Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А    Аарон • Аароновы потомки • Аваддон • Авана и Фарфар (Парпар) • Аварим • Авва • Аввакум • Аввеи • Аввим • Август • Августово рассмотрение • Авдемелех • Авденаго • Авдий • Авдон • Аве-Ситтим • Аведдар • Авель-Беф-Маах • Авель-Керамим • Авель-Мехола • Авелмехола • Авель-Мицраим • Авель или Хавель • Авен • Авен-Езер • Авенир • Авесса • Авессалом • Ави • Авиам • Авиафар или Эвиафар • Авив • Авигея • Авизер 1 или Иезер • Авилинея • Авимелех • Авинадав • Авиноам • Авирон • Ависага • Авитала • Авихаиль • Авишуй • Авиуд • Авия • Авнан • Аврам, Авраам • Ав • Авран • Агав • Агава • Агаг • Агарь • Агаряне • Аггей • Аггифа • Агнец • Аголиав • Агур • Ад • Ада • Адам • Адама • Адар • Адда • Аддий • Адер • Адифаим • Адма • Адолламская пещера • Адони-Везек • Адонирам • Адониседек • Адония • Адораим • Адраазар • Адрамелех • Адрамит • Адриа • Адриэл • Адуммим • Азаил • Азария • Азека • Беф-Азмавеф • Азор • Азот • Аиалон • Аин • Аир • Аист • Акелдама • Акила • Акка • Аккад • Акравим • Алебастр • Александр • Александрийцы • Александрия • Аллилуйя • Алмодад • Алмон, Аллемеф • Алой • Алтарь • Алфей • Альфа и омега • Амадаф • Амалик • Амаликитяне • Амаликова гора • Аман • Амана • Амария • Амаса • Амасай • Амасия • Амвон • Амврий • Амелсар • Амессай • Амий • Аминадав • Аминь • Амми • Аммонитяне • Амнон • Амон • Аморреяне • Амос • Амплий • Амрам • Амрафел • Амфиполь • Ана • Анав или Анаф • Анамеил • Анамелех • Анамим • Ананий • Анания • Анания, Мисаил и Азария • Анафема • Анафоф • Ангел • Ангел Господень • Андрей • Андроник и Ония • Анна • Аннон • Антипа • Антипатрида • Антиохия • Антихрист • Анхус • Аод • Апокрифический • Аполлония • Аполлос • Апостол • Аппиева площадь • Апфика • Ар и Ар-Моав • Ара • Аравия, Аравитяне • Арад • Арам • Аран • Арарат • Арба • Арвад • Арвадены • Аргов • Ареопаг • Арета • Аримафея • Ариох • Аристарх • Аристовул • Ариэл • Аркей • Армагеддон • Армения • Арнон • Ароэр • Ароир • Арпад • Арса • Артаксеркс • Артем • Арум • Арфаксад • Архангел • Архелай • Архи • Архипп • Архитянин • Арюбов • Ас, Аш. • Аса • Асаил • Асаия • Асардан • Асасель • Асаф • Асенефа • Асийские начальники • Асинкрит • Асир • Асирово колено • Асироф • Асия • Аскалон • Аскеназ • Аснафар • Асор • Асарские царства • Ассуир • Ассупим • Асс • Ассур • Астароф • Астарта • Астинь • Атах • Атароф • Атталия • Афарим • Афарсафхеи, Афарсахеи • Афек • Афин • Афины • Афни • Ахав • Ахаз • Ахаик, Фортунат и Стефан • Ахаия • Ахан • Ахзив • Ахиил • Ахикам • Ахим • Ахимаас • Ахимаац • Ахимелех • Ахинадав • Ахиноама • Ахиноамь • Ахио • Ахисар • Ахитофел • Ахитув • Ахия • Ахор • Ахса • Ахсаф • Ашан • Ашбея • Ашима • Ашна • Аштерофа • Ашур

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ин.7:43 . Распря убо бысть в народе ради Него 12 . Спорят напрасно и разделяются на разные мнения, одни принимая Его за пророка, а другие за Христа. Причиною происшедшего отсюда разномыслия было то, что они ни Христа не знали, ни точного разумения писаний не имели, ибо в противном слу- h6C (Продолжение следует)н6С . Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в её значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование: [Идея Царства Божия в русской богословии: Н.И. Неплюев]//Богословский вестник 1904. Т. 1. 1. С. 1–41 (3-я пагин.). (Продолжение.) —1— IX. Идея царства Божия в русском богословии Н.