После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

Берлинская и Германская епархия (нем.  Berliner Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche) — епархия Русской православной церкви Московского патриархата, объединяющая приходы на территории Германии. Учреждена в 1921 году. На 2014 год в епархии было 88 приходов, 60 священников и 10 диаконов. Епархия разделена на Северное, Баварско-Гессенское, Южное, Западное и Восточное благочиния. Свято-Воскресенский Собор — главный (кафедральный) собор епархии. Правящий архиерей — архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) (с 1991 года; 25 февраля 1996 возведён в сан архиепископа). История [ править править код ] В XVIII—XIX веках православные приходы и храмы на территории Германии в основном возникали при русских дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). Появлению новых приходов способствовали тесные родственные связи между правящими династиями и аристократией. После 1917 года русское православное население Германии стало резко увеличиваться за счёт покинувших Россию эмигрантов. 8 апреля 1921 года Патриарх Тихон, ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 ноября 1920 года, своим указом поручил управление приходами в Западной Европе архиепископу Волынскому Евлогию (Георгиевскому), оказавшемуся в эмиграции в числе других иерархов РПЦ. Местом пребывания архиепископа Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архимандритом Тихоном (Лященко). Напряжённость, а впоследствии разрыв в отношениях между главой РПЦЗ Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 года в Париже митрополитом Евлогием вызвали разделение православных общин в Германии. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах в июне 1926 года Германия была выделена в самостоятельную епархию во главе с Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все приходы в Германии. После прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера государство стало оказывать давление на приходы митрополита Евлогия, который 10 июня 1931 года был уволен Сергием (Страгородским) и затем перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и настаивало на их подчинении епископу Берлинскому Тихону (Лященко).

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

Весной 1944 г. его вызвали в Московскую Патриархию, где сообщили об избрании к архиерейскому служению на освобожденной территории Украины. Делегация прихожан просила оставить их настоятеля на прежнем месте службы, на что принявший делегатов патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) ответил: «Ну, спасибо вам, что сохранили батюшку. Хорошие и во епископах нужны». 19 мая 1944 г. прот. А. П. Петин был пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Радонежского в крестовой ц. Патриаршей резиденции в Чистом пер. в Москве; 21 мая того же года хиротонисан во епископа Ворошиловградского. Хиротонию в московском Преображенском храме возглавил митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) . С 26 июня 1954 г. титуловался «епископ Донецкий и Ворошиловградский» (в определении о назначении говорилось о Н. как об управляющем «Сталинской епархией», но в дальнейшем это название не употреблялось). В пределы новоучрежденной епархии, окончательно оформленной в 1945 г., вошла территория Сталинской (ныне Донецкой) и Ворошиловградской (ныне Луганской) областей Украинской ССР. За время нем. оккупации на территории 2 областей было открыто 342 храма (перед войной действовал 1 храм). Н. добился, чтобы все открытые храмы получили регистрацию и продолжили действовать. По его инициативе среди верующих был организован сбор средств на нужды фронта. Уже в сент. 1944 г. в фонд Красной Армии было передано в виде пожертвований более 200 тыс. р. 10 марта 1945 г. Синод РПЦ принял решение о перемещении Н. на Львовскую кафедру, но уже 18 апр. того же года это решение было отменено ввиду незнания Н. укр. языка. В послевоенный период по инициативе Н. была создана епархиальная комиссия по ремонту и росписи храмов; в большинстве церквей сразу после войны был проведен ремонт. По распоряжению Н. были устроены богословские пастырские курсы, на которых часть лекций читал сам архиерей. Кафедральным храмом Н. стал собор во имя свт. Николая в Ворошиловграде (ныне Луганск), к-рый сначала размещался в здании бывш. синагоги. После сноса этого здания общине кафедрального храма было выделено неприспособленное домостроение, потребовавшее полной реконструкции - фактически это было строительство нового храма. Здание было расширено, над ним возвели купол, рядом построили крестильню, звонницу и подсобные помещения. 16 февр. 1951 г. Н. торжественно освятил новый Никольский Преображенский кафедральный храм в Ворошиловграде. Было построено и здание епархиального управления с архиерейскими покоями.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

