Время реванша религии Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23 – 30 августа, - Итоги Синода. – О знании истории. – Общее дело Церкви и власти. – Возвращение русского языка. – Участь России. – Постсекулярная эпоха.- Интеллигентное предательство. – Многобожие в школе. – Пиар и икона. – Памяти Николая Гурьянова. – Успение Божией Матери. На прошлой неделе в России произошла трагедия – взрывы двух самолетов. «В связи с катастрофами самолетов Ту-154 и Ту-134, выполнявших рейсы из московского аэропорта «Домодедово» в Сочи и Волгоград, Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил телеграммы соболезнования митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору и митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману», - сообщает «Епархия.Ru». Патриарх  выразил искреннее соболезнование в связи трагической гибелью пассажиров двух авиарейсов и попросил «силами духовенства епархии оказать необходимую духовную помощь, моральную поддержку всем потерявшим родных и близких». На прошедшей неделе продолжалось обсуждение итогов заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 17 августа. Как сообщает сайт «Мир религий» , На заседании был одобрен проект регламента, программы и повестки дня Архиерейского Собора, который намечено провести 3-8 октября в Москве. «Среди других вопросов, Архиерейский Собор рассмотрит вопрос об общецерковном прославлении одной из самых почитаемых в России святых - блаженной Матроны Московской». «Кроме того, Синод обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову) с просьбой продолжить архипастырское служение в своей епархии». Также Синод одобрил ход переговоров между комиссиями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) по преодолению разногласий. «Синод РПЦ считает «необходимым отказаться от возбуждения судебных исков и прекратить существующие судебные дела», а все конфликтные ситуации предлагается рассматривать на церковном уровне». Журналы заседания Священного Синода от 17 августа 2004 г. опубликованы на сайте «Седмица. Ru » .

http://pravoslavie.ru/4901.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Клинский Леонид: На Украине люди в беде, их нужно спасать 21.06.2023 1030 Время на чтение 8 минут © из личного архива Источник: Украина.ру Никакого антагонизма с украинцами со стороны России нет, но есть жесточайший антагонизм со стороны той маргинальной шайки, которая захватила власть на Украине и совершает насилие над своим народом, считает Патриарший Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид Об этом священнослужитель рассказал в интервью изданию Украина.ру. — Владыка, когда я говорил о вас, ваши хорошие знакомые из церковной среды сказали, что митрополит Леонид — это такой «церковный Пригожин». Когда я спросил, что это такое, ответили, что вы очень радикальный человек в плане, в том числе УПЦ. Вы считаете, что необходимо эти игрушки прекратить, вроде «автономии» и прочего, просто брать и присоединять приход УПЦ в новых регионах к РПЦ. Правильно я понимаю? — Я бы не хотел, чтобы меня сравнивали с какими-либо военными подразделениями. Все-таки я священнослужитель, и миротворчество — одна из задач Церкви. И первая молитва, которая звучит в храме с началом любого богослужения — о мире во всем мире. Мы понимаем, что есть разные времена и разные события, которые требуют соответствующих решений. Если военные события идут, то, естественно, к этому были какие-то предпосылки. Что касается моих крайне радикальных взглядов — я бы такими не назвал эти взгляды. Я всегда сторонник справедливости и, может быть, утрированной справедливости. Меня так воспитали с детства. Если я вижу несправедливость, я стараюсь о ней говорить. Может быть, иногда это не нужно делать, нужно промолчать. Но я, как правило, стараюсь не молчать, и о тех вопросах, о которых считаю нужным — говорю. Касаемо вашего вопроса по Украине и по Православной церкви (Украины. — Ред.). Совершенно верно — моя позиция всем известна. Я считаю, что никакой Феофании (речь об Архиерейском соборе УПЦ в Феофании. — Ред.) быть и в помине не должно — это прямые предпосылки к расколу. Мы прекрасно понимаем, что есть позиция де-факто, есть позиция де-юре. Де-юре, естественно, эту оценку будет давать Архиерейский собор и полнота Русской православной церкви, когда наступит время.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/21/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма 01.06.2021 800 Время на чтение 14 минут Источник: Благодатный огонь Апология здорового милитаризма сплачивает общество и является надежной гарантией против капитуляции нашего Отечества перед геополитическим противником – США и НАТО и их пятой колонной внутри страны. I. О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» В феврале 2020 года на официальном сайте Московской патриархии был опубликован Проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», созданный комиссией Межсоборного присутствия. Данный проект направлялся в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также был опубликован с целью дискуссии… всем желающим ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5587115.html ). Однако 28 мая 2021 года Пленум Межсоборного присутствия утвердил этот документ и заявил устами официальных спикеров РПЦ ( архимандрит Филипп (Рябых) , В.Капшидзе и др.), что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который, как ожидается, пройдет в середине ноября 2021 года, рассмотрит вопрос об отказе от освящения оружия. Это заявление Пленума Межсоборного присутствия, как сам проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» вызывает огромное недоумение. В проекте документа , в частности, говорится: «Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для “освящения” любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения». С этим тезисом никак нельзя согласиться. В случае агрессии и нападения США или стран НАТО на Российскую Федерацию, а это ввиду напряженной политической обстановки весьма и весьма вероятно (доктрина т.н. «упреждающего удара» по территории Российского Государства), российское ядерное оружие сдерживания – это залог существования Москвы как Третьего Рима и Удерживающего (Российского/Римского Государства согласно Златоусту) от пришествия Антихриста!

