2 без содействия рук. Т.е. под действием сверхъестественной силы. ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его. Частью железные, частью глиняные ноги истукана являются образом разнородного четвертого царства, отличного от предшествующего («железного»). 2:37–40 Ты царь... другое царство... третье царство... четвертое царство. Исследователи полагают, что эти четыре царства суть царства Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Кульминация сна относится к последнему из них (см. Введение: Трудности истолкования). 2 они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим. Четвертое царство будет смешанным, и усилия объединить разнородные его части окажутся безуспешными. Смешанная природа четвертого царства может быть истолкована по-разному. Исследователи предполагают, что железу уподоблен имперский дух римской государственности, в то время как глина символ римских провинций с их разнородными национальными, политическими и культурными традициями. 2 во дни тех царств. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на преемственность четырех царств, т.е. не следует думать, что все они были разрушены одновременно. царство, которое вовеки не разрушится. Полагают, что здесь подразумевается Царство Божие, установленное Христом. Другое мнение, что в данном случае имеется в виду тысячелетнее царство Христово, которое последует за Его Вторым пришествием (ср. Откр. 19,11 20,6). См. статью «Царство Божие». 2 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу. Примечательно, что Навуходоносор и Даниил как бы меняются местами. В жесте царя предчувствие грядущего Царства Божиего, пророк же, с помощью Господа, оказался вознесенным на вершину земной славы и почета. 2 Бог ваш есть Бог богов. Эти слова не означают, что Навуходоносор принял Бога иудеев как единственного истинного Бога, но очевидно, что царь считает Его могущественнее вавилонских богов. Владыка царей. Сквозной темой 1–6 является положение, высказанное в данном случае Навуходоносором, что Богу Израиля подвластны все земные цари и царств (см. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

359 Следы этого взгляда можно видеть у Иеремии в том месте, где он угрожает Моаву. «И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев был постыжен ради Вефиля, надежды своей» (48:13). Вефиль был надеждою для израильтян в том смысле, что введенное здесь Иеровоамом служение тельцам должно было упрочить политическое существование израильского царства ( 3Цар.12:26–29 ). С особенною ясностью взгляд этот выступает в речах пророка Осии. Почти современник, а может быть и действительный современник, падения израильского царства, Осия указывает причины этого падения и между ними, как главные, уже в самом начале царства лежавшие, отпадение израильтян от дома Давидова и соединенное с ним служение тельцам. В первом отношении пророк говорит от лица Иеговы: «поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» (8:4); или если Иегова и содействовал этому, то Он дал его (царя) им во гневе, чтобы потом опять в негодовании отнять его (13:9–11). Поэтому «исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды» (10:7); «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли (переселения); ибо велик день Израиля» (1:11)! Так по взгляду пророка отпадение израильтян от дома Давидова не было делом строго законным, как думают об этом некоторые теперь. В тесной связи с отпадением от дома Давидова стоит служение тельцам. Израиль ставит себе царя без ведома Бога и из серебра и золота своего делает себе идолов-тельцов (8:4,5). Он думает чрез это упрочить свое политическое существование, но напрасно: «и сам он (телец) отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву» (10:9), и исчезнет в Самарии царь, как пена на поверхности воды (ст. 7), и таким образом «постыжен будет Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего» (ст. 6). Вот истинное понимание значения культа тельцов для существования израильского царства; и как оно хорошо совпадает с известными соображениями Иеровоама при первоначальном введении этого культа ( 3Цар.26–29 )! Самый культ тельцов Осия представляет грехом Израиля, возбуждающим гнев Иеговы и почти не отличает от чисто языческого идолопоклонства, хотя и не смешивает с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(4) После того, как совершился трехсотлетний период владычества Эллинов, пророк свидетельствует нам уже иное. Он говорят: после сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когтя его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов дано было ему. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое. Видел я, наконец, поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол [Его] — пламень огненный, колеса его — огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени ( Дан.7:7—12 ). (5) Итак, всем известно, что после царства Эллинского не восставало еще никакого иного царства, помимо господствующего в настоящее время. Это-то [последнее] и есть то самое, которое имеет железные зубы. В самом деле, оно своею силою сокрушает и уничтожает все, подобно железу. И остатки попирает ногами. Этим указывается на то, что после настоящего Римского царства не возникнет еще никакого другого царства, но из него, впрочем, произрастут десять рогов, и посредством их явится один малый [рог], и тогда три из числа первых будут исторгнуты. И вот подобно тому, как пророк предсказал относительно барса, говоря, что четыре главы было у зверя, и все это сбылось, и царство Александра разделилось на четыре власти, — подобно этому нужно ожидать и теперь, что вот произрастет из упомянутого царства десять рогов, и тогда, собственно, исполнится время этого зверя, и тогда среди них внезапно появится малый рог, каковой есть Антихрист, — [тогда] правда на земле уничтожится и весь мир придет к концу. Впрочем, мы не должны предупреждать волю Божию, но должны долго терпеть и молиться, дабы не впасть в таковые времена; равным образом мы не должны сомневаться в том, что все это будет. Ведь если бы не сбылось уже то, что было предсказано пророками раньше, то, конечно, нельзя было бы ожидать исполнения и этого. Но если то в свое время сбылось именно так, как было предсказано, то во всяком случае и это должно исполниться. Конечно, некоторые спросят: когда это будет? ( Мф.24:3 ). Но говорить так свойственно только неверующим людям. Наоборот, предугадывать будущее [и веровать], что так оно и будет, — вот свойство блаженного мужа, который и знает, и в то же время молчит, дабы своей болтливостью не навлечь на себя опасности.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

8 В третий год царствования Валтасара. Т.е. спустя два года после того, как Даниил видел сон, о котором рассказано в гл. 7 (см. ком. к 7,1). 8 явилось мне, Даниилу, видение. В своем видении Даниил совершил путешествие, подобное тому, которое довелось совершить Иезекиилю ( Иез. 3,10–15 ). в Сузах, престольном городе в области Еламской. Во времена Даниила Сузы были столицей Элама, области к востоку от Вавилона. Неясно, был ли тогда Элам независимым государством или входил в состав Вавилонского или Мидийского царств. Как бы то ни было, позднее Сузы стали политическим и административным центром Персидского царства (ср. Есф. 1,2 ; Неем. 1,1 ). у реки Улая. Так назывался канал близ Суз, который соединял две реки, впадавшие в Персидский залив. 8 овен... у него два рога. Ст. 20 толкует образ двурогого овна как символ правителей Мидо-Персидского царства. один выше другого, и высший поднялся после. Знакомство с историей Мидо-Персидского царства проясняет эту символику. Мидийцы усилились и достигли независимости от Ассирии в 612 г. до Р.Х. Персы поначалу были в составе Мидийского царства, но со временем подчинили его себе, и Кир из Аншана (Элам) правил в 559–530 гг. до Р.Х. утвердил свою власть над Мидией. После этого к титулам Кир прибавился еще один «царь Мидийский». Таким образом, история в точности подтверждает видение Даниила. 8 овен бодал к западу и к северу и к югу. Из этих слов ясно, что овен стоит спиной к востоку, откуда он пришел (см. Ис. 41,2 ). Сначала Кир покорил Малую Азию, затем северную и южную Месопотамию. Его преемники расширили пределы Мидо-Персидского царства далеко на восток. 8 по лицу всей земли, не касаясь земли. Данные слова отображают стремительность завоеваний Александра Македонского. у этого козла был видный рог между его глазами. Согласно ст. 21, козел это Греческое царство, а рог между его глазами ее первый царь. Данный образ отображает расцвет Греческой империи под властью Александра Македонского (356–323 гг. до Р.Х.). Империя Александра Великого (323 г. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Из этих слов видно, что согласно учению Христову смысл жизни человека состоит в том, чтобы достигнуть вечной жизни в Царстве Небесном. Путь к достижению этого Царства состоит в том, что человек в своей земной жизни, то есть в Царстве Божьем, должен жить, соблюдая заповеди Божьи и исполнять волю Божью и Правду Его. Иными словами главной задачей и назначением человеческой жизни является то, что человек при помощи исполнения воли Божьей в земной жизни (в Царстве Божьем) открывает для себя врата в новую счастливую жизнь в Царство Небесное. А войти в Царство Небесное может только тот человек, который в своей теперешней земной жизни живет по заповедям Божьим. То есть, как говорит Спаситель, ищет в жизни “прежде всего Царствия Божьего и правды Его”. Удовлетворение всех остальных насущных потребностей будет дано Богом человеку как необходимое и само собой разумеющееся условие для поиска Царства Божьего. Поэтому люди должны искать “прежде всего Царства Божьего и правды его”, а не заботиться о пище и одежде, так как “это все приложится вам”.    