В 1565, 1566 и 1568-1571 гг. в Вологде жил Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 г. к юго-востоку от Ленивой площадки заложили новый кремль. В 1568 г. в нем началось строительство собора во имя Св. Софии. До освящения Софийского храма главной в Вологде была ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке, где был погребен еп. Киприан. В новом кремле для Великопермского епископа было построено деревянное подворье; в сер. XVII в. на месте архиерейского двора близ Софийского собора находились храм во имя свт. Стефана Пермского, кельи архиерея, хозяйственные сооружения. С кон. 60-х гг. XVI в. Вологда стала постоянным местом пребывания архиерея, к нач. XVII в. швед. резидент П. Петрей писал, что в Вологде было 4 наиболее важные церкви, «при которых живет епископ», архиерей совершал торжественные богослужения не только в соборе Св. Софии, но и в храме во имя свт. Николая ( Масса, Петрей. С. 185). В результате присоединения Вологды в В. е. вошли крупные мон-ри, в частности Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (основан в XIII в.), Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (основан в 1371) и др. В 1503 г. в Прилуцкий мон-рь был принесен образ прп. Димитрия Прилуцкого , написанный Дионисием . В Вологде икону встречал еп. Никон. В память об этом событии 3 июня было установлено местное празднование, совершался крестный ход из собора в Прилуцкий мон-рь. В XVI-XVII вв. на территории епархии активно развивалась монашеская жизнь, было основано значительное число мон-рей и пустыней, преимущественно в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Обители были небольшими, как правило, они получали земли или ругу от московских вел. князей (обычно располагались на их землях), большая их часть закрылась в 1764 г. Наиболее значительными были Корнилиев Комельский и Арсениев Комельский мон-ри. Собор 1589 г. утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея - архиепископ Вологодский и Великопермский. Вологодский Софийский дом

http://pravenc.ru/text/155162.html

З. может отделять алтарную часть храма от наоса. В различных богослужебных традициях христ. Востока З. появилась не позднее VI в. (с этим связано и включение особых молитв о З. в состав ряда вост. литургий). Установление практики отделять алтарь З. со временем было приписано свт. Василию Великому - в его Житие мог включаться рассказ о том, что святитель повелел устроить З. после того, как однажды один из сослужавших ему диаконов отвлекся от совершения литургии, смотря на некую женщину в толпе мирян. Тем не менее в К-поле использование З. до X в. не фиксируется, и лишь после XI в. она стала одним из непременных атрибутов правосл. храма; на Западе З. вовсе не получила распространения. Разновидностью З., доныне встречающейся в афонских и нек-рых др. храмах, являются занавеси кивория , закрывающие св. престол со всех или только с 3 сторон. Символическое толкование З., по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя ( Theodor. Andid. Comment. liturg.//PG. 140. Col. 445), свт. Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует З. небесной скинии ( Sym. Thessal. De templ.//PG. 155. Col. 341, 348, 704). З., представляющая собой красивую ткань (в греч. практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в рус. практике допускаются З. различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у св. (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря. Правила об отверзении и о закрытии З. во время богослужения согласно совр. рус. традиции приведены в 23-й гл. принятого ныне в РПЦ Типикона. В частности, З. должна быть отверзта во все время вечерни, утрени и молебна (в последнем случае на практике З. отверзается не везде), а во время Божественной литургии - от ее начала (и даже ранее, с момента каждения после проскомидии) до великого входа, от возгласа     до возгласа     и от начала причащения мирян до окончания литургии (за архиерейским богослужением или в случае наличия у служащего соответствующей церковной награды З. закрывается лишь на время причащения священнослужителей, после возгласа     в день Пасхи и во всю Светлую седмицу З. не закрывается вовсе). В совр. греч. практике приняты неск. иные правила отверзения и закрытия З.; в дониконовской рус. традиции они также отличались от совр. русских. В византийском придворном церемониале

