Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПАТРИАРШИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ) находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1824 г. при архиерейском подворье. 7 апр. 1814 г. молдавский дворянин А. И. Теутул подал митр. Гавриилу (Банулеску-Бодони), проживавшему в Одессе, письменное свидетельство о том, что новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии передается поместье в урочище Б. Фонтан - 2 участка по 25 дес. (54,6 га). Здесь располагался сад с 2 большими виноградниками, фруктовыми деревьями, шелковичным и рыболовным заводами, а также хутор с пахотными и сенокосными угодьями. По преданию, побуждением к щедрому пожертвованию послужила гибель в 1813 г. моряков греч. судна, к-рые приняли свет костров, разведенных Теутулом и его друзьями во время увеселительной прогулки, за сигнал маяка. 11 мая 1814 г. митр. Гавриил направил Одесскому градоначальнику Э. О. де Ришелье (1766-1822) письмо с просьбой о создании на Б. Фонтане муж. мон-ря. В 1815 г. с Высочайшего соизволения имп. Александра I Павловича имение Теутула было официально передано Кишинёвской епархии (ПСЗ. Т. 39. 29978. С. 431). Для временного пребывания митр. Гавриила здесь было устроено Одесское архиерейское подворье, называемое в документах метохом. Осенью того же года по благословению митрополита из Сахарнянского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Одессу были переведены мон. Пафнутий и 4 послушника, к-рые поселились в 2 домах. Сначала надзор за всем участком и хозяйством осуществлял сам Теутул. В июле 1816 г. митрополит учредил временный строительный комитет, назвав его собором попечителей монастырского подворья. В янв. 1817 г. вдовый свящ. Иоанн Якубовский (впосл. иером. Иоасаф) просил митр. Гавриила постричь его в монашество и определить в метох Кишинёвской митрополии, в том же году он был назначен смотрителем метоха. Свящ. Иоанн стал совершать богослужения не только для братии, но и для прихожан слободы на Б. Фонтане, чем снискал уважение местных жителей. В марте того же года была начата и к концу лета при помощи жителей фонтанской слободы закончена постройка каменного флигеля под черепичной крышей, в к-ром в дек. 1817 г. соборный прот. Иоанн Воронич ( 1 февр. 1824) освятил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминс привез из Кишинёва свящ. И. Якубовский. Сначала иконостас был «простейшим», царские врата принесли из предназначенной к слому обветшавшей одесской ц. свт. Николая Чудотворца. Позже на средства чиновника А. Пономарёва был поставлен др. иконостас, украшенный новыми образами. Облачения и утварь пожертвовал одесский купец А. Колесниченко.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

