Наконец, следует подчеркнуть, что первохристианский аскетизм немыслим и вне эсхатологической перспективы, которая является вообще сущностной чертой религии Христовой. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей человека «нового», из которых высшей почиталась любовь, определялась ясным осознанием принадлежности и причастности к Царству Божиему (или Небесному). А оно не было для первохристиан «внешним институтом, а являлось внутреннею созидающею силой, претворяющею все их духовное существо и восторгающею от земли на небо» 54 . При этом, однако, не следует «забывать и того, что Царство Божие, по словам Самого Христа, не от мира сего ( Ин. 18:36 ), что в условиях земного существования и пределах земной истории оно недостижимо. Сколько бы ни существовал мир, всегда в “веке сем” семя Царства Божия будет произрастать наряду с плевелами царства зла, и только новое небо и новая земля – преображенный мир и “век тот” будут местом и временем Царства славы... Необходимым условием развития добра, возрастания семени Царства Божия со стороны человека является, по учению Иисуса Христа, усилие человека, его напряженное стремление в сторону добра и самоотверженная преданность, непоколебимое постоянство в этих стремлениях. Если только употребляющие усилие восхищают Царство Божие ( Лк. 16:16 ), то это усилие не должно быть минутным, мимолетным настроением, ибо возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лк. 9:62 ). Но и то и другое – напряженное и постоянное стремление к добру возможно только при условии веры , непоколебимой и живой уверенности в бытии добра, Царства Божия и благ его» 55 . Из этого следует, что, согласно евангельскому учению, «восхищающий» здесь Царство Божие в подвиге веры, «аскезе» и трудничестве самим своим подвигом как бы снимает и разрешает кажущуюся антиномию между земным и небесным, материальным и духовным, временем и вечностью. Ибо, с одной стороны, воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин. 6:39 ), а с другой – кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек ( Ин. 8:51 ), поскольку имеет жизнь вечную ( Ин. 5:24 ), – в этих словах Господа настоящее и будущее тесно сопрягаются и почти сливаются: подвизающийся ради Христа в чистоте сердца и с напряжением всех своих физических и духовных сил как бы уже здесь воскресает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Напротив, внимательные книжники и фарисеи подметили немало таких поучительных фактов, на основании которых им было нетрудно понять, что идея царства Божия, тождественная с понятием царства небесного, совсем не тождественна с представлением царства израилева, потому что в учении Спасителя идея царства Божия явно выступает как идея всечеловеческая. Так, например, при исцелении слуги капернаумского сотника Спаситель прямо заявил окружавшему Его народу, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Матф. 8, 11-12). Такое учение, разумеется, не могло поддерживать собой иудейских мечтаний о Мессии и, стало быть, не могло поддерживать собой веры во Христа как в национального иудейского мессию. И все-таки вожди иудейского народа, видимо, продолжали еще колебаться в своем суждении о Христе и попеременно приходили то к тревожному сомнению, то к смутной надежде. В состоянии сомнения они естественно озлоблялись на Него, укоряли и преследовали Его и даже покушались убить Его. Но с появлением хотя бы некоторой тени надежды они снова обращались к Нему и снова принимались искушать Его, т.е. просто старались выпытать у Него, кто же, собственно, Он, и к чему же Он ведет свою деятельность, и чего же Он добивается. Это нерешительное положение окончательно выяснилось только в самые последние месяцы земной жизни Иисуса Христа. В праздник обновления храма измученные и озлобленные долгим ожиданием иудеи решились наконец потребовать у Христа ясного и определенного ответа на их тревожные ожидания: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. И Спаситель дал им категорический ответ: Я сказал вам, и не верите... вы не из овец Моих (Иоан. 10, 24-26). После такого решительного ответа не могло уже более существовать никаких недоумений. Иудеи должны были наконец убедиться, что Спаситель действительно считает Себя Христом, но только не