12 июня патриарх Никон прислал патриарху Макарию первые свежие огурцы, «ибо никто не ест новых огурцов ранее царя и патриарха». Московские огородники в великий четверток сеяли семена огурцов в гряды и прилагали много трудов, укрывая их от холода ночью и открывая при солнце. Тот, кто первым доставлял царю и патриарху свежие огурцы, наделялся щедрой милостью – деревней с крестьянами. Так бывало ежегодно 508 . Огурцы благословлялись патриархом как начатки овощей, так что эти первые плоды были как бы вестниками грядущего, по милости Божией, благоденствия страны в данном году. Во второе воскресенье по Пятидесятнице при колокольном звоне патриарх Никон ходил большим крестным ходом через западные ворота Кремля за стену Белого города, к храму во имя пророка Илии (ныне в Обыденском переулке), близ Земляного вала. Здесь служили архиерейским собором и возвращались в Кремль 509 . 23 июня также очень торжественно праздновали (второй раз) в честь Владимирской иконы. Сначала большим крестным ходом выходили через Спасские ворота к «круглому помосту для молебствий», служили праздничный молебен, затем шли через Красную площадь на Сретенку, в Сретенский монастырь, совершали там во дворе освящение воды, затем в храме – литургию. Присутствовали, кроме духовенства, и все сановные люди государства 510 . Вечером в субботу, перед неделей 3-й, третьим воскресеньем по Пятидесятнице, совершалась великая панихида по воинам, убиенным при взятии Смоленска 25 июня 1654 года. Всех погибших поминали поименно. Павел Алеппский отмечает также торжественные богослужения в память первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Особыми молитвенными торжествами отмечалось 8 июля воспоминание явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. При звоне колоколов выходили из Кремля крестным ходом в «великолепную церковь » в честь этой иконы, которая находилась напротив Никольских ворот Кремля, где большим собором духовенства служилась литургия 511 . 10 июля весьма торжественно совершали празднование в честь ризы (хитона) Господа Иисуса Христа 512 , в память принесения ее в Москву в этот день в 1622 году. Это был подарок шаха персидского Аббаса государю московскому. Аббас вывез хитон из Грузии, где он хранился с древних времен. Патриарх облачался в этот день в свой самый дорогой саккос (как и на Пасху).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 мая 1788 г. И. был назначен епископом Воронежским, хиротония состоялась 29 июня того же года в соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в присутствии имп. Екатерины II. 10 сент. 1788 г. прибыл в Воронежскую губ. и первоначально остановился в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона, 17 сент. торжественно въехал в Воронеж и совершил богослужение в кафедральном Благовещенском соборе. Завершил обширные работы на архиерейском подворье, начатые при Воронежском еп. Тихоне (Малинине) . В 1789 г. был устроен иконостас для крестовой церкви (на верхнем ярусе архиерейских покоев), к-рую И. освятил во имя Св. Софии Премудрости Божией. 31 марта 1793 г. предписал начать строительство колокольни при Благовещенском соборе. В 1790 г. назначил префектом Воронежской ДС и заведующим семинарской б-кой Е. А. Болховитинова (впосл. Киевский митр. Евгений ), с целью пополнения б-ки неоднократно посылал его в Москву. Для замещения семинарских вакансий приглашал преподавателей из Александро-Невской ДС. И. изменил установившуюся в учебных заведениях систему распределения нагрузки преподавательского состава, назначая молодых, но способных учителей сразу в старшие классы. Пользовался авторитетом у воронежской паствы как талантливый проповедник. За время пребывания на кафедре написал и произнес ок. 100 поучений. Болховитинов восстановил некоторые тексты его поучений по черновым рукописям и издал их в 1799 г. Похоронен в Благовещенском соборе (с 1836 на территории Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря ) Воронежа. Собор был разрушен в 50-х гг. XX в., могила не сохранилась. По завещанию И. его б-ка была пожертвована в Славяно-греко-латинскую академию, Александро-Невскую, Рязанскую и Воронежскую семинарии. Часть книг епископ передал ректору Воронежской ДС архим. Амвросию (Келембету ; впосл. архиепископ Тобольский) и Болховитинову. Вопрос об исполнении завещания, о распределении оставшихся книг в указанные учебные заведения и о др. имуществе И. обсуждался Синодом до кон. 1795 г. В отделе редких книг НБ Воронежского гос. ун-та выявлена книга из его собрания.

