Значительные изменения в жизни РПЦ, вызванные падением коммунистического режима в СССР, сделали возможным начало диалога между РПЦ и РПЦЗ. Тем не менее В. неоднократно на протяжении 90-х гг. заявлял о своем негативном отношении к РПЦ и считал к.-л. контакты с ней невозможными. При непосредственном участии В. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял «Положение о приходах свободной православной Церкви», объявлявшее о создании в России, на канонической территории РПЦ, епископата и открытии приходов РПЦЗ. 26 окт. 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством В. в своем послании приветствовал нек-рые решения Архиерейского юбилейного Собора РПЦ 13-16 авг. 2000 г. , в т. ч. канонизацию новомучеников и принятие «Основ социальной концепции РПЦ» . По решению Собора при Архиерейском Синоде РПЦЗ была создана комиссия по вопросам единства Русской Церкви, Собор направил письмо Сербскому Патриарху Павлу (Стойчевичу) с просьбой о посредничестве в переговорах с МП. 4 дек. 2000 г. В. распространил послание, в к-ром заявил о своем несогласии со мн. решениями Собора. Несмотря на это письмо, 8 февр. 2001 г. Архиерейский Синод РПЦЗ под председательством В. сделал заявление о «внутреннем единстве» всех членов Синода. После обнародования 5 мая 2001 г. «Обращения клириков Западноевропейской епархии РПЦЗ», содержавшего призыв «противостоять новому курсу в нашей Церкви», В. снова изменил позицию. 22 июня 2001 г. он подписал «Окружное послание» с заявлением, что «Основы социальной концепции РПЦ» не могут перечеркнуть «предательскую Декларацию 1927 г.», послание отрицало происходящее в России духовное возрождение и признало ошибочным создание комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Открывшееся 10 июля 2001 г. заседание Архиерейского Синода РПЦЗ оценило «Окружное послание» как ошибочное, после чего В. дал согласие уйти на покой. 13 июля постановлением Синода было определено, что до проведения внеочередного Архиерейского Собора в окт. того же года временное руководство РПЦЗ возлагается на Троицкого и Сиракузского архиеп.

http://pravenc.ru/text/158840.html

Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г. В это же время в политической жизни УССР активно проходили процессы, приведшие к провозглашению Украины независимым гос-вом. Эти процессы отразились на церковной жизни. В 1989 г. объявила о своем воссоздании раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), власти активно поддерживали распространение на Украине приходов Украинской греко-католической Церкви , чрезвычайно острые формы приняло межконфессиональное противостояние на Зап. Украине. Для повышения авторитета священноначалия правосл. Церкви на Украине Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял новое «Положение об Экзархатах», предоставившее Украинскому Экзархату больше прав в самоуправлении. 10 июля 1990 г. Синод Украинского Экзархата направил Синоду РПЦ принятое 9 июля «Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ», главным пунктом к-рого была просьба о предоставлении Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 г. принял Определение об УПЦ, к-рым предоставил УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. Наименование «Украинский Экзархат» было упразднено, а Предстоятелю УПЦ был усвоен титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». 1-3 нояб. 1991 г. в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре прошел Собор УПЦ, на к-ром было решено «обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ с просьбой даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию». Однако это обращение не было свободным волеизъявлением всего епископата УПЦ и верующего народа. Вопрос о даровании автокефалии УПЦ рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 г. , принявшем постановление: «Чтобы иметь настоящее волеизъявление Полноты Украинской Православной Церкви, иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе РПЦ». На этом же Соборе Предстоятель УПЦ митр. Филарет (Денисенко) клятвенно обещал подать в отставку в связи с имевшими место обвинениями в его адрес. Однако по возвращении в Киев он объявил о своем отказе сложить с себя обязанности Предстоятеля УПЦ, отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу.

