Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ II (Сидамонидзе Григорий Шиоевич; 19.10(1.11).1896, с. Доеси Горийского у. Тифлисской губ.- 7.04.1972, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1960-1972). Его отец, Шио Григорьевич, был сельским псаломщиком, мать, Мария Андреевна Окропиридзе, занималась художественной вышивкой. Григорий приходился близким родственником еп. Гурийско-Мингрельскому свт. Александру (Окропиридзе ; † 1907) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе , † 1922), племянником Католикосу-Патриарху Леониду (Окропиридзе ; 1918-1921). Грамоте обучался дома, в 1904-1912 гг. учился в Горийском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду. С юности Григорий чувствовал призвание к монашеству: в возрасте 15 лет тайком от родителей ушел в мон-рь Кватахеви , где добился свидания с настоятелем и просил постричь его в монахи. Настоятель ласково принял мальчика, но сказал, что лучше постричься в монахи после того, как он станет образованным человеком,- «так будет больше пользы Родине». Поступив по рекомендации ДУ на казенный счет в Тифлисскую ДС, Григорий окончил ее по 1-му разряду в звании студента (1918). В 1919 г. поступил на исторический (по другим источникам, историко-филологический) фак-т Тифлисского гос. ун-та, к-рый окончил с отличием в 1923 г. Свободное время Е. проводил в мон-рях Кватахеви, Шиомгвиме и др., где проходил послушания на клиросе и в алтаре, служил иподиаконом. Преподавал в тифлисском реальном уч-ще груз. словесность (1921-1922) и др. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. 3 янв. 1922 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелая ; † 1927) принял постриг с именем Ефрем в честь груз. прп. Ефрема Мцире . 17 (или 27) янв. Католикосом-Патриархом сщмч. Амвросием Е. был рукоположен во диакона, 25 (или 19) марта того же года еп. Урбнисским Христофором (Цицкишвили; впосл. Католикос-Патриарх) - во иерея и назначен священником в патриаршую Крестовую церковь, а также личным секретарем Католикоса-Патриарха. Заведующим пастырской школой при Синоде прот. Каллистратом Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх) определен преподавателем церковного устава и Закона Божия. Е. занимал должность Патриаршего наместника мон-ря Шиомгвиме (4 июля 1923 - 7 мая 1924), служил в ц. Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе (13 июля 1923 - 27 янв. 1924). Был возведен в сан игумена и назначен благочинным мон-рей Вост. Грузии (27 янв. 1924 - 22 сент. 1925). В сане архимандрита стал благочинным церквей Борчалинского у. (15 (или 22) окт. 1925 - 25 марта 1927), где открыл 4 храма, а также храм в Кутаиси и молитвенный дом в честь Иверской иконы Божией Матери в Поти.

