Мы прилагаем все усилия, чтобы защищать священные границы нашей Церкви. Для того и существует Отдел внешних церковных связей, чтобы помогать Святейшему Патриарху, Священному Синоду и всему епископату Русской Церкви защищать наши священные границы. Что мы и будем с Божией помощью делать в дальнейшем. Я хотел бы сердечно поблагодарить сегодня Вас, дорогой владыка митрополит Дионисий, за доброе соработничество, которое сложилось между Отделом внешних церковных связей и Управлением делами Московской Патриархии . Без такого соработничества нам было бы трудно решать проблемы и вопросы, которые ежедневно возникают и требуют вдумчивого и спокойного обсуждения. И это спокойствие, понимание мы находим в Вашем лице, за что я Вас сердечно благодарю. Хотел бы выразить сердечную признательность Вам, дорогой владыка митрополит Нифон, за исключительную роль, которую Вы играете в церковной жизни города Москвы, и, конечно, в межправославных отношениях. Вы представляете не только древнюю, священную Антиохийскую Церковь , которая основана апостолами Петром и Павлом, но и в каком-то смысле все мировое Православие, потому что Вас по справедливости считают, как говорят в дипломатической практике, дуайеном корпуса представителей Поместных Православных Церквей во граде Москве. Сердечно приветствую Вас и тех представителей Поместных Православных Церквей, которые присутствуют в храме, а также, выражаясь языком святителя Василия Великого, " ради благословных вин оставльшихся " — тех, кто не присутствуют, но которые прислали свои поздравления. Сердечно благодарю собратьев архипастырей, принявших участие в сегодняшнем богослужении — Преосвященного экзарха Западной Европы и новоназначенного экзарха Африки. Благодарю владыку митрополита Зиновия. Сегодня мы собрались узким кругом, чтобы не нарушать эпидемические правила, но целый ряд архиереев, которые пожелали принять участие в нашем торжестве, сегодня молитвенно нам соприсутствуют. Хотел бы выразить благодарность моим заместителям в Отделе внешних церковных связей и всем сотрудникам Отдела, а также всем, кто трудится вместе со мной в Общецерковной аспирантуре, на ниве теологического образования, духовенству этого святого храма, молодежи, которая здесь присутствует и которая приветствовала меня сегодня теплыми и искренними словами.

http://patriarchia.ru/db/text/5887754.ht...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт посетил приходы Патриаршего благочиния в Туркменистане 1 февраля 2018 г. 10:01 27-30 января 2018 года временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил поездку по приходам страны. 27 января в Михайловском храме города Туркменбаши была совершена Божественная литургия, по окончании которой вниманию гостей было предложено праздничное представление, подготовленное воскресной школой прихода. 28 января архиепископ Феофилакт совершил Божественную литургию в храме Рождества Божией Матери города Балканабада. По окончании богослужения архиерей ознакомился с работой недавно созданного молодежного центра, где молодым людям рассказывают о русском языке, русской литературе и культуре. При многих храмах Туркменистана работают народные библиотеки, в которых классические произведения русской и мировой литературы пользуются большим спросом. 29 января архиепископ Феофилакт в сослужении всего духовенства Туркменистана совершил Божественную литургию в Никольском храме Ашхабада. За богослужением владыка Феофилакт рукоположил в сан пресвитера диакона Петра Нагибина, определенного штатным клириком в Покровский храм города Мары. По окончании богослужения архиерей вручил клирикам и мирянам благочиния медали в честь 100-летия восстановления Патриаршества. «В год воспоминания 100-летия восстановления Патриаршества мне особенно радостно исполнить благословение Святейшего Патриарха Кирилла и возложить на священнослужителей и мирян знаки особого внимания Его Святейшества, — сказал архиепископ Феофилакт. — Предстоятель Русской Церкви с любовью, заботой и молитвой печется о своей пастве в Туркменистане. Молитвенное единство с Матерью Церковью укрепляет и поддерживает нас в нашем служении, где бы мы ни находились». Владыка Феофилакт также вручил архиерейские грамоты активным труженикам Никольского храма, в частности, его старейшим прихожанам Н.М. Сокинину и А.И. Максимовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5139961.ht...