http://pravenc.ru/text/159072.html

К. участвовал в подготовке постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», к-рое упрощало порядок закрытия молитвенных зданий. Такие решения принимались теперь не Советами министров союзных республик, а нижестоящими органами власти - областными и краевыми исполкомами при согласовании с Советом по делам РПЦ. В постановлении также указывалось на необходимость «восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности», что подразумевало отстранение духовенства от руководства приходами. В тот же день Совет министров утвердил разработанную К. «Инструкцию о применении законодательства о культах», которая вводила новые ограничения приходской деятельности (запрет на организацию паломнических поездок, экскурсий, кружков, на проведение детских и жен. собраний, на оказание верующим санаторной и лечебной помощи и т. п.). Районные и городские власти получили право на запрещение колокольного звона. При местных советах создавались общественные комиссии по наблюдению за исполнением законодательства о культах, к-рые активно вмешивались в жизнь приходов. В марте-апр. 1961 г. К. дважды вызывал к себе патриарха и находившихся в Москве членов Синода. Ссылаясь на несоответствие действующего «Положения об управлении Русской Православной Церкви» нормам постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О религиозных объединениях» , К. требовал от Московской Патриархии коренным образом изменить принципы приходского управления, передав его от настоятеля «исполнительному органу» - церковным советам, в к-рые власти могли продвигать своих людей; старосты церквей также часто назначались при участии органов власти. Т. о., клирики оказывались в положении бесправных служащих, нанятых для «исполнения религиозных потребностей». Патриарх и Синод были вынуждены принять постановление о проведении приходской реформы; оно было утверждено Архиерейским Собором РПЦ 18 июля 1961 г. Собор также одобрил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). К. активно содействовал этому решению, к-рое не могло быть принято без одобрения высшего партийного руководства. В докладной записке в ЦК КПСС К. объяснял необходимость вступления РПЦ в ВСЦ, «чтобы через него более эффективно воздействовать на христианское общественное мнение за рубежом». В нояб.-дек. того же года делегация Московской Патриархии впервые участвовала в работе 3-й Ассамблеи ВСЦ в Дели. Представители РПЦ, налаживая в структурах ВСЦ диалог с зарубежными христианами, вынуждены были ориентироваться на внешнеполитические цели Советского гос-ва, однако всегда проявляли твердость в вопросах веры и догматического учения.

http://pravenc.ru/text/2462307.html

28 дек. 1958 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с сохранением прежнего послушания. Хиротонию, состоявшуюся в московском Богоявленском соборе в Елохове, возглавил Патриарх Алексий I . Продолжал служение в Дамаске. 30 июня 1960 г. назначен епископом Среднеевропейским и Берлинским, экзархом Московского Патриархата в Ср. Европе. Много ездил по городам своей епархии. Свободно владел нем., англ. и франц. языками, выступал с докладами и лекциями. Автор ряда статей в «Журнале Московской Патриархии» и в печатном органе Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия» (на нем. яз.). С 28 авг. 1960 г. член Комиссии РПЦ по межхрист. связям. В июне 1961 г. участвовал в организованном Христианской мирной конференцией (ХМК) 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира в Праге, вошел в числе др. правосл. архиереев РПЦ в совещательный комитет ХМК. Делал доклад о конгрессе на Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. 22 авг. того же года возведен в сан архиепископа. В дек. 1961 г. был в составе делегации Московского Патриархата на 3-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Дели. В связи с присоединением РПЦ к ВСЦ сказал, обращаясь к делегатам ассамблеи: «Мы не приносим вам иную, чуждую вам Веру; мы вносим во ВСЦ исконную Веру неразделенной Церкви, от которой вы частично отошли, но которая принадлежит вам по праву» (цит. по: Письмо митр. Сурожского Антония [Блума] Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 г.//ЖМП. 1997. 5. С. 12). 16 июня 1962 г. назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Сев. и Юж. Америки с местопребыванием в Нью-Йорке. С 22 февр. 1963 г. носил титул архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского. 3 авг. того же года возведен в сан митрополита. Совершил много пастырских поездок по США и Канаде, посещал страны Юж. Америки. Участвовал в судебных процессах, отстаивая права Московского Патриархата на церковную собственность. Во многом благодаря усилиям И. удалось сохранить в юрисдикции Московского Патриархата кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке. За время пребывания в США освятил 7 новых храмов. Жил аскетично. Собирал материалы о деятельности на Алеутских о-вах митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , к-рого очень почитал. И. написал сценарий к документальному фильму «Митрополит Иннокентий - миссионер русской Америки». Труды И. способствовали канонизации свт. Иннокентия в 1977 г.

