Подобный взгляд сектантов на легкость спасения одной верой, метко называемый простолюдинами «голой верой», совершенно ложен и противоречит слову Божию, которое, говоря, что «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:6 ), в то же время учит, что «вера без дел мертва», и уподобляет такую веру вере бесовской ( Иак. 2:19 ), побуждая нас «быть прилежными к добрым делам» ( Тит. 3:8 ), ибо исполнители закона оправданы будут ( Рим. 2:13 ), как и Христос учил: «Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! Войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф. 7:21 ): «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). В числе таких усилий являются: и молитва, и слезы, и пост, и милостыня, и другие многочисленные виды самоограничения и деятельного проявления любви, христианской. Сектанты поют в своих молитвенных песнях: «молитвы бессильны твои», а Христос учил: Просите, и дано будет вам..., ибо всякий просящий получает (Мф. 7:7–8), «и все, что ни попросите в молитве с верой, получите» (Мф. 21:22); – учил, что даже бесы изгоняются «постом и молитвой» (Мф. 17:21); «бодрствуйте и молитесь, говорил Он, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), и Сам преподал нам образец молитвы ( Лук. 11:1–4 ). И св. Апостолы заповедали нам: «всякой молитвой и прощением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ); «непрестанно молитесь!» ( 1Фес. 5:17 ). Сектанты поют, что для христианина и «слезы бессильны», а Христос иначе учил: «Блаженны плачущие, говорил Он, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), и св. апостол учил, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ). Противореча в учении о значении для спасения добрых дел и подвигов христианских, сектанты сами себя же обличают другими молитвенными их песнями, в которых признают необходимость для спасения и добрых дел, и молитв, и слез покаяния. О необходимости добрых дел они поют в следующей песне: «Господь Спаситель мой» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Посему укушения ехидн (змей) некоторым образом неизбежно влекут за собою опасность, хотя бы направлены были и на пяту. Ибо сказано «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Так и на святых Апостолов некоторые делали наветы, доводя их и до самой телесной смерти. И в этом случае они, говорим, подвергаются тому же, чему иногда подвергается и всадник, когда споткнется у него и упадет на задние ноги конь. Ибо при этом всадник также наклоняется назад и, падши на землю, ожидает того, кто бы спас его. И Божественные ученики ожидают времени славы своей и спасения, в каковое время они призваны будут в Царство непоколебимое и вечное, когда воззовет к ним Христос: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Ибо они течение скончали, соблюли и веру. Поэтому и получат «неувядаемый славы венец» (1 Пет. 5:4; Сн.: 2 Тим. 4:7—8). Если же кто захотел бы, чтоб не против Дана некоторые были как бы в засаде на пути подобно змиям, но чтобы сам Дан делал на других наветы: то мы скажем, что имевшие судить и научать народ книжники и фарисеи наподобие злейших ехидн (змей) нападали на Христа и как бы некоего всадника едущего по голой и узкой тропинке, укусив, нечестиво схватили. Но если и пал всадник, добровольно потерпев телесную смерть, однако Он и воскреснет, имея споспешником и помощником своим Отца. Ибо будучи силою Бога и Отца, Сын сам оживотворил свой храм. Поэтому и говорится, что Он спасен Отцем, когда подвергался опасности как человек, хотя, будучи по естеству Богом, Он сам содержит всю видимую и невидимую тварь в ее благосостоянии. Так разумея, и божественный Павел говорит о Нем: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» (2 Кор. 13:4). О Гаде «Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах» (Быт. 49:19). Опять Иаков изъяснил, что значит имя Гад: оно значит «искушение» или «пытка». Думаю, что и под ним прилично разуметь богоненавистное и высокомерное скопище книжников и фарисеев, которые, отвергая Божественную и евангельскую проповедь и не почитая ничего из необходимого на пользу, скрежетали зубами своими на Христа, учившего о том, что было