Значительное число граждан по религиозным убеждениям отказывается от получения паспорта гражданина РФ и вынужденно проживает с паспортом гражданина СССР, со свидетельством, удостоверяющим тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии. Паспорт образца 1974 года является действительным документом, поскольку в соответствии с пунктом 3 указа Президента РФ от 13.03.1997 года 232 окончательный срок действия паспорта гражданина СССР не установлен. Несмотря на это, проживающие с этим паспортом граждане лишены возможности получать по нему пенсии, пособия, медицинскую помощь. Данная категория граждан многие годы подвергается негласной дискриминации, о которой стали открыто говорить только в последние годы. В связи с обращением ГУ УПФР в Краснохолмском районе Тверской области по вопросу назначения пенсий и других социальных выплат гражданам, отказывающимся по религиозным убеждениям от получения паспорта гражданина РФ, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин 9 июня 2011 года направил разъяснение. Это документ, в котором заявлена позиция Русской Православной Церкви по сложной с правовой и духовной точки зрения проблеме. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества напоминает, что в послании Архиерейского Собора РПЦ 2004 года к Президенту РФ говорится: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы». Давая оценку сложившейся ситуации, Церковь призывает объективно и беспристрастно рассмотреть аргументацию граждан, составляющих значительную часть населения, и напоминает чиновникам, что паспорт гражданина СССР является действующим документом, дающим основания для назначения человеку заслуженной пенсии и других выплат. Пенсионному ведомству также напоминается, что свидетельство, удостоверяющее тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, является одним из документов, удостоверяющих личность человека. Этот документ выдается нотариусом на основании Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 года 4462-I).

http://e-vestnik.ru/society/pasporta_yur...

Наряду с предметами убранства в келии П. Т. сохранились принадлежавшие ему иконы: Спасителя с предстоящими (с надписью: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1»), преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с надписью: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»), свт. Николая Чудотворца (с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла»). На обратных сторонах Казанской иконы Божией Матери и образа равноап. Марии Магдалины имеются надписи, свидетельствующие о том, что иконы были освящены в 1890 г. в г. Кронштадте св. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). 20 июня 1999 г. П. Т. был прославлен в лике местночтимых святых Ростовской епархии, его мощи крестным ходом перенесены из часовни в Никольский храм. 2-3 февр. 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение о всецерковном почитании П. Т.; 16 апр. 2016 г. утверждены тропарь, кондак и молитва, 14 мая 2018 г.- акафист святому. Во имя П. Т. 14 февр. 2016 г. освящен храм в пос. Матвеев Курган Ростовской обл. Частицы его мощей имеются в Серафима Саровского преподобного мужском монастыре с. Новомакарова Грибановского р-на Воронежской обл., в кафедральном Знаменском соборе г. Кемерово, Троицкой ц. г. Петропавловска-Камчатского, в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Ростова-на-Дону, в Никольской ц. с. Николаевка Неклиновского р-на Ростовской обл., во Владимирском соборе-усыпальнице г. Севастополя, в мон-ре во имя Ассирийских отцов с. Дзвели-Канда (Грузия), в обители Пантократор на Афоне, в храме арх. Михаила в г. Альтеа (Испания), на Патриаршем подворье в г. Бари (Италия), а также во мн. храмах и обителях Украины, в т. ч. в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Ист.: Жизнеописание народного благодетеля прп. Павла. М., 1911; то же, изм. загл.: Блж. Павел Таганрогский: Сост. послушницей блаженного старца Павла М. Цурютиной по рассказам знавших его людей. М., 2000. Лит.: Филевский П. П. История г. Таганрога, 1698-1898. Таганрог, 1996; Гаврюшкин О. П. Отблески золотых куполов. Таганрог, 1999; Св. блж. Павел Таганрогский. Таганрог, 1999; Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Таганрог, 2000; Свет радости в мире печали: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф [Чернов]/Сост.: В. В. Королёва. М., 2003; От земли до неба: Чудеса и житие блж. Павла Таганрогского. Р.-н/Д., 2004; Николай (Феодосьев), архиеп. Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери. Афон, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10 апр. 1989 г. И. определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. 23 апр. 1989 г. в киевском Владимирском соборе была совершена хиротония И. во епископа. Тогда же он стал совмещать должность наместника лавры с послушанием управляющего делами Украинского Экзархата. И. возобновил в богослужебной практике традиц. киево-печерский обиход (см. Киево-печерский напев ), занимался восстановлением разрушенных храмов, зданий монастыря и семинарии. В нояб. 1990 г. на 1-м Соборе Украинской Православной Церкви (УПЦ) И. выступил против пожизненного пребывания митр. Филарета (см. Денисенко ; впосл. отлучен от Церкви) на посту Предстоятеля УПЦ в связи с курсом последнего на отрыв Украинской Церкви от Московского Патриархата и единственный проголосовал против редакции Устава УПЦ, предложенного Филаретом. Был смещен с должности управляющего делами УПЦ. 23 апр. 1991 г. на основании лжесвидетельств И. был заочно запрещен в священнослужении. 3 июня 1991 г. подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II , в к-ром отверг все обвинения в свой адрес и обвинил митр. Филарета в раскольнической деятельности, в нарушении монашеского обета безбрачия, во властолюбии и жестокости по отношению к подчиненным. В сент. 1991 г. на экстренном заседании «филаретовского» Синода УПЦ И. был лишен сана «за нераскаянность». В апр. 1992 г. для противодействия автокефальному расколу организовал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. В условиях информационной блокады вокруг событий в УПЦ издавал и распространял листовки, изобличающие сепаратистские замыслы митр. Филарета и раскольников-автокефалистов. Принял активное участие в организации и проведении 30 апр. 1992 г. в Житомире Собрания архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, был автором проекта заявления, на к-ром впервые были выдвинуты канонические обвинения против митр. Филарета (клевета на Архиерейский Собор и клятвопреступление). 25 авг. 1992 г. Священный Синод УПЦ под председательством нового Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) признал, что лишение И. архиерейского сана не имело канонических оснований и является недействительным. В 1992 г. И. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии. В 1993-2000 гг. вновь был управляющим делами УПЦ, постоянным членом и секретарем Свящ. Синода УПЦ.