http://pravenc.ru/text/182423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич; 22.04.1880, с. Янкулово Винницкого у. Подольской губ.- 2.12.1937), прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Время монашеского пострига Г. неизвестно. По анкетным данным, «служитель религиозного культа с 1895 г. Монах». В 1906 г. подвизался в Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст., затем в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре Кишинёвской епархии. Служил экономом при архиерейском доме в Кишинёве. Кроме хозяйственных обязанностей и архиерейских богослужений принимал участие в общественных церковных торжествах; в годы первой мировой войны сопровождал из Кишинёва поезда в Ставку, где совершал богослужения. В сан архимандрита возведен до революции 1917 г. В 1919 г. переехал в Одессу, где служил в храме свт. Димитрия Ростовского на Втором христ. кладбище при Одесском и Херсонском митр. Платоне (Рождественском) ; был наместником Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ря Херсонской епархии. В 1920 г. митр. Платон предлагал ехать с ним за границу, но Г. решил остаться; был назначен в ц. Вознесения Господня (Мещанскую). Совершал тайные постриги в монашество, был духовником Одесского и Херсонского митр. сщмч. Анатолия (Грисюка) . В июле 1927 г. арестован; освобожден после 3 месяцев заключения без предъявления обвинения. В 1932 г. по делу о сдаче ценностей заключен в тюрьму на 2 месяца, где подвергался пыткам. 9 дек. 1936 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и «поддержании связи» с Истинно Православной Церковью. 13 июня 1937 г. ОСО при народном комиссаре внутренних дел СССР приговорен к ссылке в Казахстан сроком на 5 лет. Проживал в пос. Майское Бескарагайского р-на Восточно-Казахстанской обл. 25 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной работе при нахождении в ссылке», виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен постановлением Свящ. Синода 28 дек. 1999 г. (Канонизирован со своим именем в миру - Григорий. В наст. время почитается под монашеским именем.)

http://pravenc.ru/text/162071.html

В 1990 г. на подворье развернулись ремонтно-реставрационные работы в храме, начался ремонт в игуменских покоях и в кельях. На колокольне установили крест и колокола. Богослужения проходили поначалу во временном подвальном храме, а 7 января 1991 г., в праздник Рождества Христова, Литургия была совершена в Серафимовском приделе, освященном малым чином. Через несколько дней, 12 января, подворье впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 апреля 1991 г. на купола Казанской церкви установили кресты. В 1991 г. архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. 9 июля 1992 г. Святейший Патриарх снова посетил Казанский храм, в который из церкви на Смоленском кладбище был торжественно перенесен чтимый список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери (с 1996 г. он пребывает на Валааме). В январе 1991 г. малым иерейским чином настоятелем Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко) был освящен придел прп. Серафима Саровского; в мае 1993 г. малым иерейским чином игуменом Валаамского монастыря архимандритом Панкратием был освящен придел Свт. Николая Чудотворца. После возвращения властями храма Церкви первая Божественная Литургия совершена в январе 1991 г. 2 апреля 1994 г. великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Казанской иконы Божией Матери. 17 июля 1995 г. была освящена входящая в комплекс подворья часовня Новомучеников и Исповедников Российских; в июле 1998 г. в ней отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. Святыни Валаамского подворья: 1. Строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона является уникальной реликвией. 2. Чтимая чудотворная Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Тогда же были первые исцеления по молитвам перед ней. 3. Мощевик-ларец с частицами св. мощей апостолов, святителей, преподобных, мучеников и чудотворцев, Валаамских подвижников. 4. Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей. 5. Чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери после чудесного обновления в 1995 г. стала первой святыней, почитаемой на Валаамском подворье в Петербурге. 6. Икона свт. Нектария Эгинского с частицей мощей, заключенной в подвешенный к иконе крест. 7. Икона святой праведной Анны с младеницей, которая была заказана по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. 8. Чтимая чудотворная икона Божией Матери " Всецарица " на подворье Валаамского монастыря в Петербурге является списком с иконы Ватопедского монастыря Святой горы Афон. 9. Чтимая мироточивая икона Божией Матери " Отрада и Утешение " , написанная на Афоне по заказу прихожанина подворья.

http://sobory.ru/article/?object=00523

Самое большое количество открыток было выпущено с видами Троицкого мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами свт. Иоасафа, интерьер Свято-Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города. Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском). В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков). К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви. Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре (Бенедиктове). В ней было два престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая. Третья церковь монастыря - домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При этой церкви в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

