Л.А. Курикова «Приходское духовенство Маловишерского края в XIX – начале XX веков», 2015  Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен " тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря " . На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в Синод: " Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам. " Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в. или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=38439

В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи». В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон. При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим. За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Калужская_Тихо...

В 1925 году он был разогнан, а с 1931 года началось разрушение стен и корпусов монастыря. Позже в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 году – школу крестьянской молодежи. В советское время храм над источником был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы, хотя икона исчезла. Запустение здесь продолжалось долгие годы… В 1996 году предприниматель Анатолий Петрович Захаров обустроил источник Владимирской иконы Божией Матери. Сам источник был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а над источником была построена металлическая ажурная часовня. Тогда же началось и восстановление пустыни. Несколько лет Анатолий Захаров восстанавливал и здания святой обители. С 1997 года на его средства велось восстановление Владимирского храма, где, наконец, после 70 летнего запустения возобновились богослужения. Так, 3 июня 2002 года в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, в обновленном храме состоялась первая Божественная литургия, возглавляемая Преосвященнейшим епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом. С этого же 2002 года пустынь стала женской и функционировала в качестве архиерейского подворья. Ныне же это Вьясский Владимирско-Богородицкий мужской монастырь вновь образованной Кузнецкой и Никольской епархии. Настоятель монастыря — игумен Христофор (Ширяев), клирики: иеромонах Иоанн (Клыченков), иеродиакон Илия (Гуськов). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская " - 8 сентября, 6 июля, 3 июня Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Большой Вьяс До г. Пензы поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом до с. Большой Вьяс с пересадкой в г. Лунино. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

В послевоенный период богослужения совершались в деревянной пристройке, а в 1969 году по благословению митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (ныне усопший Святейший Патриарх Московский и всея Руси) протоиереем Василием Бориным началось восстановление храма. Поначалу отцу Василию было очень трудно. Село разбито в войну, сохранилось только несколько зданий. Рядом с развалинами каменного храма стояла маленькая деревянная церковка, где он и служил. Он все расчистил, разобрал завалы в храме, все село работало на расчистке: и мужчины, и женщины. Днем работает, а вечером всенощную служит, со своими богомольцами молится. Никого у него в помощниках не было: ни второго священника, ни дьякона. И причащал, и отчитывал, и молебны служил, и соборовал — все один. Народ к нему пошел. Господь наделил его даром исцелять болезни душевные и телесные он отчитывал людей, имел на это архиерейское благословение и благословение ныне прославленного святого преподобного отца Симеона Печерского. К отцу Василию в Васкнарву приезжало много людей из Петербурга, Москвы — отовсюду, везли вещи, иконы, материалы. Появились портнихи, маляры, штукатуры, повара... Кто шьет облачения, кто стряпает, кто штукатурит, красит, кто дрова пилит. Нашлись и художники, которых он сразу поставил орнаменты расписывать, а в дальнейшем приступили и к настенной росписи в Никольском приделе. Освящение престола главного придела во имя Илии Пророка совершил 15 октября 1978 года митрополит Алексий. Отец Василий прослужил в этом храме до самой кончины, наступившей 27 декабря 1994 года. Через пять лет после кончины отца Василия был возобновлен крестный ход из Сыренца в Пюхтицы. По благословению Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия 26 августа 1999 года православные жители Васкнарвы впервые за много лет повторили путь своих предков, шедших на праздник Успения Божией Матери на Святую гору.  Храм и хозяйственные постройки нуждались в неотложном капитальном ремонте. В сентябре 2002 года по ходатайству Владыки Корнилия вышел Указ Святейшего Патриарха Алексия об открытии в Васкнарве Ильинского скита Пюхтицкого монастыря. К празднику Рождества Пресвятой Богородицы в скит были посланы из обители первые сестры. С Божией помощью начали реставрацию храма, ремонт хозяйственных построек. В сентябре 2002 года по решению митрополита Корнилия и Синода ЭПЦ МП Ильинский храм был передан Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю для устройства в нем монастырского подворья. По окончании восстановительных работ, 2 августа 2005 года, митрополит Корнилий освятил правый придел Ильинского храма во имя Иоанна Крестителя. В настоящее время в скиту 11 сестер. В Ильинском храме раз в неделю совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=12699