Вот моё желание, благодарение Богу, теперь исполнилось: Господь Бог исполнил желание сердца моего, привёл меня посетить вас, и не только посетить вас, а и помолиться с вами в вашем святом храме, и не только помолиться, но и отслужить Божественную литургию, эту святейшую службу Богу. Вы знаете, что на Божественной литургии приносится Отцу Небесному бескровная жертва, что Сам Сын Божий Единородный, присутствуя здесь, питает верных Своим пречистым Телом и Своей животворящей Кровью. Господь Бог привёл меня помолиться здесь с вами о Благочестивейшем Государе и Отце нашем, Его Супруге, Наследнике Престола и о всём Царствующем Доме, о всём православном мире и о вас, братья, о вас живых и о ваших умерших братьях и сёстрах: да сподобит их Господь вечной жизни! Господь Бог привёл меня несколько раз преподать вам благословение Божье от самого Престола Божья, благословение Божье на вас и детей ваших и на все ваше достоянье. Да услышит же Господь мою и ваши – общие наши молитвы, да примет их, как чистую нашу жертву, в пренебесный и мысленный Свой жертвенник, а вам да ниспошлёт Своё пренебесное благословение больше и больше укрепляться в святой православной вере, да пошлёт Своё благословение на вас и детей ваших, на ваши дома и поля, на ваши житницы и на скот ваш, и да подаст вам вся благая и полезная, яже к животу и благочестью. Вступая вчера вечером в вашу местность, я был встречен вашими певцами, которые приветствовали меня прекрасным пением. Я знал, что все они пришли издалека приветствовать меня и тем более утешился их любовью ко мне. И, идя сегодня в храм Божий для совершения Божественной службы, я слышал пение ваших певчих и видел, как девицы ваши устилали цветами путь мой от дому до храма. При входе во храм досточтимый пастырь ваш встретил меня прекрасной, прочувствованной и сердечной речью, которая меня тронула до глубины души. В ней он говорил от своего и от вашего лица и выразил вашу любовь ко мне, как своему Архипастырю, говорил о вашей безграничной преданности святой православной Церкви и ему – своему пастырю за его заботы о вашем благе – спасении. И в самом храме, совершая здесь Богослужение, я видел ваше благочестие, видел ваше благоговейное стояние в храме и молитвенное ваше настроение; видел, как вы все, как один человек, становясь на колена в более важные минуты совершения Богослужения, как-то: при пении молитвы «Тебе поём», «Отче наш», во время Херувимской, усердно молитесь – понимаете Богослужение; слышал прекрасное пение ваших певчих службы архиерейской и ваше общее пение некоторых песнопений, как-то: « Символа веры », «Достойно есть», «Отче наш и «Помилуй мя, Боже». И утешилось сердце мой, утешилось при виде всего этого, и особенно при виде пониманья вами Богослужения. Вот почему, видя все это, я и начал слово своё к вам словами Спасителя нашего: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     «Православная Москва» продолжает знакомить читателей с представительствами Поместных Церквей на территории нашего города. Сегодня мы отправляемся в храм святителя Николая в Котельниках, где разузнаем о традициях Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Сотни женщин с именем Людмила собираются в этом храме 29 сентября. Они стекаются сюда не только со всех концов столицы, но и из ближнего Подмосковья и других регионов страны. В этот день здесь отмечается престольный праздник — день святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. — На Божественной литургии 29 сентября в нашем храме собирается примерно четыреста Людмил. И когда каждая из этих женщин подходит к Причастию, можно уже даже и не спрашивать имя, — с улыбкой рассказывает настоятель храма святителя Николая в Котельниках, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский). — Каждый год мы с большим усердием готовимся к этому празднику и стараемся привнести в него еще больше национального колорита. Ну а самое главное — верующие в этот день могут участвовать в архиерейском богослужении. — Ваш храм — единственный в российской столице, где пребывают мощи святых мучеников княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских. Верующие смогут поклониться им во время праздничного богослужения. А как эти святыни появились в московском храме? — Во-первых, я хотел бы отметить, что приложиться к ковчегу с частицами мощей этих святых возможно в любой день. Они хранятся в алтаре, но каждый желающий может обратиться к священнослужителям храма, и мощи ему обязательно вынесут! Храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках – Подворье Патриарха Московского и всея Руси, Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии      Это главные святыни Никольского храма. Они были переданы нам вскоре после открытия подворья в 1999 году блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. За два месяца до того, как Господь призвал его от земной жизни, он приезжал в Россию, чтобы вместе с патриархом Алексием II совершить великое освящение нашего храма.

