И внял Господь молитве Своего Пророка и вере вдовицы. Отрок ожил, Илья свел его с горницы к матери и сказал ей: видишь, жив, есть сын твой. Обрадованная мать в избытке чувства исповедала Пророку: се уразумех, яко человек Божий ecu ты, и глаголь Господень во устах твоих истинен. В первый раз уста человеческие молились о воскресении мертвеца. Орудием всемогущества Божия избран Илья. Время Евангелия приближалось и заря бессмертия уже бросала первые лучи свои на смертную ночь, которая облегала весь мир. – Какой урок для неблагодарного, покланявшегося идолам Израиля, что бедная чужестранка вдовица получила часть в таком великом благодеянии, какого не видел еще Израиль 24 . Три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и земля не произрастала ни хлеба, ни травы. – Всемилосердый Бог , жалея гибнущих и поспешая оказать им милость, но чтя Пророка, и не позволяя без его согласия отменить произнесенный им приговор, Сам приходит ходатаем, Владыко к рабу, Создатель к бреннию, и убеждает уста, которыми связаны были облака, разрешить их от болезни рождения 25 . Иди и явись Ахаву и дам дождь на лице земли 26 . Оставив Сарепту, Пророк пошёл в Самарию, столицу царства Израильского. В то время как Пророк приближался к столице, Ахав позвал к себе своего домостроителя Авдия. Сей богобоязненный муж, и среди нечестия, окружавшего его при дворе, соединяя со страхом Божиим любовь к почитателям Бога истинного, пользовался доверенностью Царя. Это был тот самый ревнитель благочестия, который скрыл у себя Пророков Господних от преследования Иезавели. Когда Авдий пришёл к нему, то он сказал ему: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота. 27 Так как на равных местах, кроме голой земли, ни чего не было, то они решились осмотреть низменные места. Там еще могли оставаться кое-какие источники, а при них и трава. Но, как и здесь, по причине засухи, источники были весьма редки, то они, желая сберечь и время, и чтобы поиски были успешнее, когда вышли из города, разделились между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И послал Бог двух Архангелов, охранять младенца, да не ухищряется сатана против него, чтобы искусить его, как охранял Ангел лицо Авраама. И когда он перестал питаться от груди матери, отвели его к авве Даниилу, чтобы он научил его премудрости и назиданию. И когда увидел авва Даниил Макаба Эгзиэ, сына своей сестры, он удивился благодати Божией, которая почивала на нем, препоясанном верою и украшенном всеми добрыми делами, обители Божия и доме молитвы Вышнего. И потом он начал изучать азбуку, и псалтирь Давида и песни пророков. И он изучил все писание и толкование его и преуспевал в премудрости и знании более других псалтырных чад, которые изучали псалмы. Он не празднословил и не играл вместе с детьми и младенцами и не был вместе с юношами, ибо от юности наполнила его благодать Божия. Он удалялся от людей, читал псалмы и возвещал писание, и делал поклоны, и молился постоянно днем и ночью, и сердце его было привязано к Богу его всегда, и он не ложился там, где было для него подослано, но ложился на голой земле в песке и пыли, и он просыпался в то время, когда спят монахи, и он бодрствовал и плакал и рыдал. И когда он лежал, явился Михаил Архангел и покрыл его своими светлыми крыльями. Когда увидали его монахи, лежащим в песке и прахе, стали порицать его: он показался им безумным, без сердца (разума). И он от многого смирения и премудрости казался неразумным, отвергши дух свой и тело свое презревши, внимая повелению Павла Апостола, который говорит: «умерщвляю душу мою и порабощаю тело мое» (cp. Kop. I, 9, 27). И распространился слух о нем среди всех монахов, которые были в этой обители, о труде и бдении отрока. И когда они узнали о его первом подвиге, он оставил его и начал другой. Кто наставил отрока сего в таковой премудрости и славословии? Не Дух ли Святой? И просил ли он хлеба, чтобы есть и чаши, чтобы пить? Все это он презрел, и оставил беседовать и шутить с детьми; и он не веселился с отроками, ибо бодрствующие Ангелы охраняли его на всех путях его; от чрева матери он был чист и свят от пятен греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И прежде всего диавол предлагает: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4:3 ). Этим соблазнился Адам; увидели первые люди, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт. 3:6 ). И соблазнились они. И пять тысяч евреев, впоследствии насытившихся пятью хлебами, хотели и снова видеть, и сделать Христа Царем (см.: Ин. 6:15 ). И Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб, и насытились ( Ин. 6:26 ). Да, истинно, истинно! И теперь легко соблазнить людей хлебом! Пообещайте им земное удовлетворение и наслаждение, – и они с трудом удержатся от соблазна или даже сразу пойдут на искушение; подайте им на выбор: веру в Бога, спасение души, вечное блаженство, здоровье, удовольствие: и многие ли теперь удержатся? Христос бесплатно напитал иудеев хлебами и рыбой; и они готовы выбрать Его в цари себе. Боже, Боже мой: какие мы немощные! Но Господь, будучи голодным, отверг это искушение диавола… И не в прекрасном раю, а в голой пустыне. