54:13; ср. Ин. 6:45). " Ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии " : и ко всем другим, говорит. Это слу­жит сильным побуждением исполнять (долг любви). И не без основания говорю, что " вы сами научены Богом " , но знаю это из дел ваших. Так и об этом он многое сказал им. " Умоляем же вас, братия, избыточествовать (изобиловать, преуспевать) более " , то есть более пре­успевать " , " и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались " (ст. 11,12). Здесь дает разуметь, скольких зол причиною бывает праздность, и напротив скольких благ – трудолюбие, и объясняет это, ссылаясь на то, что бывает между нами. Он часто поступает так и делает очень благоразумно, потому что таким образом легче вразумляются люди, нежели при помощи умозрений. Долг любви к ближним состоит в том, чтобы не от них принимать, но им давать. Заметь его благоразумие: намереваясь наставлять и увещевать их, он начинает говорить о том, что видит хорошего у них, чтобы они ободрились после прежних увещаний и упрека (выраженного) в словах: " Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу " , и чтобы таким образом не отпали. А это зависит от трудолюбия – чтобы не при­нимать (от других ничего) и не жить в праздности, но тру­дясь давать другим: " блаженнее " , – сказано, – " давать, нежели принимать " " (Деян.20:35). " И работать " , – говорит, – " своими руками " . Итак, где пребывают ревнующие только о духовном подвиге? Видишь, как он отнял у них всякий предлог к извинению себя, сказавши: " своими руками " . Совершает ли кто руками пост? Всенощное бдение? Возлежание на голой земле? Конечно, никто не скажет этого; он говорит о труде духовном, потому что давать другим от своих трудов есть подвиг подлинно ду­ховный, и ничего нет равного ему. " Чтобы вы " , – говорит , – " поступали благоприлично " . Видишь ли, каким образом он обращается с ними? Не сказал: не срамите себя, нищенствуя; но дал понять то же самое, хотя и употребил снисходительный способ выражения, чтобы и дать почувствовать им (как это неприлично) и не слишком огорчить их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

54:13; ср. Ин. 6:45). « Ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии »: и ко всем другим, говорит. Это служит сильным побуждением исполнять (долг любви). И не без основания говорю, что « вы сами научены Богом », но знаю это из дел ваших. Так и об этом он многое сказал им. « Умоляем же вас, братия, избыточествовать (изобиловать, преуспевать) более », то есть более преуспевать, « и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались » (ст. 11, 12). Здесь дает разуметь, скольких зол причиною бывает праздность, и напротив скольких благ — трудолюбие, и объясняет это, ссылаясь на то, что бывает между нами. Он часто поступает так и делает очень благоразумно, потому что таким образом легче вразумляются люди, нежели при помощи умозрений. Долг любви к ближним состоит в том, чтобы не от них принимать, но им давать. Заметь его благоразумие: намереваясь наставлять и увещевать их, он начинает говорить о том, что видит хорошего у них, чтобы они ободрились после прежних увещаний и упрека (выраженного) в словах: « Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу », и чтобы таким образом не отпали. А это зависит от трудолюбия — чтобы не принимать (от других ничего) и не жить в праздности, но трудясь давать другим: « блаженнее », — сказано, — « давать, нежели принимать » (Деян. 20:35). « И работать », — говорит, — « своими руками ». Итак, где пребывают ревнующие только о духовном подвиге? Видишь, как он отнял у них всякий предлог к извинению себя, сказавши: « своими руками ». Совершает ли кто руками пост? Всенощное бдение? Возлежание на голой земле? Конечно, никто не скажет этого; он говорит о труде духовном, потому что давать другим от своих трудов есть подвиг подлинно духовный, и ничего нет равного ему. « Чтобы вы », — говорит, — « поступали благоприлично ». Видишь ли, каким образом он обращается с ними? Не сказал: не срамите себя, нищенствуя; но дал понять то же самое, хотя и употребил снисходительный способ выражения, чтобы и дать почувствовать им (как это неприлично) и не слишком огорчить их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

— “А что это значит?” — “Это значит, что ты будешь жить в пустыне, есть меньше, чем требует твой голод, жаждать, работать тяжело, спать на голой земле и молиться”. Пришлец ему отвечает: “Я нищий крестьянин, постели у меня никогда не было, я всегда жил впроголодь и работал сверх сил. Но одного я не умею делать: я не знаю молитв…” Тогда святой старец говорит ему: “Я тебя научу. Сядь рядом со мной, будем вместе плести корзины, я буду тебе вслух читать Псалтирь, и ты повторяй”. И начал: “Блажен человек, который никогда не идет по пути нечестивых…” Ученик повторил раз, другой, третий; потом говорит: “Память-то то у меня слабая. Разреши, я похожу и затвержу эти слова”. Он стал ходить, пошел дальше, дальше и исчез. И старец долгие годы его не видел. После многих лет он встретил его в пустыне, поспешил к нему и говорит: “Что же ты за ученик? я тебя научил одному стиху из псалтири, и ты ушел от меня; что же ты все это время делал?” И тот со слезами ему отвечает: “Ах, отче, вот уже сорок лет я стараюсь стать таким человеком, который никогда не ходит по пути нечестивых…” Вот вам пример. Если бы мы одно слово евангельское могли принять до конца, то мы могли бы святость на нем построить. И этим объясняется, почему Христос не оставался на одном месте. Сказав нужное одним, Он шел дальше говорить нужное другим, и к тому же призвал Своих учеников, — в том числе и нас. Это мы должны помнить; мы — посланники Божии. Как говорит один английский писатель, мы — авангард Царства Небесного.    