У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, какое смысловое значение имеют слова о приближении Царства Небесного? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, кто говорит эти слова и с какой целью он это делает. В выше приведенных местах из различных Евангелий эти слова произносят Иоанн Предтеча и Иисус Христос . Эти слова обращены к древнееврейскому народу для того, чтобы оповестить его о том, что приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. И поэтому древним евреям следует покаяться. В выше приведенных цитатах из Евангелий понятия Царства Небесного и Царства Божьего употребляются для обозначения того, что сбылись предсказания пророков, и к древним евреям пришел обетованный Мессия, Сын Человеческий – Иисус Христос. Поскольку Иисус Христос представляет собой Второе Лицо Пресвятой Троицы и является Богом-Сыном, то вокруг Него, как вокруг Бога, и находится часть Царства Божьего, или Царства Небесного. Поэтому в Евангелиях и говорится о том, что с приходом долгожданного Мессии к земным людям приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. Это происходит потому, что Господь Бог , воплотившийся в человеческую плоть, пришел на землю к древним евреям. И с Его приходом Царство Небесное, или Царство Божье, пришедшее вместе с Ним и окружающее Его, приближается к людям. Именно такие представления и имели древние евреи о приходе обетованного Мессии. Поэтому в древнееврейском государстве о людях, веривших в приход Мессии, говорили, что они ждут прихода Царства Божьего. Об этом пишется в Евангелии. «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия» ( Мк.15:43 ). Под ожиданием Царства Божьего подразумевается ожидание прихода Мессии. Однако земной человек не может войти в это Царство, потому что грешен. Об этом в Библии пишется так: «Потому что все согрешили» ( Рим.3:23 ). «Нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ). Однако Господь Бог милостив к людям. И Он дал им возможность путем искреннего покаяния снять с себя свои грехи. Бог-Отец предоставил право прощать грехи Мессии. И об этом сказано так: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф.9:6 ). Поскольку Бог-Отец отдал власть прощать грехи Богу-Сыну, то люди и должны именно у Него, пришедшего к ним в виде Сына Человеческого, Мессии, и просить прощение своих грехов. И тогда прощенные Богом-Мессией люди сумеют войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

II) Второе основание из Евангелия, приводимое папистами, представляет дальнейшие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ). На основании этих слов Спасителя паписты заключают, будто апостол Петр был поставлен от Христа верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Означенное заключение папистов также неправильно и ошибочно. Мы уже показали, что слова Спасителя, хотя и были обращены к апостолу Петру, однако относились ко всем апостолам, так как все апостолы исповедали Христа Сыном Божиим. Теперь в доказательство своего положения, скажем еще, что вышеприведенные слова были Спасителем повторены и притом в такой форме, что отношение их именно ко всем апостолам более чем очевидно. В 18 главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные своим апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: " Иисус, – повествует Евангелист Иоанн, – дунул, и говорит им (апостолам): примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; но умолчание о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть ни более, ни менее, как образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких-то исключительных правах, которые в сравнении с другими апостолами якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком-то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Все это настолько ясные и характерные черты будущего духовного Царства Божия на земле, что чего-либо большего нельзя было и желать в Ветхозаветные времена. Между тем, пророком Даниилом с большей, сравнительно с прежним, определенностью и даже исторической точностью предуказано было самое время наступления этого царства с кратким повторением прежних его существенных черт. Так, Даниил, объясняя Навуходоносору виденный им о разнородном истукане сон в том смысле, что за его царством преемственно последуют еще три разновидные царства, к этому присовокупил следующее: «И во дни тех царств, Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото» ( Дан. 2:44, 45 ). Такое же чередование и исчезновение четырех земных царств, имевших предварить собою наступление вечного и непреходящего царства, с таковым же его царем, и в другой раз видено было Даниилом в своем ночном видении, под образом четырех зверей, олицетворявших собой царей, означенных четырех царств, по