выше сени и закона, стяжавшего Себе великую славу и удивление за дела, изумлявшего живших по всей Иудее славою чудес своих и научением всему тому, что угодно Богу, вносившего нечто странное для слуха их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Просила мать сынов Заведеевых, страдавшая чадолюбием и не знавшая меры просимого, однако же извиняемая избытком любви и благожеланием, какое должно иметь к детям, потому что нет ничего сердобольнее матери; и я говорю это, чтобы поставить в обязанность — почитать матерей, — итак, просила Иисуса мать сынов Заведеевых, чтобы одному сесть по правую, а другому по левую Его руку. Что же Спаситель? Сперва спрашивает, могут ли пить чашу, которую Сам Он имеет пить? А когда они сказали, что могут, и Спаситель не воспротиворечил этому (ибо знал, что и их та же чаша ведет, или, лучше сказать, приведет к совершенству), тогда что говорит? Чашу испиют, «а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от меня зависит» — говорит Он (Мф.20:23), но «кому дано». Итак, ничего не значат ни владычественный ум, ни труд, ни слово, ни любомудрие, ни пост, ни бдение, ни возлежание на голой земле, ни источаемые потоки слез? Все это ничего не значит? Но по какому-то предызбранию и Иремия освящается, и иные отделяются еще во утробе материнской? Боюсь, чтобы не присоединилась к этому нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с этим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками не безопасно), то и в этом месте к словам «кому дано», добавляй, то есть достойным, а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали.     «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились» и пр. (Мф.19:12). Очень желал бы я сказать о скопцах что-нибудь сильное. Не высоко думайте о себе, скопцы по природе! Может быть, что вы и непроизвольно целомудренны, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Просила мать сынов Зеведеевых, страдавшая чадолюбием и не знавшая меры просимого, однако же извиняемая избытком любви и благожеланием, какое должно иметь к детям, потому что нет ничего сердобольнее матери; и я говорю это, чтобы поставить в обязанность почитать матерей, – итак, просила Иисуса мать сынов Зеведеевых, чтобы одному сесть по правую, а другому по левую Его руку. Что же Спаситель? Сперва спрашивает, могут ли пить чашу, которую Сам Он имеет пить? А когда они сказали, что могут, и Спаситель не стал противоречить этому (ибо знал, что и их та же чаша ведет, или, лучше сказать, приведет к совершенству), тогда что говорит? Чашу будут пить, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, – говорит Он ( Мф.20:23 ), но кому дано. Итак, ничего не значат ни владычественный ум, ни труд, ни слово, ни любомудрие, ни пост, ни бдение, ни возлежание на голой земле, ни источаемые потоки слез? Все это ничего не значит? Но по какому-то предызбранию и Иеремия освящается, и иные отделяются еще во утробе материнской? Боюсь, чтобы не присоединилась к этому нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с этим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками небезопасно), то и в этом месте к словам кому дано добавляй: то есть достойным, а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились и пр. ( Мф.19:12 ). Очень желал бы я сказать о скопцах что-нибудь сильное. Не высоко думайте о себе, скопцы по природе! Может быть, что вы и непроизвольно целомудренны, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Пс.37:8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.    Лядвь, множественное число — лядвия значит: брюшные мышцы, лежащие между нижними ребрами и пахами и занимающие центральное положение для всех мышц, в которых сосредоточиваются физические силы человека. Объяснение слова мышцы см. в Пс.9:36. В переводе с еврейского весь стих читается так «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: «ибо чресла мои наполнены поруганиями», и в примечании дополняет: «болезни суть как бы ругательства над здоровьем». Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). «Под словом лядвия, — говорит блж. Феодорит, — пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания» с. 175]. Вообще здесь идет речь о болезненном расслаблении всего тела, происходящем от греховного похотения плоти, и выражается жалоба псалмопевца, подобная той, о которой читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам; «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (7:23—24). Пс.37:9 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.    В глубоком сознании тяжкого грехопадения и чувстве сильного раскаяния пред Богом, Давид сам подверг себя строгому посту и молитве и изнурял тело свое разными другими лишениями и трудами, как, например, лежанием на голой земле. От его беспрерывных стенаний и глубоких воздыханий сердечных исходили такие громкие стоны, которые походили на рыкание дикого зверя, и все это было плодом его сердечного сокрушения, его искреннего раскаяния пред Богом. Беззакония мои, говорит он, ввергли меня в такую глубину зол (озлоблен бых), так чрезмерно унизили меня пред Богом и людьми (смирихся до зела), что не могу от сильной туги сердечной удержаться от громких вздохов и стонов, которые являются невольным выражением чрезмерных душевных и телесных страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Резюмируя святоотеческие суждения о воскресении, прот. Георгий Флоровский пишет, что «о каждом отдельном человеке было бы точнее даже и не говорить вовсе, что «вос-станавливается». Скорее – впервые только и приводится в то состояние, в каком быть ему надлежит, в каком был бы, если бы не стряслось в мире греха и падения, но в каком, однако, не бывал и не был в этой тленной, превратной и преходящей жизни здесь. И все в человеческом сотаве, что связано с этой нестойкостью, с возрастами, и сменою и дряхлением, восстановлению никак не подлежит. Воскресение есть, таким образом, не только и не столько воз-врат, сколько исполнение» 705 . Именно потому, что воскресение есть введение нас в неиспытанное прежде нами состояние бытия – « Да не изыскиваем, каким образом воскреснем, но только ожидаем результатов воскресения» 706 . Так что рассуждения Оригена о грядущем «духовном» теле и об отличии его качеств от тела нынешнего, равно как и полемика Оригена с теми «иудействующими», что понимают вечность как бесконечное продолжение нынешнего состояния нашей жизни, не находятся в противоречии с церковной традицией. В трактате «О воскресении», написанном одновременно с книгой «О началах» (до 230 г.), и, возможно, для привлечения в христианство матери римского императора Юлии Маммеи 707 , Ориген употребляет ставшее уже традиционным к его времени уподобление умирающего и воскресающего тела зерну, брошенному в пашню и восходящему в новой жизни. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно. Но Бог дает ему тело… Сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:35-44 ). Наиболее красивое истолкование этого символа позднее будет дано Августином: «Но разве стал бы ты оплакивать семя, когда бы пахал землю? Ведь, если бы нашелся кто-нибудь столь несведущий, который бы, видя, как семя выносится на поле, бросается в землю и зарывается в глыбах, стал плакать о нем и, вспоминая о летнем зное, стал бы говорить сам себе: вот хлеб, с таким трудом сжатый, вымолоченный и очищенный, лежал в житнице; смотрели мы на него и радовались, теперь же нет его на глазах наших: вижу землю вспаханную, хлеба же ни в житнице, ни здесь не вижу. Если бы, говорим, нашелся такой человек, который бы так сильно грустил и плакал о хлебе, как умершем и погребенном, смотря на глыбы и на землю, и не думая о жатве, то как смеялись бы над ним, хотя и неученые, но сведущие в том деле? И что сказали бы ему те, которые знали бы, что скорбит он потому, что не понимает? Не печалься, – сказали бы они ему. Того, что разбросали мы в землю, нет уже в житнице, нет в руках наших. Но вот потом придем мы на это поле, и отрадно будет созерцать тебе вид жатвы там, где теперь скорбишь ты над голой землей» (Августин. Беседа 361. О воскресении мертвых первая, 6).