Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕФРЕМ (СИДАМОНИДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Католикос-Патриарх Ефрем II Грузинский Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) Изречения и наставления По рассказу архимандрита Парфения (Апциаури) : Когда иеромонах Ефрем стал игуменом Шио-Мгвимского монастыря, он однажды он спросил у находившегося там Парфения, знает ли тот, что значит открывать и закрывать монастырские ворота? Парфений ответил, что делает это уже несколько лет, на что отец Ефрем сказал: «Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря» . Когда его арестовывали, при обыске, в поисках денег, разбили его цветочные горшки, но, конечно, ничего не нашли. Епископ Ефрем сказал: «У меня с цветами одна участь: их сломали и бросили на пол, а меня уводят в тюрьму» . Прихожане одной церкви жаловались патриарху Ефрему на священника. Он приехал к вечерней службе, стал у дверей, а когда служба кончилась, то взошел на амвон и сказал: «Я хочу носить шелковую рубаху, но денег нет, приходится носить простую из ситца. Вы хотите безгрешного священника, а у меня такого нет. У вас в храме поют “Господи, помилуй”, а этого вполне достаточно для вашего спасения» — и вышел из храма . На одной из конференций Совета Мира патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» — и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты . Патриарх говорил: «Если из двоих один умный, то ссоры не будет» .

http://drevo-info.ru/articles/11274.html

В офиц. печатном органе РПЦ «Журнале Московской Патриархии» 3 за 1944 г.) были размещены все материалы о ликвидации молитвенного и канонического разрыва между ГПЦ и РПЦ, в т. ч. «Краткие биографические сведения о католикосе-патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви» (о митр. Сухумском Мелхиседеке (Пхаладзе), еп. Цилканском Тарасии (Канделаки), еп. Ниноцминдском Димитрии (Лазарешвили) и еп. Кутаисско-Гаенатском Ефреме (Сидамонидзе)). С глубокой скорбью отнесся К. к кончине 15 мая 1944 г. «мудрого кормчего» РПЦ патриарха Сергия (Телеграмма...//ЖМП. 1944. 7. С. 6; Алексий I (Симанский), Местоблюститель. Ответная телеграмма...//Там же). Новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью» было принято 28 марта 1945 г. на Церковном Соборе ГПЦ, к-рый возглавлял К. В этом документе были определены статус Церкви, ее административное устройство и законодательная основа. Документ подписали К., митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе), еп. Кутаисско-Гаенатский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе), еп. Цилканский Тарасий (Канделаки) и еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили). «Положение...» было приведено в соответствие с действующей Конституцией СССР. Согласно ему, ГПЦ включала 15 епархий, в ее юрисдикцию также входили грузины, живущие за пределами Грузии, где нет правосл. епископа. Центральное управление Церковью было передано Церковному Собору, решавшему вопросы церковного законодательства и суда, избрания Главы ГПЦ, восстановления или закрытия епархиальных кафедр, духовных учебных заведений. Также в «Положении...» были определены состав Синода и его кворум, канонические правила поставления во епископа и принцип старшинства, решены вопросы устройства окружного и приходского управления, состава причта, функций приходского священника, доходов католикоса-патриарха, архиереев и священства (Положение об управлении Грузинской Православной Церковью. 1974. С. 119-128) (подробнее см.: ст. Грузинская Православная Церковь ). К. установил конструктивные отношения с созданным в 1947 г. аппаратом уполномоченного по делам религии. В 1951-1952 гг. он поставил перед гос-вом вопрос о возврате церковных реликвий, изъятых в предыдущие годы (ЦГАНИГ. Ф. 150). Межцерковная и международная деятельность

