Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах 5 апреля, 2016 Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах Вопрос о передаче Церкви икон, храмов и другого, как пишется в законе, «имущества религиозного назначения» вызывает много конфликтов еще с конца восьмидесятых. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ пишет в письме президенту, что процесс возвращения церковной собственности в России «не только не завершен, но по-настоящему и не начат». Музейное сообщество, в свою очередь, говорит, что Церковь не готова взять на себя ответственность за сохранность уникальных памятников культуры. «Правмир» поговорил с Левоном Нерсесяном, специалистом по древнерусскому искусству и старшим научным сотрудником Третьяковской галереи о том, можно ли достичь компромисса между Церковью и музеями. Цветы у Боголюбской иконы Божьей матери – Какие проблемы во взаимоотношениях между музеями и Церковью сейчас самые острые? – Круг этих проблем очень широкий, и затрагивают они самые разные стороны жизни нашего общества. Первая и, наверное, самая важная для меня тема – это наше нынешнее законодательство и противоречия внутри него, которые создают серьезные угрозы для культуры, в том числе – для физической сохранности памятников церковного искусства. Дальше, конечно, идут проблемы собственно религиозные. Потому что вопрос о том, где может и должна находиться икона – это еще и религиозный вопрос. И ответ на него следует искать, опираясь, в том числе, на догматический и исторический опыт христианской Церкви. Кроме того, есть проблемы социальные – то есть отношение самого общества (состояние которого, к сожалению, нельзя назвать вполне здоровым и благополучным) к сложившейся ситуации – и к законодательству, которое призвано защищать культурное достояние, и к религиозной теории и практике.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Итак, закончившийся в конце прошлой недели Архиерейский собор Русской православной церкви за границей одобрил поэтапное развитие «канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви». Формулировка дипломатичная, ничего не скажешь. И все послание Собора пастве выдержано в том же духе. С одной стороны, встречным комиссиям по переговорам предлагают уже на ближайшем заседании «неотложно» обсудить остающиеся неразрешенными вопросы. С другой — предупреждают: «Пастырский подход диктует нам с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы «не сломить тростинки надломленной» (Мф. 12, 20)…» И буквально через запятую: «…Но осмотрительность совсем не означает поворота вспять или отложения богоугодного дела примирения». А что же означает? Что единение Церквей будет происходить «по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем». Круг замкнулся. Зарубежная церковь оказалась в трудной ситуации. Причин для разделения вроде бы больше нет, главное, нет богоборческой власти, которая некогда подвергала Церковь жестоким гонениям и требовала почти полного себе подчинения. Остающиеся вопросы, на взгляд секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным связям протоиерея Николая Балашова, «имеют скорее церковно-практическое значение». В частности, по его словам, это проблема епархий и приходов РПЦЗ на канонической территории Московского патриархата, а также вопрос о статусе тех священнослужителей, которые принимались в РПЦЗ из Московского патриархата и других поместных Церквей без соблюдения принятых в православной церкви канонических правил. Из принципиальных разногласий осталось лишь «смущающее» зарубежников участие РПЦ во Всемирном совете церквей (подразумевающее тесные контакты с «еретиками-протестантами») — «соблазн», который резолюция IV Всезарубежного собора призывает как можно скорее устранить. А объединяться все равно страшно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Липецкая область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Липецкой области [ править править код ] С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри. В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями. С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого. К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов. В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры. По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIhaзhaчeh правящим архиереем. За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Евтич), еп. Захолмский [Серб. Amahacuje] (Евтич Зоран; 8.01.1938, с. Брдарица близ Валево, Югославия (Сербия) - 4 мар. 2021, Требине (Сербия)), еп. Захолмский и Герцеговинский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, духовный писатель, публицист, переводчик. В 1958 г. закончил Белградскую ДС. 3 дек. 1960 г. в мон-ре Пустиня вблизи Валева был пострижен в монашество архим. Иустином Поповичем и наречен в честь св. Афанасия Великого. Переведен в мон-рь Троноша под Лозницей, продолжил учебу на Богословском фак-те Белградского ун-та. В янв. 1961 г. рукоположен во иеродиакона. В 1963 г. окончил Богословский фак-т и в августе того же года рукоположен во иеромонаха. В февр. 1964 г. А. был направлен Сербским Патриархом Германом в Богословскую академию на о-ве Халки (Турция). С июня 1964 г. обучался на Богословском фак-те Афинского ун-та. В июне 1967 г. стал д-ром богословия после защиты дис. «Экклезиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту» на греч. языке. В течение года занимался в Афинах научной работой в области патристики. Одновременно служил приходским священником в церкви РПЦ в Афинах. Осенью 1968 г. продолжил научную работу в Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже. В 1969-1972 гг. А.- преподаватель курса «Введение в богословие и патрологию с аскетикой». В 1971-1972 гг. преподавал также историю Церкви визант. периода. В Париже А. посещал лекции по патрологии на римско-католическом теологическом фак-те и по визант. лит-ре в Сорбонне. Служил в рус., серб., греч., и франц. правосл. приходах. Летом 1972 г. А. вернулся в Югославию. В 1973 г. избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю христ. Церкви и историю СПЦ. С 1983 г. экстраординарный, а с 1987 г.- ординарный профессор на кафедре патрологии. В 1980-1981 и 1990-1991 гг. избирался деканом Богословского фак-та. В 1991 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал А. епископом Банатским, 7 июля 1991 г. в г. Вршац состоялась его хиротония. В мае 1992 г. по решению Архиерейского Собора назначен на Захолмско-Герцеговинскую кафедру. Из-за начавшегося вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине интронизация была совершена в Требине, куда в мон-рь Тврдош из Мостара была перенесена епископская кафедра. А.- инициатор открытия в 1994 г. правосл. ДА св. Василия Острожского в Србине (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и первый ее ректор. С кон. 1998 г. по состоянию здоровья он находится на покое в мон-ре Тврдош.

