«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ). «Претерпевший до конца, той спасен будет». «В терпении вашем стяжите души ваша». Желающему войти в Царство Божие приходится входить узкими и тесными вратами самопринуждення, всякого рода скорбей и терпения и приобретать Царство Божие с усилием. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:18 ). Надо обречь себя на подвиг непрестанного искания, усиленного стремления, чтобы искание стало выше и важнее всех прочих целей, потребностей и привязанностей жизни. «Ищите прежде Царства Божия н правды его» ( Мф. 6:33 ). В этом искании Царства Божия требуется крайняя внимательность со стороны ищущего к самому себе. Он должен помнить, что окружен враждебными силами, препятствующими в искании Царства и стремящимися отвратить его от этого искания. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» ( Мф. 13:19 ). Слово о Царствии надо принять и беречь в своем сердце, ибо доброе семя этого Царства может оказаться на несоответствующей почве нашего сердца и не дать никаких плодов, остаться талантом, зарытым в землю и не приумноженным. Царством, не раскрывшимся в душе человека. Царство Божие ревниво к себе самому; оно требует, чтобы человек, который желает стяжать его, отдал всего себя, все свои силы на стяжание этого Царства. Оно, как сокровище, которое если найдет человек скрытым на поле, то от радости о нем идет и продаст все, что имеет, и покупает поле то. Оно подобно «купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:45–46 ). Но если стяжание Царства Божия человек думает совместить с земными привязанностями, тогда вход в Царство затрудняется пли запрещается совсем, если жизнь ищущего не сходна с жизнью насельников Царства. «Трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие» ( Мк. 10:24 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Мы же услаждаемся между тем в свете неслыханном и неописуемом. Ведь мы чада света, а не тьмы. Признали мы и приняли подлинного Мессию, бессмертного Царя царей и Господа господ, Чьему Царству не будет конца, по свидетельству пророков и Ангелов Божиих [ 2 ], каковое свидетельство подтверждает и историческая действительность в последние двадцать веков, ибо Он и ныне жив и царствует, и Его благословенное Царство непрестанно ширится и множится. Оно уже настолько увеличилось, что стало многочисленнее всех царств на земле. Однако его не видно, поскольку оно находится в духовном мире: ведь оно Царство Небесное, а не земное. А начаток человеческий этого Царства был весьма скромным, таким, что Иисус должен был ободрять его: Не бойся, малое стадО! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12 , 32). Царство это не достигается без труда и без усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11 , 12). Наибольший труд и усилие взял на Себя Сам Господь Иисус в возвещении людям Царства Небесного: И ходил Иисус по всей Галилее, уча… и проповедуя Евангелие Царствия [ 3 ]. Что для людей может быть отраднее, чем Радостная Весть о Царстве, причем о Царстве благословенном и вечном? Ищите же прежде Царства Божия; все остальное приложится вам [ 4 ], то есть просите у Царя Небесного прежде всего то, что больше всего и важнее всего и что Царь готов вам дать: просите быть наследниками Царства и царевичами, а о пище, питии и одежде не заботьтесь, как делают это язычники. Ведь язычники заботятся об этом второстепенном потому, что не знают главного; борются за царство земное, ибо не знают Царства Небесного; служат нечистому, подобно черным рабам, за корку хлеба или за рожки, которыми питаются свиньи, ибо у них помрачено зрение для вИдения Отца Небесного, Отца света. И, когда Богу молитесь, не забывайте просить Царства: да придет Царствие Твое [ 5 ]. Приидет Царство - приидет и Царь; приидет и вселится в вас Триединый Бог - Отец, и Сын, и Дух Святый. И если благословенно Царство, которое на небесах, то будет благословенно царство и внутри вас. И сердца ваши будут исполнены истины, света и радости, ибо вы поймете, зачем человек живет; воистину поймете отчетливо цель и смысл жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Мысль эта выражена Христом настолько ясно, что всякие недоумения по этому поводу прямо-таки непростительны. И эту мысль Господь не раз высказывал Своим ученикам и слушателям; и нередко Он облекал ее в форму притчей. Широки