Самое опасное для византийского двора - даже не те сотни и тысячи рядовых, служащих в провинции клириков и мирян, которые настроены не менее радикально, чем эти молдаване, но пока побаиваются столь же громко и бесстрашно заявить о том вслух. Самое страшное - это глухая архиерейская оппозиция. Они будут сдерживать свои эмоции и привычно молиться за Предстоятеля. Но станут ли они, как о том мечтают наши экуменисты, молиться за папу? Сейчас можно, конечно, «проявить власть», наложить прещения на несколько десятков молдавских клириков и считать вопрос решенным. А если завтра в другом месте выступят несколько сотен? Сила и власть - не одно и то же, и никакая подлинная власть не держится на голой силе, не подкрепленной моральным авторитетом. Можно же - осознать всю серьезность ситуации и начать конструктивный диалог с системной оппозицией, начав реальное, а не виртуальное возрождение в нашей Церкви норм соборности. Сегодня для того, чтобы «разрулить» ситуацию, Патриарху придется востребовать всю свою элитную сложность, никак не совместимую с прямолинейностью и одномерностью пресловутого проекта «новой миссии», то бишь модернизации РПЦ, навязываемой «фролерами». Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Бурная политическая осень в РПЦ уже началась Власть - оппозиция... сам авторкритиковал внесение чуждой, мирской ментальности в церковную ограду. Но сам-то думает именно в этой парадигме. Какая оппозиция? Чему? Принципам миссионерства? И как это может потревожить человека в Церкви? Что, изменится мнение и образ жизни миссионера, если политика сверху поменяется? Никоим образом миссионерские подходы не влияют ни на отдельного священнослужителя, ни прихожанина. В Церкви есть четкий индикатор - догматы. Любимая мысль автора: можно быть православным и не изменять догматам, - нуждается в достойной аргументации, которой до сих пор нет. Кивание в сторону менеджеров от Церкви не может быть таким достойным аргументом. Всякое серьезное отступление будет выражаться в измене догматам. Скажем, тот же экуменизм, заигрывание с католичеством - вот это уже реально, здесь есть почва для разговора. А так... автор, по традиции, горячится и торопится... Ну, и тезис: не хотели спокойную, системную оппозицию, респектабельную и церковно-лояльную «оппозицию " , получите.... что тут скажешь.... Кстати, нечего уж такого разумного у этих молдован не нашел. Они крутили ролики встреч Патриарха Кирилла в Найроби или еще где-то там.. Так их метлой за такие предъявления надо гнать и не разговаривать с ними. Если люди не видят разницы между епископом Кириллом и Патриархом Кириллом, то о чем можно говорить?

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/08/bur...

