поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Интервью порталу Romfea.gr Источник:  Официальный сайт РПЦ МП Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы греческого интернет-портала церковной информации Romfea.gr. – Ваше Святейшество, в последнее время стремительные трансформации в Ливии, Египте, Тунисе, Сирии и, более широко, в ближневосточном регионе, который Вы недавно посетили, самым жестоким образом отразились на невинных людях и многих членах христианских общин, составляющих там меньшинство. Ставили ли Вы этот вопрос на встречах с политическим руководством во время Вашего визита в Иерусалим? – Сегодня христиане на Ближнем Востоке и в других регионах мира испытывают гонения, сравнимые в ряде стран с теми, что были в ранние века христианства, или даже превосходящие их. Русская Православная Церковь с болью воспринимает эту беду. Весной 2011 года наш Священный Синод уже выступал с официальным заявлением по этому поводу. Также и прошедший недавно Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в одном из своих постановлений выразил " глубокую обеспокоенность в связи с резким ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке " . К сожалению, ситуация до сих пор не улучшилась. Если события и далее будут развиваться в подобном русле, то следы христианского присутствия могут практически исчезнуть там, где оно когда-то зародилось и существует уже два тысячелетия. Вопрос о защите прав христианского меньшинства в странах Ближнего Востока и Северной Африки обсуждался мной во время визитов в страны региона. Я говорил об этом с государственным руководством Сирии, Ливана, Израиля, Палестины и Иордании, с лидерами крупнейших религиозных общин этих стран. Считаю, что задуматься о последствиях происходящего стоит и руководству тех западных держав, которые пытаются выступать в роли арбитров в урегулировании региональных конфликтов. – Могут ли Православные Церкви внести свой вклад в ослабление кризиса в этих регионах и, если да, то каким образом?

http://religare.ru/2_101180.html

Русская Церковь при Патриархе Кирилле РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_61900.html 02 февраля 2009 Виктор Милитарев Русская Церковь при Патриархе Кирилле Источник:  http://www.apn.ru/column/article21273.htm АПН Итак, с 27 января у нашей Церкви новый Патриарх. Это уже второй Предстоятель Русской Церкви в послесоветскую эпоху. Послесоветская эпоха для Церкви это, в первую очередь, не только отсутствие гонений со стороны государства, но и отсутствие прямого вмешательства государства в выборы Первоиерарха РПЦ. Если Святейший Патриарх Пимен, как и его предшественники, патриархи Сергий и Алексий I выбирались на Соборах единогласно, то уже при избрании Святейшего Патриарха Алексия можно было увидеть явную предвыборную борьбу. Тогда Алексий II победил во втором туре выборов с небольшим преимуществом над митрополитом Владимиром, нынешним Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Видимо, уроки тогдашних " предвыборных схваток под ковром " , одним из результатов которых был раскол на Украине, инициированный недовольным исходом выборов Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко), крепко запомнились нашим архиереям. В том числе и поэтому, голосование на январском Поместном Соборе нашей Церкви было гораздо более консолидированным, чем в 1990 году. Святейший Патриарх Кирилл победил, выражаясь " по-светски " , можно сказать, конституционным большинством, собрав более трех четвертей голосов, с троекратным преимуществом над митрополитом Климентом Калужским и Боровским. Причем эта предвыборная фора в виде троекратного преимущества выявилась уже на Архиерейском Соборе в процессе выдвижения кандидатов на Поместный Собор. Таким образом, избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) Патриархом Московским и всея Руси выразило консолидированную волю и российского епископата, и представителей священства, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://religare.ru/2_61900_1_21.html

Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25340.html 26 января 2006 Александр Кырлежев Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви Источник:  Газета " Русская мысль " , 4333-4334, сентябрь – октябрь 2000 г. Принятие документа, озаглавленного " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , можно считать не только одним из важнейших деяний юбилейного Архиерейского собора РПЦ, но и чрезвычайно значимым событием и в церковной, и в общественной жизни России. Впрочем, учитывая процедуру этого принятия, надо говорить не столько о некоем свершившемся факте ( " теперь у нашей Церкви есть социальная доктрина " ), сколько о том, что собор положил начало процессу серьезного и " предметного " размышления на тему об отношении современной Православной Церкви к современным общественным процессам. Известно, что текст этого весьма объемного документа члены собора получили лишь по прибытии в Москву и реального, содержательного обсуждения затронутых в нем тем и проблем на соборе не было, да и не могло быть. Затем этот текст, созданный в недрах Отдела внешних церковных сношений, в тайне от церковной и светской общественности, был " вброшен " в информационное пространство, причем только в виртуальное (сейчас он доступен только интернет-сообществу – его можно найти на официальном сайте РПЦ, russian-orthodox-church.org.ru). Пока он не будет издан в печатном виде, широко распространен в Церкви и представлен общественности, обсуждать и оценивать его трудно, а излагать в небольших по объему статьях Тем не менее, такая дискуссия уже началась, и она оправдана, кроме вышесказанного, еще двумя обстоятельствами. Во-первых, составители назвали этот первый опыт формулирования церковной социальной доктрины основами , что предполагает развитие и уточнение сказанного. Во-вторых, они назвали его социальной концепцией Русской Православной Церкви , что указывает на ее локальный (или " поместный " ) характер. В этом отношении принятый собором документ следует рассматривать как в хорошем смысле провокацию или, если говорить мягче, как своего рода предложение, с которым РПЦ обращается к Вселенскому Православию: давайте совместно работать над формулировкой православного социального учения. (И вполне возможно, что в самое ближайшее время подобный документ будет принят, например, Синодом Константинопольского или Румынского Патриархатов.)