врата, сказал Он, и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; но вы входите тесными вратами; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь (то есть в Царство Небесное), и немногие находят их ( Мф. 7:13,14, 21 ). Несколько позже, подтверждая ту же мысль притчею, Господь сказал: Подвизайтесь (то есть старайтесь, употребляйте усилия) войти (в Царство Небесное) сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Многие пожелают войти в него, когда уже поздно будет думать об этом; и станут они стучать в двери и молить, чтобы им отворили их; но двери Царства Небесного не отворятся пред такими беспечными людьми; и услышат они страшные слова: Отойдите от Меня! не знаю вас, откуда вы! И станут стоящие у дверей ссылаться на свою веру в Господа, на знакомство с Его учением, с значением Его искупительной жертвы; но все это будет тщетно: они в жизни своей не подвизались, не употребляли усилий над собою, чтобы стать достойными Царства Небесного; они на деле ни в чем не проявили свою веру; они ограничивались лишь исповеданием своей веры, да надеждой на милость Божию. И за это врата Царства закроются пред ними, и услышат они грозный приговор: Отойдите от Меня все делатели неправды ( Лк. 8:24–27 ). В притче о десяти девах, ожидавших прихода жениха, Господь назвал таких беспечных людей неразумными. Пять беспечных дев понадеялись на свою веру и не запаслись добрыми делами, чтобы оправдаться ими на страшном суде; и закрылись пред ними врата Царства Небесного, и услышали они тот же приговор: Уйдите отсюда! не знаю вас ( Мф. 25, 1–12 ). В притчах о минах и талантах Христос разъяснил, что закроются врата Царства Небесного и пред тем, кто не воспользовался данными ему даже малыми талантами, то есть силами, чтобы подвизаться войти в это Царство; и закроются они пред ним, несмотря на то, что он веровал в Христа и называл Его своим Господом; и закроются за то, что он зарыл свой талант в землю вместо того, чтобы употребить его в дело как силу, открывающую врата Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Но уже в период Судей, когда народ начал отступать от служения Господу и ходить вслед иных богов, жизнь ветхозаветной Церкви периодически оказывалась в опасности. И тогда появляются пророки, обличавшие народ, призывавшие его вернуться к Завету с Господом. В книге Судей упоминаются только два пророка: Девора ( Суд.4:4 ) и некий человек Божий ( Суд.13:6 ). Однако надо иметь в виду, что в этот период многое из пророческого служения выпадало на долю самих судей, которые, также как и пророки, были поставляемы Господом. «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их» ( Суд.2:18 ). Но все же, по замечанию 1й книги Царств, «слово Господне было редко в vie дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ). Этот период еще не был временем тьмы – после каждого отпадения народ возвращался к служению Господу. Тьма сгустилась во времена разделения единого царства после смерти царя Соломона. Впервые государственные, личные и династические амбиции были поставлены выше исполнения завета Божия. Создание независимого Северного царства при наличии одного народа, единого Закона, единого Храма, единых требований Закона о принесении жертв всем народом в иерусалимском Храме не менее трех раз в год, с неизбежностью должно было поставить перед каждым израильским царем проблему выбора. Или он будет поддерживать единый культ со всеми его требованиями – тогда для него реальной станет возможность потери царства: если весь активный народ будет трижды в год ходить в столицу другого государства, то через какое-то время существование двух отдельных царств станет бессмысленным и будет восстановлено единство. Или он должен создать свой собственный культ, похожий на иерусалимский, но со своим местным святилищем, своими священниками и т. д., чтобы не допустить постоянного паломничества в столицу другого государства. Это понимал каждый израильский царь, и перед каждым монархом северного царства вставал выбор – что для него важнее: исполнение Закона или сохранение собственного царства? Выбор главенства царства фактически означал отвержение Закона, потому что, независимо от личного благочестия того или иного царя, это вело весь народ к постоянному нарушению Первой заповеди. Впервые и весь народ Божий столкнулся с дилеммой: Церковь или государство?

