Репортажи Архиерейский собор РПЦ посвятил первый день работы теме церковного единства 25.06.2008 10:18 Москва, 25 июля, Благовест-инфо. 183 архиерея присутствовали на церемонии торжественного открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, которая состоялась 24 июля в Храме Христа Спасителя. На открытие Собора были также приглашены настоятели монастырей, московских храмов, сотрудники Синодальных отделов, многочисленная пресса. Собор почтили своими приветствиями президент России Дмитрий Медведев и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Особенность данного Собора, как уже отмечалось, состоит в том, что в нем впервые принимает участие епископат Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), поэтому по правую руку Патриарха Алексия II в президиуме Собора сидел первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, а мандатную комиссию Собора возглавил архиепископ Берлинский и Западногерманский Марк. Участники Собора молитвенно помянули первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, скончавшегося в Неделю Торжества Православия в этом году. Во вступительном слове Патриарх Алексий подчеркнул, что тема укрепления единства Церкви станет одной из ведущих на Соборе. «Сохраненное нашей Церковью единство не является простой данностью. Оно встречается с новыми испытаниями и угрозами, а его укрепление становится важнейшей церковной задачей», -- сказал Патриарх. В начале своего многочасового доклада предстоятель РПЦ охарактеризовал время «больших изменений», происходящих за последние 20 лет в обществе и в Церкви, и  привел статистику, показывающую динамику развития Церкви в межсоборный период. В настоящее время в РПЦ 156 епархий и 196 архиереев (епархиальных и викарных); 29 141 приходов, 30 544 священнослужителей, 769 монастырей (372 мужских и 392 женских), более 11 тыс. приходских воскресных школ и 463 молодежных центра. Алексий II при этом отметил, что пока «темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных». Главным событием межсоборного периода Патриарх считает восстановление канонического единства Русской Церкви, чему была посвящена первая часть его доклада. Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «восстановленное единство не останется лишь изложенным на бумаге решением церковного Священноначалия», но станет «реальным единением», которое «уже ощущается» в жизни епархий, приходов, семей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялась конференция по итогам Собора 29.10.2004 529 Время на чтение 5 минут 3-8 октября в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской православной Церкви. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон был одним из 147 православных архиереев, представлявших собой епархии РПЦ со всех материков земного шара. Съезд церковных иерархов проходил под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в храме Христа Спасителя. Собор начался с совершения Литургии, которую возглавил Святейший патриарх Алексий, и завершился также богослужением в Троице-Сергиевой Лавре. В обители было совершено молебное пение преподобному Сергию Радонежскому, потому что 8 октября был днем его памяти. В программу Собора входила и встреча с Президентом РФ Владимиром Путины м, на которой обсуждались общегосударственные вопросы. Общение с Президентом носило дружественный и взаимозаинтересованный характер, ведь многие государственные проблемы и события не обходят стороной и Церковь. По итогам этого значимого события в Архангельске была организована пресс-конференция, на которой присутствовали журналисты телевидения и радио, печатных и виртуальных СМИ Архангельсккой области. Владыка рассказал об итоге встречи иерархов Церкви, а потом предложил журналистам задавать вопросы. - В течение работы Собора рассматривались разные вопросы как внешней, так и внутренней жизни РПЦ. География епархий и приходов нашей Церкви весьма обширна, от Америки до Камчатки, есть епархии нашей Церкви в Европе, на Американском континенте - в США, Канаде, и Южной Америке. А приходы существую практически во всех странах мира - там, где живут русские люди разных поколений эмиграции. Собор принял несколько положений. В частности, определение о развитии диалога РПЦ с Русской Православной Церковью Заграницей, о развитии диалога со Старообрядческой Церковью, о внешней деятельности РПЦ, о наградах Церкви, о последних событиях, происходящих в нашей стране: осуждение террористических актов и других негативных моментов в жизни нашего общества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Мониторинг