада дел митрополиту Исидору, – старец – Архипастырь предложил Его Преосвященству занять должность ректора С.-Петербургской духовной академии. При этом пояснил, что Св. Синоду желательно на этом месте иметь Епископа и восстановить ученое монашество в Академии. Действительно, более 20 лет в Академии не было монахов. Смущенный предложением Владыки – митрополита Преосвященный ответил ему: «Если Вам угодно – Владыко, я согласен; но при этом я об одном просил бы Ваше Высокопреосвященство, чтобы меня оставили и в должности 1-го викария...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

На вокзале встретили Преосвященного Арсения не малое число лиц, пришедших проводить его, в числе которых были: министр Народного Просвещения И.Д. Делянов, главноуправляющий учреждениями Императрицы Марии И.Н. Дурново, ректора и инспектора академии и семинарии, студенты и многие почитатели его. Один из таковых, поэт, достопочтенный старец, действ. ст. сов. Л.И. Бутовский на вокзале поднес ему следующие стихи: 1. Судеб таинственная книга Отверзлась вдруг перед тобой... И на твоей дороги Рига Раскинулась, Отец Святой! 2. Преосвященнейший Владыко, С тобою Промыслитель Бог!.. Мы молим все, чтоб твой великий Он подвиг совершить помог: 3. На Западной границе трудной Будь православия щитом!.. В стране – Христовой верой скудной – Запечатлей твой след во всем, 4. Что будет дорогим предметом Твоих забот!.. Иди в свой путь... И не гнушаясь сим приветом, Там нас в молитвах не забудь!.. 5. Дай Бог тебе – в нежданной Риге, В покрытом тернием пути! – Сии тяжелыя вериги В терпеньи славно понести... Распрощавшись с лицами почтившими его своим провожанием на вокзале, Преосвященный Арсений вошел в отдельное купе 1 класса вагона и в ½ 2 часа пополудни поезд двинулся и понес любимого Архипастыря из Петербурга на новое место его служения в Ригу, куда он прибыл в ½ 12 часа дня в понедельник 11 мая 11 . 11 Служение Преосвященного Арсения в Риге описано в книге под заглавием: «Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Рижский и Митавский и десятилетнее управление его Рижского епархиею», изд. 1897 г. – А служение его в Казани описано в книге: «Очерк архипаст. деятельности Высокопреосвященного Арсения во время его пятилетнего управления Казанскою епархиею» изд. 1905 г, – Служение его в Харькове описано в книгах: Первый, второй, третий и четвертый годы управления Харьковской епархией, изд. в 1904–7 гг. Читать далее Источник: К двадцатипятилетию архиерейского служения Арсения, архиепископа Харьковского/[Истомин К. Е.]. - Харьков: Тип. Губернского правления, 1907. - 58, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Очевидно, автор канона Арсению и повествователь о его чуде 1566 года – разные писатели, разделенные целым веком: тожество их имен – простая случайность. Но в житии нет прямого указания, что оно написано тем или другим Феодосием. Между тем есть признаки, показывающие, что оно составлено в конце XV в., по крайней мере раньше чуда и 1566 г. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI в. 235 . В предисловии к житию автор говорит «по многих летех еже к Богу отшествия его (Арсения) написахом от части жития его, изыскахом духовными мужи, еже слышаху от преподобных его уст». Так не мог написати автор, составлявший житие во второй половине XVI в., более полутораста лет спустя по смерти Арсения. Наконец, по началу предисловия видно, что житие писано на праздник памята святого. На этом можно основать только вероятность мнения, что составитель службы Арсению в 1483 г. был вместе в автором его жизнеописания, как обыкновенно бывало в литературной истории житий. Об источниках биографии Арсения читаем в предисловии, что современники тверского епископа, люди, пришедшие с ним из Москвы, писали краткие записки о жизни и чудесах его, «на памятех изо уст», и эта отрывочные записки много лет хранились в монастыре на Желтикове, переходя из рук в руки между братией обители: иные изодрались, иные обветшали, когда биограф начал собирать их для своего труда: «елика изыскахом, то и написахом», заключает он свой рассказ о собирании материала. Очевидно, в этих записках он не нашел обстоятельного