http://pravenc.ru/text/1320121.html

В 1923 году за сопротивление властям в деле разрушения православных храмов отец Спиридон как «недостойный преподавательской деятельности» был уволен из Нокалакевской школы. С 1923 по 1927 годы преподавал в основанной им четырехклассной школе в селении Амткели в Абхазии, откуда также был изгнан за твердое исповедание христианской веры. С 1927 года отец Спиридон был вынужден сперва заниматься сельским хозяйством, а с 1929 по 1943 год работать чернорабочим в коммунально-строительной конторе при Сенакском райсовете. Архимандрит Шио (Дзидзава) В своей автобиографии он вспоминает, что за добросовестное исполнение порученных работ ему было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресение, в которые он имел возможность на дому совершать церковные требы и богослужение для желающих, поскольку имел на это письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе), хотя официально еще не служил в храме. В 1943 года отец Спиридон был восстановлен в священническом служении Католикосом-Патриархом Каллистратом и по просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» Фавсты (Шушания) и благословению митрополита Батумского и Чкондидского Ефрема (Сидамонидзе) был назначен священником в упомянутой обители, в которой служил до 1949 года. 22 марта 1951 года отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия (Шушания) архимандрит Иоаким (Шенгелая). Приняв монашество, иеромонах Шио был назначен служащим священником Теклатского женского монастыря. Однако на основании полевых исследовании с достоверностью можно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения приблизительно с начала 1940-х годов. В апреле 1954 года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме святых Архангелов обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района и оставлен служащим священником при Теклатском монастыре. В своем ходатайстве от 25 марта 1954 года на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) о возведении иеромонаха Шио в сан игумена, митрополит Батумско-Шемокмедский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе) приводит краткую биографическую справку об отце Шио. Отмечая, что  с 1913 года он служил священником храма великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 года иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Это важное сведение может служить подтверждением того, что отец Шио незыблемо сохранил свое священническое достоинство в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужение.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Зарубки в пути Католикос-Патриарх Ефрем (Сидамонидзе) любил выращивать цветы. Когда его арестовывали, то при обыске, в поисках денег, разбили цветочные горшки, но, конечно, ничего не нашли. Патриарх Ефрем сказал: «У меня с цветами одна участь: их сломали и бросили на пол, а меня уводят в тюрьму». Патриарх Ефрем рассказывал, что когда ночью его привели в тюрьму, то все места на нарах были заняты, и он лег на полу. Увидев это, татарин-магометанин уступил ему свои нары. Патриарх (тогда еще епископ) сказал: «Тут хватит места на двоих», но татарин ответил: «Я недостоин лежать рядом с Божиим человеком». Прихожане одной церкви жаловались Патриарху Ефрему на священника. Он приехал к вечерней службе, стал у дверей, а когда служба кончилась, то взошел на амвон и сказал: «Я хочу носить шелковую рубаху, но денег нет, приходится носить простую из ситца. Вы хотите безгрешного священника, а у меня такого нет. У вас в храме поют “Господи, помилуй”, а этого вполне достаточно для вашего спасения»— и вышел из храма. Рассказывал архимандрит Парфений (Апциаури): «Когда я был отроком, то мать (мачеха) сама привела меня в Шио-Мгвимский монастырь. Там мне дали послушание пасти коров. Когда я громко молился, то коровы не уходили далеко, не разбегались в стороны, они паслись вблизи меня, как будто слушали молитву. В 20-е годы настоятелем Шио-Мгвимской обители назначили молодого иеромонаха Ефрема (Сидамонидзе), будущего Патриарха Грузии. Однажды он спросил у меня: “Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота?”. Я ответил, что делаю это уже несколько лет. Он сказал: “Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря”. Эти слова я принял как благословение игумена и, каким бы я ни был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Я чувствовал, что и во сне читаю молитву».

