Вриенний напечатал также ответ на энциклику папы римского Льва ΧΙII, опубликованную по поводу чествования памяти славянских первоучителей Кирилла и Мефодия в 1885 году. Афонский монах Агапий, родом с острова Крита, напечатал очень много богословских сочинений. Из них известны: Καλοκαιριν, где помещены жития 23-х святых и сказания о ризе и поясе Богородицы и о нерукотворном образе Спаса; книга издана в Венеции в 1801 году. В 1803 году он издал в Венеции Κυριακοδρöμιον, т. е. поучения и беседы на воскресные дни всего года, избранные из слов разных учителей, с изъяснением одиннадцати утренних воскресных евангелий, составленным св. Григорием, епископом тавроменийским. В 1805 году Агапий издал «Еклогий», т. е. выбор наилучших житий святых из Четьих Миней Симеона Метафраста , в переводе на новогреческий язык, а в следующем году напечатал в Венеции Νος Παρδεισος, где также поместил в новогреческом переводе некоторые жития святых Симеона Метафраста . Агапию принадлежат и некоторые другие труды в указанном роде. Но больше его потрудился на литературном поприще святогорец Никодим. Он родился на острове Наксосе, учился в Смирне и в 1775 году постригся в монахи в Дионисиатской обители на Афоне, где и провёл всю свою жизнь, подвизаясь в различных кельях. Все свои силы агиорит Никодим посвятил иноческим подвигам и науке. Это был идеальный монах и замечательный учёный. Он обладал такой обширной и твёрдой памятью, что знал наизусть все главы, стихи и страницы Священного Писания и весьма многие изречения святых отцов. Он скончался в 1809 году, оставив после себя громадное литературное наследие. Из его произведений последних лет известны следующие: 1) Γμνασματα πνευματικ (издано в Венеции в 1800 году), содержащее в себе ряд наставлений о духовных упражнениях и подвигах. 2) Πδαλιον или Кормчая книга, напечатанная в Лейпциге в 1800 году. Эта Кормчая составлена Никодимом совместно с монахом Агапием на основании древних афонских рукописей, содержащих правила св. апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов, с толкованиями Зонары, Вальсамона, Аристина и других канонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

- Нам с нашей сегодняшней психологией это трудно понять, но тогда существовала своего рода мода на собирание святынь: собирая мощи, ты умножал покровителей своего города. И, конечно, не без Промысла Божия все это происходило! Потому что после опустошений, произведенных турками в Малой Азии и Египте, мощи вряд ли могли там сохраниться. Но даже если бы и сохранились, то могли бы мы сейчас там служить или нет, вопрос! А в Италии мы служим и литургии, и молебны в храмах апостола Петра в Риме, апостола Марка в Венеции, святителя Николая в Бари и на острове Лидо. - Однако еще киевский монах Василий (Григорович-Барский), побывавший в Венеции в 1725 году, записал в дневнике: «В Венеции многие церкви имут части святых мощей, греческих и римских. И не показуют никому же». С этой особенностью западного отношения к реликвии сталкивается каждый путешественник по Италии. Если в восточнохристианской традиции принято выставлять святыню для поклонения, то на Западе ее зачастую прячут. Почему? - На мой взгляд, западная традиция такого отношения к святыням берет начало со времен интерпретации деяний VII Вселенского Собора Каролингами (в первую очередь Карлом Великим) в духе умеренного иконоборчества и рационального усвоения святым иконам и мощам роли педагогической, роли Евангелия для неграмотных. - Зачем же тогда было вывозить эти святыни с христианского Востока? - Дело в том, что первое время на Западе мощи почитали так же, как и на Востоке. Более того, после Тридентского Собора в XVI веке святыня чуть не сделалась фетишем. Но в конце концов возобладало отношение, основанное на западном богословии блаженного Августина и каролингской интерпретации VII Вселенского Собора. Сокрушительный удар по почитанию мощей на Западе в XX столетии нанес II Ватиканский Собор. - А когда русские паломники стали приезжать к святыням Италии? - С XI века, когда в Бари перенесли мощи святителя Николая, известно о паломничестве наших соотечественников к ним. - Отец Алексий, вы возглавляете русский приход в Венеции. Русских ведь всегда было много в Италии?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