Вот конец первой главы Евангелия от Марка: Мк.1:40-45. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая перед ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него. И он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В нас как бы живет два человека. Один – христианин, другой – грешник. Один – новый человек, другой – ветхий. Ветхий противится новому так, как преступник противится палачу. Он никак не может согласиться с тем, что его хотят казнить. Поэтому мы должны быть готовы к чрезвычайно напряженной борьбе с самим собой. В этом заключается покаяние. А слезы – это только внешнее проявление внутренней и невидимой брани. «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (ст. 12), то есть «Как ты посмел прийти сюда без любви или хотя бы без покаяния? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением». Ведь мы считаем, что ничего не должны Богу, а Он нам должен все. Он должен не наказывать нас, не вразумлять, а всегда прощать, миловать и посылать нам земные и небесные блага. Некоторые люди доходят до логического конца этого кощунственного и богохульного размышления, заключая, что Бог не может быть таким «злым», чтобы наказывать человека вечными муками, что Он должен обязательно всех простить, независимо от их дел. Или уж по крайней мере, тех, кто верит в Него, даже если кроме так сказать, голой, умственной веры, они ничего другого не имеют. «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Действительно, что мы можем ответить Богу на такой вопрос? Если бы наша совесть вдруг ожила и заговорила смело и отчетливо, если бы мы встали к ней лицом к лицу, как стоим перед другим человеком, то у нас бы не нашлось ни одного слова, чтобы ответить на ее вопрос: «Почему ты, зная заповеди Божии, пребываешь в Православной Церкви таким негодным?» Обличаемые своей совестью, мы остались бы безответны и печально замолчали. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13).

http://pravmir.ru/chto-znachit-brachnaya...

В пути ему пришлось заночевать в некоем месте, прямо на голой земле, подложив под голову камень. Во сне он увидел лестницу до небес и ангелов на ней. И услышал он голос, возвещавший, что эту землю Бог отдает ему и потомству его, которое будет многочисленно, как земной песок. Проснувшись, Иаков понял, что с ним – Бог , а место, на котором он находится, – дом Божий. Он поставил камень у своего изголовья как памятник, и назвал это место Вефиль. Здесь же он пообещал возвращать Богу десятую долю того, что Бог ему даст, – десятину. Бежал Иаков пред родною кровью, Усталый, лег на ложе земляном, Там, камень положив под изголовье, Забылся юноша глубоким сном.   И вот ему видение предстало: Как цепь златая, с неба до земли Таинственная лествица блистала, И ангелы по ней, белея, шли.   То вверх, то вниз, воздушными стопами Едва касаясь светлых ступеней, Волнуя душу, схваченную снами, Предчувствием ее грядущих дней.   А на вершине лествицы чудесной, Как тень, был Некто, ангелов Господь, И в ослепленьи радости небесной Не мог Иаков ужас побороть.   И пробудился и воззвал он к Богу: «Священно место это, здесь Творец»! И указал Израилю дорогу В обетованную страну Отец.   Он камень, взятый им под изголовье, Помазал, и воздвиг, и посвятил С благоговеньем, трепетом, любовью Властителю и душ и умных Сил.   То первый был изгнанника-еврея Прообраз храма и земной алтарь, Здесь первое помазанье елея, Доныне освящающее тварь. М. Лот-Бородина Живя у Лавана, Иаков полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил Лавану за неё 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь. «У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия, имя младшей – Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом, и красива лицом. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за младшую дочь твою, Рахиль. Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Где же, еще скажете, нам найти таких дев? О сем не беспокойтесь, ибо мы не только в будущем во множестве таковых найдем для вас, но и сейчас на одну из них для подтверждения слов наших укажем вам. Вот перед нами св. дева, преподобномученица Феврония в то время, когда ей от роду было двадцать лет и когда она отличалась необыкновенной красотой. Как она вела себя? Желая поработить плоть духу, она прилежала такому посту и воздержанию, что никогда не вкушала до сытости хлеба и не пила достаточно воды, но всегда голодом и жаждой, а также и еще многими другими подвигами и трудами умерщвляла плоть свою и весьма короткому предавалась сну. Постелью для нее служила короткая и узкая и ничем не покрытая доска, а иногда и просто спала