священник Алексий Ястребов Скачать epub pdf Пятая часть мощей св. Николая хранится в Венеции! Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Содержание Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История перенесения мощей святителя Николая Венецианский и барийские источники о перенесении мощей Почитание святителя Николая в Венеции Освидетельствования мощей и их достоверность Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Перспективы православного свидетельства в Венеции     Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2004 году по милости Божией нам удалось получить частицу мощей Святителя Николая. Она была преподнесена в дар Святейшему Патриарху в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери. Перспективы православного свидетельства в Венеции Таким образом, Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Вместе с тем, православная община Венеции не имеет не только какой-либо инфраструктуры для работы с паломниками, но у нее нет даже собственного храма для совершения богослужений. На сегодняшний день, благодаря гостеприимству католической стороны, приходу временно предоставлена церковь для богослужений. Конечно, учитывая значение Венеции для Православия, русская община была бы достойна иметь собственную церковь, как ее имеют представители Константинопольского Патриархата. Несомненно, город должен стать одним из основных мест посещения паломников не только в Италии, но и в Европе в целом. Приход святых Жен-Мироносиц остро нуждается в спонсорской помощи. Сейчас на повестке дня открытие сайта прихода, обеспечение нормальной работы приходской пресс-службы. На все это нужны средства. А перспектива - конечно, русский храм в Венеции. Идея эта появилась уже два года назад, когда мы осознали, сколько святынь хранится в церквах Венеции. За это время мы получили благословение Священноначалия Русской Православной Церкви на начало трудов в направлении строительства храма, провели первоначальную работу в городских учреждениях, отвечающих за строительство и архитектурную планировку. Везде встретили положительное отношение и заинтересованность. Дело остается за благотворителями. Посещая Москву , всегда выступаю с идеей строительства храма в церковных СМИ, но пока Господь не послал помощников в становлении русской духовной миссии в Венеции. Мы на приходе усердно молимся, чтобы нам прославить угодников Божиих, мощи которых почивают в Венеции, и устроить здесь храм и Дом паломника. Просим молитвенной помощи всех, сочувствующих делу церковного строительства в Венеции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей Святителя Николая, сохраняющихся в Венеции. Духовный смысл перенесения мощей Святителя Николая в Венецию тот же, что и в Бари: по Промыслу Божию эта реликвия была перенесена из православных земель в земли неправославные. Для чего? Может быть, чтобы светить своей благодатной святостью на этой древней христианской земле и призывать западных христиан к возвращению к Матери-Церкви, а может быть, чтобы православные паломники, во множестве приезжающие поклониться мощам Святителя, свидетельствовали бы своим почитанием и верой о Православии на Западе. Конечно, верно и то, и другое - через второе стремиться к осуществлению первого. Святитель Николай, таким образом, кроме всех своих чудес и благодеяний всем людям (и не только православным, но даже и нехристианам) становится как бы маяком примирения между христианами разных исповеданий, в первую очередь, между православными и католиками, а потому как Бари, так и Венеция могли бы стать местами не только паломничества, но и межконфессионального диалога. Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Верующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь " открыть " православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится " Путеводитель по святыням Венеции " , служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии. В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха - прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св.великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Венеция - хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца 17.05.2005 361 Время на чтение 19 минут История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции - аванпоста империи на северо-востоке Апеннин - и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве. Они же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого. Реликвии и по сей день сохраняются в соборе. Отметим, что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более, гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были " своими " византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе всеми правами и привилегиями религиозной общины. Такая близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня очень близки восточной традиции. История перенесения мощей Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный - Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В Венеции хранится около трети святых мощей святителя Николая Чудотворца, которые прибыли туда десятью годами спустя после вывоза основной части мощей в Бари. Барийцы, когда забирали святые мощи, брали основные части, причем второпях. Тот моряк Маттео, который вынимал основные части мощей, стоял практически ногами в раке, он буквально растоптал те небольшие косточки, которые там оставались. Эту небольшую оставшуюся часть мощей греки собрали и сохранили, а венецианцы, явившись через 10 лет, под пытками, как это тогда практиковалось, выведали, где хранятся мощи, и привезли их в Венецию, на остров Лидо. Сейчас там, помимо мощей святителя Николая, находятся мощи других Мирликийских святых: святителя Николая – «дяди», которого ошибочно называли дядей святителя Николая, хотя дядей он приходился другому святому, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских. Венеция хранит мощи святого апостола Марка и святого великомученика Феодора Стратилата, которые вместе со святителем Николаем являются покровителями града Венеции. В церквах Венеции хранятся также мощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святого первомученика архидиакона Стефана, две части главы святого великомученика Георгия, мощи преподобномученика Анастасия Персянина, мощи святой великомученицы Христины Тирской. Есть мощи святых сирийских мучеников Сергия и Вакха: в память одного из них преподобный Сергий, игумен всея Руси, получил свое монашеское имя. Здесь же и глава святой великомученицы Варвары. Мы знаем, что сейчас в Киеве у раскольников хранятся мощи святой великомученицы Варвары без главы. Так вот, глава обретается в Венеции. В прошлом году часть главы была отдана Элладской архиепископии по ее просьбе. Приезжали два митрополита и взяли эту частицу великомученицы Варвары. В Венеции находились мощи святого преподобного Саввы Освященного. В 50-х годах их отдали Иерусалимской патриархии, и сейчас они находятся в Иерусалиме. Здесь я перечислил лишь те святыни, которые пришли на ум, на самом же деле святынь множество, намного больше перечисленных мною. Например, мощи святой мученицы Лукии Сиракузской – знаменитой Santa Lucia, которую чтим и мы. Или же преподобной Марии Вифинской, подвязавшейся в мужском образе.