– Звонок из Москвы. – Я часто бываю в Италии и, в частности, в Венеции посещаю христианские святыни, но первый раз слышу о приходе. Где он находится? Где взять книгу, которую Вы показывали? – Венеция – небольшой город (это, кстати, его преимущество), как ларчик. В Риме приходится на туристическом автобусе переезжать от святыни к святыне, а здесь два шага – святыня... Приходу в следующем году 10 лет. Мы почти все эти годы находимся в одном храме неподалеку от железнодорожного вокзала и автовокзала Венеции, рядом с музеем истории. Я отошлю вас к нашему сайту venecia.pravoslavie.info. Храм у нас очень древний, посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи. Первое упоминание об этой церкви восходит к 1007 году, то есть ей больше 1000 лет. Католическая Церковь дала нам ее на правах временного богослужения, поэтому мы там совершаем богослужения временно, и надеемся, что если будет долгосрочная аренда, то сможем объявлять уже долгосрочные программы, в том числе и реставрацию. Открываем ее по понедельникам, вторникам и четвергам. Все это есть на нашем сайте. Относительно книги «Православные святыни Венеции» и диска – они есть у нас в храме, но тем, кто будет в Венеции очень недолго, надо иметь в виду, что они есть в соборе Святого Марка. Туда ведут любого туриста. Только общение с Богом укрепляет веру – Звонок из Каменска-Уральского. – Батюшка, мне 11 лет. Как укрепить мою веру? – Вера не постоянная величина – это состояние человека, не говорю «души». Поэтому мы ни одного человека не провозглашаем при жизни святым. Каждому человеку Господь может попустить преткнуться. Укрепление веры – это в первую очередь духовное молитвенное общение с Богом, неразрывный диалог, в котором нас Господь постоянно укрепляет и подает нам невидимо руку. Если мы крепко сжимаем ее, то пусть ноги наши не идут, все равно Господь нас тянет. Есть такие слова: если ты можешь – беги к Господу, если не в состоянии бежать, то иди хотя бы, если не в состоянии идти – то ползи, если ты не в состоянии даже ползти, то лежи, но только повернись в сторону Господа. То есть вектор твоего развития должен быть в сторону Господа. А сил, по немощи нашей, конечно, может не хватать.

http://pravoslavie.ru/55783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН III (Ок. 1520, К-поль - 9.08.1580, там же), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580). Имя в миру - Михаил. Отец М. был болгарином, занимался продажей черепицы. М. в ранней молодости отправился на Афон, принял постриг в Великой Лавре, там же был рукоположен во иерея и отправлен в К-поль для сбора финансовой помощи мон-рю. Там он стал настоятелем ц. св. Параскевы в квартале Хаскёй. Патриарх Дионисий II Галатянин (1546-1556) поставил М. митрополитом Кесарии Каппадокийской (дата поставления неизвестна, 1-е упоминание в этом сане относится к июню 1546). В качестве патриаршего экзарха М. отправился в Рим и Венецию. Важнейший источник сведений о миссии М.- неизданная редакция Хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского (ркп. Ann Arbor. N 215), к-рая содержит отсутствующий в более распространенной редакции, опубликованной в Венеции в 1631 г., рассказ о путешествии М. в Италию и его последствиях. Если в целом Хроника Псевдо-Дорофея носит неблагожелательный характер по отношению к М. и его деятельности в Италии, то в этом рассказе сделана попытка оправдать М. и Дионисия II. Вероятно, он был написан очевидцем событий, одобрявшим их действия ( Ζαχαριδου. 1962). В задачи М. входили разрешение спорных вопросов внутренней жизни греч. общины Венеции и сбор пожертвований в пользу К-польского Патриархата. Переводчиком М. в Италии стал греч. ученый Иоанн Зигомала . От дек. 1546 г. сохранился документ, изданный М. Он предписывал наказание для всякого, кто скрывает имя виновного в краже почитаемой иконы Пресв. Богородицы из ц. св. Георгия в Венеции ( Μανοσακας. 1968. P. 13-16). В 1548-1549 гг. М. прилагал усилия к публикации в Венеции греч. богослужебных и канонических книг ( N sturel, Mure an. 2007. P. 351-352; Κακλαμνης. 1990). Переписка М. с патриархом свидетельствует о том, что все решения, связанные с внутренней жизнью общины, М. принимал исключительно с одобрения Дионисия II ( N sturel, Mure an. 2007. P. 343). Деятельность М. в Италии была успешна: ему удалось завоевать доверие иерархов Римско-католической Церкви и добиться от папы Павла III (1534-1549) пересмотра ранее введенных им мер, ограничивавших права греч. общины (Ibid. 2007. P. 344-345; Τσιρπανλς. 1997. P. 232-236).