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ), сказал еще Моисей ( Втор. 8:3 ). И иудеи это знали и помнили: Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть ( Пс. 77:24 ). Что Ты делаешь? ( Ин. 6:30–31 ). Опять все – хлеб, хлеб! А когда Господь, сотворивши великое чудо с пятью хлебами, предложил учение о вере в Него и о святом причащении Его Тела и Крови, то даже многие из учеников Его соблазнились этим, отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6:66 ). Вот и вера! Вот и «избранный» народ! Да! Обрядоверный, земной, телесный народ! Да и теперь не то ли искушение «хлебом» мы видим? Но Господь победил первое искушение: Господь хотел не хлеба земного дать нам (много ли его и нужно-то, «насущного», да и то на один день), а Небесного Царства, благодатного «нового вина» обещал Он миру; но – увы! – не хотят, не хотим. Второе искушение (по Матфею, а по Луке – третье) – броситься с кровли храма и остаться живым. Зачем, зачем это нам? – Только ради славы, что мы совершаем чудеса? Ради мнения пред народом? Ради тщеславия?.. О, Боже! Какие мы мелкие! Славиться пред людьми?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И пусть потом «проходит мир»; пусть проходит, вместе с ослаблением сочувствующего миру тела вашего, «самая похоть мира»; – смерть закроет ваши глаза для мира видимого; но с тем вместе яснее будут видеть Бога очи вашего духа – вечно. «Небо и земля прейдут» (Марк. 13, 31); «и все они, как риза, обветшают … и изменятся» (Пс. 101, 27); но вечно будет с вами триединый Бог, которому вы будете служить, в котором вы будете блаженствовать – вечно: «исполняющий волю Божию пребывает вовек». «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность-суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!». ... Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екклес. 11, 9-10; 12, 1. 13-14). 3. Мудрое правило жизни (Письмо отца к сыну) Вспоминаю одного бедняка, который сделался бедняком из богача, потому только, что, умев тщеславиться тысячами, не умел беречь копейки: тратя безрасчетно мелочи, он неприметно погубил всё, и на голой доске, чуть не с голоду, умер в горьком раскаянии о своем крайнем неразумии. Вспоминаю другого несчастного, который тоже погиб почти по такой же причине. Прекрасные дарования отличали его в дни первой молодости; заботливые родители жертвовали всем, что бы сколько можно лучше развить эти дарования и дать своему сыну образование, которое было бы для него самым верным обеспечением на всю жизнь. Но молодой человек при первых успехах сделался мечтателем и невозвратно погиб от своей мечтательности. Он понимал, что учиться необходимо, даже любил трудиться, по крайней мере, всегда ратовал за просвещение со всею горячностью юноши. Только брался он слишком за многое вдруг и, увлекаясь своими возвышенными взглядами, не знал порядка и постепенности в своих занятиях. Ему предназначен был круг наук приспособительно к будущему назначению: он находил, что этот круг слишком тесен и, перебегая от предмета к предмету, спешил как будто поглотить всю мудрость человеческую и впоследствии оказался не незнакомым со всякою наукою, но в тоже время не знающим ни одной. С пренебрежением смотрел он на своих сверстников и на их, как он считал, ребяческие приемы, когда те изо дня в день переходили от урока к уроку, покорные указанию наставника: последствия показали, что сверстники его не заслуживали пренебрежения, а он был совершенно не прав. Те по капле собирали в продолжении годов знания и, действительно, собрали все, что было нужно им для жизни: мечтатель думал сразу овладеть всем, и упустил время, и упустил науку, и отстал от сверстников, и сделался в тягость себе и другим.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