Молитвами приснопамятного Шанхайского праведника, владыки Иоанна, Господь да упокоит скончавшихся членов этой несчастной семьи и да помилует единственного оставшегося в живых ее члена! Санта-Роса, Калифорния 1991 год Н.Д. Тальберг. Русский историк о святителе 588 Господу Богу угодно было закончить земной путь великого праведника, архиепископа Иоанна (Максимовича) . В современном мире, окутанном мраком, нам грешным явлен был воистину Христа ради юродивый, оставшийся таковым и в епископском сане. Этот вид подвижничества, столь дорогой старой Руси, далеко не всеми понимается в нынешнее время. По своему образу жизни он в известной мере уподоблялся великому святителю Григорию Богослову , испытавшему гонения от лжебратии, о последних годах жизни которого С.В. Булгаков , историк Церкви, писал: «Продолжая заботиться о делах Церкви и бороться письменно с еретиками, св. Григорий вел строго подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только разодранную одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища и никогда не возжигал огня, чтобы согреть свое тело». Редко приходилось мне встречаться с почившим архипастырем. Но одинаковым было наше понимание Святой Руси с ее историческим самодержавием, огромного значения в развитии и укреплении государства Дома Романовых, расходясь только в толковании закона о престолонаследии. Общим было наше почитание царей-мучеников Павла I и Николая II. Сходились в мнении о таинственном завершении царствования императора Александра I. В последние годы выявился общий наш интерес к царю Иоанну IV Грозному. Помню последнюю встречу с владыкой в синодальном доме летом 1964 года. «Прочли ли Вы мою статью о царе Иоанне?»– «Конечно, владыко».– «Знаете, когда я писал ее, то думал о Вас». Иногда неожиданно обращался он ко мне за справками, касавшимися истории Русской Церкви. Помню, как горячо переживал он предполагавшееся еще в 1953 году прославление Архиерейским Собором праведного отца Иоанна Кронштадтского , и, по его просьбе, я составил для него справку о канонизациях, совершавшихся вскоре после преставления праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Митрополит Кирилл (Смирнов) был одним из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и непримиримым борцом с обновленчеством. В 1919 году священномученик Кирилл был впервые арестован и начал свое восхождение на Голгофу. По завещательному распоряжению святителя Тихона, Патриарха Московского, он был назван первым кандитатом на должность патриаршего местоблюстителя. Когда в 1926 году проходили «тайные выборы патриарха», то 72 архиерея высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), который тогда находился в заключении. Этими выборами ГПУ решило воспользоваться в своих целях, поэтому к владыке Кириллу в вятскую тюрьму прибыл Е. А. Тучков, начальник VI секретного отдела ГПУ. Он заявил, что не сомневается, что разговаривает с будущим патриархом, и предложил сотрудничество и помощь в «легализации» Церкви, но с условием: «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь… Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение». – «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», – с достоинством ответил митрополит Кирилл. После этого он был отправлен в ссылку в Туруханск. С подобными предложениями Тучков обращался к другим, в том числе и к митрополиту Сергию (Страгородскому), который вскоре был освобожден из тюрьмы и более не подвергался арестам. Все, кто встречались с митрополитом Кириллом (Смирновым), навсегда сохраняли память об этом удивительном иерархе. Князь С. Е. Трубецкой, который сидел с владыкой Кириллом в Таганской тюрьме, писал о нем: «С достойной простотой нес он свой крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих». А вот что вспоминает Сергей Фудель: «Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы… В той камере нас застало Рождество 1922 года и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером… Мы стояли перед голой стеной. И облачений, конечно, уже не было, ведь мы были на этапе. Но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период – самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита унывать было совершенно невозможно».

http://pravoslavie.ru/put/051118111336.h...

Календарь Материалы 22 октября 2010 г. [Гость сайта] Несмотря на его высокий архиерейский сан, даже самый простой человек, находясь рядом, чувствовал себя свободно, удобно и бесстрашно. Думаю, что это был действительно его пастырский и архипастырский талант: использовать свой сан, чтобы утешать духовно и сделать человеку приятно. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Мераб Джикия На протяжении нескольких десятилетий коммунистических гонений единственным местом, где в Грузии сохранялась монашеская жизнь, был Бетанийский монастырь, в котором подвизались два святых старца – Иоанн и Георгий. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Если бы в свое время вы пригласили к своим детям доброго воспитателя, который учил бы их Закону Божьему! Вы бы имели сейчас детей, а не попугаев и обезьян. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Иеромонах Серафим (Роуз) Мы часто впадаем в характерное заблуждение. Нам кажется: вот если бы мне куда-нибудь уехать, переменить обстановку — тогда у меня всё наладилось бы, — но смысла в этом, как правило, никакого. Начинать надо прямо здесь, прямо сейчас. Чем это труднее, тем лучше: преодоление трудностей, борьба за веру — этого нам как раз больше всего не хватает. Евдокия Варакина Преподобный Сергий был одним из первых святых, которых я полюбила в период воцерковления. Прочитала его житие, купила нательный образок и стала его носить. Даже, помнится, молилась ему, чтобы он стал моим небесным покровителем. Потом эта горячая привязанность как-то отошла, в мою жизнь вошли другие святые, но образок я по-прежнему носила. Северная Греция, остров Лемнос. Безлесые, покрытые колючим бурьяном холмы. Овцы, издали не отличимые от бурьяна. Ни жилья, ни людей на километры и пустынное, редко где расцвеченное рыбачьей лодкой Эгейское море вокруг. Пейзаж, уныло депрессивный – даже на туристический взгляд. Однако именно на этих холмах, в армейских палатках, на голой земле в 1920-1921 годах выживали более 30 000 наших соотечественников. Первые пять тысяч – женщины, дети, старики, больные и раненые, в основном родственники белых офицеров, оставшихся воевать в Крыму, – прибыли на Лемнос весной 1920-го. А к концу того же года сюда были переброшены части Кубанского и Донского казачьих корпусов. English Edition [News] The Orthodox Christian Soyuz TV channel has started broadcasting in Europe, the Middle East, North Africa, and North America. [News] St. Katherine College, the first independent Orthodox Christian College in the United States, announced recently that it would begin accepting student enrollment applications for classes that will begin in the fall 2011. Новости 22 октября 2010 г.