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Один есть, потому что язычники, именно те, которые преследовали Церковь Божию и которые помещаются на шестое место, тогда преследовали Церковь Божию, почему и известно, что Иоанн был сослан и заточен на острове Патмос. Другой ещё не пришел, потому что Антихрист, которого ставят на седьмое место, ещё не пришел, а когда придёт, недолго будет оставаться, ибо Господь Иисус убьёт его духом уст Своих и уничтожит явлением пришествия. (2 Фес 2:8), как [Он] Сам говорит в Евангелии: и если бы Господь не сократил тех дней, то есть дней преследований Антихриста, то не спаслась бы никакая плоть (Мк 13:20), подразумевая под всякой плотью только лишь избранных. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из [числа] семи, и пойдёт в погибель. И зверь, то есть диавол, который до прихода Христа властвовал над человеческим родом, ныне уже не держит его в такой покорности, как тогда, [и], стало быть, сам этот зверь и является восьмым. Ибо семь частей есть все нечестивые, восьмая же часть их есть диавол с остальными бесами. Из [числа] семи, потому что бесы выходят из сообщества нечестивых; и как [они] были виновниками их гибели, так будут и товарищами в мучениях. Отсюда и следует: и пойдёт в погибель. всё то, что следует далее, вплоть до того места, где он (Иоанн) видит ангела, сходящего с неба , собственно имеет отношение к разрушению Римской империи. И десять рогов, которые [ты] видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Даниилу в видении явились четыре зверя , которые изображали четыре царства, четвёртый же зверь, страшный и ужасный, символизировавший Римлян, описан с десятью рогами, которые означали царства, разрушившие Римскую империю, как истолковал святой Иероним, следовавший мнению некоторых. Итак, скажем, что десять рогов в этом случае имеют такой же смысл, что и те, ведь [они] означают царства, разрушившие Римскую империю. Ибо сначала они отняли себе часть Азии, а впоследствии Сарацины отняли [ее] всю, Вандалы подчинили себе Африку, Готы – Испанию, Лангобарды – Италию, Бургундцы – Галлию, Франки – Германию, Гунны – Паннонию, Аланы же и Свевы разорили немало земель, подвластных им. Итак, царства эти, в то время когда Иоанну было дано это видение, ещё не получили власти, однако они получили власть как цари лишь на один час, поскольку власть каждого из этих народов продолжалась недолго. Они получили царство после зверя, ведь эти народы получили нечестивую власть после разрушения царства диавола Христом.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Символом этого Царства, видимо, служит камень, оторвавшийся от горы, сделавшийся великою горою и наполнивший всю землю. В другом месте Даниил говорит: и видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхаго денми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и слава, и царство, чтобы все народы, племена и покоеления служили Ему: владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не сокрушится. Граждане сего Царства вслед за тем называются народом святым Всевышняго ( Дан. 7:13, 14, 18, 27 ). Говоря о предсказаниях пророков, нельзя не заметить, что у них, когда предсказывают они явление и Царство Мессии, часто встречается выражение: в последние дни (напр. Ис. 2:2 .; Мих. 4:1 и др.). Этим означается окончание ветхозаветного Царства Божия и начало новозаветного, и не только начало, но и все продолжение его, так как весь период новозаветного Царства Божия на земле, или Царства Христова, есть, по всему библейскому воззрению, последняя эпоха домостроительства Божия на земле, за которою последует всеобщий суд и Царство Славы. Поэтому, под выражением: в последние дни, пророки говорят не только о таких будущих событиях, которые совершатся при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и таких, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, или даже только в конце его. В сознании пророков эпохи, даже отдаленные одна от другой большим пространством времени, как бы сливались; в слитном виде представляли они будущность, подобно тому, когда мы смотрим вдаль, у нас сливаются предметы, далеко даже отстоящие друг от друга. Одним словом: в пророческих созерцаниях недостает хронологически точной перспективы событий. Обнимая одним взглядом предметы близкие и дальние, они смотрят на все будущее с точки зрения эсхатологической, т. е. рассматривают все будущее в его последних временах, преимущественно обращают взор на моменты, в которых природа вещей раскрывается вполне, их принцип ярко выступает наружу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Царство Небесное, – сказал Господь, – подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:31–32 ). Проповедь Царства Божия не только перерождает душу каждого человека, но изменяет и всю окружающую его жизнь. Его можно сравнить с дрожжами или закваской, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи совершенно меняют муку и воду и превращают их в хлебное тесто. И это потому, что в дрожжах заключается живое творческое начало. Царствие Божие есть самое великое сокровище, драгоценнее которого нет ничего на свете. Его надо искать, как зарытый в поле клад или как драгоценную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Найдя этот клад, надо его бережно хранить и никому не говорить о своей находке; не жалеть никаких сил, чтобы найти и сохранить найденный клад. Через души отдельных людей Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница в поле. Каждый отдельный колос есть гражданин Царства Небесного. Но посреди пшеницы