1994. С. 79). 27 марта архим. Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II ) был хиротонисан во епископа на Манглисскую кафедру и назначен хорепископом католикоса-патриарха (НА Грузии. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 6), 4 июля был переведен на Ниноцминдскую кафедру и определен временным главой Сухумско-Абхазской епархии (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1804. Л. 2). 4 окт. 1928 г. еп. Ефрем был освобожден от должности хорепископа (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 72. Л. 6). 16 дек. во епископа Ниноцминдского был хиротонисан настоятель (с 8 дек. 1916) тифлисского собора во имя Св. Троицы прот. Иерофей Аивазашвили, также он был назначен хорепископом католикоса-патриарха (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1823. Л. 166). 23 мая 1943 г., после кончины еп. Иерофея (28 окт. 1942), во епископа был хиротонисан прот. Димитрий Лазаришвили († 8 нояб. 1947), он получил в управление Ниноцминдскую кафедру и стал хорепископом католикоса-патриарха ( Жвания. 1994. С. 63-64). В 1947-1952 гг. должность хорепископа была вакантной (Календари Грузинской Патриархии за 1948-1952 гг.). 14 июня 1952 г. католикос-патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) постриг в монашество Давида Иашвили с наречением ему имени Димитрий; на 2-й день он был хиротонисан во архиерея, возведен на Ниноцминдскую кафедру и назначен хорепископом. С 1953 г. еп. Димитрий управлял Бодбийской епархией, в 1957-1958 гг.- также и Алавердской ( Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 489). В 1959-1963 гг. хорепископом католикоса-патриарха был еп. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани; впоследствии католикос-патриарх Грузии Давид V (VI) ) (Календари Грузинской Патриархии за 1959-1963 гг.). 25 авг. 1963 г. католикос-патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) хиротонисал во архиерея архим. Илию (Гудушаури-Шиолашвили; ныне Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II ) и назначил его руководителем Батуми-Шемокмедской епархии и своим хорепископом (исполнял эту должность до 1 сент. 1967 г.) (Личное дело Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II//Канцелярия Грузинской Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Ефрем II (Сидамонидзе, 1896–1972), Каталикос-Патриарх всея Грузии в 1960–1972 гг. Захополос , греческий предприниматель, в 1960-е гг. бывал на Афоне. Зосимия Еннатская (Суханова Евдокия Яковлевна, 1820–1935), святая преподобная, схимонахиня Покровского Еннатского монастыря Уфимской епархии. Uakob II (Клеомвротос Евангелос (1907–1987), митрополит Митилинский (1958–1987) Элладской Православной Церкви, участник III Всеправославного совещания на Родосе и празднования 1000-летия Афона в 1963 г. Иеремия (Алёхин Яков Филиппович, род. 1915), иеромонах, выпускник Одесской духовной семинарии, на Афоне с 1974 г., впоследствии архимандрит (1975), настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне с 1979 г. по настоящее время. Иероним (Карпов), архимандрит, настоятель храма Успения Божией Матери на Городке (подворье Саввино-Сторожевского монастыря) в Звенигороде, кандидат богословия, духовник МДА. Иероним (Коцонидис, 1905–1973), Блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель Священного Синода Элладской Православной Церкви в 1967–1973 гг., активный участник экуменического движения. Илиан (Ноздрин Алексей Афанасьевич, род. 1932), иеромонах, выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии, в 1965–1976 гг. подвизался в Псково-Печёрском монастыре, с 1976 г. – в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, где исполнял послушание секретаря игумена и другие; вернувшись на Родину, в 1989 г. поступил в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Илий, в 2009 г. стал духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и перешёл на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переделкине, в 2010 г. возведён в сан схиархимандрита. Илиан (Сорокин Иван Михайлович, 1883–1971), схиархимандрит, подвизался на Афоне с 1905 г., пострижен в 1908 г., рукоположён в иеромонаха в 1932 г., игумен русского монастыря св. вмч. Пантелеимона в 1958–1971 гг., духовник владыки Василия (Кривошеина) . Илия (Галкин), иеромонах, насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря, упоминается в письмах 1964–1969 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