http://pravoslavie.ru/archive/101022

– И мне сказал бы? Фотий молчал. – Ну, ничего, говорите, говорите, я слушаю, – усмехнулся государь едва уловимой, брезгливой усмешкой. – Что делать мне дано было свыше, яко послал меня Бог возвестить правду царю моему, то я и сделал, – уже смелее взглянул на него Фотий. – Видя, что вся святыня испровергается, едина злоба возвещается, ужели я молчать должен, поверив, что все сие зло ты, царь, сотворил, чему верит Голицын, да и меня хотел научить веровать? Святитель Николай Чудотворец на Вселенском соборе заушил нечестивого Ария… Подал государю выдранный из жития листок – рассказ о том, как отцы Никейского собора за пощечину Арию присудили св. Николая архиерейского сана лишить. – Вот видите, что со святителем Николаем сделали, – произнес государь, не дочитав листка. – Неправильно сделали. – Как неправильно? – Чти до конца: отцы осудили угодника Божьего, Господь же, явившись Сам, подал ему св. Евангелие, а Матерь Божья – омофор, во знамение, что свыше сила небесная защитить его имеет всегда… Долго еще говорил Фотий, постепенно возвышая голос, и, наконец, так же как в первое свидание, закричал, завопил, занеистовствовал, начал вытаскивать бесчисленные листки из-за рукавов, из-за голенищ, из-за пазухи – весь был обложен ими, как воин доспехами. Государь слушал молча, со скукою. Доставая один из листков, Фотий распахнул рясу; хотел закрыть, но государь не дал ему, наклонился, раздвинул складки и увидел под железными веригами, на голой груди его, страшную, железом натертую, до костей зияющую рану. – Что дивишься, царь? – воскликнул Фотий: – Гляди, когда хочешь, и знай, что, себя не жалеючи, никого не пожалею ради Господа! Государь отвернулся; лицо его болезненно сморщилось. Жалко было Фотия, но и себя жалко; жалко и стыдно. Вспомнил, как в первое свиданье поклонился ему в ноги, готов был видеть в нем своего избавителя, посланника Божьего. Не то одержимый, не то помешанный, – вот за кого ухватился, как утопающий. Быть смешным боялся больше всего на свете, а с Фотием был смешон; этого никому никогда не прощал, – не простил и ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

И Бог всё расположил: всё мерой, числом и весом, и исчислены и дни наши – всё исчислено у Бога, и всем Он имена нарицает и знает по количеству. Но всё-таки здесь также нельзя перегибать палку, зацикливаться на числах и впадать вот в эту кабалистику – такое тайное учение числовое, где всё построено на магическом отношении к числам – это перегиб, это издержки, и мы не должны в ту степь заходить. Хотя приблизительно должны знать, что смволически обозначает единица, два, три. Вот смотрите, дикирий и трикирий в руках архиерея. Чем трикирий неверен сейчас? Потому что три свечи. Так они отдельно соединяются. А древний трикирий – идут три свечи вначале и соединяются в одну. Потому что οσα природа, у них должна быть одна – у лиц Святой Троицы. А здесь три свечи раздельно связаны. Ну вот, также не соответствует знак идее, но – привыкли, ничего такого. Вот теперь сулок, это плат такой на жезле архиерейском. Это что такое? Это в древности платок, который брал человек в руки, дабы не прикасаться к священному предмету голой рукой. А сейчас этот отглаженный прекрасный сулок он в руки боится взять, чтобы не помять, а берётся за жезл, в то время как за жезл-то браться-то и нельзя – вот через сулок надо брать. Теперь, значит, вот ещё что. Ну, дикирий – две свечи указывают на две природы во Христе, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно пребывающие, и Он – Богочеловек. Вот это такое дело. Держит жезл, жезл завершается крестом, а на него – с обеих сторон два грифона с раскрытыми пастями. Это внешние и внутренние враги Церкви. Она, Церковь , всё время воинствующая. Это, если угодно, и виноградник (см. Лк. 20:9 ), и овчарня (см. Ин. 10:1 ), вокруг которой лев ходит и ищет, кто бы вышел из этой овчарни, чтобы его схватить и поглотить (см. 1Пет. 5:8 ). Поэтому овчарня. Христос называет Себя Добрым Пастырем. Он знает Своих (см. Ин. 10:14 ). А вот здесь виноградник. Исаия говорит: У моего возлюбленного на горе был виноградник, который он обнёс и оградой, и выкопал точило, и построил сторожевую башню, и насадил отборные сорта винограда (см. Ис. 5:1–7 ), – и вдруг при таком-то уходе этот виноградник дал дикие грозди. Как могло получиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