http://sobory.ru/article/?object=34516

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Рафальский Григорий Антонович; 19.02.1789, с. Нуйно Ковельского у. Волынской губ.- 16.11. 1848, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Новгородский. Род. в семье правосл. священника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в ДУ униатского Верховского базилианского (см. Базилиане ) мон-ря, затем в 1800-1809 гг.- в правосл. Волынской ДС в г. Остроге. Как лучший ученик Г. Рафальский был направлен в КДА, но по болезни не поступил и служил в Волынской ДС учителем поэзии в младших классах. 16 июля 1809 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору Острога, одновременно с 6 сент. 1809 г. служил экономом Волынской ДС. В 1812 г. во время Отечественной войны переправил в глубь России архиерейскую ризницу, консисторский архив и б-ку семинарии. За успешное исполнение этого поручения 15 июня 1813 г. свящ. Григорий Рафальский был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора Острога, затем благочинным. Восстановил уничтоженные пожарами 1809-1812 гг. здания архиерейского дома и Волынской ДС. В 1815 г. освобожден от преподавания в ДС и назначен экономом ДС и архиерейского дома. В 1821 г. овдовел. С 1823 г. являлся членом духовной консистории. Оклеветанный сослуживцами, прот. Григорий Рафальский в 1830 г. был переведен на служение в приходской храм г. Кременца Волынской губ. и законоучителем и благочинным Кременецкого лицея. Приложил немало усилий по обращению насельников Почаевской лавры из унии в Православие. По благословению свт. Московского Филарета (Дроздова) 20 нояб. 1832 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен наместником Почаевской лавры и присутствующим Волынской духовной консистории. 8 июля 1834 г. А. был хиротонисан во епископа на учрежденное Варшавское вик-ство Волынской епархии. В Польше оградил правосл. паству от нападок со стороны католич. кругов, при этом благодаря свойственным ему благоразумию и такту сохранил хорошие отношения с польск. об-вом. С 5 окт. 1840 г. архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. С 17 янв. 1843 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский, первоприсутствующий член Святейшего Синода. Переведен в столицу по инициативе имп. Николая I , высоко оценившего деятельность А. по обращению Почаевской лавры в Православие. С первых дней служения в С.-Петербурге А. привлек к себе расположение паствы особой доброжелательностью к просителям, частым посещением духовных учебных заведений и пышностью богослужений. Будучи знатоком иконописи, на всех местах своего служения покровительствовал иконописанию. Многие современники А. не находили в нем ни выдающихся адм. и ученых способностей, ни аскетизма, обвиняя его в «светскости домоустройства». А. конфликтовал с обер-прокурором гр. Н. А. Протасовым .

http://pravenc.ru/text/116006.html

И тогда епископы, приезжая на Архиерейский Собор, смогут донести до Собора каждый из своей епархии пожелания, чаяния, новации, исходящие, в том числе, и от мирян. Эти предсоборные совещания могли бы носить совещательный характер, но они давали бы новые импульсы, взгляды, невидимые сверху начала каких-то движений. Они давали бы хорошую пищу для того, чтобы Архиерейский Собор мог работать более плодотворно и мог бы учитывать более широкое мнение. Поэтому в этом отношении создание такого органа было бы полезно " , - считает архимандрит Назарий (Лавриненко). В свою очередь, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов заявил " Русской линии " , что " самый главный вопрос, который надо сразу обозначить и поставить в центр всего - это каким образом должно происходить на заседаниях палаты обсуждение проблем церковной жизни " . " Надо предостеречь от крайностей, от модернизма, который, увы, реально существует, от тех опасностей, которые могут угрожать Церкви. Надо опираться на завет Святейшего Патриарха Алексия II, помнить его слова, сказанные им на последнем епархиальном собрании: " Пока я жив, никаких реформ богослужения не будет " . Мы должны серьезно воспринять его завет, это должно быть ориентиром всех обсуждений. Тем более, что вновь избранный Святейший Патриарх Кирилл торжественно засвидетельствовал на Поместном Соборе о своей верности всем церковным традициям " , - отметил отец Александр. В интервью сайту Богослов.Ru член Поместного Собора Русской Православной Церкви, преподаватель Московской Духовной академии иеромонах Савва (Тутунов) заявил , что " упомянутые в соборном определении " механизмы " также могут быть комплексными, то есть включать в себя и опрос епархиальных архиереев (а также учебных заведений и церковных ведомств), и создание рабочих групп для обсуждения конкретных вопросов, и созыв семинаров или конференций, и региональные съезды представителей епархий. Главное - чтобы совокупность подобных должным образом координируемых механизмов позволила начать реальное, конструктивное, общецерковное обсуждение назревших вопросов, становясь, таким образом, неким постоянным собором нашей Церкви " , - заключил иеромонах Савва (Тутунов).

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/31/ot...