За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , учащиеся Саратовской духовной семинарии, межъепархиального училища сестер милосердия, представители православных объединений молодежи, многочисленные верующие. Богослужение посетил епископ Римско-Католической Церкви, ординарий епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель. Пел Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора г. Саратова (регент — А.Г. Занорин). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» , на портале Саратовской епархии «Православие и современность» и на сайте ИА «Взгляд-инфо». Верующие могли наблюдать за трансляцией на мониторах, установленных у здания Саратовской духовной семинарии. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Сергия Якименко, клирика храма преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары в закрытом административно-территориальном образовании Власиха Московской области. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Пархоменко, духовник и преподаватель Саратовской духовной семинарии, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть-Курдюм Саратовского района. По окончании Литургии ректор Саратовской семинарии митрополит Лонгин от лица участников богослужения приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству Патриаршие облачения. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В знак благословения на последующие архипастырский труды Предстоятель вручил митрополиту Лонгину панагию и крест. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образ прп. Сергия Радонежского, написанный к 700-летию Преподобного, которое отмечается в текущем году всей Церковью. В дар Никольскому женскому монастырю села Монастырское Пугачевского района (Покровская епархия Саратовской митрополии) Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с частицами мощей 30 святых.

http://patriarchia.ru/db/text/3811255.ht...

В царской грамоте 1692 г. Косинский монастырь значится в числе приписных к Новгородскому Архиерейскому дому. Среди игуменов монастыря известны только имена Феодорита (1651), Герасима (1622) и Ионы (1713). Судя по историческим документам, монастырь не владел никогда большими богатствами и жил собственным трудом. В 1716 г. монастырь был упразднен, храмы стали приходскими. В 1792 г. на месте старой деревянной церкви, сгоревшей во время пожара 1765 г., была построена каменная церковь прп. Варлаама Хутынского. Почитаемой в храме святыней являлась икона Знамения Божией Матери с изображениями всех новгородских угодников, написанная мастером Афанасием Алексеевым в 1716 г. В 1880-81 гг. был возведен и 12 сентября 1882 г. освящен новый величественный храм прп. Варлаама Хутынского, увенчанный пятью главами и завершенный с западной стороны высокой колокольней. В начале 1890-х гг. приказом Священного Синода на месте бывшей обители была учреждена женская община, в 1896 г. преобразованная в общежительный монастырь. В начале XX в. на территории возобновленного Косинского женского монастыря существовал целый ряд жилых зданий и хозяйственных строений: трехэтажный каменный корпус для настоятеля и сестер, каменно-деревянный двухэтажный корпус келий, хозяйственные постройки. За оградой находились скотный двор, деревянные здания двухэтажной гостиницы и церковно-приходской школы, баня, прачечная. Обитель прекратила свое существование в 1920 г. С 1938 г. церковные здания использовались под школу и музей. В годы Великой Отечественной войны в храме свт. Николая находился немецкий штаб. В ходе боевых действий храм Варлаама Хутынского и колокольня были сильно повреждены. В 1946–1947 гг. жители д. Косино и ближайших окрестностей просили открыть один из храмов для богослужения и, если возможно, «возобновить женский монастырь, где бы желающие жить и проводить время в молитве и труде могли находить для спасения своей души тихое пристанище». Ходатайство было отклонено решением исполнительного комитета Новгородского областного совета.

