Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (11.02.1851 – 1918, с. Корюковское Камышловского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. В 1868 г. окончил Екатеринбургское ДУ. В 1870 г. определён послушником в Екатеринбургский архиерейский дом, в 1971 определён псаломщиком к единоверческой Покровской ц. с. Кривского Шадринского у. Пермской губ. 6 дек. 1892 г., по ходатайству прихожан, рукоположен во священника к той же церкви и назначен законоучителем в церковноприходскую школу. В 1903 г. А. был утверждён в должности председателя церковноприходского попечительства. Вскоре А. был переведён в ц. Вознесения Господня в с. Корюковское. Убит во время карательных акций на Урале. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854; Ф. 6. Оп. 4. Д. 94. Лит.: ЖНИР. Январь. С. 465; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001. С. 176. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Попов (1869 - 1918), свящ., сщмч. ( пам. 10 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/text/376433.html

Новости Епископ Диомид олицетворяет проект очередной «альтернативной церкви», считает епископ Венский Иларион 11.07.2008 10:14 Москва, 11 июля, Благовест-инфо. «В лице  епископа Чукотского Диомида  мы имеем дело с проектом, который кем-то раскручивается…  Проект заключается  в том, чтобы создать очередную альтернативу Русской Православной Церкви, с каким-нибудь похожим названием, и владыка Диомид используется в качестве  той личности, с которой этот проект мог бы ассоциироваться», -- такие мотивы протестной кампании, которую возглавил епископ Диомид (Дзюбан), видит епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Отвечая на вопросы журналистов  в агентстве «Интерфакс» 10 июля, он дал свой прогноз развития событий, связанных с решением Архиерейского собора РПЦ о лишении епископа Диомида сана. Епископ Иларион подчеркнул, что надеется на то, что чукотский архиерей принесет покаяние на ближайшем (18 июля) заседании Священного Синода. Если же «не произойдет чуда», и епископ Диомид «не вразумится», решение о лишении его сана вступит в силу. Далее, по предположению венского епископа, может произойти следующее: «Он его (решения – прим.ред.), конечно, не признает и скажет, что Церковь – это не они, Церковь – это я, как он, собственно, уже и говорил. Архиерейский собор он называет «волчьим собором». Потом он объявит себя «Патриархом всея Руси» или придумает еще какой-то титул. Все это уже в истории бывало». Епископ Иларион упомянул далее о «группе поддержки», которая, возможно, «подвигла владыку Диомида  уехать с Чукотки и перебраться в Москву». Основываясь на заявлении епископа Диомида о том, что его поддерживают не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, а также в Японии, Ирландии и Нидерландах, епископ Илларион не исключил, что выступивший против Архиерейского собора  объявит себя «экзархом Нидерландов или митрополитом Ирландским». «Люди, которые его поддерживают, будут составлять его церковь. Насколько она будет реальной, а не виртуальной, покажет время», -- сказал выступавший.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в Киево-Печерской Лавре 26 июля 2008 г. 20:58 26 июля, по прибытии на украинскую землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру . Православные верующие оказали горячий прием Предстоятелю Русской Церкви. На въезде в Лавру огромная толпа, приветствовала Его Святейшество возгласами «Алексий наш Патриарх!». Некоторые верующие держали плакаты с цитатой преподобного Лаврентия Черниговского: «Россия, Украина, Беларусь это святая Русь» и лозунги «Хотим оставаться в лоне РПЦ». На площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры Святейший Патриарх Алексий и митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиереев Русской и Украинской Православных Церквей совершили молебен. По окончании молебна митрополит Владимир поблагодарил Его Святейшество за то, что он посетил в Киеве празднование 1020-летия Крещения Руси. «Мы счастливы, что имеем едино крещение , что имеем возможность вместе служить единому Богу, сказал владыка Владимир. Мы счастливы, Ваше Святейшество, видеть вас на Киевской земле». В знак этой встречи митрополит Владимир подарил Предстоятелю Русской Церкви икону ста двадцати подвижников киево-печерских с частицами святых мощей. В ответном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что «Архиерейский Собор который прошел в Москве в июле, засвидетельствовал нашу приверженность единству церковному». «Сегодня, сказал Патриарх, мы ощущаем это единство в вере Христовой. Я благодарю всех, кто собрался здесь, в Киево-Печерской Лавре для нашего первого (в рамках данного визита примеч. ред. ) молитвенного общения. Я благодарю народ Божий, который приветствовал нас радостным Пасхальным пением». Затем Святейший Патриарх Алексий, в сопровождении наместника обители архиепископа Вышгородского Павла , направился в Нижние пещеры Лавры. После посещения Крестовоздвиженского храма Патриарх поклонился мощам печерских угодников, почивающих в пещерной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, и совершил помазание святым елеем. Вслед за этим состоялось братское общение Его Святейшества с Первоиерархом Украинской Православной Церкви. Завтра, 27 июля, Святейший Патриарх Алексий совместно со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем , Предстоятелей других Поместных Церквей в сослужении сонма архиеерев из России, Украины и других стран совершат Божественную литургию на Владимирской горке у памятника святому Крестителю Руси. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440427.htm...

