Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

поиск:   разделы   рассылка Беглов, Алексей Львович К обсуждению документа Межсоборного присутствия " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " Источник:  Богослов. ру Вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий " Поместный собор " и " Архиерейский собор " и о соотношении обозначаемых ими явлений был поднят на Поместном соборе РПЦ 2009 года. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия РПЦ. Результатом этого стал обсуждаемый сегодня документ " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " . Алексей Львович Беглов делится размышлениями на эту тему. В последний день памятного Поместного собора Русской Православной Церкви 2009 г. был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий " Поместный и Архиерейский собор " и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " . По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями. 1. Понятия " Поместный собор " и " Архиерейский собор " как обозначение разных типов соборов Русской Православной Церкви появились вместе в Положении об управлении Русской Церкви 1945 г. При этом соположение этих наименований содержало в себе двусмысленность. Ведь получалось, что происходило сравнение явлений " по разным основаниям " . В первом случае понятие обозначало канонический статус собора, то, что он представляет Русскую Поместную Церковь. В другом случае наименование указывало прежде всего на состав собора, на то, что он состоит из архиереев, но при этом как бы подразумевалось, что у него есть особый, отличный от Поместного собора канонический статус. Между тем, канонический статус собора не связан с его составом. Коль скоро собор выражает мнение Поместной Церкви, он является Поместным собором вне зависимости от своего состава – епископского, смешанного, или какого-то другого. (Ниже будет показано, что варианты состава собора не исчерпываются двумя.)

http://religare.ru/2_85065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25-27 ОКТЯБРЯ 1990 г. Заседал в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , в деяниях Собора участвовал 91 архиерей. А. С. состоялся в тот период существования СССР, когда уже вполне явственными становились признаки распада страны. Центральная власть стремительно ослабевала, а нараставшие центробежные тенденции порождали в ряде мест сепаратистские движения, выступавшие за выход отдельных республик из состава СССР. Подобные настроения особенно отчетливо проявлялись в Прибалтийских республиках, Молдавии, на Зап. Украине. Складывавшаяся ситуация не могла не отразиться на церковной жизни. И хотя к этому времени Церковь обрела свободу после десятилетий гонений и дискриминации, в условиях углубления кризиса советской гос. системы и усиления регионального сепаратизма в ряде епархий были учинены раскольнические акции. Одной из важнейших задач А. С. стало осмысление создавшейся в церковной жизни ситуации и выработка мер, призванных воспрепятствовать дальнейшему распространению раскольнических движений на канонической территории РПЦ. В центре внимания участников Собора стояли 3 вопроса: о новом правовом статусе РПЦ, обусловленном принятием 2 новых законов о свободе совести и вероисповедания - союзного и российского; о расколе, инициированном Синодом Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) на канонической территории Московского Патриархата; о церковной ситуации на Украине, где против правосл. Церкви продолжали выступать греко-католики и раскольники-автокефалисты. По новому союзному законодательству РПЦ получила надлежащую правовую основу для своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. В то же время Собор сделал ряд критических замечаний по отдельным положениям союзного закона, отметив отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантий права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость. В категорической форме А. С. настаивал на том, чтобы гос. учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов и в случае отказа в регистрации сообщали письменно, на каком основании подобное решение было ими принято, чтобы приход имел возможность обжаловать в суде подобное решение. Как отмечалось в определении А. С., нарушение установленного срока регистрации устава также должно подлежать судебному рассмотрению. А. С. выразил удовлетворение принятием российского закона о свободе вероисповеданий и аналогичных законов в др. союзных республиках.

