Выборы Кипрского архиеп. Хрисанфа (1767-1810; Пафосский митрополит в 1762-1767) проводились митрополитами и представителями духовенства без участия мирян. Этот деятельный иерарх разумно распоряжался церковной собственностью и покровительствовал просвещению, несмотря на свое посредственное образование. На деньги архиепископа и свт. Панарета , митр. Пафосского, в Венеции были напечатаны сочинение митр. Феофила (Коридалевса), посвященное «Физике» Аристотеля (1779), «Хронологическая история острова Кипр» архим. Киприана (1788) и службы нек-рым Кипрским святым. Хрисанф выделил помещение для школы «Дворец премудрости» в здании Архиепископии, а в 1808 г. мон. Иоанникий предоставил свой дом рядом с архиепископской резиденцией для нового «Эллиномусиона», действовавшего под покровительством Хрисанфа и вел. драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса. В 1772 г. архиеп. Хрисанф и др. кипрские архиереи обратились к Высокой Порте с письменной жалобой на злоупотребления откупщиков налогов. Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Ставший в 1775 г. мухассылом Хаджи Баки (аль-Хак Абдюльбаки-ага) увеличил налогообложение, поэтому 22 авг. 1783 г. архиеп. Хрисанф с митрополитами Панаретом Пафосским, Мелетием Китийским, Софронием Киринийским и игуменом Киккского мон-ря Мелетием отправились с жалобой на него в К-поль. Однако Хаджи Баки, до того как они достигли столицы, добился султанского указа об их аресте и ссылке на Афон. Узнав об этом во время остановки на Хиосе, кипрские архиереи изменили маршрут и, приплыв в Смирну, попросили убежища в европейских консульствах. Архиепископскую кафедру занял Иоанникий, игум. Махерасского мон-ря, Пафосскую - Иоаким, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы, Китийскую - эконом ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Киринийскую - экзарх Киринийский Иоанникий, все они получили от османских властей соответствующие бераты. Под давлением великого везира К-польский патриарх Гавриил IV обратился с просьбой к Антиохийскому патриарху Даниилу послать на Кипр архиереев для хиротонии новых кипрских иерархов. Однако патриарх Даниил, понимая неканоничность этого действия, ответил отказом. Из письма Гавриила IV мы узнаем, что по местной традиции архиерейские выборы осуществлялись духовенством и мирянами, а затем выдвинутая кандидатура утверждалась или отвергалась властями ( Χριστοδολου Ν. Τ ρχιεπισκοπικ ζτημα τς Κπρου κατ τ τη 1900-1910. Λευκωσα, 1999. Σ. 31). Вел. везир, узнав о злоупотреблениях Хаджи Баки, вызвал его в К-поль для расследования, а кипрские архиереи были реабилитированы (июль 1784). Архиеп. Хрисанф построил и отремонтировал множество храмов: только в описи недвижимого имущества Архиепископии за 1768-1795 гг. перечислена 81 церковь, т. е. 1/6 всех храмов острова ( Θιλππου. 1975. Σ. 128-130).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Св. Симеон Фессалоникийский об исламе Краткая биография Св. Симеон родился и вырос в Константинополе в конце XIV в. Принял постриг, был близок ко двору патриарха и хорошо знаком со свв. Каллистом и Игнатием Ксанфопулами. Между маем 1416 г. и апрелем 1417 г. святой принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Фессалоникийскую митрополию. В июне 1422 г. он отправился в Константинополь, а по пути обратно посетил св. гору Афон. Задержка была связана с политической ситуацией в Фессалониках: возникло напряженное противостояние между теми, кто готов был перейти под власть турок, и теми, кто предпочитал прибегнуть к защите и покровительству венецианцев. Наконец он вернулся и в 1423 г. город перешел под покровительство Венеции, которое допускало соблюдение церковной независимости православной паствы от посягательств Рима. Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 г., когда город был осажден, а в марте 1430 г. Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок. Противомусульманские творения Среди богатого творческого наследия св. Симеона имеется несколько сочинений, направленных против ислама. Прежде всего это 4 глава из сочинения " Против всех ересей " , озаглавленная " Против язычников, или магометан " . Она посвящена вероучению мусульман и их образу жизни, но св. Симеон почти ничего не говорит о ритуале и истории возникновения ислама. Более пространным сочинением на ту же тему является недавно изданное " Послание в поддержку благочестия, против Агарян " . Послание адресовано христианскому населению Анатолии, Кесарии, Анкиры и Гангр, - греческих городов, недавно попавших под власть мусульман. Цель послания - укрепить в вере православных, оказавшихся под игом турок. Наконец, третье сочинение, касающееся частично отношения к мусульманам - неизданное " Наставление в равной степени о стоящих за Христа и отечество и порицание против думающих о нечестивых " . В этом обращении к Фессалоникийской пастве и " ко всем христианам " , св. Симеон уговаривает их противостоять до смерти туркам, говоря, что они есть орудия диавола. Всякий намеревающийся или пытающийся передать город туркам с силою предан будет анафеме .