http://ruskline.ru/opp/2021/06/01/o_proe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объединение РПЦ - эпохальное событие для Церкви и общества 14.12.2007 347 Время на чтение 4 минуты Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за границей основным церковным событием уходящего года. Сегодня, по словам Алексия II, у Московского патриархата в общей сложности порядка 700 приходов в дальнем зарубежье, в том числе около 300 приходов в управлении Русской православной церкви за границей. Напомню, что 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На торжестве воссоединения Поместной Русской Православной Церкви присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин , другие представители государственной власти. Это событие, вне всякого сомнения, можно считать эпохальным не только в жизни Церкви, но и в жизни всего общества. Это событие положило конец более чем 80-летнему разделению Церкви в Отечетве и за рубежом. Прокомментировать это историческое событие, оценить его значение не только для самой Церкви, но и для нашего общества я попросил священнослужителя - настоятеля Храма Троицы, протоиерея Георгия Вахромеева и, вполне светского человека, председателя Попечительского Совета Всероссийского Православного молодежного движения Александра Чуева. Николай Холявченко: Когда-то политические передряги разделили народ и церковь, но ведь современные прихожане Русской Зарубежной церкви - это потомки тех, кто жил в России, ходил в русские храмы, молился на том же языке. И вот состоялось долгожданное примирение и взаимное признание... Протоиерей Георгий Вахромеев: Я, конечно же, приветствую это событие и надеюсь, что оно повлияет на внутреннее очищение обеих сторон церкви. Это, конечно, относится большей частью к нашей церкви: политическая ситуация в нашей стране не позволяла церкви быть независимой от властей антихристианских. На Западе же больше возможности оставаться духовно свободными. Кстати, у них и Собор собирался регулярно, а у нас в последнее время поместные Соборы были отодвинуты Соборами архиерейскими. Но теперь у меня есть надежда, что это слияние поможет нам в каноническом отношении быть более традиционными православными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Разделение РПЦ и РПЦЗ нельзя назвать расколом " 03.11.2008 379 Время на чтение 4 минуты Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наук иерей Александр МАЗЫРИН, это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов: - Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм - - " этот культ убийства, грабежа и богохульства " .) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием " контрреволюция " нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Решения Собора крупным планом 04.08.2008 841 Время на чтение 10 минут Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ " проблема епископа Диомида " . Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете. Украина : пережидая шторм С темой церковного единства, которую многие архиереи назвали главной на этом Соборе, СМИ обошлись поистине странно. Епископ Диомид, чья епархия - это около двух десятков клириков, был назван многими СМИ " руководителем крупного регионального подразделения РПЦ " и основоположником нового раскола, который якобы может разделить пополам Церковь. При этом о настоящей драме, ситуации на Украине, не было сказано практически ничего. Светские СМИ отделались короткими сообщениями о выступлении главы Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, тогда как вокруг вопроса о возможной автокефалии и методах преодоления украинского раскола и до, и во время Собора шли крайне серьезные и жесткие споры. Разумеется, светские СМИ рассматривали вопрос больше всего с точки зрения стратегических интересов России и судили о церковной жизни по светской же мерке. В результате разница между каноничным разделением и расколом в их публикациях оказалась практически не заметна. На самом деле в предоставлении как таковой нет ничего из ряда вон выходящего. Православная Церковь никогда не имела единого административного центра, и со временем в ней возникают новые независимые структуры. Так, в конце XV века Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, став одной из действующих ныне Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом общении друг с