поиск:   разделы   рассылка Игумен Максимилиан (Клюев) О Поместном Соборе Источник:  Пресс-служба Иркутской епархии Недавно Русская Православная Церковь пережила жизненно важное для нее событие – избрание нового Патриарха. В храмах на Литургиях читались специальные молитвы о том, чтобы благополучно прошел предстоявший Поместный собор. В состав делегации от Иркутской епархии входил секретарь епархиального управления игумен Максимилиан (Клюев). О.Максимилиан рассказал о том, как проходил Поместный собор. – Что такое вообще Поместный Собор? – По Уставу РПЦ, высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному собору. Поместный Собор, как высшее церковное собрание был проведен впервые в 1917-1918 году. До этого были Архиерейские Соборы – собрания архиереев, как людей, от Бога поставленных управлять Церковью, людей грамотных, образованных, знающих друг друга, состояние Церкви, то есть компетентных. По Уставу Архиерейский Собор собирается раз в четыре года, а созыв Поместного Собора определяется Архиерейским. В крайнем случае, Поместный Собор может созвать Святейший Патриарх и Священный Синод. – Когда в последний раз был Поместный Собор? – Последние Поместные Соборы были собраны в год празднования Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году и на выборы Святейшего Патриарха в 1990 году. Само создание Поместного Собора как верховного церковного органа в начале XX века было скорее веянием наступавшей " демократии " , после долгого перерыва, когда в период более двухсот лет не было Патриарха на Руси. Перед проведением Собора былоПоместныйСоборПоместныйСобор предсоборное присутствие, когда люди в церковных комиссиях думали, как все устроить, как воссоздавать патриаршество и устраивать дальнейшую жизнь Церкви. Было принято решение созывать именно Поместный Собор как собрание иерархов, мирян, клириков и монашествующих. То есть Поместный Собор – это веяние 20-го века. Прошедший 27-28 января 2009 года Поместный Собор собирался во-первых, чтобы выбрать нового Патриарха Московского и Всея Руси, а во-вторых, чтобы утвердить Церковный устав, который был принят в 2000 году Архиерейским Собором с поправками 2008 года.

http://religare.ru/2_62654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР канонический орган высшей власти и управления в поместной Церкви, в т. ч. в РПЦ, в соответствии с ее ныне действующим Уставом, принятым на А. С. 2000 г. (Разд. III). Каноническая основа структуры управления в автокефальной поместной Церкви определена 34-м Ап. прав.: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Иоанн Зонара в своем толковании этого правила говорит: «...и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому». Аналогичная норма содержится в Антиох. 9; I Всел. 5 («признано, чтобы в каждой области дважды в год были Соборы»); II Всел. 2 («дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области») и др. канонических правилах. Под «Собором» здесь подразумевается Собор епископов области, др. словами, поместной Церкви . Так, Всел. IV Собор определил, «согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется» (прав. 19). 8-е прав. Трул. Собора изменило периодичность в созыве Соборов, не коснувшись их состава: «Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти Соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти Собору вышереченных епископов единожды в лето...» Тот же исключительно архиерейский состав Собора предусмотрен VII Всел.

http://pravenc.ru/text/Архиерейский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. Заседал в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митр. Киевского Филарета (см. М. Денисенко ) в антицерковной деятельности. На А. С. по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митр. Филарет и Почаевский еп. Иаков (см. И. Панчук ), заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва А. С. явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митр. Филарета на уход с поста главы Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апр. 1992 г. , давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митр. Филарет 14 апр. провел пресс-конференцию, на к-рой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апр. в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, мон-рей, правосл. братств и мирян, на к-ром присутствовали также Винницкий митр. Агафангел (Саввин) , Житомирский архиеп. Иов (Тывонюк) , епископы Кировоградский Василий (Васильцев) , Черновицкий Онуфрий (Березовский) , Тернопольский Сергий (Генсицкий) , Донецкий Алипий (Погребняк) . В своем постановлении собрание выразило недоверие митр. Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митр. Филарета исполнить обещание, данное в апр. 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на к-ром следует принять отставку митр. Филарета с поста предстоятеля УПЦ по его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин) .