описания жизни Арсения до епископства: современники не допустили бы ошибки, в какую впал биограф, сказав, что Арсений в юности еще пришел в киевский Печерский монастырь и пострижен игуменом этого монастыря Киприаном, тем самым Киприаном, за которыми, по рассказу жития, посылал великий кн. Димитрий духовника своего, симоновского игумена Феодора, чтобы призвать его на русскую митрополию (1381 г). Дальнейший рассказ жития, вообще не богатого содержанием, ограничивается тремя эпизодами: о поставлении Арсения на тверскую епископию, о построении им монастыря на Желтикове и о кончине епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

 б)      Другая, не менее важная, святыня этого храма, сохраняющаяся в нем под превосходно устроенной сенью, – это великолепная гробница преподобного Арсения, основателя Коневской обители. Она стоит, на входе в церковь , на левой стороне от входных дверей, под сенью на катафалке, обтянутом красным сукном, на том самом месте, где сокрыты были от шведов нетленные останки преподобного Арсения, в годину несчастия для обители. Вышина гробницы с ножками 1 1 / 4 , длина 3 и ширина 1 1 / 4 аршина. Вся она серебряная, кованая, на литых ножках, превосходной отделки, украшена с пяти сторон вычеканенными барельефными изображениями важнейших событий из жизни Преподобного. На верхней ее стороне изображен почивающим в схиме во весь рост «Преподобный Арсений»; на главе его большой позолоченный венец с семью небольшими звездочками из мелких стразов. На правой стороне изображено рельефно: «умерший Преподобный Арсений, окруженный братией, из которых один читает Евангелие»; и «надгробное служение Св. Евфимия II, Архиепископа Новгородского, держащего в руках икону Коневской Божьей Матери с предстоящими ему: диаконом, свещеносцем в семью человеками мирян, плачущих у гроба Преподобного». На левой стороне изображено: «прибытие Преподобного Арсения на остров Коневец в моление его пред чудотворной иконой Божьей Матери Коневской, об указании места для основания обители, вверху – благословляющий Спаситель; далее, с одной стороны – рыболовы тянут мрежи, с другой – два инока, окруженные волнующимся озером и лесом, молятся на берегу близ ладьи своей, из которой только что они вышли, избавившись от потопления по молитве Преподобного». На стороне в ногах изображена: «келья Святогорского игумена Иоанна, распятие с лампадой и раскрытая книга; игумен благословляет Преподобного Арсения иконой Богоматери на пути в Россию; на заднем плане видны два афонские инока и деревья теплого климата». На стороне в головах: «два Ангела держат свиток, на котором начертана биография Преподобного Арсения». Около барельефов и по бордюрам раки арабески и ветви; шесть ножек серебряных, в виде букетов из ветвей, по верхним углам их четыре чеканные ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Таким образом, «прение старца Арсения с греками о вере», как подложное и к «Проскинитарию» не относящееся, в наше издание не входит; в нем помещаются только три книги или части. Неизданный до сих пор в целом «Проскинитарий» имел издания в некоторых частях. Г. Сахаров во II томе «Сказаний русского народа» издал первую часть «Проскинитария», с выпусками притом всех тех мест, где Арсений рассуждает об обрядах церковных; целью его было «описание местностей, а не рассуждения о вере». Наша цель совсем другого рода; мы интересуемся главным образом стороною церковною – тем, какой ответ дал Арсений Суханов относительно богослужебных чинов и обрядов восточной церкви, что и было главною целью его посольства, и какое значение имеют сообщенные им этого рода сведения с точки зрения старообрядческого вопроса. «Проскинитарием» Арсения Суханова , как известно, пользуются старообрядцы, но мы думаем, что этот документ гораздо более может служить в нашу пользу, чем в пользу старообрядчества; это мы и постараемся выяснить по окончании самого издания, в виде «послесловия» к нему. Из частей, имеющих церковное значение, издан только небольшой отрывок из «Статейного списка», естественно опущенный г. Сахаровым: «вопросы старца Арсения Суханова ко Иоанникию Патриарху Александрийскому о неких недоумительных вещах» (Прав. Соб. 1886г. декаб.) Для издания «Проскинитария» мы имеем следующие рукописи: 1) Рукопись библиотеки преосв. митроп. Григория в лист нового письма. Рукопись эта хотя и не древняя и не замечательная сама по себе, но мы полагаем ее в основание для нашего издания потому, что она была сверена с древним списком «Проскинитария», находящимся в московской синодальной библиотеке под К.