Престолы нового храма Богоявления Господня      В марте 1898 года духовенство и прихожане, в преддверии столетней годовщины Бородинского сражения, решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма. Благодаря этому Богоявленский храм стал самым обширным из всех московских приходских храмов и третьим в Москве по величине и вместимости (десять тысяч человек) после храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле. В храме было устроено пять престолов. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). К моменту разрушения в храме было уже семь престолов. Средний престол был освящен в честь Богоявления Господня, с южной стороны находились приделы в честь свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Георгия Победоносца и преп. Сергия Радонежского, с северной стороны — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», иконы Божией Матери «Казанская» и свт. Тихона Задонского. В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Упомянутый собор остался верен патриарху, и вскоре стал кафедральным храмом Московской епархии. Считается, что кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату — конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения. 1920-1930-е богослужения в этом храме часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал ряд набросков к своему знаменитому полотну «Русь уходящая». В этом соборе будущего патриарха Пимена рукоположили сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931-1935 гг.) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым.

http://pravoslavie.ru/116454.html

К. е. еп. Назарием (Блиновым). Так, подчинявшаяся ВПЦР «Украинская Печерская Никольская община», получившая 22 мая 1919 г. к празднику свт. Николая Военно-Никольский собор на Печерске, приняла условия еп. Назария об обязательном поминовении патриарха Тихона и о совершении службы на церковнослав. языке, за исключением чтения Евангелия (его разрешено было читать на укр. языке), и на этих условиях получила архиерейское благословение на совершение служб и антиминс. Однако впосл. ни одно из этих условий не выполнялось: патриарха не поминали, а на укр. языке совершали большую часть служб. Уже 12 июля 1919 г. община Липковского впервые провела службу на укр. языке в большом Софийском соборе, после чего еп. Назарий запретил Липковского в священнослужении, но в скором времени, пытаясь избежать прямого конфликта и появления «оппозиционной» структуры, отменил свое решение. Позиция еп. Назария, стремившегося добиться компромиссного и бесконфликтного решения «украинского церковного вопроса», была мягкой: на раннем этапе раскола он нередко ограничивался декларативными заявлениями (напр., в воззвании от 8 авг. 1919 он призывал «возлюбленных чад, именующих себя «украинскими громадянами», не нарушать церковное единство в сфере богослужебного языка» (РГИА. Ф. 130. Оп. 3. Д. 75. Л. 1-2)) или вступал с ними в объяснения по поводу неканоничности и низкого качества переводов на укр. язык (автокефалисты сами переводили богослужебные тексты с церковнославянского). Позиция патриарха Тихона также была располагающей к поиску компромисса: он с пониманием отнесся к стремлению «украинских общин» к богослужениям на «родном наречии», но указывал, что этот вопрос может быть решен только на Всероссийском и Всеукраинском Соборах (Там же. Ф. 182. Оп. 1. Д. 136. Л. 7). Однако последователи ВПЦР расценивали готовность к обсуждению как слабость позиции священноначалия и незамедлительно перешли в наступление. 20 июня 1919 г. уставы первых 4 украиноязычных религ. общин Киева - Печерской при соборе свт. Николая, Подольской при соборе ап.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Малышево. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Малышево известно с XVI века. В середине XIX веке она принадлежала княгине Анне Александровне Голициной. 19 февраля 1908 года жители деревень Юрасово, Малышево и Кузнецово обратились с прошением построить новый деревянный теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Средства на построение храма дали прихожане и внук княгини Голициной Александр Александрович Прозоровский-Голицин. Был и подписной лист с капиталом в 6850 рублей. Землю под храм и кладбище выделили жители означенных деревень по две десятины в бесплатное пользование причта. В 1910 году состоялась закладка, а в 1912 году храм с трапезной и колокольней был освящен. В начале 1913 года внутри храма сооружены приделы: во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. В советское время храм не закрывался, но несколько лет богослужение в нем не совершалось из-за отсутствия священников, которые были репрессированы. 17 февраля 1838 года на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма Иоанн Алешковский, Архиерейским Собором 2000 года причисленный к Лику Святых как священномученик. Удивительно, что храм долгое время стоял с открытыми окнами и дверями, но не разорялся. Жители близлежащих селений молились в церкви по ночам. Со времени Великой Отечественной войны в храме регулярно совершаются богослужения. С 1981 года проводились различные строительные работы. В храме имеется почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Особое благодарение совершается на 2-й седмице по Пятидесятнице — в память избавления жителей Бронницкого уезда от морового поветрия в XIX веке. Кроме того, почитаются иконы свв. мчч. Космы и Дамиана, архангела Михаила и др. http://www.bronblag.ru/hrami/73 Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца была построена близ станции Бронницы в 1908-1912 гг. на средства благотворителей (среди которых которых князь А.А. Прозоровский-Голицын) и крестьян деревень Юрово, Малышево и Кузнецово. В 1913 г. в ней устроены приделы св.бессребренников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. Шатровый храм с трапезной и шатровой же колокольней представляет интересный образец т.н. " дачных " деревянных церквей (Шереметьевская, Наташино, Удельная). В 1936-1941 гг. службы в церкви не совершались. Полностью сохранилась внутренняя отделка храма с росписями потолков, иконостасами. Святыни церкви: почитаемые иконы Божией Матери Иерусалимская, " Отрада и Утешение " , Иверская; св. вмч. и целителя Пантелеймона, прп.Сергия Радонежского, свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=15412