http://pravenc.ru/text/469464.html

3 мая 1990 г. на 80-м году жизни скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен , и митр. Филарет был избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Между тем в прессе все чаще стала появляться информация о безнравственном образе жизни митр. Филарета. На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. , проходившем 7-8 июня 1990 г. в ТСЛ, экзарх Украины фигурировал в числе кандидатов на Патриаршество. Однако Собор, впервые после 1917 г. получивший возможность избирать нового Предстоятеля Русской Церкви без давления со стороны гос-ва, избрал новым Патриархом Московским и всея Руси митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, Патриарх Алексий II ). Это обстоятельство стало одной из причин уклонения митр. Филарета в раскол и попытки добиться незаконного «патриаршества» в Киеве. Уже летом 1990 г. митр. Филарет стал стремиться к еще большему расширению автономии УПЦ под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине. 9 июля 1990 г. укр. архиереи по инициативе митр. Филарета приняли «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении». На Соборе в Киеве епископат УПЦ избрал митр. Филарета своим предстоятелем. 10 июля 1990 г. Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского Экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Оно было рассмотрено Синодом РПЦ на заседании 20 июля 1990 г. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса было решено вынести его на обсуждение на Архиерейском Соборе РПЦ. На Украине обсуждение вопроса о предоставлении УПЦ полной самостоятельности в управлении проходило без широкой огласки, правосл. общественность не была информирована о предстоящих переменах. Большинство правосл. населения Украины было настроено против церковной независимости и выступало за единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие видели шаг на пути к автокефалии, которой большинство православных верующих Украины не желало даже при условии ее каноничности. Митр. Филарет, напротив, стремился к более высокой степени автономии УПЦ, видя в ней не столько средство противостояния расколу, сколько способ укрепления личной власти и независимости от Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/171683.html

в ходе этих событий подвергся оскорблениям. Правосл. верующие смогли отстоять в Луцке лишь один Покровский храм, при к-ром с этого времени разместились епархиальное управление и ДС. Тяжело пережив разгром Волынской епархии, В. направил в Свящ. Синод УПЦ прошение о переводе на др. кафедру. 25 авг. 1992 г. он был назначен епископом Николаевским и Вознесенским, с 23 июня 1993 г. В.- епископ Сумской и Ахтырский, с 27 июля 1995 г. епископ Ровенский и Острожский, 23 нояб. возведен в сан архиепископа. Возглавляемая В. Ровенская епархия в наст. время является одной из крупнейших в УПЦ. В епархии возрождены 2 муж. и 4 жен. мон-ря, в т. ч. Дерманский во имя Св. Троицы и Межиричский во имя Св. Живоначальной Троицы . Открыты Корецкое регентско-катехизаторское уч-ще и Городокское уч-ще регентов-псаломщиков, ректором к-рого является архиерей. Действуют 97 воскресных школ и 2 братства, издаются 2 газеты. Положение епархии осложняется непрекращающимися попытками захватов храмов и др. враждебными действиями со стороны раскольников (на территории епархии действуют 217 общин УПЦ КП, 17 общин Украинской автокефальной православной церкви и др.). В. ведет затяжную борьбу за возвращение епархии Воскресенского кафедрального собора в г. Ровно; в наст. время в качестве кафедрального собора используется подвальное помещение нижнего храма Воскресенского собора, крайне тесное и неудобное для совершения богослужений. 28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) возведен в сан митрополита. В. награжден орденами РПЦ св. Владимира 3-й степени (2000), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2003), св. блгв. кн. Даниила Московского I степени (2008), орденами УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 2-й степени (2003), «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2001), орденом Польской Православной Церкви св. равноап. Марии Магдалины 2-й степени (1997), а также гос. орденом Украины «За заслуги» 3-й степени (2001). Лит.: Наречение и хиротония архим. Варфоломея (Ващука) во еп. Волынского и Ровенского//ЖМП. 1990. 8. С. 26-29; Архиерейский собор РПЦ, 31 марта - 1 апр. 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 6. С. VI, IX, XIII, XVI; Архиерейский Собор РПЦ, 11 июня 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 8. С. II, VII-XII; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. 1989-1997. М., 1998. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ)

