Незадолго до суда над святителем Филиппом Иоанн казнил вместе с Федоровым-Челядниным и рядом других видных бояр также и окольничего М.Колычева и троих его сыновей – родственников митрополита. Голову окольничего царь велел зашить в мешок и прислать святителю в Никольский монастырь. Эта расправа должна была устрашить Филиппа накануне задуманного судилища над ним. Однако, как повествует житие, Филипп с любовью облобызал главу убиенного сродника и передал ее обратно опричнику, принесшему царев «подарок», оставаясь по-прежнему невозмутимым. Святитель прекрасно понимал, что его ждет и, сделав свой нравственный выбор, смиренно ожидал мученического конца. После возвращения комиссии в Москву, куда с Соловков были привезены Паисий и 10 других монахов-клеветников, состоялся собор, на котором над митрополитом был учинен суд. В нем помимо архиереев принимали участие и члены Боярской думы. Приговор собора явился позором для русского епископата той поры – все без исключения архиереи, присутствовавшие на соборе, безропотно согласились с заранее вынесенным по указке царя приговором о низложении праведного митрополита. Несмотря на очевидную нелепость обвинений в безнравственности и волховании, которые инкриминировались Филиппу, ни одни иерарх не дерзнул вступиться за оклеветанного святителя. Страх перед жестоким царем заставил епископов забыть о своей архиерейской совести и запятнать себя грехом соучастия в расправе над невинным. Еще до вынесения окончательного приговора св. Филипп, полагая, что главная цель суда – его низложение, хотел прервать недостойный спектакль, объявив, что слагает с себя сан. Однако царю этого было недостаточно – он уже придумал сценарий, который должен был надолго запомниться всем и отбить у запуганных преемников митрополита охоту выступать против Опричнины и вообще перечить государю. Иоанн велел святителю совершить богослужение в Успенском соборе 8 ноября – в день св. архистратига Михаила. Едва лишь собрался народ, и митрополит начал богослужение, как в храм ворвались опричники во главе с А. Басмановым и Малютой Скуратовым. Басманов зачитал приговор суда, которым Филипп признавался виновным в «скаредных делах» и объявлялся низложенным. После этого Малюта сорвал с Первоиерарха святительские облачения. С оскорблениями и поруганием опричники бросили митрополита в простые сани и отвезли в «злосмрадную хлевину» – темницу в Богоявленском монастыре. Имеются свидетельства о том, что опричники предлагали казнить Филиппа через сожжение, но принявшие участие в неправедном суде архиереи все же убоялись дойти до такой крайности и упросили царя заменить казнь вечным заточением. Св. Филипп был отправлен отбывать его в тверском Отроче монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

19 июня 1988 года во всех действующих храмах епархии прошли юбилейные торжественные богослужения, посвященные 1000-летию Крещения Руси. 21 июня в зале областной филармонии состоялся концерт духовной музыки силами объединенного хора двух вологодских церквей под руководством регента архиерейского хора священника Василия Павлова. Мероприятие прошло с большим успехом в переполненном зале. 23 июня 1988 года произошло судьбоносное для епархии событие, показавшее, что возврата к прошлому противостоянию местных церковных и государственных властей нет, – прием председателем облисполкома, представителями органов власти городского и областного уровней духовенства епархии во главе с правящим архиереем. Обсуждалась церковная обстановка в Вологодской области, духовное и культурное развитие, проблемы религиозной жизни. Архиепископ Михаил поставил вопросы о возвращении в ведение епархии церкви бывшего Горненского женского монастыря в Вологде, об открытии новых приходов. Руководство области, заверив, что означенные вопросы и пожелания будут рассмотрены и решены в ближайшее время, выполнило свое обещание. 11 октября 1988 года Тотемский райисполком передал религиозной общине храм Святой Троицы в г. Тотьме. На учредительном собрании общины присутствовали архиепископ Михаил, уполномоченный Н.А. Воронин, представители райисполкома, верующие, протоиерей Василий Чугунов, клирик Богородицкого кафедрального собора г. Вологды, ставший по совместительству настоятелем первого с февраля 1948 года открытого прихода. Богослужения дневного круга и некоторые требы стали совершаться в Троицкой церкви сразу же после перехода храма в ведение общины, а освящение престола и первая литургия были совершены архиепископом Михаилом 18–19 февраля 1989 года. Владыка от имени верующих епархии поблагодарил Н.А. Воронина за внимательное и чуткое отношение к нуждам православного населения г. Тотьмы и Тотемского района. В 1989 году регистрируются семь приходов, в том числе в Ферапонтово, г. Никольске, с. Минькино (Бабушкинский район). 9 декабря 1990 года освящается престол в вологодском храме апостола Андрея Первозванного (1680–1687).