http://pravenc.ru/text/182141.html

Католикос-Патриарх Мелхиседек предназначил Патриарший престол митр. Кутаисскому Науму (Шавинадзе), но ввиду отказа последнего Местоблюстителем стал митр. Урбнисский Давид (Девдариани). 11 янв. 1960 г. на специальном заседании Синода ГПЦ по предложению митр. Давида кандидатом на Патриарший престол был назван митр. Ефрем II (Сидамонидзе), к-рый на XI Церковном Соборе (19-20 февр.) был объявлен Католикосом-Патриархом всей Грузии (Известительная грамота//ЖМП. 1960. 5. С. 18-19; Алексий I (Симанский), Патриарх Московский. Ответ Святейшего Патриарха Алексия//Там же. С. 19). Его предстоятельство пришлось на период усиления антирелиг. пропаганды, большинство епархий существовало номинально, численность духовенства, не пополняемого молодыми кадрами, уменьшалась. Несмотря на сопротивление властей, в 1963 г. Католикос рукоположил во епископа Шемокмедского архим. Илию II (Гудушаури-Шиолашвили ; впосл. Католикос-Патриарх), в 1965 г. на др. кафедры - архим. Романа (Петриашвили), в 1972 г.- архим. Гайоза (Кератишвили). В 1963 г. Патриарху Ефрему удалось выхлопотать разрешение открыть в Мцхете пастырские курсы им. еп. Гавриила (Кикодзе) , к-рые возглавил самый молодой на тот момент архиерей ГПЦ еп. Шемокмедский Илия. Вскоре курсы были преобразованы в Мцхетскую ДС. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе). Фотография. 60-е гг. ХХ в. В 1963 г. Патриарх Ефрем поднял вопрос о возвращении ГПЦ патриаршей резиденции, были учреждены высшие награды ГПЦ - ордена св. Нины и св. Георгия, изданы НЗ и молитвослов, иллюстрированный образами святых. В Грузии насчитывалось 44 действующие правосл. церкви (для сравнения: в РСФСР - 2200, на Украине - 5600, в Белоруссии - 550, в Молдавии - 269, в Эстонии - 106, в Латвии - 120, в Казахстане - 49) (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 15. Л. 87). В окт. 1960 г. ГПЦ посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В 1962 г. Католикос-Патриарх Ефрем участвовал в работе Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва), в нояб.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и еп. Сухумско-Абхазский Илия. Фотография. 60-е гг. XX в. Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и еп. Сухумско-Абхазский Илия. Фотография. 60-е гг. XX в. И. высоко ценил роль подвизавшихся на Афоне груз. монахов в развитии национального самосознания и культуры, поэтому 1-я его печатная публикация (1966) была посвящена одному из наиболее значимых святых ГПЦ - подвижнику и переводчику на груз. язык Свящ. Писания и святоотеческой лит-ры прп. Георгию Мтацминдели (Афонскому). Особое внимание архиерей уделял также работе по защите прав человека. Личность И., его вера, преданность Церкви, богословское образование и широкий кругозор вызывали всеобщее уважение и на родине, и за рубежом. 28 июня - 4 июля 1970 г. в Женеве на заседании комиссии «Церковь и общество» Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), членом которого ГПЦ стала в 1967 г., И. призвал участников конференции осудить неприемлемые для человечества биологические эксперименты и с осторожностью отнестись к технологическим успехам, ибо «нецелевое использование научно-технического прогресса принесет большой вред». И. принимал участие во мн. международных форумах в Чехословакии, США и Греции, в заседаниях Богословской комиссии при Христианской мирной конференции (ХМК) в Амстердаме (1974) и в Бухаресте (1975). В 1976 г. находился с официальным визитом в Индии, встречался с Президентом страны Фахруддином Али Ахмедом и премьер-министром Индирой Ганди, а также принял участие в заседании Богословской комиссии ХМК в Бангалоре, где были затронуты вопросы прав личности. В 1977 г. И. в составе делегации ГПЦ участвовал в работе Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва). Еп. Илия и его крестная мать игум. Зоила (Двалишвили). Фотография. 2-я пол. 70-х гг. XX в. Еп. Илия и его крестная мать игум. Зоила (Двалишвили). Фотография. 2-я пол. 70-х гг. XX в. 7 апр. 1972 г. преставился Католикос-Патриарх Ефрем II. По единодушному мнению груз. паствы и клира, Патриарший престол должен был занять И. Однако его кандидатуру отклонил председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедов , сославшись на срыв совещания на о-ве Родос в 1964 г. 1 июня 1972 г. на XI Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран Давид V (VI) (Девдариани).

http://pravenc.ru/text/389389.html

12 июля 1945 г. Е. возведен в сан митрополита с правом ношения на клобуке бриллиантового креста (подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) ). Управлял Аргветской, Ниноцминдской, Цагерской епархиями. Входил в состав делегации ГПЦ на торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ, являлся участником Совещания Глав и Представителей автокефальных правосл. Церквей, проходившего в Москве (июль 1948). Е. председательствовал на IX Соборе ГПЦ, 5 апр. 1952 г. избравшего Католикосом-Патриархом митр. Урбнисского Мелхиседека III (Пхаладзе) . В правление этого Католикоса-Патриарха Е. был награжден 2-й панагией (апр. 1952), правом ношения бриллиантового креста на скуфье (1957) и митре (1958). Управлял Чкондидской епархией (27 сент. 1952 - 8 сент. 1953), а также Батуми-Шемокмедской (8 сент. (или 29 окт.) 1953 - 11 янв. 1960), включившей территорию Чкондидской епархии. Е. заботился о восстановлении и об украшении храмов Грузии: перестроил, соблюдая груз. стиль, иконостас мцхетского кафедрального собора Светицховели во имя Двенадцати апостолов; восстановил ц. во имя св. Нины на территории мон-ря Бодбе; содействовал перенесению мощей мучеников Давида и Константина Аргветских в мон-рь Моцамета ; выстроил 2-этажный епархиальный дом с гостиницей в Батуми; отреставрировал кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Батуми (1958-1959). Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Фотография. 60-е гг. XX в. Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Фотография. 60-е гг. XX в. 10 янв. 1960 г., после кончины Католикоса-Патриарха Мелхиседека и согласно его письменному завещанию, патриаршим преемником был назначен еп. Маргветский Давид (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI)), к-рый по смирению отказался от Патриаршего престола. 11 янв. на специальном заседании Синода ГПЦ по предложению еп. Давида Е. был избран Местоблюстителем Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/182141.html