http://pravenc.ru/text/154399.html

На фоне всей этой высокой политики дело с чукотским епископом Диомидом, уже полтора года донимающим высших церковных сановников скандальными посланиями с обвинениями их в экуменизме, сотрудничестве с " безбожной властью " и принятии ИНН, представлялось каким-то досадным недоразумением. И никто, наверное, не ожидал той бури, в которую вылилось " дело Диомида " на Архиерейском Соборе РПЦ, открывшемся 24 июля. Чукотка отдельно Тем не менее " солнечная активность " этого лета еще перед Собором подняла градус нервозности до отметки " Пусть сильнее грянет буря " . Архиерейский Собор (проходящий, как правило, раз в четыре года) предваряли многочисленные воинственные возгласы консерваторов, что ни день, все более радикальные. Самым обсуждаемым стал распространенный в интернете текст " Обращения московских клириков к Архиерейскому собору " , подписанный вначале девятнадцатью, а потом более чем сотней московских священников и представляющий собой сумбурный свод тревог и страхов консервативного сознания, напуганного редкими дуновениями живой жизни в Русской Церкви. Авторы Обращения рисовали немые ужасы разгула " либерализма " и " обновленчества " в РПЦ, набрасывались на редкие еще имеющие место случаи миссионерства и дискуссий о возможности использования русского языка в богослужении. " Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто маргинальное во всех отношениях " , — восклицали авторы послания, призывая грядущий Собор " дать оценку необъявленной богослужебной реформации,.. указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия,.. вскрыть источники и указать персонально руководителей этого антицерковного течения " ... Еще более далекой волной накрывало Собор очередное " Послание епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии РПЦ " епископа Диомида (отказавшегося к тому времени приехать на Собор ввиду болезни), которое кроме ритуальных протестов против ИНН и " проведения в Кремле, Православном сердце России, иудейских праздников " обвиняло патриарха Алексия II в совместном молении с католиками в соборе Нотр-Дам де Пари и митрополита Кирилла (Гундяева) в " ереси экуменизма " , а также требовало упразднить " как наследие советского прошлого " возглавляемый митрополитом Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) — главный рассадник церковного либерализма и экуменизма2.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

На фоне всей этой высокой политики дело с чукотским епископом Диомидом, уже полтора года донимающим высших церковных сановников скандальными посланиями с обвинениями их в экуменизме, сотрудничестве с " безбожной властью " и принятии ИНН, представлялось каким-то досадным недоразумением. И никто, наверное, не ожидал той бури, в которую вылилось " дело Диомида " на Архиерейском Соборе РПЦ, открывшемся 24 июля. Чукотка отдельно Тем не менее " солнечная активность " этого лета еще перед Собором подняла градус нервозности до отметки " Пусть сильнее грянет буря " . Архиерейский Собор (проходящий, как правило, раз в четыре года) предваряли многочисленные воинственные возгласы консерваторов, что ни день, все более радикальные. Самым обсуждаемым стал распространенный в интернете текст " Обращения московских клириков к Архиерейскому собору " , подписанный вначале девятнадцатью, а потом более чем сотней московских священников и представляющий собой сумбурный свод тревог и страхов консервативного сознания, напуганного редкими дуновениями живой жизни в Русской Церкви. Авторы Обращения рисовали немые ужасы разгула " либерализма " и " обновленчества " в РПЦ, набрасывались на редкие еще имеющие место случаи миссионерства и дискуссий о возможности использования русского языка в богослужении. " Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто маргинальное во всех отношениях " , – восклицали авторы послания, призывая грядущий Собор " дать оценку необъявленной богослужебной реформации,.. указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия,.. вскрыть источники и указать персонально руководителей этого антицерковного течения " ... Еще более далекой волной накрывало Собор очередное " Послание епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии РПЦ " епископа Диомида (отказавшегося к тому времени приехать на Собор ввиду болезни), которое кроме ритуальных протестов против ИНН и " проведения в Кремле, Православном сердце России, иудейских праздников " обвиняло патриарха Алексия II в совместном молении с католиками в соборе Нотр-Дам де Пари и митрополита Кирилла (Гундяева) в " ереси экуменизма " , а также требовало упразднить " как наследие советского прошлого " возглавляемый митрополитом Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) – главный рассадник церковного либерализма и экуменизма2.

