За добросовестную и продолжительную работу на протяжении многих лет отцу Спиридону было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресенье, и он, таким образом, получил возможность на дому совершать церковные требы и богослужения, на что имел письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) 72 , хотя официально еще не служил в храме. Еще с 31 декабря 1943 г. отцу Спиридону было официально разрешено священнодействовать 73 Католикосом-Патриархом Каллистратом. По просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района Фавсты (Шушания) и по благословению митрополита Кутаисско-Гаенатского Ефрема (Сидамонидзе) он вскоре 74 был назначен священником в эту обитель и служил в ней до 1949 г. Все эти годы митрополит Ефрем не оставлял о. Шио без своего внимания. Как свидетельствуют материалы архива Патриархии Грузии, о. Шио обращаясь с прошением к Католикосу-Патриарху Каллистрату 18 декабря 1946 г. просит Патриарха «возбудить ходатайство по назначению об уменьшении налога свящ. Спиридону Дзидзава». На это прошение Святейший Каллистрат ответил согласием. 22 марта 1951 г. отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия Сенакского архимандрит Иоаким (Шенгелая, 1882–1954). Приняв монашество, иеромонах Шио «был оставлен служащим священником Теклатского женского монастыря» 75 . Однако на основании собранных сведений можно достоверно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения и до этого, приблизительно с начала 1940-х гг. По ходатайству митрополита Ефрема (теперь Батумско-Шемокмедского и Чкондидского) от 25 марта 1954 г. на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) 6 апреля того же года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме Святых Архангелов обители на «Острове Архангелов». В этом ходатайстве важен факт из биографии о. Шио: сообщая о том, что с 1913 года он служил священником храма Великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 г. иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Этот факт подтверждает слова самого отца Шио, что он «незыблемо сохранил свое священническое достоинство» в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужения 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так чудом он был спасен и тайно продолжал священнодействовать в Теклатском женском монастыре и в обители преподобного Алексия на «Острове Архангелов» даже в самые тяжелые, 1940-е (и, предположительно, 1930-е) годы, мужественно перенося множество скорбей и притеснений. Дополняет также немногочисленные сведения из жизни архим. Шио воспоминание того же свящ. Зураба Цхварадзе о посещении его Католикосом-Патриархом всея Грузии Ефремом II (Сидамонидзе), с которым о. Шио связывали давнишние близкие духовные отношения. Как поведал о. Зурабу лично о. Шио, однажды при посещении г. Сенаки Патриарх Ефрем навестил о. Шио, решив заночевать у него. Жилище о. Шио, по воспоминаниям современников, было очень скромным, а обстановка небольшой комнаты скудной. В комнате стояли лишь две кушетки, покрытые циновками, стол и пара стульев. Патриарх Ефрем, воспитанный в монашеской аскетической обстановке и много лет проведший в тюрьмах и ссылках, сам был человеком непритязательным. Однако, готовясь к ночлегу в подобных аскетических условиях, он с юмором спросил хозяина: «Ты что, не знаешь, кого ты у себя принимаешь?» Хозяин в ответ заметил: «Знаю, ну и что?» Тогда Святейший сказал: «Я – Католикос-Патриарх всея Грузии. Неужели ты не можешь попросить соседей устроить для меня нормальную постель?» Отец Шио на это шутливо ответил: «Ты когда десять лет 87 был в Сибири в ссылке, разве была у тебя мягкая постель? Изволь довольствоваться той, какая есть...» О частом посещении о. Шио сестер Теклатского