http://pravenc.ru/text/76516.html

поиск:   разделы   рассылка Пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года Источник:  Официальный сайт РПЦ МП 6 февраля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция, посвященная итогам завершившегося накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В.Р. Легойда: Уважаемые коллеги, разрешите вас поприветствовать и поблагодарить за внимание к нашей пресс-конференции, которая проходит сегодня здесь, в Храме Христа Спасителя, по итогам завершившего свою работу вчера вечером Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Позвольте мне представить участников нашей пресс-конференции: митрополит Волоколамский Иларион, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры; митрополит Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, первый викарий Киевской епархии; митрополит Рязанский и Михайловский Павел, глава редакционной группы Архиерейского Собора; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, и я, Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела. Разрешите еще раз вас поприветствовать и попросить митрополита Илариона сказать несколько вводных слов. Митрополит Иларион: Уважаемые друзья! Только что завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор – это высший иерархический орган управления Церковью, который решает все основные вопросы, кроме таких вопросов, как избрание Патриарха, для которого собирается Поместный Собор с участием клириков, монашествующих и мирян. Нынешний Архиерейский Собор был самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. Никогда еще не собиралось такое число архиереев на богослужения в Храме Христа Спасителя ни в дореволюционную эпоху, ни в новейшее время; никогда не собиралось столько архипастырей в Зале церковных соборов для обсуждения насущных проблем церковной жизни.

http://religare.ru/2_99630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ Патриаршего престола, временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей. В 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был утвержден ныне действующий Устав, в к-рый на Архиерейском Соборе 2011 г., а затем 2013 г. были внесены необходимые изменения и дополнения. Устав подробно излагает права и обязанности М. «В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник - митрополит Крутицкий и Коломенский - созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя» (Устав РПЦ, 2013. V 10). В случае если патриарх по к.-л. причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Свящ. Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Свящ. Синода. Временный председатель Свящ. Синода не является каноническим М. (Там же. V 14). М. созывает Архиерейский Собор и председательствует на нем (Там же. III 3). В период междупатриаршества: Русской Православной Церковью управляет Свящ. Синод под председательством М.; имя М. возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ (Там же. IV 15). Высший Церковный Совет в период междупатриаршества действует при М. и Свящ. Синоде, подотчетен М. (Там же. VI 1, 2). Не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола М. и Свящ. Синод в порядке, определенном настоящим Уставом (Там же. II 2), созывают Поместный Собор для избрания нового патриарха Московского и всея Руси (Там же. IV 16). Уставы Церкви претерпевали изменения под влиянием исторической ситуации и процессов, происходивших в Церкви. Так, Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в своих Определениях дал Церкви положения о высшем управлении Российской Церкви. Порядок избрания и производства выборов М. устанавливался в 2 определениях: от 10 авг. 1918 г.- «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» и от 13 авг.

http://pravenc.ru/text/2563054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 г. 7 июня 2008 г. 17:28 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 18–23 февраля 1997 г. в гостинице Свято-Данилова монастыря г. Москвы, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря. Вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в первый день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г., — были восстановлены или образованы епархии: Абаканская , Белгородская , Томская , Элистинская , Сыктывкарская , Мурманская , по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская . Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сентября 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 октября 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 октября 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей».

http://patriarchia.ru/db/text/418760.htm...

  разделы   рассылка  распечатать Кира Обухова Реституция добралась до Благовещенской. Следующий Исаакий? Источник:  Фонтанка. ру Передача недвижимого имущества православной церкви начинается в нашем городе полным ходом. РПЦ уже пообещали передать Благовещенскую церковь-усыпальницу, входящую в состав комплекса Александро-Невской лавры, на очереди Сампсониевский собор и церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Судьба Исаакиевского собора пока неизвестна, но слова представителей властей (пусть и с оговоркой – " это приватное мнение " ) о том, что уместно было бы тоже передать его епархии, уже прозвучали. Куда переведут музеи и музейные коллекции, занимающие сейчас церковные помещения, пока неясно. О том, что Благовещенская церковь-усыпальница будет передана Санкт-Петербургской епархии, стало 30-го ноября известно на заседании Совета по культурному наследию. " Было бы правильным вернуть ее в состав Александро-Невской лавры, – пояснил новый глава КГИОП Александр Макаров. – Тем более, что наступает двухсотлетие начала войны 1812 года, а в этом храме покоятся останки Милорадовича и многих других героев Отечественной войны " . " Кроме того, там находятся и останки великого Александра Суворова, в музЭе, – произнес он, налегая на " э " в слове музей. – Наверное, это не совсем хорошо " . Позднее выяснилось, что не совсем все хорошо и в Исаакиевском соборе. " Я считаю, что этот храм должен находиться под омофором (архиерейское одеяние. – Прим. редакции) Церкви, – высказал Макаров свою точку зрения журналистам. – Это было бы вполне правильно. Тем более, что там сейчас находится довольно много ларьков, торгующих сувенирами и какой-то непонятной атрибутикой, и общая обстановка не такая, какой она должна быть в храме " . " Но это – мое приватное мнение " , – подчеркнул он. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) " Фонтанке " пояснили, что сейчас в комитете есть три обращения от Санкт-Петербургской епархии. Город просят передать в безвозмездное использование РПЦ Сампсониевский собор, церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище и Благовещенскую церковь-усыпальницу в Александро-Невской лавре.