она на голой земле. Когда ночью искушения касались ее чистой души, она тотчас вставала с постели, падала ниц пред Богом и со многими слезами молилась о том, чтобы Бог прогнал от нее искусителя-диавола. Она постоянно упражнялась в чтении Божественных книг, и это чтение было особенным для нее наслаждением. Будучи одарена великим умом и имея любящее сердце, она заботилась о спасении и других дев и жен и им постоянно читала Святое Писание, объясняла оное и учила их благочестию. Чтобы удалить от себя всякий соблазн, Феврония всегда отвращала взор свой от пышных женских нарядов и украшений. Вообще она вела себя так, что на ней исполнилось слово Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). И проходило доброе слово о ней во всем городе, и восхваляемо было ее полезное учительство, и красота лица ее, и добронравие. И была, сказано, она «кротка, смиренномудра, целомудренна и всякими добродетелями украшена». Любовь ее ко Христу простиралась до того, что из-за этой любви Феврония добровольно отдала себя на страшные муки, и каждый член ее св. тела, так сказать, сражался и мучен был за эту любовь. Все тело ее было повешено и строгано, раны опалены были огнем, сосцы урезаны, руки и ноги отрублены.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Глава 5 Приготовления Соломона к построению храма. 3Цар.5:1 .  И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. (евр. 15). Хирам ( 2Пар.2:2 ), или Хурам (как в евр.), у И. Флавия ιρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра – у И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969–936 гг. до Р. X. ) и умер на 53-м году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. ( 2Пар.2:3 ), как и ( 3Цар.5:1 ), прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом – современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца ( 2Цар.5:11 ; 1Пар.14:1 ). Но по ( 3Цар.9:10–13 ), ср. ( 3Цар.6:1 ), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м году царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34–24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида ( 2Цар.5:9–11 ). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2-й книги Царств в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, – Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит ( 3Цар.5:1–2 ; 2Пар.2:3 ). Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля ( Иез.26:4,14 ) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур – скала). 3Цар.5:2 .  И послал также и Соломон к Хираму сказать: 3Цар.5:3 .  ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Делать это следует лишь тогда, когда к тому вынуждают обстоятельства и крайняя необходимость. Одиссей под свое брачное ложе, покривившееся на одну сторону, камень подкладывал: столь деятельны была люди и столь проста была первоначально домашняя утварь; и это не только у людей частных и обыкновенных, но и у людей высокопоставленных, например, у вождей и царей греческой древности. Но к чему нам из нее за примерами обращаться? Патриарх Иаков слал на голой земле и под головой вместо подушки имел камень; и это не помешало ему именно в таком положении. быть удостоенным сверхъестественного видения. И поэтому у нас, располагающих свою жизнь согласно с учением Логоса (разума), спальное ложе должно быть скромным и простым, но приличным; оно должно согласоваться с непритязательностью наших нравов; на нем во время лета наше тело должно быть защищено от жары, а зимой — от холода. Кровати наши не должны иметь никаких украшений, и ножки их должны быть простые и гладкие; искусные резные и токарные на них работы часто служат путями и убежищами для гадких насекомых; эти ползают в углублениях украшений, не выпадая оттуда, и рука человеческая не вдруг может отыскать убежища их и самих их уничтожить там. Особенно же не согласуется мягкая постель с благородной мужественностью человека. Не расслабляющим образом сон должен действовать на тело, а служить лишь отдыхом для жизненных сил; следует, поэтому, ему отдаваться не из пристрастия к беззаботной лености, а для успокоения от работ — для того, чтобы сном приготовить себя к новому движению и трудам. Так, следовательно, должно слать, чтобы и проснуться было легко. Да будут чресла ваши препоясаны, говорится, и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающие возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими (Лк. 12:35–37). Спящий человек ни к чему не способен; он молчалив как смерть. Поэтому часто должны мы и ночью с постели подниматься и прославлять Бога. Блаженны бодрствующие во имя Божие: они уподобляются тем из ангелов, которых мы называем Стражами. Спящий человек, следовательно, никому не приносит пользы и не более имеет цены, чем и неживой. Но христианин, в себе свет носящий, бодрствует даже и во мраке ночи, когда все спят; и тьма не объяла его (Иоан. 1:5), а отсюда и сон именно потому, что тьма не простирает на него своей власти; просвещаемый Богом, он бодрствует; только Он один живет истинной жизнью. Ибо в Нем была жизнь (Иоан. 1:4). Блаженны те, говорит премудрый, которые хранят пути мои (Притч. 8:32). Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих (Притч. 