И. Невоструев , обязательно потрудившийся в этом деле, вот что пишет относительно нашего списка и того, с которым он был сверен:· " казанский список «Проскинитария», в лист новейшего скорописного письма; сличен с находящимся в синодальной библиотеке под в 4 д., XVIIb. Синодальный список сей – один из вышедших от самого Арсения Суханова и местами представляет собственноручный его почерк, совершенно тождественный с подписом Суханова на вывезенных им с востока греческих и славянских рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Из Молдавии отец Парфений с другими путешественниками, выправив паспорт, отправился в путь 28 мая 1847 года. В городе Киеве путники пробыли четыре дня и благоговейно прикладывались и посещали усердно все святыни и мощи угодников Божиих. Побывал схимонах Парфений со своими поклонниками и путниками и в славной общежительной Глинской мужской пустыни: «…и в ней прожили четыре дня; и сподобился я, недостойный, здесь причаститься святых Тайн, Тела и Крови Христовых» 53 . Далее начинается путь их к главной цели путешествия. Через города Курск, Воронеж, Тамбов, Пензу, Городище, Кузнецк, Сызрань, Самару, Бузулук и Уфу: «…ехали шесть дней по мало проходимым местам, лесами, Уральскими горами. Проезжали через железные заводы, через Сим и Устья, и выехали на великий завод Златоустовский, и здесь переехали Уральский хребет, и выехали в Сибирь. Потом миновали город Челябу и прибыли в город Шадринск…» 54 . Прибыл отец схимонах в назначенное ему от старца–духовника иеросхимонаха Арсения место – в город Томск – 11 сентября 1847 года. Не сразу оправдались надежды отца Парфения на окончание своих тягот и скорбей. Но главное, с каким воодушевлением ехал эти многие и долгие месяцы он, какое имел упование на своего старца Арсения и его благословение святое. Как в точности исполнилось все, что возвестил великий старец! Исполнилось послушание, он увидел град Томск, но это было начало его славного пути, начало его самостоятельных трудов на благо Церкви Христовой, по молитвам старца Арсения и молитвам любящих его старца Иеронима и настоятеля обители святого Пантелеимона старца Герасима! Вот образ истинного послушничества, преподанный нам отцом Парфением, образ, не уступающий примерам жизни древних подвижников. С благоговением принял слово Божие из уст старца Арсения схимонах Парфений, и в точности все сие исполнилось: «Теперь исполнилось предсказание старца Арсения. Он сказал: что я пройду с двенадцатью рублями двенадцать тысяч верст; так и случилось; еще и осталось. Еще он говорил, что не устанут ноги мои от дальнего пути: так и сотворил Господь: три моря перелетел в сто часов, на пароходе; сухим путем, более пяти тысяч верст, переехал на коне… Еще он говорил, что не могут воспрепятствовать мне злые люди, ни враги: так и случилось. Сколько было таких людей, которые хотели преградить путь… Но ничто же успеша!... И так во всех немощах моих сотворил Господь силу Свою и явил на мне чудеса Своя. Слава Ему, Единому Всевышнему Богу! Переплыл я великие моря и кончил дальний свой путь, который назначен был выше естества моего. Теперь уже в Сибири, теперь уже в Томске. Здесь Господь определил нести мне крест свой» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