http://pravenc.ru/text/76512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) , а мандатную комиссию возглавил архиеп. Берлинский, Западно-Германский и Великобританский Марк (Арндт) . 24 июня перед открытием Собора в храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия. В первый день работы А. С. святейший патриарх Алексий II выступил перед собравшимися с докладом, в котором дал оценку различным аспектам церковной жизни и представил статистические сведения. К 2008 г. в РПЦ насчитывалось 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, на которых несли служение 30 544 священнослужителя, 769 монастырей, 11 051 воскресная школа и 463 молодёжных центра. Особое внимание в докладе патриарха Алексия было уделено теме единства Церкви. 17 мая 2007 г. было восстановлено единство РПЦ и РПЦЗ. Патриарх выразил благодарность всем приближавшим это историческое событие и в первую очередь – почившему 2007 г. предстоятелю РПЦЗ митр. Лавру (Шкурле) . Преемником митр. Лавра стал митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Это избрание Архиерейского Собора Зарубежной Церкви в соответствии с Актом о каноническом общении впервые было утверждено Свящ. Синодом Московского Патриархата. Патриарх Алексий поручил Собору принять дополнение к Уставу РПЦ в соответствии с Актом, определяющим статус РПЦЗ в качестве неотъемлемой самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви. Затрагивая вопрос единства Русской Церкви в её канонических пределах, первосвятитель отметил сложность задачи сохранения церковного единства после возникновения новых независимых государств и признал правильность созданного предшествующими Соборами института самоуправляемых Церквей внутри единого Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114452.html 04 декабря 2017 Сергей Стефанов Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева Источник:  https://ria.ru/religion/20171203/1510107128.html РИА Новости Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший с 29 ноября по 2 декабря в храме Христа Спасителя, стал сразу в нескольких смыслах уникальным и историческим. О том, какие наиболее важные постановления были на нем приняты, – в обзоре РИА Новости. Этот Архиерейский собор был юбилейным – приуроченным к столетию Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, с которого началась тяжелейшая эпоха гонений за веру. Нынешний Собор собрал рекордное число епископов: на него прибыли 347 из 386 архиереев Русской церкви, более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых существуют епархии РПЦ. Первого декабря Архиерейский собор впервые посетил глава государства: президент РФ Владимир Путин выступил перед высшим духовенством с приветственным словом. Наконец, еще одно уникальное событие, также связанное с собором архиереев, предстоит совсем скоро. В день столетия интронизации святителя Тихона, 4 декабря, в храме Христа Спасителя состоится богослужение с участием всех иерархов РПЦ и приглашенных на Собор духовных лидеров других поместных церквей. Впервые за литургией будет служить весь епископат Русской церкви. Но хотя " архиерейские " торжества еще не закончены, " документальная " часть работы Собора уже завершилась. О " покаянии " Филарета Главная сенсация, связанная с работой Архиерейского собора, – это, безусловно, письменное обращение к патриарху Кириллу и епископам главы самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко. Филарет призвал к примирению и прекращению существующего с 90-х годов противостояния. " Прошу прощения во всем, чем согрешил, – словом, делом и всеми моими чувствами, – и также от сердца искренне прощаю всем " , – говорилось в обнародованном письме.

http://religare.ru/2_114452_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 11 ИЮНЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

Православный контрпроект РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_23042.html 21 ноября 2005 Светлана Солодовник Православный контрпроект Источник:  http://www.ej.ru Ежедневный Журнал Проходившая на прошлой неделе в Даниловском монастыре Международная научно-богословская конференция РПЦ на тему " Эсхатологическое учение Церкви " свидетельствовала как минимум о двух важных вещах. Во-первых, о том, что православная мысль набирает обороты и богословие в России постепенно перестает быть только строчкой в епархиальной отчетности, за которой в лучшем случае стоят исторические штудии типа " Церковь в Синодальный период " . Это подтверждал и размах конференции: около семидесяти докладчиков, среди которых были духовные лица, представляющие Русскую зарубежную церковь, поместные церкви Сербии, Греции, Румынии, Константинопольский патриархат (не говоря о клириках РПЦ); богословы из лучших православных школ, включая парижский Свято-Сергиевский богословский институт и Свято-Владимирскую академию в Нью-Йорке, — и не только православных: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс представлял Католический университет Австралии; ученые из Германии, Италии, США и России. Да что там говорить, приехал сам Христос Яннарас, профессор Афинского университета и на сегодняшний день, наверное, самый известный православный философ и богослов в мире. На московскую конференцию, которую Синодальная богословская комиссия РПЦ с 2000 года проводит каждый ноябрь (исключением стал лишь прошлый год — помешал состоявшийся в октябре Архиерейский собор), его звали регулярно, но приехал он — впервые. Львиная доля докладов затрагивала вопросы вероучительные или теоретические, однако эсхатология — та тема, которая традиционно волнует не только ученых церковных мужей, но весь церковный народ. Эсхатологические настроения, ощущение " конца истории " и грядущих катастроф, возникали в обществе во все времена, особенно в моменты социальных и политических кризисов. Сегодня их усиливают глобализационные процессы, которые многими христианами воспринимаются как завершение человеческой истории, как царство хаоса, готовящее путь Антихристу. Поэтому Церкви чрезвычайно важно выработать не только богословские, но и практические подходы к проблеме глобализации. И вот тут обнаружилась вторая важная вещь.