В соответствие с постановлением Правительства Москвы 706-ПП от 19 сентября 2006 года здание храма находится в границах объединенной охранной зоны В декабре 2007 года община закрытого храма получила помещение для своих молитв: московские власти приняли решение передать приходу в безвозмездное пользование дом причта на Долгоруковской улице (местные жители до сих пор называют его «архиерейским домом», так как в нём останавливались московские митрополиты, посещавшие Никольскую церковь). В связи с этим отделение милиции, которое располагалось в этом доме с послевоенных времен, было переведено в другое здание. В декабре 2009 года была подана заявка в Комитет по культурному наследию г. Москвы на постановку на охрану дома дьякона церкви св. Николая Чудотворца в Новой слободе. Дом дьякона Истрина стоит за оградой территории «Союзмультфильма» и является по сути брошенным, все его окна заколочены. Поскольку его основа деревянная, то дом может быть утрачен в результате пожара. Также планировалась новая заявка и на само церковное здание – эти меры должны были обезопасить его от сноса или переделок. Однако, до сих пор заявки так и не были рассмотрены. 5 декабря 2011 года – указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святителя Николая в Новой Слободе передается на попечение и возобновление в нем богослужений Синодальному Миссионерскому отделу РПЦ, а высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, назначается настоятелем этого храма. С 24 декабря 2011 года в доме причта возобновлены регулярные богослужения. 10 августа 2013 года в день почитания Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой был освящен один из приделов храма, впервые с момента закрытия храма в 1936 году в здании “Союзмультфильма” был отслужен молебен. Основное здание храма святителя Николая в Новой Слободе, закрытого в 1936 году, до сих пор занимает киностудия “Союзмультфильм”. По историческим справкам главный придел храма освящен в честь — Смоленской иконы Божией Матери, левый — свт. Николая, правый — зачатия Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=27237