Таким образом, по учению Христову, лишним, чего ищут и о чем заботятся язычники, является обильная еда, вкусное питье, красивая одежда, богатство, власть, наслаждения. То есть удовлетворение бытовых земных потребностей человека. Лишними в молитве также являются просьбы, противоречащие учению Христову. Например, просьбы эгоистического или злого содержания. Именно об удовлетворении своих эгоистических желаний и бытовых потребностей чаще всего просили язычники в молитвах к своим богам.    Иисус Христос осуждает такие просьбы и молитвы язычников, говоря “не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники” (Матф.6:31-32). Иисус Христос призывает людей потратить и направить свою жизнь не на приобретение вкусной еды и красивой одежды, а на достижение Царства Небесного, так как остальные нужды будут удовлетворены Богом. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Матф.6:33) – говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его.    Даниил пришел к царю и сказал: «Царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон!    «Этот сон», продолжал Даниил, «означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое — это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».    Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: «воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!»    Он поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской.    Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства, следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство — святую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А в чем состоит дело Иуды, об этом речь впереди. В чем состоит сущность греха Иуды? Если грех Иуды есть дело сатаны, то сущность греха его состоит в осуществлении желаний и стремлений сатаны. А стремления сатаны направлены к утверждению им своей власти над миром, к разрушению Царства Божия на земле и к ниспровержению Самого Бога с престола Его величия и славы. Он хочет властвовать один над всем и Самого Бога покорить своему господству. Такая тенденция сатаны ясно выражена им в последнем искушении Иисуса Христа в пустыне. Диавол, возведя Иисуса «на высокую гору... показал Ему все царства вселенной во мгновение времени... и славу их, и сказал Ему... все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» ( Мф. 4: 8–9 ; Лк. 4: 5–7 ). Вот чего домогается сатана! Он предлагает, чтобы Сам Сын Божий, явившийся на землю, «чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ), пав, униженно поклонился ему, отрекшись от служения Господу Богу! Христос пришел на землю, чтобы восстановить первую заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ; Мф. 4:10 ), а сатана предъявляет свои права на такое исключительное поклонение и ставит себя на место Бога. На суде Пилата Христос объявил Себя царем и определил характер Своего Царства. Когда Пилат спросил: «Ты Царь Иудейский? ...Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». После этого «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? На это Иисус отвечал: ты говоришь» (верно), «что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин. 18: 33–37 ). Но эту царскую власть духовного Царства оспаривает у Него сатана в пустыне, подменяя его царством мира сего. Власть над всеми царствами вселенной «предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк. 4:6 ). Другого царства, другой власти нет и не может быть. «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их,» но только с одним условием, «если Ты поклонишься мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Ассирийцы, потомки Ассура, сына Сима, вышли из земли Сеннаар, построили Ниневию, Калах и другие города ( Быт. 10:10–11; 22 ) и основали ассирийское царство. Из древнейшей истории Ассирии известно немногое: некоторое время ассирийцы платили дань халдеям, потом были покорены египетским фараоном Тутмесом III и давали дань египетским фараонам. Когда при 19-й династии власть египтян в Азии стала ослабевать, ассирийцы стали независимыми и быстро стали усиливаться и распространять свои владения. Покорив богатый Вавилон, воинственный Элам, ассирийские цари стали стремиться завоевать Сирию, Финикию, а потом и цветущий, богатый Египет. Эту цель они преследовали почти 500 лет. Так как царства Израильское и Иудейское находились на дороге из Ассирии в Египет, то ассирийцы старались или покорить, или разрушить эти царства. Египетские фараоны, напротив, видя в этих царствах защиту для себя против ассирийцев, возбуждали израильских и иудейских царей против