http://pravoslavie.ru/1458.html

Крещение, 10. Сретение, 11. Рождество Христово, 12. Благовещение. Над каждым изображением выткано название праздника Персидским, а внизу Греческим языками. По концам омофора, червлеными буквами на Грузинском языке, исткана следующая, по Русскому переводу, строчная надпись, на 1. конце: «Святейшие и блаженнейшие Патриархи града Москва и всего Севера, помяните нас грешных, принесших храму святой Богородицы омофор сей 1611 года». На 2 конце: «Богородице, Дево Мария, не одной Москвы и всего Севера, но и всего мира, Покровительнице, покланяющимися Богу Сыну твоему величаемая, спаси нас в день страшного суда рабов твоих, Царя Арчила, Царицу Катавану и детей наших». Когда и по какому случаю, омофор сей принесен в Киев, неизвестно, а вероятно, Патриархом пожалован Митрополиту Гедеону. Достоин еще замечания саккос сделанный Преосвященным Митрополитом Самуилом из драгоценной мантии с одной в Венеции Богородичной статуи. Мантию сию во время Французской революции купил там один Русский путешественник и подарил Преосвященному в бытность его еще в Ростове. Она вся тканая по серебряному полю золотыми и разных шелков цветами, между коими в клеймах разные символические изображения, тканые также шелками и прообразующие Божию Матерь, с вензелевыми на некоторых именами ее. Сверх сего в 1822, 1823 и 1824 годах сделано несколько Архиерейских облачений и Напрестольных покровов полиставрийных, т. е. крестообразного вида, и одно бархатное с золотым шитьем дубовыми ветвями по краям, устроенное иждивением Статской советницы Дарьи Николаевны Лопухиной; и еще в 1824 году такого же шитья сделаны бархатные Напрестольные и Жертвенные одежды в теплый Собор. Киево-Софийский Собор богат также напрестольными и священнослужительскими облачениями. Между ими замечательна великолепная и драгоценная Плащаница, сделанная Митрополитом Варлаамом Ясинским; пять священническихъ полных облачений и три Диаконских, Полица и Набедренник, три Воздуха, Одежды Напрестольные, Жертвенничные и Аналойные, пожалованные Императрицей Екатериной II 1788 года марта 21; а в бытность самой ее в Киеве, 1787 марта 28, на вечерни в день святой Пасхи, того же года, пожаловала она драгоценный покров на Мощи священномученика Макария Митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1702 году просили: Успенский монастырь на острове Халки через Архимандрита Ефрема, на выкуп заложенных церковных сосудов 195 , и Заздринский Михайло–Архангельский монастырь в Далмации через игумена Герасима, на церковное строение 196 . В 1703 году с Архимандритом Иоасафом просил милостыни Успенский в Погонианской епархии монастырь 197 и жаловался на свою скудость бывший солунский Митрополит Мефодий 198 . В 1704 году присылали с просьбами о милостыне по прежде данным грамотам: Погонианский Троицкий монастырь – Архимандрита Анфима 199 и Петропавловский монастырь Погонианской епархии – Архимандрита Моисея , от имени Архиепископа Евфимия 200 ; Иоанно–Богословский монастырь на острове Патмосе благодарил за присылку икон и милостыни и просил еще добавить последней на выкуп заложенных церковных сосудов 201 ; а халкидонский Митрополит Константин просил дать посланному им его референдарию Дмитрию Николаеву, вместо милостыни, икон на сумму ее стоимости 202 . В 1705 году «славяносербский Патриарх» Арсений прислал к боярину Федору Головину грамоту об исходатайствовании у Петра заступничества за православную церковь в Венеции, страдающую от нападок римской церкви 203 . В 1706 году прислал Петру с иеромонахом Леонтием грамоту Антиохийский Патриарх Афанасий с благодарностью за полученную уже милостыню и с просьбою оказать пособие в предпринимаемом Патриархом печатании духовных книг на арабском языке для бедных арабов 204 . В 1715 году приезжавший в Россию черногорский Митрополит Даниил получил Архиерейское облачение, церковные сосуды, десять тысяч рублей деньгами и дозволение присылать в Россию из своего цетинского рождество–богородичного монастыря через два года на третий за новою милостыней двух или трех монахов с двумя или тремя бельцами, причем обещано каждый раз выдавать посланным по пятисот рублей из казны 205 . В 1717 году выехал в Россию романский и галацкий Митрополит Пахомий, бежавший от мести турок за то, что при Прутском походе встретил царя «с подобающим поклонением»; был принят в России и проживал то в Киеве, то в Москве 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  Православные праздники 10 октября — Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Евангелие от Марка. 1. Начало служения (Мк 1-2) Венецианский лев Республика Святого Марка Апостолы Апостолы  Апостол от 70-ти евангелист Марк был учеником апостола Петра. В ночь Крестных страданий следовал за Христом. Написал Евангелие для уверовавших язычников, был первым епископом в Александрии, положил начало египетскому христианству, умер мученической смертью от язычников. В 820 г. мощи апостола Марка были перенесены в Венецию и находятся в Соборе Святого Марка, апостол Марк считается небесным покровителем Венеции. — Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). О жизни и подвиге священномученика Петра, митрополита Крутицкого Митрополит Петр (Полянский): Неофициальный патриарх Священномученик Петр, митрополит Крутицкий был ближайшим помощником патриарха Тихона, после его смерти стал патриаршим местоблюстителем, помогал заключенным священникам, выступал против обновленческого раскола, за отказ превращать Православную Церковь в марионеточный орган революции в 1925 г. был арестован, содержался в крайне тяжелых условиях заключения, 2 октября 1937 г. был расстрелян. Архиерейским Собором 1997 г. прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.   