http://pravoslavie.ru/31733.html

Святые, в земле Кольской просиявшие (день соборной памяти 15/28 декабря): Монастыри [ править править код ] Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Архиерейское Свято-Феодоритовское подворье [ править править код ] Храмы освящены в честь Прп. Феодорита Кольского и Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Богослужения совершаются ежедневно. Начало полунощницы - в 7:00, вечернего богослужения - в 17:00. Режим работы: ежедневно с 7:00 до 20:00. Адрес подворья: 183052, Мурманск, ул. Кооперативная, дом 17 (остановка транспорта: " улица Кооперативная " ). Телефон подворья: 8 (8152) 25-44-04 . Храмы [ править править код ] Свято-Никольский кафедральный собор (Мурманск) [ править править код ] Интересна история возникновения кафедрального собора Николая Чудотворца. Сразу после окончания Великой Отечественной войны верующие Мурманска попросили прислать в город священника, и через год сюда прибыл Владимир Платонович Жохов с женой Елизаветой Ивановной. Еще через год прихожане выкупили небольшой деревянный дом, который своими силами за несколько месяцев отремонтировали, он вырос и превратился в настоящую церковную обитель. В начале декабря 1946 года Николаевский молитвенный дом освятили и здесь был совершен первый Крестный ход. Современный Кафедральный собор Николая Чудотворца был построен в 1986 году. Именно тогда в Мурманске началось возрождение православия, один за другим стали появляться новые храмы взамен устаревших старых зданий. В комплекс собора входят собор и храм преподобного Трифона Печенгского, который появился здесь в 1989 году, был освящен епископом Архангельским и Мурманским Пантелеимоном. Режим работы храма: ежедневно с 7:30 до 20:30. Адрес храма: 183010, г. Мурманск, ул. Зелёная, 11 (остановка транспорта: " улица Марата " ). Телефон настоятеля: 8 (815-2) 25-08-16 , канцелярии: 8 (815-2) 25-52-85 , свечной лавки: 8-908-607-92-98 . Подробнее... Храм Спаса Нерукотворного в Мурманске (Спас-на-Водах) [ править править код ] Церковь была построена в честь 85-летия города на пожертвования горожан, стала первым каменным храмом на возвышенностях Мурманска, на сопке возле Семеновского озера. Здание хорошо просматривается из центра города. Это третья каменная церковь в городе после Свято-Никольского (1985) и Владимирского храмов (1999).

http://azbyka.ru/palomnik/Мурманск

В Переславской епархии состоялись богослужения в рамках акции «Пасха в каждом храме» 30 апреля 2020 г. 10:20 На Пасхальной неделе в Переславской епархии в нескольких полуразрушенных сельских храмах, где уже давно не звучала молитва, состоялись пасхальные богослужения. «В Переславской епархии в аварийном состоянии находится 110 храмов, и лишь в 15 из них изредка совершаются молебны. Но для епархии важно, чтобы молитва все-таки звучала и в остальных. Узнав о том, что движение " Общее дело " проводит по всей стране на Светлой седмице акцию " Пасха в каждом храме " , я предложил нашему владыке к ней присоединиться», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского игумен Пантелеимон (Королев). Взяв благословение у правящего архиерея, священник организовал на Светлой седмице поездки в несколько полуразрушенных сельских храмов, где уже давно не было богослужений. На семь храмов ушло три дня, на всех богослужениях соблюдались медицинские предписания. В трех из них богослужение возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист , которому сослужило духовенство епархии. Так, в Благовещенском храме села Семендяйка Переславского района владыка Феоктист совершил Божественную литургию, по завершении которой обратился к пастве с проповедью. «Сегодня мы собрались в том месте, где много лет не совершалось пасхальное богослужение, уж тем более, здесь не было архиерейского пасхального богослужения. Мы знаем, видим и чувствуем, что храмы даже своей архитектурой напоминают нам о вечной красоте, о красоте абсолютной, о гармонии. Глаза и сердце верующего человека не могут не замечать поруганных храмов. Очень хорошо, что у нас появляется внимание к таким храмам, появляются люди, которые посвящают свою жизнь, чтобы их восстановить. Почему они так делают? Потому что они ощущают эту красоту, источником которой является Бог», — в частности, отметил архипастырь. В этот же день правящий архиерей совершил Часы Пасхи в Никольском храме села Вёска и в Трёхсвятительском храме села Голопёрово. Все три храма находятся в радиусе пяти километров друг от друга. Песнопения богослужений исполняли воспитанники Свято-Алексеевской гимназии Переславской епархии. В службах участвовало около 20 человек, в том числе и местные жители. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , учащиеся Саратовской духовной семинарии, межъепархиального училища сестер милосердия, представители православных объединений молодежи, многочисленные верующие. Богослужение посетил епископ Римско-Католической Церкви, ординарий епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель. Пел Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора г. Саратова (регент — А.Г. Занорин). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» , на портале Саратовской епархии «Православие и современность» и на сайте ИА «Взгляд-инфо». Верующие могли наблюдать за трансляцией на мониторах, установленных у здания Саратовской духовной семинарии. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Сергия Якименко, клирика храма преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары в закрытом административно-территориальном образовании Власиха Московской области. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Пархоменко, духовник и преподаватель Саратовской духовной семинарии, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть-Курдюм Саратовского района. По окончании Литургии ректор Саратовской семинарии митрополит Лонгин от лица участников богослужения приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству Патриаршие облачения. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В знак благословения на последующие архипастырский труды Предстоятель вручил митрополиту Лонгину панагию и крест. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образ прп. Сергия Радонежского, написанный к 700-летию Преподобного, которое отмечается в текущем году всей Церковью. В дар Никольскому женскому монастырю села Монастырское Пугачевского района (Покровская епархия Саратовской митрополии) Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с частицами мощей 30 святых.