истреблении и исчезновении которых, наступило новое вечное царство с царем в лице Некоего, как бы, сына человеческого, получившего от Ветхого Днями власть господства над всеми племенами и народами ( Дан. 7:3–17 ) 21 . Но еще с большей и, можно сказать, математической точностью предуказано было время наступления будущего царства Мессии в, открытом через архангела Гавриила, Даниилу пророчестве о седминах, которое заключалось в следующем: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и, чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый Святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки, семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Второю чертою царства благодати служит, по слову апостола, мир и именно мир с Богом. Мир этот есть необходимое следствие благодатного оправдания перед Богом, как говорит о сем апостол: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Миру противоположна вражда, состоящая в разделении враждующих лиц. Разделение же между Богом и людьми происходит от грехов человеческих, как говорит о сем пророк Исайя: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». Но ради заслуг Иисуса Христа Бог дарует нам прощение грехов и тем уничтожает причину, разделяющую нас от Него, и оправдывает нас. Так во Христе мы примиряемся с Богом, не имеем страха перед Ним, но вступаем в блаженное общение с Ним. Третью отличительную черту царства благодати составляет, по апостолу, радость во Святом Духе. Слово радость столько же утешительно для людей, как и слово мир. Но апостол говорит не о радости людей мира сего, но о той радости, которая производится в нас Духом Святым. Эту радость мы испытываем, когда получаем прощение грехов и вступаем в мир с Богом. Грех есть самое тяжкое бедствие, самое ужасное бремя, почему и прощение грехов есть самое великое благо. Уже обыкновенные должники испытывают великую радость, когда им прощают долги. Тем естественнее радоваться нам, когда мы получаем прощение грехов. Поэтому христианин может радоваться всегда о спасении своем во Христе Иисусе. К этой радости призывает и апостол, говоря: «радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь». Таковы отличительные черты благодатного Царства Иисуса Христа. Поэтому словами «да приидет Царствие Твое» мы просим Бога, чтобы все грешники пришли в раскаяние и уверовали в Евангелие, чтобы все люди соделались членами благодатного царства и, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, удостоились оправдания и соединенного с этим оправданием мира и радости в Духе Святом. Блаженны те, которые достойно пребывают ныне в благодатном Царстве Христовом; по смерти своей они непременно войдут в царство славы, где будут вечно блаженствовать. В последний день мира на страшном суде Своем Господь скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Как дети Божии по благодати мы – наследники Божии и сонаследники Христа. В ночь Своих страданий Господь молился также и о нас: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Посему-то, молясь о Царстве благодатном, христианин может также просить во втором прошении и Царства славы, то есть совершенного блаженства на небесах. Этого Царства желал и просил Павел, как сам он свидетельствует о сем: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Давайте прежде услышим то, что Даниил сказал о Рождестве Господа нашего. Он сказал царю Навуходоносору: “Ты, царь, на ложе твоем думал о том, кто будет править всем миром после тебя, и Бог, желая явить тебе всех будущих царей, дал тебе такой сон: вот, большой истукан, у него голова была из золота, грудь и руки — из серебра, чрево и бедра — медные, голени и ноги — железные. Потом камень оторвался от горы без содействия рук человеческих и разбил истукана; и все раздробилось вконец: золото, серебро, медь, железо, глина. Камень же, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон!” (Ср.: Дан. 2, 29, 31–36.) Значение его таково. Золотая голова — это Вавилонское царство и ты, царь, и до тебя царствовавшие в Вавилоне. Серебряные руки и грудь — это два царства, Персидское и Мидийское, которыми разрушится ваша власть в Вавилонском царстве. А медные чрево и бедра — это Александр из Македонии, который разрушит все эти царства, он подобен меди, звон которой слышен во всех сторонах света. Его царство будет разрушено другим — Римским царством, “железными голенями и ногами”, ибо Римское царство, покорившее все остальные, уподоблено железу, которое тверже и золота, и серебра, и меди, — оно покорит все владычества и царства. Но и оно не вечно будет жить и царствовать: придет время, когда Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и это царство не будет передано другому народу, оно сокрушит и развеет все царства, а само будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото; и этот сокрушивший камень был размером с большую гору и заполнил всю землю. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. Камень, отколовшийся от горы не руками, есть Сын Божий; “от горы” — означает, что Он от Святой Девы родился; “без рук” — значит без растления, ибо без семени мужского и без растления девства Дева родила Его; “раздробит и сокрушит истукана” — значит, что сокрушит всех идолов; “стал большой горой и наполнил всю землю” — значит, что Его проповедь распространится от одного до другого края Вселенной; “сокрушит и развеет” все царства — значит, что Он заставит все царства назвать Его не только царем, но и Богом, поэтому царство Его не будет передано другим, ибо Царство Божие бесконечно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

ереси, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное: «предваряю вас, как и прежде говорил, что поступающие так «Царства Божия не наследуют» (Гал.5:19-23), и сим яснее показывает слушателям смысл слов: «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия». Ибо поступающие так, истинно живя по плоти, не могут жить Богу. И потом он присовокупил духовные дела, оживляющие человека, т. е. привитие Духа, так говоря: «плод же духа: любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, чистота; против этого нет закона». Посему, как сделавшийся лучшим и произведший плод духа всячески спасается по причине общения с Духом; так пребывший в исчисленных делах плотских справедливо почитается плотским, потому что не принимает Духа Божия, и не может получить царства небесного. Об этом еще сам Апостол свидетельствует, говоря коринфянам: «или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют. И такими вы были. но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6:9-11). (Сими словами) он весьма ясно показывает, чрез что человек погибает, если будет пребывать в жизни ио плоти, и чрез что спасается. То, что спасает, по его словам, — есть имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего.    2. Перечислив так дела плоти, чуждые Духа и смертоносные, он, сообразно с вышесказанным, в конце послания кратко выразился: «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо говорю вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия» (1 Кор.15:49-50). Слова его: «как мы носили образ перстного» сходен с изречением: «и таковыми вы были: но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Когда же мы носили образ перстного? Тогда, конечно, когда вышеупомянутые дела плоти совершались в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И сказал о сынах Царства: придите наследуйте уготованное вам Царство. И сказал о сынах погибели: отнимется от вас Царство Божие. И сказал о сынах Царства: они воссияют как солнце в Царстве Отца. И сказал о сынах погибели: сыны царства извержены будут во тьму. И сказал о сынах Царства: буду пить с вами вино новое в Царстве Отца, а сыны погибели будут взывать: Отче Аврааме! Пошли Лазаря, пусть омочит кончик пальца в воде и прохладит язык наш. И еще Петру сказал: тебе дам ключи Царства Небесного. А иудеям сказал: горе вам, что затворяете Царство Небесное. Нам же так говорил Небесный Царь: прежде всего ищите Царства Небесного. И всех приходящих к Господу Он наставлял не как фарисеи и книжники, а как власть имущий. И говорил Судья мира: не суди, И говорил Царь славы: будь всем слугой. И говорил от начала Сущий: будь последним. И говорил Превечный: уподобься детям. И говорил Превознесенный: не превозносись. И говорил Владыка всего мира: пойди и раздай все нищим. И говорил Начальник жизни: погуби душу свою и положи ее за друзей твоих. И так взывал, братья, Возлюбленный Отца: возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего как самого себя. И проходя по еврейским городам и весям, учил Единородный — о втором рождении, От Отца Рожденный — о рождающей, Жених — о жене, Камень духовный — о воде жизни, Хлеб с небес — о соли, Сладчайший — о зерне горчичном, Лоза виноградная — о семени, Семя жены — о муже благоразумном, Благоразумный домоправитель — об управителе неверном, Судья праведный — о судье неправедном, Помазанник Божий — о елее для светильников, Свет миру — о потерянной драхме, Небесная сокровищница — о сокровище, сокрытом на поле, Пастырь добрый — об овце заблудшей, Агнец непорочный — о добром пастыре, Дверь, распахнутая для овец — о пути узком, Путь — об упокоении, Утеха Израиля — о мече, Нераздельный — о разделении, Принесший разделение — о любви, Любовь же — о любви, И так говорил: потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой. А также многие чудеса и знамения совершались руками Господа:

http://pravmir.ru/opyityi-liturgicheskoy...