http://pravoslavie.ru/36750.html

В 1937-1944 гг. из 15 епархий ГПЦ действующими были только 6, в т. ч. К.-Г. е. 24 окт. 1944 г. еп. Кутаисско-Гаенатским стал вышедший из заключения Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ), 12 июля 1945 г. возведенный в сан митрополита (27 сент. 1952 переведен на Чкондидскую кафедру). При нем в 1952 г. были предприняты консервационно-реставрационные работы в храме Баграта: частично были восстановлены стены и подкупольные устои, внутренняя и внешняя облицовка. Епархия периодически вдовствовала, и управление ею брали на себя католикосы-патриархи Ефрем II (1969-1971) и Давид V (VI) ( Девдариани ; 1974-1977). В 1983 г. кафедру возглавил действующий архиерей митр. Каллистрат (Маргалиташвили). В К.-Г. е. в то время действовали 4 церкви и мон-рь Моцамета, служили 14 священников, не было ни одного духовного учебного заведения. В 1990 г. открылась Гелатская ДА (подробнее см. в ст. Кутаисская духовная семинария ), в 1995 г.- Кутаисская ДС им. свт. Гавриила (Кикодзе) и при ней - Кутаисское ДУ. В 2001 г. в Кутаиси был открыт Богословский ин-т им. царя Грузии св. Давида IV Строителя, в котором есть фак-ты искусствоведения и журналистики. В 2008 г. в Цхалтубо начала работу духовная гимназия им. свт. Гавриила (Кикодзе). В 2003-2012 гг. были предприняты работы по восстановлению исторического облика храма Баграта. С нач. XXI в. в Кутаиси выпускаются духовные печатные издания К.-Г. е.: журналы «Мермиси» (Грядущее) и «Тетри хиди» (Белый мост; на неск. языках), газ. «Квали натели» (Светлый след). В епархии действуют свыше 70 церквей и 13 мон-рей, в штат епархии входят 117 священнослужителей (архимандрит, 68 протоиереев, 6 иеромонахов, 42 иерея), 6 иеродиаконов и 16 диаконов; подвизаются 12 монахов и 12 монахинь. Архиереи Кутаисские: митр. Антоний (Гиоргадзе; сент. 1917 - 18 сент. 1918), митр. сщмч. Назарий (Лежава; 14 окт. 1918 - 27 авг. 1924), митр. Давид (Качахидзе; осень 1924 - янв. 1927); Кутаисско-Гаенатские: митр. Давид (Качахидзе; янв. 1927 - 1930), митр. Симеон (Челидзе; 1930-1935), католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе; нояб. 1935 - июль 1937), митр. Варлаам (Махарадзе; 7 июля 1937 - 1943), еп. Ефрем (Сидамонидзе; 24 окт. 1944 - 27 сент. 1952; повторно, в сане католикоса-патриарха: 1969-1971), еп. Гавриил (Чачанидзе; 1953 - апр. 1957), еп. Наум (Шавианидзе; апр. 1957-1969), митр. Роман (Петриашвили; 1971-1974), католикос-патриарх Давид V (VI) (Девдариани; 1974-1977), митр. Шио (Авалишвили; 1978-1981), митр. Николай (Махарадзе; 1981-1983), митр. Каллистрат (Маргалиташвили; 25 дек. 1983-20 июня 2019), митр. Иоанн (Гамрикели; с 22 июня 2019 временно управляющий, с 31 окт. 2019 правящий) Монастыри