http://pravenc.ru/text/2563452.html

Вопрос заключается в выяснении следующей проблемы. Если речь о взаимных обязательствах Венеции по отношению к империи выступает в актах конца XII в., то может ли это рассматриваться как достаточное основание для заключения, что в более ранних грамотах не были точно формулированы эти обязательства. По мнению немецкого ученого Неймана, можно находить указания в грамоте царя Иоанна 1126 г., что привилегии давались за определенные обязательства, которые Венеция принимала на себя по определенному договору, заключенному с Империей ее послами 83 . Принимая во внимание разнообразные и сложные формы, наблюдаемые при заключении договоров между двумя государствами, мы должны допустить, что в истории греко-венецианских отношений мы не имеем в полноте всех актов и что отношения Венеции к империи и обратно не могут быть правильно оценены на основании напечатанных Тафелем и Томасом актов. Чтобы отразить опасность, угрожавшую империи от Роберта Гвискара, Алексей I, в особенности по причине недостатка морских сил, должен был искать союзников. Он послал в Венецию послов с дарами и вызвал ответное посольство, которое с большим успехом использовало, правда, исключительно тревожное состояние империи и правительства. Можно даже думать, что интересы Венеции вполне совпадали с предложениями царя Алексея 84 , ибо появление новой политической силы на романо-славянской стороне Адриатического моря наносило сильный ущерб торговле Венеции. До какой степени Венеция была чутка к вопросу об удержании своего влияния на Далматинском побережье, видно из мер, принятых в 1075 г. дожем Доминико Сельво, когда он, прогнав норманнов из Далмации, принял присягу от главных городов в том, что они никогда не будут ссылаться ни с норманнами, ни с другими врагами республики. Что между далматинцами было тяготение к норманнам, видно из того, что Рагуза в 1081 г. послала на помощь норманнам часть своих кораблей. Отсюда легко понять, что соглашение, о котором предстоит нам говорить, отвечало и византийским, и венецианским интересам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Третьим в этом союзе стал Гильом Виллардуэн из Ахайи, который взял замуж другую дочь Михаила II. Звезда ахейского князя была тогда на восходе: соседнее латинское герцогство Афинское и три властителя Эвбеи признали его своим сувереном. Так явилась сильная коалиция, которая в последний момент грозила уничтожить дело никейской реставрации. Сепаратистские силы западногреческого государства-конкурента и все силы латинян Греции объединились в союзе с сицилийским королем, чтобы начать войну на уничтожение с Никейской империей. Тройственный союз нашел поддержку со стороны растущей сербской державы Уроша I. Его войска заняли в 1258 г. Скопье, Прилеп и Кичево. Борьба против тройственного союза стала для Михаила VIII первым большим испытанием, причем испытанием, в котором на кону стояла судьба Империи и которое он блестяще выдержал. Его брат, севастократор Иоанн Палеолог, повел против войск коалиции сильную армию, в состав которой входили крупные половецкие и сельджукские контингента 1040 . Осенью 1259 г. в Пелагонской долине союзники потерпели сокрушительное поражение 1041 . Четыреста рыцарей, которых прислал король Манфред, остались лежать на поле боя, а Гильом Виллардуэн был взят в плен. Эпирское государство, казалось, было обречено: императорская армия вступила в Арту, и если Эпир все-таки смог вновь воспрянуть после такого удара, то произошло это только благодаря прибывшей с Сицилии помощи. Сербы также очистили занятые ими незадолго перед этим македонские города. Теперь вокруг уже не осталось сухопутной державы, которая смогла бы помешать ходу византийской реставрации. Помех можно было ожидать лишь от венецианской морской республики, которая, собственно, и вызвала к жизни Латинскую империю в Константинополе и была главным бенефициаром создавшегося после 1204 г. положения. Чтобы обезопасить себя с этой стороны, Михаил VIII начал переговоры с генуэзцами – главными соперниками Венеции. 