73 В автобиографии о. Спиридон об этом обстоятельстве пишет, что он был «вос­становлен в священническом служении». 74 Вероятно, не ранее 1944 г., поскольку владыка Ефрем вернулся из ссыл­ки летом 1944 г. Владыка Ефрем был возведен в сан митрополита 12 июля 1945 г. См.: S. Vardosanidze. Qartveli mrvdelmtavrebi (XX–XI ss.). Тб., 2010. с. 175. 75 Сведения о постриге приведены в сообщении митрополита Кутаисско-Гаенатского и Чкондидского Ефрема (Сидамонидзе) на имя Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека (Пхаладзе) от 10 апреля 1951 г. Сведения об «оставлении» на прежнем месте, в Теклатском монасты­ре, содержатся также и в автобиографии архим. Шио. Дата назначения не указана. 76 Патриарх Ефрем, по-видимому, желал подчеркнуть, что о. Шио не отрекался от священнического сана, как это делали многие священнослужители, не вы­держав давления со стороны власти. 77 Интронизация Католикоса-Патриарха Ефрема II состоялась 21 февраля 1960 г. в патриаршем соборе Светицховели во Мцхета. 79 АПГ. Оп. 1. Д. 1933. Л. 57. Проживал в это время архим. Шио по адресу: г. Сенаки, ул. Мцхетская, 26. До этого, в 1944–45 гг., эта улица называлась в честь Г. Табидзе, по состоянию же на январь 2013 г. дом о. Шио расположен по адресу: ул. Тбилисская, 41. 80 Могильная плита была обновлена 2 июля 2013 г. с указанием точной даты рожде­ния архим. Шио, что ранее не было известно. 81 Известный в Грузии подвижник благочестия, духовник Теклатского женского мо­настыря с 1948 по 1989 г. Похоронен в Теклатском монастыре в храме Рождества Богородицы. 82 Свидетельства записаны митр. Шио (Муджири). Рассказ насельниц обители на «Острове Архангелов» мон. Нины и послушницы Зои (Шушания) 14 ноября 2012 г. С раннего детства, с 40-х гг. XX в. сестры-близнецы Зоя и Нина Шуша­ния, внучатые племянницы и воспитанницы игум. Фавсты и схимон. Акепсимы (Шушания), проживают в обители на «Острове Архангелов». 86 Вероятнее всего, дата, приведенная в рассказе – 1937 г. – ошибочна, посколь­ку на основании описанных фактов можно предположить, что данное собы­тие имело место в 1924 г., когда было антисоветское восстание по всей Грузии, в том числе и в Сенаки, где было расстреляно множество его участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, преобразованный затем в Совет по делам религий при Совете министров Союза, как постоянный орган для решения церковно-государственных вопросов. В чисто церковном отношении эта встреча ознаменовала собой прекращение обновленчества, которое усердно насаждалось советской властью в 20-е годы с целью раскола Церкви и ее уничтожения - и вот теперь оно вскоре сошло на нет. Сталин явно сделал выбор в пользу Московской Патриархии. После самостоятельного объявления в 1917 году автокефалии Грузинской Православной Церковью оно не было признано Поместным Собором нашей Церкви и ни одной из Православных Поместных Церквей. Молитвенно-каноническое общение Грузинской Церкви с Русской было прекращено. 7 ноября 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие И.В.Сталину, под которым подписались митрополиты Сергий и Николай, Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе; управлял Грузинской Церковью в 1932-52 гг.). Грузинская Церковь, как и Русская, собирала пожертвования на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Каллистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина, лично знавшего его по годам совместной учебы в Тифлисской Духовной семинарии. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата за время войны были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; открыты 23 церкви, где служили 5 архиереев, 41 священник. 19 ноября 1943 г. Синод нашей Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «...Признать... молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным...» (Православная энциклопедия, т.ХШ, с. 220, 222-223). Поддержку Сталиным автокефалии Грузинской Церкви можно посчитать нелогичной для него как государственника, всячески стремившегося к укреплению единства империи, но понятное как для сына Грузии и ее Церкви. О нем как о верующем человеке сказал в том же интервью Патриарх-Католикос Илия.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

3. Амвросий Хелая 1921–1927 4. Христофор II (Цицкишвили) 1927–1932 5. Каллистрат (Цинцадзе) 1932—1952 6. Мелхиседек III (Пхаладзе) 1952–1960 7. Ефрем II (Сидамонидзе) 1960–1972 8. Давид V (Девдариани) 1972–1977 9. Илия II (Шиолошвили) с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу–Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. 8. Амираношвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//«Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. 6. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV—V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии//ЖМП. 1947. Ъ. B.C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//«Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. 2. Г.А. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново–Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900. Гамбашидзе Д.В., прот. Гаенатский монастырь и жизнеописание благоверного царя Давида Возобновителя. Кутаис, 1888. Герман (Веретенников), иерод. Грузинская Православная Церковь (1800 — 1970 гг.). Троице–Сергиева Лавра, г. Загорск. 1973–1974 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