http://patriarchia.ru/db/text/3811255.ht...

И. продолжал преподавательскую и адм. деятельность в МДА, где с окт. 1917 г. являлся инспектором. 1 апр. 1918 г. еп. Орловский и Севский сщмч. Серафим (Остроумов) обратился в Свящ. Синод с просьбой об организации Брянского вик-ства и предложил кандидатуру И. в качестве викарного епископа. Однако вик-ство не было создано и архиерейское назначение И. тогда не состоялось. С 1919 г. он проживал в основном в Москве, совершал богослужения, проповедовал, читал публичные лекции в противовес антирелиг. пропаганде. 23 марта 1919 г. был арестован на ст. Пушкино Московской губ. после вечернего богослужения в храме при Вознесенской мануфактуре по обвинению в «произнесении антисоветской проповеди». Был помещен в Бутырскую тюрьму. 7 июня того же года освобожден, т. к. следствие не обнаружило факта «оскорбления советской власти». 3 авг. 1919 г. назначен Миссионерским отделом при Свящ. Синоде лектором по Новому Завету на организуемых курсах. С осени 1919 г. участвовал как проректор в организации перенесенных в Москву занятий с учащимися МДА. 24 мая 1920 г. наречен епископом Верейским, викарием Московской епархии. Хиротонию 25 мая в крестовом Сергиевском храме Московского подворья ТСЛ возглавил Патриарх Тихон. Назначен наместником московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери мужского монастыря . Поскольку помещения мон-ря были национализированы и оттуда шло выселение монахов, жил в д. 29 по ул. Сретенке на квартире свящ. Владимира Страхова, своего товарища по академии. Из-за болезни управляющего Московской епархией Крутицкого митр. Евсевия (Никольского) И. взял на себя значительную часть обязанностей по управлению Московской епархией: объезжал приходы, включая отдаленные, за год отслужил 142 литургии, более 142 всенощных, произнес 330 проповедей. Продолжал читать лекции студентам МДА. Осенью 1921 г. привлекался к следствию по делу коллегии Главмузея за то, что он просил выдать Владимирскую икону Божией Матери для богослужения; был оправдан судом. Архим. сщмч. Иларион (Троицкий) на заседании Поместного Собора 1917-1918 гг. Рисунок худож. В. Богдановича (ОР РГБ. Ф. 257. П, 10-11)

