Мф.6:30 . Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! «Будет брошена в печь». Указывается на ничтожность назначения этих прекрасных лилий сравнительно с назначением человека. Ныне они растут, ими любуются, они восхищают взор человека своей прелестью – завтра их может не быть, их сорвут, они засохнут, их бросят в печь, а человек создан для вечности. Если же Отец Небесный так печется об этой траве, то не тем ли более о человеке? Если ее одевает, то оставит ли так человека? (ср.: Златоуст, Феофилакт). К чему же чрезмерная заботливость? Мф.6:31–32 . Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. «Ищут язычники». Те, которые не знают истинной религии и, следовательно, не понимают истинно Божественного Провидения, «которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые ни мало не рассуждают о будущности и не мыслят о Небесах» (Златоуст), – им свойственна такая забота и о пище, и питье, и об одежде, и о прочем. Но вы, ведущие вашего Отца Небесного, который знает нужды ваши (ср.: Мф.6:8 ), вы, которые всем существом должны стремиться к небесному, – вы не должны беспокоиться обо всем этом, если желаете быть верными и преданными чадами Божиими. Отец ваш Небесный Сам заботится о вас. Мф.6:33 . Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. «Ищите же прежде Царства Божия». Ищите, заботьтесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к Мф.3:2 ), сделаться истинными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека. «И правды Его». Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Царства, – праведности пред Богом. «Приложится». Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. Приложится – и чувственно, внешне, так как праведники получают иногда и внешнее воздаяние, а особенно внутренне, так как истинно ищущие Царства Божия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них – истинное довольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

С решением этого вопроса становится понятным и то, почему малый хульный рог, изрекавший высокомерные слова, убит, тело его сокрушено и отдано на сожжение огню, тогда как у прочих зверей только отнята власть и дано им продолжение жизни на время и до срока. По пророчественному представлению все 4 царства являются прямо враждебными царству Божию, существующими совокупно до явления победоносного над ними царства, и этим царством сначала низлагается хульный рог последнего царства и в этом последнем враге в конец низлагается гордыня и вражда ( Дан.7:26 ), а эта вражда и гордыня поначалу принадлежит исконному врагу и будет продолжаться до кончины мира, когда и будет низложена в лице антихриста. Следовательно, в особенности последний враждебный рог видения Даниилова, своею судьбою указывает на судьбу антихриста. Итак, в пророческом зрелище суда Божия открывается грозная судьба и всех последующих враждебных Богу и Его Церкви царств, и в особенности антихристова владычества. Они, одно за другим или друг с другом, будут низлагаться, и владычество антихриста прямо поглощается открывшеюся вечною смертью. Раскрыв судьбу этих 4-х земных царств и отношение к ним царства Сына человеческого, царства вечного, перейдем теперь к изображению этого последнего, 5-го царства, которое тождественно в общем и существенном с камнем, виденным Навуходоносором и также обозначавшим «царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» ( Дан.2:44 ). Пророк Даниил, в свою очередь, также видел в ночных видениях: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.13–14 ). Из объяснения, которое получил Даниил от одного из предстоящих пред престолом Ветхого денми относительно царства Сына человеческого, видим, что это царство не только вечно само в себе, и что все властители будут служить и повиноваться Сыну человеческому, но и то, что «Царство… и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» ( Дан.7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Что же это за Царство? О нем трудно говорить, потому что оно совершенно не похоже на земные царства, государства и империи. Царство это совершенно другого образа и другой природы, оно поистине не от мира сего, как сказал о нем Сам Христос. Оно не похоже ни на что на земле, и ничто в нашем мире не может сравниться с ним. Не напрасно говорит апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Царство Христово – это таинственное единство святых в Боге. Совершается это единство Самим Богом – Духом Святым. Поэтому тайну Христова Царства могут разуметь лишь те, кто сам принял в себя Благодать Святого Духа. Мы потому и понимаем плохо эту тайну, что в нас мало Благодати. Святым, в которых пребывала великая Благодать, эта тайна была открыта. Им Дух Святой показывал грядущую славу Царства Христова. И все они свидетельствуют, что эта слава превосходит всякий ум и всякое слово человека. Вернемся, однако, к сегодняшнему празднику. Смысл его как раз и заключается в том, что Господь входит в Свою столицу, Иерусалим, чтобы основать, чтобы открыть Свое Царство. В этом Он поступает, подобно обычным земным царям. Народу это было знакомо, и потому Его встречают с великим воодушевлением, с пальмовыми ветвями и криками «осанна». Но дальше Христос ведет Себя уже совсем не так, как земные цари, – Он не садится на трон земного царства, не делает то, чего ожидала от Него толпа, но идет