всецело определялся личностью о. Николая». 141 Ныне Патриарх Алексий II (Ридигер). Письмо было подано 15 декабря 1965 г. 142 В виде заявлений на имя Председателя Президиума ВС СССР Н. В. Подгорного, Председателя Совмина СССР А. П. Косыгина, генпрокурора СССР Р. А. Руденко. 143 Преп. Феодор Студит (759–826) выступал против высших иерархов Византийской церкви, опираясь только на поддержку Римских пап. 144 Патриарх Кирилл Болгарский (Константинов) (1901–1971). 145 Куроедов Владимир Алексеевич председатель Совета по делам РПЦ при Совмине СССР. 146 Капитанчук Виктор, реставратор икон, участник правозащитного движения, секретарь Христианского комитета защиты прав верующих в СССР. 147 Ефрем II (Сидамонидзе) (1896–1972), предстоятель Грузинской православной церкви. 148 Мэлиб (Мелик) Самуилович Агурский (1933–1991). К моменту их встречи — кибернетик; впоследствии диссидент, отказник, историк, политолог, публицист, один из авторов сборника «Из–под глыб». Под его фамилией о. Александр сдал в печать (1965) рассказ «Виноградник Навуфея» в сборник «Вавилонская башня и другие библейские предания» (М., 1990). 149 Геннадий Михайлович (Генмих) Шиманов (р. 1937), православный публицист, националист и государственник, автор и редактор самиздатских журналов; о. Александра всегда упоминал полемически. К моменту их встречи мировоззрение Шиманова как русского националиста еще не сформировалось. 150 Мария Вениаминовна Юдина (1899–1970), пианистка, религиозный мыслитель. В юности помимо музыкальных занятий посещала в родном Невеле философский кружок, участником которого был философ и филолог Михаил Бахтин. В 1919 г., именно тогда, когда перед евреями–атеистами открывались большие возможности для продвижения в обществе, она приняла крещение. В круг ее общения входили многие выдающиеся люди, такие, как о. Павел Флоренский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Фаворский. 151 Издана под псевдонимом: А. Павлов. «Откуда явилось все это?». Napoli: Edizioni Dehoniane, 1972. 152 Речь идет о художнике Юрии Титове. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло землетрясение. Из журнала «Информация по Среднеазиатской епархии за 1948 год»: «Вся епархия – и пастыри, и миряне со слезами молились за богослужением и об оставшихся в живых ашхабадцах, и об отошедших в вечность. Следует отметить мужество, бодрый дух, терпение и самопожертвование благочинного Туркмении и Ашхабадского настоятеля протоиерея о. Алексея Микулина. Несмотря на болезненность и пожилой возраст (70 лет), он, не щадя себя, с первого дня отдал все силы на молитву с верующими и заботу о них: отпевал, утешал, причащал, не ожидая и не требуя вознаграждения. Первые дни он не имел на себе никакой верхней одежды, кроме старого подрясника и поврежденной обуви. В течение многих дней он без отдыха обслуживал верующих, буквально не имея где главу преклонить. Его энергией, умом, настойчивостью рядом с развалинами церкви сооружен барак для общественных служб с алтарем, солеей, иконостасом и пр. Построены крещальня, просфорная и сторожка. Считаю своим долгом просить Святейшего Патриарха о награждении протоиерея Микулина». По благословению Владыки Гурия во всех храмах и молитвенных домах Среднеазиатской епархии в течение сорока дней совершались особые моления за всех погибших и пострадавших от землетрясения в Ашхабаде. Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) В1949 году епископ Гурий с иеромонахом Иоанном совершили поездку в Грузию. Некоторых грузинских иерархов Владыка Гурий знал лично. С блаженнейшим Каллистратом, Католикосом Всея Грузии, он встречался в Москве. С митрополитом Ефремом (Сидамонидзе) – в Средней Азии: после возвращения из сибирского лагеря на родину грузинский Владыка некоторое время жил в Ташкенте, где русские батюшки дали ему, измученному голодом и болезнями, приют. Дневник иеромонаха Иоанна Вендланда – уникальный документ-свидетельство о связях Церквей-сестер в годы гонений на православную веру и о любви ее служителей друг к другу. «20 июня 1949 года, понедельник. В 7 часов утра епископ Гурий вместе со мною вылетел из Ташкента в Тбилиси. Скоростной, мягкий, серебряного цвета самолет сделал первую посадку в Ашхабаде. Аэропорт помещался в небольших наскоро сколоченных бараках. Вокруг лежали развалины разрушенных землетрясением зданий. К нам подошла женщина и, узнав, что мы из Ташкента, поинтересовалась, не можем ли мы попросить епископа Гурия, чтобы он дал хорошего батюшку. Она хвалила о. Алексея (Микулина) и говорила, что ашхабадский батюшка слишком много назначает за требы, поэтому у них много невенчанных, некрещеных, много и неотпетых, в особенности безродных, которых до сего дня продолжают извлекать изпод развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В 1945-1947 гг. служил в ц. свт. Николая в с. Киров Степанаванского р-на (ныне с. Амракиц Лорийской обл.) в Армении; в 1947-1950 гг. настоятель кладбищенской ц. Св. Духа в Батуми. В 1949 г. награжден палицей; в 1950 г. возведен в сан архимандрита. С 1950 г. до конца жизни З. был настоятелем ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси. С 11 июня 1952 г. член Синода ГПЦ. В 1953 г. получил право ношения 2-го наперсного креста; в 1954 г. пожалован архимандритским жезлом. 30 нояб. 1955 г. Католикосом-Патриархом Грузии Мелхиседеком III (Пхаладзе ; 1952-1960) назначен благочинным находившихся в юрисдикции ГПЦ русских приходов в Картли, Кахети и Армении ( Тихон (Емельянов), Диденко М. 1985. 6. С. 58). 29 дек. 1956 г. З. был наречен во епископа; Католикос-Патриарх Мелхиседек III 30 дек., в день своего тезоименитства (Неделю святых праотец), хиротонисал З. Посвящение негрузина во архиерея ГПЦ стало единственным случаем за историю Грузинской Церкви XX - нач. XXI в. 6 марта 1957 г. З. был назначен 2-м хорепископом Католикоса-Патриарха Мелхиседека III с титулом епископ Степанаванский ГПЦ. 16 апр. в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси З. постриг в монахи Ираклия (впосл. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) ) и предсказал ему дальнейшее Патриаршее служение. 22 апр. Католикос-Патриарх Мелхиседек III и З. совершили освящение Вознесенского храма в мон-ре Бодбе ( Радковский. 1957). 17 нояб. 1958 г. З. был награжден высшим церковным отличием ГПЦ - правом ношения креста на скуфье. В 1960 г. Католикосом-Патриархом Ефремом II (Сидамонидзе ; 1960-1972) З. был переведен на Тетрицкаройскую кафедру ГПЦ; в 1972 г. возведен в сан митрополита. После кончины Католикоса-Патриарха Грузии Давида V (VI) (Девдариани ; 1972-1977) З. принял деятельное участие в подготовке и проведении XII Поместного Собора ГПЦ, избравшего на Патриарший престол Илию II, а также в интронизации Католикоса-Патриарха, состоявшейся в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете 25 дек. 1977 г. ( Никитин. 1978. 3. С. 48).