http://pravenc.ru/text/578358.html

Святейший Патриарх выразил удовлетворение в связи с принятием внесённой Президентом Молдовы В.Н. Ворониным поправки в этот закон о признании государством особой важности и первостепенной роли Молдавской Православной Церкви в жизни, истории и культуре народа. В то же время новый закон сделал возможной почти беспрепятственную регистрацию всех новых религиозных организаций. Кроме того, согласно закону, религиозные общины получили возможность переходить из одной юрисдикции в другую, при этом первая из них не сохраняет права на имущество. По словам патриарха, это может привести к серьёзным конфликтам, разделяющим общество. Рассказав о процессе обсуждения законопроектов, изменяющих законодательство о религии, который идёт в ряде стран СНГ и Балтии, Патриарх Алексий с сожалением констатировал отсутствие у религиозных организаций на Украине статуса и прав юридического лица. Святейший Патриарх также обратил внимание Собора на поправки в Налоговый кодекс России, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. В межсоборный период разрабатывался федеральный закон о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения, а также велась работа по подготовке государственного образовательного стандарта, который мог бы использоваться учебными заведениями Церкви. Говоря о поддержании связи с соотечественниками в дальнем зарубежье, Патриарх Алексий обратил особое внимание Собора на положение православных в Китае. Церковь в этой стране насчитывает ок. 15 тыс. верующих и имеет статус автономной, однако в ней нет своего предстоятеля и постоянно действующего духовенства. РПЦ продолжает диалог с властями Китайской Народной Республики по нормализации положения православных верующих; клирики Русской Церкви регулярно совершают богослужения для соотечественников на территории дипломатических представительств России в Китае.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

«Украинская православная церковь Киевского Патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко). УПЦ КП возводит свою историю к Киевской митрополии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей. 11 июня 1992 года Архиерейский Собор РПЦ МП постановил   отлучить  монаха Филарета (Денисенко) от Церкви за то, что он «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине». Были ли уже попытки возвращения Филарета в лоно Церкви? В ноябре 2017 года глава непризнанной Украинской Церкви Киевского Патриархата, патриарх Филарет (Михаил Денисенко)  направил обращение  в адрес проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В письме он озвучил просьбу о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».

http://pravmir.ru/konstantinopolskiy-pat...

