Святые врата - это одно из первых каменных строений монастыря. Они были построены в 60-е годы XVII века по проекту зодчего Ершова. Внутри хранятся фрески на тему сотворения мира и Апокалипсиса, также относящиеся к XVII столетию. Старинная часовня-купальня в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на святом источнике расположена в 300 метрах от монастыря. Открыта весь год круглосуточно. Братия монастыря восстановила её по старым чертежам. Сегодня в монастыре мирно течет монашеская жизнь и совершаются ежедневные богослужения. Источник: http://www.ryazan-hram.ru/node/96 1 августа 1993 г. под алтарем Иоанно-Богословского собора устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского, и всех Новомучеников и исповедников Российских. Главный храм обители - Иоанно-Богословский собор, построенный в 1689 году. На протяжении более двадцати лет в нем, обыкновенно, и совершался суточный круг монастырских богослужений. В настоящее время он закрыт на реставрацию. Там ведутся настенные росписи. Под его алтарной частью устроен храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Это храм-усыпальница. В середине XVII века в Иоанно-Богословском монастыре ведётся активное каменное строительство. В 1650-е годы зодчий, каменных дел мастер Яршов (Ярушев, Ершов) Юрий Корнилович, автор проекта строительства 2-го этажа церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме (т. н. " Дворец Олега " в Рязани) возводит каменные стены и Святые врата; в стену встраивает шатровую колокольню с храмом иконы Божией Матери Тихвинская, проектирует и строит монастырские корпуса, двухэтажный храм Иоанна Богослова с холодной Богословской и тёплой Никольской ц., а также первоначальный собор Успения Пресвятой Богородицы (1652 г.). Из книги-путеводителя: Марцев П. А. " Москва-Рязань " . - Москва, 2011 Тайная пещера Иоанно-Богословского монастыря Интересную загадку поставило перед исторической наукой существование рукотворной пещеры Иоанно-Богословского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00862

Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. Епископ Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский монастырь и остался очень доволен пением. По приезде в Чернигов владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Так, приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов, где прошла вся его последующая жизнь. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году - в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем. Постепенно возрастал и духовный авторитет о. Лаврентия. Он был строгим последователем Православного вероисповедания. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция. Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни, и рады были к нему попасть. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением. Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. Так прошло 20 лет. Настало время, когда закрыли и этот храм. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий, тем не менее, никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: " Разве ноты еще понадобятся? " - неизменно отвечал: " Конечно, будем еще читать и петь " .

http://pravicon.com/info-2760

В Вятской епархии состоялись торжества в честь обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца 7 июня 2023 г. 16:09 Вечером 5 июня 2023 года на Великорецком подворье Успенского Трифонова монастыря в селе Великорецком Юрьянском района Кировской области состоялась торжественная встреча чтимой иконы святителя Николая Чудотворца. Навстречу участникам Великорецкого крестного хода из села вышел малый крестный ход, возглавляемый наместником Великорецкого подворья архимандритом Феодором (Рулевым). У Никольского собора перед принесенной на место обретения святыней сонмом духовенства был совершен торжественный молебен святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия и епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна . Затем митрополит Марк совершил всенощное бдение. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Вятской епархии под управлением Юлии Скопиной. Всенощное бдение в Преображенском храме Великорецкого подворья возглавил епископ Паисий, на берегу реки Великой — епископ Иоанн. 6 июня на берегу реки Великой состоялись праздничные богослужения, посвященные обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая. Праздничную Литургию возглавил митрополит Марк. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Паисий, епископ Иоанн, духовенство Вятской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Вятской епархии под управлением Юлии Скопиной. За богослужением молилось множество паломников, в том числе губернатор Кировской области А.В. Соколов. Проповедь перед причастием произнес настоятель Спасского собора города Кирова протоиерей Петр Машковцев. Митрополит Марк обратился к верующим с архипастырским словом, поздравил собравшихся с праздником и поблагодарил за совместную молитву. Губернатор Кировской области А.В. Соколов также поздравил верующих с праздником и пожелал всем здоровья и удачи. «Я думаю, что каждый добрый христианин неоднократно обращался к святому Николаю Угоднику за заступничеством. Сегодня мы с вами искренне помолились за защиту нашей богохранимой страны, за победу в правом деле нашего воинства. Пусть так и будет, и пусть мы идем верной дорогой!» — сказал А.В. Соколов. По окончании Божественной литургии митрополит Марк, епископ Паисий, епископ Иоанн совершили чин освящения воды реки Великой, купели и источника, на котором в XIV веке был обретен Великорецкий образ святителя Николая. Владыка Марк окропил верующих освященной водой. Далее икона Николая Чудотворца крестным ходом была перенесена в Никольский храм Великорецкого подворья Трифонова монастыря. По материалам  сайта Вятской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

