апостолов Петра и Павла 1-й и 2-й степени, которые были вручены ему Патриархом Антиохийским Александром III (Таханом) . Е. также имел награды Александрийского Патриархата, РПЦ, ГПЦ, БПЦ, Чехословацкой Церкви; был представлен к ордену Трудового Красного Знамени (окт. 1966). Е. преставился в день Благовещения Пресв. Богородицы. Похоронен в Тбилисском Сиони. Личный фонд Католикоса-Патриарха хранится в Архиве ГПЦ. Соч.: Мелхиседек, Католикос-Патриарх всей Грузии, Ефрем (Сидамонидзе), митр. Батумский и Чкондидский, Гавриил (Огородников), митр. Кутаисский и Гаенатский, Антоний (Гигинеишвили), митр. Сухумо-Абхазский. От Грузинской Православной Церкви [соболезнование в связи с трагическими событиями в Стамбуле]//ЖМП. 1955. 10. С. 3; Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию [извещение о кончине Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III]//Там же. 1960. 2. С. 25; Его Высокопреосвященству Николаю, митр. Крутицкому и Коломенскому [извещение о кончине Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III]//Там же. С. 26; Известительная грамота Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси//Там же. 5. С. 18-19; Речь на христианской мирной конференции в Праге//Там же. 10. С. 24-26; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи]//Там же. 1961. 5. С. 3-4; Приветственное слово [Всемирному Общехристианскому конгрессу в защиту мира]//Там же. С. 35-36; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с Рождеством Христовым]//Там же. 1962. 2. С. 4-5; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи]//Там же. 6. С. 6; Приветственная речь на торжественном акте в МДА, посвященном 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия//Там же. 1963. Юбил. вып. С. 25-27; Надгробное слово [на похоронах Патриарха Алексия]//Там же. 1970. 6. С. 33-48 (ил.), 49-50; Приветствие Святейшему Патриарху Пимену на интронизации//Там же.

http://pravenc.ru/text/182141.html

От этой иконы в обители произошло много исцелений. Молодая игумения, как могла, защищала сестер и монастырскую собственность. Из-за этого революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Не смотря на то, что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер. Из-за явной опасности игумению Ювеналию по решению Святейшего Синода перевели в Москву. Там матушка Ювеналия очень сблизилась с великой княгиней Елизаветой Федоровной – основательницей Марфо-Мариинской обители. Она попросила у матушки Ювеналии чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело было матушке расставаться со святыней, но отказать она не могла. Известно, что эта икона висела в спальне у наследника престола. Но что случилось с ней после 1917 г., никто не знает. Однажды, когда игумения молилась перед иконой Божьей Матери, она получила повеление и почувствовала, что Богу угодно ее отшельничество. Необыкновенное явление от иконы повторилось несколько раз. Чтобы обезопасить себя от вражеского искушения, игумения Ювеналия обратилась к старцам. Вскоре по их благословению был основан Серафимо-Знаменский женский скит, а сама матушка была пострижена в схиму с именем Фамарь. Скит просуществовал 12 лет и отличался особо строгим уставом. В 1924 г. обитель была закрыта...» Католикос-Патриарх Ефрем II В 1944 году епископ Ефрем (Сидамонидзе) (будущий Патриарх Грузии Ефрем II) был освобожден из тюрьмы. «Расконвоированный епископ Ефрем пешком, очень медленно шел на родину. (В заключении он перенес такой голод, что с трудом передвигался и еще долго не мог есть обыкновенный хлеб). За ним следовал еще один освобожденный. Так дошли они до большой реки. Должны были сесть на переправу, но перевозчик не пустил: – Посадка окончена! Как ни просили его, все было напрасно. Так и остались двое опоздавших на берегу – ждать следующего рейса через неделю. Но ждали напрасно. Потом выяснилось, что в пути переправу разбомбили немцы...