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Рубрики Коллекции Какой смысл скрыт в сне Иакова о лестнице, устремленной в небо? 4 мин., 05.01.2024 Поделиться В Книге Бытие рассказывается история о видении Иакову лестницы, которая стояла на земле и уходила вершиной в небо . В чем пророческий смысл сна и как он раскрывается в Новом Завете? Разбираемся в проекте журнала «Фома» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом» . Что за история? Однажды Иаков по пути в Харран заночевал в пустыне и увидел странный  сон , в котором лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней . На лестнице стоял Сам Господь, Который пообещал Иакову, что его потомство умножится и в его семени благословятся все племена земные (Быт. 28:10-15). Подробнее об этом Эта история произошла, когда ветхозаветный патриарх Иаков, о котором мы писали ранее, был молод. В описываемое время он направлялся к родственнику своей матери Ревекки Лавану, чтобы, как желал того его отец Исаак, жениться на его дочери. В пути его застигли сумерки. Остановившись на ночлег, он расположился на голой земле, взял камень, лежавший неподалеку, положил себе под голову и уснул. Ночью Иакову приснился чудесный сон: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт 28:11–12). На лестнице стоял Господь, Который сказал Иакову: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака... Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные... (Быт 28:13–15). В чем смысл сна и как он проявился в Новом Завете? Лестница, которая приснилась Иакову, напоминает о тесной связи между духовным и материальным миром, о том, что Бог не отверг людей после изгнания из рая. По мнению отцов Церкви, она пророчески указывает на будущее воплощение Сына Божьего, открывшего человечеству путь на небо, на преодоление разрыва между Богом и человеком, который был вызван грехопадением первых людей. Не случайно тут снова, как и в благословении, данном Аврааму, Господь говорит, что в семени Иакова благословятся все племена земные, обещая таким образом, что из его рода произойдет Спаситель всех людей.

http://foma.ru/kakoj-smysl-skryt-v-sne-i...

Се, иже мягкая носящая (мягко, льстиво говорящие) в домех царских суть. Разумеются придворные льстецы и роскошно живущие. Что смотреть ходили вы в пустыню?.. человека ли, одетого в мягкие одежды? [ Лк. 7, 24 – 25 ]. (А Предтеча носил грубую одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, как бы вывеску своей суровой и строгой жизни и строгой и на вид грубой правды.) Правда груба, да Богу мила. Благодарю Господа, благопоспешествующего мне в учреждении братства для попечения о бедных и располагающего ко мне сердца моих прихожан. Дерзаю о Господе. В шестом классе гимназии читал сегодня письма блаженного Иеронима Стридонского 11 к Евстохии девственнице; между прочим, он описывает суровость своей жизни, хлеб и воду, и то иногда чрез неделю, возлежание на голой земле, непрестанную молитву. Я не подражаю, окаянный, ни одному святому и не тружусь ради Господа и спасения души своей. Работавшим в моем саду двум нищим дано и сегодня одному 22 с половиной копейки, другому (парню из дома Климова) 17 с половиной копеек с тем, чтобы работали и не приходили ко мне. Но зачем я из-за праха ярюсь? Зачем скорблю? Смущаюсь? Господи! даждь мне любовь, тишину, кротость, незлобие и совершенное бесстрастие! 2-го мая телеграмма из Рузы о смерти отца Григория Ивановича Цветкова; в шесть с половиной часов вечера служил я панихиду в соборе за упокой его души. Человек есть образ Божий, а иерей – сугубо образ Божий, как носящий на себе сан и образ Христа – священника по чину Мелхиседекову. Сам Господь да помилует иерея Своего, простив ему всякое прегрешение вольное и невольное. А нашему убожеству да даст Господь благодать и силу любить почившего брата нашего искренно и по смерти его, с усердием вспоминая его в молитвах. Даруй, Господи, почитать и любить всякого человека, как созданного по образу Божию, да возлюбим всем сердцем и Самого Первообразного. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? [ 1Ин. 4, 20 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Словом, если сравнишь жизнь бедного с богатой, сочтешь ее все равно что небытием против бытия, все равно что смертью против жизни. Так и в духовном. Все почитают себя христианами за исповедание веры в Христа или за какие-нибудь малые добродетели, но мало настоящих христиан, богатых Святым Духом, наслаждающихся разнообразной роскошью благодати, согреваемых небесной духовной любовью, украсивших душу разнообразными одеяниями небесных даров, не в исповедании только и голой вере, но в силе и действии духа принявшие христианство , непрестанно в перстах души перебирающие умом небесное золото (то есть знание и изъяснение духовных тайн); вот кто истинные христиане. И если сравнишь занятие их ума и жизнь их души с занятием и жизнью тех, найдешь великую разницу, словно у живых против мертвых. Те, бедствуя в страшной нищете мирского духа, лишенные силы небесного богатства, со спутанным от страстей умом, едва и одну добрую мысль в себе найдя среди скопища дурных, успокаиваются, устраиваются на жизнь в своей нищете и довольствуются простыми одеждами малых добродетелей, не имея духовного действия божественных добродетелей, – как и Господь явил, что будет большое различие между истинными поклонниками и всеми, кто напоказ поклоняется поверхностным и внешним поклонением, поклоняется не в духе и истине, когда Он сказал: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин 4, 23–24 ); в этих словах он отделил небесных царских приближенных и богатых в Духе от бедствующих в страшной нищете греха, которые через исповедание веры в Христа кажутся живущими, однако богатой жизнью действия в духовной силе не живут. 7 . Как образ тела имеют все, только у одних тело здорово и невредимо, а у других болезненно и увечно, да и в самих страданиях тела есть большое различие: одни страдают, имея явственные раны, а другие, очевидных ран не имея, носят страшную немочь в теле, уже и двигаться не в силах и по виду их тело кажется здоровым, по мучению же и по совершающемуся в них изменению их страдание много тяжелее и трудноизлечимее, чем у пораженного явно, – у того раны на виду, и если придет к врачу, скорее удостоится исцеления, тогда как все тайные страдания тела страшнее и трудноизлечимее явных, – так и христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Таковы именно пророчества, состоящие из трех и более речей на Тир и Египет. Пророчества же на Аммонитян, Моавитян, Идумеев, Филистимлян – самые краткие; например, вот что сказано о Моавитянах: «поскольку Моав с Сеиром говорят: вот и дом Иудин то же, что и все народы: за то вот я начинаю с городов… и произведу над Моавом суд». Или на Аммонитян: «поскольку ты рукоплескал и топал ногою своею и со всем злорадством своим радовался, смотря на землю Израилеву: за то вот я простру руку мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя и узнаете, что я Иегова» ( Иез.25:7,8 ). Совсем инаковы указанные пророчества на Тир и Египет. Вот что предречено, например, о Тире: «было ко мне слово Иеговы и сказано: – так начинает Пророк, – Сын человеческий! поскольку Тир говорит о Иерусалиме: а! а! разбиты врата народов, перейдет он ко мне, напомню себя по опустошении его; за то так говорит Господь Иегова: «вот я взгляну на тебя Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И они разобьют стены Тира, и разрушат башни его, и вымету с него землю, и оставлю его голою скалою. Он среди моря будет местом для расстилания сетей. Ибо я говорю» и так далее. Точно в таком виде находят теперь путешественники место Тира, – именно голой, подводной даже, скалой. Предвидя вечное запустение сего города (новый Тир построен уже на другом месте), Пророк изображает, как бы на прощании с ним всю его славу, его всемирную торговлю и плачевно поет о нем: «кто подобен был Тиру, покоившемуся среди морей?» (это в Иез.27:32 ; глава, которая, сказать мимоходом, составляет важный источник для составления географии и статистики древнего мира). «Сердце твое возгордилось, – так обращается Пророк к Тирскому царю, и ты говоришь: я бог, живу в Божием жилище, в сердце морей за то вот я приведу к тебе иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои на прекрасный твой ум и снимут с тебя блеск твой,… скажешь ли тогда пред своим убийцею «я бог»? Нет; в руке заколающего ты будешь человек, а не бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010