В докладе Собору Святейший Патриарх напомнил о юбилейных и памятных датах, отмечавшихся в межсоборный период: 625-летие победы на Куликовом поле, 60-летие победы в Великой Отечественной войне, 300-летие христианства на Камчатке, 90-летие восстановление патриаршества. 2008 г. отмечен 1020-летием крещения Руси, и 90-летием расстрела царской семьи. В связи с официальным объявлением 2008 г. в России годом семьи, Патриарх Алексий обратил внимание Собора на проблемы семьи и демографического кризиса в ряде стран, входящих в каноническую территорию РПЦ. Святейший Патриарх, отметив важность предпринимаемых государством экономических мер, призвал искать выход из демографического кризиса прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества. Говоря о сотрудничестве РПЦ с международными организациями, Патриарх Алексий назвал права человека одной из главных тем этого диалога. При этом первосвятитель выступил против нередко проявляющегося намерения отделить права человека от нравственных ограничений и сделать их орудием раскрепощения греховных страстей. Особый раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящён информационной и издательской деятельности Церкви. С удовлетворением отметив успехи церковной журналистики, книгоиздания, православных интернет-сайтов и телевидения, первосвятитель указал на недостаток внимания к информационной деятельности в ряде епархий, что выражается, в частности, в отсутствии содержательных интернет-сайтов. Характеризуя взаимоотношения Церкви с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Патриарх Алексий отметил важность участия военного духовенства в крупных армейских учениях. Так, в сентябре 2006 г. в России состоялись учения «Южный щит-2006», в план которых впервые была включена работа военного духовенства – семнадцати православных священников и четырех представителей мусульманских общин. Святейший Патриарх сообщил Собору об изменениях в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ. В Молдове в 2007 г. вступил в действие Закон о религиозных культах и их составных частях.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

«Несмотря на то, что УПЦ не имела автокефального статуса, с самого начала своего самоуправляемого существования она смогла закрепить за собой право самостоятельно создавать и редактировать собственный Устав. В начале 1990х годов Московская Патриархия, очевидно, не имела против этого возражений. Лишь в 2000 году, когда в Москве была принята новая редакция Устава РПЦ, в ней появилось положение о том, что Устав УПЦ должен все же одобряться Московским Патриархом», – отметил Бурега. «Новая глава в этой истории началась в декабре 2007 г. Тогда Собор епископов УПЦ принял многочисленные изменения и дополнения в Устав об управлении УПЦ, – продолжил профессор. – Но обновленный текст Устава не подавался для одобрения Московскому Патриарху. Более того, без согласований с Москвой новая редакция Устава УПЦ была подана для регистрации в государственные органы Украины». Бурега рассказал, что реакция РПЦ на эти решения УПЦ была более резкой: «24 июня 2008 г. Московский Патриарх Алексий в своем докладе на Архиерейском Соборе РПЦ заявил, что новая версия Устава УПЦ должна быть представлена на рассмотрение Священного Синода РПЦ с ее последующим одобрением Московским Патриархом. Кроме того, Патриарх выразил недовольство тем, что отредактированный Устав УПЦ был зарегистрирован в государственных органах Украины, не получив предварительного одобрения в Москве». В ответ Госкомитет Украины по делам национальностей и религий обвинил сотрудников Московской Патриархии, которые готовили Патриарху доклад, в «профессиональной некомпетентности». Профессор КДАиС напомнил, что несмотря на требования Москвы, УПЦ так и не передала свой Устав в РПЦ для утверждения. Та же участь постигла и следующие правки Устава, внесенные в 2011 году. Несмотря на то, что в РПЦ была создана специальная комиссия, которая должна была рассмотреть и принять правки в Устав УПЦ, чтобы снять некоторую напряженность между Церквами, ее работа так и не началась. «Если я не ошибаюсь, “уставная комиссия” провела только одно заседание в марте 2012 года и никаких предложений по изменениям Устава сформулировать не удосужилась. В результате Устав остался в редакции 2007 года», – сказал проректор.

http://azbyka.ru/news/prorektor-kievskoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010