В трубке висело напряженное молчание. — Ээ! — занервничала Кето. — Слышь, что говорю! Голос дай, ну! Аткрой двер! Я сичас приду! Дело есть! — Приходи, — последовал неуверенный ответ. Кето, бросив трубку, бодро зашагала через дорогу, к подъезду Светы, с важной миротворческой миссией — налаживать дипломатические отношения. Талисман В одном из недавно возрожденных монастырей на севере России священник на Литургии отказался читать одну из поданных записок. А после службы он стал выяснять: — Кто подал записку с неканоническими именами? Да тут язык сломать можно: Нестан, Цира, Амиран, Малхаз. Одна из сестер, мать Ефросинья, слывущая молчуньей, показала священнику какой–то текст. В тексте значилось, что Грузинская Православная Церковь признает эти имена каноническими и празднует память этих святых. Вот об этих–то непривычных в России именах и пойдет речь. Цира, невысокая голубоглазая студентка тбилисского института иностранных языков, выглянула на улицу. День обещал быть жарким и, как обычно, трудным. На тахте (старинный ковер над ней украшала некогда коллекция кинжалов, но от греха подальше ее продали при большевиках) стонал ее восьмидесятилетний отец Габриэл. В манеже возился годовалый сын Циры Малхаз. Сколько дел, а помочь некому. Мать умерла год назад, а муж Амиран только ищет случая уйти из дома играть в карты или выпивать с друзьями. Он, видите ли, семью содержит, а попросишь помочь — раскричится: «Я мужчина!» В дверь позвонили. «Что–то рано для мацонщицы», — подумала Цира и пошла открывать. На пороге стояла незнакомая русская женщина в какой–то нелепой черной одежде и в повязанном по самые брови черном платке. — Это вы Цира Сидамонидзе? — спросила незваная гостья. — Да, я, — насторожилась Цира. — Я твоя мать, — заплакала женщина и, опустившись на колени, стала торопливо рассказывать. — Двадцать один год назад я познакомилась с твоим отцом на море в Батуми. Он привез меня в Тбилиси, обещал жениться, потом бросил с ребенком. Жить было негде и не на что. От безвыходности я отдала тебя в бездетную семью и уехала в Россию. Прости меня, если можешь.

http://azbyka.ru/fiction/nacionalnyj-vop...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