д. Московский протоиерей отец Иоанн Крылов, сидя в тюрьме, подготовил к крещению одного татарина. Откладывать таинство он не считал возможным. И вот когда они были в очередной бане, он крестил его под душем, будучи сам, конечно, так же наг, как и крещаемый. И повторилось Писание: «И сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его» ( Деян. 8 ). Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы. На нем была не громоздкая и нелепая шуба, а теплый меховой подрясник, твердо опоясанный ремешком, как древний кафтан, высокая меховая шапка и шарф, закрученный поверху, с концами за пазухой, как это делали когда-то московские извозчики. Это был Илья Муромец, принявший под старость священство. В той камере нас застало Рождество 1922 года, и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером, неожиданно оказавшимся хорошим церковным певцом. Мы стояли перед голой стеной, и облачения уже, конечно, не было – ведь мы были на этапе, – но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период – самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита унывать было совершенно невозможно. На худой конец, он и в шахматы заставит играть, чтобы не падать духом. Помню, он играет с певчим эсером, и тот. переставляя фигуру, с некоторым ехидством ему говорит: «Известно, что восточные патриархи курят. А вы, владыко, курите?» «Мало ли что еще делают восточные патриархи», – с горечью отвечает митрополит. В нем совсем не было иерархической елейности. Помню его, принимающего меня на исповеди у себя в комнате, в зырянской ссылке. Епитрахиль на серебристой волне волос, опускающихся на плечи, на руке синие нитяные, затертые от молитвы четки, низкий голос говорит: «Мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/v...