женского монастыря еще до открытия монастырского храма (в 1948 г.) вспоминает коренная жительница Сенаки Ханна Георгиевна Ашкашидзе 88 . С малых лет посещая монастырь, расположенный на горе Эки, поднимаясь к нему, она нередко встречала о. Шио и они вместе следовали в монастырь. В теплое время года, как вспоминает Ханна Георгиевна, он часто ходил босым. Однажды увидев, что он вступил в грязную лужу, она воскликнула: «Батюшка, осторожно, лужа!». На это он ответил: «Ничего страшного, я хуже этой грязи». Удивясь такому ответу, девушка попросила его объяснить, что он имел в виду. В ответ она услышала: «Вырастешь, дочка, и узнаешь». Вспоминая о своем знакомстве с о. Шио, Ханна Георгиевна особо отмечает, насколько аскетическим было его скромное жилище. В его маленькой комнате не было печки, которая могла бы ее обогреть. Ханна Георгиевна позже, после открытия монастырского храма, была свидетельницей совместного совершения богослужения архимандритами Шио (Дзидзава) и Константином (Кварая). При этом она вспоминает, как в те годы о. Шио, будучи старшим и более опытным священником, иногда по ходу службы давал какие-то советы отцу Константину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1840@ Подпись к иллюстрации: Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) Размер файла: 153.01 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 04.09.2008 08:11:56 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1840.html

1 янв. 1980 г. благодаря усилиям П. в ФПЦ была основана 3-я, Оулуская епархия. В 1980 г. ходатайствовал перед К-польским Патриархатом о предоставлении автокефалии ФПЦ (безуспешно). В сер. 80-х гг. XX в. был поднят вопрос о переносе духовного образования из правосл. ДС в Куопио в ун-т Йоэнсуу. П. настаивал на развитии ДС в Куопио и преобразовании ее в ДА, однако его голос не был услышан. Осенью 1988 г. духовное образование было выведено из-под контроля Церкви и стало частью гос. ун-та. П. говорил, что при таком положении дел невозможно отвечать за духовное воспитание правосл. священников и псаломщиков. П. поддерживал теплые отношения с РПЦ, среди священноначалия к-рой он снискал большое уважение. По приглашению Московской Патриархии неоднократно бывал в СССР: 16-29 июня 1967 г. (Москва, Троице-Сергиева лавра, Тбилиси, где П. принимал католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) , Одесса, Ленинград, Новгород - ЖМП. 1967. 8. С. 10-11); 26 мая - 2 июня 1968 г. (50-летие восстановления Патриаршества РПЦ - Там же. 1968. 7. С. 9-19); 5-15 июня 1975 г. (Москва, где П. принял патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , Троице-Сергиева лавра, Киев, Псков, Ленинград - Там же. 1975. 8. С. 4; 10. С. 9-10, 17-21); 25-29 мая 1978 г. (60-летие восстановления Патриаршества РПЦ - Там же. 1978. 8. С. 2-41); 26 марта - 5 апр. 1979 г. (Ленинград, Симферополь, Ялта, Москва, Троице-Сергиева лавра, где П. принял патриарх Пимен - Там же. 1979. 6. С. 6-7); 19-27 марта 1982 г. (вместе со студентами ДС в Куопио, делегацию принял патриарх Пимен - Там же. 1982. 6. С. 65); 10-14 мая 1982 г. (Москва, Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» - Там же. С. 2-29); в июне 1988 г. (1000-летие Крещения Руси; о торжествах - Там же. 1988. 9. С. 3-42). Финляндию часто посещали делегации РПЦ: напр., 27 окт.- 1 нояб. 1968 г. (100-летие со дня освящения Успенского кафедрального собора г. Хельсинки - Там же. 1969. 1. С. 59-62); 24 нояб.- 4 дек. 1978 г. (60-летие автономии ФПЦ - Там же. 1979. 2. С. 7-8; 4. С. 61-64); 28 авг. 1984 г. (70-летие П.- Там же. 1984. 11. С. 2-3; 12. С. 57-58) и др. 3-10 мая 1974 г. и 31 авг.- 6 сент. 1981 г. в Финляндии с братским визитом находился патриарх Пимен (Там же. 1974. 7. С. 2; 1981. 11. С. 5-7).

