Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре 14 марта 2019 г. 14:23 14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора обители. В храме молились исполняющий обязанности наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов) и братия обители, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря с. Акатово игумения Антония (Минина), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова), сестры обителей, многочисленные верующие. Богослужебные песнопения исполнил хор «Архангельский глас» Заиконоспасского монастыря (регент В.А. Зырянов). По окончании богослужения и.о. наместника монастыря иеромонах Даниил (Константинов) поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 43-летием архиерейской хиротонии (14 марта 1976 года архимандрит Кирилл (Гундяев) был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии). Отец Даниил преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и лампаду. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар каждому насельнику Заиконоспасского монастыря Святейший Патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения обители. Сегодня вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. (29 марта ст.ст.) четверг 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5390990.ht...

Восстановлены и вновь освящены архиерейским чином центральный престол и Никольский придел Успенского храма, завершена роспись стен. В 2004 году был освящен закладной камень будущего братского монастырского корпуса с домовым храмом во имя сщмч. Уара, первого епископа Липецкого. В настоящее время продолжается строительство братского корпуса, ведется подготовка к внутренним и внешним отделочным работам. Территория обители благоустроена и ежегодно заботливо украшается многочисленными цветущими клумбами. Липчане стремятся в Свято-Успенскую обитель не только с молитвой, но и посильной помощью. Успенский храм даже в будние дни с трудом вмещает всех желающих соборно помолиться в древних, намоленных многими поколениями стенах обители. Активно развивается сотрудничество с высшими учебными учреждениями. Священнослужители Свято-Успенской Липецкой обители регулярно читают лекции студентам Липецкого кооперативного института, с руководством которого подготовлен и заключен договор о сотрудничестве, проводятся совместные благотворительные акции. Студенты института посещают богослужения в монастыре, принимают участие в уборке монастырской территории перед Великими праздниками. С началом работы Епархиальных курсов православной катехизации и церковной истории при Липецком государственном педагогическом университете с октября 2008 года игумен Митрофан (Шкурин) активно принимает участие в их работе, читая слушателям лекции по предметам «Православная культура» и «Религиоведение». При Свято-Успенском монастыре успешно осуществляет образовательную деятельность воскресная школа, созданная в сентябре 2003 года. Занятия посещают 20 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Многие занятия в школе строятся на основе оригинальных разработок уроков по Основам православной культуры. На сегодняшний день в единственной православной обители города Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь. С 2003 года богослужения здесь совершаются по монастырскому уставу. Богослужения совершаются ежедневно утренние и вечерние. В вечер четверга совершаются молебные пения с Акафистами Успению Божией Матери и Святителю Николаю (поочередно).

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Липе...

Свято-Иверский женский монастырь (Донецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверский женский монастырь - православный женский монастырь Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. В результате боевых действий в 2014 году в районе донецкого аэропорта, монастырь сильно пострадал. Сестры монастыря покинули обитель вместе с главной святыней монастыря - чудотворной Иверской иконой Божией Матери. 25 февраля 2016 года в обители состоялось первое после большого перерыва богослужение. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] История Свято-Иверского монастыря начинается с апреля 1997 года, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, на пустыре возле аэропорта в северной части города был заложен камень под храм. Недалеко от храма планировалось открытие православного кладбища. Монастырь до начала боевых действий В октябре 2000 года храм и прихрамовая территория становятся подворьем Свято-Николаевского монастыря (село Никольское Донецкой области). В 2002 году по благословению и ходатайству митрополита Илариона подворье Свято-Николаевского монастыря было преобразовано в Свято-Иверский монастырь. На начало 2010-х годов монастырь состоял из Свято-Иверского храма с колокольней, сестринского корпуса и хозяйственных помещений. Также в монастыре располагался фруктовый сад и ягодник, часть растений из которого была пожертвована Донецким ботаническим садом. Частичное разрушение монастыря [ править править код ] В результате боевых действий в 2014 году в районе донецкого аэропорта, монастырь сильно пострадал. Сестры монастыря покинули обитель вместе с главной святыней монастыря - чудотворной Иверской иконой Божией Матери, написанной на Святой Горе Афон про просьбе и благословению старца Зосимы (Сокура). Сейчас святыня пребывает в Свято-Николаевском архиерейском соборе в районе Ларинка. Начало возрождения [ править править код ] В Свято-Иверской женской обители г.Донецка 25 февраля 2016 года состоялось первое после большого перерыва богослужение. Это исторический и торжественный день для Донецкой епархии, насельниц и прихожан монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского здесь была отслужена первая за практически двухлетний период Божественная Литургия – центральное и главное Богослужение Святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иверский...