http://pravenc.ru/text/2462343.html

Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914–1915 Архиепископ Платон Рождественский………1915 –1917 Католикосы-Патриархи Кирион III (Садзаглишвили)………………………1917 –1918 2 . Леонид (Окропиридзе)……………………………..1918 –1921 3 . Амвросий Хелая………………………………………1921 –1927 4 . Христофор II (Цицкишвили)…………………….1927 –1932 5 . Каллистрат (Цинцадзе)………………………………1932–1952 6 . Мелхиседек III (Пхаладзе)…………………………1952 –1960 7 . Ефрем II (Сидамонидзе)……………………………….1960–1972 8 . Давид V (Девдариани)……………………………..1972 –1977 9 . Илия II (Шиолошвили)………………….. с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. Амираношвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//" Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV -V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии//ЖМП. 1947. B. C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//" Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново-Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Урбнисско-Мацкверский Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II ) провел службу в кафоликоне и рукоположил иеродиак. Иоакима (Рамазашвили) во иерея, мон. Андрея (Коблишвили) - во диакона. В письме от 30 дек. 1935 г. архим. Герман просил католикоса-патриарха Каллистрата выдать иером. Иоакиму «специальную справку», чтобы тот мог совершать богослужения и требы в дер. Качрети (Архив Груз. Патриархии. Д. 2054. Л. 11, 14). В кон. 30-х гг. XX в. М. был вновь разорен, архим. Герман и братия перебрались в съемный дом в верхней части села. На них напали, избили, отобрали у них деньги и облачения, одному из монахов сбрили полбороды. В 1941 г. игум. Харалампий (Хомасуридзе) переселился в дер. Норио, а после кончины архим. Германа (1946/47), уже будучи архимандритом, ушел в затвор в М. в келье на столпе (Архим. Харлампий (Хомасуридзе). 2013. С. 18-20). В 1947-1951 гг. настоятелем М. был архим. Евагрий (Диасамидзе) ( Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 357-359). 19 авг. 1952 г. Совет министров Республики Грузии взял М. под гос. защиту вместе с другими историческими архитектурными памятниками, но о благоустройстве мон-ря никто не заботился ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 721). В 1960 г. скончался архим. Харалампий, и в М. остался один насельник, иером. Айтала (Дзамашвили) († дек. 1972). В 50-60-х гг. XX в. в М. находился приют для сирот, позднее - дом отдыха для работников 31-го авиационного завода. В 1985 г. М. был возвращен ГПЦ, в 1989 г. здесь был возобновлен муж. мон-рь, ставший резиденцией католикоса-патриарха всей Грузии. После окончания грузино-абх. войны (27 сент. 1993) духовенство Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ было вынуждено покинуть Абхазию, и по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) часть из них (в основном иеромонахи) поселилась в М. 22 дек. 2010 г. была основана Гардабанско-Марткопская епархия, кафедрой к-рой стал М. Настоятель - архим. Вениамин (Белкания), в мон-ре (по состоянию на февр. 2016) подвизается 15 монахов, 20 рясофорных послушников, 5 послушников, трудники.

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Поздоровался с ней Патриарх и поведал душевную боль: – Не спасти нам Кашвети. На днях закроют. Я сам приказ видел, – и заплакал. Изменилась в лице его собеседница и говорит: – Напишите подробное письмо, Ваше Святейшество. Я сама сыну передам. Думаю, матери не откажет. В тот же день письмо было написано. Слезное, жалостливое, такое, что камень, и тот расчувствуется. Нельзя Грузии без этих святынь. Они пронесли и сохранили ее в целости через столько веков и поработителей всех мастей. Писал он это, сжав сердце в кулак. Нелегко милости просить у убийцы собственной дочери. Но когда речь о Церкви идет, все личное надо спрятать далеко и надолго. Простому смертному так заповедано, а патриарху тем более. Через три дня пришла телеграмма из Москвы от всесильного наркома: – Приостановить снос. Так же отстоял патриарх и Гелатский монастырь. Во время войны Грузинская Церковь, возглавляемая патриархом Каллистратом, первой собрала 20000 рублей и отправила эту сумму на нужды армии. Этому примеру последовали и другие церкви. Патриарх Каллистрат получил награду от «отца народов» и был вызван в Москву Во время Великой отечественной войны советское правительство смягчило свою религиозную политику, и Католикосу-Патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По его личному ходатайству за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 церкви. Один из вернувшихся, диакон Амбросий (Кутаисели), так и спросил у Патриарха Каллистрата: «Как Вы могли молчать, когда знали, каково нам там?» «Патриарх встал передо мной на колени: «Прости меня!» И те муки, которые пришлось мне вынести в заключении, тут же забылись, при виде того, что сам Патриарх стоит передо мной коленопреклоненный», – рассказывал Амбросий. Однажды патриарх Каллистрат долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: «Ты архиепископ, а я патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу патриарха». Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) скончался 3 февраля 1952 года. Похоронили его в Сионском кафедральном соборе.