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Ежегодно на сырной седмице в О. м. жил католикос-патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе ; 1952-1960), которого с мон. Ангелиной связывали десятилетия духовной дружбы. В 1955 г. он наградил мон. Ангелину золотым наперсным крестом и возвел в сан игумении. В 1959 г. предстоятелю поступил донос (очевидно, ложный) о том, что в О. м. его не поминают, т. о. не признавая власти ГПЦ над мон-рем. 8 сент. он издал указ о закрытии обители и лишил сана игум. Ангелину, к тому времени парализованную († 4 марта 1960; похоронена перед храмом) (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2782. Л. 3; Личный архив митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Наума (Шавианидзе), хранится в семье). Однако О. м. не был закрыт, и в 1960 г. новый католикос-патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе ; 1960-1972) назначил настоятельницей О. м. мон. Валентину (Ливинскую). Игум. Пелагия (Булгак; род. в 1914 в Черниговском у., приняла постриг в 60-х гг. XX в.) стала последней русской настоятельницей О. м. В 1982 г. в мон-ре подвизались 7 чел. (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 461. Л. 2). Насельниц О. м. с 70-х гг. XX в. окормлял свящ. Иоанн Жогин (убит в 1993) (Там же. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 312. Л. 7; Цкаро (Источник): Ж. Тб., 1993/1994. 24. С. 58). После 1990 г. бóльшая часть рус. насельниц покинула Грузию; в 1997-2000 гг. здесь служил иером. Андрей (Тариадис). В 2003-2010 гг. должность настоятельницы О. м. была вакантной. С 28 авг. 2010 г. О. м. управляет мон. Анна (Кардава); 12 дек. она была награждена золотым крестом и возведена в сан игумении. В О. м. подвизаются 10 монахинь, среди них одна русская - мон. Вера (Жигальцева; род. в 1935, в мон-ре с 50-х гг. XX в.), и неск. послушниц; служат 2 духовника: иером. Серафим (Джикия) и прот. Бакар Соселия. Настоятельницы О. м. Игум. Ольга (Горнич; 1892 - кон. 20-х гг. XX в.), игум. Ангелина (Кудимова; кон. 20-х гг. XX в.- 8 сент. 1959), мон. Валентина (Ливинская Василиса Николаевна; 1960 - † 2 дек. 1972), игум. Пелагия (Булгак Параскева Игнатьевна; 1973 - † 2003), мон. Анна (Кардава Медея Мировна; с 28 авг. 2010).

http://pravenc.ru/text/2578379.html

К сожалению, я мало знал о внешних обстоятельствах жизни отца Парфения. Шестнадцати лет он пришел в Шио-Мгвимский монастырь, где настоятелем тогда был архимандрит Ефрем (Сидамонидзе), будущий Патриарх Грузии. Были тяжелые революционные годы. На Церковь обрушились кровавые гонения, перед которыми меркнет черная слава Нерона и Диоклетиана. Из Шио-Мгвимского монастыря вывезли всех монахов и заперли их в метехском храме, превращенном в тюрьму. Часть из них расстреляли, других сослали, остальных же - и в их числе был отец Парфений - после допросов и издевательств выпустили на свободу. Так началась для него одиссея странствий из одного заброшенного монастыря в другой, где ему приходилось скрываться, как зверю от охотников, и там его ловили, избивали, изгоняли или бросали в тюрьму. Однажды ко мне подошел житель Мцхета и сказал: " Я гуриец, а гурийцы общительны, как испанцы; они вступают в разговор даже не познакомившись, поэтому я хочу рассказать вам один случай из моей жизни. Недавно умер мой брат, которого я очень любил, он умер в приюте для сумасшедших. Мой брат был полковником императорской гвардии и был предан императору всей душой, как иногда можем быть преданы мы, гурийцы, которые в душе всегда романтики. Хотя Гурию считали революционной, но, однако, она дала людей, которые шли на смерть, защищая трон. Когда мой брат узнал о свержении и убийстве царя, то это так поразило его, что он сошел с ума, но, может быть, это безумие спасло ему жизнь - как больного его не трогали. Он ходил по улицам нашего села в Гурии и повторял: " Император, восстань, император, выйди из могилы! " . Он был действительно сильный духом и в безумии сохранил свое благородство. А я испорчен и отравлен, я хочу верить в Бога и не могу " . " Мне запомнился один случай, - продолжал он. - Однажды я со своими друзьями охотился в горах в Дзегви. Там стоит монастырь во имя Святой Троицы, уже давно покинутый и разоренный. Мы не ожидали встретить там ни одной человеческой души и вдруг, глубокой ночью, увидели свет, который горел в домике около храма. Мы были уставшие и решили переночевать там. Дверь была открыта, и мы вошли внутрь и увидели монаха, который стоял на молитве. Услышав наши шаги, он повернулся к нам. У него не было ничего, кроме сухарей и нескольких картофелин, но узнав, что мы голодны, он сварил нам весь картофель, который был у него, и предложил эту трапезу. Потом он указал на войлок, лежавший на полу, где мы могли бы прилечь, а сам продолжал молиться. Мы были одеты в бурки, так что холод не был страшен для нас. Мы были рады крыше над головой и наутро, поблагодарив его, ушли. Я думал: " Какая сила заставила этого человека переносить холод, голод и ожидание, что его схватят, как преступника, бросят в тюрьму и расстреляют без суда? " И в то же время я думал: " Значит, он видит то, чего не вижу я, слепой. И если бы я мог, то как бы охотно поменялся с ним местом в жизни! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) [ VII ] долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: " Ты архиепископ, а я Патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу Патриарха " . Патриарх Кирион (Садзаглишвили) [ XIII ] сказал: " Я испытал голод и поэтому храню в своем патриаршем доме сухари " . У игумена Луки [ 13 ] из Сенаки украли крест. Он, узнав, кто это сделал, послал ему цепь со словами: " Я давно хотел подарить тебе этот крест " . Рассказывал архимандрит Парфений (Апциаури) : " Когда я был отроком, то мать (мачеха) сама привела меня в Шио-Мгвимский монастырь. Там мне дали послушание пасти коров. Когда я громко молился, то коровы не уходили далеко, не разбегались в стороны, они паслись вблизи меня, как будто слушали молитву " . Рассказывал отец Парфений: " В 20-е годы настоятелем Шио-Мгвимской обители назначили молодого иеромонаха Ефрема ([Сидамонидзе] будущего Патриарха Грузии). Однажды он спросил у меня: " Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота? " . Я ответил, что делаю это уже несколько лет. Он сказал: " Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря " . Эти слова я принял как благословение игумена и, каким бы я не был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Я чувствовал, что и во сне читаю молитву " . Сказал отец Парфений: " Монах за трапезой должен брать столько пищи, чтобы покрыть дно тарелки " . У отца Парфения спросили: " Как заниматься Иисусовой молитвой? " . Он ответил: " Когда я был молод, то старался найти время, чтобы уединиться, и, читая Иисусову молитву, клал множество поклонов. Теперь я большей частью читаю Иисусову молитву, сидя на стуле. Когда я с людьми, то творю ее в уме, когда один, то говорю ее тихо, вслух себе, а когда согревается сердце, то сижу и слушаю молитву; когда она замолкает, снова читаю ее шепотом вслух " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Сказал Патриарх Давид: " Мать для своего ребенка - это стена нерушимая и стража неусыпная " . Патриарх Ефрем (Сидамонидзе) любил выращивать цветы. Когда его арестовывали, то при обыске, в поисках денег, разбили цветочные горшки, но, конечно, ничего не нашли. Патриарх Ефрем сказал: " У меня с цветами одна участь: их сломали и бросили на пол, а меня уводят в тюрьму " . Патриарх Ефрем рассказывал, что когда однажды ночью его привели в тюрьму, то все места на нарах были заняты, и он лег на полу. Увидев это, татарин-магометанин уступил ему свои нары. Патриарх (тогда еще епископ) сказал: " Тут хватит места на двоих " , но татарин ответил: " Я недостоин лежать рядом с Божиим человеком " . Около резиденции Патриарха Ефрема пилили дерево. Он вышел и стал указывать, как надо пилить, чтобы ствол дерева при падении ничего не повредил. " Вы откуда знаете, Святейший, наше дело? " - спросили рабочие. " Я шесть лет был на лесопилке, как мне не знать " ,- ответил Патриарх. Однажды Патриарх Ефрем увидел, что двор перед его резиденцией не убран и, взяв метлу, начал сам подметать. Прибежала провинившаяся монахиня и стала отбирать у него метлу, но он не давал. Тогда она громко заплакала и упала перед ним на колени, и он отдал метлу. Прихожане одной церкви жаловались Патриарху на священника. Он приехал к вечерней службе, стал у дверей, а когда служба кончилась, то взошел на амвон и сказал: " Я хочу носить шелковую рубаху, но денег нет, приходится носить простую из ситца. Вы хотите безгрешного священника, а у меня такого нет. У вас в храме поют " Господи, помилуй " , а этого вполне достаточно для вашего спасения " - и вышел из храма. Послушав проповедь одного иеромонаха, Патриарх Ефрем сказал ему: " Говоришь ты складно, но на твоем месте я не говорил бы так много при архиерее " . Говорил он также этому иеромонаху: " Несколько слов игумении, сказанные от ее многолетнего опыта, имеют больше силы, чем твои проповеди " . Говорил Патриарх Ефрем: " Если из двоих один умный, то ссоры не будет " . В Прощеное воскресенье он сказал священникам: " Целуйте епитрахиль и престол, целуйте друг друга, согревайте друг друга теплом своей любви " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

   001    002    003    004    005    006   007