http://religare.ru/2_25340_1_21.html

Что значит для нас каноническое общение? Участникам Всезарубежного Собора предстоит обсуждение двух основных вопросов: миссия и служение Русской Зарубежной Церкви в современных условиях и нормализация отношений между двумя частями Русской Церкви — в России и в зарубежье. Оба вопроса теснейшим образом связаны, поскольку миссия Зарубежной Церкви — не только проповедь Православия в неправославной среде, но и та задача, которая вытекает из трагического разделения Русской Церкви. Призванием Зарубежной Церкви было сохранить те здоровые основы российского Православия, многие из которых в силу гонений оказалось крайне затруднительным сохранить в СССР. Изгнание, обнищание, жизнь на чужбине позволили, обратившись к духовному, ясно увидеть, что мы потеряли, осмыслить и оплакать российскую трагедию. Под руководством своих Первоиерархов, начиная с митрополитов Антония и Анастасия, Зарубежная Церковь развивала практику пастырского служения в новых, неведомых доселе условиях. Другая часть Церкви, оставшаяся на родине, в это время проходила через пламя гонений, приобретая опыт свидетельства о Христе в ситуации самых масштабных в истории преследований христиан. Мы знаем, что разделение Церкви на две части порождало и дальнейшие разделения — уже внутри самих этих частей. Восстановление утраченного единства может стать не только слиянием того уникального опыта, который приобрела каждая из частей в разлуке, но и умирением многих других нестроений. И первым шагом к этому должен стать конец противостояния. С этой целью были в 2004 г. созданы встречные Комиссии обеих сторон, которые вырабатывали для священноначалия предложения по упорядочению отношений между двумя частями Русской Церкви. Архиерейский Собор Московского Патриархата одобрил работу комиссий, поручив своему Синоду вести дальнейшую деятельность, и в результате «совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство» (Определение Архиерейского Собора РПЦ, 3-8 октября 2004 г.). С нашей стороны предполагается обсуждение тех же вопросов на уровне Всезарубежного Собора (с участием представителей клира, монашествующих и мирян). Решение будет вынесено нашим Архиерейским Собором, который последует сразу по завершении Всезарубежного Собора.

http://pravoslavie.ru/487.html

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

  разделы   рассылка  распечатать Владислав Мальцев Архиерейский Собор отобрал власть у мирян Источник:  Независимая газета Архиерейский Собор Русской Православной церкви в воскресенье радикально расширил свои полномочия за счет прав Поместного Собора, согласно предыдущему Уставу РПЦ, обладавшего высшей церковной властью. Вчера на рассмотрение епископов был представлен документ, в котором формулируется позиция Московского Патриархата в отношении средств электронной идентификации и учета граждан. Пока архиереи заседают, группы православных активистов с молитвами и иконами обходят храм Христа Спасителя, чтобы внушить сановным соборянам мысль об отвержении " печати антихриста " . Как сообщает официальный сайт Московского Патриархата, 3 февраля на Архиерейском Соборе большинство епископов поддержали один из четырех вариантов процедуры избрания нового Патриарха. Это именно тот порядок, когда глава РПЦ избирается Поместным Собором из нескольких кандидатур, представленных Архиерейским Собором. Он действовал и на предыдущих выборах Патриарха в 1990 и 2009 годах. Так что в этом смысле Церковь не преподнесла сюрприза, не поддержав, например, традиционный для Православных церквей вариант выборов " посредством Святого Духа " , то есть жребием. Зато Собор внес нововведения в другой документ – Устав РПЦ, также вынесенный на голосование в воскресенье и также принятый единогласно. Изменения в новом Уставе достаточно серьезные. Если ранее высшей властью в Церкви обладал Поместный Собор из представителей различных степеней священства и мирян, то теперь за ним оставили лишь функции избрания Патриарха (что происходит нечасто) и предоставления автокефалии или автономии Церквам в юрисдикции РПЦ (что происходит еще реже). Все прочие вопросы, в том числе такие важные, как толкование учения Церкви, отныне переходят к Архиерейскому Собору, то есть собранию епископов. В последнее время число епархий РПЦ было резко увеличено: днем ранее на Соборе Патриарх Кирилл сообщил соборянам, что с момента его интронизации в 2009 году образовано 88 новых епархий, что составляет 36% от ныне существующих. Новые епархии возглавили выбранные Патриархом и даже возведенные им в епископский сан священнослужители, а значит, лично преданные главе РПЦ люди. В прочих епархиях основательно " перетрясли " епископский состав. Получается, реальные рычаги власти в РПЦ переходят к Патриарху. Это не нравится многим верующим, которые подчеркивают, что православие отличает соборный дух, и сравнивают тенденции в РПЦ с католической традицией централизации церковной власти.