случается видеть плевелы, лебеду и всякую сорную траву, которая заглушает рост пшеницы. Эта сорная трава (плевелы) означает врагов Царства Божия (см. Мф.13:24–30 ). Главный же враг Царства Небесного – диавол; это он сеет плевелы, чтобы заглушить посеянное Христом семя Слова Божия. «Поле есть мир, – сказал Господь, – доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов…» ( Мф.13:38–42 ). Эти слова Христа показывают, что теперь Царство Божие только еще растет, строится и что рядом с добром в мире растет и зло. Однако наступит время, когда по повелению Христа зло будет совершенно уничтожено. Это будет «конец века». Тогда наступит полное торжество Царства Божия и правды Его. Тогда не будет уже ни слез, ни насилия, ни болезней, ни страдания, ни смерти. Беззаконники все погибнут, а праведники все «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Это и во втором псалме от лица Самого Господа говорит блаженный Давид: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (2:7—8). Это же говорит и блаженный Даниил, ибо сказано: и все люди, племена и языки служили Ему. И, показывая нескончаемость царства, пророк продолжает: власть Его — власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. Так описав откровение, пророк Вострепетал дух мой в теле моем, Данииле, и видения головы моей смутили меня. Ибо видение это, говорит, было весьма страшно, и неведение значения таинственных явлений смущало ум и наполняло И пришел к одному из стоящих, и просил его объяснить все сие. Стоящими называет пророк те тысячи тысяч и тьмы тем, которыми не число определенное показал он, но выразил множество, превосходящее всякое число, и служащих, и предстоящих; потому что почетнейшие не только предстояли, но и принимали повеления; прочие же тем, что стою со страхом, изъявляли готовность служить. И как в человеческих судилищах одни из подчиненных стоят, показывая этим, что судилище страшно, а другие исходят и входят, принося судье ответы: так и в этом наиболее страшном судилище Даниил видел, что тьмы тем предстоят, а тысячам тысяч вверено служение. Посему, подойдя и прося объяснить откровение у одного из стоящих, говорит пророк, познал я истину. Ибо сказал он мне: Эти четыре больших зверя — четыре царства восстанут на земле, а когда прейдут, примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки и во веки веков. Нужно обратить внимание на то, что и здесь назвал четыре царства, как и в видении истукана говорил о четырех же, и не думать, что царство, означенное глиной, отличное от царства, означенного железом. Ибо там сказал, что конец железного царства слабее, и здесь также изрек, что из десяти рогов три исторгнуты, очевидно, как более слабые, чем другие. Посему, говорит, царства эти разрушатся, а истинное и нескончаемое царство дано будет святым Всевышнего.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

«Этот сон, — продолжал Даниил, — означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… и ты владеешь другими народами. Царство твое — это золотая голова истукана. После тебя настанет другое — серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего». Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: « Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей …» (Дан.2:47). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами, а трех его друзей — Ананию, Азарию и Мисаила поставил правителями страны Вавилонской. Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Пророк Даниил пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии. Три отрока в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

20 глава 19 глава заканчивается сообщением, что зверь и лжепророк „живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами“ (ст. 20–21). К этому прекрасно примыкает Откр.20:10 , где сообщается, что диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк. Но как тогда смотреть на Откр.20:1–9 , где содержится хилиастическое созерцание? Определенно высказать свой взгляд на апокалипсический хилиазм мы затрудняемся, так как все в Откр.20:1–10 производит на нас впечатление таинственной недоговоренности. Экзегеты спорят о времени и месте тысячелетнего царства. Одни 952 считают, что оно будет предшествовать второму пришествию Господа, другие 953 , что оно будет после этого пришествия. По одним 954 , местом открытия блаженного царства будет земля, по другим 955 – небо. Между всеми ими есть еще другие частные различия, а также различие во взгляде на то, будет ли Христос видимо присутствовать среди участников тысячелетнего царства, или нет 956 . Ни на один из этих вопросов Апокалиптик не отвечает определенно. Однако мы можем предполагать, что здесь имеется в виду нечто совершающееся на земле. Если, далее, в 4 стихе описывается суд, то, во всяком случае, не последний суд, потому что здесь не только не упоминается о суде Христа, но нет речи и вообще о суде Бога: „и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить“. Нужно обратить внимание и на то, что все описание тысячелетнего царства сделано Св. Апостолом Иоанном слишком кратко, как бы мимоходом. О Христе в Его отношении к этому царству говорится так мало, что возбуждается даже вопрос: будет ли Христос среди царствующих или нет? Думается, что если бы в Откр.20:1–10 мы имели нечто аналогичное иудейским хилиастическим чаяниям, то описание тысячелетнего царства было бы сделано иначе, особенно, если имеется в виду, что во всем мировом процессе Христу, по учению Апокалипсиса, принадлежит центральное и руководящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010