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных. Архиерейское служение 25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI) ), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. 1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках. С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Иером. Илия. Фотография. 1957 г. Иером. Илия. Фотография. 1957 г. И. вспоминает, что с его родителями дружили и горцы-мусульмане, которые часто гостили в их доме. В 1947 г. супруги вместе со своими единомышленниками воздвигли в Дзауджикау правосл. храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (ныне в Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ). В 1997 г., во время празднования 50-летия основания церкви, здесь по приглашению служил И. Среди наиболее почитаемых святынь церкви - Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , память о грузинах - основателях храма. Ректор Мцхетской ДС еп. Илия. Фотография. 1965 г. Ректор Мцхетской ДС еп. Илия. Фотография. 1965 г. В 1952 г. Ираклий окончил рус. среднюю школу 22 в Дзауджикау и поступил в МДС, затем продолжил обучение в МДА (1956-1960). Уже на 1-м курсе ДС он был награжден за лучшее курсовое сочинение. На 2-м курсе МДА он решил принять постриг. Получив благословение ректора МДА проф. прот. Константина Ружицкого и Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , он уехал в Тбилиси за благословением Католикоса-Патриарха Грузии Мелхиседека III (Пхаладзе) . Католикос-Патриарх, убедившись в твердом решении семинариста, благословил старца еп. Степанаванского Зиновия (Мажугу) постричь его. Постриг был совершен 16 апр. 1957 г. в тбилисском храме во имя св. блгв. кн. Александра Невского, настоятелем которого был еп. Зиновий. Новопостриженный был наречен в честь прор. Илии. В Великий четверг, 18 апр., в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони Католикос-Патриарх Мелхиседек III рукоположил его во диакона. 10 мая 1959 г. Патриарх Московский Алексий I в ц. во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры рукоположил И. во иерея и наградил его золотым крестом. В 1960 г. И. защитил в МДА соч. «История Иверского монастыря на Афоне» и был удостоен степени кандидата богословия. Выпускнику была предоставлена возможность продолжить научную деятельность в академии, однако И., связывавший свое будущее со служением в ГПЦ, поехал в Тбилиси к Католикосу-Патриарху Ефрему II (Сидамонидзе) , который посоветовал поступить так, «как подсказывает сердце».

http://pravenc.ru/text/389389.html

того же года он был гостем в Троице-Сергиевой лавре по случаю празднования 85-летия Патриарха Алексия I. В сент. 1963 г. Патриарх Алексий I нанес ответный визит ГПЦ. В мае 1968 г. Католикос-Патриарх Ефрем II принял участие в торжествах, посвященных празднованию 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества РПЦ. 21 апр. 1970 г. он присутствовал при погребении в Троице-Сергиевой лавре Патриарха Московского и всея Руси Алексия I ( Ефрем II (Сидамонидзе), Католикос-Патриарх всей Грузии. Надгробное слово//ЖМП. 1970. 6. С. 49-50; Его Святейшество Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II в Москве//Там же. 1970. 8. С. 51). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. (30 мая - 2 июня), избравшем Патриархом Московским и всея Руси Крутицкого митр. Пимена (Извекова) , Патриарх Ефрем присутствовал в числе почетных гостей (Приветствия гостей Собора Патриарху//ЖМП. 1971. 12. С. 15-17). Католикос-Патриарх Ефрем выступал против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов; он состоял в Республиканском и Всесоюзном комитетах мира, Об-ве солидарности стран Азии и Африки, был членом президиума Грузинского комитета Об-ва по охране памятников древности. После кончины Католикоса-Патриарха Ефрема в 1972 г. на XI Церковном Соборе 1 июня того же года на Патриарший престол был избран митр. Урбнисский Давид (Девдариани; 1972-1977). На Церковном Соборе и на интронизации Католикоса-Патриарха присутствовала делегация РПЦ во главе с Управляющим делами Московской Патриархии митр. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером ; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси), приветствие Собору направил Патриарх Московский и всея Руси Пимен ( Пимен (Извеков), Патриарх Московский. Послание//ЖМП. 1972. 8. С. 48; Алексий (Ридигер), митр. Речь//Там же. С. 49-51). Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В нояб. 1972 г. Патриарх Пимен посетил Католикоса-Патриарха Давида V (VI) в Тбилиси ( Пономаренко В.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. К. регулярно обращал внимание советских властей на нарушение закона «О свободе совести». Он писал Первому секретарю ЦК Грузии К. Чарквиани: «Если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения… пока из советской Конституции не изъята статья 124» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 70. Л. 130-133). Также К. каждый год обращался к Чарквиани с просьбой о разрешении издать Церковный календарь ГПЦ, молитвослов и церковный устав. Малым тиражом, но календари и молитвословы издавались. 24 июня 1941 г. К. направил в Президиум Верховного Совета Грузинской ССР и Совнарком Грузинской ССР обращение, в к-ром выразил возмущение нападением гитлеровской Германии на СССР и от имени своей паствы и духовенства поддержал Правительство СССР в борьбе против врага (Комунисти (Коммунист). 1941. 24 июня. 72; Бенделиани. 2002. С. 66). Было решено сразу же передать правительству 2 тыс. р. на нужды фронта, перевод средств был осуществлен в нач. июля. 8 февр. 1942 г. И. В. Сталин прислал К. благодарственную телеграмму: «Тбилиси, Католикосу Грузии Каллистрату. Прошу передать духовенству Католикосата и верующим Грузии мое приветствие и благодарность от Красной Армии за 2 тысячи рублей, которые они собрали для героев-красноармейцев» (Архив Грузинской Патриархии. Д. 3998. Л. 7). В годы войны в Церкви не прекращался сбор продовольствия, одежды, денег для нужд фронта. Во всех действующих храмах возносились молитвы за воинов. Благодаря тому что в этот период советское правительство смягчило политику в отношении Церкви, положение ГПЦ немного улучшилось: было открыто 14 церквей (общее число действующих в Грузии храмов достигло 23). 7 нояб. 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие иерархов Церкви Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции. Под ним подписались К., Местоблюститель Патриаршего престола РПЦ митр. Сергий (Страгородский) , митр. Киевский Николай (Ярушевич) . В апр. 1944 г. К. удалось выхлопотать разрешение об освобождении из лагеря еп. Ефрема (Сидамонидзе) (в 1960-1972 католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ), прот. Иоанна Лозовского, протодиак. Амвросия Ахобадзе. Восстановление молитвенного и евхаристического общения РПЦ и ГПЦ