Имя царя египетского, которому Осия послал дары в надежде на помощь его (ст. 4), по-еврейски Со или по другому чтенью Севе; последнее близко к Ζεβεχος Манефона; Vulgata: Sua; LXX: σιγωρ ; слав. -рус. : «Сигор». По наиболее общему предположению, это имя Сабакона, египетск. Шабака, первого фараона XXV египетской династии (по Манефону, царствовавшего 12 лет: 728–717 гг. ). Многие жители Израильского царства бежали в Египет, ища защиты ( Ис.11:11 ). Таким образом, как при самом отделении Израильского царства от Иудейского будущий царь израильский Иеровоам I искал и нашел убежище в Египте ( 3Цар.11:40 ), так при конце своем Израильское царство искало опоры в том же Египте; но на этот раз напрасно: Сабакон не решился на этот раз вступать в борьбу с всемирным завоевателем из-за царства Израильского (только после в 720 г., когда Сарган подавил в 720 г. восстание сирийских государств и стал близко угрожать египетским владениям, Сабакон сразился с ним при Газе и был разбит) 11 . Царство Израильское было предоставлено самому себе, и немедленно явившийся в пределы его Салманассар, по-видимому, первым делом наказал вероломного вассала своего царя Осию, заключил его в узы и, может быть, отправил его в Ассирию (в 4Цар.18:10 Осия представляется, однако, царствовавшим до самого падения Израильского царства и его столицы), а затем осадил Самарию. 4Цар.17:5 .  И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. Неприступное естественное положение Самарии и прочное укрепление этого города (ср. замечание к 3Цар.16:24 ) дали возможность этой столице Израильского царства продержаться около 3-х лет (неполных, по 4Цар.18:9–10 , осада началась в 7-й год царствования Осии, окончилась в 9-м году); именно, по общему в библейской науке мнению, с 724 по 722 гг. 4Цар.17:6 .  В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских. Салманассару не пришлось окончить осаду Самарии и завоевание Израильского царства: в 722 году он умер (быть может, насильственной смертью: преемник его начал новую династию), и дело его в том же 722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Камень же, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон!» (Ср.: Дан. 2:29, 31—36). Значение его таково. Золотая голова — это Вавилонское царство и ты, царь, и до тебя царствовавшие в Вавилоне. Серебряные руки и грудь — это два царства, Персидское и Мидийское, которыми разрушится ваша власть в Вавилонском царстве. А медные чрево и бедра — это Александр из Македонии, который разрушит все эти царства, он подобен меди, звон которой слышен во всех сторонах света. Его царство будет разрушено другим — Римским царством, «железными голенями и ногами», ибо Римское царство, покорившее все остальные, уподоблено железу, которое тверже и золота, и серебра, и меди, — оно покорит все владычества и царства. Но и оно не вечно будет жить и царствовать: придет время, когда Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и это царство не будет передано другому народу, оно сокрушит и развеет все царства, а само будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото; и этот сокрушивший камень был размером с большую гору и заполнил всю землю. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. Камень, отколовшийся от горы не руками, есть Сын Божий; «от горы» — означает, что Он от Святой Девы родился; «без рук» — значит без растления, ибо без семени мужского и без растления девства Дева родила Его; «раздробит и сокрушит истукана» — значит, что сокрушит всех идолов; «стал большой горой и наполнил всю землю» — значит, что Его проповедь распространится от одного до другого края Вселенной; «сокрушит и развеет» все царства — значит, что Он заставит все царства назвать Его не только царем, но и Богом, поэтому царство Его не будет передано другим, ибо Царство Божие бесконечно.    И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», — и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя — насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лк.17:20 .  Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, Лк.17:21 .  и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т.е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом» ( μετ παρατηρσεως), т.е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту (ср. стих 20, πτε – " когда»). «И не скажут...». Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям. «Внутрь вас есть», т.е. между вами, в вашем кругу оно уже есть ( ντς μν στιν), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф.12:28 ). Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия. Лк.17:22 .  Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; Лк.17:23 .  и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, Лк.17:24 .  ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Христос, может быть, по удалении фарисеев обращается к Своим ученикам с некоторыми разъяснениями по поводу поднятого фарисеями вопроса о наступлении Царства Божия. Он говорит об открытии этого Царства в его славном виде, что совпадет со вторым пришествием Сына Человеческого (этот «Сын Человеческий», следовательно, должен предварительно удалиться – намек на смерть Христа).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010