совсем другим путем, путем не земного, а Небесного Царя. Христос идет чудесным и непостижимым путем Божественной любви – путем крестной смерти и Воскресения. Он не приемлет политического царства, проходит мимо него, отвергает его. Этим Он показывает, что Царство Его не от мира сего, что оно совсем другое. Какого рода это Царство, апостолы и ученики Христа начали понимать через несколько дней после Голгофы – когда Христос воскрес из мертвых. Ибо Своим Воскресением Он низложил главного и верховного властелина нашего мира – смерть, безраздельно царствующую над всеми царствами и властителями мира сего. Над Царством же Христа она отныне уже не имеет власти, и всякий, входящий в Его Царство, получает эту вожделенную в веках свободу, недостижимую ни в каком земном государстве, – свободу от смерти. И потому Воскресение Христа воистину есть Его воцарение, воистину есть открытие и явление Его Царства. И из Евангелия мы видим, что воскресшего Христа торжественно приветствовали и поклонились Ему, как Царю, Его ученики, ставшие первыми подданными, первыми гражданами Его ЦарстваЦарства, где нет смерти, но пребывает жизнь, не имеющая конца.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

   Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.    Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «3-я Книга Царств» (3 Цар.3-11); «1-я Книга Паралипоменон» (1 Пар.22; 1 Пар.28-29) и «2-я Книга Паралипоменон» (2 Пар.1-9). Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильско...    После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: «Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами» (скорпионы — это бичи с нанизанными металлическими гайками). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена — иудино и вениаминово — остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями.    Таким образом царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и израильское. Столицею в иудейском царстве остался город Иерусалим, а в израильском столицею стал город Самария.    Жители царства израильского ходили в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: «не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари израильского царства были нечестивыми — идолопоклонниками. Они сделали нечестивым и весь народ израильский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

«А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцев своих» (16 стх.). Отсюда видно, что в Иудейском царстве собралась почти вся еврейская иерархия, следовательно, более оказалось элементов способных освежать и поддерживать в евреях истинные религиозные представления, причем, деятельность их должна была быть тем интенсивнее и успешнее, что, с одной стороны, число их увеличилось, с другой стороны уменьшился район их деятельности, ограниченный только евреями двух колен. Вместе с иерархией собрались в Иудейском царстве, и наиболее усердные исполнители религиозных предписаний еврейских, наиболее чистые в религиозном отношении элементы из Израильского царства. Вследствие этого уровень религиозного сознания евреев южного царства должен был держаться на надлежащей высоте; а более высокое религиозное развитие народа, конечно, должно было благотворно влиять и на национальное самосознание евреев южного царства, и сообщать большую крепость политическому строю государства 150 . Эту сторону дела и подчеркивает свящ. автор, говоря о переселившейся иерархии и благочестивых Израильтянах, что «укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова,.... потому что ходили путем Давида и Соломона»... ( 2Пар.11:17 ). Переселение же иерархиям и правоверных евреев из царства Израильского в Иудейское обусловливалось, конечно, существованием в Иерусалиме храма. Таким образом, храм является первою причиною, первоначальным фактором сохранения истинной религии и национального духа в большей чистоте в царстве Иудейском. Из разобранных фактов мы видим, что, при самом начале существования Иудейского царства, находящейся в нем храм, благодаря собравшимся вокруг него наиболее здоровым и освежающим элементам еврейского народа, дал благотворное направление истории Иудейского царства, содействуя поддержанию и обновлении религиозного и национального духа в южном царстве. И это влияние храма, как центра и души религиозно-нравственной и национально-политической жизни евреев, сказывалось и в дальнейшей истории Иудейского царства, побуждая не только религиозно-нравственную, но и государственную жизнь народа еврейского время от времени стремиться к храму, как своей душе и центру, чтобы оттуда получать новые силы и одушевление.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

