«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк. 13, 25–28 ). Те, которые могут хвалиться только внешним общением с Ним, тем, что принадлежат к одному с Ним народу, часто находились вблизи Его и даже следовали за Ним, но и сердце оставались чуждыми Ему, будут исключены из Царствия Божия. Напротив, даже язычники из всех стран света будут участвовать в Царстве Божием. Вообще будет иначе, чем воображают это люди. Те, которых считали последними, будут первыми, и те, которые считали себя первыми, в Царстве Божием будут последними, или будут совершенно исключены из него. Святитель Феофан Затворник ( 116, 166–167 ). Христиане в этом мире призваны к крестоношению, а не к чести, славе, богатству, плотоугодию. Имеют они свою честь, славу, богатство, радость и сладость, но внутри себя, а не вовне – всё духовное, а не плотское. Внимали этому, возлюбленный, что вечная Истина, Христос, Господь наш говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Видишь, какой путь безопасен: низок и смирен есть, но ведет в высокое Отечество, в Небо. Если хочешь в Отечество прийти, иди этим путем. Святитель Тихон Задонский ( 104, 2309–2310 ). «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» ( Мф. 7. 22–23 ) Прежде всего рассмотрим нашим умом, кто изгонится. «Сыны царства извержены будут» ( Мф. 8, 12 ). В Ветхом Завете сынами царства были израильтяне, происшедшие от Авраама, Исаака и Иакова. За то что они не уверовали во Христа, их изгнали и лишили обетованных им благ, а вместо них введена была церковь из язычников, собранная от востока и запада. Но я оставлю ветхозаветных сынов царства и поищу таких же сынов царства в новой благодати. Кто же является сынами царства в новой благодати? Это те, которые в Святом Крещении отмечены для воцарения вместе со Христом в Его Вечном Царстве, которым приготовлены Богом неизреченные блага, которым сплетены венцы нетления, которых призывает рай, которым отверзается Небо, которых радостно ожидают лики бесплотных духов и души праведных, – вот кто есть сыны Царства. Но, о ужас! Эти-то сыны Царства, уже имеющие у себя обетованное Богом Царство, уже держащие его как бы в руках своих, они внезапно лишаются его, отпадают и изгоняются вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мы не можем без трогательного умиления читать ответ Иисуса книжникам и фарисеям, которые явилась к Нему с упреком: «почему ученики Иоанновны и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся»? В ответ на это «сказал им Иисус могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но прийдут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» 89 . И эту самую естественную общечеловеческую радость брачного торжества Христос понимал, разделял и поддерживал потому, что Он знал глубокий смысл брака и таинственное его значение. Своим участием в радости брачного торжества, Он охранял и возвышал чистоту и святость этого таинственного и поистине священнейшего акта в жизни человека. И как далеко и высоко отстоит этот Евангельский брак в мыслях Христа от того будничного акта в современной жизни, который опошлили люди и извратили до полного скотоподобия, – и даже хуже того! IV. Высота и духовное значение брака по притчам Христа Высота и духовное значение брака по притчам Христа. Брак – образ царства небесного. Осуществление основной идеи христианского брака, т. е. идеи раскрытия тайны царства Божия (в браке или в безбрачии), – обязательно для всех Апокалиптическая картина. Взгляд Христа на высоту брачного торжества. Объяснение Его взгляда на брак. Особенно таинственная высота и духовное значение брака раскрывается Христом в Его Божественных притчах. «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» 90 . Брак – это образ царства небесного, и не просто образ, но основание и развитие царства небесного, в смысле его распространения путем семейного воспитания. В браке – зерно этого царства небесного. Через брак реализуется это царство небесное! Через брак размножаются наследники царства небесного и становятся сынами этого царства Божия путем христианского воспитания. Отсюда, быть званным на брачный пир – особая честь, и пренебрежение к этому зову и самому торжеству строго наказывается изгнанием и лишением такой высокой чести. Даже явившийся на этот пир не в брачной одежде был строго наказан. Царь приказал слугам «связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