А. б. известны, начиная с появления в X в. уставов литургии (Jacob. La concélébration. P. 249-252). Порядок Патриаршей литургии в К-поле X в. известен из опубликованной в XVII в. Ж. Гоаром рукописи, открытой диак. Исидором Пиромалисом на о-ве Патмос (Goar. Euchologion. P. 180-184; ркп. ныне утрачена), а также по опубликованному еще в XVI в. лат. переводу Патриаршего чина литургии (ркп., ныне также утраченная, хранилась в мон-ре Йоханнисберг в Германии - Cochlaeus. P. 119-132). Особенности чина этого времени: 1) архиерей облачается в скевофилакионе, здесь же он, если хочет, принимает участие в проскомидии; 2) архиерей не входит в храм во время энарксиса, к-рый совершается без его участия; 3) во время сугубой ектении архиерей благословляет народ; 4) архиерей не участвует в перенесении Даров из скевофилакиона в храм, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare слова Евангелия от Луки (1. 35) обращены к предстоятелю (т. о., роли в диалоге распределены правильно). Собственно архиерейскими особенностями здесь являются только 2 и 3 (хотя из лат. перевода литургии свт. Иоанна Златоуста, сделанного Львом Тосканом ок. 1173-1178 гг., следует, что и 3 не был исключительной особенностью А. б.- Jacob. La traduction. P. 147). Чин греч. А. б. XIV-XVI вв. известен по большому числу памятников. Это в первую очередь уставы архиерейской литургии - написанный диаконом, протонотарием Великой ц. Димитрием Гемистосом (Hieros. Patr. 362 (607), XIV в.; Alexandr. Patr. 371, 1407 г.; Ath. Laur. Δ. 80, 1541 г.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301-319; Habert. P. 1-304), Диатаксис Феодора Агаллиана (Χριστπουλος. Σ. 48-51), XV в., и чин, опубликованный А. А. Дмитриевским по рукописи XV в. из б-ки Андрея ап. скита на Афоне (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 164-172; он же. Современное богослужение. С. 44-54). Кроме того, сохранились многочисленные греч. архиерейские Евхологии того времени (см. также в ст. «Чиновник архиерейский» ). Наконец, ценные сведения содержатся в литургических трактатах Николая Кавасилы († ок.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Правосл. миссия на Г. входит в состав Центральноамериканской митрополии К-польского Патриархата и подчинена митр. Панамскому, Мексиканскому и Карибскому Афинагору. Начало общине было положено в окт. 1986 г. правосл. миссионером (с 1998 архимандрит) свящ. Михаилом Грейвсом († 2004) при поддержке Православного христианского миссионерского центра США. Став благочинным карибских приходов, Грейвс по благословению Антиохийского Патриарха Игнатия IV развернул активную миссионерскую деятельность в расчете на привлечение правосл. выходцев с Ближ.Востока. Но его община состоит преимущественно из новообращенной афрогаитянской молодежи. Центр правосл. миссии (Православный дом) находится в г. Петьонвиле; на территории Православного дома действует часовня свт. Нектария Эгинского, чудотворца. На 1999 г. правосл. община состояла из 2 приходов: во имя св. Георгия в Петьонвиле и в честь Воскресения Господня в Метивье; в каждом приходе есть церковноприходская школа (более 400 учеников). Правосл. миссия РПЦЗ была организована на Г. в 1994 г. и находится в подчинении еп. Манхаттанского, вик. Восточноамериканской епархии, Секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ Гавриила (Чемодакова). Миссией управляет свящ. Григорий Вильямс в соответствии с указом Синода от 1999 г. В наст. время существуют приходы в честь Рождества Богородицы в Порт-о-Пренсе, во имя блж. Августина Гиппонского в дер. Сивадье, рядом с г. Жакмель, и св. Николая в Кап-Аитьене, а также часовня, освященная во имя св. Моисея Чёрного, в Фонтамаре, на юге Порт-о-Пренса. Растущая община верующих в Ле-Ке не имеет постоянного места для регулярных богослужений. В Порт-о-Пренсе открыты 4 школы, организованные миссией. В др. приходах и миссиях служат священники Жан Шенье Дюме и Грегуар Легуте, оба уроженцы Г. В апр. 2004 г. для общины прихода в честь Рождества Богородицы и для верующих в Ла-Плене был рукоположен во диакона Амбруаз Ноэль. Количество православных на Г. на 2004 г. достигло неск. сот человек. Религиозное законодательство Ст. 30 Конституции Г. гарантирует гражданам свободу совести. Все религии и культы на территории Г. свободны. Каждый имеет право исповедовать свою религию и культ, если только это не нарушает общественного порядка и мира. Конституция запрещает препятствовать кому бы то ни было вступать в религ. орг-ции и получать религ. образование согласно его убеждениям. По ст. 289 Конституции, 1 представитель от Епископской конференции и 1 представитель от протестант. церквей должны входить в национальную избирательную комиссию.

