При этом мы не можем сделать Церковь абсолютно понятной для любого человека. Нас иногда упрекают: «Вы служите на непонятном языке, вы говорите непонятные вещи». Конечно, между человеком, пришедшим с улицы, и Церковью существуют некоторые барьеры, которые надо переступить: психологические, языковые, какие-то иные. И в этом мы, к сожалению, не всегда в полной мере помогаем людям, пришедшим в Церковь, и очень часто случается так, что им приходится преодолевать эти барьеры самостоятельно. Конечно, здесь мы должны делать больше, и что-то уже делаем. Например, в нашем храме богослужение совершается, как и везде, на церковнославянском языке, но мы готовим к изданию книжку, где будет напечатан на левой стороне славянский, а на правой — русский текст службы. Всякий желающий сможет эту книжку взять и посмотреть перевод. О протестных акциях и «лихих девяностых» — Есть ли официальная позиция Церкви по тем протестным акциям, которые происходили в последнее время, и по отношению к публичным выступлениям в целом? — Церковная позиция по таким вопросам сформулирована в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви . Этот документ готовился под руководством тогда митрополита, а ныне Патриарха Кирилла и был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Основной принцип взаимоотношений между Церковью и властью заключается в том, что Церковь не вмешивается в политическую борьбу, а государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви. В то же время Церковь и государство — соработники в тех областях, в которых сотрудничество необходимо и полезно; таких областей сейчас становится все больше и больше. Если говорить о протестных настроениях и о различных митингах, которые происходили в последние месяцы, то совершенно для нас очевидно: наша паства есть и там, и там. Именно поэтому мы не можем говорить, например, что поддерживаем того кандидата и не поддерживаем другого, поддерживаем одну партию, но не поддерживаем иную. Однако мы можем давать нравственную, духовную оценку делам того или иного человека, пунктам программы той или иной партии.

http://patriarchia.ru/db/text/2075242.ht...

С другой стороны, принцип твердости, строгости и точности (греч. κρβεια) в пастырской практике должен смягчаться и регулироваться снисхождением и осторожностью (греч. οκονομα). Меру снисхождения может подсказать пастырю его опыт, благодатно руководимый, ибо и благодать Божия долготерпит, не хотя, да кто погибнет, но да все придут в покаяние (ср.: 2Пет. 3:9 ). Таким образом, в силу благодатного посредничества, пастырское самосознание приобретает следующие черты, или признаки: а) хождение пастыря пред Богом в чувстве посланничества свыше и своего экономства в Церкви; б) возвышенное смирение и благоговение его; в) твердую надежду на Бога с равновесием в пастыре принципов экономии. Высказанное нами понимание сущности пастырства вполне разделяется инстинктивно верующими нашей Православной Церкви. Они обычно смотрят на своего пастыря как на благодатного посредника и Божия представителя. Главную его привилегию они полагают в совершении им Таинств, богослужения, молитв и руководств старческого порядка. Лучшие из верующих ценят в пастыре благодатные полномочия больше личности и в проповеди слышат скорее голос Божий, чем человеческое учительство. Наш православный народ прибегает к лицам священного сана именно с просьбами о посредничестве пред Богом. Если те не омрачены худой жизнью, то народ с верою воспринимает от них благодать Святых Таинств и просит их молитв во всех случаях своей жизни: в болезнях, путешествиях, бедствиях, пред началом дел и по окончании их. Православная русская паства отличается истовостью своих молитв, любит получать пастырское благословение, благоговейно касается лицом архиерейской или священнической одежды, при встрече с духовенством просит пастырских молитв. Она ищет в пастыре живых проводников благодати. Если кто из них выделяется жизнью, даром молитвы или учительства, тех она особенно чтит, пред теми благоговеет. Основа описанного настроения всеобща в нашем церковном обществе. Наш народ, при взгляде на пастырей как на проводников Божией благодати, снисходителен к ним. Он желает проповеди пастырской, скорбит при отсутствии ее, ограничиваясь утешением пастырской общей молитвы в храме. Если пастыри глубоко верующие, душевно-простые, приветливые и усердные к своему служению, то народ замечательно и благодушно прощает им недостатки, вроде грубости и пристрастия к вину, жалеет их и не перестает любить. Но если пастырь при нравственной чистоте горделив и маловерующий, то его чуждаются и называют «барским». Народное чутье совершенно точно определяет сущность пастырства в благодатном посредничестве, для которого пастырские недостатки не ставят неодолимых преград.