http://pravoslavie.ru/124327.html

Многое в нашей службе связано с кафедральным епископским богослужением. Что, например? В нашем чине в конце вечерни и утрени следует просительная ектенья (она внешне заметна тем, что хор припевает не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи»), а затем произносится священником молитва главопреклонения. Все призываются наклонить головы, и произносится возглас — конечная часть молитвы, которую священник читает вполголоса или про себя. Вот это место — след древнего обряда. Как он возник? На епископское кафедральное богослужение — то есть в храм, в котором служит архиерей, — собиралась городская община, и в конце службы каждый прихожанин подходил к епископу, и тот преподавал благословение, возлагая руку на голову. Отсюда и название молитвы — молитва главопреклонения. Сейчас этого реально не происходит, поскольку архиерейское богослужение стало редкостью, стало атрибутом престольного праздника по многим причинам: на востоке — гонения, в России — епархии, охватывающие огромную территорию, где человек может епископа увидеть крайне редко или вообще ни разу в жизни не увидеть. Но след того древнего богослужения у нас есть, и след, заставляющий задуматься. Молитва главопреклонения содержит образец индивидуального внимания к каждому человеку. Из подобных обрядов у нас осталось только целование креста после литургии, когда священнослужитель руками, которые возносили Святые Дары, каждого отдельно благословляет. Немногое осталось от тех древних чинов, но в этом немногом оставшемся мы можем видеть образ и образец того, как Церковь-мать заботится о каждом своем «ребенке», как она его вовремя кормит, как постоянно учит, понимая, что ему нужно не только чувствовать себя частью общего, но и испытывать внимание индивидуальное, отдельное. Если быть внимательными к богослужению, то мы заметим, увидим в нем все поучительное, все, раскрывающее путь человека к Церкви, а значит, и путь человека к Богу. Все, что нужно человеку, чтобы спасаться. Богослужение кафедральное было гораздо более сложным, чем монашеское. Об этой сложности мы можем судить, например, по житию преподобного Романа Сладкопевца, величайшего певца и гимнографа христианской Церкви. Житие это очень похоже на легенду. Роман Сладкопевец был диаконом храма Святой Софии в Константинополе и, хотя не имел ни звучного голоса, ни хорошего слуха, помогал при богослужении, а певцы над ним смеялись. Очень важно заметить то, что певчие были насмешливы. Человек, получивший от Бога талант, бывает склонен приписывать его себе и гордиться: как говорится в русской пословице, «где голосок, там и бесок»… И в храме это очень чувствуется, в том, например, как певчие переговариваются, перешептываются во время службы: им «позволено» больше, чем другим. В этом можно видеть возобновляющееся искушение из древних до наших времен: ощущение больших возможностей, следовательно — не большей ответственности, а больших прав.

http://azbyka.ru/fiction/kak-ustroeno-bo...

В нижнем ряду иконостаса устрояются трое дверей, чрез которые входят в алтарь. Средние называются Царскими, потому что во время перенесения с жертвенника на престол Святых Даров, входит ими Царь царствующих и Господь господствующих заклатися и датися в снедь верным. Они называются и святыми, потому что ими входят одни священные лица, над коими совершено Таинство Священства. Сии святые двери завешиваются катапетасмою (καταπτασμα завеса), которая обыкновенно бывает цвета голубого для выражения цвета свода небесного. Другие две двери, по положению своему от царских, называются северными и южными, чрез которые позволено входить в алтарь церковнослужителям. Южные двери назывались иногда диаконскими, потому что диаконы из-за сих дверей смотрели за поведением народа, стоящего во храме и подавали запрещенным, (т. е. несущим епитимию) богоявленскую воду и благословенный хлеб 80 , поэтому пишется на них (большею частью) святой архидиакон Стефан. В средине царских врат изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, потому что воплощением Бога-Слова впервые отверзлись врата Небесные для спасения людей; по сторонам, на тех же вратах, пишутся четыре Евангелиста, подобно Архангелу Гавриилу, благовестившие миру спасение воплощением Сына Божия. В сем же нижнем ряду иконостаса, по правую сторону от царских врат, пишется всегда Образ Спасителя, а по левую – Образ Божией Матери; далее на правой стороне за южными дверями всегда пишется храмовая икона, или образ того святого, которому посвящается храм, а на левой за северными вратами образ святых, наиболее чтимых, напр. святителя и чудотворца Николая. В другом ряду выше первого изображения дванадесять великих праздников церковных; среди их, над царскими вратами, пишется тайная вечеря, как образ тайнодействия, совершаемого за царскими вратами в алтаре на Божественной Литургии. В третьем ряду пишутся лики святых апостолов, а среди их, над царскими вратами, изображается Иисус Христос в архиерейском облачении с предстоящими Ему – Божиею Матерью и святым Предтечею, или с символами четырех Евангелистов, пишемых в четверовидных образах. Сия икона называлась Деиисусом. В четвертом ряду пишутся лики пророков, а посреди их Божия Матерь, с Предвечным младенцем, как особенный предмет их пророчеств, и потому святые пророки здесь пишутся обыкновенно с символическими знаками пророчеств, относящихся к лицу Божией Матери и тайне воплощения Бога-Слова. Еще выше пишутся (в иных храмах) с правой стороны лики Ангельских чинов, а с левой – лики всех святых. Над всем иконостасом утверждается святой Крест с изображением распятия Господа нашего Иисуса Христа, так как он есть венец и основание всего домостроительства Божия о нашем спасении. Таким образом верующие, взирая на святой иконостас, назидаются изображением всего Божественного домостроительства и побуждаются к благоговейному чествованию святых первородных братий наших, на небесех написанных. § 36. Принадлежности средней части храма

