5 июля 1961 г. определением Синода РПЦ Н. был назначен на Костромскую кафедру, на к-рой перед этим за короткий срок сменилось уже 3 архиерея. 10 авг. 1961 г. в московском Богоявленском Елоховском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Ярославский и Ростовский архиеп. Никодим (Ротов), Среднеевропейский еп. Иоанн (Вендланд; впосл. митрополит) и Подольский еп. Киприан (Зёрнов) хиротонисали Н. во епископа Костромского и Галичского. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Костромской обл. сообщал о начальном периоде управления Н. епархией: «С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 5. Д. 44. Л. 26-27). Служение Н. на Костромской кафедре совпало с антирелигиозной кампанией, развернувшейся во время правления Н. С. Хрущёва. Н. писал об этом периоде в своих воспоминаниях: «В те годы в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Н. упорно боролся за сохранение действующих церквей, умело вел переговоры с представителями местных властей, не поддаваясь их давлению. Благодаря его усилиям в 1961-1964 гг. в Костромской обл. было закрыто только 4 храма (для сравнения - в соседней Ивановской обл. в это же время было закрыто 12 церквей, в Кировской обл.- 40). В целях спасения уже готовившегося областными властями к сносу древнего костромского Воскресенского храма на Дебре Н. принял решение о преобразовании его по согласованию с Советом по делам РПЦ в кафедральный собор вместо Иоанно-Златоустовского храма. Н. пошел на это, будучи уверен, что отстоять расположенный в центральной части города Иоанно-Златоустовский храм верующим будет легче, чем находящуюся на окраине Воскресенскую ц.; впосл. так и случилось. Также в это время Н. отклонял все требования властей о передаче в гос. музей чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская».

http://pravenc.ru/text/2565594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. (Арихара Дзиро; 8.08.1931, Саппоро, Япония - 10.05.2000, Токио), еп. Иокогамский, избранный предстоятель Японской Автономной Православной Церкви . Из синтоистской семьи. В школьные годы у него появился правосл. друг, к-рый привел его к христ. вере. В 1946 г. Арихара Дзиро принял крещение в храме в честь Преображения Господня в Саппоро с именем Кирилл. В 1954 г. он поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (в 1946-1970 православные приходы Японии находились в юрисдикции Митрополичьего округа в Северной Америке ). В 1958 г. окончил семинарию и вернулся на родину. По настоянию Японского архиеп. Иринея (Бекиша) окончил последний курс Токийской ДС. 19 янв. 1961 г. Токийским архиеп. Никоном (Греве) в Воскресенском соборе Токио рукоположен во диакона и 24 янв.- во иерея. С 1961 по 1965 г. служил священником в токийском Воскресенском соборе. С дек. 1965 г. настоятель Покровской ц. в г. Суйта. В 1966-1967 гг. также временно окормлял приход в Киото. В 1970 г. свящ. Кирилл Арихара возглавил консисторию Японской Автономной Православной Церкви и вновь образованную канцелярию Киотоской и Западнояпонской епархии . В авг. 1977 г. назначен настоятелем Преображенской ц. в г. Саппоро. 24 сент. 1978 г. был возведен в сан протоиерея. Овдовел. 14-15 июня 1999 г., после кончины предстоятеля Японской Церкви архиеп. Токийского, митр. всея Японии Феодосия (Нагасимы), на совещании клира Японской Автономной Православной Церкви были избраны 3 кандидата на замещение вакантных кафедр в Японии: вдовствующие протоиереи Кирилл Арихара и Иуда Нусиро (ныне митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро) ) и свящ. Андрей Цудзиэ (ныне архиеп. Сендайский и Восточнояпонский Серафим (Цудзиэ) ). Кандидатов было решено представить священноначалию РПЦ. 11-12 июля 1999 г. внеочередной Поместный Собор Японской Церкви в присутствии представителя РПЦ Калужского и Боровского архиеп. Климента (Капалина ; ныне митрополит) единогласно утвердил решение совещания клира и постановил представить патриарху и Синоду РПЦ кандидатов на замещение архиерейских кафедр. В авг. того же года вместе с др. кандидатами прот. Кирилл Арихара посетил Россию, в течение месяца они знакомились с жизнью Русской Церкви. 20 авг. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры прот. Кирилл Арихара пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Петра, митр. Московского. 6 сент. возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/2580298.html