http://religare.ru/2_23042_1_21.html

Мониторинг СМИ Трое среди равных Архиерейский собор определил претендентов на патриарший престол 26.01.2009 17:00 Архиерейский собор Русской православной церкви вчера определил список кандидатов на патриарший престол. В него вошли митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент и Минский и Слуцкий Филарет. По мнению экспертов, расклад сил на поместном соборе, который и определит через два дня главу РПЦ, понятен уже сейчас: владыка Кирилл возглавил шорт-лист с убедительным перевесом — за него выступила почти половина епископата. Впрочем, в церкви не исключают, что выборы патриарха не ограничатся одним туром. Члены поместного собора, скорее всего, выдвинут еще одного кандидата, который может повлиять на окончательные итоги голосования. По информации " Ъ " , в борьбу может вмешаться представитель Украинской православной церкви. Все подступы к храму Христа Спасителя вчера были перекрыты сотрудниками правоохранительных органов. У памятника Фридриху Энгельсу собралось около 200 человек, которые называли себя членами общественного движения в поддержку поместного собора. В движение вошли: православный корпус прокремлевского движения " Наши " , Союз православных хоругвеносцев, Союз православных братств, Союз православных граждан. " Мы пришли молитвенно поддержать участников собора,— пояснил " Ъ " глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич.— Мы уверены, что собор пройдет мирно и будет выбран настоящий пастырь, который продолжит линию патриарха Aлekcuя II " . " Цель стояния — показать, что кампания клеветы, предпринятая против митрополита Кирилла,— кампания против РПЦ " ,— добавил руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов. Среди собравшихся выделялись старушки из движения " Единое Отечество " , которые пели: " Даруй нам, Господи, патриархом митрополита Кирилла " . Собравшиеся держали лозунги: " Дух Святой пусть укажет достойного " , " Возродим православие в России " , " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы " . Несколько человек из православного крыла движения " Наши " с аналогичными плакатами стояли при входе в зал Церковных соборов и у входа в храм Преображения Господня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Как выбирали Патриарха К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года Станислав Рыжов   20:58 28.01.2024 2213 Время на чтение 49 минут Фото: http://www.patriarchia.ru/ 15 лет назад, 27-28 января 2009 года в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран новый - шестнадцатый в истории РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ (Гундяев). 1 февраля в храме Христа Спасителя состоялась Божественная Литургия с чином Интронизации Новоизбранного Патриарха. Своими воспоминаниями об этом историческом событии делится участник Собора, постоянный автор РНЛ журналист, член Союза писателей России,бакалавр религиоведения Станислав Рыжов (Магадан). « ПРИЗРИ, ВСЕБЛАГИЙ ВЛАДЫКО, НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СОБОР…» Поместный Собор 2009 года подвел итоги минувшего двадцатилетия. Напомним, что предварил его Архиерейский Собор, состоявшийся 25-26 января 2009 г. Поместный Собор начался 27 января с Божественной литургии в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Правили ее члены Священного Синода во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Кириллом…

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/27/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010