http://pravoslavie.ru/76511.html

дома Абашишвили//Труды Ин-та истории и этнологии. Тб., 2012/2013. Вып. 12/13. С. 332-350 (на груз. яз.); он же. Материалы для истории мон-ря Пиргебули и его настоятелей//Грузинское источниковедение. Тб., 2013/2014. Вып. 15/16. С. 29-39 (на груз. яз.). Г. Чеишвили История М. е. с 1917 г. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. решением I Поместного Собора 8-17 сент. территории исторической М. е. вошли в состав новообразованной Тифлисской епархии. 19 марта - 13 июня 1922 г. титулярным Манглисским епископом был хиротонисанный во епископа 18 марта Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), с 27 марта 1927 г.- хиротонисанный во архиерея архим. Ефрем (Сидамонидзе) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ). 4 июля на IV Поместном Соборе ГПЦ было вынесено решение о выделении М. е. из состава Мцхетско-Тифлисской (Мцхетская и Тифлисская епархии были объединены на II Соборе ГПЦ 27 июня - 7 июля 1920), управляющим М. е. был назначен митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), отказавшийся принять должность кандидата во католикоса-патриарха всей Грузии, но согласившийся управлять Манглисской кафедрой при условии, что он останется настоятелем тифлисского храма Кашвети (Квашвети) во имя вмч. Георгия и будет жить в Тифлисе. Собор в виде исключения принял условия митрополита, его кафедрой был назначен Манглиси, резиденцией - Тифлис, «определение границ епархии» Собор постановил «доверить Синоду» (Стенограмма заседания Собора//Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1859. Л. 1; Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 79). В состав М. е. вошли территории исторической груз. пров. Сабаратиано (земли древних М. е. и Цинцкаройской епархии), зап. часть Тифлисского уезда - территории между Цхнети, Телети, Тетри-Цкаро и Манглиси. По состоянию на 14 мая 1929 г. в состав М. е. входило одно благочиние, к-рым в 1917-1937 гг. управлял настоятель кафедрального храма в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Манглиси прот. Иоанн Читадзе, действовали 10 приходов: храм в Манглиси, ц.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Преподобный Алексий (Шушания) Преподобный Алексий особенно любил молиться Иисусовой молитвой по четкам, что являлось также отличительной чертой многих его учеников. В его келье находился крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на плечи, памятуя о крестном пути Христа на Голгофу. Уже при жизни отца Алексия считали святым. Как-то раз по Сенаки пронесся слух, что его убили. Люди, узнав об этом, ринулись толпой в сторону обители, желая удостовериться в том, что дорогой им старец цел и невредим. По рассказам очевидцев даже торгующие на базаре побросали свои товары и авоськи и пошли вместе со всеми в сторону обители. Так жители Сенаки почитали и любили Преподобного!   Преподобный скончался 18 января (по старому стилю) 1923 года и был погребен в Теклатском женском монастыре. А в 1960 году, по благословению митрополита Батумского и Шемокмедского Ефрема (Сидамонидзе), впоследствии Католикоса-Патриарха всея Грузии, мощи преподобного Алексия были перенесены в основанную обитель на «Острове Архангелов», где и покоятся по сей день. Небольшая частица мощей была оставлена в его прежней могиле в Теклатском монастыре. Канонизация Преподобного состоялась 18 сентября 1995 года. Ученики Преподобного Монашеская традиция, заложенная Преподобным в начале XX века, нашла свое продолжение в его учениках. Они мужественно выстояли в годы гонения, некоторые из них дожили до 1960–1970-x годов XX столетия и своим подвигом способствовали сохранению Церкви и монашества в Грузии. Среди учеников преподобного Алексия были выдающиеся подвижники Грузинской Церкви, такие как бетанские подвижники – настоятель монастыря архимандрит Илия (Панцулая) и схиархимандрит священноисповедник Иоанн (Мхеидзе); игумен Гелатского монастыря и знаток церковной музыки, спасший от уничтожения несколько тысяч древнегрузинских песнопений, священноисповедник Евфимий (Кереселидзе); епископ Цилканский Павел (Джапаридзе); отшельник-схимонах Онисифор (Пачулия); монахи Илорского монастыря – настоятель архимандрит Иоаким (Шенгелая), схимонах Георгий (Булискирия), которого еще при жизни называли ангелом, и монах Амвросий (Квацбая), схимонах Макарий (Чочуа); духовник Матходжской и Джихетской женских обителей игумен Давид (Джинчарадзе); иеромонах Тихон (Булия); иеромонах Иосиф-Иессей (Шелия); иеромонах Андрей (Гобечия); благочинный обители Преподобного иеромонах Дорофей (Качарава); иеромонах Григорий-Бата (Надареишвили) и многие другие. Были также представители белого духовенства и миряне, известные общественные деятели.