http://pravenc.ru/text/468749.html

В Неделю 5-ю Великого поста архиепископ Солнечногорский Сергий совершил Божественную литургию на Патриаршем подворье в Ялте 4 апреля 2017 г. 20:33 2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Патриаршими подворьями за пределами г. Москвы и Московской области, совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Ялте в сослужении архимандрита Каллиника (Чернышева), наместника Климентовского Инкерманского монастыря Симферопольской епархии , иерея Георгия Волкова, настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Казанской иконы Божией Матери в Ялте, протоиерея Кирилла Шевцова, клирика храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы, протодиакона Александра Диканя, клирика Никольского храма г. Симферополя. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор кафедрального Александро-Невского собора г. Симферополя под управлением диакона Антония Марущака. На богослужении присутствовал глава администрации г. Ялты А.О. Ростенко. На малом входе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла к празднику Святой Пасхи и во внимание к пастырским трудам архиепископ Сергий удостоил настоятеля подворья иерея Георгия Волкова права ношения наперсного креста. По окончании богослужения архиепископ Солнечногорский Сергий провел рабочее совещание с главой администрации Ялты А.О. Ростенко и иереем Георгием Волковым, на котором обсуждались вопросы обустройства территории подворья, а также проект православного детского оздоровительного лагеря для отдыха воспитанников воскресных школ г. Москвы. Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме Казанской иконы Божией Матери в Ялте (входит в состав Московской городской епархии) создано по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и попечением духовника Оптиной пустыни схиархимандрита Илия (Ноздрина). В 2005 году состоялась закладка храма, в 2007 году на подворье начались богослужения. В храме два престола: верхний в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 13 ноября 2010 года) и нижний в честь великомученика Георгия Победоносца (освящен 29 ноября 2015 года). Управление Патриаршими подворьями за пределами г. Москвы и Московской области /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Собор святителя Николая Чудотворца (Алматы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Астанайской и Алматинской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В 1904 году жители юго-западной части города Верного (Алма-Ата, ныне Алматы), местности, которая в то время называлась Кучугур, приступили к изысканию средств для постройки храма на, так называемой, Зубовской площади. 14 декабря 1908 года новый храм Святителя Николая (Николаевская церковь), созданный по проекту архитектора С. К. Тропаревского, был освящен архиерейским служением. Исполнителем технических проектов и руководителем церковно-строительных работ был архитектор А. П. Зенков. Настоятелем в этот храм был назначен о. Александр Скальский. Вскоре после освящения Никольского храма из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне была доставлена частица святых мощей Великомученика Пантелеимона , которая и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому святому страстотерпцу Христову. Примерно в это же время из Киева была доставлена частица святых мощей Великомученицы Варвары . Ларец с частицей ее святых мощей так же, как и прежде, находится на Престоле, посвященном святой Великомученице. В марте 1954 года в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена тобольчанами икона Святителя Иоанна, митрополита Тобольского , с частицей его святых мощей. В 1993 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) даровал храму дивную икону Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских , с частицей его святых мощей. У этих многоценных святынь еженедельно за вечерними богослужениями при стечении многих богомольцев духовенство собора совершает акафистное пение. В канун знаменательного юбилея 2000-летия Рождества Христова Свято-Никольскому собору прихожанкой храма была принесена в дар частица Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме . По благословению Высокопреосвященного Архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия Камень Пещеры Рождества, размещенный в специально сооруженном кресте, отныне будет находиться в одной из древнейших икон храма - в аналойном образе Святителя Николая, который был сооружен в 1911 году по случаю 25-летнего служения в сане иерея священника А. Скальского. А к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы этого юбилейного года в храме появился новый, изумительной работы, ковчежец, в который помещены частицы мощей более чем 20 святых. Эти частицы находятся в храме очень давно. Привезены они были вместе с мощами вмч. Пантелеимона, и среди них много мощей святых Киево-Печерской Лавры: прп. Антония, прмч. Анастасия, прп. Силуана и др., а также мощи свт. Григория, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, блгв. княгини Анны, вмц. Марины, вмц. Параскевы и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Архив Пн Состоялись торжества по случаю 30-летия основания Южно-Сахалинской епархии 8 октября 2023 г. 15:47 6 октября 2023 года, в день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского, Южно-Сахалинская епархия отметила 30-летие со дня своего основания. Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Южно-Сахалинска совершили митрополит Орловский и Болховский Тихон , архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан , архиепископ Корейский Феофан , архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор и архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий . Архиереям сослужили настоятель храма равноапостольных Константина и Елены г. Абакана протоиерей Геннадий Фаст, секретарь Южно-Сахалинской епархии иеромонах Аполлинарий (Обухов), наместник Староладожского Никольского мужского монастыря (Ленинградская область) игумен Филарет (Пряшников), секретарь Кызыльской епархии иеромонах Ермоген (Корчуков), секретарь Подольской епархии иерей Константин Семенов, клирики Южно-Сахалинской, Орловской , Абаканской , Подольской и Кызыльской епархий. В храме присутствовал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор под управлением Елены Филатовой и камерный хор «Покров» под управлением Андрея Горячева (г. Москва). На сугубой ектении были вознесены особые прошения. Митрополит Тихон прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Геннадий Фаст. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен по случаю 30-летия епархии. После возглашения уставных многолетий митрополит Тихон обратился к верующим с приветственным словом. Владыка поздравил клир и паству островного региона с епархиальным юбилеем. В связи с 30-летием Южно-Сахалинской епархии и 30-летием служения в священном сане митрополит Тихон вручил архиепископу Никанору орден Российской империи святой Анны II степени. Со словами поздравления к участникам богослужения обратились архиепископ Ионафан, архиепископ Феофан и архиепископ Аксий. Во внимание к понесенным ранее в Южно-Сахалинской епархии архипастырским трудам архиепископ Никанор наградил иерархов епархиальными медалями «За усердные труды» I степени. Затем архипастыри обменялись памятными подарками.