ассирийцев; обещали им, иногда и действительно оказывали им помощь. Пророки не одобряли, когда цари иудейские и израильские искали себе союза с Египтом или Ассирией, потому что провидели от этого одни бедствия, и внушали, что сила их – сидеть спокойно. Чтобы убедить своих соотечественников держаться в стороне от враждовавших между собой египтян и ассирийцев, они в сильных чертах изображали слабость египтян и военное могущество ассирийцев. Так пророк Исаия говорил об ассирийском народе: «Нет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет, не заснет; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его, как вихрь; заревет, схватит добычу, унесет и никто не отнимет» ( Ис. 5:27–29, 30:1–7 ; Ос. 5–13, 12–1 ). Столкновения ассирийцев с евреями, записанные в Библии, начались с VIII-ro века до Р. X. Царь ассирийский Фул около 770 года приходил в царство Израильское при царе Менаиме и взял с него тысячу талантов серебра. Затем Феглаффелласар завоевал северо-восточные земли царства Израильского. Сын Феглаффелласара, Салманассар, сделал царя израильского Осию своим данником, но когда Осия вступил в союз с финикийцами и фараоном египетским Сигаром (Шабаком, царем 25-й династии Эфиопской, которая покорила себе весь Египет и отличалась воинственностью), против Салманассара и перестал платить ему дань, Салманассар взял его в плен и осадил Самарию. Осада продолжалась три года. По свидетельству ассирийских памятников, Самария была взята Саргоном. Жители царства Израильского были переселены в Ассирию. После этого Саргон овладел филистимской крепостью Азотом, которая могла служить базой для военных действий против Египта, одержал несколько побед над египтянами ( Ис. 20 ), но не мог овладеть Египтом. Задачу эту он оставил Сеннахириму

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В XIII главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные Своим апостолам: «Истинно, говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (ст. 18). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: «Иисус,– повествует Евангелист Иоанн,– дунул и говорит им (апостолам): примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; по умолчанию о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких то исключительных правах в сравнении с другими апостолами, который якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно. III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симом! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу: но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В ессейской (и проч. сектантской) литературе не используются выражения “Царство Небесное” и “Царство Божие”. Ессеи, определяя круг своих единомышленников, говорили “царство света”, “царство святых”, “царство правды” противопоставляя его “царству тьмы и греха”. Очевидно, что Сам Господь Иисус Христос использует понятия “ βασιλεα το θεο” и “ βασιλεα τν ουρανν” совершенно новым способом, который только имплицитно находится в Ветхом Завете и не имеет прямых аналогий в современной Ему еврейской литературе. Необходимо обратиться к живому опыту Церкви — опыту переживания Царства Небесного, к опыту отцов Церкви, исходя из которого они понимали слова Спасителя о Царствии Небесном. Рамки данного доклада не позволяют проанализировать все святоотеческие тексты и все места Священного Писания, связанные с понятием Царства Божия или Царства Небесного, так как их количество очень велико. Выберем одно из важнейших мест и рассмотрим его истолкование свт. Григорием Паламой . Ключевым текстом для правильной экзегезы понятия Царства Божия, является текст, который мы находим в трех синоптических Евангелиях: Мф.16:27-28 (после призыва к крестоношению) “Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем”; Параллельные места: Мк.9:1 “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь,которые не вкусят смерти, ως ν δωσιν τν βασιλεαν το θεο ληλυθυαν ν δυνμει· [доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе] “. Лк.9:26-27 “Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие”. Святитель Григорий Палама в своей беседе “На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”, анализируя слова Господа “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце” ( Мф.17:1 ), решает следующий экзегетический вопрос: “После какого дня Апостол Христов и Евангелист Матфей считает шесть дней, по истечение которых наступил день Преображения Господня? После того дня, в который, уча Своих учеников, Господь сказал: “приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего”, и добавил, говоря “есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем” ( Мф16, 27-28 )”, называя “славою Отца” и “Царством Своим” − Свет Своего Преображения”

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010