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Святейший Патриарх Каллистрат любил отца Зиновия, как родного сына. В дни своей тяжелой болезни он испытал силу молитв отца Зиновия и духовно сблизился с ним. Перед кончиной Патриарх Каллистрат завещал своему преемнику – Святейшему Католикосу-Патриарху Мелхиседеку хиротонисать отца Зиновия во епископа. И 29 декабря 1956 года по указу Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III было совершено наречение архимандрита Зиновия во епископа. Епископская хиротония совершилась 30 декабря, в Неделю святых праотец. Так водительством Матери Божией старец Зиновий стал епископом Грузинской Православной Церкви. Владыка Зиновий сердечно любил святую Иверию – земной удел Матери Божией. Он духовно сроднился с этой страной, знал ее церковную историю, свято чтил святых Грузинской Церкви и любил всех ее чад. Однако он хранил духовные связи и с воспитавшей его Глинской пустынью. А братия этой обители всегда находили у владыки Зиновия приют, утешение и духовное окормление. В октябре 1958 года он посетил Глинскую пустынь, чтобы совершить отпевание дорогого ему о духу брата, настоятеля обители архимандрита Серафима (Амелина), скончавшегося 18 октября. Благоговейную память о Глинских старцах-подвижниках владыка Зиновий пронес до конца своих дней. И до конца своих дней он хранил как величайшую святыню копию чудотворной монастырской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В марте 1957 года епископ Зиновий был назначен вторым викарием Святейшего Патриарха с титулом «епископ Степанованский». Мри Святейшем Католикосе-Патриархе Ефреме (Сидамонидзе, 1896–1972), с 1960 года, назначен епископом в Тетри-Цкаро (Белый Ключ – родник) – небольшой город близ Тбилиси с храмом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В ноябре 1958 года награжден правом ношения креста на клобуке, а в 1972 году возведен в сан митрополита. Высокопреосвященный Зиновий был награжден орденами Грузинской Православной Церкви – равноапостольной Нины 1-й и 2-й степеней, орденами Русской Православной Церкви – равноапостольного великого князя Владимира 1-й и 2-й степеней, правом ношения двух панагий, орденом Александрийской Церкви – орденом апостола Марка 2 -й степени и орденом Чехословацкой Православной Церкви – равноапостольных Кирилла и Мефодия 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

А. В. много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению прп. Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата: приветствуя его, А. В. поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил ( Георгий Мерчул. Житие. С. 96). Из того же источника известно, что А. В. пожертвовал мон-рю Хандзта «хорошие места», и в т. ч. местность Шатберди с пахотной землей. В надписи в мон-ре Опиза говорится, что А. В. был строителем этого мон-ря. Там же сохранилось его барельефное изображение. Обстоятельства смерти А. В. источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе пишет, что царь собирал отряд в мест. Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в ц. святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем (КЦ. Т. 1. С. 377). По др. сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами А. В. были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Прп. Григорий Хандзойский, возвратившись из К-поля, с большой скорбью оплакивал А. В., называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т. д. ( Георгий Мерчул. Житие. С. 98). Похоронен А. В. в придворной ц. святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели (Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в.//ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712). Время и место канонизации А. В. неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях Католикосов-Патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до кон. XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще нек-рыми именами в 60-х гг. ХХ в. при Католикосе-Патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе) . Ист.: /, . // . ,1897. С. 195-198; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра//ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130; //КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29); . //Там же. Т. 4. С. 128-129; . //Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33); // / I . . , 1980. С. 285-287.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Мать-игумения неизменно присутствовала на всех храмовых службах, кроме немногих случаев, когда она уезжала из монастыря по делам. Эти службы были продолжительны, никаких сокращений не допускалось; на повечерии вычитывались положенные каноны, после Литургии или обедницы читались два акафиста. Акафисты читали монахини по очереди; если кто-либо отсутствовал по болезни или находился на послушании, то акафист читала сама игумения. В послевоенное время идеологи атеизма изменили свои методы: кровавые гонения, геноцид по отношению к верующим сменились более осторожными (хотя и не менее коварными) способами борьбы. Внешнее ослабление притеснений способствовало посещению монастырей паломниками. Среди местного населения мать Ангелина пользовалась уважением. Она обладала каким-то особенным даром говорить с собеседником на его языке, будь то ученый, простой крестьянин или рабочий. Во время войны в монастырский корпус вселили несколько курдских семей. Матушка сумела завоевать уважение и у этих людей, язычников-солнцепоклонников, и они, вопреки намерениям властей, которые специально поселили их в монастыре, не только не обижали монахинь, но и выказывали матушке-игумении всяческое почтение и даже целовали ей руку, как своим шейхам. Но все-таки это соседство было для монахинь тяжелым испытанием, поскольку шум и детский плач не могли не мешать их безмолвию и молитве. После войны мать-игумения получила тайное пожертвование для того, чтобы иметь возможность предоставить курдам площадь для жилья в другом lecme. Те, видимо, понимали неуместность своего пребывания в женской обители и потому согласились оставить монастырь. Полухив для покупки жилища нуЖную сумму, они выехали из обители; при этом некотоаые из них – женщины, тайно принявшие Крещение, – прощаясь с игуменией, плакали, как бы расставаясь со своей родной матерью. Благочинным Ольгинского монастыря в то время был архимандрит Зиновий (Мажуга), впоследствии митрополит Тетрицкаройский, подвижник и делатель Иисусовой молитвы. Ежегодно перед Великим постом на Масленой неделе в Ольгинский монастырь приходил Католикос-Патриарх Мелхиседек (Пхаладзе). Часто обитель посещал и митрополит, будущий Католикос-Патриарх, Ефрем (Сидамонидзе), племянник другого Католикоса-Патриарха Леонида (Окропиридзе)8, который умер в 1921 году, через два года после своей интронизации при загадочных обстоятельствах (некоторые подозревали, что смерть его была насильственной). С митрополитом Ефремом игумению Ангелину связывали десятилетия духовной дружбы и взаимопомощи. Владыка беседовал с сестрами обители. В годы гонений ему пришлось пережить все тяготы скитаний и ужасы лагерей. Он рассказывал сестрам о своей жизни, а когда видел кого-либо из них печальной или унылой, то старался ободрить шуткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Гонения на Церковь не прекращались. Духовенство было обложено еще более высокими налогами. В дек. 1928 г. был расстрелян Асатишвили, свящ. кахетинского с. Матани, за то, что соборовал умиравшего; 14 янв. 1929 г.