10 июля 2000 г. в связи с преклонным возрастом первоиерарха РПЦЗ Восточноамериканского и Нью-Йоркского митр. Виталия (Устинова) назначен его заместителем. 13 июля 2001 г., после заявления митр. Виталия об уходе на покой, постановлением Архиерейского Синода на Л. было возложено временное ведение адм. дел РПЦЗ до созыва внеочередного Архиерейского Собора. 24 окт. того же года избран на Архиерейском Соборе РПЦЗ первоиерархом Зарубежной Церкви. Возведен в митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского (постановлением Собора Сиракузско-Троицкая епархия была присоединена к Восточноамериканской). Избрание Л. проходило в сложной обстановке. Ряд клириков выразили несогласие с курсом Архиерейского Собора и Синода РПЦЗ на восстановление единства Русской Церкви. К этой позиции под давлением окружения присоединился бывш. первоиерарх РПЦЗ митр. Виталий, дезавуировавший собственные заявления об уходе на покой. Тем не менее противникам Л. не удалось оспорить легитимность его избрания и увести за собой в раскол значительную часть паствы. 24 сент. 2003 г. на приеме в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке Президент России В. В. Путин передал Л. приглашение патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Москву. 8-12 дек. того же года при Покровском храме в Найаке, шт. Нью-Йорк, под председательством Л. прошло Всезарубежное пастырское совещание. Его целью было определить отношение священнослужителей и паствы Зарубежной Церкви к восстановлению канонического общения внутри Русского Православия. 15 дек. Л. возглавил заседание Архиерейского Собора РПЦЗ, на котором было постановлено учредить комиссию по переговорам с Московским Патриархатом по вопросам достижения церковного единства. 14-28 мая 2004 г. состоялся 1-й офиц. визит Л. в Россию. 7-14 мая 2006 г. под его председательством в Сан-Франциско прошел IV Всезарубежный Собор, на к-ром была продолжена выработка курса на восстановление единства Русской Церкви. Состоявшийся 15-19 мая того же года Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил проект Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. 6 сент. Архиерейский Синод окончательно утвердил текст Акта в исправленной редакции. 17 мая 2007 г. в Москве, в храме Христа Спасителя, перед литургией в праздник Вознесения патриарх Алексий II и Л. поставили свои подписи под Актом о каноническом общении.