И за все это митрополит лишил попа Димитрия ключарства и священства, с передачей виновного в Ярославскую Провинциальную Канцелярию, а свой указ велел распубликовать по всей епархии «на страх прочим священно и церковнослужителям», чтобы они тщательнее наблюдали – «все ли в церквах исправно остается – под опасением за неисполнение сего наижесточайшего истязания» Таков факт. Кажется, что здесь можно удивляться не строгости наказания, а строгости и тщательности следствия. Надо заметить, что большинство указов Арсения III производит именно такое впечатление. Недостаток времени и размеры настоящей заметки не позволяют нам заняться подробным анализом этих документов; но не будет ошибочным тот вывод, что строгость наказаний времени Арсения обусловливалась строгостью следствия, а последняя – важностью преступлений и распущенностью паствы. Словом, если Арсения Мацеевича можно назвать «строптивым» в смысле строгости и взыскательности к провинившимся, то наоборот, к нему нельзя приложить этого термина как к своенравному, ничем недовольному временщику, или – любителю – виртуозу наказаний, поборнику чепей, стульев, желез, кошек, плетей, палок, батогов, цепок и т.д. А на Руси в то время бывали такие владыки, как это видно из архивных данных по делу преосвященного Павла Конюшевича, митрополита Тобольского (современника Арсения), напечатанных А. Н. Львовым в христианском чтении за 1891 год, или из биографии Белогородского Архиерея Иоасафа Горленко, напечатанной А. С. Лебедевым по архивным документам. 6 Ростов-Великий 1903г. 1-го января А. Титов Мая 5 дн. 1744 г. за 181. Указ Святейшего Правительствующего Синода Члена Великого Господина Преосвященного Арсения Митрополита Ростовского и Ярославского из домовой Его Преосвященства канцелярии. Марта 17 дня сего 1744 года по предложенному Его Архипастырству от Ярославского Духовного Правления экстракту, каков в том Правлении учинен из происходившего в оном Правлении следовавшегося о сгорании в Ярославской соборной церкви в прешедшем феврале месяце в 20 числе сего 1744 года рак с мощами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/m...

Сейчас в Епархиальном управлении будет открыта выставка " Коневец — святыня, которая рядом " . Ведь до островной обители добраться непросто, а сейчас все смогут увидеть ее жизнь. Вы увидите и уникальные дореволюционные фотографии обители. Приезжая туда, я каждый раз чувствую себя, как дома: Божия благодать согревает на острове, молитвы преподобных Василиска и Зосимы создают духовную связь между нашими землями. Я выражаю сердечную благодарность владыке Игнатию и наместнику обители, игумену Александру за труды по принесению мощей преподобного Арсения. Благодарю и владыку Филарета, епископа Канского и Богучанского, прибывшего из Красноярского края на наше торжество. После открытия выставки мы с арихипастырями совершим чин закладки храма в честь преподобного Арсения Коневского в деревне Коски, откуда начинаются рославльские леса, где подвизались преподобные, чтобы укрепить духовную связь между нашими епархиями. Будем называть это место Новым Коневцом! Это первый храм в честь преподобного Арсения за пределами Северо-Западного федерального округа».  Преосвященнейший Игнатий также обратился к архипастырям и рославльчанам со словами приветствия:  «Ваше Преосвященство, владыка Мелетий! Ваше Преосвященство, владыка Филарет! Дорогие отцы, братия и сестры! Я рад тому, что по приглашению Преосвященнейшего Филарета вновь совершил богослужение на Рославльской земле. Отрадно, что сегодня мы поделились своей духовной радостью, принеся сюда мощи святого Арсения Коневского. Обители, основанной преподобным на Коневце, в этом году исполняется 625 лет. За эти годы Господь и являл Свою славу в этом монастыре и показывал, насколько опасно бывает нарушать заповеди Божии. Когда преподобный Арсений уходил в жизнь вечную, он оставил братии духовное завещание: " Если пребудете в молитве, в мире — обитель не оскудеет " . Но за 625 лет она разрушалась шведами, на землях которых находилась, большевиками… Нынешнее восстановление — ее третье возрождение, третья Пасха. Она снова возрождается из небытия. И слова преподобного Арсения напоминают нам, что молитва сохраняет наш душевный мир, дарует нам радость здесь, а не " на стране далече " . Потому что наше счастье заключается в Боге. Так жил сам преподобный Арсений: даже на Афоне, где он укреплялся в духовном подвиге три года, он стремился сердцем на родную северную землю. И здесь, на острове посреди сурового Ладожского озера, волны которого порой достигают десяти метров, а шторма губительны, он создал новый Афон.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010