св. Иоан. Злат.) 45 . Рипиды употребляются при архиерейском служении (Чиновн. литург.), в некоторых же монастырях дозволено употреблять и при служении архимандрита (История Российск. Иерарх. ч. 1, стр. 353 и следующие). При служении иерея заменяет рипиды – покровец, как и читаем о сем в Служебнике: «аще же несть рипиды, творит» (диакон) «сие» (омахивание) «со единем покровцем» (Служебн.). При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на большом выходе) 46 , – креста на утрени 14-го сентября, 1-го августа, в крестопоклонную Неделю, также 5-го января после литургии и вообще при крестных ходах; – при несении Плащаницы в Великую субботу (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе); при несении св. мощей или освященного антиминса около храма, при освящении его (Чин осв. храма, от Арх. твор., л. 27 и Чиновн.). Таким образом, рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом. Рипиды и назывались крыльями 47 . Обыкновенно, рипидами осеняют и гроб почившаго архиерея. В иконостасе, устрояются три двери (θρα, πoλη), которые из церкви ведут в три отделения алтаря, именно: двери в средине иконостаса, двустворчатые, называемые Царскими дверями, Царскими вратами (βασιλικς) ведут в ту часть алтаря, где находится престол 50 ; налево от Царских дверей – одностворчатые – северные двери (Тип., гл. 22) служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от Царских врат одностворчатые – южные двери, или полуденные (Тип., гл. 22) вводят в ту часть алтаря, в которой прежде устроялся диаконник (сосудохранильница), поэтому южные двери именовались диаконскими. Чрез северные двери износят честные Дары для поставления на престол (Служебн., лит. Иоан. Злат.), равно выносится крест на утрени 14-го сентября, 1-го августа и в крестопоклонную Неделю (Тип., послед. 14-го сентября. 1-го августа и крестопоклонной Недели), бывает на литургии Вход 51 с Евангелием. – со Св. Дарами, на вечерне выход на литию (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для светильников, носимых при священнодействиях, употребляются подсвечники с одною свечою, называемые в уставе насвещниками. подсвещниками и лампадою. Так, в начале бдения кандиловжигатель, вжег свещу в насвещпице, поставляет прямо Царских врат (Тип., гл. 2. начало вечерни); так «предыдущим подсвещником двемя со свещами» бывает Вход на вечерне (Тип., гл. 2). Предыдущим, предходящим лампадом бывает Малый и Великий Входы на литургии (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.). И при архиерейском служении предносится Архиерею лампада, или подсвечник с одною свечою 126 . При чтении же Евангелия два чтеца держат по подсвещнику с возженною свечею. Эти подсвещникн носят названия мануалий (μανουλιον) (Деян. Моск. Собора 1666–67 г. изд. Братства Петра митр. чин литург. л. 50). При архиерейском служении и при служении архимандритов некоторых монастырей употребляются еще двусвещники и трисвещники, дикирий и трикирий. Свечи в них называются двухплетенными и трехплетенными (История русск. Иерарх. ч. I, стр. 357) и осеняльнымй свечами, осеняльниками (Там же стр. 396, 394 и др.) 127 . Дикирий (δικrιον от δο – два и κηρς – свеча), двусвещник, двоесвечие (Чиновн.. лит. преждеосв.), знаменует двоякое естество в Господе нашем Иисусе. Христе: божеское и человеческое. Трикирий (τρικριον от τρει ς – три И κηρς – свеча). трисвещник. трисвещие, знаменует три лица Святой Троицы. Дикирием и трикирием при Богослужении архиерей и архимандрит (коему дано на то право) благословляют народ. Архиерей, во время литургии, по облачении его, при возглашении протодиакона: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрыя дела твоя» и т. д. и, входя в алтарь при пении: «Приидите, поклонимся», имеет в правой руке трикирий, а в левой – дикирий. Когда по Малом Входе, он кадит алтарь и вне его, тогда имеет в левой руке, дикирий, а в правой – кадильницу. При пении же: «Святый Боже» он дикирием (в правой руке) творит крест над Евангелием на престоле, 128 потом, имея в левой руке, крест, а в правой – дикирий, говорит: «Призри с небесе» (чин. Лит. Преждеосв. дар.). На преждеосвященной литургии архиерей имеет в руках трикирий с кадильницею, говоря: «Свет Христов просвещает всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