для них, потому что они имели о Христе совсем не такое понятие, которое действительно раскрывалось древними пророками, и потому они ожидали к себе совсем не того Христа, которого действительно Бог обещал прислать к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Нельзя с точностью определить время построения Дамаска. В священной истории он стал известен со времени Давида ( 2Цар. 8:5, 6; 10:16, 19 ), а начало царства Сирии Дамасской можно отнести к времени Соломона ( 3Цар.11:23–25 ). Оно сопредельно было с царством Израильским и до самого последнего царя Рецина находилось почти в непрерывной с ним войне с переменным успехом. Но поскольку Богу угодно было чрез Сириян наказывать отступление Израильтян, то последние часто оставались побежденными. Пророчество это издано, вероятно, в одно время с пятою проповедью (гл. 7–12), т. е. в первый или второй год царствования Ахаза. Гл. 17 Первая часть: определение суда Божия на Дамаск Ст. 1. Вот, Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Ст. 2. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которыя будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Ст. 3. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасскаго с остальною Сириею с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф. Здесь Пророк описывает 4 действия суда Божия: 1) разорение Дамаска (ст. 1); 2) разрушение окрестных городов (ст. 2); 3) уничтожение царства Сирского и 4) отведение Сириян в плен (ст. 3). В 3-м стихе под твердынею разумеется или Дамаск, на силу которого полагались Израильтяне, или Самария. Под славою сынов Израилевых по метонимии разумеется все, что составляло славу Израиля: множество людей и вещей, богатство, войско, знаменитые мужи и царь. Смысл 3-го стиха такой: в то самое время, как последует разрушение царства Сирского, ослабится вместе сила и крепость и царства Израильского. Пророк, соединяя участь царств Сирского и Израильского, как союзных и составивших лукавый совет против дома Давидова (7, 1 и сл.), предсказывает, что Сирияне, равно как и Израильтяне, по разрушении их царств, будут отведены в плен в Ассирию и Мидию, и погибнет слава их. Исполнение этого пророчества можно видеть в 4Цар.16:9 . Впрочем Дамаск после этого разрушения опять был восстановлен, и Пророк Иеремия в свое время называет его городом славным (49, 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но время шло, проповедническая деятельность Иисуса Христа постепенно расширялась, а для уверенности в том, что Он – дей­ствительно тот самый желанный избавитель, пришествия которого так страстно ожидал иудейский народ, никаких оснований не ока­зывалось. Напротив, внимательные книжники и фарисеи подмети­ли немало таких поучительных фактов, на основании которых им было нетрудно понять, что идея царства Божия, тождественная с понятием царства небесного, совсем не тождественна с представ­лением царства израилева, потому что в учении Спасителя идея царства Божия явно выступает как идея всечеловеческая. Так, на­пример, при исцелении слуги капернаумского сотника Спаситель прямо заявил окружавшему Его народу, что многие придут с вос­тока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в цар­стве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внеш­нюю ( Мф. 8:11–12 .). Такое учение, разумеется, не могло под­держивать собою иудейских мечтаний о Мессии и, стало быть, не могло поддерживать собою веры во Христа как в национального иудейского мессию. И всё-таки вожди иудейского народа, видимо, продолжали ещё колебаться в своём суждении о Христе и попере­менно приходили то к тревожному сомнению, то к смутной надеж­де. В состоянии сомнения они естественно озлоблялись на Него, укоряли и преследовали Его и даже покушались убить Его. Но с появлением хотя бы некоторой тени надежды они снова обраща­лись к Нему и снова принимались искушать Его, т.е. просто стара­лись выпытать у Него, кто же, собственно, Он, и к чему же Он ведёт свою деятельность, и чего же Он добивается. Это нерешитель­ное положение окончательно выяснилось только в самые послед­ние месяцы земной жизни Иисуса Христа. В праздник обновления храма измученные и озлобленные долгим ожиданием иудеи реши­лись наконец потребовать у Христа ясного и определённого ответа на их тревожные ожидания: долго ли Тебе держать нас в недоуме­нии? Если Ты Христос, скажи нам прямо. И Спаситель дал им ка­тегорический ответ: Я сказал вам, и не верите... вы не из овец Мо­их ( Ин. 10:24–26 .).