На это ответил им Иисус, указав все случаи, где брак невозможен «Не все вмещают слово сие (т. Е. лучше не жениться), но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так», т. е. неспособными к брачный жизни и потому, если бы брак случайно состоялся, он – не брак, потому что он не осуществляет самой основной идеи брака; «и есть скопцы, которые оскоплены от людей» и потому не могут даже вступать в брак; «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» «δια δν βαζιλιαν τν ουρανν». К числу таковых относятся все те, которые сами отреклись от семейной жизни для высшего служения, по слову Христа «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 177 . Эти лица, объятые пламенем любви Христовой все земное считают за нищету 178 . Ради Христа они считают все за сор (ст. 8). Вкусив сладость «царства небесного», которое они уже носят внутри себя 179 , они отрекаются от всех радостей земных, считая их ничтожными, отрекаются от семейной жизни, чтобы беспрепятственно и свободно служить царству небесному распространять его на земле и делать сынов погибельных членами его. Хотя брак, как мы уже сказали, и содействует умножению членов этого царства, путем естественного рождения и нравственного воспитания своих детей, но они не удовлетворяются узкими границами такого расширения царства Божия через брачную жизнь Брак, как бы ни был идеален, все-таки привязывает к земле и земному. «Неженатый (т. е. отрекшийся от семейной жизни, или как выразился Христос, сделавший себя скопцом для царства небесного (с греч. – по причине царства небесного) заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». А равно, незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя о мирском, как угодить мужу» 180 . Такими высокими примерами духовного «самооскопления по причине и для царства небесного» являются нам Иоанн Креститель, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Наконец, как на цель Своего пришествия, Иисус Христос указывает на основание царства Божия, проповедание Евангелия царства Божия: «И другим городам благовествовать Я должен царствие Божие, ибо на то Я послан». ( Лк.4:43 ). По евангелию, проповедь о царстве Божием составляет главное содержание благовестия и вообще учения Христа и Его апостолов; она выражает кратко сущность Его дела (см. Мф.4:17 ; Лк.8:1; 9:11 ; Мк.1:14 ср. Лк.9:2; 10:9 ). Итак, спрашивается, в чем же нужно видеть общую цель, которая объединяла бы все вышеназванные цели Христова пришествия? Не в чем ином, как в основании царства Божия или, по терминологии св. Матфея, царства небесного. Все прочее в отношении к этой цели является средством включительно до искупления ( Лк.19:12 ). Иисус Христос Сам называет Себя царем, напр. на суде у Пилата, в ответ на вопрос последнего: «Царь ли ты, или нет?» – «Я Царь... царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36–37 ). Далее Он называет —171— Себя царем в притче о страшном Суде ( Мф.25:34 ), царем называют Его ученики Его ( Ин.12:15 ; Мф.21:5 ср. Лк.1:32–33 ). Вообще Спаситель не отвергал веры в Него, как в Мессию, со стороны иудейского народа, а отвергал только ложные представления о Мессии и Его царстве. Торжественным и всенародным царским входом в Иерусалим Иисус Христос дал свидетельство миру о Себе, как Мессии, а Крестом отвергнул иудейское понимание Его царства 966 . Не силой, а правдой, не мечом, а Крестом пришел Спаситель основать Свое царство. Роковая ошибка иудейского народа заключалась в неправильном понимании царства Божия, возвещенного Иисусом Христом. Эта ошибка в разных формах повторяется даже доселе, когда достаточно выяснился характер царства Христова в человеческой истории. Ошибка эта пагубна для всей нашей веры, ибо она касается существа христианства, и в какой бы тонкой форме она ни возникала, ею в ничто превращаются все благословения Евангелия и наша вера во Христа-Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, " 3-я Книга Царств " , гл. 3-11; " 1-я Книга Паралипоменон " гл. 22, 28, 29 и " 2-я Книга Паралипоменон " гл. 1-9. Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: " Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами " (скорпионы - это бичи с нанизанными металлическими гайками). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена - иудино и вениаминово - остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями. Таким образом царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и израильское. Столицею в иудейском царстве остался город Иерусалим, а в израильском столицею стал город Самария. Жители царства израильского ходила в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: " не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта " . И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари израильского царства были нечестивыми - идолопоклонниками. Они сделали нечестивым и весь народ израильский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Ожидая скорого открытия Царства Божия и представляя его подобным земным царствам, они заводили споры о том, кто из них займет первые, почетнейшие места в этом Царстве. Вразумляя их Господь