13 марта 1261 г. в Нимфее был подписан достопамятный договор, который заложил основы величия Генуи на Востоке, так же, как в свое время договор 1082 г. создал величие Венеции. Генуэзцы взяли на себя обязательство предоставлять Империи военную помощь против Венеции, в обмен на что им были предоставлены чрезвычайно широкие привилегии: свобода от налогов и податей во всех частях Империи и во всех ее портовых городах, а после возвращения Константинополя и в нем; кроме того, им предоставлялись места для сбыта товаров 1042 . Другими словами, Генуя должна была получить торговое верховенство на Востоке, которое с конца XI в. было исключительной прерогативой Венеции. В действительности же Византия оказалась заложницей обоих городов-республик, которые постепенно оттеснили ее морское могущество и торговлю на задний план.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По политическим взглядам Г. Т. был сторонником той формы республиканского правления, к-рая существовала в то время в Венеции. Он полагал, что отцы-основатели Венеции взяли за идеал теорию смешанного правления, описанную в «Законах» Платона, и в совершенстве воплотили этот идеал в жизнь. Г. Т. первым в период Ренессанса разработал концепцию идеального смешанного правления на примере Венеции, концепцию, к-рой суждено было переродиться в один из величайших мифов совр. политической теории. Т. о., классический политический миф о Спарте породил при посредничестве Г. Т. ренессансный политический миф о Венеции. Г. Т. утверждал, что изучение античных авторов полезно в качестве подготовки к политической деятельности. Он восхищался Цицероном, правда несколько подменяя его идеал оратора-философа идеалом оратора-политика. На Г. Т. большое влияние оказало изучение эсхатологических пророчеств и астрологии. Нек-рые из его произведений дают основания полагать, что он ощущал в себе пророческий дар. Г. Т. пытался предсказывать будущее Римским папам и, более того, полагал, что может предвидеть будущее всего человечества. В падении К-поля (1453) он видел знак наступления последних времен и был уверен в том, что султан Мехмед II Завоеватель избран Богом для того, чтобы покорить весь мир и объединить человечество в «одной вере, одной Церкви и одном царстве». Желая помочь Мехмеду, Г. Т. посылал ему письма и трактаты. Более того, в 1465 г. он отправился в К-поль, чтобы лично встретиться с тур. султаном и попытаться обратить его в христианство. Прожект Г. Т. был утопичен, и обращения к султану остались без ответа, зато по возвращении в Рим (март 1466) он был заподозрен в протур. интригах и провел 4 месяца в тюрьме, пока его не освободили по ходатайству папы Павла II. «Пророчества» философа с Крита не были оценены ни в Риме, ни в К-поле. В трактатах и письмах к тур. султану Г. Т. выступал как последовательный сторонник мирного исламо-христ. диалога, исключающего критику религии противоположной стороны. Он сформулировал методы и принципы плодотворного общения мусульман и христиан. Г. Т. можно назвать теоретиком мирного межрелиг. диалога; его позиция по этому вопросу во многом созвучна взглядам Иоанна из Сеговии и Николая Кузанского . Г. Т. адресовал тур. султану 3 богословских трактата: «Об истинности христианской веры», «О вечной славе самодержца и его мировом владычестве» и «О божественности Мануила». Литературные труды