Для «иконной работы» был приглашен иконописец Федор Андреевич Соколов из московского Художественно-промышленного музея, который за 1303 руб. написал на цинке образа с золоченым фоном. Образа над жертвенником («Нерукотворный Спас») и запрестольный («Моление о чаше») исполнил известный художник-академист бар. М. П. Клодт. Резные врата церкви Министерства Императорского двора в Петербурге стали образцом для Беловежа — их изготовил в столице мастер Г. В. Бюхтгер. По сторонам от царских врат находились иконы Спасителя и Божией Матери, свт. Николая, блг. вел. кн. Александра Невского, прп. Ксении и равноап. Марии Магдалины, тезоименитых членам Царской семьи. С иконостасом несколько контрастирует позднеакадемический и ремесленный характер росписи и скромность остального убранства, что вызвано многими утратами военного времени. Утварь для церкви (напрестольное Евангелие в бронзовом окладе, дарохранительница, три паникадила, семисвечник, кадила и др.), по выбору Шретера, была приобретена у братьев Щелкиных и И. А. Жевержеева (печатные иконы, венцы, облачения). «Архиерейский трон» сделал плотник Хотулев, мебель — столяр Умецкий, клиросные решетки — фирма «Гостынский и К°» (Варшава). Пол из мраморной мозаики выложили мастера из Варшавы. Медь для колоколов была пожертвована «Высочайшими особами». Одновременно с сооружением храма возводились дома для настоятеля, псаломщика и дворцовые службы. 20 августа 1894 постройку дворца и церкви посетил Император Александр III. 22 января 1895 епископом Виленским и Литовским Иеронимом храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя нового Государя. На освящении присутствовали гродненский губернатор т. с. Батюшков и служащие удельного округа. Стоимость строительства составила 54 000 руб. Деревянную церковь разобрали, использовав материал для постройки кладбищенской часовни в Пухлах. В 1897–1912 в Пущу на охоту регулярно приезжал Император Николай II, который любил слушать на богослужении пение двух хоров — учеников местной школы и служащих при дворце. В 1900 приход насчитывал 2315 человек, проживавших в Беловеже и окрестных деревнях. Настоятелем церкви в 1884–1915 служил о. Михаил Ширинский.

http://sobory.ru/article/?object=34568

В Вологодском архиерейском доме были проведены допрос и медицинское освидетельствование архиепископа. 30 дек. 1831 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) сообщил в Синод о его полной вменяемости: «...ни по разговорам, ни по телодвижениям, ни по другим действиям, никакого расстройства умственных способностей не замечается» (см. подробнее: Головщиков. 1893. С. 5-6). В Прилуцком мон-ре И. вел подвижническую жизнь, много писал, в т. ч. ряд статей для духовных журналов. В 1837-1840 гг. Синод присылал к И. старообрядцев для их увещевания. В бумагах архиерея сохранилось его соч. «О происхождении двуперстнаго, троеперстнаго и именословнаго крестного сложения». Вологодский еп. Стефан сочувствовал И. и хорошо отзывался о нем в донесениях Синоду. Следующий Вологодский архиерей, свт. Иннокентий (Борисов) , с любовью относился к ссыльному архипастырю. Указом Синода от 7 февр. 1839 г. И. получил разрешение совершать богослужения, это известие архиерей встретил со слезами. В нояб. 1841 г. по ходатайству свт. Иннокентия И. дозволялся выход за пределы обители; он познакомился со мн. жителями Вологды, принимал участие в делах монастыря, помогал бедным. Горожане любили и уважали архипастыря, считая безвинно пострадавшим, прозорливым и юродивым. 17 апр. 1848 г. И. был назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . 25 мая того же года под колокольный звон всех городских церквей он прощался с жителями Вологды, при выезде из города благословил его. В Толгском монастыре за 2 года до смерти И. приготовил для себя дубовый гроб, выкопал могилу около Спасской ц. монастыря, где и был погребен. И. был награжден орденами св. Анны 2-й (1818) и 1-й (1829) степени, св. Владимира 3-й степени (1824). После смерти в его бумагах было найдено много заметок, неоконченных статей, черновиков писем Московскому свт. Филарету (Дроздову) , Новгородскому митр. Серафиму (Глаголевскому) , Ярославскому архиеп. Нилу (Исаковичу) , Кишинёвскому еп. Иринарху (Попову) , Тобольскому архиеп. Евлампию (Пятницкому) и проч. Большая часть книжного собрания И., оставшегося в Иркутске, была передана в Иркутскую ДС, а в 1920 г. поступила в Иркутский гос. ун-т. Помимо печатных изданий XVIII-XIX вв. в б-ке И. хранились и рукописные сочинения, в т. ч. «Хрисмологион, сиречь книга преречнословная» (XVII в.) Николая Спафария и «Молдавский летописец» (XVIII в.) архим. Варфоломея (Мазэряну).