http://pravoslavie.ru/4720.html

С этой поры венецианские греки отдохнули, и у них начался ряд законных архиереев. Православные святители в Венеции А. Гавриил Севир, первый с полными правами архипастыря греческого общества в Венеции, произошел на свет в 1541 году в Монемвасии, от рода Севиров, и в юности учился в Падуе. Впоследствии, проживая в Венеции в 1572г., он в следующее лето избран был греками на место Николая Малаксы, но в 1575 году уехал в Константинополь. А здесь патриарх Иеремия II рукоположил его в сан митрополита Филадельфии, что в Лидии. Но он в начале 1577г. возвратился в Венецию. Тут греки вскоре пригласили его занять прежнее место ефимерия. Он согласился на это и сподобился почетного приема от местной аристократии. А православное братство так уважало его, что на время передало ему свое исключительное право избирать одного ефимерия, какого только он признал бы наилучшим и единомысленным с ним. Итак, преосвященный Гавриил, взяв в свои руки кормило, избрал двух ефимериев Георгия Власта, прозываемого Пуниалетом (1579г.) и Дионисия Катилиана (1588г.), а для успешного противодействия латинским наветам на православных и для теснейшего соединения их с великой Церковью Христовой в Константинополе отказался от возвращения в Филадельфию. Вселенский Иеремия в том же 1577г. уговаривал его перейти туда, но он не согласился, поставляя на вид его святейшеству великую бедность Филадельфийской епископии и свою пламенную любовь к христолюбивому народу, которого численность в Венеции превышала 4000 и который вручили ему Провидение Божие и христианнейшая и тишайшая держава венетов. Великая Церковь Христова уступила тем поваднее, что просил ее об этом и венецианский сенат через посла своего, и филадельфийское архиерейское настоятельство перенесла в православный храм св.великомученика Георгия в Венеции. С этой поры Гавриил Севир и преемники его, экзархи всей Лидии и всечестные, стали патриаршими епитропами и экзархами вселенского владыки в Венеции и всех православных церквей Далматии. Иеремия же в 1579 году реченный храм объявил ставропигией, дабы непоколебимо было благосостояние его и ничья обидчивая рука не причиняла бы ему ущерба.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость - многие " свидетели " веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве " игумен всея Руси " - преподобный Сергий Радонежский. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире. В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России. 8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень " западному " по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень " восточном " по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики. Мощи Святителя Николая - это, конечно, важнейшая святыня Венеции. Прежде на мощах Святителя Николая совершались лишь молебны и акафисты. В этом году приходом получено разрешение на совершение литургии на мощах святого Мирликийского Чудотворца. Это будет первая литургия на мощах прославленного святого угодника, хранящихся в Венеции. Надеемся, что эта литургия станет началом общецерковного почитания " венецианских " мощей святителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Виртуальное путешествие в православную Венецию 19 ноября в Культурном центре Покровские ворота прошла презентация книги настоятеля храм святых Жен Мироносиц в Венеции священника Алексия Ястребова ‘Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по базилике святого Марка и церквям Венеции’. 20 ноября, 2013 19 ноября в Культурном центре Покровские ворота прошла презентация книги настоятеля храм святых Жен Мироносиц в Венеции священника Алексия Ястребова ‘Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по базилике святого Марка и церквям Венеции’. 19 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги настоятеля храм святых Жен Мироносиц в Венеции священника Алексия Ястребова „Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по базилике святого Марка и церквям Венеции“. Вела вечер атташе по культуре Посольства Ватикана в России Джованна Парравичини. Секретарь приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк) передал приветствие от управляющего приходами, архиепископа Егорьевского Марка. Сегодня в Италии 60 приходов Московского Патриархата, православие там вторая по численности конфессия после католицизма. Для православных, отметил отец Антоний, Италия святая земля, обагренная кровью мучеников. Книга отца Алексия, по словам отца Антония, отображает многообразие святых для каждого христианина мест в Венеции. Священник Алексий Ястребов служит в Венеции 10 лет. Отец Алексий рассказал, что когда он приехал туда впервые, прихожане повели его в греческий собор XV beka, где находились мощи святителя Афанасия Великого. „Его мощи стали первым впечатлением о городе — приехал я вечером и города еще не видел“, — вспоминает священник. Вскоре он понял, что мощи есть во многих венецианских храмах. „Еще в Средние века бывали споры о подлинности мощей, потому что иногда мощи одного святого оказывались в разных городах. У меня возник вопрос, как мощи святых попали в Венецию и почему известно, что они подлинные. Я стал описывать историю каждой святыни, и оказалось, что в современных источниках нет никакой информации об этом. Пришлось рыться в архивах и библиотеках“, — продолжил отец Алексий.

http://pravmir.ru/virtualnoe-puteshestvi...