http://pravoslavie.ru/102245.html

Спросили у схиархимандрита Виталия (Сидоренко), что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: «Молитву с покаянием». Некий монах жаловался отцу Виталию, что брат, с которым он живет в одной келии, сварлив. Отец Виталий сказал: «А мне везде и со всеми было хорошо». Монах удивился и спросил: «Объясни мне, что значат твои слова». Отец Виталий ответил: «С кем бы я ни был, я старался, чтобы не мне с людьми, а со мной людям было хорошо, и положил на сердце — отсекать перед каждым человеком свою волю». Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) говорил: “Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!”. Спросили архимандрита Гавриила, когда будет конец мира. Авва ответил: «Двадцать четыре старца молятся, чтобы Господь скорее пришел на землю судить живых и мертвых. А двадцать четыре святых на земле молятся, чтобы Господь продлил время для покаяния. Среди них бетанский архимандрит». Его спросили: «Там два архимандрита, который из них?». Авва ответил: «Довольно того, что я сказал, а больше говорить об этом не полезно». Сказал Патриарх Давид (Девдариани): «Мать для своего ребенка — это стена нерушимая и стража неусыпная». Говорил Патриарх Ефрем (Сидамонидзе): «Если из двоих один умный, то ссоры не будет». В Прощеное воскресенье Патриарх Ефрем сказал священникам: «Целуйте епитрахиль и престол, целуйте друг друга, согревайте друг друга теплом своей любви». Перед смертью Патриарх Ефрем сказал: «Пора мне идти в свой последний путь. Я снимаю все наказания с тех, кого я наказал, я прощаю всех и прошу у тех, кого я обидел, прощения; весь суд я предоставляю Богу». Католикос-Патриарх Калистрат (Цинцадзе) долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: «Ты архиепископ, а я Патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу Патриарха». Католикос-Патриарх Калистратговорил, что Церковь сохранили Бог и простой народ. Схиигумен Савва (Остапенко) говорил: «Один из признаков Иисусовой молитвы — это желание молчания и уединения. Тот, у кого в серд­це имя Иисуса Христа, не говорит пышных слов и не повторяет одного и того же дважды».

http://pravoslavie.ru/36750.html

6. Преемник Католикоса Каллистрата — Католикос Патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе), родился в 1876 году в Тифлисской губернии. Отец его был псаломщиком бедного прихода, но старался дать детям образование. Девятилетнего Михаила определили в Духовное Училище. Свое образование он продолжил в Тифлисской Духовной Семинарии и Казанской Духовной Академии, которую окончил в 1900 году со званием кандидата богословия. Изучая в Духовной Академии богословские науки, он одновременно увлекался математикой. Эту склонность к точным наукам он сохранил и в последующие годы. После завершения образования некоторое время работал преподавателем в Духовных школах. В 1915 году принял священство и служил в Подольской епархии, а когда Грузинская Церковь восстановила свою автокефалию, священник Михаил вернулся на родину. Овдовев, в 1925 году принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был хиротонисан во епископа. В 1943 году возводится в сан митрополита Урбнисского и становится настоятелем Дидубийской церкви в Тбилиси. С 1952 до 1960 года (1960) Мелхиседек — Католикос-Патриарх всея Грузии. Католикос-Патриарх Мелхиседек известен как ревностный защитник мира во всем мире. Принимая активное участие в борьбе за мир, он призывал к тому же и своих верных чад. С 1949 года, когда он возглавлял делегацию Грузинской Православной Церкви на Первой Всесоюзной конференции сторонников мира, и до дня своей кончины Католикос-Патриарх Мелхиседек много раз выступал на различных мирных конференциях, радуясь успехам утверждения мира, братства и любви между народами. 7. Седьмой Католикос-Патриарх после восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви Ефрем II (Сидамонидзе) родился в 1896 году в семье сельского псаломщика в Карталинии. Восьмилетним мальчиком он был определен в Горийское Духовное Училище, которое успешно закончил в 1912 году. Тогда же был принят на казенный счет в Тифлисскую Духовную Семинарию. Обучаясь в Семинарии, вплоть до ее окончания в 1918 году, молодой Григорий (имя в миру) все свое свободное время уделял посещениям монастырей (Кватахебского, Шио-Мгвимского и других), в которых читал, пел и иподиаконствовал.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

   001   002     003    004    005    006    007