http://religare.ru/2_99501.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Самсонова Архиерейский собор РПЦ: единодушие 300 иерархов Источник:  Риа-Новости Собравший 280 иерархов архиерейский собор Русской православной церкви единогласно раскритиковал ювенальную юстицию и безальтернативное внедрение электронных паспортов, призвал верующих защищать экологию, а на кощунство отвечать молитвой и мирными гражданскими действиями. Архиерейский собор – высший орган иерархического управления церковью – заседал в Москве 2-5 февраля, в среду официальные представители РПЦ подвели его итоги. По уставу РПЦ, он созывается не реже раза в четыре года, а в последнее время складывается тенденция созывать собор раз в два года. По оценке главы отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, прошедший архиерейский собор стал самым представительным за всю историю Русской православной церкви. В нем приняли участие 280 иерархов из России и стран зарубежья, причем треть из них – 88 человек – были возведены в сан в последние четыре года, при патриархе Кирилле. Три кита – права детей, электронные паспорта и экология Комментируя в среду решения архиерейского собора, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что в центре внимания архиереев были три общественно значимые темы: ювенальная юстиция (особое судопроизводство, к которому несовершеннолетние, в частности, смогут прибегать для защиты своих прав), внедрение новых технологий обработки персональных данных и вопросы экологии. В своих итоговых документах собор подверг критике систему ювенальной юстиции и заявил о приоритетном праве родителей на воспитание детей. Архиереи РПЦ также убеждены, что существующая практика изъятия детей из семьи под предлогом " недостаточного уровня материального благосостояния " неприемлема. Вместо этого, считает Церковь, таким семьям нужно оказывать финансовую поддержку, а не забирать у них детей. Собор также выступил против дискриминации граждан, отказавшихся от использования электронных способов учета и идентификации личности, признав обоснованными опасения, что с помощью таких средств в будущем может осуществляться тотальный контроль за человеком без его согласия. Законопроект ФМС предполагает полную отмену бумажных паспортов к 2025 году. Комментируя решения собора, протоиерей Чаплин пояснил, что если люди не хотят принимать электронные идентификаторы, у них должна быть альтернатива.

http://religare.ru/2_99591.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99591.html 07 февраля 2013 Ольга Самсонова Архиерейский собор РПЦ: единодушие 300 иерархов Источник:  http://ria.ru Риа-Новости Собравший 280 иерархов архиерейский собор Русской православной церкви единогласно раскритиковал ювенальную юстицию и безальтернативное внедрение электронных паспортов, призвал верующих защищать экологию, а на кощунство отвечать молитвой и мирными гражданскими действиями. Архиерейский собор – высший орган иерархического управления церковью – заседал в Москве 2-5 февраля, в среду официальные представители РПЦ подвели его итоги. По уставу РПЦ, он созывается не реже раза в четыре года, а в последнее время складывается тенденция созывать собор раз в два года. По оценке главы отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, прошедший архиерейский собор стал самым представительным за всю историю Русской православной церкви. В нем приняли участие 280 иерархов из России и стран зарубежья, причем треть из них – 88 человек – были возведены в сан в последние четыре года, при патриархе Кирилле. Три кита – права детей, электронные паспорта и экология Комментируя в среду решения архиерейского собора, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что в центре внимания архиереев были три общественно значимые темы: ювенальная юстиция (особое судопроизводство, к которому несовершеннолетние, в частности, смогут прибегать для защиты своих прав), внедрение новых технологий обработки персональных данных и вопросы экологии. В своих итоговых документах собор подверг критике систему ювенальной юстиции и заявил о приоритетном праве родителей на воспитание детей. Архиереи РПЦ также убеждены, что существующая практика изъятия детей из семьи под предлогом " недостаточного уровня материального благосостояния " неприемлема. Вместо этого, считает Церковь, таким семьям нужно оказывать финансовую поддержку, а не забирать у них детей.