http://pravenc.ru/text/76888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931, хутор Любович Валуйского р-на Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл., Россия) - 30.06.2005, с. Вел. Дальник Беляевского р-на Одесской обл., Украина), один из деятелей катакомбного движения , архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ). Из семьи раскулаченных крестьян. Рос сиротой. В 1946 г. примкнул к одной из катакомбных общин. 24 марта 1950 г. арестован в г. Балашове Саратовской обл. по обвинению в участии в «антисоветской церковной организации». Проходил по одному делу с группой катакомбного духовенства и мирян. 13 янв. 1951 г. приговорен к 10 годам заключения. Отбывал срок в Карагандинском ИТЛ. В 1955 г. освобожден по амнистии. В 60-х гг. ХХ в. поддерживал через проживавшего на Афоне архим. Евгения (Жукова) переписку с Чилийским архиеп. РПЦЗ Леонтием (Филипповичем) . В нач. 1971 г. рукоположен Иркутским и Читинским архиеп. РПЦ Вениамином (Новицким) во иерея (по др. сведениям - во диакона). С 1973 г. нелегально окормлял катакомбные общины в разных частях страны. В 1975 г. принял монашеский постриг с именем Лазарь. Поддерживал связи с Женевским и Западноевропейским архиеп. РПЦЗ Антонием (Бартошевичем) , через которого обратился с просьбой о переходе в юрисдикцию Зарубежной Церкви. 11 янв. 1981 г. заочно возведен архиеп. Антонием в сан архимандрита. Был рекомендован как один из кандидатов в архиереи для окормления катакомбных общин в СССР. 10 мая 1982 г. прибывший в Москву по туристической визе Каннский еп. РПЦЗ Варнава (Прокофьев) единолично совершил тайную хиротонию Л. во епископа Тамбовского и Моршанского. В период перестройки Л. перешел к открытому служению. В мае 1990 г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Нью-Йорке (США), где над ним была соборно совершена хиротесия как восполнение его тайной хиротонии 1982 г. Собор принял постановление о «свободных приходах» Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Новости Миссионерская секция XVII Рождественских чтений носила практический характер 19.02.2009 10:13 Москва, 19 февраля, Благовест-инфо . Миссионерскую секцию XVII Рождественских чтений ее ведущий -- глава Миссионерского отдела РПЦ, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) решил посвятить, в основном, миссионерской практике. На заседании секции, которое состоялось 17 февраля в конференц-зале Политехнического музея, было представлено несколько, по выражению архиепископа, «креативных» программ и миссионерских акций, которые возникли как ответ на «существующую ситуацию». Так, ситуация с епископом Диомидом потребовала участия сотрудников Миссионерского отдела, которым Архиерейский собор 2008 г. поручил отправиться на Чукотку, чтобы на месте потрудиться над преодолением раскольнических настроений. О своем участии в событиях на Чукотке, о встречах со сторонниками епископа Диомида, об особенностях миссии в этом северном крае рассказали белгородские священники Юлиан Гоголюк и Олег Гурьянов. Клирик Белгородской епархии Димитрий Лукьянов представил слайд-фильм, рассказывающий о беспрецедентной миссионерской акции – крестном ходе вокруг всей России. С мая по декабрь 2008 г. о. Димитрий вместе с двумя сподвижниками и Державной иконой Божьей Матери прошли 35 тыс. километров на лодке по морским границам, а сухопутные рубежи объехали на автомобиле и поезде. Имея переносной антиминс и походный престол, о. Димитрий совершал литургию на протяжении всей границы России. Миссионеры посещали места, особенно на северном побережье, где люди никогда не видели православного священника. По словам о. Димитрия, он крестил в общей сложности 150 человек и теперь намерен, по мере возможности, не оставлять их своим вниманием. Будучи заядлым путешественником, священник знаком со многими альпинистами и водными туристами – он считает, что таких людей непременно надо привлекать к работе в миссионерских молодежных лагерях. Тема крестных ходов получила развитие в видеопрезентации Юрия Болдырева (Украинская Православная Церковь). Он показал фильм о Всеукраинском крестном ходе, посвященном 1020-летию Крещения Руси. Организаторы молитвенной акции плыли по Днепру и шли по всем областям Украины с мощами святых и с иконами «Чернобыльский Спас» и специально написанными иконами «Крещение Руси».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Опыт раздвоенности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28576.html 19 апреля 2006 Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576_1_21.html