В 1863 г. М. установил ежегодное празднование 11 мая дня памяти слав. просветителей Кирилла и Мефодия. В этот день в Антониевом мон-ре совершалось торжественное богослужение, за к-рым настоятель обязательно произносил проповедь. Лучшие из семинаристов готовили собственные сочинения на заданные ректором темы, писали стихотворения, исполняли песнопения и гимны, положенные на ноты местными композиторами (напр., гимн святым первоучителям Кириллу и Мефодию). 6 лет пребывания в Новгороде (1860-1866) стали весьма плодотворным для М. временем. Особое место среди его трудов заняло 2-томное «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1860). В 1-м т. собраны описания 64 новгородских и пригородных церквей и мон-рей, 2-й т. посвящен описанию «предметов, обладающих исторической и художественной ценностью: икон, крестов, лицевого шитья, облачений». Так, в этом труде содержатся сведения о фресках Софийского и Николо-Дворищенского (XII в.) соборов, храмов Спаса на Нередице (XII в.) и свт. Николая Чудотворца (XIII в.) Липенского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , церквей Преображения Господня на Ильине ул., вмч. Феодора Стратилата на Ручью (XIV в.) и др. Описаны уникальные иконы, в т. ч. Божией Матери «Знамение», «Молящиеся новгородцы». Говоря о достоинствах этого труда, критик В. В. Стасов отмечал широкое использование М. новгородских летописей, грамот, церковных описей, различных рукописных источников. При этом М. упрекали в стремлении «вместо текстов представить свои собственные мнения в виде твердо основанных общепризнанных фактов» (цит. по: Жервэ. 2009. С. 284). Среди других работ М., посвященных древностям Новгородской земли, важнейшей является «Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях» (1861). Внимание М. привлекли наиболее ценные рукописи и грамоты из б-к Софийского собора (в т. ч. ок. 30 пергаменных рукописей XII-XIII вв.), новгородского Юрьева монастыря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня , Клопского Михайловского , Вишерского и др. мон-рей. В 1862 г., к 1000-летию Новгорода, М. составил и издал «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» и «Описание Новгородского Архиерейского дома». 8 сент. 1862 г. в Новгородском кремле на церемонии открытия памятника «Тысячелетие России» в присутствии имп. Александра II он произнес приветственное слово от епархии, а затем провел для царской семьи обзорную экскурсию по Софийскому собору и ц. свт. Иоанна Новгородского при Архиерейском доме. Во время служения в Новгороде особая дружба связывала М. с губернатором Э. В. Лерхе, переписка с к-рым продолжалась и в 70-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

На иконе «Собор русских святителей» (60-е гг. XIX в.) в Князь-Владимирском соборе в С.-Петербурге М. изображен в рост в паре со свт. Филиппом, митр. Московским. Волосы М. с проседью, слегка вьющиеся локоны лежат по плечам, борода длинная, клиновидная. В соответствии с традицией Нового времени он облачен в саккос, под к-рым виден подризник насыщенно розового цвета, с палицей и омофором, на голове митра с меховой опушью. В правой руке держит крест, левая опущена. В 1947 г. худож. И. С. Ижакевич написал аналойный образ святого для киевского храма на Татарке, освященного во имя М. в 1897 г. в память 400-летия его гибели. Неизвестно, каким иконографическим источником при создании иконы пользовался художник, но образ святого узнаваем по иконографическим и типологическим чертам, известным по немногочисленным изображениям XVIII-XIX вв. В свою очередь эта икона, в которую была вложена частица мощей святого, стала образцом для последующих изображений, как писаных, так и отпечатанных типографским способом. Как и в композиции на фасаде Илиинской ц., М. представлен в легком развороте влево, в саккосе и митре, держащим в правой руке крест, а в левой - посох с сулоком. На груди - крест и панагия. Ижакевичем тогда же для храмового иконостаса был написан еще один образ той же иконографии, но ростовой (вмонтирован мощевик). В тимпане зап. фасада, над входом в Макариевскую ц., помещена живописная композиция, в центре к-рой поясной образ М., воспроизводящий храмовые иконы святого; его фланируют фигурки 2 парящих ангелов, трубящих в горны. Во Владимирском соборе в Киеве ростовой фронтальный образ М., написанный во 2-й пол. XX в., помещен на крышку раки святого. Здесь он также представлен в архиерейском облачении, с крестом и посохом в руках, на груди - 2 панагии. В дер. Скрыгалов во имя М. освящен храм (ранее - во имя свт. Николая Чудотворца), к-рый как православный упоминался еще до мученической кончины святого. Церковь неоднократно перестраивали (богослужения в ней возобновлены в 1996). При церкви 1 мая 1905 г. была освящена во имя М. каменная часовня-памятник. В ней была установлена в богатом киоте, пожертвованном Киево-Печерской лаврой, «древняя икона» М. В 1905 г. на берегу Припяти, на месте кончины священномученика, была установлена памятная стела, в нише к-рой находилась небольшая икона М.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре , Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре . В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей. Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство ), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010