http://patriarchia.ru/db/text/6065433.ht...

Богоявления в с. Ферапонтове. Литургия завершилась многолюдным крестным ходом вокруг монастыря. 15 авг. 1992 г. молитву К. над местом его погребения прочитал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первый архиерейский крестный ход на территории мон-ря во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) состоялся 22 июня 1993 г. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. В наст. время мощи К. почивают под спудом в посвященной ему церкви. Ист.: Иаков (Поспелов), архим. Житие прп. отца нашего Кирилла Белозерского чудотворца. СПб., 1875; Краткое Житие Кирилла Белозерского// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 2. С. XXXIV-XXXVII; Житие Кирилла Белозерского// Яблонский В. М., свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. Прил. С. I-LXIII; Похвала прп. и богоносному отцу нашему Кириллу, игумену Белозерскому, чудотворцу//ЖМП. 1977. 12. С. 25-29; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Сост.: Г. М. Прохоров и др. СПб., 1993. С. 50-167; Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2000; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Прп. Кирилл Белозерский/Сост.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011. С. 69-174; Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII вв. СПб., 2012. С. 140. Лит.: Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 5-6; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Уваров А. С. Киот 1614 г. в Кирилло-Белозерском мон-ре//Древности: Тр.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В Великом Устюге молитвенно отпраздновали 720-летие со дня преставления праведного Прокопия Устюжского 22 июля 2023 г. 10:41 21 июля 2023 года, в день памяти праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва возглавил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга Вологодской области. Богослужение было совершено в памятный день — 720-ю годовщину со дня преставления праведного Прокопия Устюжского, первого Христа ради юродивого на Руси. Главе Вологодской митрополии сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также секретарь Великоустюжского епархиального управления иерей Димитрий Рыжков, настоятель храма Святой Троицы города Тотьмы протоиерей Георгий Титов, благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин, настоятель Спасо-Суморина мужского монастыря Великоустюжской епархии иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира города Красавино протоиерей Михаил Волков, настоятель архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), настоятель Георгиевского храма Великого Устюга иерей Феодор Фомин, настоятель Спасской Леденгской церкви в селе имени Бабушкина иерей Иоанн Алешин, настоятель Казанского храма города Никольска иерей Александр Мелков, настоятель Александро-Невского храма села Кич-Городок иерей Олег Викторов, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, духовенство епархии; диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов. Песнопения исполнил хор Прокопьевского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Фоминой. За богослужением молились глава Великоустюгского округа А.В. Кузьмин, казаки Великоустюжского станичного казачьего общества во главе с атаманом С.Н. Аксеновым, меценат В.М. Перевалов. Во время Литургии были вознесены особые прошения о Российском воинстве. Владыка Савва возгласил молитву о Святой Руси.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) , Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» ( Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса. В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» ( Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Засим иерей, преклонив главу, просит в тайной молитве: «Владыко Боже Вседержителю, всех благих подателю и освящения источниче, призри ныне на молитву нашу и одежды сия (именует их) в украшение и благолепие священных служителей Твоих сооруженныя, благодатию Пресвятого Твоего Духа, окроплением воды сея священные благословенны, святы и освященны, и всех теми о деющихся достойны Святым Твоим Тайнам служити и Тебе благоугождати всегда сотвори». И возглашает: «Яко Ты еси освящение наше» и т. д. (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., лист 42). 136 В XVI веке у нас дьячки носили короткий фелонь при службе. В их ставленных грамотах писалось: «да имать власть на крылосе пети, и на амбоне прокимены глаголати, и чести чтения и паремьи и апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь (Акты юридические, изд. Арх. Комм. 1838 г., стр. 410. Акты Историч. (1490–1494) Т. 1, 101, стр. 144). 