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископ Митрофан совершил великое освящение храма вмч. Екатерины в Луге мая 2015 3 мая 2015 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Преосвященнейший Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан  совершил чин великого освященя храма святой великомученицы Екатерины в г.Луга и  Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили: благочинный Лужского округа и настоятель храма прот. Николай Денисенко, прот. Владимир Вафин, иер. Александр Веденкин, иер. Владислав Майоров, иер. Павел Гринько.  На малом входе, в благословение за труды во славу Святой Церкви и ко празднику Пасхи, Преосвященнейший владыка наградил настоятеля храма великомученика Георгия Победоносца пос. Осьмино иер. Павла Гринько камилавкой. После сугубой ектении Архипастырь совершил молитву о мире на Украине. За  Божественной литургией епископ Митрофан совершил  хиротонию диакона Виктора Номеровского во пресвитеры к новоосвященному храму. По окончании богослужения архипастырь поздравил верующих со значимым событием не только в жизни общины но и города в целом. В ответном слове настоятель храма прот. Николай Денисенко поздравил правящего архиерея с продолжающимися пасхальными днями и поблагодарил за совершенное освящение. В частности о. Николай подчеркнул: " Архиерейское освящение храма это очень значимое событие, совершаемое один раз в жизни храма, но зачастую бывает так, что храмы оскверняются или разрушаются. В нашем государстве в богоборческий период многие храмы подверглись осквернению, этот храм не ста исключением, как и многие храмы нашей епархии. И вот сегодня, благодаря Вам Владыка, наш храм обрел полноту  благодати, видимым свидетельством чего была хиротония отца Виктора. " В память об освящении и визите епископ Митрофан подарил настоятелю Пасхальное яйцо. Поделиться 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