говорил: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будут так, а кто хочет между вами быть большим, да будет всем слуга, и кто хочет между вами быть первым, да будет всем рабом: так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих ( Мф. 20:25–28 ). В другой раз ученики приступили к Иисусу и сказали: кто из них больше в царствии небесном? Иисус призвал дитя, поставил его посреди их, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное. И так, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царствии небесном ( Мф. 19:1–4 ). Здесь, очевидно, Господь ставит в образец для подражания детское незлобие, беспритязательность, искренность и простосердечие. Выше было замечено, что ветхозаветные пророки представляли Царство Мессии в полном идеальном совершенстве, не различая разных стадий его развития. В Евангелии ясно различаются периоды развития Царства Божия, во-первых основание этого Царства во время земной жизни Спасителя, во вторых пришествие Царства Божия в силе со дня пятидесятницы, и в третьих открытие Царства Славы по кончине мира, когда все враги Царства Божия, и грех , и смерть, и диавол будут окончательно побеждены, и будет Бог всяческая во всех. – Полагая основание своему Царству властною своею проповедию и сопровождавшими ее делами милосердия и могущества, Господь явственно предсказал апостолам, что Царство Его наступит в силе после вознесения Его на небо и по сошествии Святого Духа на апостолов. Это видно из следующего. За шесть дней до Преображения Он говорил своим ученикам: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Это пришествие Царствия Божия в силе можно приурочить только ко дню Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Оно здесь, на земле, становится достоянием людей. Еврейский народ был полон ожидания Царства Мессии, но он хотел видеть в Мессии земного царя, возрождающего политическую мощь еврейства. Такими же общееврейскими чаяниями были проникнуты ученики Христовы. Даже в день вознесения, после того, как Господь по воскресении в продолжение сорока дней неоднократно являлся ученикам, говоря о Царствии Божием, ученики спрашивали Его, говоря: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян. 1:6 ). Но Господь принес на землю не земное Царство. «Царство Мое,– говорил Он на суде у Пилата,– не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Оно «не пища и питие» ( Рим. 14:17 ); «плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия» ( 1Кор. 15:50 ). Когда искушающий дух предлагал Господу сделать камни хлебами, иначе сказать, дать общую сытость человечеству, Господь сказал: «Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Так же Господь отверг чудо как средство власти над людьми, равно отверг предложение всех царств мира и славы их. Казалось бы, при общей сытости человечества, при чуде как средстве власти над людьми можно иметь действительную полноту господства над царствами мира, но все это было отвергнуто Господом, как ложь, во имя того другого Царства, которое Он открыл на земле Своим пришествием. Но это не есть какое-либо земное благоустроенное государство, которое когда-либо будет основано Спасителем мира. Нельзя сказать про Царство Божие: вот оно здесь, или: вот оно там. Оно не придет человеческим приметным образом, «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Оно есть, прежде всего, достояние человеческой души, внутреннее сокровище человеческого сердца. Сердцем человеческим это Царство видится через внутренние очи веры, через веру сердца входят в это Царство, сердцем приемлют его и становятся обладающими богатством этого Царства. Поэтому можно быть около этого Царства, вблизи его, как бы соприкасаясь с ним и в то же время не видеть его или видеть, но не быть в состоянии войти в него, получить обладание им. Не может увидеть Царства Божия тот, кто не родится свыше ( Ин. 3:3 ), хотя бы был и вблизи этого Царства. Не может войти в Царство Небесное тот, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Посему, подойдя и прося объяснить откровение у одного из стоящих, говорит пророк, познал я истину. Ибо сказал он мне: Эти четыре больших зверя - четыре царства восстанут на земле, а когда прейдут, примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки и во веки веков. Нужно обратить внимание на то, что и здесь назвал четыре царства, как и в видении истукана говорил о четырёх же, и не думать, что царство, означенное глиной, отличное от царства, означенного железом. Ибо там сказал, что конец железного царства слабее, и здесь также изрек, что из десяти рогов три исторгнуты, очевидно, как более слабые, чем другие. Посему, говорит, царства эти разрушатся, а истинное и нескончаемое царство дано будет святым Всевышнего. И потому, продолжает, возлюбив это царство, ни во что не ставь