http://pravenc.ru/text/161455.html

Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир посетил с архипастырским визитом Португалию 24 сентября 2009 г. 13:34 С 9 по 16 сентября митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир , в сопровождении митрофорного протоиерея Вадима Кейбаша, епархиального секретаря; протоиерея Николая Кравца, благочинного Сорокского района; и игумена Иоанна (Мошнегуцу), настоятеля Гербовецкого Свято-Успенского монастыря, совершил архипастырский визит в Португалию. Приглашение Его Высокопреосвященству последовало от протоиерея Иоанна Гербовецкого, клирика Кишиневско-Молдавской митрополии , который с 2001 года ведет активную пастырско-миссионерскую деятельность в этой стране.   В лиссабонском аэропорту молдавскую делегацию встретили посол Республики Молдова в Португалии Михаил Камерзан, протоиерей Иоанн Гербовецкий, протоиерей Олег Кябуру и протодиакон Гавриил Гемэнару.   В первые два дня архипастырского визита владыка Владимир посетил города Эвора, Баталия и Фатима. В городе Эвора Его Высокопреосвященство ознакомили с главными христианскими святынями португальской земли, среди которых особое место занимает храм из костей, расположенный в центре города. В городах Баталия и Фатима молдавская делегация посетила местные монастыри. 12 сентября митрополит Владимир встретился с верующими города Кашкаи, где проживает много выходцев из России, Украины и Молдавии. Владыка Владимир возглавил Божественную литургию в городском храме свт. Иоанна Златоуста. По завершении богослужения иерарх обратился к пастве со словом назидания, после чего ознакомился с насущными проблемами прихожан, с которыми они сталкиваются вдали от Родины. Каждый из них получил образок в благословение от владыки митрополита. Общение с прихожанами продолжилось за праздничным столом. Далее митрополит Владимир посетил город Фаро, расположенный на юге страны, где совершил Божественную литургию в храме святой блаженной Ксении Петербургской. За богослужением во внимание к трудам по пастырскому окормлению православных верующих, проживающих в Португалии, протоиерей Иоанн Гербовецкий был награжден орденом Молдавской Церкви «Святой Стефан Великий» II степени, а посол Молдовы удостоен медали «Святой Стефан Великий». Ряду клириков были вручены архиерейские грамоты. В дар недавно созданному приходу митрополит Владимир передал архиерейское облачение, клобук и панагию.   В этот же день молдавская делегация посетила Свято-Андреевский храм города Сетубал, где служит настоятелем протоиерей Олег Кябуру. Затем молдавская делегация посетила острова Порто-Санто и Мадейра, где также несут пастырское послушание клирики Кишиневско-Молдавской митрополии. «Православная Церковь Молдовы» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/748888.htm...

В кон. 1923 г. архиеп. Фаддей, вернувшись из заключения, приехал в Астрахань. К 1924 г. в его подчинении находилось всего 10 храмов, остальные были в руках обновленцев. Пустующие обновленческие храмы власти начали закрывать и сносить. Соборным храмом архиеп. Фаддея стала ц. во имя св. равноап. кн. Владимира, Покровская ц. была крестовой. Владыка оказывал на верующих в это трудное время огромное нравственное влияние, участвовал в проводившихся в Астрахани в 1924-1925 гг. публичных диспутах на тему «Есть ли Бог?». После ссылки в нояб. 1926 г. архиеп. Фаддея в г. Кузнецк Саратовской обл. Астраханской епархией временно управлял Енотаевский еп. Стефан (Гнедовский). В 1928 г. на кафедру был назначен вернувшийся из обновленчества Смоленский еп. Филипп (Ставицкий) , в следующем году возведенный в сан архиепископа. 13 сент. 1929 г. архиеп. Филипп и 5 астраханских священнослужителей были арестованы по обвинению в контрреволюционном заговоре и в марте 1930 г. сосланы. В 1929-1931 гг. епархией временно управлял Вольский еп. Андрей (Комаров) , объявивший войну «фаддеевщине» и «филипповщине» и прекративший возношение за богослужением имени правящего архиеп. Филиппа. Действия еп. Андрея вызывали протесты со стороны верующих, неск. раз не допускавших архиерея в храмы, архиеп. Филипп запретил еп. Андрею служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г., когда еп. Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. Алексий (Орлов) . В 1933 г. Андрей (Комаров) был назначен еп. Астраханским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 г. он был обвинен в злостной неуплате налогов и приговорен к штрафу, после суда архиепископ устранился от управления епархией и вскоре уволился на покой. Астраханская кафедра осталась вдовствующей. В 30-х гг. XX в. в Астрахани были снесены: старый собор Рождества Богородицы, церкви Воздвиженская, Смоленская, Троицкая, в честь сошествия Св. Духа, во имя св. Афанасия Афонского, единоверческая Вознесенская, Никольская, ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, колокольня в Благовещенском мон-ре. Снесено неск. глав и колокольня Казанской ц., Знаменская ц. переделана под хлебозавод, ц. во имя свт. Николая Гостинского - под архив, в ц. Павла Исповедника разместился народный суд, архиерейский дом в кремле с 30-х гг. XX в. использовался как Дом офицеров, с колокольни кремля в 1934 г. был снят крест.