Н. Неплюев. Общая характеристика литературно-общественной деятельности Н. Н. Неплюева . – Сочинения Неплюева и место, занимаемое в них идеей царства Божия. – Царство Божие в воззрении Н. Неплюева : Понятие о царстве Божием; начало и факторы царства Божия; рост царства Божия на земле и медленность его; история царства Божия на земле; царство Божие, как высшее благо и цель жизни людей, народов и всего человечества; обязанность служения царству Божию; кто передовые люди? – Современная эра в истории царства Божия на земле. – Препятствия к успехам царства Божия на земле. – Ложное христианство , как одно из главнейших препятствий к успехам царства Божия; искажение сущности подлинного христианства в ложном христианстве словом и жизнью; первенствующее значение любви в христианстве, её сущность и свойства. – Разлад действительной жизни с идеалом христианским: его важнейшие проявления, как капиталистический строй современной цивилизации, разделение и распри церквей, отсутствие религиозно-нравственного воспитания и т. д. – Вывод отсюда условий развития царства Божия на земле в борьбе его с царством зла. – Особенное значение церкви в деле созидания царства Божия на земле; настоящее состояние русской православной церкви и необходимость активного содействия ей паствы в деле устроения царства Божия на земле; трудовые братства, как наилучшая форма или способ содействия церкви со стороны паствы в христианской организации жизни на основе любви или в устроении царства Божия на земле. – Трудовые братства: их идея и общее значение; значение трудовых братств в решении экономического вопроса; значение их для бедных и богатых, для церкви, государства, русского народа. – Крестовоздвиженское Трудовое Братство, основанное Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое естественное внешнее себе выражение царство Божие находит в церкви, видимом обществе с видимой организацией. Отсюда церковь есть внешнее проявление царства Божия, форма или внешняя оболочка, одежда его (Ротэ, Краусс). Такова вообще связь царства Божия и церкви. В таком представлении царство Божие является как бы источником или производящей причиной церкви, началом, независимым от нее или творческим, а церковь – следствием, и насколько причина выше следствия, настолько царство Божие выше, ценнее церкви. Но, с другой стороны, церковь , возникающая из царства Божия, сама в свою очередь может оказывать воздействие на исторические судьбы царства Божия, служить средством или орудием осуществления царства Божия на земле, как бы его производящей причиной и источником. В таком представлении церковь является уже одинаковой величиной наряду с царством Божиим, а не меньшей, чем последнее: она становится безусловно необходимой или нужной для царства Божия, его посредницей, органом на земле, тогда – как в первом представлении связь царства Божия и церкви хотя и является психологически естественной, но не безусловно необходимой. В зависимости оттого, какому из двух указанных представлений дается перевес, получаются теории двух типов. В одних теориях подчеркивается более зависимость царства Божия от церкви (Ротэ, Эбрард, Кэстлин), и церковь называется даже «матерью царства Божия» (Эбрард), в других, наоборот, подчеркивается зависимость церкви от царства Божия и наряду с царством Божиим церковь трактуется как нечто побочное, не безусловно нужное царству Божию (Швейцер, Краусс). Логически последовательной особенностью последних теорий Швейцера, Краусса и других служит отрицание церкви в смысле Божественного учреждения: естественно здесь настаивают на том, что Иисус Христос не имел нарочитой цели учреждения церкви, предоставив естественному ходу вещей образование внешней оболочки или «общественной организации» для царства Божия, в которой оно могло бы найти себе выражение. Впрочем, указанными теориями, подчеркивающими зависимость церкви от царства Божия, церковь признается только несовершенным и относительным выражением царства Божия, всегда несовершенной формой его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрезвитесь пьяницы от вина нечестия вашего и внемлите пророку, громко и ясно взывающему: не один или двое, раб или свободный, богач или бедняк, начальник или подданный, царь или обыкновенный человек, или просто тот или этот, но все, говорит, познают мя от мала и до великаго их. Кого же познают? Творца и Владыку их, дающего им дыхание жизни, Промыслителя и Вседержителя, Благодетеля, всем премудро управляющего и направляющего, дарующего всем бытие и благополучие, – познают не чуждых богов, поклонятся не делам рук своих, не скажут камню или дереву: ты нас создал, но все познают Меня, от малаго до великаго их познают Меня, – не пребудут в неведении, не поклонятся диаволу и не воздадут почтение твари вместо Творца. (Но действующий чрез служителей своих возглашает им – своим служителям – чтобы они противопоставили столь ясным (Продолжение следует). Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: (Богословско-апологетическое исследование): [Понятие о Царстве Божием]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 10. С. 117–148 (2-я пагин.). (Продолжение.) —117— Остави мертвыя погребсти своя мертвецы, ты же шед возвещай царствие Божие. Лк.9:60 . II. Свойства царства Божия, вытекающие из понятия о сущности его. Трансцендентальность и имманентность царства Божия. – Царство Божие, как нечто уже осуществляемое и явившееся, и царство Божие, как нечто будущее, задача и идеал. – Всеобъемлемость царства Божия или необходимость космического исполнения царства Божия, откровения во всей твари, – не только внутри человека, в духе его, но и вне последнего в природе и истории. – Осуществление царства Божия на земле и разбор возражений, отрицающих существование и развитие царства Божия на земле. – Полное определение царства Божия. – Формы царства Божия или история царства Божия на земле в его главных моментах: царство Божие этическое, царство Божие космическое, царство Божие, осуществляемое в будущем веке, в полноте времен, – эсхатологическое, или – царство благодати, царство силы и царство славы. – Эсхатологическая сторона в евангельском учении о царстве Божием. – Совместимость эсхатологической стороны царства Божия с его духовной или этической стороной вопреки рационализму. – Царство Божие и Церковь . Решение вопроса об отличии и взаимных отношениях царства Божия

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из сказанного видно, что разумение под четвёртым царством царства Сиро-египетского не может быть признано соответствующим изображению царства во 2 и 7 гл. и потому должно быть отвергнуто. Остаётся после всего принять взгляд отцов Церкви на царства 2 и 7 гл., т. е. признать этими царствами царства: Вавилонское, Мидо-персидское, Греко-македонское и Римское. Это – единственный взгляд, какой только может, без всякого принуждения и натяжки, выдержать изъяснение, во всех своих частях, символических образов 2 и 7 гл. Напрасно Бухарев говорит, что против понимания под четвёртым царством царства Римского идёт: во 1-х, образ пророческого представления и задача или дух и намерение этого, во 2-х, история, в 3-х, параллельные пророчества книги данииловой и, в 4-х, самый текст пророчества о четвёртом царстве (Бухар. 46–52). Все эти основания не тверды и не могут подрывать собой понимания под четвёртым царством царства Римского. 1) Что касается до образа пророческого представления, то в этом отношении характеристика его у Бухарева должна быть признана верной. Имея в виду сновидение навуходоносорово, Бухарев говорит: «что касается до образа пророческого представления, царства мира сего представлены здесь поражёнными и распадшимися от одного удара камня не в том смысле, что они имели пасть все вдруг, при явлении вечного царства, а в том, что они должны были пасть собственно от победоносной силы грядущего Божественного Царя, а это должно было совершиться последовательно, или преемственно. По такому пророческому представлению самый удар камня должен означать победоносную силу вечного царства, которая должна была проявиться над известными царствами, а не единовременное с разрушением сих последних открытие власти и силы вечного царства; Божие царство должно было открыться уже за ниспровержением тех земных царств» (Бухар. стр. 42). Должно согласиться и с тем мнением