http://pravenc.ru/text/674019.html

Трехъярусный резной позолоченный иконостас Знаменского храма венчало изображение Вознесения Христова. В правом и левом приделах находились одноярусные с позолотой иконостасы, в алтаре придела свт. Димитрия Ростовского на горнем месте располагалось деревянное распятие с предстоящими, на престоле - серебряный ковчег в форме кувуклии. На зап. стене трапезной в 3 рамах находились выполненные схим. Марией мозаики с видами старого Иерусалима и горы Голгофы, с подробным изображением сцен страданий и Воскресения Спасителя. В мон-ре, пользовавшемся особым расположением свт. Тихона Задонского, хранился живописный портрет архипастыря. На нем святитель изображен незадолго до кончины, облаченным в мантию, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом в левой руке. Портрет был подарен святителем Матроне Солнцевой. В 1861 г. еп. Феофан (Говоров), посетивший Знаменскую обитель после торжественного открытия мощей свт. Тихона Задонского, прислал игум. Павлине написанный им Казанский образ Божией Матери в позолоченном окладе - точную копию Вышенской иконы. Среди святынь Е. м. был бронзовый ковчег 1885 г., в к-ром хранились икона Воскресения Христова, написанная в Иерусалиме на части стропила храма над Гробом Господним, икона вмч. Георгия, вырезанная на обломке каменной плиты с гробницы святого, частицы древа Креста Господня и камня Гроба Господня, частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, святых Дионисия Ареопагита, Агафангела, Харалампия, архидиак. Лаврентия, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона и Пантелеимона, мучеников Нестора, Антипы, Конона, Василиска, Феодота Анкирского, мучениц Варвары и Марины, равноап. Марии Магдалины, преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого, Моисея Угрина, Дионисия и Нила Афонских, Агапита Печерского, Иоанна Пустынника (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466). В 1912 г. в мон-рь была пожертвована икона новопрославленного св. Иоасафа, еп. Белгородского, с частицей его облачения. Особенности богослужения

http://pravenc.ru/text/189787.html

В 1997 году начались работы по возведению храма по проекту архитекторов А. В. Бормотова и В. И. Якубени, в основу которого были положены чертежи церкви Святой Троицы в усадьбе Ершово Звенигородского уезда (арх. А.Г. Григорьев). Согласно проекту, предполагалось возведение верхнего более вместительного и нижнего храмов. В ноябре 2000 года храм свт. Иннокентия, митрополита Московского стал приписным к храму свт. Николая у Соломенной сторожки. С этого времени настоятелем храма был иерей Михаил Михайлов. На территории храма был воздвигнут памятный крест в память о погибших воинах в Афганистане и Чечне, живших на севере Москвы. На постаменте креста размещены таблички с их именами. 31 октября 2004 года был совершен первый молебен в самом храме, а как только в храме были установлены окна и двери, настоятель храма благословил продолжить регулярное служение молебнов по воскресным и праздничным дням.  15 сентября 2006 года  было совершено малое освящение храма. 15 сентября 2006  были привезены и установлены на временной звоннице четыре колокола, заказанные на пожертвования прихожан. 18 февраля 2007 года состоялось первое занятие воскресной школы храма свт. Иннокентия. 21 июля 2007 года в дар храму из Америки потомками святителя Иннокентия Московского была передана икона с частицей мощей святого. 6 октября 2008 года, в день престольного праздника, в храме впервые состоялось архиерейское богослужение. Божественную литургию, молебен и крестный ход возглавил архиепископ Истринский Арсений. 2011 год ознаменовался для храма началом масштабных ремонтных работ и работ по благоукрашению храма. Осенью 2012 года в храме были положены мраморные полы. 18 марта 2012 года при храме состоялось первое заседание молодежного клуба. С 1 апреля 2012 года проходят еженедельные встречи по воскресеньям после поздней Литургии. Основные цели и задачи клуба — христианское просвещение молодежи, объединение ее через вовлечение в активное участие в общественной и церковной жизни. 4 июля 2012 года начал работу кружок «Евангельские беседы», на котором в неформальной и доверительной обстановке проводится совместное чтение и последующее обсуждение отрывков из Евангелия.

http://patriarchia.ru/db/text/5269294.ht...