И разобьют стены Тира и разрушат башни его, и вымету из него (или развею по ветру) прах его и сделаю его вполне гладкою (или голою) скалою. Местом для сушки сетей будет он среди моря, ибо Я сказал [это], говорит Господь Бог, и будет он на расхищение народам. Также дочери его, которые на поле (или на равнине), убиты будут мечом, и узнают, что Я Господь. Речь пророка идет в строго последовательном порядке. Он говорил против сынов Аммона, и Моава и Сеира, которые служат также идумеянами, и филистимлян, которые находятся на берегу и занимают в приморской стране (funiculo) те же самые пределы. Ибо вслед за Палестиной следует страна Финикиян, главным городом которой служит Тир, называющийся на еврейском и сирском языке Сором (Sor). И так как по взятии Иерусалима он также радовался, и ликовал и говорил: сокрушены врата народов, я имею вполне безопасную пристань, и, по разрушении его, ко мне обратилось все многочисленное население, которым он управлял, и так как он опустошен, то я наполнюсь, или: бывший прежде полным обратится в пустыню. Итак, поскольку ты говорил это и радовался падению Иерусалима, разрушаемого по определению Божию за грехи его, то не чрез посланников и не чрез кого-либо иного, а сам Я буду против тебя, Тир, и наподобие морских волн подниму против тебя вавилонян с весьма многими народами, чрез нападение которых стены и башни твои будут разрушены, так что они падут на землю и прах его будет сметен или развеян в разные стороны, и он так будет унижен, что будет подобен голой скале, и такое будет запустение в городе, который прежде был весьма многолюдным, что среди его будут расстилаться и сушиться сети рыбаков. Ибо [это] сказал Я, Господь, слова которого не могут не исполниться, и предам его на расхищение народам. Также дочери его, находящиеся на поле или на равнине, то есть на берегу финикийском, – города и местечки, селения и крепости будут истреблены мечом: так как он метафорически назвал их дочерями, то говорит об истреблении мечом, чтобы из исхода дел они познали, что Он есть Господь, который повелел, чтобы совершилось это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго. После того как сказал, что ты наносишь обиду брату, и указал, что Бог отомстит, теперь распространяет мысль свою, показывая, что, хотя бы это потерпел и неверный, все-таки виновный понесет наказание. Ибо не за него отмщая, накажет тебя Бог, а за Самого Себя, Он призвал тебя для того, чтобы ты был чистым, и ты оскорбил своею нечистотой Того, Кто дал тебе Святого Духа. Поэтому-то, осквернишь ли ты замужнюю твою рабу или царицу, вина одинакова: ибо ты Бога Одного оскорбляешь. Хотя бы ты и блудодействовад (а не прелюбодействовал), все-таки Бог отомстит, потому что ты осквернил Его Духа. Или еще иначе: Бог, видя, что в таких делах мы оказываем больше презрения Ему, чем людям, отомстит за Себя. Пред людьми мы стараемся, чтобы они не увидели нас своими глазами, а Богу оказываем презрение, несмотря на то, что Он видит. О братолюбии же нет нужды (εε) писать к вам. Апостол не говорит уже о любви ко всем, но о любви к братии. Самим опущением он увещевает уже, достигая двух целей: во-первых, это дело так необходимо, что ему нечего и учиться, ибо всякому известно, что оно имеет особенную важность для всех. Во-вторых, этим он больше вразумляет их, побуждая, чтобы они не оказались ниже того понятия, какое он имел о них, считая их уже исправившимися. Ибо вы сами научены Богом любить друг друга. Смотри, как восхваляет он их, говоря, что Сам Бог учит их этой добродетели. Это же сказал и пророк: будут все научены Богом (Ис.45:3; Иер.31:54). Ибо вы так и поступаете со; всеми братиями по всей Македонии. Не просто говорит: вы от Бога научены, но: я знаю об этом из ваших дел. Упомянул Македонию потому, что Фессалоники - главный город Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали (εε вам. Что вы братолюбивы, я знаю; о том мы и молим, чтобы вам более преуспевать в братолюбии и быть более щедрыми. Здесь может быть остановка (пауза в чтении текста), а потом читай с нового начала: чтобы жить тихо. Или: и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело. Этими словами показывает, что они ленивы, занимаются тем, чем не следует, и беспокойны. Сказав же: и работать своими собственными руками, апостол пристыжает тех, которые оставляют телесные подвиги и ищут духовных. Скажите, неразумные: совершает ли кто-нибудь руками пост? или возлежание на голой земле? Нет. Между тем он говорит о труде телесном, который скорее есть духовный, о том, чтобы давать другим от своих трудов, именно бедным. А так как бедность произошла от разграбления имений, то он и учит их трудиться, чтобы можно было подавать милостыню. Если же он заповедует тем, у которых было разграблено имущество за Христа, то тем более другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1049...