А с какою любовью говорит он об Иерусалиме в своей молитве и с какой радостью возвещает о будущей славе и величии его! «Иерусалим, город святой, – восклицает он, – ... роды родов восхвалять тебя с восклицаньями радостными; прокляты все ненавидящие тебя, благословенны будут во век все любящие тебя!.. да благословляет душа моя Бога, Царя великого, ибо Иерусалим отстроен будет " … ( Тов.13:9 , Тов.13:11 , Тов.13:12 , Тов.13:15 , Тов.13:16 ).      Но сколь немногочисленны были примеры поддержания Израильтянами религиозной связи с иерусалимским храмом, столь же редкими были примеры сознания евреями северного царства своего национального единства с евреями Иудейского царства: примеры Товита вероятно, были единичными. В то же время и внутри самого Израильского царства, несомненно, шло разложение национального самосознания. Вместе с языческими культами должно было проникать в Израильский народ и языческое миросозерцание, которое, конечно, не могло не оказывать вредного влияния на чистоту национального самосознания израильтян. Государственная жизнь Израильского царства представляет собой быструю смену царствующих династий; подданные нередко восстают против своих царей, и эти восстания кончаются низложением не только правящего государя, но и всей его династии 149 . Нечто иное мы находим в южном царстве Иудейском, где остался иерусалимский храм. Бросая общий взгляд на характер религиозно-нравственной и национально-политической жизни евреев Иудейского царства в период до плена Вавилонского, мы замечаем, что в Иудейском царстве в большей, сравнительно с царством Израильским, чистоте сохранилась истинная религия; «окружил Меня, – говорит Господь у прор. Осии, – Ефрем ложью и дом Израилев – лукавством; Иуда держался еще Бога и верен был со святыми» ( Ос.11:12 ). Вместе с тем, в Иудейском царстве сильнее было национальное самосознание; здесь крепче был и политический строй государства. Важную роль в этом отношении должен был сыграть факт, который случился в самом начале существования Иудейского царства, и о котором автор 2Пар.13:14 говорит так: после разделения царства, «священники и левиты, которые были по всей земле Израильской, собрались к Ровоаму из всех пределов, ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалиме, так как отставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В другом месте Господь называет место жизни праведников за гробом лоном Авраамовым ( Лк.16:22 ). Евреи были твердо уверены, что Авраам – друг Божий – живет в раю и что после смерти души праведников святые Ангелы относят на Небо. Это верование евреев Господь подтверждает в Своей притче о богаче и Лазаре. Быть и возлежать вместе с другом Божиим есть уже блаженное состояние для усопших. Господь Иисус Христос, говоря о блаженстве праведных в загробной жизни и как бы перечисляя добродетели, доставляющие праведникам блаженную жизнь за гробом, говорит, что нищие духом, а также и изгнанные за правду – это наследники Царства Небесного. Вот уже третье название места пребывания праведных душ в загробной жизни. Чтобы уничтожить гордое заблуждение иудеев, думавших, будто бы только они одни войдут в Царство Божие, а также те из язычников, которые примут их веру, Господь сказал, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Иногда же Господь место пребывания праведников на Небе называл Царством Божиим, например, в речи, обращенной к осужденным: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, u севера и юга, и возлягут в Царствии Божием ( Лк.13:28,29 ). И апостол Павел место пребывания святых называет Царством Божиим, когда говорит, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления ( 1Кор.15:50 ). В заповеди, данной христианам: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ), Господь призывает нас заботиться о том, чтобы ум и сердце были заняты небесным, вечным стремлением к приобретению Царства Небесного. Тогда при такой заботе о вечной загробной жизни, при таком усердии сделаться истинным членом Царства Божьего, Царства Христова, при таком старании удовлетворить прежде всего потребности души все земное приложится как бы само собой. Такому искателю Царства Небесного в награду дается все необходимое. Для ищущих Царства Божьего немного нужно на земле вещественного, они остаются довольны малым, и видимая скудость (по понятиям светского мира) является для них достаточной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Глава 7 1–8. Видение четырех животных. 9–14. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. 15–28. Объяснение видения небожителем. Дан.7:1 . В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и про­роческие виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. Подобно сновидению Навуходоносора (2 гл.), видение 7 гл. раскрывает мысль о преемственной смене четырех земных монархий и о водворении после божественного суда над ними вечного Царства Божия. Единые по основной мысли, они различаются прежде всего со стороны воплощающих ее образов. Во главе второй эти последние заимствованы из области предметов неодушевленных материальных, в главе седьмой – из области живых существ. Подобное различие в образах служит выражением двух неодинаковых точек зрения на Царство Божие и земное. Для язычника Навуходоносора могущество мира было блестящим металлом, а Царство Божие – ничего не стоящим камнем: земные царства представлялись ему несравнимо превосходящими Царство Божие. Даниилу, наоборот, ясно превосходство этого последнего над первыми, и потому оно представлено под образом своей главы – Сына человеческого, земные – под образом различных зверей: человек выше животного. Кроме того, видение 7 гл. отличается большей полнотой, содержательностью, – говорит, хотя и прикровенно, о судьбах Царства Божия, связанных с появлением антихриста. Дан.7:2 . Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, Дан.7:3 . и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Сообразно с словами 23 ст. данной главы ( Дан.7:23 ): «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств», каждый из четырех виденных пророком зверей является символом известного царства. Представление их под образом животных соответствует как библейской ветхозаветной символике, в которой предводители войск, князья, верховные правители народов изображаются под видом животных ( Ис.34:6–8 ; Иез.39:18 ), так и внебиблейской. В Зендавесте, напр., дух хранитель персидского царства представляется под образом барана с заостренными рогами. Звери выходят из моря, – царства возникают из недр языческого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее пророк Даниил объясняет это видение: (вавилонского, потом – персидского, греческого и, наконец, римского) (Дан.2:34—35, 44). Здесь истукан обозначает земные царства. Сколько бы враги Мессии ни враждовали против Его Царства, их усилия не принесут успеха. Все земные царства раньше или позже исчезнут, только Мессианское царство пребудет вечно. Иногда, как мы увидим, пророчества о Мессианском царстве говорят об идеальных жизненных условиях мира, радости и блаженства. Здесь у читателя могут возникнуть следующие недоумения: являются ли эти описания Царства неосуществимой мечтой? Или, может быть, сама новозаветная Церковь не имеет права претендовать на звание Царства Божия, так как на ее историческом пути встречается столько уклонений от того идеала, который начертан в пророчествах? Чтобы правильно понять пророчества о Мессианском Царстве, надо помнить, что часто в них объединяются разные эпохи, отстоящие друг от друга многими столетиями, а иногда – тысячелетиями. Ведь в Мессианском царстве внешнее обусловлено внутренним: счастье, бессмертие, блаженство, полная гармония, мир и другие блага не насаждаются Богом принудительно и механически. Они есть результат того добровольного внутреннего обновления, через которое должны были пройти члены этого царства. Процесс духовного обновления должен был начаться сразу с момента пришествия Мессии, но завершиться в конце существования мира. Поэтому пророческие видения благодатного царства Мессии охватывают в одной грандиозной картине многие века его существования – времена, близкие пророкам и пришествию Мессии, и одновременно времена, далекие, относящиеся к эпохе конца мира и начала новой жизни. Такое сопоставление близкого и дальнего в одной картине очень характерно для пророческих видений, и если о нем помнить, читатель сможет правильно понять смысл пророчеств о Мессианском царстве. В следующем пророчестве Исаия пишет о радостных условиях в торжествующем царстве Мессии. «Он будет (Мессия) судить бедных по правде, и дела страдальцев земли – решать по истине, и жезлом уст Своих поразит (грешную) землю, и духом уст Своих убьет нечестивого... Тогда (в конце времен) волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. К корню Иесееву (Мессии), (Ис.11:4—10, Рим.15:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Исполнение этого отчасти можно относить и к временам Маккавейским, когда не было царей, а управляли народом священники – ближайшие служители Божии, которых управление могло почитаться управлением Самого Бога. В те времена также было и большое изобилие земных благ, и спокойное наслаждение ими ( 1Мак. 14:8–15 ). Но это было только тень; а совершенное исполнение этого пророчества относится к временам новозаветным, когда царство Божие во всей славе проявилось в мире, и Сам Бог чрез Сына Своего Иисуса Христа стал управлять благодатным царством – церковью (Мат. 23:10). Ио ниспослании Святого Духа церкви в ней стали изобиловать все духовные блага, которые досыта питают, укрепляют и услаждают души верующих, которые спокойно наслаждаются ими под покровительством Богочеловека Иисуса Христа. Пятое благодеяние: ослабление царства, враждебного церкви Ст. 23. Ослабли веревки твои, не могут удержат мачты и натянут паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. Ст. 24. И ни один из жителей не скажет, «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения. Пророк царство, враждебное народу Божию, представляя под образом корабля, колеблемого бурею бедствий, и обращаясь к нему, говорит, что веревки его ослабли, не могут поддерживать мачты и натянуть паруса. Этим он означает расстройство состояния и бедствие этого царства. По отношению к царству мачта означает правительство царства, или правительственное лице, поддерживающее состояние царства, как-то царя или правителя. Веревки, поддерживающие мачту, означают начальников разных ведомств, заботящихся о поддержании благосостояния государства; означают и вообще всякие пособия, поддерживающие общественное благосостояние, каковы особенно богатство, деньги, оружия, советы благоразумных сенаторов, и т. п. Парус означает войско, или вообще средство к успешному достижению целей существования царства, благоденствия, счастья. Говорится, что веревки корабля – царства, поддерживающие мачту, ослабли, когда граждане истощены, нет денег для содержания войска, недостает сильных воинов; когда бывает недостаток в благоразумных начальниках, которые бы своими советами, распоряжениями содействовали благоустроению царства, и в общественных учителях, которые бы истребляли невежество и образовали нравы; когда расстраивается согласие – связь гражданского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010