Иез.24:8 .  Чтобы воз­будить гнев для соверше­ния мще­ния, Я оставил кровь его на голой скале, чтобы она не скрылась. Дополнение к Иез.22.2 и усиление тамошней мысли. Пророк с богосообщенной остротой духовного зрения проникает в таинственную сущность кровопролития, как греха. Хотя место можно объяснить и так, что кровь проливалась иерусалимлянами слишком уже явно, нагло и беззастенчиво без столь естественной в таком темном деле скрытности, которая могла бы если не скрыть, то отчасти покрыть грех пред очами Господа, но прямая мысль места, хотя совершенно необъяснимая и непостижимая для нас та, что земля, всасывая проливаемую кровь, некоторым образом покрывает преступление; ср. пролитие крови на землю при жертвоприношении и Втор 12.16 ; Лев. 17.13 . – У LXX и в 7 ст. 1 л.: не «он», а «Я», т. е. Бог. В словах «на голой скале» видят пророчество о Голгофе. Иез.24:9 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: горе городу кровей! и Я раз­ложу большой костер. Доказав, что осада Навуходоносора не может быть снята, как думали в Иерусалиме (ст. 6–8), пророк возвращается к прерванному сравнению города с котлом и развивает его далее. Огонь под котлом должен быть очень большой: осада сильная и упрямая. Иез.24:10 .  Прибавь дров, раз­веди огонь, вывари мясо; пусть все сгустит­ся, и кости пере­горят. «Вывари мясо». Слав. ближе к контексту: «да истают мяса»: чтобы мясо превратилось в жидкость. «Пусть все сгустится» – предположительный и один из нескольких возможных переводов темного еврейского речения, которое ближе к контексту переводится в слав.: «да... оскудеет юха», т. е. а жидкость пусть испарится вся. «И кости перегорят», слав. сильнее: «и кости истают». Население Иерусалима должно все погибнуть в огне осады. Повеление варить мясо в котле противоречит повелению 6. ст. выбросить оттуда мясо; но пророк, поглощенный мыслью, никогда не развивает последовательно и строго начатого сравнения; мысль же здесь и там одна: уничтожение нечестивого населения Иерусалима. Иез.24:11 .  И когда котел будет пуст, по­ставь его на уголья, чтобы он раз­горел­ся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рыбаки новой деревни на древнем острове буквально расстилают свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины, образующей с обеих сторон место для расстилания сетей среди моря. Идя вдоль берега, бывшего некогда берегом острова, писатель, достигнув до юго-западной оконечности плотины, приблизился к пяти или шести рыбакам, сидевшим на каких-то колоннах, лежавших на краю плотины среди моря, со своими в недальнем расстоянии растянутыми на песке сетями. По возвращении нашем, некоторых из них там уже не было, но сети были еще на тех же местах. Самый город, который был брошен в море, а теперь погребен в воде, и который послужил исполнению намерения завоевателя, при переправе его к Тиру, бывшему прежде островом, сделался местом для расстилания сетей среди моря. Так писано словами Иеговы: «И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и я вымету из него прах, и оставлю его голой скалой. Местом для расстилания сетей будет он среди моря, ибо Я говорю, сказал Господь Иегова» 876 . Писано также о городе Тире на материке, который был, осаждаем Навуходоносором: «И они разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои и камни твои и дерева твои и землю твою бросят в воду. И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен. И сделаю тебя голой скалой: будешь местом для расстилания сетей, не будешь вновь построен, ибо я Иегова говорю, сказал Господь Иегова 877 . И в сетовании своем подняли плачевную песнь о тебе, и так поют о тебе: кто подобен был Тиру, покоившемуся среди моря?» И действительно, судьбу древнего Тира ни с чем нельзя сравнить, ничему нельзя уподобить. Тир на острове, хотя и лишился своих прежних обитателей, однако ж, вскоре был восстановлен как город, и снова завладел почти всей прежней торговлей. Он был многолюден и цветущ в начале христианской эры. Он заключал в себе много учеников Иисуса в дни апостолов. Красивый собор и много церквей было здесь построено впоследствии. Он был епархией первого епископа при патриархе иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

19; 17–21). Эти слова Господа повлекли за собой многих, и, по слову преподобного аввы Дорофея, « ...они (т. е. боголюбивые люди) поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действования, – словом, монашеское житие – и начали убегать от мира и жить в пустынях, подвизаясь в постах, бдениях, спали на голой земле и терпели другое злострадание ... одним словом, распяли себя миру. И не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары» . Вот это распинание себя миру и есть монашество, в котором наиполнейшим образом сохранилась аскетическая сущность христианской религии . Мир всегда, в большей или меньшей степени, исходя от внутреннего состояния людей, предлагает иные ценности и взгляды, иную мудрость, чем мудрость и образ заповедей Христа. И какова же эта мудрость мира сего? По словам св. апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией [т. е. во Христе], то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (Кор. 1; 20–24). Ибо всегда для мира и мирского образа мышления монашество есть безумие, и идущим по монашескому пути надо «перехитрить» и мир, и ветхого человека, и диавола. Митрополит Иерофей (Влахос) приводит слова прп. Никодима Святогорца: «Необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, разыграть и обмануть мысленного диавола, всячески стремящегося помешать нам восходить (посредством добродетелей) по пути спасения в страну, имя которой – Рай», – и добавляет, что «для достижения этой цели требуется непрестанное участие в Таинствах Церкви и личная аскеза. Живущие аскетической жизнью сподобляются и воссоединяются со Христом в Таинствах» . В энциклопедическом словаре «Христианство» пояснено следующее: исихасты (от греческого ησυχια – покой, безмолвие, отрешенность) – молчальники, безмолвники.

http://pravoslavie.ru/68046.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010