При моем предместнике, преосвященном Смарагде, в нижнем этаже обитали о. протоиерей и псаломщик. Псаломщика преосвященный Смарагд удалил; а семейство протоиерея, по случаю смерти его в нынешнем году, само удалилось на квартиру, но на месте его все-таки водво­рился новый священник определенный к собору. Я решился потерпеть. Два соборных священника–уроженцы Тверской епархии: один из с. Перетерья Кашинского уезда, другой, – не знаю откуда, – родной брат соборного диакона Никольского, третий, мой антипод, сын Гавриила Ивановича Вениаминова 257 , внук высокопреосвященного митрополита Иннокентия 258 , женатый на дочери редактора журнала «Паломник», A. И. Поповиц кого 259 . Летний Александровский собор примыкает к западной стене архиерейского дома. Зимний собор находится, по сделанному мною измерению, в 158 шагах от крыльца сего дома. В этот собор и хожу я к богослужению в простые дни за неимением домовой церкви. Кроме двух соборов, в Ковно две православных церкви: гимназическая и кладбищенская, с особыми причтами. В Пожайском монастыре, весенней и летней резиденции ковенских архиереев, прекрасный, очень просторный дом. Соборный храм в монастыре – обширный и замечательный по своей архитектуре; стены разделаны под мрамор; купол на соборе покрыт красною медью; келии братские и коридоры устроены наподобие келий и коридоров Александро-Невской Лавры; кругом монастыря фруктовые сады и сосновый лес. – Монастырь устроен в 1662 году Великим Канцлером Великого Княжества Литовского Христосрором Пацем и обеспечен богатыми угодьями – для 12 братьев Камалдулов 260 , строгих блюстителей Устава св. Ромуальда. Но с течением времени строгость отшельнического жития в нем ослабела; а в 1831 году он сделался притоном для польских мятежников, задумавших взять с бою г. Ковно и присоединить к Польше. Но мятежники эти были рассеяны, яко прах, и Пожайский монастырь отобран в православное духовное ведомство. В Ковне пребывают постоянно епархиальный католический архиерей, Поллюлион, и его викарий – Барановский – заклятый фанатик.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По сих водосвящение начали: архиерей кадил всю церковь и протчее по чину. По освящении воды налия архиерей святыя воды сосуд и запечатав отосла в дом свой с казначеем. По сих взыде на место свое, и начали часы; проскомидию творил поп Алексей николаевской; в сослужении были со архиереем сийской игумен казначей архиерейского дому, спасский игумен Диодор, красногорской игумен Никон, болшого собора протопоп Петр и соборные священники Андрей и Стефан, сийского монастыря иеромонахи Никодим, Иосиф, николаевского монастыря иеромонах Тихон, священники троицкой Иаков, николаевской Алексей, архангельского собора спаской Петр, рождественской Иван, успенской Иван; диакони: соборно Гавриил, сийской Федор, троицкой Тимофей, иванской Матфей, богоявленской Иван. К литоргии звон в шесть колоколов. По заамвонней молитве, архиерей чел поучение о блогодарении во Учительном Евангелии септемврия в день; По литургии указа архиерей протопопу да николаевскому священнику Алексию взяти крест наблюди со святою водою, итти около града для кропления. И егда изшед архиерей из церкве, звонили во вся; напреди певчие не в облачении, пели: Днесь благодать и прочие Славники, за певчими протопоп да никольской священник в епитрахилях и в поручах со крестом и со святою водою, по них подьяк с посохом архиерейским. Архиерей ехал в санях, а за архиерей ехал воевода, дьяк с приказными людьми