http://pravenc.ru/text/2462409.html

Новости Митрополит Онуфрий – самый вероятный и достойный кандидат на место главы УПЦ, считает протодиакон Андрей Кураев 10.07.2014 13:17 Москва, 10 июля, Благовест-инфо. 13 августа в Киево-Печерской лавре Архиерейский собор  Украинской Православной Церкви будет выбирать нового предстоятеля. Самым удачным выбором был бы нынешний местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры   митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), считает известный миссионер протодиакон Андрей Кураев. Своей личной экспертной точкой зрения на события в Украинской Церкви он поделился с журналистами  на пресс-конференции 9 июля в информационном агентстве «Национальная служба новостей». Говоря в целом о системе церковного управления, о.Андрей заметил, что  за 25 лет религиозной свободы в Православной Церкви  «оказались не выработаны самостоятельные механизмы контроля собственной  жизни». Московский патриархат привержен модели управления, которую протодиакон называет «просвещенным абсолютизмом» (укрепление вертикали власти). Но если в РПЦ церковный народ все-таки допущен к  выборам Патриарха  (через делегатов Поместного собора), то в УПЦ МП церковный народ  никак не влияет на итоги выборов, потому что митрополита Киевского выбирает Архиерейский собор – это 50 выборщиков-епископов, «очень узкий круг». В сложнейших нынешних условиях, когда Украина переживает гражданскую войну, предстоящие выборы проявят позицию епископов  УПЦ: «13 августа они сами себе поставят диагноз: что для них важнее – интересы Церкви, народа или личные маленькие гешефты». Кроме того, церковные выборы обнаружат «качество правления ушедшего в мир иной митрополита Владимира». По словам о.Андрея, он знал почившего иерарха еще в бытность того ректором Московской Духовной академии и помнит, что до конца дней митрополит Владимир сохранил человечность, простоту и доступность. «Он  --добрый человек. Но, как говорят,  это не профессия». О.Андрей утверждает, что митрополита Владимира можно сравнить с Брежневым периода застоя, про которого говорили: «Сам живет и другим не мешает». Это были идеальные годы для аппарата, но обернувшиеся застоем» . Нечто подобное происходило в украинской  жизни: за 20 с лишним лет сформировался «наиболее влиятельный типаж  украинского архиерея  – это такие бонвиваны: замечательные собеседники за столом, сибариты, которые живут по принципу «бери от Церкви все». Охарактеризовав таким образом украинский епископат, о.Андрей также дал невысокую оценку моральному облику некоторых архиереев, отметив потворство им со стороны предстоятеля: «Это прямая вина и наследство митрополита Владимира. Это серьезнейшая болячка».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И. являлся одним из заместителей Предстоятеля РПЦЗ и рассматривался многими как возможный преемник митр. Анастасия (Грибановского). В мае 1964 г., после заявления митр. Анастасием о желании уйти на покой, И. как старейший по епископской хиротонии являлся кандидатом на пост Первоиерарха РПЦЗ. На 2-м этапе выборов разница в голосах, отданных за И. и за др. кандидата - Вашингтонского архиеп. Никона (Рклицкого) , составила всего 1 голос. Чтобы избежать возможного раскола в Церкви, Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к архиеп. Никону и к И. с предложением отозвать свои кандидатуры. И. предложил Брисбенского еп. Филарета (Вознесенского ; с 31 мая 1964 митрополит Нью-Йоркский и Первоиерарх РПЦЗ). Много сил отдал И. налаживанию церковной жизни в Сан-Францисской епархии. Он занимал простую келью в приюте во имя свт. Тихона Задонского, эвакуированном из Шанхая. Лично отвечал на приходившую ему многочисленную корреспонденцию. Регулярно посещал больных в госпиталях, организовывал сбор пожертвований для нуждающихся, а также в мон-ри на Афоне и Св. земле. Продолжал уделять большое внимание духовному образованию, считая это делом «всей русской общественности». Настаивал на необходимости приобретения здания для рус. школы недалеко от кафедрального собора Сан-Франциско; считал, что отсутствие такой школы означало бы для следующего поколения «потерю своей национальности и веры отцов», без чего «опустеет через некоторое время собор, а малые церкви должны будут закрыться из-за отсутствия прихожан». Организовал богословские курсы, на к-рых преподавал литургику, старался ежедневно посещать церковную гимназию. В 1963 г. И. благословил создание братства прп. Германа Аляскинского. И. предчувствовал свою кончину. Он умер во время архипастырского посещения Сиэтла с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение». Перед смертью отслужил Божественную литургию. На следующий день после кончины тело И. было доставлено в Сан-Франциско, в кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевание в соборе возглавил Предстоятель РПЦЗ митр. Филарет. В течение 6 дней пребывания в открытом гробу, несмотря на жару, не наблюдалось признаков разложения, не ощущалось запаха тления, почивший производил впечатление спящего. 7 июля гроб с телом И. был помещен в усыпальницу собора. 11 окт. 1993 г. специальная комиссия РПЦЗ по освидетельствованию останков обнаружила его мощи нетленными. 2 июля 1994 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ. 24 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ прославлен к общецерковному почитанию.