http://religare.ru/2_90941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафедральный собор во имя Св. Троицы в Бостоне. XX в. [Англ. Diocese of New England] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Бостон (шт. Массачусетс). В разные периоды называлась также: Бостонская; Бостонская и Новоанглийская; Бостонская и Албанская; Бостонская, Новоанглийская и Албанская; Хартфордская; Хартфордская и Новоанглийская; Хартфордская и Коннектикутская. В наст. время юрисдикция Н. е. распространяется на штаты Коннектикут, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айлэнд и Вермонт (США). Возникла в составе Бостонской епархии, вошедшей в нач. 30-х гг. XX в. в юрисдикцию обособившегося от РПЦ т. н. Митрополичьего округа в Северной Америке (также - Американская митрополия; в 1970 преобразован в автокефальную ПЦА). Со временем в рамках митрополии стали организовываться епархии по принципу этнической принадлежности паствы параллельно созданным по географическому принципу, но имеющие название по кафедральному городу. Т. о., Албанская епархия, окормлявшая правосл. албанцев Америки, переняла в 1971 г. наименование Бостонской. Одновременно территориальная епархия в пределах Нов. Англии получила новую кафедру в Хартфорде (шт. Коннектикут) и стала именоваться Хартфордской. Однако, сохраняя адм. различие, этническая Албанская и территориальная Н. е. периодически совмещались. Первым епископом Бостонским 10 или 13 окт. 1935 г. стал Макарий (Ильинский; 27 окт. 1866 - 12 нояб. 1953; впосл. митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке), который 13 окт. 1937 г. был назначен викарным епископом Бруклинским. В 1949 г. епархию возглавлял еп. Димитрий (Маган; 1899 - 1 апр. 1970; впосл. архиепископ Филадельфийский и Пенсильванский), упоминаемый как Бостонский (5-8 дек. 1950 г. участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке и баллотировался на пост ее предстоятеля, заняв 2-е место после Чикагского архиеп. Леонтия (Туркевича)) и как Бостонский и Новоанглийский. После него епископом Бостонским стал еп. Питтсбургский и Западно-Вирджинский Дионисий (Дьяченко; 1882-1967). Он не был удовлетворен своим положением в Американской митрополии и в 1953 г. вел переговоры о возвращении в РПЦЗ, однако Архиерейский Собор постановил не принимать его. 17 дек. 1956 г. подал прошение о принятии его в лоно РПЦ, 5 янв. 1957 г., по принесении покаяния, был принят в Патриаршую юрисдикцию и назначен заместителем экзарха Московского Патриархата в Сев. и Юж. Америке с титулом «епископ Нью-Йоркский».

http://pravenc.ru/text/2577797.html

К вопросу о канонических предпосылках Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 1992 года РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94748.html 29 мая 2012 Митрополит Иларион (Алфеев) К вопросу о канонических предпосылках Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 1992 года Источник:  http://www.patriarchia.ru/index.html Официальный сайт РПЦ МП Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион 28 мая 2012 года совершил рабочую поездку в Киев, в ходе которой выступил с докладом на международной конференции, посвященной двадцатилетию Харьковского Собора Украинской Православной Церкви. Сегодня, спустя два десятилетия после Харьковского Собора епископов Украинской Православной Церкви 1992 года, к нам приходит все более глубокое осознание той ключевой роли, которую он сыграл в истории нашей Церкви. За минувшие двадцать лет решения Харьковского Собора, предначертав дальнейший исторический путь Украинской Православной Церкви, не только не потеряли своей актуальности, но и по сей день в значительной степени определяет ее состояние и развитие. Для верных чад нашей Церкви Харьковский Собор оказался спасительным маяком: в непростые для Украины годы отцы Собора смогли не только сохранить единство нашей Церкви и укрепить его, но и оградить ее от вмешательства внешних политических и националистических сил, пытавшихся использовать институт Церкви и ее духовный авторитет в своих конъюнктурных целях. Общепризнанность решений Харьковского Собора Украинской Церкви и избранного на нем Предстоятеля в православном мире свидетельствует о том, что канонический статус Собора никогда не подвергался сомнению в мировом Православии. Вместе с тем, в публичных заявлениях идеологов раскола попытки дискредитировать Собор и его решения предпринимались неоднократно. Несмотря на то, что эти попытки никогда не выглядели сколь-либо основательными, представляется не лишним вновь вернуться к каноническим предпосылкам Харьковского собора.

http://religare.ru/2_94748_1_21.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010