другом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия провожает в последний путь верного своего сына и любимого патриота Памяти Марка Николаевича Любомудрова 22.06.2023 543 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников 20 июня 2023 года на 92-м году жизни скончался профессор Марк Николаевич Любомудров – русский писатель и публицист, театровед и литературный критик, историк русской культуры и государственности, педагог и общественный деятель. Марк Николаевич получил в наследство фамилию, которой награждались по окончании учебы прилежные семинаристы. «Любый», то есть «любимый», и «мудрый». И он с честью, как и его предки, пронес эту ценность через всю свою жизнь, остался верным русскому народу, родному русскому языку, памяти своих достойных предков. Он не стал священником, но твердо помнил судьбу своих предков: «Мое мировоззрение было предопределено генетически. По счастью, мне не надо было учиться, чтобы распознать русофобию и русофоба. Всю жизнь я ощущал упертые мне в грудь кованые подошвы его сапог. Мой счет – все с того же, рокового семнадцатого. Полчища осатаневших мародеров " в пыльных шлемах " и кожаных куртках опустошили мои родовые гнезда в первые же месяцы после прихода их к власти. Это их сапоги пинали бездыханное тело моего ярославского деда-священника, расстрелянного латышско-большевистским зверьём только за то, что он был ревностным исповедником православия и до смерти остался верен своему пастырскому долгу (в 2000 г. Архиерейский собор РПЦ канонизировал его как св. новомученика). Палаческий русофобский след и на судьбе его вдовы, моей бабушки – лишенная всех прав (был и термин такой – " лишенцы " ), она с лихвой познала зловещие порядки совдеповских тюремных казематов. Реквизировали все, достигнутое трудом и талантом, уморили голодом и холодом другого моего деда – петербургского. Беспощадная русофобская дубина разбила жизнь моего отца, безвинно брошенного в сталинскую тюрьму по знаменитой 58-й статье (контрреволюционная деятельность). Выжил – чудом. По ночам не давали спать, гнали на садистски-изнурительные допросы. А вся " вина " его заключалась в том, что он был высокопорядочным и нравственно не сломленным человеком. И под пытками он не подписал ни одного из приписанных ему обвинителями измышлений. Отец рассказывал мне, как, потрясая кулаками, следователь орал: " А почему вы не аплодировали на общих собраниях, когда объявляли о смертных приговорах врагам? " (по процессам 1930-х годов).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/22/ro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чем мы хуже Молдавии? Владимир Осипов об отношении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви к цифровой идентификации граждан 09.02.2013 2459 Время на чтение 5 минут Состоявшийся 2-5 февраля 2013 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ответил на обеспокоенность и тревогу сотен тысяч православных по поводу введения Универсальной электронной карты, личных кодов, чипов, а также - ювенальной юстиции. Как известно, седьмой Пленум Синодальной Богословской комиссии РПЦ (19-20 февраля 2001 г.) не дал четкого ответа по поводу присвоения пожизненного личного номера взамен христианского имени, хотя всеми уважаемый старец Кирилл (Павлов) с самого начала осуждал принятие цифрового клейма как не богоугодное дело. Сам Святейший Патриарх Алексий Второй ИНН на себя не взял, о чем он публично сказал по телевидению. Но многих монахов свои же церковные власти стали преследовать за отказ от ИНН (индивидуального номера налогоплптельщика). Монахи были согласны давать сведения о себе по прежним правилам, но отказывались писать заявления с просьбой о присвоении пожизненного идентификатора. В дальнейшем позиция Священноначалия стала меняться в лучшую сторону. И вот теперь на Соборе 2013 г. был принят документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», где, в частности, говорится: «В обществе распространяется ОБОСНОВАННАЯ ТРЕВОГА (подчеркнуто мной - В.О. ) по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ БЕЗ ЕГО СОГЛАСИЯ... Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, т.к. нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса». И далее: «обеспокоенность вызывает усливающаяся тенденция к увеличению сбора БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/09/ch...