Бухарева, что удар таинственного камня именно в ноги человеческого тела самым точным и выразительным образом символически представляет ту мысль, что тогда как три прочие царства, низвергаемые силой державы Божией, уступали своё место преемственно одно другому, – за разрушением напротив четвёртого царства тою же силой грядущей небесной державы следует уже само открытие этой вечной державы (Бухар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Затем, и по видению 2 гл. и ещё яснее по видению 7 гл., окончательное сокрушение Римская империя должна понести от всепобеждающей силы царства Христова ещё в будущем, а именно в лице тех, обозначаемых десятью пальцами ног статуи и десятью рогами страшного зверя, царств, которые в конце времён возникнут с духом, направлением и стремлениями монархии, или собственно в лице того хульного рога, в котором гордый, самообожающий, противобожественный дух монархии проявится в последней самой высшей степени своего безобразия (2:34, 7:10:11). Возражение Бухарева: «говорить о продолжении Римского царства в новых державах – по законам, по праву и т. п., значит не изъяснять и изъяснением упрощать пророчество, но придавать ему самый натянутый смысл и тем запутывать пророчество» (стр. 49), – опровергается его же собственными словами. Держась своего взгляда, что под упоминаемыми в видениях царствами разумеются такие царства, которые должны покончиться до открытия царства благодати, и в то же время ясными чертами откровения 7 гл. вынуждаемый признать в видениях предуказание открытия собственно царства славы, по поражении антихриста и с ним всех вообще враждебных сил, он говорит, что «четыре царства берутся у пророка как представители вообще всех враждебных державе Божией царств (стр. 124), т. е. значит, тех царств, которые должны существовать и открываться в мире в период от первого открытия царства Господня в его состоянии благодати до его второго открытия в состоянии славы и которые по своей боговраждебности будут похожи на погибшие ветхозаветные царства». Если Бухарев находит возможным, без ущерба для простоты и ясности изъяснения смысла пророчества, признать четыре выведенные в видении царства представителями последующих боговраждебных царств, находит возможным признать проявление и как бы переход духа боговраждебности от царств прежде существовавших к царствам, которые должны существовать в течение раскрытия царства славы; то отчего же находит затемняющим смысл толкование, допускающее, что боговраждебный дух Римской монархи с течением веков воздвигнет в мире царства с стремлениями и направлением, существенно родственными самой монархии?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Таким образом иудеи, ожидавшие царства Божия, ждали собственно утешения Израилю, 673 царства Израиля над миром. 674 К этим древним ожиданиям во времена иудаизма прибавилась новая черта, апокалиптическая. Иудеям царство Божие представлялось благом или строем, предсуществующим на небе и открывающимся на земле во времени. Когда Христос в последний раз приближался к Иерусалиму, иудеи думали, что скоро должно открыться, явиться (ναφανεσθαι) царство Божие. 675 Эта смена царств земных царством небесными в представлении иудеев сливалась с эсхатологическою сменою этого века новым веком. Эти черты мы встречаем и в евангельском языке. В евангельских речах о царстве Божием заметно выступает теократический оттенок. Так звучат речи Христа о царстве Сына человеческого, о царстве Своём. 676 Царство Сына человеческого есть то же царство Божие: тогда как у Матфея говорится о Сыне человеческом, грядущем в царстве Своём, в соответствующих местах у Марка и Луки читаем о пришествии царства Божия. 677 Царство Сына человеческого нужно понимать именно теократически, как это видно из прямых слов Христа, что Он получил царство от Отца, 678 и из той притчи, в которой Он называет Себя царским сыном. 