– Считать деньги эти истраченными на дела милосердия. Митрополит Нестор ни копейки не взял для себя» 291 . Прошли годы... Не самые лёгкие для Церкви... Решением Святейшего Синода 23 февраля 1993 г. была вновь образована в качестве самостоятельной Петропавловская и Камчатская епархия, где, как стало известно, начат сбор материалов для канонизации Владыки. Примечательно, что имя первого после более чем 70-летнего перерыва епископа Камчатского было Нестор (Сапсай). Уже во время подготовки настоящей книги к переизданию на официальном сайте епархии появилась следующая информация: «Совсем недавно в адрес епархиального управления пришла посылка, отправленная бывшим келейником митрополита Нестора отцом Сергием. В посылке бережно уложены индийский подрясник владыки с архиерейским поясом, которые он носил на богослужения, будучи представителем Русской Православной Церкви на территории Индии. Также отец Сергий прислал множество фотографий святителя Нестора самых разных периодов его жизни. На одной из них будущий Владыка в юном возрасте с родителями, на другой запечатлен в годы служения иеромонахом на Камчатке, затем епископом в Японии. Кроме того, есть фотографии других современных ему архиереев, участвовавших в его, хиротонии, и даже фотография генерал-губернатора Камчатки Завойко с надписью “Завоеватель Камчатки – адмирал Завойко”. Ещё в посылке – обращение митрополита Нестора к Святейшему Патриарху Алексию I, в котором он представляет свою книгу “Моя Камчатка” и просит благословение на её публикацию. В книге описываются труды подвижника на нашем полуострове. Также в посылку вложена книга о расстреле Московского Кремля. Все экспонаты будут переданы и со временем выставлены в музее Православия на Камчатке и в Русской Америке». Вскоре после выхода в 1995 г. в свет, первого издания воспоминаний митрополита Нестора стало известно, что хранившийся в переделкинском храме со времени погребения архиерейский посох Владыки был отправлен на Камчатку – первую и любимейшую его кафедру. «Как любил он этих, данных ему Господом детей, – писали духовные чада Владыки, – с какой любовью вспоминал о них уже в глубокой старости при этих дорогих его старческому сердцу воспоминаниях улыбкой озарялось его лицо, и с нежностью произносил он тогда: “Моя Камчатка " » 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Оказалось, что мы лишили детей очень важной области жизни — душевной. Мы учим детей реализовывать себя в области интеллектуальной — это учеба, языки, кружки и т. д. Они это воспринимают в меру своих способностей: кто-то лучше, кто-то хуже. В области духовной — Закон Божий, молитва, храм. К духовной жизни дети пока еще не способны в той степени, в которой мы от них ожидаем. Духовная жизнь — это долгое восхождение к зрелости в меру возраста Христова. А ступенька к жизни духовной — правильно устроенная жизнь души. Здоровое душевное устроение приведет к началам устойчивой, трезвенной духовной жизни. Детям нужны реальные общие интересные дела, в которых они могли бы проявить себя, хотя бы пока еще просто как порядочные люди, которые не предадут товарища, помогут другу, простят обиды; дела, которые научат их дружить и дорожить друг другом. Что здесь можно предложить? Это, конечно, паломничества и походы — такие, в которых детям надо будет что-нибудь преодолеть. Это может быть школьный театр или свой литературный журнал (в нашей гимназии мы стали издавать журнал «Гимназист»). И что еще очень важно — это участие детей в храмовом богослужении. В нашем приходском храме суббота — это особый день, когда богослужение готовят дети, они звонят на колокольне, читают и поют на клиросе. Они чувствуют в этот день свою ответственность за храм и службу и молятся по-настоящему. Проблем и неожиданностей будет еще, наверно, очень много, я затронул только некоторые. Мне кажется, что для Церкви создание своей православной школы — это самая главная задача после задачи устроения приходской жизни. И те приходы, которые собираются создавать такие школы, берут на себя очень тяжелый крест. Сейчас в России всего-то около 60 православных школ, очень разных по уровню, и тенденции к росту их числа нет. Это действительно очень трудное дело, и поэтому по-настоящему горько и обидно, что нам уделяется мало внимания со стороны наших епископов, что Архиерейский собор, который рассматривал вопросы образования, ограничился только проблемами духовных семинарий. Православными школами никто не занимается, кроме государственных учреждений образования. С ними мы гораздо теснее связаны, так как зависим от них материально и законодательно. А Отдел по религиозному образованию и катехизации даже связи не наладил между православными школами Москвы. В материальном отношении — мы нищие.

http://pravmir.ru/shkola-kak-vozrozhdayu...

За литургией в храме мученика Валериана обязанности алтарника выполнял депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Валентинович Милонов. Свое участие в торжествах он прокомментировал корреспонденту РНЛ: « Для всех нас, жителей Петербурга, Троице-Сергиева Приморская пустынь - это совершенно особое место. Я счастлив, что мог поучаствовать в архиерейском богослужении. Сегодня здесь собралось много представителей Администрации города. Для нас, государственных людей, преподобный Сергий - не только православный молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель. Если власть предержащие в нашей стране будут ориентироваться на такие исторические фигуры как преподобный Сергий, то многие дилеммы, стоящие перед государственными людьми, не будут такими сложными. Над вспоминать, как действовал преподобный Сергий, и тогда лукавый не сможет вселить в нас сомнение, угрожая всякими проблемами. Никакие санкции для нашей страны не будут даже видимой угрозой, поскольку все эти испытания будут нами расцениваться как попечение Божие о нашем спасении ». По окончании литургии паломники из всех пяти храмов собрались на монастырской площади, где были установлены возвышения для архиереев и сводного хора Санкт-Петербургской православной духовной академии, а также телевизионный экран, на который транслировалась служба из главного храма обители. Соборно был отслужен торжественный молебен преподобному Сергию, за которым возносились ектеньи на китайском, греческом, английском, грузинском языках, что подчеркивало общеправославное значение личности великого игумена земли Русской. После молебна хоры Санкт-Петербургской духовной академии и детский хор «Иоанн Дамаскин» выступили с концертной программой, и в завершении праздника на экране был показан документальный фильм «Сергиев Петербург», снятый режиссером Аленой Поликовской специально к 700-летнему юбилею преподобного Сергия. Фильм рассказывает о местах, людях и событиях, связанных с именем Сергия Радонежского в Северной столице. При его создании использовались работы художника Юрия Люкшина и рисунки петербургских школьников. По словам автора, создателям картины хотелось показать человеческие качества великого угодника Божия, мужчины-героя, который никогда не брал в руки оружия.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010