По благословению ниноцминдели Стефана (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе)) работал известный духовный деятель, писатель и каллиграф Гавриил Мцире, создавший множество оригинальных сочинений (НЦРГ. A 224, A 227, A 228, A 229, A 232, A 233, A 244, Q 725). О книгохранилище в Ниноцминде сохранились сведения в приписке к сборнику 1847 г. (НЦРГ. S 364. Л. 83). В 1811 г., с вхождением ГПЦ в состав РПЦ в качестве Грузинского Экзархата , Н. е., как и многие другие епархии, была упразднена и вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии, 28 дек. 1818 г. включенной в Карталино-Кахетинскую епархию , охватившую территорию всей Вост. Грузии. Н. е. после 1917 г. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. территории Н. е. сначала вошли в состав Бодбийской епархии, затем в 1925 г. была выделена самостоятельная Н. е.; 31 окт. правящим архиереем был назначен Каллистрат Цинцадзе(; впосл. католикос-патриарх всей Грузии). В 1927 г. ниноцминдели стал еп. Манглисский Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ). 16 дек. 1928 г. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III (Цицкишвили) хиротонисал на Ниноцминдскую кафедру Иерофея (Аивазашвили) (1928-1942), к-рый также являлся викарием католикоса-патриарха и в 1929 г. временно руководил Бодбийской епархией. После кончины еп. Иерофея († 1942) кафедру 23 мая 1943 г. занял еп. Димитрий (Лазаришвили), викарий католикоса-патриарха. При нем в Н. е. не было ни одной действующей церкви и архиерей служил в церкви Квашвети в Тбилиси. После его смерти († 1947) епархия некоторое время вдовствовала, пока в 1952 г. ее не занял 80-летний еп. Димитрий (Иашвили). В 1958 г. он был возведен в сан митрополита и переведен на Бодбийскую и Алавердскую кафедру (скончался в 1961 в возрасте 89 лет). В 50-90-х гг. XX в. Н. е., поскольку в ней по-прежнему не было действующих храмов, управляли Алавердские и Бодбийские архиереи. 5 апр. 1995 г. по решению Синода ГПЦ были созданы новые епархии, в т. ч. Сагареджойская епархия, включившая в себя территории Н. е., и Гурджаанская, в которую вошли территории Черемской епархии. Епископом Сагареджойско-Гурджаанским стал Авраам (Гармелиа) . 18 окт. 1998 г. на Сагареджойско-Гурджаанскую кафедру был хиротонисан настоятель мон-ря Давидгареджи архим. Андрей (Гвазава), в 2001 г. он был перемещен на Горийско-Самтависскую кафедру (в 2013 - на Горийско-Атенскую). Его преемником стал еп. Вахтанг (Ахвледиани), в 2002 г. перешедший на Маргветско-Убисскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Он тихо почил 13 августа 1978 г. во время чтения отходных молитв. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896-1972) родился в Карталинии в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное Училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную Семинарию. Обучаясь в Семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей - Кватахебского, Шио-Мгвимского и других, - в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет местного университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Каллистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную Семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Каллистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе; 1866-1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном Училище, затем - в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Ефрем (Сидамонидзе Григорий Шиович, 1896–07.04.1972), митрополит Кутаисский, Католикос – Патриарх Всея Грузии. Закончил Горийское духовное училище, Тифлисскую духовную семинарию, монашеский постриг принял в Шио-Мгвимском монастыре с именем Ефрем. В 1927 году хиротонисан в патриаршего викарного епископа. Прошел лагеря. В 1944 году, следуя на родину, митрополит Ефрем задержался в Ташкенте, где произошло его знакомство с Владыкой Гурием, в то время архимандритом и настоятелем Покровского собора в Самарканде. В 1945 году владыка Ефрем возведен в сан митрополита Католикосом – Патриархом Каллистратом. В 1960 году избран Католикосом – Патриархом Всея Грузии. В период его патриаршества в 1963 году были открыты пастырские курсы, в 1969 году реорганизованные в духовную семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. В 1949 году во время поездки епископа Гурия (Егорова) и иеромонаха Иоанна (Вендланда) в Грузию Владыка Ефрем был митрополитом Кутаисским. Заварицкий Александр Николаевич (14.03.1884–23.07.1952, Москва), геолог-петрограф, академик АН СССР (1939). Окончил геологический факультет С.Петербургского горного института. В 1909–1940 годах преподаватель этого института, сотрудник Геологического комитета (1915–1935). Академик АН СССР. Директор Института геологических наук АН СССР, организатор и директор Лаборатории вулканологии при АН СССР (1944– 1952). Его именем назван минерал заварицкит. Заспелова Анастасия Сергеевна (31.10.1898–5.09.1982), монахиня Сергия. Как и ее младшая сестра Варвара Сергеевна, пришла в Крестовую митрополичью церковь Александро-Невской Лавры в 1917 году. Ежедневно бывала за ранней Литургией. В ее обязанности входило в помещении для пономарей подавать митрополиту Вениамину кадило. Видя ее любовь к Богу, священномученик Вениамин перед своим арестом попросил Анастасию Сергеевну стать помощницей отца Варсонофия (Верёвкина) при его служении в храме преподобного Серафима в Старом Петергофе. С 1922 года стала регентом этой общины. В 1932 году арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Выйдя в 1935 году на свободу, приехала в Ташкент и стала одной из самых верных помощниц отца Гурия. В 1938 году переехала вместе с ним в поселок Беш-Бала под Ферганой. Во время войны по благословению архимандрита Гурия переезжает в город Кокчетав помогать сестре, которой было два малолетних сына. После войны возвращается в Петергоф. Ее семья – сестра Варвара Сергеевна и племянник Сергей Андреевич Зегжда в течение всей жизни были очень близки с митрополитом Иоанном и Елизаветой Николаевной Вендланд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И что, всё это могло быть лишь для того, чтобы произвести впечатление на западную делегацию, без взгляда в будущее, – как нас старается уверить официальная история? «Итоги внезапной “перемены курса” стали поистине ошеломляющими, – писал митрополит Иоанн (Снычёв). – В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч! Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на свободу. Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом» . Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, преобразованный затем в Совет по делам религий при Совете министров Союза, как постоянный орган для решения церковно-государственных вопросов. В чисто церковном отношении эта встреча ознаменовала собой ещё и прекращение обновленчества, которое усердно насаждалось советской властью в 20-е годы с целью раскола Церкви и её уничтожения. Вскоре оно сошло на нет, хотя бы организационно, Сталин явно сделал выбор в пользу Московской Патриархии. После самостоятельного объявления в 1917 году автокефалии Грузинской Православной Церковью оно не было признано Поместным Собором нашей Церкви и ни одной из Православных Поместных Церквей. Молитвенно-каноническое общение Грузинской Церкви с Русской было прекращено. 7 ноября 1942 года газеты опубликовали юбилейное приветствие И.В.Сталину, под которым подписались митрополиты Сергий и Николай, Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе; управлял Грузинской Церковью в 1932–52 годах). Грузинская Церковь, как и Русская, собирала пожертвования на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Каллистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина, лично знавшего его по совместной учебе в Тифлисской Духовной семинарии. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата за время войны были выпущены на свободу епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; открыты 23 церкви, где служили 5 архиереев, 41 священник.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/04/...