679 Теократический характер царства Божия предполагается и тем, что ученики Христа, сыны царства, участвуют в Его славе, в Его царстве, 680 и им, этому малому стаду, Отец благоволил дать царство. 681 Поэтому выражение «сыны царства» (ο υο τς βασιλεας) 682 означает «царственные —424— сыны», наследники царства. 683 От иудеев, этих природных сынов царства, оно было отнято и дано малому стаду Христову. 684 Отношение между царствованием Христа и царствованием новых сынов царства, Его малого стада, то, что Он, получив царство от Отца, передает его ученикам. 685 О том же характере царства Христова свидетельствует земная область его распространения 686 и то обстоятельство, что его наступление предваряется историческими событиями. 687 Еще резче выдвигается в речах Христа апокалиптический характер царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но не пожелавшие делать это, хотя и тайноводствовавшиеся многими наставлениями, «отошли назад, и уже с Ним не ходили» (6:66). Напротив, блаженный Петр премудро гово- (Продолжение следует). Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: (Богословско-апологетическое исследование): [Понятие о Царстве Божием]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 11. С. 257–290 (2-я пагин.). (Продолжение.) —257— Остави мертвыя погребсти своя мертвецы, ты же шед возвещай царствие Божие. Лк.9:60 . III. Средства к основанию (восстановлению) царства Божия Евангельское нравственное учение, как единственное средство к основанию царства Божия по воззрению рационализма. Отрицание необходимости второго пришествия для исполнения царства Божия в рационализме и его мнимые основания: а) неподлинность эсхатологического элемента в евангельском учении о царстве Божием и б) несовместимость его с этическим понятием о царстве Божием. – Совместимость эсхатологической стороны в понятии о царстве Божием с его этической стороной вопреки рационализму. – Недостаточность одного учения для осуществления царства Божия даже только как духовно-нравственного блага н необходимость второго пришествия Христова; совместимость идеи развития в евангельском воззрении царства Божия с эсхатологическим элементом в понятии о царстве Божием. – Искупление в широком смысле, как главнейшее условие восстановления царства Божия в мире. – Церковь , как посредница искупления и как главное и первое в силу этого средство основания царства Божия на земле. – Вспомогательные и второстепенные после церкви орудия царства Божия: наука, литература, искусство, государство, словом – культура или цивилизация, и особенное значение государства, как служебного орудия в деле созидания христианством царства Божия на земле. Важность вопроса о взаимных отношениях государства и церкви и переход к следующей главе. ческого направления (представители его в философии Гердер, Кант, Лессинг и др., в богословии – Шлейермахер, Штеудлин, Ренан, Кейм, Ричль, Гарнак, Шенкель и др.) естественно сопровождается односторонним понятием о средствах к осуществлению царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29. Слово о молитве в неделю четвертую по Святом Духе (Мф. 7:11, 12) Возлюбленные слушатели! Говорить ли или молча рыдать сердцем об изгнании сынов царства во тьму кромешную? Молчать боязно, ибо апостол говорит: «Горе мне, аше не благовествую» (1 Кор. 9:16), а говорить об этом больно, ибо кто не поболит сердцем, слыша, что сыны царства и отечества их бесчестно изгоняются от наследия, от царства, люто влекутся и повергаются во тьму кромешную, а на их место возводятся и венчаются какие-то неведомые, чуждые лица, собранные из далеких стран востока и запада. Молчать страшно, ибо Богом повелено: «Возопи крепостию, яко трубу вознеси глас твой и возвести людем Моим». Говорить же ужасно, ибо кто не ужаснется, видя сынов царства связанными по рукам и ногам, а мрачную темницу — открытой, наполненной неизреченными ужасами и горькими муками, приемлющей внутрь ввергаемых