139 В Чиновнике читаем, в службе Преждеосвященных Даров: Протодиакон пред чтением паремий чтецом среди дверей, зря к чтецу и держа орарий и к нему показуя глаголет: Вонмем. 140 Слово орарь производят то от латинскаго слова oro – прошу, молюсь, то от греческаго ρα – время, то от латинского слова os – уста. 141 Архидиакон, для отличия от диаконов, орарем, который обыкновенно лежит на левом плече и спускается одним концом спереди, другим сзади, делает на левом же плече как бы особое препоясание в виде лепты чрез левое плечо, пристегнутой под правою рукою. Это изображает один и тот же (более длинный) орарь, который, лежа на левом плече, обогнут под правою рукою, и опять чрез левое плечо концами спускается спереди и сзади. Хотя у нас и нет правила о запрещении носить два ораря, как есть на западе [IV Толедскаго Собора (632 года) правило 39], но то же правило соблюдается по обычаю Церкви. В Воскресенском монастыре, называемом Новый Иерусалим, дозволено и Диакону носить орарь указанным образом. Там служба отправляется по чину Иерусалимской церкви, и Диакон во всякое время служения и даже в продолжение обедни, по Отче наш, носит орарь отличным образом, положа оный на левое плечо; конец, коим обыкновенно действуют, обносит чрез перси под мышцу праваго плеча, потом чрез спину, и опять на левое плечо, и таким образом остатком конца действует (Истор. Российск. Иерарх., ч. 2, стр. 349). 142 Полица в Чиновнике называется наколенник. В обыкновенном же разговоре носит название палицы. В богослужебных книгах (в чине умовения ног, в особой книжке стр. 8) и в словарях церковно-славянских (Протоиерея Алексева, Академии Наук) архиерейский наколенник именуется палицею, что означает, можно полагать, малую полу, часть одежды. Полиця иногда носит названия подполок (Макария Археол. опис. древн. Новгорода. Описание Хутынск. монастыря, стр. 339). Слово палица означает трость, палку ( Деян.16:22 . 1Кор.4:21 ), а слово полица – малую полку, на которую что-либо ставят (Слов. Акад. Наук).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Панагия, носимая архиереями и некоторыми архимандритами, устроялась наподобие панагии трапезной, или иначе панагиара, род складного ковчежца, имеющего с одной стороны икону Матери Божией, а с другой – Спасителя или Св. Троицы (Тип., послед. артоса в седмицу Пасхи: Указатель для обозр. Москов. Патр, библ.; Поясн. Слов., слово «панагия»). В панагиар влагали часть из просфоры, изъятую в честь Божией Матери, называемую собственно «панагиею». В монастырях панагию возносили за трапезою с известными обрядами и молитвословиями, в воспоминание явления Матери Божией апостолам по вознесении Ее на небо и вкушали одну часть пред трапезой, во имя Господа, другую – по окончании трапезы, во имя Матери Божией 164 . Впоследствии панагиар стали называть панагиею. Иногда в панагию полагались и мощи святых (Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 18). Прежде на некоторых епископов, например, на московских патриархов и киевских митрополитов 165 , возлагались две панагии. На киевскаго митрополита и ныне возлагаются две панагии 166 . В Чиновнике архиерейском находятся две особые молитвы для двух нанедренников. Нанедренник, носимый архиереем на персях, напоминает, что ариерей постоянно должен иметь в своем сердце Господа и ходатайницу пред Богом Матерь Божию, и для этого у него должны быть сердце чистое и дух правый. А так как от избытка сердца уста глаголют, то сердце его должно износить только слово благое. Это и выражается в молитвах – при надевании их. При надевании первого нанедренника диакон говорит: «Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей всегда, ныне, и присно, и во веки веков». При облачении во второй нанедренник произносит: «Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Церкви всегда, ныне» и т. д. Панагия дается некоторым архимандритам, именно – ставропигиальных монастырей. Крест. – При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он есть последователь Христа. Этот крест обыкновенно носят под одеждою. Священнослужители же имеют крест сверх одежды, для постоянного памятования, что они не только должны носить в сердце, но и пред всеми исповедовать Господа распятого. И указывается уставом целовать крест на персях. В Типиконе, в последовании понедельника Великого поста, после 6-го часа (если бывает расход после этой службы), сказано: поем многодетны, и целуем святые иконы и на персех наших честный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010