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Архив Пн Надежда есть! 6 февраля 2020 г. 17:26 В Саратове побывала великая святыня — Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Чудотворная икона была явлена в XIII веке, а в XX, после Октябрьского переворота, после многих перипетий оказалась в США, в Знаменском кафедральном соборе Нью-Йорка, где находится в настоящее время. Долгие годы она оставалась святыней Русского Зарубежья, Одигитрией (Путеводительницей) изгнанников и их потомков, но не утратила своего духовного значения для России. С 2007 года  Русская Православная Церковь Заграницей и Русская Православная Церковь Московского Патриархата снова едины , и Курскую-Коренную икону Божией Матери регулярно привозят в пределы России. В Саратове икона побывала в сопровождении своего хранителя — епископа Манхэттенского Николая . В интервью журналу «Православие и современность» 45 (61)), опубликованном на сайте Саратовской епархии , владыка Николай рассказал о путешествиях чудотворной иконы, а также о современной жизни православных христиан в Америке. — Вы — хранитель иконы Курской-Коренной. А кто такой хранитель? Какие у него обязанности? — Икона хранится в Нью-Йорке, в нашем Знаменском соборе, там же, где заседает Синод Русской Зарубежной Церкви и находится резиденция ее Первоиерарха  митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона . Оттуда икона посещает наши епархии, храмы по всему миру. Как правило, великую святыню в свою епархию приглашают правящие архиереи, и это приглашение обсуждается на Архиерейском Синоде. Быть с Курской иконой — и большая радость, и серьезная ответственность. В декабре 2010 года Архиерейский Синод мне дал послушание сопровождать ее по всему миру. Расписание для нее составляется на год вперед. Я в Синоде отвечаю за икону, приношу ее на все богослужения. После службы ее уносят или ко мне, или к владыке митрополиту. Икона всегда с кем-то — это правило нашей Церкви. — Сказывается ли постоянное передвижение на состоянии древней святыни? Приходится ли ее реставрировать? — Нет-нет, икону мы не трогаем. Она находится в драгоценной ризе, в киоте. Я не вижу, чтобы она как-то портилась или разрушалась. Икона должна быть в храме, с народом Божиим, а Господь ее охраняет.

http://patriarchia.ru/db/text/5588824.ht...

   С другой стороны, принцип твердости, строгости и точности (греч. ακρβεια) в пастырской практике должен смягчаться и регулироваться снисхождением и осторожностью (греч. οκονομα). Меру снисхождения может подсказать пастырю его опыт, благодатно руководимый, ибо и благодать Божия долготерпит, не хотя, да кто погибнет, но да все придут в покаяние (ср.: 2 Пет. 3:9). Таким образом, в силу благодатного посредничества, пастырское самосознание приобретает следующие черты, или признаки: а) хождение пастыря пред Богом в чувстве посланничества свыше и своего экономства в Церкви; б) возвышенное смирение и благоговение его; в) твердую надежду на Бога с равновесием в пастыре принципов экономии.    Высказанное нами понимание сущности пастырства вполне разделяется инстинктивно верующими нашей Православной Церкви. Они обычно смотрят на своего пастыря как на благодатного посредника и Божия представителя. Главную его привилегию они полагают в совершении им Таинств, богослужения, молитв и руководств старческого порядка. Лучшие из верующих ценят в пастыре благодатные полномочия больше личности и в проповеди слышат скорее голос Божий, чем человеческое учительство. Наш православный народ прибегает к лицам священного сана именно с просьбами о посредничестве пред Богом. Если те не омрачены худой жизнью, то народ с верою воспринимает от них благодать Святых Таинств и просит их молитв во всех случаях своей жизни: в болезнях, путешествиях, бедствиях, пред началом дел и по окончании их.    Православная русская паства отличается истовостью своих молитв, любит получать пастырское благословение, благоговейно касается лицом архиерейской или священнической одежды, при встрече с духовенством просит пастырских молитв. Она ищет в пастыре живых проводников благодати. Если кто из них выделяется жизнью, даром молитвы или учительства, тех она особенно чтит, пред теми благоговеет. Основа описанного настроения всеобща в нашем церковном обществе.    