СМИ Патриархальный расклад Выбирать нового патриарха будут бизнесмены и чиновники 12.01.2009 09:34 Сегодня собрание московского духовенства выдвинет делегатов на Поместный собор, которому предстоит избрать нового патриарха Русской православной церкви. Тем временем большинство епархий уже определило своих представителей. Их списочный состав демонстрирует, что выбирать патриарха в этом году будет беспрецедентная доля госчиновников и бизнесменов, спонсирующих епархии. Церковная общественность восприняла эту новость в штыки, переименовав грядущий Поместный собор в «ярмарку тщеславия» и «собрание подсвечников». Окончательная процедура выборов патриарха пока не утверждена, однако, как объяснили «Ъ» в аппарате РПЦ, предполагается, что голосование пройдет в два этапа. Так, 26-27 января епископы РПЦ (около 200 человек) соберутся на Архиерейский собор и проведут первичный отсев кандидатов: путем рейтингового голосования будут определены три победителя. Имена этих претендентов будут вынесены на голосование Поместного собора. Согласно декабрьскому решению Священного синода, епархии РПЦ на Поместном соборе будут представлять делегации, включающие местных епископов, монахов, священнослужителей и мирян (всего правом голоса будут обладать 750 человек). К 15 января списки выборщиков должны быть представлены мандатной комиссии РПЦ. Таким образом, выборы делегатов уже вышли на финишную прямую: сегодня со своими представителями определится и московское духовенство. Однако уже предварительный состав выборщиков преподнес церковному сообществу сюрприз: в состав епархиальных делегаций войдет беспрецедентное число представителей госвласти и бизнеса. Так, Ростовская епархия оказала честь избрания патриарха владельцу ОАО «Донской табак», зампреду комитета Госдумы по бюджету и налогам Ивану Саввиди. Делегатом от Барнаульской и Алтайской епархии стал председатель правления фармацевтической компании ТОО «Юнифарм» Юрий Нижегородцев. Бобруйск представит директор ОДО «Яробел», а также председатель комиссии по торговле и предпринимательству местного горсовета Игорь Банщиков. А Курская епархия направила в столицу сотрудника областной администрации — заместителя начальника управления по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями Александра Шаповалова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Стефанов Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева Источник:  РИА Новости Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший с 29 ноября по 2 декабря в храме Христа Спасителя, стал сразу в нескольких смыслах уникальным и историческим. О том, какие наиболее важные постановления были на нем приняты, – в обзоре РИА Новости. Этот Архиерейский собор был юбилейным – приуроченным к столетию Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, с которого началась тяжелейшая эпоха гонений за веру. Нынешний Собор собрал рекордное число епископов: на него прибыли 347 из 386 архиереев Русской церкви, более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых существуют епархии РПЦ. Первого декабря Архиерейский собор впервые посетил глава государства: президент РФ Владимир Путин выступил перед высшим духовенством с приветственным словом. Наконец, еще одно уникальное событие, также связанное с собором архиереев, предстоит совсем скоро. В день столетия интронизации святителя Тихона, 4 декабря, в храме Христа Спасителя состоится богослужение с участием всех иерархов РПЦ и приглашенных на Собор духовных лидеров других поместных церквей. Впервые за литургией будет служить весь епископат Русской церкви. Но хотя " архиерейские " торжества еще не закончены, " документальная " часть работы Собора уже завершилась. О " покаянии " Филарета Главная сенсация, связанная с работой Архиерейского собора, – это, безусловно, письменное обращение к патриарху Кириллу и епископам главы самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко. Филарет призвал к примирению и прекращению существующего с 90-х годов противостояния. " Прошу прощения во всем, чем согрешил, – словом, делом и всеми моими чувствами, – и также от сердца искренне прощаю всем " , – говорилось в обнародованном письме. Архиереи РПЦ посчитали это " шагом к восстановлению церковного общения " с находящимися в расколе и выпустили определение " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " . " Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью " , – говорится в документе. Для переговоров с Киевским патриархатом была создана специальная комиссия.