-Известно также, что Богоявленский храм входит в число архиерейских подворий. А сколько их всего в вашей епархии и в каком они состоянии? - Из всех архиерейских подворий наиболее обжитое место — это поселок Ваулово Тутаевского района. Там восстановлен женский монастырь и домовой храм св. Иоанна Кронштадтского, который находится в келейном корпусе, где живут насельницы, во зобновлена богослужебная жизнь. Отец Иоанн Кронштадский жил там летом, начиная с 1904 года. Сестры также восстанавливают Успенский храм. В деревне Спас-Ухра два разрушенных храма - Преображенский (1763 г.) и Никольский (1774 г.). В Никольском храме крестили прп. Серафима Вырицкого, рядом с храмом похоронены родители преподобного. До ближайшего населенного пункта семь километров , дорога проселочная. Богослужения проходят несколько раз в год. Самая сложная ситуация в деревне Пустынь Первомайского района. О т монастыря (бывшей Исаковой пустыни) там немного, что осталось. Место безлюдное, в радиусе 12-15 км никаких деревень и сел нет, и, думаю, постоянного прихода там не сложится. Дороги вообще никакой. Из отдаленных районов можно добраться только на вертолете, местные жители приноровились ездить на службы на тракторах и вездеходах. Когда нет трактора, приходится идти несколько километров пешком. Молиться в бывшую пустынь, а службы бывают каждый месяц, паломники приезжают не только из Ярославской области, но из Питера, Вологды, Череповца. Постоянный приход - около 15 человек, все они знают друг друга и сами все организовывают для поездки. Бывает, что на эти службы приезжают даже колясочники, естественно, в прицепе на тракторе. Это настоящие подвижники. Богослужебная жизнь там идет уже около десяти лет, храм в полуразрушенном состоянии, поэтому в одном из сохранившихся зданий обустроен домовый храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. - В Рыбинской епархии, судя по реестру, который вы составили - 184 храма, включая руинированные. Есть ли в епархии программа по их восстановлению или хотя бы консервации?

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_r...