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но как бы высока ни была эта гора, обозреть с вершины ее все царства вселенной можно было только мысленно; поэтому и Евангелист Лука, повествуя об этом, говорит, что диавол показал Иисусу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лк. 4, 6—7). «Ты отказался превратить камни в хлеб, несмотря на мучения голода, которые Ты испытывал, и отказался, конечно, потому, что не мог совершить этого чуда; не в Твоей это было власти. Хотя Ты и веришь в Писание, однако побоялся положиться на помощь Бога, усомнился в том, что ангелы понесут Тебя на руках, и потому не бросился с кровли храма вниз к стоявшему там народу. Теперь я вижу, что Ты — не Сын Божий! А если так, то яви Себя в блеске земного величия, как Царь вселенной! Ведь евреи такого-то Мессию и ждут! Смотри, вот у ног Твоих все царства мира! Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Из всех людей одни забыли Бога, другие и не знали Его; а меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь — все мое, здесь — власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, я готов отдать Тебе все царства мира, если Ты будешь служить не Богу, а мне. И будешь Ты тем Мессией, какого ждут евреи, будешь Владыкой мира, великим Царем Израилевым! И как легко Тебе достигнуть этого! Стоит лишь послушаться меня, вступить в союз со мной, поклониться мне... только поклониться! Итак, все это, все царства вселенной, всё будет Твое! Только подчинись мне! Поклонись!.. Поклонись же!..» Отойди от Меня, сатана, — сказал Иисус, — написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лк. 4, 8). Сорокадневные искушения окончены. Иисус выдержал их без колебаний. Воля Отца была высшим законом для Него, не допускающим никаких отступлений. Отцу угодно, чтобы Он шел к Своей цели путем страданий и смерти на Кресте, и Он избрал этот тернистый путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Но оно стоит в согласии со строгим приговором той же реформе со стороны пророка Ахии и от него получает и свою достоверность. Ахия происходит из Силома, следовательно, из израильского царства. Он первый предсказал Иеровоаму царствование над десятью коленами израильскими и прочность его под условием точного соблюдения заповедей Иеговы (Цар.11:29–39). Теперь он совершенно отстраняется от Иеровоама и угрожает гибелью его дому и выселением из своей земли его подданных и именно за то, что он поступал хуже всех, которые были прежде него, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражать Иегову; Его же отбросил назад... и чрез то и сам согрешил и ввел Израиля в грех ( 3Цар.14:1–16 ). Так и по взгляду Ахии, пророка израильского, Иеровоам ввел новый противозаконный культ. Понятно само собою, он не был одинок в своих воззрениях. И другой дееписатель рассказывает, что левиты и священники оставили царство израильское и перешли в Иерусалим и в царство иудейское, 361 а за ними и из всех колен израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертвы Господу, Богу отцов своих ( 2Пар.11:13–16 ). Так и в конце и в начале существования израильского царства и вообще во весь период еврейской истории после разделения царства мы встречаем суждения и факты, свидетельствующие о том, что религиозная реформа Иеровоама представляет сильное уклонение от практиковавшегося тогда истинного культа Иеговы, уклонение, навлекшее гибель, прежде всего на дом ее первого виновника, а потом и на все израильское царство. Молчание о культе тельцов со стороны Илии и Елисея – не доказательство в его пользу При таком положении дела может представляться на первый взгляд странным то, что Илия и Елисей не проговариваются ни полусловом о культе тельцов ни в хорошую, ни в дурную сторону. Оба они сильные ревнители по истинной религии Иеговы в израильском царстве. Если культ тельцов составляет уклонение от законного культа Иеговы, то естественно, по-видимому, ожидать с их стороны сильного его обличения, особенно со стороны Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но поскольку