Наш народ, при взгляде на пастырей как на проводников Божией благодати, снисходителен к ним. Он желает проповеди пастырской, скорбит при отсутствии ее, ограничиваясь утешением пастырской общей молитвы в храме. Если пастыри глубоко верующие, душевно-простые, приветливые и усердные к своему служению, то народ замечательно и благодушно прощает им недостатки, вроде грубости и пристрастия к вину, жалеет их и не перестает любить. Но если пастырь при нравственной чистоте горделив и маловерующий, то его чуждаются и называют «барским». Народное чутье совершенно точно определяет сущность пастырства в благодатном посредничестве, для которого пастырские недостатки не ставят неодолимых преград.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече с участниками семинара для единоверческих священнослужителей 22 января 2018 г. 18:25 22-27 января 2018 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проходит семинар для старообрядных (единоверческих) священнослужителей. 22 января с его участниками встретился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион . Дорогие отцы и братья! Рад сегодня приветствовать всех вас на открытии первого семинара священнослужителей старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви. Это моя первая встреча с вами в таком формате в качестве председателя созданной Архиерейским Собором 2004 года при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Эта комиссия призвана, в частности, осуществлять координацию служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви, вырабатывать предложения по концептуальным и каноническим основам их бытия и содействовать их участию в общецерковной жизни. Выполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, я на протяжении уже нескольких лет внимательно слежу за происходящими в старообрядческом сообществе событиями. Многое мне известно из сообщений СМИ, из предоставляемых мне информационных сводок, из сообщений, звучащих на заседаниях Комиссии. С некоторыми из вас я имел возможность познакомиться непосредственно в молитвенном общении на главном нашем богослужении — Божественной литургии древним чином. Ее я регулярно совершаю в Покровском храме в Рубцове, при котором учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции , Попечительский совет которого мне поручено возглавлять Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Но сегодня наше общение принимает иное качество. Это именно первый опыт нашего непосредственного общения с духовенством или представителями старообрядных приходов. И это общение видится мне взаимополезным. С одной стороны, мне важно узнать о ваших проблемах, заботах, настроениях. С другой стороны, семинар задумывался для того, чтобы ознакомить вас с актуальными достижениями современной богословской и церковно-исторической науки, в частности, исторической литургики.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

При жизни популярность о. Спасского была велика, и смерть ее не умалила. Гроб с останками покойного оставили в помещении при нижнем храме Александро-Невской церкви. Там он стоит и поныне , неизменно убранный свежими цветами. Некоторые почитательницы о. Георгия в своей преданности его памяти доходят до фанатизма и истерики, и даже гроб его превратили в предмет почитания. Кем можно было заменить покойного о. Георгия? После некоторого раздумья я остановил свой выбор на о. А.Ельчанинове. Это был тоже пастырь незаурядный: чуткий, высокодуховный, учитель молодежи, литературно образованный и весьма начитанный в аскетической литературе. Но Господь не судил ему проявить своих дарований в нашем приходе. Он послужил одну неделю и внезапно, в Страстной Понедельник, в церкви перед службой тяжко занемог. С ним случился припадок — проявление давней его болезни. Больного отнесли домой. Мучился он долго, болезнь никакому лечению не поддавалась, и после пяти месяцев ужасных страданий о. Ельчанинов скончался. На его место я назначил молодого игумена о. Никона Греве, воспитанника нашего Богословского Института, человека горящей веры и подвижнического духа. Он и поныне служит Церкви Божией, теперь уже в сане архимандрита . Из других членов клира, кроме уже названных мною, следует упомянуть псаломщика-регента Н.П.Афонского. Он бывший студент Киевской Духовной Академии, мобилизованный в Великую войну, потом офицер императорской и добровольческой армий, оказался человеком с недюжинным музыкальным талантом. Я нашел его в одном из германских лагерей, потом он некоторое время работал в моей канцелярии и был назначен псаломщиком в Висбаден, оттуда я перевел его в Париж. Он так прекрасно поставил хор, что сделался любимцем русской эмиграции, участвовал в концертах с Шаляпиным и даже два раза был приглашен с хором в Америку, где имел большой успех. Наконец, не могу не вспомнить я добрым чувством молодежь, прислуживающую мне в качестве иподиаконов, свещеносцев, рипидчиков и т. д. Эти милые мальчики, моя " гвардия " , как я их в шутку называю, с высоким церковным усердием, бескорыстно — под руководством старшего иподиакона П.