Киевским и всея Украины. 5 июля 2014 г. скончался митр. Владимир (Сабодан). 13 авг., на 40-й день после его кончины, открылся Архиерейский Собор УПЦ, на к-ром путем тайного голосования во 2-м туре О. был избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем УПЦ. 17 авг. в Киево-Печерской лавре состоялась торжественная интронизация О. Решением Синода УПЦ от 16 сент. 2014 г. в связи с избранием митрополитом Киевским и всея Украины О. был освобожден от должности председателя Церковного суда УПЦ и избран председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры. Решением Синода РПЦ от 23 окт. 2014 г. О. в связи с избранием предстоятелем УПЦ был освобожден от должности зам. председателя Общецерковного суда РПЦ. Несмотря на сложную политическую ситуацию на Украине под управлением О. продолжается дальнейшее успешное развитие УПЦ. Количество ее приходов выросло с 11 393 в 2013 г. до 12 092 в 2018 г. На 2018 г. каноническая Украинская Церковь состоит из 53 епархий, служение совершают 52 епархиальных и 36 викарных архиереев и более 12 200 священников и диаконов. Действует 251 мон-рь, где несут послушание ок. 4500 монашествующих. В 17 духовных школах проходят обучение более 1400 студентов. На Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 2017 г. были внесены изменения в Устав Русской Православной Церкви , призванные подчеркнуть особый статус УПЦ: была добавлена гл. X «Украинская Православная Церковь». В 4-м пункте этой главы говорится, что центр управления УПЦ находится в Киеве; в 12-м пункте подчеркивается, что в УПЦ «действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковным судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви». Распоряжением О. от 4 янв. 2018 г. было реорганизовано устройство Киевской епархии. В целях эффективного церковно-адм. управления приходами в пределах Киева были реорганизованы Северное, Южное, Юго-Восточное, Восточное и Центральное вик-ства; в пределах Киевской епархии реорганизованы Бородянское, Макаровское, Обуховское , Васильковское, Вишнёвское и Ирпенское вик-ства.

http://pravenc.ru/text/2581413.html

В РПЦ заявили, что ничто не мешает признанию подлинности царских останков 24 января, 2022. Новостная служба В случае признания останков подлинными Архиерейский Собор решит вопрос о том, как именно они будут храниться 24 января. ПРАВМИР. В Русской православной церкви заявили, что проведенное следствие не оставило сомнений в подлинности найденных под Екатеринбургом останков членов семьи последнего российского императора Николая II, сообщает Интерфакс. «На мой взгляд, ничего сегодня не мешает признанию подлинности «екатеринбургских останков», но для того, чтобы они были признаны подлинными, нужно соборное решение Церкви», — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион В июне прошлого года на заседании Синода был заслушан доклад представителя СК, который отчитался обо всех проведенных экспертизах. «Я думаю, что у членов Синода не должно было остаться сомнений в том, что останки подлинные. Но решение должно приниматься на уровне высшего руководства Церкви, а высшим руководством является Архиерейский Собор», — сказал митрополит. В случае признания останков подлинными Архиерейский Собор решит вопрос о том, как именно они будут храниться: будут ли они выставлены для поклонения верующих или будут положены под спуд. «Есть разные ситуации, — пояснил представитель РПЦ. — Есть ситуации, когда мощи находятся в открытом доступе, и люди могут прикладываться к мощам, а есть ситуации, когда мощи сохраняются под спудом. Вот все эти решения надо будет нам принять на предстоящем Архиерейском Соборе». Напомним, что 29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок к югу от места первого захоронения были найдены останки еще двух человек. Экспертизы утверждают, что останки принадлежат детям Николая II — цесаревичу Алексею и его сестре Марии. Летом 2018 года официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко сообщила, что повторное комплексное исследование подтвердило подлинность останков императора Николая II и его семьи, расстрелянных 100 лет назад в Екатеринбурге.

http://pravmir.ru/v-rpcz-zayavili-chto-n...