8:34). Не будем спать как и прочие, но будем бодрствовать, говорит Писание, и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью (т. е. во тьме неведения). Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся (1 Фес. 5:6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Другое место находится в книге пр. Исаии: «Послушайте меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа. Взгляните на скалу, из которой вы изсечены, и в глубину рва, из котораго вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного и благословил его и размножил его». ( Ис. 51:1–2 ). Это слова Господа к народу Израильскому; чтобы яснее видеть их смысл, присоединим к ним еще следующий стих: «Так Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» ( Ис. 51:3 ). Действительно, в данном месте Авраам сравнивается со скалой, а Сарра – с глубоким рвом; но это сравнение совсем не содержит того смысла, какой хотят в нем видеть критики. Пророк Исаия словами Господа призывает народ Израильский, которому предсказаны раньше различные бедствия за нечестие, к стремлению к правде, к исканию Господа, надежде на Него: Он, обратив Сион в развалины и земли его в пустыню, снова может все восстановить и привести в цветущее состояние. Для этого Израиль должен раскаяться в своем нечестии и обратиться к Господу, сделаться Его усердным служителем по образцу своих праотцов – Авраама и Сарры. Эти праотцы, будучи примером благочестия и верности Иегове, обнаруживают на себе и проявление всемогущества Иеговы и силы Его благословения: по бесплодию их брака они подобны были – Авраам голой скале, а Сарра – глубокому рву, или яме, куда не заглядывает луч солнца. Но Господь призвал и благословил их, и от них произошел многочисленный народ. Такое же благодетельное действие всемогущества и благословения Господа проявится и на народе Израильском, когда он обратится к Господу: разрушенные камни Сиона будут восстановлены в новые здания; его бесплодные пустыни сделаются прекрасным садом. Высказываемое в вышеприведенных словах обетование Господне, обращенное к народу Израильскому, делается вполне понятным только в том случае, когда упоминаемые в нем Авраам и Сарра суть действительные человеческие личности, являющие пример благочестия и обнаружения на них силы божественного благословения. Никаких оснований видеть в этих словах намек на Авраама и Сарру, как на древние божества, решительно не имеется. Следует при этом заметить и то обстоятельство, что в приведенном месте из кн. пр. Исаии критиками произвольно отожествляется употребленное относительно Сарры выражение «глубина рва» (или глубокий ров) с пещерой, т. е. Махпелой. В еврейском тексте в данном месте стоит выражение – «маккебет бôр», что означает не пещеру, а выкопанную яму или выдобленную цистерну; место же погребения Сарры в книге Бытия названо именем " мэъарâ», что значит пещера (Быт. 23и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Елеем отец Александр не помазывает – «Умащает!» Широкой кисточкой полил голову от макушки до брады. От уха до уха. Масляными руками я растер елей и пригладил мокрые волосы. Вот как оно было когда-то. Церковь, приняла меня как дорого гостя. Как в Библии: Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; (Пс. 132, 2) …и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его ( Лев. 8:12) Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115, 3) На клиросе собрались все певческие силы во главе с отцом Александром. Тонкий благовонный аромат редкого особенного ладана, видно, припасенного к празднику, заполнил весь храм. Пели долго так, что дым из кадила успел превратиться в струящийся белый ручей, втекающий в алтарь через Царские врата. Там он поднялся над Престолом и стал выкруживать над ним диковинные фигуры. Я потом говорю Кире: — Видела? — Молчи, — отвечает, — а ты ничего не видел, когда исповедовалась бабушка, которая разносила просфоры? Ох, и не знаю… — Да что такое?! — Ох-ох. Когда батюшка склонился над ней, крестя ей главу, то показалось мне, что светлый ангел обнял ее своими крыльями. Привиделось, однако. — Иже Херувимы… – запел клирос: две старушки и молодой парень. И из–за фанерного закутка, освещенного голой лампой, послышалось истинно ангельское славословие. Я всегда как сладчайшего дара жду этого сельского исполнения. Волны нежнейшей любви,  как золото, выплавившейся в горниле жизней русских страдалиц, заполнили храм, словно невидимый фимиам. Сколько горя, сколько трудов нужно поднять душе, что голос очистился до такой прозрачности и нежности! Как море, ласково плещущее теплыми волнами, пение ласкает сердце. Каждая высокая нота колет и до краев наполняет сердце блаженством. Тишина в храме тончайшая. Заплакали. Я почти перестал чувствовать себя в теле. Осталась только скорлупа, придавленная кольчугой свитера. Руководит хором Нина Афанасьевна. Хочешь поглядеть на живого святого – смотри на эту высохшую, ссутулившуюся старушку в громадных очках на веревочке. На Пасху во время народного пения она высовывается из певческого закутка и дирижирует, показывая пальцами, сколько раз еще надо пропеть «Христос воскрес!»

http://pravmir.ru/dary-zadnepilevskix-pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010