Большая часть святынь и реликвий в 1868 г. была изъята из упраздненного монастыря для пополнения средств епархиального попечительства, но чтимая икона прп. Макария оставлена (местонахождение после 1927 неизв.). Др. икона прп. Макария Желтоводского (1661; Ушаков), происходившая из М. Ж. м., впосл. хранилась в Нижегородском гос. историко-архитектурном музее-заповеднике, в 2005 г. передана в восстановленный мон-рь. Ротонда над могилой иноков, убиенных в 1439 г. Фотография. Нач. ХХ в. Ротонда над могилой иноков, убиенных в 1439 г. Фотография. Нач. ХХ в. При Троицком соборе под папертью погребены архиепископы Нижегородские Антоний (Герасимов-Зыбелин; † 1797) и Моисей (Близнецов-Платонов ; 1825), напротив зап. стены - митр. Иконийский Афанасий († 1670). За алтарем Троицкого храма почиталось захоронение убиенных в 1439 г. иноков. Над могильным камнем стоял кирпичный портик с колоннами. У Макариевской ц. были погребены архим. Иоанн († 1813) и иркутский купец Н. Д. Мичурин († 1816). 1917-2016 гг. Архиерейское богослужение в день памяти прп. Макария Желтоводского. Фотография. 2015 г. Архиерейское богослужение в день памяти прп. Макария Желтоводского. Фотография. 2015 г. После 1917 г. все монастырское имущество было национализировано, комплекс М. Ж. м. поставлен на учет Нижегородским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями Народного комиссариата просвещения). Последняя настоятельница игум. Феофания (Чуркина) смогла зарегистрировать насельниц в качестве трудовой артели. С 1920 г. в монастыре служил и духовно окормлял сестер (ок. 200) сщмч. Александр (Щукин ; † 1937), впосл. викарий Нижегородской епархии. При обители еп. Александр сумел организовать преподавание Закона Божия детям 10-13 лет. В 1927 г. мон-рь окончательно закрыли. Большинство сестер переселились в Лысково, где проживал еп. Александр, к-рый продолжал им помогать. Игум. Феофания и неск. насельниц поселились при Никольском храме соседнего с. Просек.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Архиерейское богослужение в Мамонтовом во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. Фотография. 2016 г. Архиерейское богослужение в Мамонтовом во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. Фотография. 2016 г. 13 окт. 1940 г. монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) вновь были арестованы и 30 нояб. выездной сессией Тамбовского облсуда приговорены к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. Сестрам вменялось в вину неучастие во Всесоюзной переписи населения и в выборах в Верховный Совет СССР. После отбытия наказания, в кон. 50-х гг. XX в., монахини Ксения и Анна вернулись в Мамонтово и поселились в маленьком бревенчатом домике. Местные жители уважали их за стойкость веры, приходили за советом. В 2002 г. мон. Ксения была похоронена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище. В нач. 50-х гг. XX в. был частично разрушен храм (1912-1915). Но к Святому оз. совершались паломничества, особенно в дни празднования памяти свт. Николая Чудотворца, когда количество богомольцев достигало 10 тыс. чел. К нач. XXI в. из построек обители сохранились лишь полуразрушенный келейный корпус (1908), фрагменты цокольной части каменного Никольского храма и небольшой домик. В 2003 г. по благословению еп. Тамбовского Феодосия (Васнева) началось возрождение М. м., был создан благотворительный фонд «Возрождение православных святынь Тамбовской епархии». Решением Синода от 27 дек. 2007 г. М. м. был официально открыт. Первыми монахинями возрожденной обители стали бывш. насельницы тамбовского в честь Вознесения Господня монастыря . Построены часовня-храм во имя свт. Николая (освящена малым чином еп. Феодосием 22 мая 2005), 2-этажный сестринский корпус с домовой ц. во имя прп. Марфы Тамбовской. По сохранившимся фотографиям был восстановлен Никольский храм. Отреставрирован деревянный домик, в к-ром проживала мон. Ксения. На Святом оз. построены бревенчатая купальня с часовней, ограда, оборудована монастырская набережная. 22 мая 2008 г. еп. Феодосий освятил в мон-ре бронзовый памятник свт. Николаю, в правой руке святитель держит меч, в левой - модель 5-главого храма.