Православные праздники 11 октября — Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). КАКИЕ БЫВАЮТ СВЯТЫЕ Преподобный Харитон Исповедник - аскет и проповедник, основатель палестинского монашества, один из родоначальников Иерусалимского Устава, на местах его отшельничества основаны Фаранская и Суккийская лавры и Монастырь Искушения.   — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские: святые родители святого Преподобный Сергий Радонежский Преподобные Кирилл и Мария Радонежские были ростовскими боярами.  В 1328 г семейство, спасаясь от набегов татар, переселилось в Московское княжество, в город Радонеж. Вели праведную жизнь, строго соблюдали церковный устав, помогали страждущим, в старости приняли иночество. Кирилл и Мария воспитали детей в духе праведного христианства и перед смертью дали благословение своему сыну Варфоломею (преподобному Сергию Радонежскому) на иноческий подвиг.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Над каждым изображением выткано название праздника персидским, а внизу греческим языком. По концам омофора червлеными буквами на грузинском языке исткана следующая, по русскому переводу, строчная надпись, на 1 конце: «Святейшие и блаженнейшие Патриархи града Москвы и всего Севера, помяните нас грешных, принесших храму святыя Богородицы омофор сей 1611 года.» На 2 конце: «Богородице Дево Марие, вне одной Москвы и всего Севсра, но и всего мира Покровительнице, покланяющимися Богу Сыну твоему величаемая, спаси нас в день страшного суда рабов твоих царя Арчила, царицу Катавану и детей наших.» Когда и по какому случаю омофор сей принесен в Киев, неизвестно, а вероятно патриархом пожалован он митрополиту Гедеону. 7) Достоин еще замечания саккос, сделанный Преосвященным митрополитом Самуилом из драгоценной мантии с одной в Венеции Богородичной статуи. Мантию сию во время французской революции купил там один русский путешественник и подарил Преосвященному в бытность его еще в Ростове. Она вся ткана по серебряному полю золотыми и разных шелков цветами, между коими в клеймах разные символические изображения, тканые также шелками и прообразующие Божию Матерь, с вензловыми на некоторых именами Ее. Сверх сего в 1822, 1823 и 1824 г. сделано несколько архиерейских облачений полиставртийных, то есть крестообразного вида, и одно полное бархатное с золотым шитьем дубовыми ветвями по краям, устроенное иждивением Статской Советницы Дарьи Николаевны Лопухиной. Киево-Софийский Собор богат также напрестольными и священнослужительскими облачениями. Между ними замечательна великолепная и драгоценная плащаница, сделанная митрополитом Варлаамом Ясинским, пять священнических полных облачений и три диаконских, палица и набедренник, три воздуха, одежды напрестольная, жертвенничная и аналойная, пожалованные императрицей Екатериной II 1788 г. марта 21: а в бытность самой ее в Киеве 1787 марта 28 на вечерни в день святой Пасхи того же года пожаловала она драгоценный покров на мощи святителя Макария, митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Состоялось первое заседание Объединенного докторского диссертационного совета 5 июня 2019 г. 11:55 4 июня 2019 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви прошло первое заседание Объединенного докторского диссертационного совета Московской , Санкт-Петербургской и Минской духовных академий. В заседании, которое возглавил председатель совета, ректор Минской духовной академии профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов) , приняли участие председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов и проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов. Присутствовали 24 члена совета. Архимандрит Сергий поздравил члена совета, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима с очередной годовщиной архиерейской хиротонии. Затем с приветственным словом выступил протоиерей Максим Козлов. Председатель совета рассказал об особенностях создания и организации деятельности Объединенного докторского диссертационного совета. 23 января с.г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание Объединенного докторского диссертационного совета на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий и утвердил его состав. В настоящее время в совет входят 30 членов из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Казани, Самары, Пензы, Коломны, Венеции (Италия), а также секретарь. 18 марта Святейший Патриарх утвердил Положение о Объединенном докторском диссертационном совете Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий, а 4 апреля — состав руководства Совета. Председателем совета был назначен ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов), заместителем председателя — доктор культурологии Д.В. Макаров, секретарем — доцент МДА П.К. Доброцветов. Объединенный докторский диссертационный совет является вторым по времени создания докторским советом в Русской Православной Церкви после Общецерковного докторского диссертационного совета, который был утвержден в 2011 году решением Святейшего Патриарха как общий совет для всех научно-академических учреждений Русской Православной Церкви. Общецерковный совет действует на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