узников и закрывающей их в бездонной пропасти на бесконечные веки. Молчать о муках, приготовленных для нераскаянных грешников, весьма не полезно, ибо всякому Писание говорит: (Сир. 7:39). Говорить же о тьме кромешной, о вечной смертной казни — горько, как свидетельствует об этом Сирах: «О, смерте, коль горька есть твоя память человеку, мирно во имении его живущему!» О, тьма кромешная! Как горько вспоминать о тебе грешнику, пребывающему во грехах своих без покаяния! Но все же лучше я буду говорить, хотя бы и с болью в сердце. Буду говорить, во-первых, для устрашения моей окаянной и ожесточенной души, а во-вторых, для увещания прочих, подобных мне, грешников. Говорить же я буду, рассуждая о следующем. Кто изгонится? За что изгонится? Откуда и куда изгонится? Прежде всего рассмотрим нашим умом, кто изгонится. «Изгонятся сынове царства». В Ветхом Завете сынами царства были израильтяне, происшедшие от Авраама, Исаака и Иакова. За то, что они не уверовали во Христа, их изгнали и лишили обетованных им благ, а вместо их введена была церковь из язычников, собранная от востока и запада. Но я оставлю ветхозаветных сынов царства и поищу таких же сынов царства в новой благодати. Кто же является сынами царства в новой благодати? Это те, которые в святом крещении отмечены для воцарения вместе со Христом в Его вечном царстве, которым приготовлены Богом неизреченные блага, которым сплетены венцы нетления, которых призывает рай, которым отверзается небо, которых радостно ожидают лики бесплотных духов и души праведных, — вот кто суть сыны царствия. Но, о, ужас! Эти-то сыны царства, уже имеющие у себя обетованное Богом царство, уже держащие его как бы в руках своих, они внезапно лишаются его, отпадают и изгоняются вон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Этим событием оканчивается первый период Царства Божия. 112 После потопа не имеется ясных указаний о дальнейших судьбах обоих царств до Авраама. 113 Однако проследить эти судьбы по слабым данным есть возможность. Представителями Царства Божия являются благословенные потомки Сима и Иафета, земного царства – проклятые потомки Хама. Впрочем, за этот второй период от Ноя до Авраама оба царства так перемешиваются, что как между потомками Хама были, вероятно, почитатели, так и между потомками Иафета и Сима были, без сомнения, хулители истинного Бога. 114 Царство Божие в потомстве Сима шло через Арфаксада, Каинана, Салу, Евера, Фалека, Рагава, Серуха, Нахора, Фарру и Авраама. 115 С Авраама начинается третий период и продолжается до царей и пророков. За это время указания о Царстве Божием ясны. Оно выделяется в особый от земного царства еврейский народ 116 , который призван был своими учреждениями прообразовать и подготовить открытие на земле в собственном смысле Царства Божия, новозаветного Царства Благодати. За это время имели место события: переселение Фарры из Халдеи в Месопотамию 117 ; жизнь Авраама, Исаака и Иакова с обетованиями, данными им 118 , кратко описываются у блаженного Августина времена Моисея, Иисуса Навина, судей до Давида. 119 От Давида до Христа – четвертый период истории Царства Божия. Это в собственном смысле пророческий период, когда исполнились обетования Аврааму, Исааку и Иакову о земле Ханаанской, которая навсегда осталась бы во владении евреев, если бы они не согрешили. Ряд пророчеств, открывшийся с Самуила, продолжается до Христа. Содержание пророчеств касается не только исторических судеб еврейского народа, прошлого, но и будущего благодатного Царства Христова 120 . Таковы пророчества: Анны, матери Самуила, о замене древнего еврейского священства новым священством Иисуса Христа 121 ; человека Божия (имя не указано) Илию – об отмене священства по чину Аарона 122 и о вечности священства, предызображенного еврейским священством 123 ; Самуила Саулу о разделении царства Израильского 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010