Закрыть За что же так жёстко наказали митрополита Илариона (Алфеева)? О загадочных решениях последнего Священного Синода 13.06.2022 35343 Время на чтение 9 минут Фото: t.me/MetropolitanHilarion Чрезвычайное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 7 июня, до сих привлекает внимание православной общественности какой-то загадочностью своих решений. Наблюдателю бросается в глаза уже сам факт того, что заседание Св.Синода было собрано в пожарном порядке, практически через неделю после завершившихся совсем недавно очередного и внеочередного заседаний Синода. Напомним, что 27 мая состоялось очередное заседание Священного Синода, на котором традиционно были рассмотрены все рутинные вопросы церковной жизни. В этот же день (не то специально, не то случайно) в Киеве проходило собрание Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которое плавно перешло в Архиерейский, а затем и Поместный собор УПЦ МП, принявший ожидаемо-неожиданное противоречивое решение. Вроде бы как было объявлено о провозглашении автокефалии, а вроде как никто об автокефалии Москву не просит. Не просит УПЦ об автокефалии и Константинополь, – а больше неоткуда получить автокефалию, которая, при этом, вроде как провозглашена. Словом, загадка… 29 мая, в воскресенье, состоялось внеочередное заседание Священного Синода, посвящённое одному-единственному вопросу – итогам состоявшегося 27 мая в Киеве собора УПЦ. Было принято решение, что нужно будет изучить изменения, которые хотят внести в Устав УПЦ, что УПЦ нужно действовать в каноническом поле, т.е. обращаться с вопросом об изменениях Устава к Матери-Церкви – РПЦ. Выражено беспокойство отказом от поминания Патриарха Московского за богослужением в храмах УПЦ. Заметно, что решение Синода выдержано во взвешенных тонах, оно сохраняло пространство для дальнейшего диалога с УПЦ МП. Но вот проходит неделя. 7 июня Св. Синод созывается снова и на нём принимаются совсем другие по тону решения . На заседании 7 июня принято пять журналов. Один из них (журнал 57-й) – рутинный, но характерный в свете дальнейшего: о поездке председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Венгрию, где он встретился с католическим кардиналом, с премьер-министром Венгрии, которого благодарил за позицию Венгрии по исключению Патриарха Кирилла из санкционного списка Евросоюза, и архиереем Сербской Церкви. Синодалы, что примечательно, поблагодарили премьера Венгрии, а митрополита Илариона – нет. Это уже предвещало бурю.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/13/za...

Закрыть Церковь и семья в условиях построения однополярного глобального мира Доклад на Славянских чтениях «Истоки нашей истории: 900 лет «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца» (Киево-Печерская Лавра, 8 ноября 2013 г.) 13.11.2013 1030 Время на чтение 37 минут 8 ноября в Киеве состоялись Славянские чтения, приуроченные к дню памяти прп. Нестора Летописца . 9 июля 2009 года Священный Синод УПЦ, принимая во внимание вызовы, которые в настоящее время стоят перед институтом традиционной украинской семьи, принял решение о создании Синодального отдела по делам семьи и, соответственно - о создании соответствующих отделов при Епархиальных Управлениях. Архиерейский Собор РПЦ, проходивший в Москве 2-5 февраля 2013 года, проанализировав и конкретизировав эти вызовы, принял решение о создании специальных церковных комиссий для защиты семьи на епархиальном уровне. Во исполнение данных решений в ряде епархий УПЦ были созданы отделы по делам семьи. Однако, как показывает опыт, руководители данных подразделений нередко просто не знают - чем конкретно им следует заниматься. В результате, в настоящее время епархиальные отделы по делам семьи либо совершенно не ведут никакой деятельности, либо проводят некоторые мероприятия силами воскресных школ и молодёжных отделов. Между тем, вызовы, о которых идёт речь, в настоящее время ставят перед Церковью вполне конкретные задачи, о которых сегодня должен знать каждый православный человек. Мы живём в эпоху активного строительства однополярного глобального мира, в котором количество протекающих процессов и их скорость превышает способность сознания рядового человека не только контролировать их, но зачастую - просто выявлять их и давать им оценку. Люди, живущие в современном обществе, всё больше напоминают гигантскую стаю рыб, попавшую в общую сеть. И православные воцерковлённые люди не составляют тут исключения - они также, и не в меньшей степени, подвергаются систематическим воздействиям современного информационного пространства. Основная ошибка, которую допускают православные христиане XXI века - это их негативное отношение к широкой образованности и светской культуре, а также - боязнь всего, что связано с современными информационными технологиями.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/14/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010