http://patriarchia.ru/db/text/5449310.ht...

На нас, зарубежниках, лежит долг перед Православной Русью, – по принуждению умолкнувшей, – отражать это нападение на истинную Церковь . Величайшая ответственность падет на тех русских людей, которые продолжают поддерживать угодного нынешней Москве митрополита Евлогия. Они помогают темной силе играть именами отколовшихся от Архиерейского Собора иерархов, которых масоны, – основываясь на признании их паствой, – выдают за представителей Русской Церкви. Не простит евлогианам этого соучастия в заговоре Россия, страждущая за чистоту Православия. «Мусия» – ее судьбы в России 57 Мозаика, в широком значении слова, – рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены с помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. Бывает она из разных веществ. В более тесном смысле так называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (так называемая смальта). Употреблялась мозаика в глубокой древности; указания на нее можно встретить в Библии . С Востока мозаичное искусство перешло в Грецию, оттуда к римлянам. Особый расцвет она получила в Восточно-Римской империи, где не скупились пользоваться золотом и серебром, в особенности первым. В Италии мозаичные произведения постепенно ухудшались, но с XI-XII вв. начали улучшаться под византийским влиянием. С конца XIV в. в Италии мозаика почти прекращается, за исключением Венеции, и заменяется фресковою живописью, превращаясь вместе с тем в копировку произведений кисти. В XVI и XVII вв. мозаикой украшался новый собор Святого Апостола Петра в Риме. Создалось папское мозаичное заведение, мастера которого проявляли большое искусство, передавая с особенной точностью оригиналы и применяя огромное число цветов и оттенков смальтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году схиархимандрит Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца. В монастыре есть икона свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в обитель была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги. В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в монастырь была торжественно принесена еще одна икона святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию. Летом 2014 года в обитель был привезен ковчег с частицей мощей свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.

http://drevo-info.ru/articles/13680593.h...

Хорошо видно, что именно духовенство Греции активно подготавливало освобождение родины, возлагая свои надежды на единоверную Россию. Грамоты, хранящиеся в архиве, отражают еще одну сторону русско-греческих отношений — в них содержатся свидетельства о распространении просветительства при участии греков. В 80-е годы XVII столетия в Москву прибывают братья иеромонахи Лихуды — уроженцы Венеции. Один из них — Иоаникий Лихуд стал основателем Славяно-греко-латинской Академии в Москве 18 . В грамоте Иерусалимского патриарха Досифея также упоминается об открытии в Москве “Еллино-Греческой школы для пользы Церковной” (то есть с той же целью, с которой открывались подобные школы в самой Греции) 19 . Уже упоминавшийся ранее митрополит Паисий занимается в Киеве ничем иным как “упражнением в чтении и сочинении богословских вещей”, сетует, что еще не получил доступа в академическую библиотеку 20 . Ряд грамот отражают историю поездки Арсения Суханова за рукописями на Афон в 1654 году. Для проведения реформы богослужебных книг им было собрано в библиотеках Святой Горы около 500 кодексов. Так, в 1655 году царю Алексею Михайловичу адресована грамота Афонского Павловского монастыря от настоятеля и братии, коею благодарят за полученную ими государеву милостыню, просят за взятые у них старцем Арсением Сухановым славянские книги еще пожаловать милостыню 21 . Следующий, XVIII век стал новым этапом в развитии русско-греческих связей. Ознаменовался он большой эмиграционной волной греков в Россию. Именно в это время приезжают в Россию и известные греческие просветители — “керкирские мудрецы” 22 , как уважительно называли их современники: Никифор Феотокис и Евгений Вулгарис. До конца своей жизни они оставались в России. Приняв архиерейский сан и заняв на определенное время епископские кафедры в местах, где проживала греческая диаспора, они возлагали надежды на единоверную Россию в деле освобождения своей родины. Богатым источником для исследования русско-греческих отношений в XVIII веке является коллекция документов АВПРИ, которые позволяют выявить основные направления и задачи данных связей.

http://pravmir.ru/rossiya-i-grecheskaya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010