http://pravenc.ru/text/468963.html

был наречен, а 21 июля в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы хиротонисан во епископа Молотовского и Соликамского. С 14 марта 1957 г. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, настоятель переданного РПЦ Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре . В короткий срок благоустроил собор, заслужив любовь и уважение паствы. 14 нояб. 1961 г. А. назначен на Тульскую и Белевскую кафедру. 25 февр. 1964 г. возведен в сан архиепископа. С 27 янв. 1966 г. архиепископ Рижский и Латвийский, с 8 окт. 1966 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. Будучи Краснодарским архиереем, по данным отчетов Совета по делам религий , высказывал недовольство реформой 1961 г. (см. Архиерейский Собор РПЦ 1961 г. ). С 1964 г. А. почетный член МДА; в 1968 г., защитив дис. «История Тульской епархии со времени ее учреждения (1799-1917)», получил степень магистра богословия. С 19 апр. 1978 г. до своей кончины А. служил на Калининской и Кашинской кафедре. 9 сент. 1981 г. возведен в сан митрополита. Заботами А. был благоукрашен древний Свято-Троицкий кафедральный собор Калинина. По инициативе А. в 1979 г. было установлено празднование Собора Тверских святых, к-рым А. составил службу. 10 окт. 1988 г. состоялось отпевание А. в Свято-Троицком кафедральном соборе, А. погребен у алтаря Успенского храма в с. Завидове близ Калинина. Соч.: Богодухновенность Свящ. Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению): Канд. дис./МДА. Загорск, 1955; История Тульской епархии со времени ее учреждения (1799-1917): Магист. дис. МДА. 1968. Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Коноплёва) во епископа Молотовского//ЖМП. 1956. 8. С. 8-10; Виктор (Олейник), архим., Басюк И., прот. 70-летие архиепископа Калининского и Калининградского Алексия//Там же. 1981. 4. С. 16-18; Басюк И., прот. Епископ, воин, гражданин//Там же. 1985. 5. С. 44-45; он же. Митрополит Калининский и Кашинский Алексий: [Некролог]//Там же. 1989. 3. С. 30-31; Скурат К. Е. Богословские труды митрополита Алексия//Там же. С. 31-32; Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917-1997). М., 1997. С. 369, 417, 458, 720; Православные архиереи - уроженцы Воронежского края//Воронеж Православный. 1998. 7 (18). С. 3. Иером. Митрофан (Шкурин) Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64662.html