пеши шли, по них народ, а по странам стрелцы. Протопоп идучись около града стены градския кропил святою водою, а священник Алексий носил крест на блюде со святою водою. У архангельских врат архиерей из саней вышед и на уготованном месте молитву чел ко граду лицем, по молитве крестом осенял и кропил святою водою, потом болярина крестом благословил, и кропил. Подобне и у николаевских врат, и третие от соборныя церкве. Такожде и во время хода, в соборе непрестанно звонил(и) во вся. И обшед град болярин взем y архиерея благословение, поехал во град, архиерей же поехал в собор, и помолився в церкви, пойде в дом свой. И у врат домовых говорил: Достойно есть: и молитву, и кропил святою водою и благословение подаде идущым по нем. Пришед с домовыми своими в крестовую, по молитве кропил и ходил в келью, а в крестовой благословил домовых своих дьяков, соборных священников и певчих хлеба ясти, а николаевскому священнику указал быть в соборной церкви до указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Псков. Снетогорский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца  расположена к юго-западу от собора Рождества Богородицы на верхней террасе монастыря, над крутым обрывом берега реки Великой. Каменное здание трапезной палаты со столпообразной церковью построено в 1519 году в Снетогорском монастыре. Храм освящен во имя Святителя Николая Чудотворца. Высокий одноапсидный, одноглавый четверик, первоначально имевший восьмискатное покрытие, а позже четырёхскатную кровлю. В 1805 году, когда монастырь был упразднен и стал архиерейской резиденцией, здание трапезной перестроили в архиерейские покои, храм стал - домовой церковью, его совместили с основным объемом архиерейского дома. После перестройки церковь освятили повторно во имя Рождества Христова. В 1812 году храм закрыли для богослужений в связи с временной передачей зданий архиерейского дома Артиллерийскому ведомству. В 1814 году военные склады были переведены из архиерейского дома, церковь отремонтировали и открыли для верующих. Здание церкви было оштукатурено и побелено. В 1845 году в домовой церкви поставлен новый иконостас. В 1862-63 годах произведен косметический ремонт. После Октябрьской революции на территории архиерейского дома находился Дом отдыха трудящихся, а Никольский храм стали использовать под клуб. В период оккупации Пскова немцами церковь сильно подверглась перепланировке. Немцы устроили в здании храма парадное помещение, с северной стороны вместо оконного проема пробили дверной проем и пристроили широкое крытое крыльцо. После войны здание церкви было занято детским туберкулезным диспансером, а позднее здесь размещался кардиологический санаторий. В 1992 году церковь Николая Чудотворца в комплексе зданий Снетогорского монастыря передана псковскому Епархиальному управлению для возрождения обители. По материалам сайта Снетогорского женского монастыря . В 1515 г. в Снетогорском монастыре была построена церковь Николы " камена с трапезой, теплая на погребах " - наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов. Барабан увенчан луковичной главкой. Церковь значительно перестроена в 1805г., но сохранившаяся композиционная структура традиционна для псковских бесстолпных церквей 16в. Древнейшие части Никольской церкви не исследовались. При обмерных работах обнаружено основание светового барабана, надложенное при поздних перестройках. Барабан был украшен керамическим храмозданным поясом, одним из самых ранних подобных поясов.