Для патриарха Градо это был неизбежный исход, когда Истрия вошла в пределы Франкской монархии. Около 798 г. дука Венеции Маврикий умертвил патриарха Иоанна, на место которого был возведен его родственник Фортунат. Этот последний пользовался личным расположением Карла и сумел благорасположить его к церковной партии и охладить к светской власти в Венеции. В связи с этим по случаю раздоров, в правительственных светских кругах несколько трибунов и нобилей приняли сторону Фортуната и, переселившись во франкскую часть Северной Италии, выбрали дукой одного из трибунов по имени Обелерий. Это было в 803 г. и совпадало с первыми, далеко не удовлетворившими Карла сношениями его и переговорами с царем Никифором. По установившемуся обычаю, дука Обелерий выбрал себе в соправители брата своего Беата и хотел, по-видимому, начать новую эру в истории Венеции, переселившись в Маламокко и Риальто вместе с правительственными учреждениями и знатными фамилиями, и поставить на место епископа в Оливоло диакона Иоанна из своих приверженцев. Как смотреть на происшедшие в Венеции в 803—804 гг. события? Не может быть сомнения, что это обозначало преобладание в стране императорско-германскои партии, т. к. ясно, что новый дука вступил на место дук, назначенных византийским правительством. Что в особенности заслуживает внимания: Обелерий снарядил флот и направил его в Далмацию, где к нему присоединились византийский дука Павел и епископ Зары. Таково было положение дел, обозначавшее антивизантийское движение по всей Истрии и Далмации. В начале 805 г. оба венецианские дуки и приставшие к ним далматинские уполномоченные, дука Павел и епископ Донат, явились к Карлу с подарками и дали ему ленную присягу на те владения, которые принадлежали Восточной империи. Чтобы оценить всю важность этих событий, которые, впрочем, имели слишком эфемерное значение по своей непродолжительности, достаточно сказать, что это давало бы, прежде всего, Карлу в руки венецианский и далматинский флот, без которого он не мог считать себя в спокойном обладании Италией, затем он приобрел бы этим несравненные преимущества для осуществления своих политических и церковных панов в соседних с Далмацией славянских землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

Все они были избираемы братством, а содержались доходами от денежных вкладов в храм на поминовение усопших. В. Преемником Севира, с 1617г. по 1632г., был Феофан Канакис, родом с острова Кипра, ученик Феофила Коридалея, бывший ефинерий и учитель, и священнопроповедник в Георгиевском храме. После рукоположения его в сан архиепископа филадельфийского венецианский сенат, будучи признателен ко Вселенскому патриарху за его духовное попечение о подчиненных ему православных греках, послал ему в дар многоценный золотой крест с тем, чтобы он и преемники его всегда носили его на персях своих, а на записку папского посла, направленную против православных в Венеции, возразил 14 мая 1662 года, что свобода вероисповедания греков, призванных для военной службы и всегда полезных аристократии, должна быть неприкосновенна так же, как и свобода прочих родичей их, живущих в Венеции, и что во избежание соблазнов и ущерба державе необходима такая политика, соблюдаемая во всех венецианских владениях, где находятся греки. При Феофане братство 14 марта 1617г. постановило, чтобы никакой после Севира архиерей не вмешивался в избрание ефимериев. Г. После Феофана в Венеции святительствовал с 1632 года по 1635-й Никодим Метаксас, бывший архиепископ Кефалонии и Закинфа. Он, еще в сане иеромонаха, первый открыл типографию в Константинополе, прибыв сюда из Лондона в 1627 году. Но иезуиты с помощию янычар скоро разорили ее. В Венеции сей преосвященный провел только три года и, извиняясь слабостью здоровья, отказался от кефедры своей 4 февраля 1635 года. Он домогался соединения кафедры филадельфийской и закинфо-кефалинийской, но тщетно. Д. На его место поступил Афанасий Валерианос, бывший епископ кифирский, и богоугодно пастырствовал с 1635 года по 1656-й. Ему Вселенский патриарх предоставил право и власть заведывать православными церквами в Далматии и Истрии и посвящать туда иереев, а в Закинф и Кефалонию – даже и епископов. Ему венецианский сенат отдал доходы церкви Богоматери ту-анкарафу на Крите и церкви Одигитрии в Закинфе, так как оба эти острова принадлежали Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010