http://religare.ru/2_99591_1_21.html

Новости Внутрицерковное единство станет главной темой Архиерейского собора РПЦ 23.06.2008 18:00 Москва, 23 июля, Благовест-инфо. Главной темой предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви будет внутрицерковное единство. Об этом заявили участники пресс-конференции, которая состоялась накануне открытия Архиерейского собора, 23 июня, в РИА Новости: управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) и епископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) (РПЦЗ). Выступив перед журналистами, они осветили основные программные вопросы предстоящего Собора. Особенность Собора-2008 в том, что он будет самым представительным по числу участников-архиереев – их будет 197. «Еще никогда столько архиереев не участвовало в Соборе», -- сказал митрополит Климент. Наиболее важной чертой Собора станет участие в нем епископата РПЦЗ. «Подписание Акта о каноническом единстве год назад – это внешнее действие, а сейчас, на Соборе, это впервые будет практически», -- отметил иерарх, упомянув также о том, что восстановленное общение между клиром и мирянами РПЦ и РПЦЗ становится более интенсивным. Первый Собор после подписания «Акта о каноническом единстве» станет «историческим событием», уверен архиепископ Марк. Он подчеркнул, что Собор должен официально утвердить подписанный 17 мая 2007 г. документ. «Мы рады, что можем полноценно участвовать в жизни единой Русской Православной Церкви», -- сказал архиерей. Говоря о «разных позициях по многим вопросам», которые есть у РПЦЗ и РПЦ, он отметил, что «это естественно», и степень этих разногласий не больше, чем между епархиями внутри самой РПЦ. «Главное, что есть общий знаменатель, что нас объединяет больше, чем разделяет», -- сказал архиепископ Марк. Упомянув о внутрицерковных разногласиях, митрополит Климент дал понять, что видит причину «проблем в епархиях» исключительно в стремительном количественном росте РПЦ: за последние 18 лет число приходов увеличилось в 5 раз (сейчас их более 29 тыс.), монастырей – в десятки раз, духовенства в РПЦ – боле 30 тыс. человек, а прихожане исчисляются миллионами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Виталий Куренной Церковный постмодерн Западные права человека, конечно, возникли исторически. Но возникли они из универсальной интерпретации христианства Источник:  Политический журнал " Декларация о правах и достоинстве человека " X Всемирного Русского Народного Собора и разъясняющее выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла " Права человека и нравственная ответственность " вызвали множество откликов и комментариев. Во избежание недоразумений сразу нужно сказать, что этот документ – не позиция Русской православной церкви (которую может выразить лишь Поместный, а по некоторым вопросам – Архиерейский собор), а мнение религиозно-общественной организации. Поэтому переоценивать значение документа даже для самой РПЦ не стоит. Мнения, понятно, разделились: кто видит в этом долгожданный ответ " русской цивилизации " ненавистному Западу, а кто – традиционное для РПЦ выполнение " госзаказа " . В данном случае – заказа на идеологию, направленную против неправительственных и в первую очередь правозащитных организаций. Между участившимися рассуждениями высших лиц государства о собственной модели демократии, двойных стандартах, навязывании чуждых нам ценностей и содержанием " Декларации " , действительно, наблюдается удивительная симфония. Понятно и возмущение правозащитников – пока они пытались бороться за права человека при советском режиме, представители РПЦ что-то помалкивали, а теперь, оказывается, незыблемо стоят за " ценность и достоинство " человека. Серьезно включаться в эту дискуссию едва ли, впрочем, продуктивно, тем более что сама акция имеет все признаки PR-kaмnahuu (митрополит Кирилл – председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата). Тем не менее сам документ и пояснения к нему весьма примечательны. Примечательны с точки зрения логики и состояния умов самых просвещенных представителей РПЦ. Во избежание недоразумений сразу, конечно, нужно сказать, что такого рода заявления РПЦ как авторитетнейшей организации в России необходимо всячески приветствовать. Более того, дефицит подобной активности – застарелый недуг РПЦ. Ясное заявление позиции по общественным и нравственным вопросам – заслуга, а не неуместное действие РПЦ. Применительно к этой позиции можно, разумеется, сразу занять формально-юридическую позицию, изобличить в антиконституционализме и проч. Но проблема, на наш взгляд, не в этом. Формальную неуклюжесть можно и извинить. " Юридизм " , в котором столь искушен католицизм, явно не относится к сильным сторонам РПЦ. Справедливости ради добавим, что юридическую оценку обычно не вызывают выступления каких-нибудь политических резонеров или резонерствующих политиканов, еще более антиконституционные по своему характеру.

http://religare.ru/2_28952.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010