…«Разговоры» о закрытии храма начались уже в 1934 году, а в 1938 настоятеля собора протоиерея Фёодора Забелина освободили от должности. Клир просил у ленинградского митрополита нового священника, но получил устный ответ: « Священников нет, прислать некого, и придётся сдать собор » и весной 1938 имущество собора было описано и сдано, а в июле этого же года президиум Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о закрытии собора и сносе « как не представляющего собой культурной ценности ». 11 июля Екатерининский собор был закрыт. Здание предложили использовать под театр и кино, а подвалы под газоубежище, но до этого дело так и не дошло. В мае 1939 его обнесли глухим дощатым забором, рабочие сняли кровлю, церковные иконостасы и мебель были вывезены, иконы расколоты топорами, свалены в кучу и сожжены в подвале в храмовых печах. 10 июня 1939 года в половине шестого утра, по команде горного инженера Э.Н. Нильсена, собор святой Екатерины был взорван. На освободившемся месте предлагалось установить памятник Пушкину, бассейн с фонтанами, сквер поэтов, городской парк, детские игровые площадки… Но все эти планы так и не приобрели черты реальных объектов. К 1950 году груды кирпичей от собора, которые так никто и не стал убирать, постепенно осели, были частично растащены, и на расчищенном месте разбили городской сквер, в котором 22 апреля 1960 года открыли памятник В.И. Ленину. Лишь в 1995 году клирами и прихожанами Софийского и Фёдоровского соборов Царского Села был установлен крест рядом с местом, где находился Екатерининский собор. А в 1994 году Архиерейским Собором РПЦ Иван Кочуров был канонизирован как священномученик. Дни памяти по Ивану Кочурову РПЦ положила 13 ноября, а Собор новомучеников и исповедников Российских поминают в первое воскресение, начиная с 25 января по 7 февраля. В 2006 году на месте Екатерининского собора проводились археологические раскопки, во время которых были обнаружены фрагменты человеческих костей, о чём, как об обретении мощей священномученика Иоанна, было объявлено в день памяти святого 13 ноября 2008 года. В этот день останки, хранившиеся в алтаре Софийского собора в Пушкине, были вынесены для поклонения. Как не жаль, но генетическая экспертиза останков не была проведена. Так что поверим на слово археологам, что это и есть то, что осталось от Кочурова.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

Синод РПЦ образовал Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации 13 июля, 2015. Новостная служба 13 июля. ПРАВМИР. Комиссия образована с целью экспертизы общецерковных проектов в области архитектуры и реставрации, а также оценки предложений в области иконографии новопрославленных святых и решения других искусствоведческих задач общецерковного характера. В состав комиссии вошли: Такое решение принято на заседании Священного Синода РПЦ 13-го июля 2015 года ( Журнал ). 13 июля 2015 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Согласно уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод. Синод управляет церковью между Архиерейскими соборами (проходящими, как правило, раз в несколько лет). В межсоборный период именно Синод принимает важнейшие решения церковной и общественной жизни и через патриарха представляет собору отчет о своей деятельности. Заседания Синода созываются Патриархом (или местоблюстителем) несколько раз в год. Синод включает председателя — Патриарха (или местоблюстителя), девять постоянных и пять временных членов — епархиальных архиереев.Постоянными членами Синода являются семь архиереев по кафедре: митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, глава митрополичьего округа в Казахстане и глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Еще два иерарха являются постоянными членами Синода по должности: управляющий делами Московской Патриархии и председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Для участия в весенне-летней сессии также приглашены митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

http://pravmir.ru/sinod-rpts-obrazoval-o...

В нач. ХХ в. число церковных В. ш. быстро сокращалось (в т. ч. из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в 1905 г.- 260, в 1907 г.- 182. Впрочем, сохранялись очень крупные церковные В. ш., напр. в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской ц. Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви (384 учащихся). После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских В. ш. получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и др. Система церковных В. ш. прекратила существование. В. ш. сохранились среди рус. эмигрантов. Во Франции в 1920-1939 гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при правосл. приходах, рус. колониях, их деятельность координировал комитет, объединявший 65 В. ш. Основной целью обучения было сохранение духовных связей с Россией. Кон. XX - нач. XXI в. В 1991 г. в России началось возрождение В. ш. РПЦ, основной задачей к-рых является религ. воспитание и образование, гл. обр. детей. В. ш. (также называются церковноприходскими) создаются при приходах, мон-рях, правосл. учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ , на местном уровне - епархиальный отдел религ. образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или др. клирик данного прихода, так и мирянин. Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», к-рое вменяет в обязанность каждому приходу обеспечивать религ. образование прихожан, в первую очередь через В. ш. При благочинии на базе успешно действующих В. ш. или др. учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято положение «О церковноприходской воскресной школе для епархии города Москвы» (указом Святейшего Патриарха 3786 от 7 июля 1999), в к-ром более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности В. ш., существует епархиальная комиссия по церковному просвещению и деятельности В. ш.