http://pravenc.ru/text/2561794.html

4 дек. 1974 г. по инициативе руководителя Северодвинского отделения Всероссийского об-ва охраны памятников истории и культуры Л. И. Черняевой комплекс мон-ря был признан памятником архитектуры гос. значения. 1998-2015 гг. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. 2012 г. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. 2012 г. 1 мая 1998 г., в день памяти святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских, впервые с разрешения администрации «Севмашпредприятия» у стен Никольского храма еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил праздничный молебен. Святые Евфимий, Антоний и Феликс получили наименование «небесных покровителей града Северодвинска» и стали поминаться на отпустах. Впосл. по согласованию между епархиальным управлением и администрацией «Севмашпредприятия» жители города участвовали в праздничных молебнах на территории бывшего монастыря. В 1998-2000 гг. молебен служили перед входом в Никольский собор, с 2003 г.- в центральном приделе собора. В др. дни монастырские храмы по-прежнему выполняли роль заводских помещений. В Никольском соборе располагался участок шиномонтажа, сварочный участок и склады, а также участок мойки тары, в Успенском храме - администрация одного из цехов, в бывш. братском корпусе - швейная, слесарная и др. мастерские. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе стали еженедельно служить молебны. 2 и 4 авг. 2004 г. генеральным директором ФГУП «ПО «Севмаш»» были подписаны решения «об открытии для совершения богослужений Никольского собора» (молебны стали служить каждый четверг) и «о проведении восстановительных работ в Николо-Корельском монастыре», согласно которому все заводские службы предполагалось вывести из монастырских зданий. В галерее, примыкающей к сев. стене Никольского собора, был устроен придел, освященный иерейским чином 7 апр. 2005 г. во имя прп. Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских. В тот же день впервые после 85-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 1 мая 2009 г. в центральном приделе Никольского собора впервые после закрытия К. м. была отслужена литургия архиерейским чином (ранее неск. лет архиерейские богослужения совершались только в приделе святых Евфимия, Антония и Феликса). Возглавлял богослужение еп. Архангельский и Холмогорский Тихон. 22 авг. 2009 г. состоялось первое в истории мон-ря патриаршее богослужение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) отслужил всенощное бдение накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Соловецких. С 2011 г. настоятелем Никольского собора является митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских). В Никольском соборе регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников - всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни - Божественная литургия; по четвергам служатся молебны во время обеденного перерыва заводчан.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Весной 1921 года управляющий русскими приходами в Западной Европе архиепископ Евлогий (Георгиевский) назначил епископа Серафима настоятелем русского храма в Софии. Вслед за тем, 31 августа 1921 года, Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии с оставлением за ним должности настоятеля русского Никольского храма в Софии . До конца дней своих, сначала в подчинении Зарубежного Синода, а затем под омофором Патриарха Московского, владыка Серафим управлял русскими приходами в Болгарии. Архиерейская хиротония епископа Серафима и назначение в Болгарию были признаны патриархом Тихоном, который изменил титул иерарха на Богучарский . Центром русской церковной жизни в Болгарии стал посольский Свято-Никольский храм на бульваре Царя Освободителя, освященный в ноябре 1914 года. Богослужение, как и частная молитва, были для епископа Серафима так же необходимы, как дыхание. В течение всей своей жизни епископ, а затем архиепископ Серафим неукоснительно служил литургию во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам читал в храме акафист святителю Николаю. При этом, в отличие от многих болгарских церквей, при жизни архиепископа Серафима и вплоть до 1968 года богослужения в русском храме совершались ежедневно, утром и вечером . Проживавший в Болгарии протопресвитер Георгий Шавельский, чьи отношения с архипастырем не всегда были ровными, отмечал праведную жизни владыки Серафима и вспоминал, что службы он совершал спокойно и благоговейно . Архиепископ уделял большое внимание церковному пению. Стараниями архипастыря хор Свято-Никольского храма стал одним из лучших в Болгарии . Высоко оценивая строгий и размеренный богослужебный уклад русской церкви, Синод Болгарской Церкви с 1940 года стал направлять в русский храм молодых диаконов для прохождения практики и приобретения навыков богослужения . Болгарская Церковь ценила и монашескую строгость владыки Серафима. По свидетельству его духовных чад, богослужение, как и частная молитва, были для него так же необходимы, как дыхание. Занимался архипастырь и Иисусовой молитвой . В 1935 году, передавая в ведение архиепископа Серафима монастырь архангела Михаила, Синод Болгарской Церкви выдвинул условие, что в обитель будут приниматься не только русские, но и болгары «с целью иметь их как рассадник истинного иночества для болгарских монастырей». Архиепископ Серафим, конечно же, не возражал против этого .

http://pravoslavie.ru/71288.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010