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Кто-то, кто был в ссылке вместе с епископом Германом, сделал к ним небольшие пояснения, и в таком виде они и были опубликованы, вместе с письмами епископа Германа послушнице Татьяне, «Вестником РСХД» (Нью-Йорк – Париж, 1973, 107,108 – 110). Где находятся подлинники и сохранились ли они, неизвестно. Эти письма приоткрывают для нас внутренний мир матушки, большую требовательность к себе, ее заботы в те годы. Среди фотографий, оставшихся после игумении, – портрет митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). После Соловецкого лагеря и ссылки, до епископской хиротонии, в 1935 – 1942 годах он был приходским священником в Клинском районе, в селе Воловникове. Ничего не известно о том, как был связан владыка митрополит с акатовскими монахинями. Но, конечно, эта фотография, не ранее 1949 года, когда владыка был возведен в сан митрополита, оказалась у матушки не случайно. Каким человеком был этот старейший, заслуженный архиерей? Из пространной характеристики 1949 года, написанной уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме: «Архиепископ Варфоломей – фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины... стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст... Большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви» 37 . В заключение этого доброго свидетельства от внешних ( 1Тим. 3:7 ) отмечено, что «архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает». Но еще ярче, чем отзыв советского чиновника, рисует его облик рассказ католикоса-патриарха Грузии Ефрема (Сидамонидзе), записанный архимандритом Рафаилом (Карелиным) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А может быть, старость солнечного цвета – это праздник ожидания встречи со Христом «Так будут последние первыми, и первые последними. Ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20, 16). А может быть, старость солнечного цвета – это праздник ожидания самого главного праздника – встречи со Христом – Солнцем Правды (канон Святой Пасхи, песнь 5). Когда Великий Бог и Любящий Отец созывает на великий пир, и созывает всех. Я, может, нищий, увечный, хромой, слепой, прокаженный телом и душой, но и меня помнит Милосердный Господь и зовет к Себе (ср. Лк. 14, 16–24). Надену лучшую одежду, приготовлю лучший подарок и подготовлюсь к празднику. Кстати, о подарке. Что подарить Тому, у Кого все есть? Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и еп. Сухумско-Абхазский Илия. Фотография. 60-е гг. XX в. Приведу пример из жизни Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии II. Это случилось в 1960-е годы, когда Святейший был митрополитом Сухумским и Абхазским, на день пророка Илии. В этот день со всех уголков Абхазии приехали священнослужители и прихожане епархии поздравить своего владыку с Днем Ангела. Приехали гости из Аджарии и Гурии, с места предыдущего служения. Пришли монахи и монахини из абхазской пустыни, подарили цветы с альпийских лугов, намоленные крест и четки. После всех к митрополиту Илие подошла одна нищая и сказала: «Дорогой владыка, мы все вас любим и поздравляем с Днем Ангела. Простите, но мне нечего вам подарить. Все, что у меня есть – это баночка сгущенного молока. Возьмите ее в подарок от меня». И говорит Патриарх Илия: «Вот уже более 50 лет прошло с того дня. Я побывал во многих странах и на разных трапезах, но ничего вкуснее подарка того не пробовал, и помню эту блаженную душу до сего дня». Господу нашему, благословляющему, просвещающему и освящающему юность и старость, молодость и зрелость человека – слава, честь, поклонение и благодарение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рейтинг: 10 Голосов: 1596 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/121203.html

  001     002    003    004    005    006    007