Церковь свт. Никиты Новгородского (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Престольные праздники: 13 февраля, 13 мая, 27 мая, дни памяти свт. Никиты Новгородского; также Собор Новгородских святых (переходящая дата). Содержание История [ править править код ] В новгородском микрорайоне Волховский, при впадении реки Питьбы в Волхов, в живописной роще белеет небольшой одноглавый храм. Храм построен в древнерусском стиле, на манер новгородской архитектуры XIV-XV веков. Как гласит табличка, освящен он во имя свт. Никиты Новгородского. Вместе с тем, на самом деле, в настоящий момент храму насчитывается меньше ста лет. Создан он был уже в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Его закладка состоялась осенью 1914 года. А уже меньше чем через год, 19 июля 1915, на память св. Серафима Саровского, храм уж был освящен самим хозяином архиерейской мызы, архиепископом Арсением. Храм был выстроен на средства самого архиерейского дома. Иконы для храма про заказу архиепископа писали знамеитые в свое время московские иконописцы братья Чириковы. Первоначально к храму была пристроена колокольня с 7 колоколами. Самый большой из их носил имя св. Никиты, патрона храма. Он весил целых 50 пудов (около 900 кг). Надпись, отлитая на нем гласила: «Благоденствуй земле радость велию Святитель Никита. Лит сей колокол в царствование Государя Императора Николая 2.Благословением Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Новгородского и Старорусского к церкви святителя Никиты, епископа Новгородского, при сельце Никитинском, в годину великой войны с тевтонами и агарянами 1914-1915 гг вес 50 пуд.23 ф. г. Валдай». Однако, вскоре началась революция. В 1920 году храм закрыли. В 1923 году в нем устроили клуб. Колокольня была разобрана. Внутренее убранство не сохранилось. Но внешний вид храма снаружи сохранился в первоначальном виде. Современное состояние [ править править код ] Церковь Никиты Новгородского сегодня является действующей. Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23 Тел.: 8 (921) 697-20-99 Расписание богослужений [ править править код ] Литургия совершается в 9:00, всенощное бдение — в 17:00. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

23 янв. 1846 г. еп. Феодотий утвердил решение Симбирской духовной консистории о приписании Казанского храма к Симбирскому архиерейскому дому - бывш. симбирскому Покровскому монастырю. Уже 6 февр. 1846 г. казначея архиерейского дома иером. Августина направили в церковь К. м. «для принятия оной в ведение архиерейского дома и для богослужения в ней»; 2 недели спустя по прошению казначея «для исправления при сей церкви богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности» к храму были прикомандированы диакон, 2 послушника и 3 штатных служителя. 3 июля 1846 г. Синод утвердил донесение святителя о причислении Казанского храма к Симбирскому архиерейскому дому. По настоянию еп. Феодотия К. м. была возвращена часть земельных наделов. В марте 1848 г. К. м. возглавил бывш. казначей архиерейского дома иером. Флегонт, при котором был выстроен 2-этажный братский каменный корпус с настоятельскими покоями, отдельная трапезная, каменная ограда с 4 башнями по углам и парадными «архиерейскими» воротами (1852), деревянная гостиница. В 1853-1854 гг. Казанский храм был отремонтирован (установлен 5-ярусный резной иконостас со старинными иконами «греческого письма»; в алтаре и на амвоне чугунный пол заменен дубовым паркетным, обновлены настенные росписи), центральный придел 10 мая 1853 г. освятил Симбирский свт. Феодотий (Озеров). В храме был расширен левый Тихоновский придел и освящен новый правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. Придельные иконостасы выполнил известный симбирский мастер А. Я. Ефремов. После ремонта наиболее почитаемые образы были украшены серебряными ризами. В 1878 г. Казанский храм вновь ремонтировался: иконостас вызолотили, стены снаружи побелили, масляную живопись поновили, крышу, стены паперти и Никольского придела расписали заново. 9 апр. 1856 г. иером. Флегонт обратился в Духовную консисторию с просьбой разрешить перестроить обветшавшую часовню над родником и обратить ее в церковь. 13 июня того же года настоятель сызранского Вознесенского монастыря освятил новопостроенный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

http://pravenc.ru/text/1319854.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010