Е.Ковалевского, человека самоотверженно преданного Церкви, — украшают мое архиерейское богослужение. Ковалевский объединил их в особое братство, которое дало много молодых церковных работников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Форум " Петербургская весна культуры " состоялся в Санкт-Петербурге мая 2013 Его открыл епископ Петергофский Амвросий. Литургия имела миссионерский характер - на двух крупных экранах транслировались на русском языке молитвы и ектении, с помощью изображений и комментариев объяснились главные части богослужения. Использование современных технологий - новый шаг в диалоге с прихожанами, особенно молодыми.  " Это историческое событие, когда в нашем храме, некогда освященном великим архиерем и богословом, митрополитом Филаретом Дроздовым, вновь прошла архиерейская служба " , - сказал отец Георгий. Владыка Амвросий подарил храму привезенный из Грузии образ великомученника Георгия Победоносца, который находился в Свято-Троицком патриаршем соборе Тбилиси. " Община, которая здесь присутствует, вызывает удивление и восхищение, потому что здесь я увидел полноценную церковную жизнь. Мне очень радостно, что в Академии постдипломного образования есть этот храм. Он освещает и исправляет деятельность всего учебного заведения " , - сказал владыка. После богослужения в актовом зале АППО состоялось открытие форума, темы которого заинтересовали молодежь. Разговор шел о нравственных и духовных ценностях современной России. Кто такая элита общества и хочет ли молодежь быть элитарной сегодня? На этот вопрос отвечали с духовной точки зрения. Владыка Амвросий рассказал о недавнем путешествии в Грузию, о том, как встретились две разные, но родные культуры:  " Как можно любить другого человека, которого не знаешь? Вера сообщает эту любовь. Это как бы одна волна, на которую настроены люди, и когда они встречаются, они это чувствуют, это передается от сердца к сердцу и, действительно, не нужно никаких слов " .  Ректор СПбПДА призвал молодых людей не бояться Церкви и не слушать дурного о ней:  " Не бойтесь и не слушайте, идите смело. Начинайте, просто начинайте жить церковной жизнью, вопреки сомненьям и, может быть, дискомфорту. Вы почувствуете, что качество жизни уже здесь, на этой земле, у вас стало совершенно иным, многое поменялось местами. Материальные блага станут хорошим средством для  добрых дел, а лидерство будет осознано как просто искреннее стремление служить находящемуся рядом человеку " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=314...

Тверский и Кашинский“. 4-го ч. получил я письмо из Витебска от протоиерея В.И. Волкова. Он писал мне от 1-го числа: „Что сказать Вам о нашем новом архипастыре? Заметно, что он очень добрый и самостоятельный человек, но держит себя уединённо, как бы боится чего-то. В разговорах совершенная противоположность преосвящ. Викторину: тот без умолку говорит, а сей молчит и слушает... Вероятно, стесняется своей не чисто русской речью; Здоровье его слабое: нередко харкает кровью. Поэтому он не предпринимал и не предпринимает поездки в епархию. Служит не часто. Градских церквей ещё не обозревал. Большой опытности в деле управления епархией невидно. За его заслуги Православной Церкви следовало дать епархию, но не другую, как только Полоцкую – самую малую, воссоединённую, или местную для него – Холмскую: в другие епархии он не годится по одному уже наречию и по своеобразному совершению Богослужения, ухо к которому никак не может привыкнуть. Лучшего места для него нельзя найти, как Витебск, а в случае крайности причислить к Св. Синоду. До сих пор наш Владыка не был ещё в Успенском соборе, но обещал служить в день Успения, если будет хорошая погода. Кафед. соборяне наговорили о сырости и холоде Успенского собора столько, что он боится и нос туда показать“. В тот же день приехала из Москвы мимоездом в Вышне-Волоцкий Казанский монастырь и остановилась в —665— 1882 г. Твери А.П. Ушакова. Посетивши меня, беседовала со мной о разных предметах, между прочим, сообщила разные Московские толки об обстоятельствах незадолго пред тем (именно 25-го июня) последовавшей необычной смерти героя последней Турецкой войны (1877–78 г.), генерала Мих. Дм. Скобелева (род. 17 сент. 1843 г.) 5-го ч., по пути из С.