108 По-видимому, в протоколе заседания допущена опечатка: на съезде от Тихоновой Калужской пустыни был представлен с правом совещательного голоса иеромонах Анастасий Список участников съезда монашествующих с совещательным голосом, п. 8, с. без номера]. 109 Архим. Аркадий родился 27 июля 1856 г. в г. Кунгур Пермской губернии. Был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 по 1913 гг. и с 1918 по 1920 гг. В 1919 г. за защиту святынь обители был арестован по обвинению в агитации против советской власти. После заочного осуждения и отбытия заключения в лагере, возвратился в 1922 г. в с. Оранки и подал прошение священноначалию об увольнении «на покой». Какие-либо сведения о дальнейшем жизненном пути и дате смерти не установлены. Более подробно о личности и трудах о. Аркадия можно узнать из архивных документов Государственного архива Нижегородской области. 111 Как справедливо заметил к.и.н. Запальский Г.М. именно ученое монашество постепенно, особенно к началу XX в., стало главным кадровым резервом для пополнения состава архиереев РПЦ 112 Архим. Киприан (Керн , †1960), доктор церковных наук, богослов и церковный историк. Выпускник 1925 г. богословского факультета Белградского университета (Республика Сербия). Монашество принял в 1927 г. С 1928 г. по 1931 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1936–1960 гг. преподавал ряд дисциплин в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (подробнее см. 113 Владыка Феодор с августа 1906 г. был ректором Московской Духовной семинарии, с августа 1909 г. по 1 мая 1917 г. – ректором Московской Духовной академии. Кроме того с 1914 г. – почетный член Казанской Духовной академии. Расстрелян в 1937 г. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ в 1981 г. канонизирован в лике новосвященномученика (подробнее см. 114 Архим. Гурий был докладчиком и секретарем на Казанским и Иркутском миссионерских съездах в 1910 г. С 1911 г. – наблюдатель и с 1912 г. – преподаватель миссионерских курсов (г. Казань). С августа 1919 г. товарищ Председателя Миссионерского совета при Св Синоде. Митр. Петр (Полянский , †1937, в 1981 г. прославлен РПЦЗ в лике новосвященномученика, в 1997 г. прославлен РПЦ в лике священномученика) еще в 1926 г. указывал на использование в миссионерских целях труда о. Гурия «Об обновленчестве». В дальнейшем – архиепископ. Расстрелян в 1937 г. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. в лике свщенномучеников (подробнее см.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г . Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан) , клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря . На момент создания А. и Ч. е. существовало 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имели собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом первоначально являлась анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым) . 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор. Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию . Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ.

http://pravenc.ru/text/114674.html

1 янв. по ст. ст. Наконец, широко распространен обычай совершать 1 сент. по н. ст. молебен на начало учебного года; т. о., в РПЦ в настоящее время одновременно сосуществуют сразу несколько Н.: прежде всего, это 1 янв. по н. ст., но также и 1 янв. по ст. ст., и 1 сент. по обоим календарям, не считая следов весеннего Н., отраженных в некоторых традициях празднования Масленицы, памяти 40 мучеников Севастийских, Благовещения и Пасхи. В Церквах греч. традиции в связи с почти повсеместным переходом на новый стиль проблемы 2 соседствующих «старого» и «нового» Н. не существует. При этом Н. обычно отождествляется с 1 янв., а старый визант. праздник 1 сент. переосмысляется как день защиты окружающей среды. В связи с этим архиеп. Афинский Христодул (Параскевидис) († 2008) даже благословил совершать в Элладской Церкви 1 сент. чин литургии по тексту VIII кн. Апостольских постановлений , где содержится достаточно много рассуждений об устройстве тварного мира, несмотря на псевдоэпиграфичность этого памятника и несоответствие нек-рых содержащихся в нем выражений правосл. вероучению. В 2008 г. на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в к-ром значительное место уделено экологической проблематике и засвидетельствована практика К-польской и иных грекоязычных Церквей произнесения 1 сент. особых молитв о защите творения Божия. Сохраняя приверженность общеправосл. решениям, Архиерейский Собор РПЦ 2013 г. подготовил и одобрил концептуальный документ под названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Одним из результатов имплементации этого документа стало создание особого Чина молебного пения о сохранении творения Божия, к-рый синодальным решением от 13 июля 2015 г. предписано совершать в 1-е воскресенье сент. (журнал 41). Лит.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 98-158; Иванов А. [В.] Греческое рукописное Евангелие, находящееся в б-ке Таврической ДС//ЗРАО. 1886. Т. 1. С. 101-164; Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов, ныне не употребляющихся: (Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки). Каз., 1889. С. 27-56; Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004; Nelson R. Patriarchal Lectionaries of Constantinople: History, Attributions, and Prospects//The New Testament in Byzantium/Ed. D. Krueger, R. Nelson. Wash., 2016. P. 87-115; Желтов М., свящ., вступ. ст. и изд. Чиновник архиепископов Новгородских: Древнерус. Требник РНБ Соф. 1056. М., 2017. (Литург. наследие; 1).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010