http://pravenc.ru/text/76736.html

1990-е годы Архангельская церковь встретила в аварийном состоянии. Кровельные работы начались только в 1998-м. Второй этап серьёзных восстановительных работ пришёлся на 2003-2009 годы, церковь тогда спасали вологодские и новгородские мастера. Сейчас идут скорее консервационные работы по спасению памятника архитектуры. 9 июля 1999 года, после долгого перерыва, в храме Михаила Архангела было совершено богослужение. Литургию возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Заслуживает внимание задумка архитектора опоясать восьмигранные барабаны изящными колоннами. Выглядит оригинально! Прямо таки изюминка этого здания. Ещё одна интересная деталь - современные резные воронки водосточных труб, выполненные из нержавейки. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Богтюжская Михаило-Архангельская церковь. Современное местоположение: с. Архангельское, Архангельское с/п, Сокольский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Михаила Архангела на Бохтюге, входившая в Сухонское поречье, упоминалась в окладной книге 1638 г. Каменная двухэтажная церковь, 1770 (1790?) г. Престолов три: в холодном верхнем храме - один (освящён в 1790 г.) и в теплом нижнем - два (1798 и 1799 г.г.). Престолы освящены в честь: Архангела Михаила - главный, свт. Николая Мирликийского, прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких. Богтюжская Свято-Духовская кладбищенская церковь, 1850 года, каменная. Престол в честь Святого Духа. В приходе было 10 часовен. Приходское попечительство было открыто 3 октября 1871 г., председателем избран крестьянин Семён Леонтиев. При Михайло-Архангельской церкви в 1896 г. была открыта приходская народная библиотека на средства бывшего прихожанина этой церкви, отставного рядового Пимена Меркулова, проживавшего в Санкт-Петербурге. От жертвователя поступило 73 экземпляра книг и брошюр на сумму 104 руб., за что ему была выражена архиерейская благодарность. 14 июня 1908 г. на колокольне произошёл пожар. За " самоотверженный подвиг " при его тушении крестьянин д. Кузминской Иван Пепелов получил архипастырское благословение.

http://sobory.ru/article/?object=00254

Соч.: Слово на торжественный день новоучрежденного военного ордена св. вмч. Георгия. СПб., 1773; Слово об истинной славе в день тезоименитства имп. Екатерины II. М., 1779; Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. Тверь, 1781; Ода на день св. Пасхи от 1785 г.//Ярославские ЕВ. 21. С. 334-335; Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. Ярославль, 1791; Книга записная учиненных определений преосв. Арсения (Верещагина)... для исполнения в Тверской духовной консистории. Тверь, 1893; Дневник//Ярославские ЕВ. 1894. 43. С. 674-677; 44. С. 691-700; 45. С. 707-713; 46. С. 730-735; 47. С. 749-751; 48. С. 766-767; 49. С. 779-783. Лит.: Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 135-138; Крылов А. Иерархи ростовско-ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 года до настоящего времени. Ярославль, 1864; Письма духовных особ прошлого века к преосв. Арсению, архиеп. Ростовскому//РА. 1866. С. 618-629; Критицкий Н. А. Тверские архипастыри - ревнители духовного просвещения в XVIII в. Тверь, 1887; Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889. С. 145-146; Титов А. А. Последний ростовский архиеп. Арсений IV Верещагин//ИВ. 1886. 2. С. 392-396; он же. Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890; Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин//ЦВед. 1900. 4; Савва (Тихомиров), архиеп. Сб. писем духовных лиц XVIII в. к преосв. Арсению (Верещагину). Тверь, 1893; 4 письма преосв. Амвросия, еп. Переяславского, к преосв. Арсению, митр. Ростовскому и Ярославскому, касательно составления службы свт. Димитрию Ростовскому//Ярославские ЕВ. 1894. 25. С. 392-395; Архиерейские преосв. Арсения архиеп. богослужения в ростовском соборе и архиерейском доме между 27-м июля и 16-м авг. 1786 г.//Там же. 30. С. 466-468; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63. Лит.: Ровинский Д. А. Словарь портретов. Т. 1. Стб. 346-347; Титов А. А. Столетие Ярославской архиерейской кафедры и первый Ярославский архиеп. Арсений. М., 1887; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63; она же. Традиции «парсуны» в произведениях Николая Семеновича Лужникова//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 244-256; Иконография ростовских святых: Кат. выст./ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 50. Кат. 30; Колбасова Т. В. Ростовский художник Н. С. Лужников (к 255-летию со дня рождения)//Ярославский календарь на 2000 г. Ярославль, 2000. С. 22-23.