http://sobory.ru/article/?object=05429

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл молился за утреней Великой среды в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре 19 апреля 2011 г. 20:38 Вечером 19 апреля 2011 года, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. За богослужением молились наместник монастыря игумен Петр (Афанасьев) и братия обители, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный приходов Покровского округа столицы протоиерей Геннадий Нефедов . В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей вручается игуменский посох. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитвы и вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря отцу Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. Права ношения наперсного креста был удостоен насельник монастыря иеромонах Иоасаф (Петровых). После богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью . Заиконоспасский монастырь в Москве основан в 1600 г. при первом Патриархе Московском — святителе Иове. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольский улицы. Вплоть до 1700 г., времени кончины последнего Патриарха Московского в досинодальный период — Адриана, обитель посещали и совершали в ней богослужения Первосвятители Российские. В 1660 г., при царе Алексее Михайловиче, был заложен каменный собор во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, ставший главным храмом монастыря. Спасский собор обители принимал в своих стенах многих российских императоров.

http://patriarchia.ru/db/text/1456117.ht...

Иерархи Русской Православной Церкви приняли участие в первом праздновании дня памяти Доростольских мучеников 12 июля 2016 г. 09:04 10 июля 2016 года, в неделю 3-ю по Пятидесятнице, Болгарская Православная Церковь по решению Священного Синода  празднует память святых мучеников Доростольских. В день праздника Божественную литургию в кафедральном соборе первоверховных апостолов Петра и Павла города Силистры возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит . Святейшему Владыке сослужили члены делегации Русской Православной Церкви в составе епископа Бричанского и Единецкого Никодима , епископа Выксунского и Павловского Варнавы , епископа Фастовского Дамиана, викария Черкасской епархии епископа Золотоношского Иоанна . В числе сослуживших также была делегация Румынской Православной Церкви в составе епископа Синаитского Иеронима, викария Святейшего Патриарха Румынского, и епископа Тульчанского Виссариона. В богослужении приняли участие члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви: митрополиты Доростольский Амвросий, Великотырновский Григорий, Ловчанский Гавриил, Неврокопский Серафим, а также игумен Рыльского монастыря епископ Адрианопольский Евлогий, викарий Софийской митрополии епископ Браницкий Григорий, викарий Видинской митрополии епископ Белоградчишский Поликарп, викарий Сливенской митрополии, игумен монастыря великомученика Георгия епископ Иерофей, главный секретарь Священного Синода архимандрит Герасим (Георгиев), многочисленное духовенство из Болгарии, Греции, Кипра, Молдовы, России, Румынии и Украины. Никольский храм-подворье Русской Православной Церкви в Софии на праздновании представлял настоятель архимандрит Филипп (Васильцев) . За Божественной литургией молились губернатор Силистринской области Стоян Бонев и мэр города Силистра Юлиан Найденов. После богослужения митрополит Доростольский Амвросий сердечно приветствовал Предстоятеля Болгарской Православной Церкви и передал ему в дар икону святых мучеников Доростольских, частицу святых мощей  мученика Неофита Никейского и комплект архиерейских облачений. Затем к молящимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Болгарский Патриарх Неофит, сообщает сайт подворья Русской Православной Церкви в Болгарии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4558741.ht...

В годы Первой мировой войны пермский архиерей принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с октября 1915 г. в пермский лазарет; предписал ввести во всех монастырях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем женских монастырям епархии выделить по 2 человека для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки. Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев , епископ способствовал организации в Пермской губернии единоверческих приходов. Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями архиерея в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI в. сам епископ. В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А. Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о совр. состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, которые затем разбирались на лекциях. В 1916 г. ездил на фронт, где 12 августа имел в ставке беседу с императором Николаем II . Епископ считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни, высказывал императору свое негативное отношение к некоторым сторонам государственной политики, резко отрицательно относился к Г.Е. Распутину , который боялся владыки. При еп. Андронике было построено несколько храмов, в т. ч. величественный собор Белогорского монастыря . При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся - бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили ок. 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков чел., в 1917 г. была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. Владыка придавал большое значение кружкам ревнителей благочестия, в которых видел помощников пастырям в христианском воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.

http://drevo-info.ru/articles/3622.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Филарету (Конькову), епископу Барышскому и Инзенскому 28 октября 2012 г. 16:00 28 октября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском соборном храме Свято-Никольского Черноостровского монастыря  г. Малоярославца. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Филарета (Конькова) во епископа Барышского и Инзенского ( Симбирская митрополия ). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и произнес напутственное слово. Преосвященный епископ Филарет! Ныне, за Божественной литургией, совершенной в Никольском соборе Николаевского Черноостровского монастыря, в день, когда мы празднуем 200-летие победы над грозным врагом на сем месте, изволением Промыслителя Господа, сущего на небесах (см. Ин. 3:13), через возложение на твою главу рук Преосвященных архипастырей ты сподобился принять благодать Духа Утешителя, сопричислившую тебя к сонму посланников Христовых. Ты облачен в архиерейскую мантию, украшенную источниками, которая знаменует обилие ниспосланных тебе даров, и облечен властью вязать и решить (см. Мф. 18:18), однако вместе с сим тебе вручена величайшая ответственность. Сам Небесный Архиерей вверил твоему попечению Своих чад, дабы ты, следуя Его примеру, стал для них заботливым отцом и надежным предводителем на пути веры. Памятуя об этом высоком призвании, стремись быть ревностным делателем Виноградника Господня, полагай все силы и способности к совершению святых, для созидания Тела Христова (см. Еф. 4:12), трудись не ради человеческих похвал и преходящих благ земной жизни, но к вящей славе Божией и во спасение окормляемых тобой овец словесного стада. В новом сане ты отправляешься на прежнее место своего служения, а именно на Симбирскую землю, где ты более десяти лет управлял Свято-Богородице-Казанским Жадовским монастырем, немало сил отдав возрождению и благоукрашению обители. Ныне же тебе как правящему епископу предстоит развивать церковно-приходскую жизнь в Барышской епархии, входящей в состав Симбирской митрополии. Подвизаясь на этом поприще, будь верным и единомысленным соработником Преосвященного митрополита Прокла, обращайся к нему за мудрым архипастырским увещанием и духовной поддержкой. Прибегай и к совету опытного духовенства, ибо одному невозможно нести возложенное на тебя бремя. Личным примером нелицемерного благочестия, несокрушимой веры, неослабного попечения о пользе церковной воодушевляй клириков на усердное возделывание нивы Христовой, дабы соборными трудами исполнять волю Господню.

http://patriarchia.ru/db/text/2554925.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010