Повестка дня Архиерейского совещания неизвестна. Можно предполагать, что будут обсуждать ситуацию на Украине, положение Украинской Православной Церкви, гонения на епископат, духовенство и верующих УПЦ, переход ряда епархий УПЦ в непосредственное подчинение Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ. Вероятно, будут обсуждать ситуацию в мировом Православии, всё более усугубляющуюся после раскола, учинённого Константинопольским патриархом Варфоломеем. Видимо, отдельно будут обсуждать ситуацию в Африке, которая стала не только полигоном политической, но и церковной борьбы. Вероятно, обсудят какие-то другие вопросы. В последнее время в православных СМИ, соцсетях и блогах активно обсуждается вопрос о «екатеринбургских останках», поскольку появилась информация о том, что на Совещании архиереев будет обсуждать вопрос об останках. Появляется много текстов, каких-то обращений обеспокоенных мирян, анонимных разговоров про «генетический собор» и так далее. Весь этот шум вызвал обеспокоенность и смущение у людей, мало вовлечённых в тему. Поэтому хотелось бы в телеграфном формате внести некоторую ясность для тех, кто не очень сведущ в проблеме. Ситуация такова. В 1991 году по инициативе киносценариста Гелия Рябова и геолога, доктора наук Александра Авдонина под Екатеринбургом в урочище Поросёнков лог было вскрыто захоронение, в котором, как предполагалось, находились останки Царской Семьи и их слуг. Рябов и Авдонин нашли могилу ещё в конце 70-х годов, достали черепа, но потом вновь тайно закопали их в могилу. На тот момент, в 1991 году, Святые Царственные мученики уже были прославлены РПЦЗ, и для русской эмиграции эта тема была весьма важной. В эмиграции были широко известны результаты следствия Н.А. Соколова, который, занимаясь поиском останков убиенных мучеников, не смог провести полноценного расследования, но собрал много ценного материала. Соколов пришёл к выводу, что тела сожгли в урочище Ганина яма. Поэтому в зарубежье многие восприняли информацию о находке могилы со скепсисом, была создана Экспертная комиссия, в которую вошли авторитетные деятели эмиграции, которые заняли негативную позицию в отношении следствия и сильно влияли на умы православных в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/18/ka...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Соколов Главное о главном Решения Собора крупным планом Источник:  Фома Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ " проблема епископа Диомида " . Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете. Украина: пережидая шторм С темой церковного единства, которую многие архиереи назвали главной на этом Соборе, СМИ обошлись поистине странно. Епископ Диомид, чья епархия – это около двух десятков клириков, был назван многими СМИ " руководителем крупного регионального подразделения РПЦ " и основоположником нового раскола, который якобы может разделить пополам Церковь. При этом о настоящей драме, ситуации на Украине, не было сказано практически ничего. Светские СМИ отделались короткими сообщениями о выступлении главы Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, тогда как вокруг вопроса о возможной автокефалии и методах преодоления украинского раскола и до, и во время Собора шли крайне серьезные и жесткие споры. Разумеется, светские СМИ рассматривали вопрос больше всего с точки зрения стратегических интересов России и судили о церковной жизни по светской же мерке. В результате разница между каноничным разделением и расколом в их публикациях оказалась практически не заметна. На самом деле в предоставлении как таковой нет ничего из ряда вон выходящего. Православная Церковь никогда не имела единого административного центра, и со временем в ней возникают новые независимые структуры. Так, в конце XV века Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, став одной из действующих ныне Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом общении друг с другом.

http://religare.ru/2_56538.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010