древние Отцы до пришествия Господня сколь праведно ни жили, не были введены в Царство, доколе не снизошел Тот, Кто отверз для людей обители рая посредством Своей смерти, то самый этот ропот их состоит в том, что они и праведно ради получения Царства отжили, и однако же долго не были допускаемы к получению Царства. Ибо кого, по совершенному правосудию, приняли хотя спокойные места адовы, тому подлинно было свойственно и утрудиться в винограднике, и пороптать. Итак, как бы после ропота получают динарий те, которые, после продолжительного пребывания в аде, перешли к радостям Царства. Мы же, которые пришли в одиннадцатом (часу), после труда не ропщем и получаем динарий, потому что после пришествия Посредника, грядущего в сей мир, вводимся в Царство тотчас, как только выходим из тела, и без замедления получаем то, что древние отцы заслужили получить с великой отсрочкой. Поэтому-то Тот же Хозяин и говорит: «я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе». И поскольку самое получение Царства есть выражение благости воли Его, то Он справедливо присовокупляет: «разве я не властен в своем делать, что хочу?» Ибо глуп вопрос человека против благоволения Божия. Поскольку надобно было бы жаловаться не на то, что Он не дает того, чем не должен, но на то, если бы Он не дал того, что должен был дать. «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Но пусть никто не гордится ни делом, ни временем, когда затем Истина взывает этой полной мыслью: «так будут последние первыми, и первые последними». Ибо вот мы, хотя уже знаем, что, или сколько, доброго мы сделали, но еще не знаем, с какою тонкостью будет испытывать это верховный Судия. И каждому должно радоваться именно тому, чтобы в Царстве Божием быть даже последним.    5. Но после этого весьма страшно то, что следует: «ибо много званых, а мало избранных», потому что к вере приходят многие, а до Царства Небесного доводятся немногие. Ибо вот сколь много нас стеклось на сегодняшнее торжество, мы наполняем стены Церкви; и однако же, кто знает, сколь мало таких, которые могли бы причисленными быть к оному стаду избранных Божиих? Ибо вот голос всех взывает ко Христу, но жизнь всех не взывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ответом Христа на восклицание одного из гостей, бывших на этой вечере: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном» ( Лк. 14: 15 ), стала притча о званных на великую вечерю ( Лк. 14: 16–24 ), по сюжету близкая притче о браке царского сына (см.: Мф. 22: 1–14 ). Обе притчи носят обличительный и предупредительный характер: Царство Божие, изображаемое под образом вечери и брачного пира, требует готовности отказаться от мирских стяжаний и удовольствий: невозможно, следуя и угождая своим желаниям, угодить в то же время и Богу. Как бы ни были для человека значимы какие-то обстоятельства или предметы, но ради Бога надо быть готовым всем этим пожертвовать. Земные предпочтения могут побудить человека взять «самоотвод» от участия в вечери Царства. «Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» ( Лк. 14: 24 ). Фарисеи тоже верили, что хлеб Царства достанется немногим – им. Но притча дает им повод понять, что они обманываются; их неверие в Христа обнаруживает, что они отдают предпочтение земным интересам и расчетам, а не проповеди Царства. Подобно рабу в притче, вынужденно обратившемуся с приглашением на брак к ничтожным и презренным, Христос общается с мытарями и грешниками, готовыми прийти на вечерю Царства. Двукратный приказ господина рабу: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» и затем: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» ( Лк. 14: 21–23 ) толкователи относят к возвещению спасения грешникам из иудеев (кающимся мытарям, блудникам и др.), а затем проповеди среди язычников. Та же мысль – что не все иудеи войдут в Царство – звучит и в ответе Христа на вопрос кого-то из народа: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся?» ( Лк. 13: 23 ). Господь дает понять, что спасающихся мало, также как мало желающих делать над собой усилие и бороться со страстями (это изображает приточный образ вхождения узкими вратами), но другого пути для спасения нет. Надо подражать вере ветхозаветных праведников, чтобы разделить с ними