-Пб., был у меня преподаватель Владимирской семинарии, протоиерей А. Сервицкий, родственник придворного протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского. О. Сервицкий сообщал мне о состоянии здоровья о. протоиерея Рождественского следующее; физически он здоров, но умственно не совсем; у него – какой-то странный разлад между мыслями и словами: архиерея, например, называет офицером, или генералом, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дореволюционная традиция празднования дня кавалеров ордена св. Владимира возрождена в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 8 октября 2012 г. Дореволюционная традиция празднования дня кавалеров ордена святого равноапостольного князя Владимира возрождена в Санкт-Петербурге, сообщает " Вода живая " . Божественная литургия, заупокойная лития и молебен о здравии кавалеров ордена совершены в Князь-Владимирском соборе 5 октября. В этот день в царской России чествовали кавалеров ордена. В соборе имперской столицы, посвященном великому князю Владимиру, Крестителю Руси, совершалось архиерейское богослужение. " Мы собираем имена всех почивших и ныне здравствующих кавалеров. Помнить о них и их заслугах перед Отечеством - наш святой долг. Сегодня в нашем храме впервые вознесена соборная молитва о 2,5 тысячах награжденных в Российской Империи. Такие праздники важны, они объединяют людей вокруг памятных исторических дат " , - сказал корреспонденту " Воды живой " настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин. Праздник в соборе станет ежегодным. На него будут собираться кавалеры ордена. Среди самых известных таких кавалеров в Санкт-Петербурге - ректор Горного университета Владимир Литвиненко и вице-губернатор Василий Кичеджи (оба удостоны наград за возрождение храмов). Исполнилось 230 лет со дня учреждения 22 сентября/5 октября 1782 года императрицей Екатериной Великой ордена святого равноапостольного князя Владимира и 55 лет со дня учреждения в 1957 году ордена святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церкви. Среди награжденных императорским орденом - выдающиеся люди России: святитель Филарет (Дроздов), святой праведный воин Феодор Ушаков, священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), императоры Александр III, Николай II, выдающиеся полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, государственный деятель и благотворитель Петр Ольденбургский, ученый и писатель Владимир Даль, врач Евгений Боткин, архитектор Карл Росси. Среди кавалеров церковного ордена - почившие Патриархи Алексий I, Алексий II, Пимен, а также нынешний Предстоятель Церкви Патриарх Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Предстоятель УПЦ Московского Патриархата митрополит Владимир, а также государственные деятели - президент России Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович, президент Белоруссии Александр Лукашенко. 8 октября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56566.html

Патриарх Кирилл: Внешние силы пытаются разорвать единство Русской Православной Церкви Москва, 27 мая 2022 г. 24 мая 2022 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором указал на трагический момент в жизни Церкви.      «Сегодня мы переживаем очень непростое время, – подчеркнул Патриарх, – Время скорбное, когда внешние силы пытаются разорвать единство Русской Православной Церкви; когда огромные усилия употребляются к тому, чтобы оторвать нашу Церковь на Украине от полноты Русской Православной Церкви. Мы знаем, в каких непростых условиях наши братья сегодня трудятся там, и я молюсь каждый день, и вас призываю молиться, чтобы Господь дал им силы сохранить верность. Верность своей архиерейской присяге, верность единству нашей Церкви, чтобы и там, и здесь, и везде все помнили, что попытки светских сил вторгнуться во внутреннюю жизнь Церкви, разорвать единство предпринимаются уже не в первый раз. На протяжении практически всей истории Церкви случались расколы и разделения, когда внешние враги находили себе адептов и сторонников внутри Церкви, что влекло за собой губительные последствия для жизни Православия, но по милости Божией все это было преодолено и отторгнуто. Верим, что точно так же будет и на Украинской земле, а потому молимся, чтобы епископат Украинской Церкви, наши братья, сохранили силу духа, мужество, способность сопротивляться внешним давлениям, а в самый трудный момент вспомнили, как все мы противостояли самым опасным внешним давлениям во времена атеизма и выдержали, сохранили непорочной Церковь нашу от всяких искушений, всяких наветов, всяких опасных идей, предложений и даже требований, которые исходили от власти, и таким образом сохранили веру в народе нашем. Сегодня я особенно молюсь о том, чтобы силы зла не поколебали единство нашей Церкви, а значит, твердое стояние народа нашего в вере Христовой, способность сохранять единство и сплоченность в недрах Церкви Православной. 27 мая 2022 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 304 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146390.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010