царства настоящего века, которые в непродолжительном времени примут конец. И спросил [я] подробнее о звере четвёртом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. Должно заметить, что зубы называет железными, а когти медными. Поскольку Римское царство со всех берет дань, то зубы пророк назвал железными. А поскольку многие из царства Македонского поступают на военную службу – и что у зверя когти, то у царя воины, – то справедливо назвал когти медными и третье царство нарёк медным. Вопросил, говорит пророк, И о десяти рогах его, которые на голове его, и о четвёртом, вышедшем и исторгнувшем первые три, и у рога того глаза его и уста, говорящие великое, и вид его более прочих. Не должно удивляться, что выше пророк назвал сей рог малым, а здесь говорит: и вид его более прочих. Надлежит тщательно вникнуть в эти слова. Ибо, когда видел рог сей появляющимся, назвал его малым, как возникающий в малом народе Иудейском и обладающий пока незнатным царством . Но по исторжении им трёх предшествовавших ему рогов, согласно видению своему, называет его более прочих. Посему продолжает спрашивать: почему Рог тот вел брань со святыми и укреплялся против них, то есть уничижил их, Доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

«Суббота покоя» наступает вслед за вторым Пришествием Христа, когда Он повергнет в геенну огненную зверя из моря и зверя из земли, то есть лжепророка. В пророчестве Даниила о наступлении вечного царства Христа говорится так: « Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13,14)». Обратите внимание, вечная власть дана Христу сразу же вслед за сокрушением зверя, и это есть начало вечного царства. Давайте посмотрим предыдущие стихи – 11 и 12 – этой главы: « Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (Дан.7:11,12)». Мы видим, что сатана продолжает жить в «прочих зверях», хотя у него «отнята власть». Вот эти «время и срок» жизни «прочих зверей» и есть срок «тысяча лет»: вероятнее всего, это число символизирует какой-то необходимый для домостроительства период времени, а не точное число лет. Затем сатана, дух которого живет в «прочих зверях», освобождается на короткое время. Освобождение на короткое время сатаны – это не конец царства Христа, как мы видим из пророчества Даниила, но время, когда происходит последний кризис мира. То есть тысячелетие, о котором учили святые отцы, имеет начало, но не имеет конца. «Тысяча лет» есть начало вечного царства, период времени до последнего бунта сатаны против Бога. Если отрицать этот начальный период вечного царства, то надо ждать прихода царства Небесного «видимым образом», сразу же вслед за всеобщим воскресением и Страшным Судом. Святые отцы-хилиасты учили о «субботе покоя» как о «начале нетления». Как о неприметном начале проявления вечного царства Христа в мире. Да, Пришествие Христа со славою, но проявляют царство Христа, делают его видимым вместе с Христом воскресшие святые. В противном случае мы отвергаем синергию. Сам период тысячелетия есть «последний день». Здесь, пожалуй, заключается основная ошибка противников святоотеческого хилиазма. В «первый день» человеческого мира человечество умирает в Адаме. Последней «секундой» этого «первого дня» является потоп. В «последний день» мира оно воскресает во Христе. «Огонь с неба», всеобщее воскресение и Страшный Суд – последняя «секунда» «последнего дня».

http://bogoslov.ru/article/3328287

Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога - никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней: Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [ 31 ]. Часть 2 Сыны Царства не должны быть двоедушными, не должны раздваивать свое сердце и служить двум господам, как сыны тьмы: Не можете служить Богу и маммоне [ 1 ]. Освобожденные от рабства сатане, сыны Царства должны теперь задуматься о возвращении в свой дом, к своему Отцу, Который ждет их с родительской любовью. Но с каким бы нетерпением Он их ни ждал, Он не примет тех, кто грязен, нераскаян, лицемерен, двоедушен и прилепился к земле. Потому Человеколюбец заповедует далее: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ 2 ]. Настоящий сын Царства трезвенно и сознательно забывает все, что было, и сосредоточенно смотрит только на Царя, Отца своего Небесного, и спешит в Его объятия, и украшает себя, и облачается во все добродетели, чтобы быть узнанным и признанным на пороге Царства Небесного, и потому ему некогда ни озираться на чужие пороки и беззакония, ни порицать и судить чужие проступки. Сыны Божии должны просить у Отца своего прежде всего Царства Небесного [ 16 ], то есть того, что есть наибольший дар Царя Бога, а если они просят наибольшего, то все остальное приложится им как довесок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010