http://pravenc.ru/text/155346.html

В марте 2010 г. состоялся первый визит Патриарха Кирилла в Армению в качестве Предстоятеля Русской Церкви. Во время визита состоялись встречи с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II ; Предстоятель РПЦ освятил закладного камень в основание нового православного храма Воздвижения Креста Господня в Ереване, при котором планируется создать представительство РПЦ в Армении. По итогам визита была подписана совместная декларация, в которой изложен план двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. Во время визита в Александрийский Патриархат в 2010 г. Патриарх Кирилл встретился с Папой и Патриархом Коптской Церкви Шенудой III . Докладчик констатировал, что в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей Русская Церковь все меньше находит союзников в западной протестантской среде. В области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. В межсоборный период представители Московского Патриархата принимали участие в ряде мероприятий, проходивших по линии Всемирного совета церквей (ВСЦ). В период с 27 по 30 июня 2010 г. в Москве побывал с первым визитом новый генеральный секретарь ВСЦ пастор Олаф Фюксе Твейт. В ходе беседы с ним Патриарха Кирилла обсуждались причины затяжного кризиса, который переживает совет в последние 15 лет. Предстоятель РПЦ усматривал их в противоречии между декларируемым стремлением к христианскому единству и усугублением расхождений между христианами по ряду доктринальных вопросов, касающихся в первую очередь антропологии и нравственности. С 30 июня по 4 июля 2010 г. в Москве состоялось заседание Постоянного комитета ВСЦ по консенсусу и сотрудничеству. Цель его деятельности состоит в вынесении рекомендаций по оптимизации участия Православных Церквей в процессе выработки и принятия решений в рамках этой организации. В качестве положительного примера сотрудничества докладчик привел деятельность Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), возобновившего свою работу в 2008 г. после шестилетнего перерыва. Входящие в него христианские общины имеют схожие взгляды на задачи, стоящие перед мировым христианским сообществом, и разделяют убежденность в непреходящем значении евангельского нравственного учения. 4 февр. 2010 г. в Москве состоялось пленарное заседание ХМКК, посвященное теме «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества». В итоговом документе была отражена совместная позиция и убежденность в неизменности традиционных семейных ценностей.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Желнино г. Дзержинска и в с. Сицком Чкаловского р-на. В крупнейшем дореволюционном центре паломничества с. Дивееве Дивеевского р-на 20 сент. 1988 г. зарегистрирована приходская община, начавшая подготовку к восстановлению Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. 9 нояб. 1989 г. этой общине было передано здание дивеевского Троицкого собора. 24 апр. того же года епархии был возвращен горьковский Спасский (Староярмарочный) собор. Позднее верующим были переданы горьковские Преображенская ц. в Сормовском р-не города (5 июня 1990) и Смоленская (Строгановская) ц. (2 авг. 1990). По определению Синода от 1 окт. 1990 г. Горьковская епархия была переименована в Нижегородскую. 11 янв. 1991 г. подписан акт о передаче РПЦ из фондов ленинградского Музея истории религии мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 18 июля 1991 г. была возобновлена монашеская жизнь в Серафимовом Дивеевском мон-ре. 23 июля того же года начался Всероссийский крестный ход с мощами прп. Серафима из Москвы в Дивеево. 26 июля он прибыл в Н. Новгород, 28 июля - в Арзамас, а 30 июля по пророчеству прп. Серафима святой возлег мощами в Дивеевской обители. В февр. 1991 г. зарегистрировано нижегородское братство во имя блгв. кн. Александра Невского, впоследствии ставшее крупнейшим в регионе. Вслед. значительного увеличения числа приходов Н. и А. е. в июле 1991 г. в помощь правящему архиерею было возобновлено Балахнинское вик-ство. В 1993 г. открыто Нижегородское ДУ, в 1995 г. преобразованное в семинарию. По постановлению Синода от 26 дек. 1995 г. ввиду передачи Сокольского р-на Ивановской обл. в состав Нижегородской обл. приходы, расположенные на территории этого района, были включены в состав Н. и А. е. В 1998 г. было возобновлено Ветлужское вик-ство Н. и А. е. (с 2002 не замещалось). На Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. от Н. и А. е. были прославлены 45 новомучеников и исповедников, в т. ч. Балахнинский еп. сщмч. Лаврентий (Князев). В дек. 2000 г. Нижегородский митр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010