http://pravenc.ru/text/76222.html

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных. Архиерейское служение 25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI) ), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. 1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках. С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

http://pravenc.ru/text/389389.html

15 июля 1888 г., на празднование 900-летия Крещения Руси, в С.-Петербурге впервые состоялся большой крестный ход с участием всего духовенства столицы - приходского, военного и домовых церквей. Исходным пунктом шествия на Дворцовую пл. был избран К.-В. с., к-рый впервые оказался в центре внимания всей правосл. России. Всенощное бдение и литургию возглавил в К.-В. с. еп. Псковский и Порховский Ермоген (Добронравин). В собор были доставлены чудотворные образы: Спасителя из домика Петра Великого, Казанской Божией Матери (из Казанского собора) и Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (из Скорбященской ц. за Литейным двором), блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невской лавры, свт. Николая Чудотворца из Николо-Морского собора. Через год после всероссийского празднования 900-летия Крещения Руси К.-В. с. отметил собственный юбилей - 100-летие окончания постройки каменного храма и освящения его главного алтаря. Богослужение 1 окт. 1889 г. совершил еп. Выборгский Антоний (Вадковский) с сонмом духовенства. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг. На рубеже XIX и XX вв., вслед за постройкой Биржевого моста, в приходе собора началось интенсивное жилое строительство, и к 1899 г. число его прихожан превысило 5 тыс. чел. С 1905 г. в храме служили 3 священника. К.-В. с. оказался в числе первых, получивших разрешение на устройство электрического освещения (1903). В том же году был разработан проект каменной часовни-киота на церковном участке (вероятно, не реализован, как и проект возведения перед собором бронзового бюста имп. Александра II в 1887). В 1892 г. на Мытнинской набережной установили мраморный киот в память спасения имп. Александра III в Борках близ Харькова (архит. Ф. Б. Нагель; не сохр.). Главным приходским праздником собора по-прежнему оставался день учреждения ордена св. Владимира, 22 сент. здесь совершалась архиерейская литургия. В 1903 г. служил еп. Ямбургский Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси), в 1906 и 1907 гг.- митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), в те годы еп. Гдовский (его служением была отмечена 125-летняя годовщина существования ордена), в 1911 и 1915 гг.- сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский (впосл. митрополит Петроградский).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

1 июня 1956 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма Кокчетава. В июле того же года переведен в Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора во имя св. апостолов Петра и Павла. 22 нояб. того же года назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. С 18 марта 1957 г. правящий епископ выделенной из Алма-Атинской Петропавловской и Кустанайской епархии. 25 февр. 1958 г. возведен в сан архиепископа. 15 сент. 1960 г. стал правящим архиереем Алма-Атинской и Казахстанской епархии, с которой была объединена Петропавловская и Кустанайская епархия. Назначение И. в Алма-Ату произошло в условиях конфликта внутри общины кафедрального собора во имя свт. Николая, что угрожало закрытием храма. И. смог быстро успокоить волнения, завоевав искреннюю любовь своей паствы как исповедник и архипастырь св. жизни. Богослужения, совершаемые И., отличались благолепием и молитвенностью. Наставляя священников, он требовал от них в служении красоты и естественности. Был выдающимся проповедником: его проповеди отличались яркостью и глубокой проникновенностью, живым, поэтичным языком, всегда находили отклик у слушателей. Мн. проповеди и поучения И. после его смерти были опубликованы и переиздаются в наст. время. Помимо архиерейских служб по праздничным и воскресным дням И. часто заменял ушедших в отпуск священников, служил иерейским чином, исполнял требы. Был большим молитвенником, молился днем и ночью в домашней церкви или в келье. Был мягким и отзывчивым по характеру, прост в общении с людьми, скромен в быту, сам стирал и готовил на кухне. Лично вел епархиальные дела, отвечал на многочисленные обращения; оказывал помощь священнослужителям, монашествующим, семинаристам, другим нуждающимся, перечислял денежные суммы детским домам. Регулярно, даже несмотря на преклонный возраст, объезжал с архипастырскими визитами приходы своей обширной епархии. Часто бывал в Караганде, где служил настоятелем Рождественского храма воспитанник оптинских старцев схиархим. прп. Севастиан (Фомин) .

http://pravenc.ru/text/578561.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010