http://sobory.ru/article/?object=00837

В 1987 г. я поступил в МГУ им. Ломоносова и уехал из Саратова, но каждый раз, возвращаясь в родной город, я старался посещать владыку Пимена. Жизнь в Москве заметно отличалась от провинциальной. Изменения, происходящие в стране, в столице были намного заметнее. И церковная жизнь, особенно после 1988 г., переживала настоящее возрождение. В 1982 г. Церкви передали Свято-Данилов монастырь и к тысячелетию Крещения Руси он был восстановлен. Богослужения в монастыре отличались особой красотой и торжественностью, и это привлекало многочисленных прихожан, в том числе старых москвичей. С 1988 г. я стал прихожанином Свято-Данилова монастыря, где в 1989 г., в дни работы Архиерейского Собора, познакомился с митрополитом Антонием (Блюмом). Могу сказать, что на многие годы вперед личность владыки Антония, его проповедь во многом определяли мои жизненные решения. Для моего поколения много значили также книги архимандрита Софрония (Сахарова): «Старец Силуан», «Видеть Бога, как Он есть». Категоричным ли было Ваше решение посвятить себя Церкви или у Вас были колебания? Я никогда не мыслил себя вне служения Церкви и не желал себе ничего иного, кроме как быть ее служителем. Но всегда хотел получить и светское образование, поэтому и поступил сначала на филологический факультет МГУ. Когда Вы приняли монашеский постриг, как Вы представляли себе свое служение? Монашеский постриг я принял в марте 1993 г. в Свято-Даниловом монастыре. Монастырь находится в центре Москвы. Понятно, поэтому, что одним из главных направлений пастырского служения в нем должно быть миссионерство, причем в самом широком значении этого слова. Это сложно, потому что одновременно для каждого монашествующего сердцевиной его духовной жизни является молитва и уединение. Так я и видел дальнейшее служение в совмещении пастырской заботы о прихожанах монастыря, миссионерского служения и молитвенного делания. Ваши послушания отвечают ли Вашему видению Вашего служения в Церкви? Да. Спустя несколько лет служения в Свято-Даниловом монастыре в октябре 1999 г. я был назначен клириком при храме-подворье Трех святителей Парижа, где нес послушание до октября 2001 г. Одновременно с этим с июня 2000 г. являлся настоятелем прихода Святой Троицы и Новомучеников и исповедников российских в г. Ванве (предместье Парижа). После этого был назначен клириком Свято-Никольского ставропигиального прихода г. Рима, где нес послушание с 7 октября 2001 г. по 21 августа 2007 г. С мая 2004 г. — был назначен президентом Фонда святой великомученицы Екатерины в Риме, ответственным за строительство храма святой великомученицы Екатерины на российской вилле Абамелек в Риме. С 21 августа 2007 г. — назначен клириком прихода святой великомученицы Екатерины города Рима.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1611818...

10 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Успенском кафедральном соборе столицы Узбекистана состоялась Божественная литургия, которую возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Главам Митрополичьих округов сослужили: архиепископы Уральский и Актюбинский Антоний, Чимкентский и Таразский Елевферий, епископы Талдыкорганский Нектарий, Павлодарский и Экибастузский Варнава, Карагандинский и Шахтинский Севастиан, Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, Душанбинский и Таджикистанский Питирим, Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, Кокшетауский и Акмолинский Серапион, Петропавловский и Булаевский Владимир; духовенство Ташкентской епархии, священнослужители, прибывшие с архипастырями. За богослужением вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина), настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, сотрудники Ташкентского епархиального управления, студенты Ташкентской духовной семинарии. Пел митрополичий хор Ташкентской епархии под управлением Татьяны Митрониной. За порядком в храме наблюдали волонтеры молодежной православной инициативной группы «Твори добро». В собор к праздничному богослужению для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих был доставлен ковчег с частицей мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Иерархи вознесли молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении особо были помянуты: первый Туркестанский архипастырь архиепископ Софония (Сокольский; +1877) и иерархи, возглавлявшие архиерейские кафедры в городе Верном (после — в Алма-Ате) и Ташкенте — епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н.

http://patriarchia.ru/db/text/5082553.ht...

Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. Епископ Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский монастырь и остался очень доволен пением. По приезде в Чернигов владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Так, приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов, где прошла вся его последующая жизнь. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году - в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем. Постепенно возрастал и духовный авторитет о. Лаврентия. Он был строгим последователем Православного вероисповедания. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция. Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни, и рады были к нему попасть. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением. Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. Так прошло 20 лет. Настало время, когда закрыли и этот храм. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий, тем не менее, никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: " Разве ноты еще понадобятся? " - неизменно отвечал: " Конечно, будем еще читать и петь " .

http://pravicon.com/info-2760

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010