http://pravenc.ru/text/389143.html

Возрождение монастыря началось не со стен зданий, а с молитв, богослужений и внутреннего устроения обители по образцу древних и строгих монастырских уставов. Восстановление разрушенных зданий пошло на удивление быстро, несмотря на то, что постоянных ктиторов и спонсоров не было. В 1994 г. был отреставрирован трапезный корпус на нижней территории монастыря, в том же году воздвигнуты кресты на всех куполах Никольского собора, а здание первой часовни у святых врат обустроено под детский приют. В 1995 г. отремонтирован архиерейский корпус — бывшая гостиница. В августе этого же года на праздник Преображения Господня прошла первая служба в обновленном храме Всех святых. В 1996 г. отстроена просфорня, летом в тот же год построена и освящена деревянная купальня над источником святителя Николая. В октябре сестры заселились в отремонтированный корпус, названный игуменским потому, что именно здесь находились игуменские покои преподобного Антония Оптинского (Путилова). К Пасхе 1997 г. величественное здание Никольского собора приобрело снаружи тот же вид, что и в годы славы монастыря. К 2000 г. были полностью закончены восстановительные работы в бывшем братском Троицком корпусе. Осенью 2003 г. воспитанницы детского православного приюта «Отрада» переехали в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 г. была построена новая трапезная, в которой после праздничных богослужений собираются все сестры и девочки приюта, гости и прихожане. 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви. В 2007 г. к монастырской колокольне достроили еще один ярус, и теперь она приобрела свой первоначальный вид. В 2010 г. началось строительство храма-часовни в честь Архангела Михаила в память победы русских войск под командованием талантливого полководца М.И. Кутузова в сражении 1812г. Богослужения в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре совершаются ежедневно. Детский православный приют «Отрада»

http://patriarchia.ru/db/text/2552974.ht...

Ухода неприятеля ждали с ужасом не меньшим, чем его вступления. Москва в страхе готовилась к новым злодеяниям французов. Пронесся слух, что они взорвут Кремль и убьют всех оставшихся русских. Дождливой октябрьской ночью от взрыва в Кремле лопнули железные связки в Богоявленском соборе, выбило окна и осколками пробило кирпичную кровлю, а на колокольне погнулся крест. И все же Богоявленский монастырь вновь чудесным образом остался невредим. Он был в довольно неплохом состоянии, и потому в нем остановился викарий Московского митрополита епископ Августин (Виноградский), вернувшийся в освобожденную столицу, и пребывал в там около года. Уже в 1813 году собор был заново освящен, но последствия нашествия Наполеона долго не устранялись. А в 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвящена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи. Купцы, дневавшие в Китай-городе, благодарили настоятеля «за благочинное и неспешное богослужение, за внятное чтение и пение, в особенности за умиленное пение стихир». Преподобный Аристоклий Афонский История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России. В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Кубинка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменный одноглавый храм в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней. В трапезной, перестроенной в 1883, приделы Леонтия Ростовского и Никольский (с 1891). Закрыт в 1930-х, венчания сломаны. Открыт в 1990-х, отремонтирован. http://www.kybinka.info/content/view/22/8/ В день 200-летия храма Архангела Михаила в Кубинке в нем совершено первое архирейское богослужение. 21 ноября 2009г., в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Михаило-Архангельском храме в Кубинке (Одинцовский район Московской области) архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, викарий Московскй епархии, совершил Божественную литургию. В этот день также отмечалось 200-летие со дня основания храма Архангела Михаила, и Литургия, которую возглавил владыка Алексий, стала первым архиерейским богослужением в этом храме. После Литургии вокруг храма прошел крестный ход и был совершен праздничный молебен. Архиепископ Алексий поздравил всех собравшихся с праздником и юбилеем, передав поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после чего посетил приходскую воскресную школу. http://www.patriarchia.ru/db/text/947280.html Построена в бывшей вотчине московского Новодевичьего монастыря вместо прежней деревянной. на средства прихожан в 1803-1809 гг. Трапезная расширялась пристройками приделов. Главный престол - Собора Михаила Архангела и прочих сил бесплотных. Боковые престолы: Леонтия Ростовского (южный, устроен в 1862 г.), Николая Чудотворца (северный, устроен в 1891 г. и освящен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря епископом Александром). Кроме того, в 1862 существовал престол Иверской иконы Божией Матери. При традиционной трехчастной схеме (колокольня-трапезная-храм) внешняя обработка храма выполнена в формах классицизма. Сомкнутый свод четверика основного объема снаружи закамуфлирован купольной кровлей. Церковь была закрыта в 1936 г., была разобрана колокольня, глава храма, искажен интерьер.

http://sobory.ru/article/?object=17660

Скачать epub pdf 20 июля 2012 г. После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре 1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей 2 . Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову 3 . В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Пост 4 . В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа 5 . Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане 6 . По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов 7 . Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет 8 . К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010