http://pravenc.ru/text/164443.html

В предисловии к Минее январской сказано: «Минея, январь, напечатана в Венеции и содержит весьма многие тропари, самогласны, каноны и синаксари, ныне выбранные из многих и хороших книг, так как их не было в других Минеях, прежде напечатанных другими издателями. По сему светлейший сенат венециан предоставил гг.Андрею и Иакову Спинеллам право сего светлейшего города венециан на 20 лет такое, что никто не смеет ни печатать, ни инде напечатанное продавать в местах, принадлежащих сей державе. В лето Боговоплощения 1551-е». В 1546 году Никандр Нукиос, керкиреец, издал устав св.Саввы. Эта весьма редкая и неизвестная Фабрицию книга хранится в Венеции, у тамошнего греческого братства. В 1548 году в Венеции напечатаны были месячные Минеи. Из них июльскую и октябрьскую я видел в библиотеке монастыря Афонорусского и из посвящения июльской Минеи Вселенскому патриарху Дионисию II, святительствовавшему с 1543 года по 1551, выписал следующие строки: «Знатнейший у нас Иероним Корнилий, муж из первых в великославном сенате венециан, большой любитель еллинов, человеколюбивый, проведший долгое время на острове Крите и достаточно узнавший Церковь нашу, присоветовал Андрею Спинелли, мужу скромнейшему и благочестивому, напечатать для пользы рода нашего сии Минеи новыми наилучшими буквами, прочно отлитыми и очень хорошими на вид. Спинелли, приняв этот совет благосклонно, не только изготовил такие матицы, каких никто из прежних типографов не имел, но изобрел и бумагу белейшую и по составу своему добротную для продолжительного употребления книг. К тому же он не щадил ни трудов, ни издержек, приняв к себе в сотрудники благоговейного протопопа навплийского Николая Малакса, мужа благочестивого и ученого, который в прежних ошибочно напечатанных книгах все исправил и поставил здорово. – Напечатана в Венеции настоящая Минея у Варфоломея Янинца иждивением и старанием господина Андрея Спинелли, которому и светлейшая республика венециан предоставила право на 20 лет такое, что никто не смеет напечатать Минеи, ни напечатанные в другом месте продавать в селитвах, принадлежащих сей державе, иначе поплатится весьма много. В лето от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1548-е, в 8-й день октября».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По семейным обстоятельствам, а также по причине российских государственных поручений в Венеции и Риме, Савва посетил свои родные места: г. Херцег-Нови, где проживали некоторые члены его семьи, и Дубровник, интересы которого он много раз отстаивал в Константинополе и в России. Из Москвы в 1717 году он сначала прибыл в Венецию, а оттуда в Дубровник, где пытался добится у Сената разрешения на строительство православной церкви, однако это ему так и не удалось Из Дубровника он уехал крайне недовольным после чего отправился в Херцег-Нови, где встретился со своими родными, а также передал средства православных церквям на их поддержание Оттуда он поехал в Венецию. В Венеции Владиславич женился Избранницей графа стала двадцатидвухлетняя Вергилия, или Вергилия Тревизан, которую Дучич упоминает как Верджинию, девушка, происходящая из весьма авторитетной аристократической семьи, которая дала свету даже одного дожда Ко времени вступления в брак Владиславич уже разменял пятый десяток лет Кроме женитьбы, граф в Венеции и Риме приобрел несколько важных покупок по заказу царя и царицы. Одной из главных причин его поездки в Рим было подписание конкордата между Священной столицей и Россией. Владиславич встретился с папой Климентом XI и с ним согласовал все детали договора. Когда документ уже был сформулирован на бумаге и дело оставалось лишь за его подписанием, папа Климент XI неожидано умер, и, таким образом, данная миссия осталась незавершенной За проделанную работу в Риме и Венеции Савва Владиславич в 1722 году был награжден наивысшим знаком отличия и получит дворянский титул До того, на основании своего сербского дворянского происхождения, ему был присужден титул венецианского графа Российская царица Екатерина I одарила его новыми имениями Такое признае послужило новым импульсом для преданного исполнения новых задач, которые перед Владиславичем ставил Петр Первый. По совету друга царя, философа Лейбница, царь решил послать в Китай посла. На данный пост больше всего подходил Савва Владиславич. Однако, поскольку в скором времени российский император скончался, указ о постановлении графа на данную должность подписала в 1725 году царица Екатерина I И данную задачу Владиславич успешно реализовал, определив границу между Россией и Китаем, составившую 6 000 км О миссии и деятельности Владиславича в этой большой стране мы можем узнать из рукописи " Тайный отчет о мощи и положении китайского царства " Во время разграничения двух великих держав – России и Китая – Владиславич получил право В Сибири, на дальнем востоке, возвести укрепления, такие как Селингиской и Чиконской, и на день Святой Троицы в 1727 году, что особенно важно для сербов, основал город Троицкосовский, где построил церковь Святого Саввы Сербского Неманича

http://pravoslavie.ru/37603.html

- Которая называлась Марином? - Да, которая называлась Марином. Много и других святынь можно вспомнить. Так что Венеция - важнейший город именно в аспекте православного паломничества. И в других городах Италии есть много святынь, например, в Риме, но Рим - большой город, там приходится пользоваться автобусом. А в Венеции на каждом шагу церковь, а почти в каждой церкви какие-нибудь святыни, все рядом (да и автотранспорта, кстати, нет - это единственный в мире город, где нет машин). Помню, как первый раз ступил на венецианскую землю. Был вечер. Прошагал в сопровождении прихожан минуты три, они предложили мне зайти в церковь, мимо которой мы шли. Входим в храм, а мне говорят: " Вот мощи святого Афанасия Великого Александрийского... " . Когда я это услышал, у меня дыхание перехватило... - Частица мощей? - Нет, нет. Мощи полностью, но без главы. Они в XVI веке из захваченного турками Константинополя были выкрадены по совету одного греческого архиерея, имя которого в хронике не называется. И тут же, рядом, лежат мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, которые были подарены императором Ираклием в VII веке. А для меня святой Афанасий с семинарских времен - исключительный святой отец и учитель Церкви, настоящий герой. Мало кого с ним можно сравнить - и по богословию, и по личным качествам, и по административному таланту. Нам, семинаристам начала 90-х, знавшим о преследованиях за веру не только из книг, но и на основе личного общения с исповедниками, прошедшими лагеря, всем хотелось хоть в чем-то походить на святого Афанасия. И, представляете, вдруг его мощи передо мной... Или вот мощи святого Иоанна Милостивого... - Тоже целиком? - Да, целиком. Они были вывезены из Александрии в 1247 году. Множество святынь в Венеции, великое множество... Есть части тернового венца, которые остались после того, как сам терновый венец, хранившийся в Венеции, был передан Франции. А в Рождественский сочельник 2006 года настоятель соседнего католического прихода подарил нам мощевик с частицей древа Честного Креста Господня. Теперь это наша храмовая святыня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010