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

То, к чему стремится душа, призванная Господом, – соединиться с Ним через молитву и покаяние, невозможно без подчинения себя даже, казалось бы, самым элементарным правилам монастыря. Авва Дорофей предупреждает, что, пренебрегая якобы малым, мы приобретаем худой навык . Отказ от собственной воли, собственного «я», выводит душу из эгоизма, гордого и тщеславного состояния − на путь смирения. Именно с уничижением собственного «я» связано то, что пришедший в монастырь не должен себе позволять менять что-либо, что было установлено до него. «Не покушайся изменять что-нибудь в обычаях истины и собственным своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов». Своеволие уготовит «тебе отпадение от жизни по Христе», − предупреждает свт. Василий Великий … Отсечение собственной воли, смиренное послушание слову наставника кратчайшим путем ведут послушника ко спасению, приносят дар молитвы, о котором не должен и помышлять монах, не находившийся в послушании. Известный в Грузии старец, архим. Парфений (Апциаури) вспоминал, что он отроком пришел в Шио-Мгвимский монастырь, а в 1920-е годы настоятелем монастыря назначили молодого иеромонаха Ефрема Сидамонидзе, будущего Патриарха Грузии. Однажды игумен Ефрем спросил у него: «Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота?» Отец Парфений ответил, что делает это уже несколько лет. Игумен сказал: «Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря». Отец Парфений вспоминал, что эти слова он принял как благословение игумена и, каким бы он ни был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Он чувствовал, что и во сне читает молитву . Правила доброго жития, облик которого воспевал царь Давид псалмопевец «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132:1) помогают нам жить вместе, смирять свой помысел, чтобы через сочувствие друг к другу в духовной брани восходить к любви Христовой.

http://pravoslavie.ru/90109.html

6 Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Картли в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей – Кватахебского, Шио-Мгвимского и других,– в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Калистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности, на восстановление храма святого Георгия на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Светицховели, а также перенесены из музея святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную семинарию, переизданы Новый Завет на старогрузинском языке, Полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Калистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. 7 Митрополит Бодбийский Димитрий (Иашвили; 1872 – 1961). Владыка Димитрий (в миру – Давид Иларионович Иашвили) родился в Кахетии в селении Сакобо Сигнахского района. Первоначальное образование он получил в Телавском духовном училище, которое окончил в 1888 г., и в том же году перешел в Тифлисскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1896 г. он два года служил в должности учителя в школах Ведомства православного исповедания. В 1898 г. он принял сан и был назначен в родное село настоятелем храма. Одновременно с этим отец Давид продолжал преподавательскую деятельность: состоял наблюдателем церковно-приходских школ и председателем Сигнахского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В Тбилиси для не имевшего документов отца Андроника сложились менее благоприятные условия. Тогда отсутствие документов и прописки означало, что человек не мог служить официально. И первые годы отец Андроник молился дома. Он жил в бараках на Самтредийской улице. Сейчас там, почти на том самом месте, возвышается новый храм святого Георгия. Наверное, отец Андроник вымолил! А отец Виталий (Сидоренко) находился в горной пустыне Верхней Абхазии на границе со Сванетскими горами. Связь между старцами осуществлялась через Александро-Невский храм и владыку Зиновия. Он был членом Синода Грузинской Православной Церкви и большим авторитетом для Русской Православной Церкви. К нему прислушивались, поэтому он сумел собрать многих монашествующих вокруг себя. Официально никогда Александро-Невский храм обителью не назывался, но там собирались монашествующие, туда приезжали со всех концов тогдашнего советского государства — и из Сибири, и из Прибалтики, и из Украины, и из Беларусии, и из Молдавии. Владыка Зиновий своей молитвой, своей любовью всех собрал. Кроме того, в Грузии меньше преследовали русскоязычных. Таков был настрой: надо было во всем проявить особое уважение к русским. И это способствовало тому, что в Грузию тогда приехали не только православные монахи, но возникли целые поселения старообрядцев, баптистов, и пятидесятников по всей Грузии. На таких условиях легче было русскоязычным священнослужителям служить здесь. Храм святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси Владыка Зиновий с духовенством При Хрущеве было строго определено, сколько свечей можно продать (естественно все деньги все равно забирало государство!), сколько просфор испечь. Не печатались на грузинском языке Священное Писание, молитвословы, не выходили никакие религиозные журналы. Церковная жизнь находилась под строжайшим надзором властей. Когда впервые при советском режиме в 1966 году были напечатаны 500 экземпляров Нового Завета, по просьбе патриарха Ефрема (Сидамонидзе, ‡1972), это стало величайшим событием: книги разошлись по библиотекам, научным центрам (власти понимали, что 500 книг осядут в разных книгохранилищах и к верующим не попадут).

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

   001    002    003    004   005     006    007