http://religare.ru/2_114452.html

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207628...

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

Слово «раскол» из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к «опальному» епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. Преображенский храм г. Анадырь. Реконструирован из старого магазина в начале 90-х. Храм в котором постоянно служил еп. Диомид, не считавший деревянный собор благодатным, так как он построен «на масонские деньги» Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил «отступления от чистоты православного вероучения», существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: «еретическом служении экуменизму», «неосергианстве», «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти», оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает «собор верных», долженствующий избрать «народного патриарха», а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непримиримый Диомид 01.11.2008 608 Время на чтение 8 минут Слово " раскол " из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к " опальному " епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил " отступления от чистоты православного вероучения " , существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: " еретическом служении экуменизму " , " неосергианстве " , " молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти " , оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает " собор верных " , долженствующий избрать " народного патриарха " , а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Мониторинг СМИ Теология, Исаакий, Болгар: главные события религиозной жизни РФ в 2017 году 25.12.2017 16:48 Уходящий год не был богат на сенсации в сфере религиозной жизни в России. Вместе с тем ряд тем, связанных с деятельностью традиционных конфессий, регулярно оказывался в центре общественного внимания, оставаясь и в главных " тэгах " масс-медиа: " теология " , " мощи святителя Николая " , " екатеринбургские останки " , " Болгарская академия " , " Матильда " , " Исаакиевский собор " … РИА Новости представляет подборку 12-ти главных событий и тенденций в религиозной жизни России в 2017 году. Архиерейский собор Русской православной церкви С 29 ноября по 2 декабря прошел Архиерейский собор РПЦ, который впервые посетил глава государства Владимир Путин. Тема положения Украинской православной церкви Московского патриархата, проходившая " рефреном " через весь год в церковной повестке, стала одним из главных вопросов обсуждения иерархов. В дни работы Собора пришло письменное обращение к архиереям РПЦ главы " Киевского патриархата " Филарета Денисенко с просьбой о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, находящимися в расколе. Собор посчитал это " шагом к восстановлению церковного общения " и выпустил определение " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " . Позднее на пресс-конференции Филарет сообщил, что обратился к Архиерейскому собору РПЦ с предложением о примирении ради создания автокефальной Украинской православной церкви и что он никогда не покается за то, что выбрал путь автокефалии УПЦ. В числе главных решений Собора также — принятие документа " О канонических аспектах церковного брака " . Это первый в современной церковной практике полный перечень указаний к заключению и прекращению брака. Все имеющиеся канонические нормы в нем сведены в один текст, какие-то вещи " адаптированы к современности " . А утвержденное Собором " Положение о монастырях и монашествующих " определяет основные принципы и правила жизни обителей в современных условиях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28952.html 27 апреля 2006 Виталий Куренной Церковный постмодерн Западные права человека, конечно, возникли исторически. Но возникли они из универсальной интерпретации христианства Источник:  http://www.politjournal.ru Политический журнал " Декларация о правах и достоинстве человека " X Всемирного Русского Народного Собора и разъясняющее выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла " Права человека и нравственная ответственность " вызвали множество откликов и комментариев. Во избежание недоразумений сразу нужно сказать, что этот документ – не позиция Русской православной церкви (которую может выразить лишь Поместный, а по некоторым вопросам – Архиерейский собор), а мнение религиозно-общественной организации. Поэтому переоценивать значение документа даже для самой РПЦ не стоит. Мнения, понятно, разделились: кто видит в этом долгожданный ответ " русской цивилизации " ненавистному Западу, а кто – традиционное для РПЦ выполнение " госзаказа " . В данном случае – заказа на идеологию, направленную против неправительственных и в первую очередь правозащитных организаций. Между участившимися рассуждениями высших лиц государства о собственной модели демократии, двойных стандартах, навязывании чуждых нам ценностей и содержанием " Декларации " , действительно, наблюдается удивительная симфония. Понятно и возмущение правозащитников – пока они пытались бороться за права человека при советском режиме, представители РПЦ что-то помалкивали, а теперь, оказывается, незыблемо стоят за " ценность и достоинство " человека. Серьезно включаться в эту дискуссию едва ли, впрочем, продуктивно, тем более что сама акция имеет все признаки PR-kaмnahuu (митрополит Кирилл – председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата). Тем не менее сам документ и пояснения к нему весьма примечательны. Примечательны с точки зрения логики и состояния умов самых просвещенных представителей РПЦ.

http://religare.ru/2_28952_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010