Иез.24:4 .  сложи в него куски мяса, все лучшие куски, бедра и плеча, и наполни отборными костями; «Куски мяса» – жители Иерусалима. Своих соплеменников Иезекииль явно ставит выше этих последних. «Лучшие куски (т. е.) бедра и плеча» – знать иерусалимская. Насмешка над высоким мнением о себе иерусалимлян. «Отборными костями» – для отвара, – может быть, военная сила города: кость – символ крепости. Слав.: «обрезана от костей». Иез.24:5 .  отборных овец возьми, и разо­жги под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости раз­варились в нем. «И разожги (вставлено по LXX) под ним кости». Скифы, по Геродоту, пользовались костями жертвенных животных для варения мяса; гаучосы Южной Америки и пекари Африки при недостатке дров топят костями (Трош.). Можно было бы предположить, что евр. «ецем» – «кость» здесь возникло от «ец» – «дрова», если бы все переводы не имели здесь «кости». – «Чтобы, и кости разварились в нем». До того сильный должен быть огонь под котлом (пламя войны). Иез.24:6 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: горе городу кровей! горе котлу, в котором есть накипь и с которого накипь его не сходит! кусок за куском его выбрасывайте из него, не выбирая по жребию. Как ни хорошо мясо варится в котле, оно испортилось от ржавчины, которой покрыт котел; поэтому его нужно выбросить все без разбору. Иерусалим так осквернен пролитою в нем кровью, что людей, достойных помилования Божия, там не может быть: они как бы отравились его греховной атмосферой и должны погибнуть (от меча и плена) в осаде. Следовательно, иерусалимляне напрасно думали (по Иез.11.3, 7 ), что они, как мясо в котле, сохранятся в осажденном городе: оскверненный кровью, как ржавчиной, город должен весь перегореть в огне осады, лишенный всего населения, чтобы быть впоследствии чистым. «Городу кровей» – Иез.22.2 . «Накипь»: евр. «гелата» – απ. λεγ., слав. «яд», ιος, rubigo (ржавчина). Пролитая в Иерусалиме кровь. – «Не выбирая по жребию». В этой катастрофе не будет, как в предшествовавших, счастливо спасшихся. Иез.24:7 .  Ибо кровь его среди него; он оставил ее на голой скале; не на землю про­ливал ее, где она могла бы по­крыться пылью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Или: и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело. Этими словами показывает, что они ленивы, занимаются тем, чем не следует, и беспокойны. Сказав же: и работать своими собственными руками, апостол пристыжает тех, которые оставляют телесные подвиги и ищут духовных. Скажите, неразумные: совершает ли кто-нибудь руками пост? или возлежание на голой земле? Нет. Между тем он говорит о труде телесном, который скорее есть духовный, о том, чтобы давать другим от своих трудов, именно бедным. А так как бедность произошла от разграбления имений, то он и учит их трудиться, чтобы можно было подавать милостыню. Если же он заповедует тем, у которых было разграблено имущество за Христа, то тем более другим. Чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. Чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. То есть чтобы вы не вели себя непристойно, прося милостыню у неверных. Хорошо апостол сделал это, чтобы не огорчить их. Ибо, говорит, если верные соблазняются, когда видят, что человек здоровый просит милостыню (за что таких и называют христопродавцами), то тем более соблазняются неверные. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (περ των κεκοιμημνων — усопших). Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (περ των κεκοιμημνων — усопших). Здесь апостол ведет речь о воскресении. Если и прежде им было говорено об этом, все же он думал теперь открыть некоторую тайну. Или, они знали все касающееся воскресения, но плакали, от чего он теперь и врачует. Но так как незнание многих вещей печалит нас, а знание, напротив, облегчает печаль, то он говорит: не хочу оставить вас в неведении. Не сказал: αποθανντων — об умерших, но: κεκοιμημνων — об усопших, показывая и самим выражением, что будет воскресение. Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Какой надежды? Надежды на воскресение. Ибо те, которые не имеют надежды на воскресение, должны скорбеть.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Иногда в проповедях мы слышим: «Задумайся о себе, кто ты: мытарь или фарисей?» Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, пальцем о палец не ударяем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей и выжимал из них последние соки, то есть пользовался другими людьми. Но когда это до него дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря. А как часто мы не удерживаем своего языка, который, как пишет апостол Иаков, «прикраса неправды», неудержимое зло, исполненное смертоносного яда, и никто из людей не может укротить этот орган, который портит всю нашу с вами жизнь. Язык — огонь, прикраса неправды; язык … оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак.3:6-8 ). Нам надо это помнить и следить за своим языком. Это особенно касается женщин, потому что, как сказал один мудрый человек, если ты увидишь двух женщин-христианок, беседующих между собой, то будь уверен, что по большей части они заняты осуждением, пересудами и «перемалыванием чужих косточек». Зачастую не помнят они назиданий святых отцов, которые, видя грех брата, говорили, что не будем о нем судить, потому что нет смысла выходить из собственного дома, в котором мертвец, и идти оплакивать чужого мертвеца. То есть святые отцы свою душу считали мертвецом и думали, что не хватит и всей жизни, чтобы оплакивать свой грех. Мы же иногда сделаем немного духовного в своей жизни и уже думаем, что нет нужды в покаянии. Преподобный Иоанн Лествичник говорит всем нам в назидание, что Господь на Страшном Суде не спросит у нас о том, почему мы не творили великих чудес, почему мы не спали на голой земле, почему мы не постились по целой неделе. Но спросит у всех нас о том, почему мы не плакали о себе постоянно, не считали себя великими грешниками и не оплакивали свои грехи. Вот за это каждый из нас на Страшном Суде даст ответ. Потому что ничего великого мы не сделали в своей жизни, мы не сделали больше того, что должны были сделать, как нам сказал об этом Господь: никогда о себе ничего большого не думайте, потому что когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Поэтому всегда все надо делать скромно, со смирением, с осуждением себя, беря пример у святых отцов.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Ис.41:17 . Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Го­с­по­дь, услы­шу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее». Под ними разумеются здесь, главным образом, все те «алчущие и жаждущие правды» в дохристианском мире, которые уже давно томились неправдой язычества и первыми пошли в ограду, христианской церкви (ср. Ис.55:1 ). Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев не оставлю их. Лучшим комментарием к этому месту являются параллельные слова Самого Спасителя: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ). «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» – поясняет нам евангелист эти слова Господа ( Ин.7:39 ). Ис.41:18 . Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; Ис.41:19 . посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, Символически рисуют картину чудесного превращения голой и сухой пустыни в дивный цветущий сад, обильно орошаемый различными водными бассейнами. " Отрою на горах реку, ... пустыню сделаю озером». Один из излюбленных библейских образов ( Пс.106:35 ), неоднократно встречающийся и у пророка Исаии ( Ис.29:17 ; Ис.30:23–25 ; Ис.32:15 ; Ис.35:7 ). Несомненно, что гористой и окруженной пустынями Палестине этот образ был хорошо знаком и потому особенно близок. «Посажу в пустыню кедр, ситтим, и мирту, и маслину... кипарис, явор и бук». Ученые авторы английского «Настольного Комментария» после подробного филологического анализа всех названных здесь древесных пород приходят к тому важному заключению, что «писатель этой книги был знаком с Палестинской областью, но не знаком с Вавилонской». Это – очень серьезное показание против вавилонского происхождения данной главы, на чем настаивает большинство представителей современной критической школы. Общий смысл всей этой символической картины тот, что жаждущая пустыня язычества, оживленная благодатными струями Святого Духа, превратится в цветущий сад Господень, так что в форме новозаветной Христовой церкви земле снова будет возвращен некогда потерянный ею рай. А это, разумеется, должно было служить не последним утешением и для плотского Израиля, как первообраза нового, духовного Израиля, т. е. Церкви Христовой. Невольно при этом приходят на память слова известной церковной песни: «неплодящая прежде церковь ныне процвете древом креста в державу и утверждение».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010