славу Царства. Тот, кто творит неправду, будет признан чужим для Бога, хотя бы сам себя и считал другом Божиим (это относится как к иудеям в ближайшем контексте, так и к нерадивым христианам): «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13: 24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Откуда такой инстинкт у европейцев? А вы не забывайте, что такое Слово Божие, когда Бог говорит какое-то Слово, то это Закон! Закон существования мира. Вот многие люди ищут сейчас объяснение, почему это произошло? Ответ очень простой – потому что Бог так сказал! Западной цивилизации дано Богом последнее задание – заполнить Землю, сокрушить и разрушить все другие культуры или впитать их в себя. Зачем? Чтобы Евангелие могло быть донесено до всех людей!!! «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» ( Дан. 7:24–25 ). Это, конечно же, Антихрист. Последний царь, который выйдет из среды, из моря. Море – это все человечество. Как сказано в Апокалипсисе: «Море же есть народы, племена и языки» ( Откр.17:15 ), и четыре царства пытаются овладеть ими, сражаются за власть над ними. И вот здесь из него выходит одиннадцатый рог, который уничтожает три царства. Древние толкователи говорили, что это будут Египет, Ливия и Эфиопия. Эти три царства будут уничтожены. Антихрист будет последний царь, он будет властвовать над миром и будет против Всевышнего произносить слова, будет хулить Бога и угнетать святых Всевышнего – в нем максимально проявится звериная сущность царства. Он будет угнетать всех христиан и возмечтает отменить некие праздничные времена – он не будет давать христианам праздновать праздники и захочет отменить их закон полностью. Он поставит свои законы, вопреки законам Бога. И сказано, что святые будут преданы в руки его. Об этом же говорит Иоанн Богослов в Откровении, ему Бог открыл то же самое: что внешняя власть христиан будет разорвана, все христианские государства будут разрушены и христианская Церковь уйдет в катакомбы, с чего она и начинала свой путь.«И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Превеликая польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит святая и страшная жертва» (Св. Кирилл Иерусалимский , Тайноводственное поучение 5, гл. 9). 229. Доступно ли человеку убедиться лично в предстоящем телесном воскресении? Опыт молитвы подвижников свидетельствует, что тело может участвовать вместе с душою в благодатном утешении; оно способно к ощущениям духовным, приходя в необыкновенное состояние, невыразимое словами, превысшее страстей. Тела святых, например, часто преисполнены благодати. Это дает возможность представить себе и даже ощутить, что тело может с душою воскреснуть для жизни вечной. «Воззвах в семь сердцем моим», то есть, телом, душею и умом» (Иоан. Леств., Лествица Сл. 28, гл. 61). § 48. Разбор двенадцатого члена символа 230. Что говорить 12-й Член Символа Веры ? Сей последний член Символа говорить, что христианин ожидает «жизни будущого века». Словом «Аминь», т. е. – истинно так, заканчивается Символ Православной Веры. 231. Что такое «жизнь будущого века»? Это жизнь, которая откроется после общого воскресения и Последнего Суда . Она будет одухотворенной, безсмертной, в ликующем торжестве истины и в неизреченной Божией Славе. Такою та жизнь будет для любящих Бога, живших праведно и благословенных на последнем Суде Христовом. Не отдельные блага Царства Божия получить каждый в награду, но вступить праведник в наследование Царства Небесного полностью . «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, нашед, человек утаил, и от радости о нем идет и продаст все, что имеет и покупает поле то« ( Mamф. XIII, 44 ). 232. Изестны ли нам из Писания хотя бы некоторыя свойства Царства Небеснаго? Учение Господа Иисуса Христа дает нам познание сего Царства. а) Это есть Царство, которым владеет и правит Сам Бог, как любящий отец и где совершается всецело только Его святая воля . »Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» ( Mamф. VII, 21 ). б) Главные уставы Царства: любовь и служение . " Сия есть заповедь Моя, да любите друг-друга, как Я возлюбил вас« ( Uoah. XV, 12 ). »Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» ( Мр. Х, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010