- свящ. Абрамишвили (Горийский у.) за совершение таинства Крещения. Были разрушены церкви в селах Натанеби, Чочхати, Карданахи, Энисели, ограблены храмы в Тифлисе. В послании в ЦИК от 1930 г. Католикос-Патриарх Христофор отмечал, что «все те притеснения, которые испытывает Грузинская Православная Церковь, направлены на ее скорейшую ликвидацию» (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Ед. хр. 283). В Тифлисе было основано отд-ние общесоюзного Союза воинствующих безбожников (1929), а также антирелиг. ун-т (1930), увеличены тиражи журналов «Безбожник», «Воинствующий безбожник», «Воинствующий атеист». В 1932 г. было закрыто свыше 600 церквей, большая часть духовенства расстреляна или сослана в лагеря, священнослужителям было запрещено появляться в обществе в рясе и с крестом. Репрессиям подвергались и прихожане. 10 янв. 1932 г. скончался Католикос-Патриарх Христофор III. 21 июня 1932 г. на VI Церковном Соборе ГПЦ на Патриарший престол был избран Манглисский митр. Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952). К этому моменту из 15 епархий ГПЦ действовали 6, большая часть церквей и мон-рей была закрыта, большинство духовенства и часть паствы репрессированы либо расстреляны. Католикос-Патриарх Каллистрат стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и мон-рей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался либерализации налогового законодательства в отношении духовенства, его особой заботой было признание автокефалии ГПЦ др. правосл. Церквами. В окт. 1932 г. был ограблен Шиомгвимский мон-рь, настоятель Иларион убит, в дек. того же года та же участь постигла следующего настоятеля мон-ря, Киприана. В 1937 г. были сосланы митр. Кутаисско-Гаенатский Варлаам (Махарадзе) и еп. Урбнисский Ефрем (Сидамонидзе). Под угрозой закрытия за невыплату возросших налогов оказались соборы Светицховели и Тбилисский Сиони.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Румынская Православная Церковь, хотя и пострадала от безбожных гонений во время коммунистического режима, хотя у нее и есть свои новомученики (пока не канонизированные), все же пострадала меньше, чем Болгарская или Албанская, а о Русской Церкви мы тут уже и не говорим. За весь 29-летний период своего архипастырства Патриарх Юстиниан бывал в Советском Союзе 11 раз. И все это проводилось в рамках того движения, которое «продвигали» коммунистические власти стран социалистического лагеря – Румынии, Болгарии и, конечно же, нашего «старшего брата» – Советского Союза – в рамках движения «борьбы за мир». Этим и объясняются такие тесные контакты между нашими Церквами в тот период. Патриарх Юстиниан скончался в 1977-м году, а следующий Патриарх – Святейший Феоктист – уже был на праздновании Тысячелетия Крещения Руси в Москве в 1988-м году. Но у вас уже была Перестройка, настала эра Горбачева, наступил совсем другой период. Нас объединяет Христос Нам не обязательно даже встречаться, ведь можно молиться друг за друга – Когда мы сегодня анализируем с нашими авторами состояние церковных дел эпохи середины или конца XX века, то приходим к выводу, что советская власть невольно помогала осуществлять Церквам свои контакты – даже на личном, человеческом уровне. Но ведь наши владыки, высшее церковное руководство, были хорошо знакомы и лично. – Конечно, и это тоже Промысл Божий! Под таким идеологическим «занавесом» (не хочу называть это «ширмой») осуществлялись подлинные дружеские контакты, и это пример того, что даже в самые трудные времена для Церкви возможно внутриправославное общение. Нас ведь объединяет Христос – и исторически, и, конечно, евхаристически. Это очень важно! Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) – Рассказывали современники эпохи, как в 1960–70-е годы, например, близко общались Грузинский Патриарх Ефрем и Святейший Алексий I (Симанский) , который, отдыхая на своей летней даче в Одессе, принимал Его Блаженство у себя. Вместе они проводили много времени, братски общаясь. Сегодня, мне кажется, это искреннее братское общение как-то прекратилось, померкло. После развала Советского Союза что-то, наверное, произошло и в отношениях между Поместными Церквами? Или же я ошибаюсь?

http://pravoslavie.ru/117494.html

   001    002    003   004     005    006    007