http://religare.ru/2_58760.html

На фоне всей этой высокой политики дело с чукотским епископом Диомидом, уже полтора года донимающим высших церковных сановников скандальными посланиями с обвинениями их в экуменизме, сотрудничестве с " безбожной властью " и принятии ИНН, представлялось каким-то досадным недоразумением. И никто, наверное, не ожидал той бури, в которую вылилось " дело Диомида " на Архиерейском Соборе РПЦ, открывшемся 24 июля. Чукотка отдельно Тем не менее " солнечная активность " этого лета еще перед Собором подняла градус нервозности до отметки " Пусть сильнее грянет буря " . Архиерейский Собор (проходящий, как правило, раз в четыре года) предваряли многочисленные воинственные возгласы консерваторов, что ни день, все более радикальные. Самым обсуждаемым стал распространенный в интернете текст " Обращения московских клириков к Архиерейскому собору " , подписанный вначале девятнадцатью, а потом более чем сотней московских священников и представляющий собой сумбурный свод тревог и страхов консервативного сознания, напуганного редкими дуновениями живой жизни в Русской Церкви. Авторы Обращения рисовали немые ужасы разгула " либерализма " и " обновленчества " в РПЦ, набрасывались на редкие еще имеющие место случаи миссионерства и дискуссий о возможности использования русского языка в богослужении. " Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто маргинальное во всех отношениях " , – восклицали авторы послания, призывая грядущий Собор " дать оценку необъявленной богослужебной реформации,.. указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия,.. вскрыть источники и указать персонально руководителей этого антицерковного течения " ... Еще более далекой волной накрывало Собор очередное " Послание епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии РПЦ " епископа Диомида (отказавшегося к тому времени приехать на Собор ввиду болезни), которое кроме ритуальных протестов против ИНН и " проведения в Кремле, Православном сердце России, иудейских праздников " обвиняло патриарха Алексия II в совместном молении с католиками в соборе Нотр-Дам де Пари и митрополита Кирилла (Гундяева) в " ереси экуменизма " , а также требовало упразднить " как наследие советского прошлого " возглавляемый митрополитом Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) – главный рассадник церковного либерализма и экуменизма2.

http://religare.ru/2_58760_1_21.html

12 февр. 1944 г. возведен в сан митрополита, назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. 4 февр. 1945 г., во время интронизации Патриарха Алексия I , вручал ему куколь (ЖМП. 1945. 2. С. 60). На Украине И. руководил возвращением в юрисдикцию Московской Патриархии приходов, находившихся во время оккупации в раскольнических автокефальных образованиях. В 1-й послевоенный год И., налаживая церковную жизнь, сделал очень много для преодоления последствий раскольнических действий еп. Поликарпа (Сикорского) и «архиереев», получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов. Вслед. депортации нем. войсками при отступлении епископата автономной Украинской Православной Церкви И. длительное время был единственным архиереем патриаршей ориентации на Украине. Он являлся членом Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Вместе с Львовским и Тернопольским еп. Макарием (Оксиюком) , Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком) , управляющим делами Киевского Экзархата прот. Константином Ружицким был представителем от РПЦ на Львовском Соборе греко-униат. священников и мирян 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение о воссоединении с правосл. Церковью. И. принял активное участие в процессе воссоединения греко-католиков (униатов) зап. областей Украины и Закарпатья с Русской Церковью, укреплял их в Православии. 8-18 июля 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, а также в Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей . Был избран почетным членом МДА. И. был требовательным и строгим в соблюдении церковных правил и канонов. Часто служил в различных мон-рях и церквах Украины. Архиерейские служения И. отличались особой молитвенностью, его простые и назидательные проповеди привлекали большое число молящихся. И. постоянно заботился о восстановлении разрушенных в предвоенные десятилетия храмов, к-рые были открыты в годы войны, но пребывали в запустении. Усилиями И. был отреставрирован и передан Церкви кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Владимира в Киеве, в к-ром совершались строго уставные богослужения с общим пением молящихся и чтением акафистов. С кон. 50-х гг. XX в. усилилось давление на Церковь со стороны властей, начавших при Н. С. Хрущёве очередную антирелиг. кампанию. В 1959 г. было отказано в выделении участка под строительство нового здания Киевской ДС, в последующие годы верующие лишились десятков церквей. Так, в Киеве из 25 действующих храмов осталось только 8. Особенно тяжелым ударом явилось закрытие в 1963 г. Киево-Печерской лавры .

http://pravenc.ru/text/469550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010