http://pravenc.ru/text/199827.html

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Е. в. присутствовали проживающие в Карсе клирик карсского Спасо-Преображенского собора свящ. Алексий Параскевов и инспектор народных уч-щ Н. В. Политов. В марте 1917 г. Грузинский Экзархат РПЦ вслед. провозглашения груз. иерархией восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) был упразднен. 10 июля 1917 г. для русских и др. негруз. православных приходов Закавказья был учрежден Кавказский Экзархат, в юрисдикцию к-рого вошло и Е. в. (возможно, как епархия). С упразднением Кавказского Экзархата (21 февр. 1920) Е. в., вероятнее всего, было также упразднено. Однако в источниках сохранились сведения о Ереванской кафедре РПЦ 2-й пол. 20-х гг.,- возможно, Е. в. в этот период было восстановлено как епархия. Так, известно, что 30 нояб. (по др. источникам, 17 нояб.) 1924 г. Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном в сослужении митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) в ц. Преображения Господня в Каретном ряду в Москве во епископа Ереванского был хиротонисан архим. Антоний (Романовский) , преподаватель богословских предметов (1913-1921) и инспектор (1919 (или 1918) - 1921) Тифлисской ДС (среди его учеников был буд. Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе ; 1960-1972)), благочинный (1919-1924 (или 1921)) рус. мон-рей в Грузии. Одновременно с хиротонией еп. Антоний был назначен управляющим Сухумской епархией РПЦ (по формулировке других источников, хиротонисан во епископа Сухумского и Ереванского). В янв. 1927 г. еп. Антоний был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, позже выслан в Марийскую автономную обл., 27 февр. (или 12 марта) 1929 г. перемещен на Донскую кафедру. 23 нояб. 1928 - 3 апр. 1930 г. Ереванской кафедрой, а также Сухумской и Сумской епархиями управлял еп. Бакинский Серафим (Протопопов) . Определением Свящ. Синода РПЦ от 19 нояб. 1943 г. правосл. приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви (ЖПМ. 1944. 3. С. 7), в 1991 г. вошли в Майкопскую и Армавирскую епархию РПЦ, ныне - в Екатеринодарской и Кубанской епархии . Действующие церкви: в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ереван), вмч. Георгия (с. Анкаван, Котайкская обл.), Рождества Пресв. Богородицы (Ванадзор), свт. Николая Мирликийского (Гюмри), мучеников Кирика и Иулитты (с. Димитров, Араратская обл.).

http://pravenc.ru/text/190125.html

   001    002   003     004    005    006    007